Воронина Вероника: другие произведения.

Карась, Кастанеда и Понтий Пилат

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Бывает, годами живешь с беспросветной тоской пожизненного заключенного и кажется, что все вокруг черно и никогда не вырваться. Это история о свободе и освобождении. Внутри и снаружи. Для освобождения всегда есть время и место. Своего ли, чужого ли. "Должен верить" - молитва того, кто выбирает свободу. Иногда это именно то, что нужно, чтобы обрести смысл, когда происходящее вокруг бессмысленно и беспощадно. Чтобы найти точку опоры, встряхнуться и вытащить себя из болота за волосы, как барон Мюнхгаузен. Эта история хранит в себе таинственный отблеск смысла и значимости, наличия выбора и возможности действий в ситуациях и жизненных периодах, которые выглядят мучительными и совершенно беспросветными.

Так спасибо, Мастер, ворота отныне открыты

Борис Гребенщиков

  

"Свободен! Свободен! Он ждет тебя". (...)

И он почувствовал, как кто-то отпускает его на свободу, как

сам он только что отпустил им созданного героя.

Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита"

  
  Часть 1. КАРАСЬ
  
  Подростковые годы были одним из самых трудных периодов моей жизни. К обычным проблемам этого возраста добавлялась тягостная и нездоровая ситуация в семье. Окружающая реальность со всех сторон давила каменным мешком, из которого не вырваться. А я годами жила с тоской пожизненного заключенного. Но история эта не о проблемах подростка из неблагополучной семьи, а о свободе и освобождении. Внутри и снаружи.
  
  Однажды мама купила свежих карасей. Большая часть рыбин уже заснули, но две были еще живы. Первая двигалась довольно бодро, активно вырывалась и не собиралась мириться с уготованной участью. Вторая была ни то ни се: подергивалась и хотела жить, но сил уже не осталось. Карасей купили много, так что этих двоих милостиво пустили поплавать в ванну. Напоследок жизни порадоваться.
  
  Я смотрю на рыбин, мама на кухне разделывает и жарит их собратьев. Второй карась так и не очнулся, попав в воду. А первый заметно оживился и энергично нарезает круги, не зная, что скоро дойдет очередь и до него. Возможно, ему кажется, что худшее уже позади и есть шанс на побег. Рыба стучится упрямой головой в края ванны, ища несуществующий выход. Пока я смотрю на нее, мама забирает вялого карася. Выхода нет. Свободы нет.
  
  И я беру большой полиэтиленовый пакет, наливаю в него воды, зачерпываю рыбину. Она энергично бьется, пытаясь выскользнуть. Осторожно держа ношу, выхожу на улицу, в тоскливый день позднего октября. В пяти минутах от моего дома узенькая речушка с запрудой и маленькое озерцо. Довольно грязные, с плавающим мусором, консервными банками и пивными бутылками. Кое-где над водой склоняются голые ветви деревьев.
  
  Я спускаюсь к пляжу с пакетом, в руках. Выпуская карася в озеро, думаю о своей свободе, которой нет. О его свободе. Вокруг безлюдно и уныло. Серый песок в жухлых листьях и мусоре.
  
  Рыба всплеснула плавником на прощание, исчезая в холодной воде среди покачивающихся пакетов и бутылок. Я не знала, выживет ли он. Понятия не имела, живет ли вообще в этой загаженной воде хоть одна рыба. Но отпустив карася, словно сбросила тяжесть с плеч, и легко пошла по песчаному пляжу, глядя на темную воду. Пока не заметила на грязном песке вынесенную волной пятикопеечную монету. Солидную, советского образца, с позеленевшими боками. Она была как благодарность за свободу.
  
  Вдруг мне стало хорошо. И я пошла домой, легкая и свободная. Жизнь больше не была бессрочным заключением. Я узнала, что смогу найти выход.
  
  Пришлось пережить еще несколько мучительных лет прежде, чем мне удалось по-настоящему сбежать из дома, утонувшего в тоске, из города, утонувшего в октябре. Но это было значительно позже, а в тот момент я чувствовала себя такой свободной.
  
  
  Часть 2. КАСТАНЕДА
  
  О чем я думаю, вспоминая того карася? С той давнишней реальной историей у меня "рифмуются" две очень красивые и сильные литературные. Для меня они поют на три голоса одну и ту же песню о важном.
  
  Я ведь понятия не имела: какая вода нужна тому карасю - пресная или соленая, выживет он или нет, побежденный наступающей зимой, найдет ли себе еду или его самого съедят. Просто верила.
  
  У Карлоса Кастанеды есть история о двух котах. Их везли в ветклинику усыплять. Один кот доверчиво сидел на руках у хозяйки, вверяя ей свою судьбу. А второй до последнего искал выход и потом все-таки сбежал. Домашний, толстый, изнеженный кот по имени Макс пулей скрылся в подворотне, чтобы обрести свободу. Неизвестно, что с ним стало: он мог угодить под машину, умереть от голода, погибнуть в битве с другими котами - дикими, закаленными в уличных боях.
  
  Есть только один принцип, пишет Кастанеда, - "должен верить". Тот, кто помог коту сбежать, должен был верить, что с ним все будет в порядке. Что тот выживет, преодолеет опасности, сможет использовать дарованный ему "кубический миллиметр шанса". Он должен был верить, что дар свободы не напрасен. Потому что вместе с тем котом он отпустил самого себя.
  
  Что касается карася, то я понимаю: тогда я тоже "должна была верить", что он выжил среди мусора загаженного городского озера, холодной осенней порой. Что у него был шанс, и он этим шансом воспользовался. У моей тогдашней тоски о свободе было "лицо" этого карася.
  
  Для освобождения всегда есть время и место. Своего ли, чужого ли. "Должен верить" - молитва того, кто выбирает свободу.
  
  
  Часть 3. ПОНТИЙ ПИЛАТ
  
  Вы спросите, причем же здесь заявленный в названии Понтий Пилат? Как он может быть связан с этой историей о карасе и изнеженном коте Кастанеды? А ведь это еще одна история, "срифмовавшаяся" для меня с первой и усилившая ее.
  
  В романе Михаила Булгакова 'Мастер и Маргарита' пятый прокуратор Иудеи ждал много тысяч лун прежде, чем услышал от Мастера: "Свободен! Свободен!" и смог покинуть свое почти вечное пристанище. А после этого и сам Мастер "почувствовал, как кто-то отпускает его на свободу, как сам он только что отпустил им созданного героя".
  
  Вы можете сказать: а не слишком ли много пафоса? Но иногда это именно то, что нужно, чтобы найти точку опоры, найти таинственный отблеск смысла и значимости, наличия выбора и возможности действий, в ситуациях и жизненных периодах, которые выглядят мучительными и совершенно беспросветными. Мне захотелось поделиться этим отблеском.
  
  А у вас есть свои "истории силы"? Те, которые дают ресурс и поддерживают, когда этого так не хватает?
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) иван "Мир после: Начало"(ЛитРПГ) К.Корр "Секретарь дьявола"(Любовное фэнтези) Э.Холгер "Чудовище в академии, или Суженый из пророчества"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) А.Минаева "Академия Алой короны. Обучение"(Боевое фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) А.Кочеровский "Баланс Темного"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"