Аннотация: Не стоит прогибаться под изменчивый мир! Пусть лучше...
СПОРТИВНАЯ ПРЕССА КАК ТИП.
Исследование современного этапа в России
О спорт, ты - мир!
Пьер де Кубертен.
ВВЕДЕНИЕ
В этой цитате, взятой из великой "Оды спорту" барона Кубертена, раскрывается то самое существенное, что заложено в этом виде человеческой жизнедеятельности, на что направлена его стратегическая, самая далекая и в своем идеале никогда недостижимая цель. Спорт и еще, пожалуй, искусство - вот что содержит в себе, неся в массы, эстетические идеалы человечества, отражает его мечты о гармонии и красоте. В противовес политике и экономике, честность и конструктивность - те черты спорта, которые призваны стабилизировать мир.
Однако, спросим мы себя, так ли уж недостижима эта цель - мир во всем мире? Напротив, мы располагаем счастливыми примерами того, как спорт - и только спорт! - становился единственной причиной прекращения войн и окончания кровопролитий. Чтобы вспомнить их, достаточно обратиться к так хорошо знакомой нам со школьной скамьи истории Древней Греции с ее Олимпийскими Играми, возрождение которых в современном обществе - выдающаяся заслуга великого сына французской нации, уже упоминавшегося нами Пьера де Кубертена. Во время Олимпийских Игр - и это святой закон - прекращаются любые вооруженные конфликты. Это одно из наиболее блестящих доказательств того, что возможности человека ограничены только позицией других людей. Иными словами, самые, на первый взгляд, труднодостижимые устремления людской расы могут и должны иметь право на существование, и больше - на воплощение в жизнь. Не будем ориентироваться на скептиков, прагматиков, пессимистов, носителей извращенных своим субъективным сознанием идей диалектического материализма, утверждавших во все века непререкаемые догмы и "вечные истины", рушившиеся под смелым и задорным напором пытливых умов, людей, которые были во многом идеалистами, во многом (на вскидку "трезвомыслящего общества") утопистами, но веривших в то, что "все-таки она вертится": сказку возможно сделать былью, надо только очень этого захотеть!
Постановка стратегической цели - неотъемлемое условие любой профессиональной деятельности, без которого она теряет глубокий смысл. Целью средств массовой информации - кроме собственно информирования: оно не должно быть самоцелью! - всегда являлось посильное содействие в выполнении тех задач, которые стоят перед социальным заказчиком. Так, коммунистическая пресса должна вести к всеобщим свободе, равенству и братству - социальному раю на земле; литературные, культурологические, педагогические издания содействуют воспитанию гармонично и всесторонне развитой личности; религиозные же пособничают заведению общества в тупик, приводят к деградации или частному измельчению творческих сил личности, убивают в человеке исключительное и высокое, собственно гармоничное с хозяйской (и хозяйственной) человеческой природой, превращая людей в слепых скотов, рабов несуществующих богов, затравленных пресмыкающихся и пленников своих грехов.
Исходя из нашей логики, задачей спортивной прессы должно быть содействие достижению мира на земле через демонстрацию иных путей разрешения противоречий - на спортивной площадке. Какие реальные задачи ставит перед собой российская спортивная пресса на сегодняшний день, мы и попытаемся установить. Но это лишь частный прием нашего метода, призванного ответить на главный вопрос: какими специфическими признаками обладает спортивная пресса как тип.
Чисто теоретический подход в решении этого вопроса мало уместен в нашей ситуации, когда, с одной стороны, есть объективная потребность раскрыть содержание современной журналистской практики в нашей стране, с другой - журналистская наука не в состоянии поспеть за динамикой окружающей действительности и новыми веяниями в творчестве тружеников пера.
Разговор был бы неубедительным без выделения и осмысления функций прессы. Мы берем современный этап и прессу исключительно отечественную и практически - через актуальное содержание изучаемых изданий - препарируем объект. Результат - этот труд, опирающийся на сегодняшнюю журналистскую практику.
