Воробьев Максим Зотикович : другие произведения.

Всякий труд благослови...Глава 4

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Из очерков по истории Заочья. 18-19 век.Великий ученый Андрей Тимофеевич Болотов

  
  
   Есть жажда творчества,
   Уменье созидать,...
   Николай Майоров
  
  
  
  
   Андрей Тимофеевич Болотов - первый русский агроном и ландшафтный дизайнер. Человек, обладавший энциклопедическими знаниями и умеющий делать своими руками почти все. Он знал ответы на главные вопросы жизни. Он знал, для чего создан и куда должен стремиться человек.
  В явлениях природы, в любой травинке он видел великий смысл и не уставал благодарить Создателя. Великий ум, разве что Ломоносов под стать ему. К нашему стыду, мы мало знаем о нем. Да и откуда? В школе не проходят, в институтах уделяют внимание другим персонажам истории.
   Нельзя, говоря об истории Заочья, да и всей России, обойти стороной этого человека. Тем более, что его усадьба, где он прожил большую часть своей жизни, совершил многие открытия и создавал свои труды находится всего в 23-х километрах (если держать путь по проселочным дорогам) от современного Пущино.
   Возможно, его напряженный поиск мысли, увлечение творчеством, восторг и благоговейные молитвы к Создателю мистическим образом предопределили появление на берегах Оки научного городка.
   Андрей Тимофеевич родился 7 октября 1738 года в Дворянинове, тогда небольшой деревеньке Тульской губернии, расположенной, кстати, рядом с комплексом Каширских железоделательных заводов, к тому времени заброшенных. Соседние деревушки Дмитриевское и Ченцово мы уже вспоминали в самом начале этой книги. С детских лет мальчик питал склонность к учению и рисованию. Отец его был военный, и все семейство обычно следовало за ним в различные места службы. Но когда Андрею исполнилось 12 лет, родитель его умер. Через два года скончалась и мать. Подросток остался один и был определен на попечение к дядюшке. В то время военная служба дворян начиналась с детства. Всю свою юность Андрей провел в регулярной армии. Участвовал в Семилетней войне, взятии Кенигсберга. В Кенигсберге Болотов пробыл четыре года, служа в городской канцелярии. Там он изучает достижения немецкой философии и всей европейской науки. Все свое сводное время он постоянно занимался самообразованием, читал, рисовал, ставил физические и химические опыты. По Промыслу Божию он попадает в Петербург. 1762 г., царствование Петра III, всеобщее недовольство и готовящийся переворот. Болотов встречает своего приятеля еще по Кенигсбергу - Григория Орлова. Но от участия в заговоре против императора решительно отказывается и подает в отставку. Его мечта - жить на природе, трудом своих рук и заниматься науками. "Манифест о вольности дворянства" пришелся кстати. Прошение об отставке удовлетворено, он едет, наконец, в свое родное Дворяниново, и уже в дороге узнает об успехе заговора и воцарении Екатерины. Возблагодарив Бога, что оказался в стороне от придворных интриг, почестей и светской жизни Андрей Тимофеевич в сентябре 1762 г. приезжает в свое небольшое имение. Ему двадцать четыре года, вся жизнь впереди и он будет строить ее так, как считает нужным. О своем жизненном пути он подробно напишет в автобиографических записках "Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков".
   В Дворянинове Болотов проведет большую часть своей длинной и плодотворной жизни. В самом начале он налаживает свое хозяйство и принимается за изучение агрономии. Он первым разработал теорию севооборота, создал руководство по агротехнике, начал использовать удобрения, первым в Росссии стал выводить новые сорта плодовых культур, установил принципы экологического использования лесных ресурсов.
   Болотову мы обязаны и внедрением в России разведения картофеля. Он первым описал его свойства и дал название. В познании природы Андрей Тимофеевич намного опередил свое время. Он был физиком, химиком, врачом, биологом, писателем, философом и художником. В маленькой деревушке были заложены основы экологии, физиотерапии, открыт первый закон генетики.
  После себя он оставил свыше трехсот пятидесяти томов сочинений.
