Предлагаю Вашему вниманию материалы чтения конкурсных работ проекта с условным названием "Голос сердца", который был запущен и состоялся на площадке Русского мира в октябре-ноябре 2009 года. Я говорю состоялся до публикации официальных итогов конкурса, потому что данное действвие организаторов инициировало появление ряда интересных работ. И надеюсь, интересные работы еще появятся до окончания приема работ, то есть до 15 ноября 2009 года.
Проект задумывался и реализовывается как конкурс с анонимными работами. На время проведения конкурса ни членам жюри, ни читателям неизвестно авторство работ, чтобы непредвзято и без оглядки на имена сформулировать свое мнение по предложенному тексту. Анонимность конкурсантов обеспечивается договоренностью использовать почтовый ящик Хранительницы Тайн, которая выставляет пронумерованные работы в тему конкурса и до оглашения итогов хранит тайну имен конкурсантов.
Темой конкурса организаторы назвали "Голос поэта: от сердца к сердцу", минимальные требования к работе: 12-20 строк более-менее рифмованного текста. Здесь в виде дневниковых записей-размышлений "Кому отдать свой голос читательских симпатий" размещаю чтение версий конкурсантов, может, кто-то захочет заглянуть на огонек и добавить свой голос в хор сердец..
Структура последующего материала:
-- конкурсная работа с анализом ритмического рисунка
-- моя рецензия: что хорошо, что плохо и можно ли из подобного сделать нечто замечательное
-- Официальные итоги - будет позже
-- Список участников - после снятия покрова анонимности, наверное, ближе к началу декабря
Работа 1 "Голос поэта"
!~~!~~!~!~Голос поэта - от сердца к сердцу,
!~~!~~!~~!Тихо несет он частичку души.
~~~!~~!~!~Приоткрывая завесы дверцу,
!~~!~~!~~!Рифмой любви, как они хороши,
!~~!~~~~!~Это поддержка и утешенье,
!~~!~~!~~!Или бальзам для забытой души.
~!~~!~~~!~И рифма сама без разрешенья,
!~~!~~!~~!Тихо на помощь порою спешит.
!~~!~!!~!~Только любовь - добро в мире этом,
!~~!~~!~~!Могут помочь победить зло сейчас.
!~~!~!~~!~Если услышим голос поэта
!~~~~!~~~.К лучшему он призывает всех нас.
Ритмика - дактилем можно было бы более виртуозно воспользоваться, без шероховатостей и сбоев ритма..
Рифмовка - в двух катренах рифмовка на слово "души", а так хотелось бы чего-нибудь оригинального или хотя бы разнообразного..
По содержанию:
- строку "или бальзам для забытой души" можно заменить без существенной потери смысла на "как коньячок для заблудшей/пропитой души" ?? От бальзама забытая душа вспомниться??
- "приоткрывая завесы дверцу, рифмой любви, как они хороши" - запятая перед "рифмой" явно не нужна. Почему к одной единственной <рифме> /из "рифмой любви"/ относится восхищение "как они хороши". Если одна открывает дверцу, то тройка-четверка просто вышибет ее и сотрет в порошок?!
- в строке "и рифма сама без разрешенья" автор немотивированно сменил дактиль на амфибрахий, зачем-то вставив лишний выравнивающий союз "И"..
- "только любовь - добро в мире этом" - автор знает что добро "в этом мире" и что зло "в том"?? Очень смелое утверждение и не очень оригинальное.
Данной работе свой голос я бы не отдал..
Работа 2 "Другу"
~!~!~~~!~!~Когда на сердце вновь завыла вьюга,
~!~!~!~!~~.Когда сковало душу, словно льдом,
~~~!~~~!~!~Не обойтись мне без поддержки друга -
~!~~~!~!~!.Прогонит он мороз своим теплом.
~!~!~!~!~!~Словами, делом, либо просто взглядом,
~!~~~!~~~!.Друг может мне помочь и дать понять,
~!~~~~~!~!~Что жизни вкус, пусть он отравлен ядом,
~~~!~!~~~!.Я не имею права потерять!..
~!~!~!~~~!~В сомненьях или в сладостном веселье
~!~!~~~!~~.Иду к тебе я, мой любимый друг,
~!~!~!~~~!~Ищу в твоих словах я утешенья,
~!~!~~~!~~.Делюсь я радостью с тобою вдруг.
~!~!~!~~~!~.Уже не важно, сколько мы знакомы -
~!!~~!~!~~..Всю жизнь или, быть может, пару лет...