Так какие же проблемы стоят перед спортивной прессой сегодня? Все их многообразие можно разделить на константные (единые во все времена, начиная с появления печатного станка, пересекающиеся с остальной - общественно-политической, развлекательной и т.д. - прессой) и на специфические. "Человечество во все века мечтало об идеале гармоничной личности, но для этого не было социально объективных условий. И поэтому подобная мечта оставалась абстрактной и недостижимой. Формирование высокосознательной, всесторонне развитой личности служит "определением нового образа жизни": Понятно, что в этом деле велика роль средств массовой информации и пропаганды. Они широко пропагандируют опыт, достижения" передовых людей своей эпохи. Это константный аспект и выработка правильного, тонкого, не нравоучительного подхода к освещению подобных достижений, к работе над формированием нового человека стоит и перед спортивной прессой. ":Еще недостаточно появляется острых, проблемных материалов на морально-этические темы:" - беспокоился четверть века назад казахстанский журналист Сагындыков, но и теперь, 25 лет спустя положение нельзя назвать удовлетворительным.
К специфическим проблемам спортивной прессы можно отнести, например, определение позиции уклона в сторону развлекательности или информационно-воспитательной работы. Но на этом мы остановимся подробно во второй главе.
Прежде чем перейти к основной части, еще раз обратим внимание на определяющий мировоззренческий тезис работы: цель деятельности спортивного журналиста - оказание посильной помощи в гармонизации мира.
Глава 1. Спортивная пресса в системе российских изданий: день вчерашний и день сегодняшний.
Осмысление сущности направленности того или иного вида изданий всегда переплетается с целостным представлением системы средств массовой информации, как функционирующей в конкретной стране, так и общемировой. Здесь нет надобности расписывать значение и функции всех компонентов российской системы СМИ, напомним лишь, что она включает в себя следующие основные средства:
- телевидение;
- радио;
- пресса;
- бурно развивающиеся в последние годы электронные средства масс-медиа, среди которых выделим телетекст и Интернет.
Структура системы СМИ несколько отличается на настоящем этапе от советской. Тем не менее, остановимся на доперестроечном времени отечественной журналистики.
День вчерашний.
Советский подход к журналистике рассматривал СМИ, прежде всего, с точки зрения их места и роли как органов пропаганды. Надо сказать, что в этом плане пресса тех лет со своей задачей прекрасно справлялась и являлась ведущим рупором идей социалистического режима. Даже в отсутствие интерактивного интернета телевидение и радио настолько гармонично взаимодействовали с печатными органами, что, создавая попутно атмосферу доверительности и расположения читателей к своим материалам, завладевали умами поколений, добивались немалых успехов на поприще взращивания соцзерен в неокрепшем массовом самосознании народа.
Не будучи дифференцированной по классовому и материальному признаку, как мы можем наблюдать это сейчас, пресса являлась всенародным достоянием, и не существовало никаких реальных препонов для любого человека, изъявившего желание приобрести ту или иную газету.
Наряду с идеонагруженностью и общедоступностью, существенным признаком прессы являлся монополизм. На каждом уровне - общенациональном, местном и региональном существовало одно (реже - несколько) издание какой-либо направленности. И особенно выпукло монополизация и единоличное госвладение прессой сказывались, когда речь шла о дифференциации изданий по интересам. Так мы приходим к тому, что системы спортивных изданий в СССР попросту не существовало. Единственной на всю страну ежедневной массовой спортивной газетой являлся "Советский спорт" и его характеристикой приемлемо ограничить обсуждение спортивной прессы в СССР.
"Советский спорт" в советские годы.