   Кроме всего прочего Болотов был выдающимся администратором, педагогом и издателем. В течение десяти лет он выпускал научные журналы "Сельский житель", а затем "Экономический магазин". Полное название журнала, свидетельствующее о широте взглядов его создателя звучало так: "Экономический магазин, или собрание всяких экономических известий, опытов, открытий, примечаний, наставлений, записок и советов, относящихся до земледелия, скотоводства, до садов и огородов, до лугов, лесов, прудов, разных продуктов, до деревенских строений, домашних лекарств, врачебных трав и до других всяких нужных и не бесполезных городским и деревенским жителям вещей, в пользу российских домостроителей".
   По проекту Болотова был распланирован и построен город Богородицк в Тульской губернии, куда он был назначен управляющим имениями императорского двора. Этому воплощению в жизнь своих градостроительных и парковых проектов Андрей Тимофеевич посвятил более двадцати лет напряженного труда.
   Несколько поколений русских детей училось, читая составленную Болотовым "Детскую философию" - прообраз популярных научных энциклопедий, где в форме беседы рассказывалось об устройстве мира, новейших достижениях науки и технических новинках того времени.
   На протяжении всей своей жизни он не уставал ежедневно восхищаться природой и благодарить Создателя. Главным для творчества и полноценного бытия Болотов считал гармонию с окружающим миром. По его признанию: " ...вся натура была мне открыта". К безбожникам, атеистам, бунтовщикам и революционерам Андрей Тимофеевич относился резко отрицательно. Таких сочинителей как Вольтер и Гельвеций он характеризовал как "извергов и развратителей человеческого рода". Главным же философским произведением Болотова стал трактат "Путеводитель к истинному человеческому счастью, или Опыт нравоучительных и отчасти философических рассуждений о благополучии человеческой жизни и средствах к приобретению онаго". Центральной его мыслью является утверждение, что счастье не зависит от внешних условий, а приходит только к искренно верующему и благодарному человеку, во всем полагающемуся на Божий Промысел. Все созданное Господом прекрасно, величественно и гармонично, нужно лишь уметь увидеть эту красоту мира.
   "В самых тех (натуральных вещах.), в которых мы прежде никакой красоты не находили, приметим мы уже красоту и красоту неописанною. Яхонтовый на пример свод неба, многоразличные великолепные и переменные виды, и мраморная пестрота облаков, а особливо при восхождении и захождении солнца... пестрота и многоразличность колеров на поверхности земной, разные зелени на древах и произрастениях, вблизи и вдали находящихся, вид вод ближних и дальних, разнообразность в видах земель и каменьев, также фигура и расположение особенное каждого произрастания, равно как животных, обитаемых в воздухе и на земли, и другие подобные тому безчисленные вещи могут составлять предметы, могущие в восхищение приводить наше зрение, как скоро приучим мы себя смотреть на них так, как бы то в первый раз от роду было...".
   Огромный талант, искренняя вера и неистощимая трудоспособность определили отношение Болотова к жизни во всех ее проявлениях. На протяжении всей жизни он вел записки о всех совершающихся событиях, которые затем составили основу его автобиографической прозы. Понять его внутренний мир невозможно без этого, поистине энциклопедического труда. Его регулярные рассуждения о прожитых годах в поместье - образец состояния души настоящего православного христианина:
   "Сегодня минуло мне ровно семь лет (говорил я), как я живу уже в деревне своей, по удалении себя от света и из службы. Когда прошло это время! Боже мой! Как скоро течет человеческая жизнь! Как быстро текущая вода, уходит она вниз и назад не возвращается. Минута за минутой гонится, час за часом идет и день за днем следуют и не останавливаются ни на минуту.
   Какие бы где происшествия не происходили, но времени ни до чего дела нет, ни для чего оно не остановится, но бежит, или паче летит наискорейшим образом и спешит в неизмеримое море вечности.
   Вот в какое короткое время и столько лет прошло!.. Целых уже семь лет живу я в своей деревне!.. Когда они прошли? Истинно я их почти не видал.
   Но что бы тому причиною было, что они мне так неприметны были?.. Несчастия ли какие или горести, или иное что тому подобное?.. Ах! нет, сего я не могу сказать. Я все сие время благополучно проводил так, как только могла желать душа моя.
   Великий Боже! какими щедротами Твоими были преисполнены сии дни мои! Какие многие и незаслуженные милости Ты мне оказывал! Поистине без радостных слез и без чувствия наинежнейшей благодарности всего вспомнить не могу. Довольно ли, что могу сказать, что все желания мои исполнялись и часто еще исполнение оных все мое чаяние превосходило, ибо что бы такое было еще не получено, чего желал я?
