Книга пророка Ионы- одна из ветхозаветных книг Библии- почти сказочна, и в то же время правдива и по-богословски глубока! И является увлекательным чтением не только для детей , но и неисчерпаемым источником размышлений как для их родителей, так и для читателей любого возраста. Эта книга давно и прочно вошла в православное богослужение.
Историю Ионы, проведшего три дня и три ночи внутри огромной рыбы и потом Богом чудесным образом спасённого, напомнил своим ученикам наш Спаситель Иисус Христос, когда говорил о cвоём трёхдневном пребывании во гробе перед Воскресением. "Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи". (Мф.12:40).
Иона- личность историческая, как и всё в Библии. В одном из иудейских преданий говорится, что Иона был сыном вдовы Сарептской, которого чудесным образом воскресил пророк Илия. Первые христиане часто изображали историю Ионы на стенах катакомб, потому что она напоминала им о страданиях, смерти и воскресении Христовом. Иона был сыном Амафии из города Гафхефера и жил в VΙΙΙ-ом веке до рождества Христова, в одно время с пророками Амосом и Осией. А известным он стал при израильском царе Иеровоаме ΙΙ-ом, которому предсказал восстановление его царства, и потому Иону называют ещё "царским" пророком. Через него Господь показывает гордому своим "избранием" израильскому народу, что милосердие Его распространяется на все народы, и что Бог не хочет гибели ни одного человека.
По еврейски имя Иона обозначает "голубь". Но таким ли уж голубком был пророк? Первая неожиданность в цепи Божьего плана - это сам Иона. Пророк, отказавшийся принять Божий призыв, с трудом соответствует привычному библейскому образу пророка. Разве пророки скрываются от Бога? Это вынудило Господа послать бурю, грозившую потопить корабль с беглецом. Следующая неожиданность состоит в том, что именно язычники, попавшие в шторм, а не израильтянин, молятся об избавлении от бедствия. Они-молятся, а Иона-...спит. Затем книга передаёт его, Ионы, переживания. Ведь Иона был послан Богом в столицу Ассирии, город Ниневию, чтобы призвать её грешных жителей к покаянию. Государство Ассирия, окупант и угнетатель, как и её столица, как и её народ, были заклятыми врагами Израиля, и это поручение Небесного Отца было израильтянину Ионе очень не по душе. Как часто не по душе приходятся детям поручения своих отцов, идущие вопреки их детской логике и недостаточному жизненному опыту! И, наконец, после всех превратностей Иониной судьбы следует еще один удивительный поворот событий. Жители Ниневии в большинстве своем раскаиваются в грехах и спасаются таким образом от Божественного приговора. Но самой большой неожиданностью оказывается то, что покаяние ниневитян опечалило и даже разгневало Иону. Не удивительно, что пророк сердится на тех, кто раскаялся и обратился от грехов своих. Книга действительно полна неожиданностей,
Однако самое удивительное в Книге пророка Ионы- вовсе не чудеса, происходящие с пророком, а невероятная милость Божья к своенравным грешным людям и к такому непокорному, ошибающемуся пророку, как Иона. Если Бог продолжал сотрудничество с человеком, который поначалу проигнорировал Его поручение, тогда есть надежда и для нас, поступающих иногда так же плохо, как и этот упрямый и непослушный человек, которому следовало бы знать, чем все закончится. Конечно же, милость Божья проявляется и изливается на всех, в том числе и на тех, кто, зная всё, тем не менее, поступает неправильно. Пожалуй, это касается каждого из нас.