Хорошая высококачественная газета, редакция которой обладает великолепным штатом квалифицированных специалистов. Неволей из особенностей монополизма вытекают следующие важнейшие черты издания: синкретичность, массовость и многотиражность, как следствие - необъятная популярность и громадная ответственность, ложащаяся на плечи отдельно взятого журналиста. Неодноплановость газеты проявлялась в синтезе информационного и физкультурно-медицинского типов изданий. Целая полоса газеты зачастую отдавалась под статьи, посвященные здоровому образу жизни. У этого явления свои положительные и отрицательные стороны. Плюсом является то, что каждый читатель получал личностно значимую информацию, призванную сохранить и укрепить главные непреходящие человеческие ценности - здоровье и жизнь. Однако, человек, покупающий "Советский спорт", хотел видеть на его страницах всеобъемлющее освещение результатов спорта больших достижений, а не физкультурно-оздоровительные лекции. В конце концов время доказало неправомерность такого подхода, и отрицательный фактор синкретичности оказался сильней: сейчас подобная рубрика исчезла, так как аудитория, поставленная в условия свободного выбора, отказалась от газеты в ее прежней форме, и тираж ее резко упал. Как развивалась газета, мы укажем ниже. Неслыханная многотиражность ("Советский спорт" являлся наиболее читаемым спортивным изданием в мире) обусловила размер ответственности, возложенной на плечи коллектива газеты при выполнении воспитательной и пропагандной функций. И журналисты решали поставленные перед ними задачи, преподнося спортивные успехи советских атлетов на мировых аренах как торжество коммунистических идеалов и советского образа жизни. Они создавали воистину национальных героев: таких, как Всеволод Бобров и Борис Майоров. "Разумеется, не только создание образцов для подражания, но и борьба против отрицательных явлений имеет первостепенное значение. Печать:, формируя общественное мнение вокруг всего, что занимает умы и сердца людей, формирует и отношения между людьми, формирует новую личность. Позиция человека, его отношение к тому или иному явлению, его поведение определяются сегодня, прежде всего, общественным мнением, которое вырабатывается в процессе движения информации".
Таким образом, спортивная печать в советское время имела лишь одну типологическую черту, сходную с российской системой СМИ, - преимущественно мужскую аудиторию.
День сегодняшний.
Девяностые годы - время бурного развития средств массовой информации в России, связанное с качественными и количественными изменениями изданий. Наряду со следованием прессы тенденции универсализации, поступательно идут процессы дифференциации. Стоит вопрос о различных подходах к типологической систематизации прессы. Найдем место спортивной прессы внутри этой системы.
По уровню централизации.
Спортивные издания в большинстве своем по-прежнему продолжают оставаться всероссийскими и издаются в Москве. Однако во второй половине девяностых впервые начался процесс укрепления местных спортивных газет. Например, в Самарской области такими газетами были "ССО" и "Спортивное обозрение", создававшиеся на базе газеты "Спорт-Экспресс". Намного четче выявляет себя тенденция к регионализации. Она привела к выпуску в нашей области "Самара-Спорт-Экспресс" и "Советского спорта в Самаре".
По половозрастной структуре.
Исследования показывают , что 75% потребителей спортивной информации - люди мужского пола. Однако нужно отметить как несомненную заслугу отечественной журналистики все увеличивающееся привлечение к спорту женской аудитории. Возрастное ограничение покупателей обусловлено только уровнем материальной самостоятельности (и состоятельности), а читателей - это более широкое понятие, включающее в себя явления семейного и общественного "секонд-хэнда", - только умением читать. Итак, молодое поколение до 14 лет - 6%, от 15 до 22 лет - 20%, от 23 до 35 лет - 23%, от 36 до 55 лет - 35%, от 56 и старше - 16%. Причем, подавляющее большинство женской аудитории приходится на возрастной отрезок между 15 и 35 годами.
По уровню материальной обеспеченности.
Все зависит от конкретного издания, его формата, ценовой политики, опирающейся на содержание штата корреспондентов и качество полиграфии. Так, к примеру, подписаться на "Советский спорт" может позволить себе любой представитель среднеобеспеченных слоев, в то время как приобретение, скажем, "Спорт-Экспресс журнала" по карману только состоятельным любителям спорта. Цена издания во многом формирует его читательскую аудиторию.
Конечно, бесспорным является место спортивной прессы в классификации изданий по интересам. Она составляет собой группу, призванную удовлетворить информационные запросы болельщиков спорта высших достижений, и относится к системе физкультурно-спортивных изданий, куда, кроме собственно спортивной прессы входят такие газеты и журналы, как "Здоровый образ жизни", "Физкультура и спорт", "Методика физического воспитания" и прочие, не анализируемые нами здесь.