   Всего более желал я получить спокойную жизнь и вырваться из уз большого света. И вот не только я ее получил, но семь уже лет ею наслаждался. Еще желал я, чтоб был здоров, и вот могу сказать, что сии семь лет я в вожделенном здоровье препроводил. Не благость ли сия Божеская, и не Его ли было покровительство? Ни однажды я болен не был, выключая небольшие припадки, кои за ничто почесть можно.
   Еще желал я получить в жизни товарища, и вот я получил семейство, какого лучше желать не могу.
   Желание богатства никогда мною не господствовало и я не мучился сею страстью, а единственно желал только иметь умеренный и такой достаток, чтобы мог без дальней нужды спокойную жизнь вести; и я то теперь с лихвою еще имею. Доходы мои хотя и не гораздо велики, но с меня их довольно, и нужды дальней, да и не какой я не видал, а впредь уповаю на щедроту того же Подателя.
   Желание наследия, то есть детей, хотя во мне и было, ибо всякий человек натурально к тому склонен; но как обстоятельства касающиеся до сего пункта мне довольно сведомы, то предавал я сей пункт на волю моего Создателя; однако вот имею ныне двух детей, дарованных Его десницею. Дочери моей уже третий год, а сыну скоро год минет. И поверите ли, я более бы и не желал, если б только Всевышний соблаговолил их взрастить, а паче всего сделать хорошими детьми! Но что о сем пункте говорить, он в руце Господни всегда был и будет.
  .............................................................................................................................
   Но что мне далее говорить? Одним словом, все дела и начинания мои имели успех и успех неожидаемый. Многажды я и сам дивился, что из начинаемых мною дел выливалось совсем иное и гораздо лучшее, нежели я думал и себе представлял; не особливое ли сие Божеское благословение и не должно ли мне за то благодарить моего Создателя?
   Вот что я чувствовал и как говорил и мыслил я тогда, и как мыслил и во все течение моей жизни..." Это искреннее и впечатляющее признание истинного христианина, вручившего свою жизнь Божественному Промыслу. В 1770 г., Андрей Тимофеевич вместе с семьей едет на освящение Казанской церкви в селе Савино, расположенном всего в пяти километрах от его усадьбы. Этот храм станет приходским для семьи Болотовых. Сюда он будет ездить на службы почти всю жизнь, исключая длительные периоды работы управляющим в Малино и Богородицке. В этом храме его и отпоют в 1833 г. после творчески и плодотворно прожитой 95-ти летней жизни.
  
   "Не стоит село без праведника", - гласит русская народная мудрость. Про Андрея Тимофеевича можно с уверенностью сказать, что не только его родное Дворяниново, но и все Заочье, да и вся Тульская земля освящены его трудами и молитвами. Его гений оказал влияние на всю Россию.
   Как-то просветитель (каким это интересно светом?), издатель трудов Болотова Н.И.Новиков предложил ему вступить в масонскую ложу. Андрей Тимофеевич сразу решительно отказался. Если служить благим целям, то почему втайне?
  Зачем скрываться и прятаться, если вы хотите добра? Зачем особые обряды, если есть Церковь? Вопросы простые и очевидные, но мало кто над этим задумывался. Позже, когда Новикова арестовали, и Болотов получил ощутимый удар, лишившись издателя и некоторых рукописей, он все же радовался, что тайные замыслы разрушены. "Бог отвел и сохранил меня", -сказал он при известии о бедствии, постигшем некоторых знатных дворян, вовлеченных в масонское общество.
   Сейчас в Дворяниново находится музей. Усадьба была реконструирована по чертежам и рисункам Болотова. Она стоит на крутом береговом склоне реки Скниги, с которого открывается панорама русских просторов на десятки километров. От самой реки поднимается длинная, крутая лестница и на верхней площадке, сразу за усадебным домом, сооружен памятник А.Т.Болотову. Как и при жизни он вглядывается в захватывающие дух пространства, столь любимые им, и дающие пищу вдохновенным мыслям.