~!~!~!~~~!~.Идем мы через жизни буреломы,
~!~!~~~!~!~~Друг другу дарим от души тепло и свет.
Ритмика - почти идеально применен пятистопный ямб, местами переходящий в пеон 2. Сбоит ритм в строке "Всю жизнь или, быть может, пару лет": ударение на "Или", а не "илИ". Немотивированно увеличен размер последней строки на два слога..
Рифмовка - не могу назвать очень оригинальной и интересной, но явного отторжения сходу не вызывает.
По содержанию:
- "когда на сердце вновь завыла вьюга" - на сердце лирического героя сменяются поры года?? На самом деле в этом что-то есть..
- "прогонит он (друг) мороз своим теплом" - было бы странно, если бы прогонял мороз "чужим" теплом, а не "своим". Вьюга воет, потому что мороз?? Возможно с причинно-следственной частью что-то не то...
- "словами, делом, либо просто взглядом друг может мне помочь и дать понять" - правильные слова, однако не уверен в их оригинальности..
- "что жизни вкус, пусть он отравлен ядом, я не имею право потерять" - фраза "пусть он отравлен ядом" - лишает предложение чистоты звучания. В чем оригинальность образа "отравлен ядом" ?? Вариант исправления: "что жизни вкус - с перчинкой страсти-яда! -"??
- "в сомненьях или в сладостном веселье иду к тебе я, мой любимый друг" - не уверен в оригинальности образа "в сладостном веселье". Во фразе "иду к тебе я" местоимение "я" не несет никакого смысла: <иду ты> или <иду он>??
- "уже не важно, сколько мы знакомы - всю жизнь или, быть может, пару лет" - паразита "уже" имеет смысл резать нещадно, чтобы не портил восприятие. Слом ритма на "Или". В предложении нет чистоты звучания, оно не читается на одном дыхании.. Слова "уже", "быть может" "всю" не несут особой смысловой нагрузки и напрашиваются под ножик..
- "идем мы через жизни буреломы, друг другу дарим от души тепло и свет" - запорчена концовка, нет мощного аккорда местоимение "мы" лично у меня вызывает отторжение, применять пореже и исключительно в очень личном, лирическом контексте, не прибегая к обобщениям вселенского масштаба. Фраза "через жизни буреломы" - в чем оригинальность образа?? Кто мешает выбирать более ровную дорогу? Возможный вариант концовки: "Радушно предлагая сердца свет" ??
Работа смотрится получше первой, однако, и за нее голосовать не готов..
Работа 3 Рассвет..
~!~!~~!~Рассвет уже наступает,
~~~~!~!.а я не смогла уснуть.
~!~~~~!~Он выспался и не знает,
~!~~!~~!как трудно мне было вздохнуть.
!~!~~!~.Слёзы рвутся <на люди>,
~!~~!~~.он вовсе не хочет знать.
~~~!~~!~А мне не страшно, что будет, -
~!~~!~~!что скоро пора умирать.
~!~~!~!.Так больно сейчас в груди,
~~!~!~~!и слова не можешь сказать.
~!~~~~!.Не страшно, что впереди,
~~~~!~~.а ты и не будешь знать.
~~~~~~!.Так в раз и ты смог забыть,
~!~~!~~.что было, когда то в нас.
~~~~~!..Лишь мне не разлюбить,
~!~~~~!~пусть больно от тех твоих фраз.
~!~~!~~..Рассвет за рассветом и ночь,
~!~~!~~!.все мысли забиты тобой.
~~~~!~~..А ты прогоняешь прочь;
~!~~!~!..как дурно сейчас одной.
~~!~~!~..Дни так тянутся, - сутки;
~!~~~~!~.молчание так разбивает.
~!~~~~~!~Заполнить бы мне промежутки,
~~!~~!~..а он меня избегает.
~!~!~~!.Мне пусто стало дышать,
~!~!~~!.мне пусто стало смотреть,
~!~!~~!.Мне вредно стало мечтать,
~!~~!~~!мне нечего больше хотеть.
~!~~!~!~Наркотики, знаю, - вредно,
~~~~!~~!но что мне поделать с собой?
~!~~!~!~На совесть народ мы - бедный;
~!~~~~!.ломает не быть с тобой.
~~~~!~!~.Я так на него подсела;
~!~~!~~!.бороться осталось с собой.
~~~!~~!~.Мне всё равно, что болею,
~!~~~~!..умру, - и так не с тобой.