Вот так упрощенно можно представить место спортивных изданий в системе российских СМИ, используя пирамиду типологического сужения:
Система СМИ:
Телевидение
Радио
Пресса
Пресса:
Общественно-политические издания
Экономические издания
Общеразвлекательные издания
Издания по интересам
Издания по интересам:
Литературные издания
Музыкальные издания
Театральные издания
Религиозные издания
Издания для дачников: и т.д.
Спортивно-физкультурные издания
Спортивно-физкультурные издания:
Собственно спортивные издания, рассчитанные на спорт высших достижений
Физкультурные, специальные и методологические издания
Собственно спортивные издания:
Газеты-ежедневники
- Спорт-Экспресс
- Советский спорт
Еженедельники
= газеты
- Футбол-ревю
- Хоккей
= журналы
- Спортивное обозрение
- Калейдоскоп-спорт
Журналы-ежемесячники
= отечественные
- Спорт-Экспресс журнал
- Матч
= переводные
- World Soccer (Мировой футбол)
Глава 2. О функциях спортивной прессы
Какой бы огромной ни казалась пропасть, разделяющая различные виды и подвиды спортивной прессы, у всех этих изданий, кроме темы, объекта и предмета отражения, есть и другое объединяющее начало. Это установка на выполнение ими - пусть в различных объемах и пропорциях - одних и тех же функций, призванных в какой-то мере сблизить их с мировой системой СМИ и СМК, а также выделить и обусловить то специфичное, которое заложено в спортивной прессе как типе. И, прежде всего, такой функцией является установка на
Эскейпизм.
В современном мире с его бешеными ритмами и высоким темпом жизни человек подчас оказывается в стрессовой ситуации. Он все время выпадает из колеи и устает от вечного сопротивления все новым и новым трудностям, от необходимости постоянно решать непрестанно возникающие проблемные ситуации. Такой человек, приходя домой или устраиваясь утром в кабинете, берет в руки газету и: Это не обозрение последних политических новостей и не сводка итогов биржевых торгов, это то издание, которое сегодня и сейчас не станет говорить ему о проблемах, так неумолимо часто встающих перед ним самим в его повседневной жизни. Это может быть юмористическое или музыкальное издание, зачастую же это спортивная газета. Она выстраивает свой, иной, отличный от повседневного серого, мир, в котором правит спорт, в котором выясняют в честной и справедливой борьбе отношение красивые и сильные люди, где болея, переживая за своих любимых атлетов и твои национальные сборные, ты зачастую ассоциируешь себя со спортивными героями, переживаешь их жизнь, и, увы! в отличие от реальной жизни, часто одерживаешь громкие и выразительные победы. Ты закрываешь газету. Чтение дало тебе сил, тонко и умно поведало обо всем главном, происшедшем в твоем втором - а, может, уже - первом? - мире, придало тебе творческих и - о, ты буквально чувствуешь это! - новых физических сил, вселило, пусть зачастую мимолетную, но столь необходимую тебе уверенность в том, что все еще переменится к лучшему и в не лучшем из миров. Ты встаешь и начинаешь работать над собой и над миром, уверенный, что рано или поздно он станет - и в этом тогда будет и твоя заслуга - чище и светлее.
Сходна по своему содержанию присущая только спортивной прессе
Функция эмоциональной мены.
Именно она призвана обеспечить стабилизирующую в глобальном объеме задачу перевода направленности отрицательной энергии человека. Не стоит считать, что это нереально, ведь все глобальное берет начало с частного. И революция назревает в душе отдельно взятого человека прежде, чем найти свое отражение во внешних проявлениях. Поэтому чтение спортивной прессы способствует эмоциональной разрядке личности. В выявлении подобных закономерностей проявляется связь журналистики с другими науками, в частности, с психологией, физиологией и дидактикой. Каждый раз, когда негативная заряженность человека превышает норму, обеспечивающую внутреннее удержание экспрессии, "энергия на минус" проявляется вовне. Вот отчего так необходимо существование альтернативных вариантов выхода плохих качеств личности: злости, раздражительности, ненависти, неудовлетворенности. Издания, пишущие о спорте, представляют читающему довольно ситуаций, на переживание которых могут быть растрачены перечисленные черты характера.
Наряду с эксклюзивными, спортивная пресса осуществляет выполнение набора общестандартных функций. К ним относятся информационная, аналитическая и публицистическая, а также воспитательная функция.