   Рядом с усадебным домом так называемая "арка здоровья" - старый, разбитый молнией при жизни Болотова дуб, упавший на молодой вяз и сросшийся с ним. Частенько проходил под ней Андрей Тимофеевич хозяйским оком оглядывая свои владения и размышляя о дивной гармонии сотворенного мира. Последние сорок лет он жил по строгому распорядку: весной и летом вставал в четвертом часу утра, зимой и осенью в шестом, спать ложился в десятом часу вечера. До завтрака записывал в своих книгах наблюдения, мысли и события прошедшего дня; за чаем прочитывал газеты, затем работал в саду, в поле или кабинете; обедал и после часа отдыха трудился до ужина.
   Кроме родового имения у Андрея Тимофеевича была еще во владении часть деревеньки Калитино, что в девяти километрах южнее Пущино.
   Обладая добрым, открытым и отзывчивым сердцем, Андрей Тимофеевич навещал своих родственников и соседей, бескорыстно делился с ними своим опытом и знаниями. Окрестные села и деревни он объехал не один раз. Пущино, Балково, Митенки, Зыбинка, везде он желанный гость и советчик. Вот его описание одной из таких поездок совершенных в январе 1771 г.
   "Но как последующий день поехали оттуда (из Лужков) в Пущино обедать, то и началось наше горе. Где ни возмись буря и метель такая скверная погода, какая случается очень редко; но как переезд был тут недалекий, то и думали мы, что до Пущина как-нибудь доедем, а там располагались обедать и ночевать у хозяйки.
   Но не то сделалось! В Пущино как-нибудь мы доехали, но тут вдруг сказывают нам, что хозяйки нет дома, и что она уехала в Серпухов и пробудет там несколько дней.
   Господи! Какая была тогда для нас досада. Тут оставаться было неможно, у хозяйки было все заперто... Наконец предложил я, чтобы заехать к жившему верст пять или меньше оттуда другу моему г.Полонскому (в деревню Зыбинку)... Дорога туда была самая маленькая полями, и вся занесена так метелью, что едва можно было видеть... Люди наши, позахватившие в Пущине несколько в лоб, где их по усердию знакомцы поподчивали, все перезябли не на живот, а на смерть, и едва-было не потеряли совсем след дорожный.
   К нашему несчастию надлежало нам проезжать сквозь экономическую деревню Балково и пробираться тесным и наполовину сугробами занесенным проулком. Тут мы попали в такую трущобу и тесноту, что нас сломали-было совершенно...
   В Зыбинке открывали ворота. Створку сорвало ветром и добило стекла у возка. И чуть не до смерти зашибло камердиненра".
   Этот, 1771 год вошел в историю России как год чумы и чумного бунта в Москве. Моровое поветрие захватило все южные и множество центральных областей. В пору грозного Божьего посещения особенно проявились милость Пресвятой Богородицы ее покров и заступничество. Были прославлены образы Божией Матери Калужской, Боголюбской, Кипрской, Тульской "Живоносный источник", по молитвам к которым прекращался мор и были исцеления. Все это конечно прекрасно знал и Андрей Тимофеевич, всю жизнь уповавший на своего Создателя и Покровителя. Своих детей и племянников он воспитывал в благочестии и устроил для них своеобразное училище, где главным преподавателем, наставником и директором был он сам.
   В начале XIX века Е.А.Ляхова, владелица Митенок, вышла замуж за А.М.Болотова, племянника Андрея Тимофеевича и поместье перешло к Болотовым.
   Многочисленное потомство А.Т.Болотова не раз участвовало в самых разнообразных делах на благо России. Праправнучка Андрея Тимофеевича Софья Михайловна Янькова (урожденная Болотова), по благословению Преподобного Амвросия Оптинского стала первой настоятельницей Шамординской обители. Ее брат, известный художник Дмитрий Михайлович Болотов принял монашество в Оптиной пустыни, став иконописцем о.Даниилом. Рассказ о нем впереди.
  
   XVIII-й - начало XIX-го века были золотым временем дворянских поместий. Усадебные парки, пруды, строения, новые каменные храмы буквально как весенние цветы расцвели по всей среднерусской равнине. Не осталась в стороне и Окская земля. Жерновка, Есуково, Лукьяново, Сенькино, Каргашино, Коптево, Вязищи, Пирогово, Агарино, Якшино - вот неполный перечень местных достопримечательностей. Почти каждая деревня, каждое село или даже пустошь может похвастаться прудом, родником, аллеей, развалинами церкви или господской усадьбы.