Книга пророка Ионы не о "большой рыбе", проглотившей Иону, а о "великом Боге", предусмотревшем эту рыбу. Эта книга о Боге, Который проявлял Свою силу наибольшим образом, оказавшись в самом "беспомощном" положении - пригвожденным ко кресту. Он отдал Свою жизнь за тех, кто не знает лучшего, и, может быть, в особенности за тех, кто "всё знает". Мы же все получаем духовную милостыню: берем, зачастую, не отдавая; получаем, иногда, того не заслуживая, обретаем то, чего и вовсе недостойны. Так и Ионе хотелось видеть вовсе не спасение, а гибель своего угнетателя, и Иона поспешил сесть на корабль и уплыть подальше от глаз Господних, в надежде, что Бог про своё поручение забудет. Фарсис-это Испания, и пророк ехал так далеко на Запад с тем, чтобы освободиться от Божьего повеления. Почему пытался бежать Иона? Блаженный Феодорит отвечает на этот вопрос так. Иона "решился на оное, потому что, хотя как пророк и знал, что Бог... повсюду, и ни одно место не лишено Его промышления, однакоже предполагал, что являет Он Своё присутствие в одном только Иерусалиме. Причиною же бегства сего были... не ленность и не страх, напротив того, он знал... что, если ниневитяне прибегнут к покаянию, то, несомненно, сподобятся Божия человеколюбия; а посему почёл неприличным и пророчеству оказаться ложным, и ему вместо пророка именоваться лжецом. А к сему предположению подавала ему мысль самая проповедь об угрожающем наказнии; ему представлялось, что Бог, если бы угодно Ему было наказать, не предвозвещал бы о том. Угроза же наказанием, конечно, есть побуждение к покаянию. Сверх того, предполагал Он, что благопокорность ниневитян, поверивших человеку неизвестному и иноплеменному, послужит к обвинению иудеев, которые тьмочисленным единоплеменным пророкам, подтверждающим пророчества чудотворениями, постоянно пребывают непослушными и не получают от них никакой пользы. Посему-то пророк не исполнил немедленно повеления, но предался бегству морем, чтобы весьма скоро избавиться от такого служения" (53,т.29,с.338). А когда корабль был уже в море, Бог наслал шторм, угрожавший разбить и потопить корабль, матросы перепугались, стали молиться каждый своему богу и бросили жребий, чтобы узнать, кто же виноват и по чьей вине постигло их это несчастье. Жребий пал на Иону, и он признался, что ослушался повеления своего Небесного Отца, чем навлёк на себя Его гнев, и матросам ничего не остётся, кроме того, чтобы, спасения своего ради, выбросить Иону за борт, в бушующие волны. И матросам (с большой неохотой, кстати) пришлось выполнить Ионину просьбу. Шторм сразу утих, корабль и люди были спасены, а Бог послал большую рыбу, которая проглотила пророка живьём, и три дня и три ночи он провёл в её утробе, моля Бога о прощении. И Бог повелел рыбе выплюнуть Иону на сушу, чтобы тот смог выполнить Божье поручение. Как любящий, но строгий Отец, Господь простил непослушного вначале Иону и дал ему ещё один шанс привести ниневийских грешников к раскаянию и показать, что Господь одинаково любит всех своих детей, не только "первенцев" израильтян, но и непослушных язычников.
На этот раз Иона выполнил Божье повеление. Явившись в Ниневию, Иона пошёл на самую оживлённую городскую площадь и объявил, что через 40 дней город погибнет. Такое предупреждение пророка сразу привело всесь город в большое волнение. Горожане поверили пророку и раскаялись. Они одели рубища и постились, и даже сам царь снял с себя свои царские одежды и оделся во вретище. И каждый житель города честно и искренне решил оставить своё порочное прошлое. Весь народ от души пытался хоть как-то исправить свои греховные пути: добытое неправедным путём добро было возвращено хозяевам, и несправедливые судебные решения были пересмотрены. Бог увидел, что люди искренни в своём раскаянии и простил их. Ниневия была спасена. А пророк, в глубине своей души всё же надеявшийся на то, что гибель Ниневии из-за её непокаявшихся жителей приведёт к гибели одного из самых злейших врагов Израиля, был разочарован, и мало того, даже раздосадован таким исходом дела. И, ожидая, каким же будет Божье решенье, построил за чертой города шалаш, в котором и ждал, какой оборот примет дело. Был очень жаркий день, и Бог дал произрасти растению, которое дало тень Ионе и защитило его от жгучего солнца. Что доставило Ионе большую радость. Но затем Бог послал червя, который подточил это растение, и оно засохло. Без такой защиты солнце палило неимоверно, и такой исход дела заставил Иону взмолиться и просить себе о...смерти. И тогда ослабевший пророк услышал слова Божьи. "Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой (то есть-детей) .