Информационная функция.
У Юрия Буданцева есть такая фраза: "Если уж говорить о том, что человеку важнее всего, когда он "смотрит", "слушает", "читает", то ведь это опять же он сам, человек, его жизнь, человеческие отношения, нити материальной и духовной зависимости друг от друга" . Задача средств массовой информации - освещать все проявления человеческой жизнедеятельности. На подробное освещение какой бы то ни было отдельной стороны направлены специальные типы СМИ. Так, спортивная пресса предоставляет публике всеобъемлющую информацию, связанную со спортом. Она оперативно сообщает результаты уже завершившихся соревнований, дает анонсы и прогнозы на предстоящие, рассказывает о специфике видов спорта в целом и правилах отдельных турниров, в частности.
Аналитическая функция.
Заключается в объективно-субъективном осмыслении результатов, процессов, предпосылок. Выражается в комментировании события, поэтапном рассмотрении причинно-следственных отношений, приведших к конкретному итогу, формировании выводов, обобщении и предсказании возможных вариантов развития ситуации. В этом перекрещивается с публицистикой. Последняя, основываясь на конкретно-временном (современном) состоянии, показывает, на основе показанного убеждает, проводит идеи, раскрывает сущность проблем в их взаимосвязях с окружающей действительностью, ищет пути депроблемирования. В связи с требованиями остроты и социальной направленности публикаций, "в материалах: необходимо больше внимания обращать на все новое:" Трансляция идей сталкивает нас с потребностью воспитательной функции спортивной прессы.
Воспитательная функция.
"Средства массовой информации и пропаганды - явление нового и новейшего времени. Они имеют своих предшественников в более ранние исторические эпохи и входят в более общие коммуникационные системы наряду с другими СМК. Технократы же: формируют стереотип представлений об определяющем влиянии этих средств на развитие общественной жизни, и этот стереотип рушится при системном анализе". Разумеется, пресса всего лишь "четвертая власть", и ее влияние далеко не всегда определяющее. Однако принижать его значение и вес опасно с точки зрения выращивания "потерянного" в социальном плане поколения, и об этом нужно помнить. Существует острая полемика, должна ли спортивная пресса нести воспитательную нагрузку или она предназначена исключительно для рекреативно-разгрузочных целей? Такой подход к спортивной прессе, который считает ее лишь проводником оторвано спортивной информации и источником занимательного чтения для удовольствия, не учитывает того очевидного факта, что в сегодняшних условиях, на рубеже тысячелетий, в нашей стране как никогда низко упал интеллектуальный уровень, авторитет школьного образования и, в конечном счете, склонность народа к чтению высокохудожественной литературы. Другими словами, регулярно можно наблюдать, что, вне зависимости от слоя и социальной группы, спортивная газета подчас оказывается чуть ли не единственным систематическим чтением людей, в особенности подрастающего поколения, которому спорт интересен поболе политики и экономики. Как следствие, на плечах редакционных коллегий спортивных газет лежит моральная ответственность за нравственное воспитание гармонично развитой и образованной личности. Это, на первый взгляд, неожиданная нагрузка на совокупность типологических признаков спортивной прессы, однако каждое издание обязано в той или иной мере ее нести. И различные редакции подходят к осуществлению этой функции по-разному.
Типологически спортивные издания могут быть как серьезными, так и таблоидными, как информационными, аналитическими, так и комбинированными - информационно-аналитическими. Познакомимся ближе с самыми значительными представителями разных типов.
Глава 3. Особенности и специфика центральных ежедневных спортивных изданий ("Спорт-Экспресс", "Советский спорт").
Гроза назревала давно. К началу девяностых годов редакционная политика крупнейшего спортивного издания великой державы "Советского спорта" зашла в очевидный тупик. По крайней мере, так рассудила группа молодых журналистов, сотрудничавших с газетой с конца восьмидесятых. Эти талантливые, полные энергии и идей ребята не могли смириться с увяданием, выцветанием и обезличиванием ежедневника. Не такой должна была им видеться газета будущего, призванная со всей страной начать новую жизнь. Близился закономерный раскол, и неясно было, к чему он приведет: к изгнанию молодых и талантливых из лона коммунистического ежедневника, награжденного в свое время Орденом Ленина, или к их громкой победе над изжившим себя старым режимом, бывшим не в состоянии уже что-либо менять, делать интересную и красивую, содержательную и глубокую газету.