   "Около сего времени, - напишет А.Т.Болотов в 1795 году, - вошло в обыкновение у дворян строить сельские дома их все с антресолями. Обыкновенные дома состояли из лакейской, залы, буфета, гостиной и детской... Каменные фундаменты, выходом в омшаник под полом... Переделывая (дома)... многие разорились и в долги впали".
   Каменные храмы строятся в Страхово в честь иконы Божией Матери "Знамение" (1715); Велегоже в честь Рождества Богородицы (1730 г.); Липицах в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (1735); Ченцово - Александра Кипрского(1752); Волковичах - Покрова Богородицы (1786), уже упоминавшийся храм иконы Богородицы Казанской(1770) в Савинском.
   Село Подмоклово даже здесь стоит особняком. Оно находится в 20 км. выше по течению Оки от Пущино. Даже если не знать о древнем городище возле села, не обращать внимания на развалины усадебных строений, нельзя не замереть от величавого храма, отражающегося в небольших прудах. Огромная ротонда, словно перенесенная из Италии, возвышается на окском берегу. Окруженная аркадой, на которой стоят скульптуры шестнадцати апостолов, вырезанные из местного известняка, она предвосхитила развитие русской зодчества на десятилетия. Это подлинный шедевр архитектуры и второго подобного ему нет во всей России.
   Церковь Рождества Богородицы была заложена в 1714 г., а освящена в 1754-м. Имение принадлежало тогда князьям Долгоруковым. Григорий Федорович Долгоруков (1656 - 1723) был опытным дипломатом и видным сановником при дворе Петра I. В 1722 г. священный Синод специальным указом строжайше запретит украшать храмы какими-либо изваяниями. И Подмокловская церковь вместе с церковью Знамения в Дубровицах (1704) останется уникальным явлением в русском храмовом зодчестве. Последовавшая после смерти императора эпоха дворцовых переворотов помешала окончанию постройки. Долгоруковы впали в немилость и лишь внук Григория Федоровича - Николай Сергеевич Долгоруков сможет, вернувшись из ссылки, завершить постройку храма.
   Через четыре года, (1758) освящен храм Преображения Господня в Жерновке в 13 км. восточнее Пущино, построенный на средства владельца села генерала-поручика Иродиона Михайловича Кошелева.
   В 1765 г. в Пущино освящен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
   В селе Спас-Тешилове усердием его тогдашнего владельца генерал-поручика Даниила Степановича Журавлева в 1770 г. возводится новая деревянная церковь также в честь Преображения Господня.
   Заокская земля расцветала и приносила видимый духовный плод своей признательности Богу.
   Около 1758 года в Серпухове родился преподобный Герман Аляскинский. 16-ти летним юношей он приходит в монастырь: сначала в Троице-Сергиеву пустынь в окрестностях Петербурга, потом Валаамский монастырь. Подвиги преподобного Германа на Валааме продолжались 15 лет. Он всей душой прилепился к этой обители, но Промысел Божий избрал его вместе с другими девятью монахами Валаама для подвига просвещения обитателей Алеутских островов. В 1793 г. духовная миссия отправилась из Петербурга на о.Кадьяк и прибыла на место в 1794 г. Руководил миссией архимандрит Иоасаф (Болотов), родственник Андрея Тимофеевича. После его гибели обязанности начальника миссии фактически стал исполнять преподобный Герман. Миссия достигла огромных успехов: крестились несколько тысяч алеутов, открыта школа, построен и освящен храм Воскресения Христова. Преподобного Германа хотели посвятить в иеромонаха, но он по смирению отказался и до конца жизни пребывал простым монахом, исполняя подвиг старчества. Защищая коренных жителей Кадьяка он, не взирая на лица, обличал колонистов и предпринимателей в недостойном поведении и притеснении алеутов. Несмотря на клевету и гонения Преподобный до конца своей жизни остался со своими духовными чадами. Он переселился на остров Еловый, который назвал Новым Валаамом.
   Во время первой русской кругосветной экспедиции Крузенштерна шлюп "Нева" под командованием Юрия Федоровича Лисянского пристал к берегу острова Кадьяк. Все лето и осень 1804 г. мореплаватели провели на алеутских островах, помогая русским колонистам. На острове Ситха на русскую крепость напали индейцы-колоши, подговоренные американскими матросами. Ю.Ф.Лисянский огнем судовых орудий разогнал нападавших, а затем высадил десант и довершил разгром дикарей. Были спасены жизни многих русских людей. Вероятно перед отплытием Преподобный Герман благословил моряков на дальнейший путь.