А теперь зададимся вопросом: был ли Иона во чреве китовом или не был? Для плотского ума чудо с Ионой остаётся неприемлемым, как, например, и то, что Иисус Навин повелел солнцу остановиться (И.Навин,10:12-14). Но нет никакого сомнения в том, что в книге Ионы описаны действительно происходившие события! Основной пункт противоречия таков: у кита- узкая глотка, и человек туда не пролезет, а если и пролезет, то за три дня непременно там умрёт. И потому, говорят, вся книга в лучшем случае представляет собой притчу, чисто художественное произведение. Можно пуститься в объяснения, что даже чисто технически такое вполне могло произойти, начав с того, что в еврейском тексте слово, переведённое как "кит", означает просто большую рыбу без определения её вида. Но оставим это маловерам! В Писании сказано: "И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи". (Иона 2:1). В пользу реальности этого события приведём свидетельства самые серьёзные, прозвучавшие из уст Самого Христа. "Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не даётся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы" (Мф.12-39-41). "Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не даётся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы" (Лк.11:29-30,32). Как видим, Христос не считал книгу Ионы сборником мифов или аллегорий, написанной уже через несколько веков после смерти пророка. И этот аргумент Христа мог иметь убедительную силу для иудейских фарисеев только в одном случае: если этот факт имел место на самом деле! Из древних авторов сообщает об Ионе и римский историк Ι-го века Иосиф Флавий. "Этому Иеровоаму (царю Израиля) Иона предсказал, что ему следует начать войну с ассирийцами, потому что он одержит верх над их силами и расширит свои собственные владения... затем пророк отправился в Ниневию, и придя туда, стал на такое видное место, откуда все могли его услышать, и возгласил, что ассирийцы спустя короткое время лишатся своей власти над Азиею. После данного предсказания он возвратился восвояси".
Таким образом мы видим, что все события, упоминающиеся в книге пророка Ионы, находят полное историческое подтверждение. Имя Ионы сохранилось на землях Ассирии как в названиях различных географических мест, построек, так и в легендах местных жителей. Так, Ниневия, вплоть до открытия её в 19-ом веке археологами, покоилась под двумя холмами Куюнджик и Неби Юнус (Холм Ионы). На холме Юнуса (Ионы) выделяется мечеть пророка Ионы с куполом в виде ребристого колпака и невысоким скромным минаретом. И арабский историк 13-го века писал, что Бог послал в Ниневию пророка Иону...
И сегодня древнего пророка не нужно принимать одной лишь верой, ибо оно доказано и не вызывает ни у кого возражений!
Блаженный Феодорит Кирский считал, что "сила чрева претворять вмещаемое в нём, остановлена была в своём действии". Чревом же адовым назвал он китово чрево, потому что "и зверь был смертоносен, и пророк по самому естеству дела был уже мертвец, остававшийся в живых по единой благодати". И что всего удивительнее, действительно вкусивший смерть сказал о Себе, что три дни и три нощи будет в утробе земли, а видевший над собой только сень смертную китово чрево называет "чревом адовым". Ибо не во власти Ионы была жизнь его, а у Владыки Христа и смерть была вольная, и воскресение в Его же воле. И потому в Евангелии то место, где ад и смерть, наречено сердцем земли, а здесь чрево китово наименовано адом". (53, т.29, с.341-342).