Ситуация накалялась и нашла необычное разрешение. Глубоко символично, что все произошло в 1990 и 1991 годах, времени исторического для нашей страны и всего мира перелома. И это не случайность: спортивная пресса всегда была тесно связана с жизнью нашего государства, держала руку не только на спортивном, но еще и на политическом, идейном его пульсе. В то время, когда рушился великий и могучий Советский Союз и цвет нации уехал за границу, разрушилась и вся структура "Советского спорта" - цвет редакции покинул ее. Как мы не думаем сейчас, что все может измениться к лучшему в новом родившемся государстве Россия, так вряд ли кто предполагал тогда, что появится новая великолепная газета "Спорт-Экспресс", а все мы, не имевшие ни одного нормального спортивного издания, получим десятки новых и два просто отличнейших, а сам этот "Спорт-Экспресс" станет королем мировой спортивной прессы. "Король умер. Да здравствует король!" Гибель - к счастью, она на поверку оказалась лишь летаргическим сном - "Советского спорта" привела к рождению системы отечественной спортивной журналистики, все лучшие достижения которой воплотились в ее величайшем шедевре - ежедневной центральной газете, которую читает и почитает весь русскоязычный (и не только) мир, "Спорт-Экспресс".
Прежде чем перейти к разбору его индивидуальных достоинств, выделим
Общие типологические характеристики ежедневных спортивных газет.
1. Аудитория - вся страна. Этим продиктованы выбор тем и концепция отбора информации из новостного событийного потока. Рассматриваются только общезначимые вопросы: чемпионаты высшего и первого дивизионов, крупнейшие турниры, соревнования, кубки, ведущие чемпионаты и турниры за рубежом, игры национальных сборных России по различным видам спорта.
2. Объект отражения - спортивная жизнь и ее участники во всевозможных проявлениях. Юмор, случайности и закономерности, подготовка, тренировочный процесс, соревнования, остаточные впечатления и планы на будущее - все это находит отражение на полосах газет.
3. Основные потребители информации - мужчины. Без комментариев. И о чем только думают женщины?
4. Повышенная даже по сравнению с общественно-политическими изданиями оперативность. Спорт живет только сегодняшним днем, и невозможен какой-либо "секонд-хэнд" в преподнесении информации. Переживающий болельщик, с нетерпением ожидающий узнать интересующий его результат, остро чувствует любую сколь угодно малую временную протяженность. Это приводит к специфичным условиям работы спортивного журналиста - максимально ускоренной стадии создания текста вплоть до подготовленного (а иногда даже и экспромтного) транслирования своих мыслей и анализа.
5. Превалирование факта над комментарием. Болельщик должен успеть очень много, и на подробный разбор нет места в ежедневной газете. К тому же, наш вдумчивый и инициативный любитель спорта расположен делать выводы сам.
6. Ведущие жанры - репортаж и информационная заметка. Наиболее волнующий и захватывающий, исключительно репортаж в состоянии передать эмоциональный накал и динамику происшедшего события. Часто применяется прием повествования в настоящем времени, что еще более усиливает эффект присутствия и соучастия. Планета спорт - самая интересная и событийно насыщенная планета в галактике Млечный Путь, и даже круглосуточному специализированному спортивному телевизионному каналу не под силу выхватить десятой части калейдоскопа происходящих каждый день на этой красочной и необъятной планете свершений. Что уж тут говорить о газете?! Она была бы в плачевном состоянии, если бы не жанр информационной заметки - короткие сводки всегда прекрасно уточняют и дополняют картину истекших суток.