   Однажды во время наводнения испуганные алеуты прибежали к Преподобному с просьбой защитить их от стихии. Старец вышел на берег с иконой и стал молиться, испуганным жителям сказал: "Не бойтесь, далее того места, где стоит икона вода не пойдет". И вскоре алеуты еще раз убедились в том , что каждое слово праведника истинно. Разразившаяся эпидемия унесла жизни многих алеутов. Преподобный сострадая им устроил училище для сирот, учил их Закону Божию и церковному пению. Рядом со своей кельей устроил часовню, куда собирал алеутов для молитвы, читал им Апостол и Евангелие. Увлеченные его мудрыми наставлениями о жизни и Творце всего мира алеуты расходились по домам уже под вечер. Получив от Бога дар прозорливости и пророчества преподобный Герман предсказывал, что в Америке будет свой архиерей. Перед своей кончиной он потерял зрение, но обладая духовным видением предсказал время своей смерти и обстоятельства погребения. Преподобный Герман отошел ко Господу в 1837 г., на 81-м году жизни.
  
   В началеХIХ века в Серпухове одновременно проживали еще двое святых. Блаженная старица Ефросинья (в миру княгиня Евдокия Вяземская) во Владычнем монастыре с 1806 по 1845 г. И получивший дар пророчества монах Авель в Высоцком монастыре с 1823 по 1826 г.
   По своей мирской профессии монах Авель был коновал, но все его внимание было устремлено к горнему миру и на судьбы Божии. Принял постриг в Валаамском монастыре, затем взяв благословение игумена удалился в пустынное место, где стал усердно подвизаться в монашеских подвигах. В исторических материалах о нем сохранилось свидетельство, как о прозорливце, предсказавшем крупные политические события своего времени. Он предсказал время и обстоятельства смерти Екатерины II, императора Павла, занятие Москвы французами и мятеж декабристов 1825 г. За свою долгую жизнь Авель просидел в тюрьме за предсказания в общей сложности 21 год. Умер он в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре в 1846 г.Достаточно подробно излагает его историю С.А.Нилус в своей книге "На берегу Божьей реки".
   Блаженная старица Ефросиния была известна своей святой жизнью всему Серпухову. Она ходила босая даже зимой, с тяжелой железной цепью на шее, питалась только хлебом, водой и квасом. Пребывая в постоянной молитве, Старица отдыхала лишь два часа в сутки на голых досках преклонив голову на локти. Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, хорошо знал ее и, посещая Владычный монастырь, подолгу беседовал со святой в ее келье. Однако по злому навету блаженная старица была изгнана из монастыря и последние 10 лет жизни провела в селе Колюпаново, что возле города Алексина Тульской области. В восьмидесяти километрах от современного Пущино. Ископав там чудотворный кладезь возле Оки, блаженная преставилась 16 июля 1855 г. и погребена в приделе церкви села Колюпанова. Канонизирована в лике святых Тульской земли в 1988 г. Ныне на месте ее упокоения находится Свято-Казанский женский монастырь, где и почивают ее праведные мощи. Источник Блаженной Ефросинии известен всей России. "Берите воду из моего кладезя и здравы будете", - говорила блаженная и по ее святым молитвам чудеса исцелений не прекращаются. Самые безнадежные больные получали и поныне получают здесь облегчение, а нередко и полное исцеление.
   Так начало века ХIХ поистине стало золотым веком России. Наше Окская земля по праву может гордиться своими детьми и питомцами, поднявшимися на такие высоты духа, о которых мы сейчас не можем даже и мечтать. Достойно ли мы живем на земле своих предков? Сохраняем ли память о них, их делах и свершениях? Можем ли мы по праву считаться их потомками, утратив непоколебимую Веру и решимость стоять за нее до конца? Мы расточили почти все наследие и мало что после себя можем оставить грядущим поколениям. Даже рожать и то не можем, не хотим, боимся или ленимся. А что говорить о воспитании? Но пока по милости Творца мы еще живы и можем изменить всю свою жизнь. Надо лишь вспомнить, кто мы и чьи потомки. А примеров для подражания в нашем прошлом не перечесть. Наш край - часть единой, Великой России, также как и мы ее дети, и забывать об этом - непростительный грех произвольного беспамятства.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"