Наука нам указывает, что существуют разнообразные породы китов. Есть киты, не имеющие зубов, но снабжённые "китовым усом". Среди них есть киты, называющиеся "финвалы", и желудок этих китов таков, что в нём может поместиться не один человек. Этого рода киты дышат воздухом, имеют в голове воздушную запасную камеру, являющуюся расширением носовой полости. Прежде, чем проглотить очень крупный предмет, кит проталкивает его в эту камеру, и в случае, если этот предмет окажется слишком большим, то кит плывёт к ближайшей суше, ложится в мелкие воды и выбрасывает (выплёвывает) ношу. Учёный д-р Рансон Гарвей свидетельствует, что его приятель вполз изо рта мёртвого кита в эту воздушную камеру. Этот же учёный указывает, что собака, упавшая за борт китобойного судна, через 6 (шесть!) дней была найдена в голове кита живой. Из сказанного видно, что Иона вполне мог пробыть во"чреве", т.е., в воздушной камере такого кита три дня и три ночи и остаться живым. Так что даже из научных данных мы можем видеть, что Иона мог быть поглощён и китом. Древнееврейское же слово "даг" указывает на "большую рыбу". В таком случае можно указать на рыбу, именующуюся "кит-акула", или "костяная акула". Своё название эта рыба получила от того, что не имеет зубов, а процеживает пищу через большие пластинки (усы) во рту. Эта акула имеет вполне достаточный желудок, чтобы там поместился даже
человек.
Касательно же того, что Иона пробыл во чреве большого морского существа три дня и три ночи и остался живым, можно прежде всего сказать: "у Бога всё возможно". Однако, существует и немало рассказов о моряках, проглоченных китами, и, в частности, о Джеймсе Бартли, матросе со "Звезды Востока". Это было в 1891-ом году. Бартли...несколько часов провёл в желудке кашалота. И небезынтересно вспомнить о сообщении в "Литерари Дайджест" о том, что один моряк был поглощён китом-акулой, а через 48 часов (т.е.-через двое суток) эта рыба была убита. Когда же вскрыли кита-акулу, то каково было удивление всех собравшихся, когда нашли поглощённого этой рыбой, моряка живым, хоть и в бессознательном состоянии. Причём, моряк не имел никаких последствий своего пребывания во чреве кита-акулы, кроме потери волос и нескольких волдырей на коже. Потом этот моряк рассказывал, что только страх не давал ему покоя во чреве кита. Как только он приходил в сознание и понимал, где находится, то снова моментально терял сознание. Итак, мы видим, что Иона мог быть поглощён большой рыбой и без нарушений естественных законов природы. Верно и неизменно Слово Божие, оно никогда не может находиться в противоречии с и с т и н н о й наукой. Это установил ещё отец русской науки, Ломоносов. Тем более для нас, верующих людей, вполне очевидно, что в событии с пророком Ионой безусловно действовала сила Божия. Ибо Господь, как Творец и самих законов природы, имеет свободную волю управлять ими, если это Ему нужно, по Своему всемогущему промыслительному действию.
Гениальный учёный Паскаль сказал: "Последний шаг разума заключается в том, чтобы признать существование множества таких вещей, которые выходят за пределы нашего познания, и если разум не приходит к этому познанию, то он весьма слабый разум!".
Несомненно, в книге пророка Ионы много чувства юмора. Невозможно читать без улыбки о том, как Бог вразумлял пророка, опечаленного не столько тем, что Бог помиловал ниневитян, сколько тем, что червь подъел растение, давашее пророку тень в знойный день...Так опечален, что даже Бога о смерти своей начал просить... Огорчение Ионино было из-за мелочного чувства себялюбия, и Господь дал ему наглядный урок. "Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?". Оказывается, и несмышлёные дети (а вон их сколько в Ниневии!), и скот- все значимы в очах Божиих!