7. Эволюция жанра интервью и привнесение в него элементов комментария, аналитики, публицистики, очерка, зарисовки, проблемной статьи. Интервью является третьим ведущим жанром спортивной журналистики, продиктованным ее личностной и гуманистической направленностью, ориентацией на субъекта, стремлением максимально полно использовать "живой человеческий" голос, а еще - создавать героев. Журналист старается превратить каждую беседу с ярким спортсменом, тренером, болельщиком, специалистом не только и не столько в околоспортивный разговор, а в психологическое исследование, эмоциональную зарисовку, представляющую нам наглядный образ Человека, документальный очерк, живописующий трудный тернистый путь к славе, многострадальную биографию спортивной личности. Только через трудности осуществляется развитие. Так реализуется воспитательная функция спортивных газет.
8. Преобладание коротких синтаксических конструкций . Назывные (номинативные) и слова-предложения призваны усилить иллюзию быстротечности и необратимости происшедшего, отразить динамику спорта, передать эмоции и подсознательный, ассоциативный уровень восприятия. Так сглаживается существенный недостаток печатной речи - замедленное восприятия слова по отношению к образу.
Все эти типологические характеристики обязательно дают себя знать во всех спортивных газетах, служат их унификационным, объединяющим началом. Однако по-настоящему высококлассные и яркие газеты всегда заметно разнятся друг с другом. Эти отличия иногда можно проследить на всех уровнях: от лексики до концепции. Как раз такая конкурирующе-противопоставленная пара в российской журналистике - "Советский спорт" и "Спорт-Экспресс".
"Спорт-Экспресс" как самодостаточная и универсальная система спортивных изданий.
"СС" и "СЭ" - один из самых замечательных "дуэтов" в журналистике. Не каждая страна может похвастаться подобным. На ум приходит аналогичный в Италии: La gazzetta dello sport и La corriere dello sport. Даже во Франции в этом плане монополия - безраздельно царствует L'equipe. Здоровое соперничество нередко приводит к обоюдному повышению уровня соперничающих, как произошло в нашем случае.
Сие эпохальное событие датируется 14 августа 1991 года. Именно в этот день увидел свет первый номер "Спорт-Экспресса". Свет его полюбил, и вот уже в течение 8 лет мы получаем огромное наслаждение, беря в руки свежий номер газеты.
К сегодняшнему дню сложилась самодостаточная концепция газеты, расписыванию которой мы посвятим в будущем отдельную работу. Здесь лишь кратко скажем, что издательство "Спорт-Экспресс" осуществляет выпуск таких газет, как "Спорт-Экспресс Футбол", "Спорт-Экспресс Воскресенье", журнала "Спорт-Экспресс журнал", всевозможные тематические выпуски (каким была, например, "Атланта-96" на 96 страницах) и выпуск приложений. Кроме того, сама газета, ставшая правопреемницей "Советского спорта" на посту самой многотиражной спортивной газеты земного шара с тиражом в 640-890 тысяч экземпляров (он непостоянен и повышается в период крупных мировых соревнований, порой до миллиона), выходит шесть раз в неделю на 8 полосах формата А2 каждый день и 16 - по понедельникам. Общий объем информации, выдаваемой газетой, таков, что ее преданный читатель просто физически не в силах обращаться еще к какому-либо чтению. Поэтому бессменный глава газеты Владимир Кучмий формирует разнообразное издание, рассказывающее обо всех сторонах жизни общества тех мест, где проходят соревнования, будь то зарубежные государства или российская глубинка.
Другую концепцию заявила редакция "Советского спорта". В ходе долгой эволюции и многочисленных революций, она объявила, что их газета отныне -
Первый в России спортивный таблоид.
Внешне этот "желтый" развлекательный подход проявился в том, что новый главный редактор Александр Козлов убрал с заглавия Орден Ленина и изменил формат с А2 на А3, попутно увеличив общее количество полос с 4 до 8.
На деле удалось стабилизировать экономическое положение издания, обеспечить его своевременный и регулярный выход. Стало гораздо больше фотографий, которые к тому же сделались экспрессивней и интересней. Прошла переоценка ценностей, итог которой - перераспределение жанров: интервью перестало быть ведущим. Целый ряд приемов и идей в области дизайна, концепции, рубрик, подхода и т.д. был позаимствован у "Спорт-Экспресса". Но все же "Советский спорт" нарочито дистанцируется от своего коллеги-конкурента, решая проблему превалирования развлекательности и воспитания прямо противоположно тому, как решал ее прежде: в пользу доставления сиюминутного легкодоступного удовольствия читателям.
Как раз в настоящее время революционные процессы в новом "Советском спорте" идут полным ходом, и время собирать камни наступит для нас позже.
Глава 4. Еженедельники и журналы: характер, аудитория, направленность. Информация о спорте в региональной прессе.
Еженедельники и журналы представляют собой совершенно особенную группу изданий, резко отличающихся от ежедневных газет набором типологических черт.
Их аудитория вторична по отношению к ежедневникам. Концепция и редакторский замысел подобных органов печати исходят совершенно из других посылок. Они опираются на уже имеющиеся у читателей знания о совершившемся событии, его исходе.
Смещается тематический прицел. На страницах журналов больше материалов о личной жизни людей спорта, выявляются частные, быть может, даже курьезные детали. Более последовательное отражение находят "внекадровые" процессы: все, что произошло за кулисами спортивного соревнования.
Пусть в основной массе читатели такой прессы все равно мужчины, гораздо больший процент представительниц прекрасного пола покупают еженедельники и журналы по сравнению с ежедневниками.
Повышается уровень иллюстрированности издания, во многих из них на разворотах располагаются большие цветные постеры, велик процентный объем фотографий и рисунков, так как люди хотят, наконец, не только прочитать, но и собственными глазами увидеть.
Конечно, не идет речи ни о какой оперативности. Здесь это понятие весьма и весьма относительно. Оттого задействованы другие механизмы поддержания интереса.
Уже нет такой ставки на эмоциональный фон события, скорее сказывается предрасположенность к аналитической форме преподнесения материалов. На всех публикациях неволей остается печать разбора, размышления, осуществляются более серьезные и глобальные попытки обобщения. Соответственно и сам журналист работает в другой обстановке - спокойствия и неторопливости.
Из-за преобладания комментария над фактом меняется система главенствующих жанров. Здесь таковыми выступают аналитическая статья, статья-размышление, интервью, обзор, зарисовка и публицистическая заметка.
Натурально в большей степени реализуются не только аналитическая, но и воспитательная функция, создается возможность для еще более глубокого ухода от действительности. А вот роль информативной и функции эмоциональной мены сводится к нулю.
Наконец, в плане элементарных выразительных средств делается упор на художественность и образность речи, красоту и неожиданную точность эпитетов и метафор, часто употребляются многосложные, громоздкие синтаксические конструкции.
В целом, нужно заметить, что сказанное справедливо для таких изданий, как "Спорт-Экспресс журнал", "Матч", "Спортивное обозрение". Но существует и другая группа газет и журналов, которая попросту направлена на освещение какого-либо одного вида спорта, и такие издания сублимируют наиболее подходящие признаки ежедневных и ежемесячных изданий. К ним относятся: "Футбол", "Футбол-ревю", "Хоккей", "Теннис" и другие.
Региональная пресса о спорте.
Непреложный факт, что спорт и его результаты интересны значительно большему числу людей, нежели количество выписывающих и читающих спортивную прессу. Вопрос заключается в том, насколько избирателен их интерес и чем вызвано невнимание к специализированным спортивным изданиям.
Дадим несколько вариантов ответа. Во-первых, интерес подобной аудитории может сужаться по принципу выбора верхушки айсберга: таким людям важно знать только самые значительные результаты на высшем уровне и самые весомые свершения. Подобные запросы удовлетворяют, как правило, спортивные рубрики общенациональных общественно-политических журналов и газет. Во-вторых, определенную группу населения увлекает все, связанное с конкретизацией понятия Родины, то есть широта жизненных проявлений, имеющих отношение к происходящему в том регионе, где они проживают. Следовательно, у них потребность в иной фильтрации новостного потока: они хотят читать все о спортивной жизни в их регионе. Вот на решение этой задачи и направлены усилия спортивных страничек местной прессы.
Попутно напрашивается важный типологический вывод. Он заключается в том, что размещение спортивной информации вне специальных изданий практически всегда происходит в общественно-политических газетах, и иногда - в общественно-политических журналах. Остальные типы прессы почти полностью выключены из этого процесса.