"Ниневия была город великий у Бога, на три дня ходьбы. Сколько же это в наших мерах? Судя по всему, три дня ходьбы нужны были, чтобы обойти город по окружности. Древнегреческий историк Геродот определяет день ходьбы в 160-200 стадий, а стадий- это длина беговой дорожки древнего стадиона, 192 метра. Вот и попытайтесь определить примерную величину города по окружности, а если умеете- то и в поперечнике (диаметре). И сравните размеры Ниневии- крупнейшего города древнего мира- с размерами, например, Москвы: протяжённость Московской окружной автомобильной дороги, составляющей основную границу города- 108,9 км.
Ниневия была защищена высокими стенами, ширина которых такова, что три колесницы могли ехать по ним рядом. Полторы тысячи сторожевых башен были построены на случай внезапного нападения неприятеля. Внутри города находились прекрасные дома, сады, пастбища, великолепные дворцы, парки, пруды. (Впоследствии Ниневия была разрушена до основания, и от неё не осталось и следа).
Иона надеялся на то, что жители Ниневии не поверят ему, что сей великий город будет разрушен через 40 дней и ночей. А как вы думаете, поверят ли жители какого-нибудь Тьмутараканска в то, что появившийся на их главной площади чужеродный оборванец скажет, что на месте их чудного города через 40 дней будут только колючки расти и волки рыскать? Нам, простым людям, так сразу трудно поверить. А ведь жители Ниневии- поверили! И не только поверили, но и в своих грехах раскаялись! И Ионино пророчество не сбылось, и он в своих и в глазах других оказался...лжепророком! Конечно же, не только потому он воскорбел, что Господь листья от выросшей над его головой тыквы иссушил...(так это растение в первоначальном греческом переводе названо!).
А что касается самих ниневитян, ... "не на пост призрел Бог, но на оставление худых дел; потому что Богу не бывает ныне то, а завтра иное угодно; ибо для того и угрожал Бог. Намереваясь же наказать, не произносил бы угрозы, но наложил бы само наказание". (53,т.29, с.346).
В пользу подлинности данной книги можно привести ещё два соображения. Во-первых, критичность, с которой раскрываются поступки пророка. Такой подход скорее свидетельствует в пользу автобиографического характера книги. Во-вторых, идеи книги были очень, очень далеки от жёсткой, по отношению к иноплеменникам, позиции, характерной для "послепленного" периода жизни израильтян. Однако...книга эта была внесена в Канон!
Книга Ионы- единственный пример в Библии, когда Сам Бог посылает еврейского пророка к языческому народу. Бог преследует определённую цель: показать Израилю, что даже такой погрязший в страшных грехах народ, как ниневитяне, и тот может раскаяться, подвигнув этим и Израиль к покаянию, ведь во дни Ионы Израильское государство далеко зашло в своём отступничестве от Заветов Божьих.
И каким милосердным предстаёт в этой книге Господь Бог! Смягчая праведный гнев своего пророка, Бог открывает о Себе, что Он не есть Бог Закона, но Бог Любви, простирающейся и на людей беззакония, каковыми в глазах израильтян были жители языческой Ниневии. Оказывается, Бог Завета- не только Бог израильтян, но Бог всех народов; более того, это Бог, обращённый к каждому человеку. Это Бог, не гнушающийся повелевать рыбе, растению и даже- червю; это Бог, внимающий рёву голодных ослов и дыханию ни в чём не повинных младенцев, не умеющих ещё отличить правую руку от левой.
История пророка Ионы имеет прообразный, пророческий смысл. Сам Господь Иисус Христос удостоверяет пророческое служение Ионы. Он ставит Ниневитян в пример множеству народа, которому проповедовал. Он говорил, что "как пророк Иона был знамением для Ниневии, так будет и Сын Человеческий для рода сего" (Лк.11:30).
Книга пророка Ионы открывает одну неизменную и вечную истину - Божью любовь, проявляющуюся даже к самым недостойным из нас. И иного знамения не будет!