~!~~!~~!~<Прости>, говорю, что бесила,
~~~~!~~!.но ты мне не меньше назло;
~!~~~~!~.Тебя я за всё простила,
~~~~~!...а мне не повезло...
Ритмика - сложно анализировать хаос, выплеснутый в строки.
Основной размер работы - амфибрахий, однако о чистоте исполнения говорить сложно..
Рифмовка - предложенная работа просто роскошный пир, устроенный любителям глагольной рифмовки. Так как приверженцем данной партии не являюсь, на этом просто поставлю точку..
По содержанию кратко: работа - хаотическое описание глагольных действий метущейся и пытающейся разобраться в своих чувствах лирической героини. В соседних строках обращение к любимому во втором лице "Ты", "Тебя". И буквально рядом обращение - "Он"..
- "на совесть народ мы - бедный" - смелое заявление от имени мифических "Мы"
- фразу "ломает не быть с тобой" отношу к удаче автора.
Sorry, однако, мне больше по душе тексты, где хаос чувств более-менее упорядочен в стройную логическую конструкцию, где можно погурманствовать образами..
Не отрицаю, что подобная работа может понравиться многим своей искренней непосредственностью и завоевать определенное количество голосов сторонников..
Работа 4 "Друг к другу"
~!~!~~~!~~~!~По рельсам жизни мы друг к другу на дрезине!
~!~!~!~!~!~~.В меня ворвешься смерчем жаркой прерии,
~!~~~!~~~!~..В котором растворюсь я без осадка!
~~~!~!~!~!~Чтоб дать цвести, пока что спящим, зернам,
~~~!~!~!~!~Устремлены в одно душой и телом!
~!~~~~~!~!~Ты в галстуке ко мне: в костюме черном!
~~~!~!~!~!~А я к Тебе в фате: при платье белом!
Ритмика - чисто, явных сбоев ритма нет, однако лично мне не нравится немотивированное изменение размера строк - последние четыре строки имеют одно и то же количество слогов, первые строки начальных катренов длиннее на два слога.
Возможно, автор хотел этим что-то специально сказать, а может, именно так нашептала Муза..
Рифмовка - в сравнении с предыдущими работами смотрится свежее, чувствуется приверженность точному рифмованию и способность предложить необычное "двери/прерии". Однако двери в прерию?..
По содержанию:
- "по рельсам жизни мы друг к другу на дрезине" - почему-то кажется лишним слово "мы". А увеличенный размер строк призывает чуть-чуть укоротить строку без существенной потери смысла, например: "По рельсам жизни мчимся на дрезине". Хотя и тот и другой вариант оставляет нерешенным вопрос - поездка в одной дрезине или в разных?..
- "чувств глубина зашкалит в эхолоте" - хлестко сказано! Но простите, все дрезины оборудованы эхолотами? Или они специальной разработки, наземные для измерения чувств?..
- "и встречу я Тебя .. на лимузине!, а Ты летишь ко мне.. на вертолете" - ?! Однако, не будет ли подобная встреча аварией на дороге, когда в шикарный лимузин спикирует винтокрылая машина? Возможно, нестыковка по времени "я встречу" - будущее, "Ты летишь" - настоящее время. Непроизвольно напрашивается неоригинальная правка вида: "Ты прилетишь ко мне.."
- "дождусь мгновения! Распахнутые двери! Вещает метео: быть мягкою посадке" - неплохо, однако я бы привел к единообразию размера строк: "Мгновения дождусь! Раскрою двери.. / По метео: быть мягкою посадке!" (не настаиваю)
- "в меня ворвешься смерчем жаркой прерии, в котором растворюсь я без осадка" - в чем изюминка "жаркой прерии" и ее смерча? На самом деле звучит оригинально и завораживающе..
- "чтоб дать цвести, пока что спящим, зернам" ??! Зерна проснутся и зацветут?? Или им придется прорасти, вытянуться к солнцу и если повезет, зацвести. Зацвести зерна могут от плесени, но автор-то имел в виду совсем другое цветение.. К тому же "жаркий ветер" может не дать живительной влаги для процесса прорастания?..
- "ты в галстуке ко мне: в костюме черном! а я к тебе в фате.. при платье белом!" - хорошая концовка работы!..
Работа смотрится самой лучшей из прочитанного материала.. Но конкурс-то не завершен и, надеюсь, будут другие интересные работы..
~!~~!~~~!~~~!По щекам простудой, о тебе что вспоминать.
!~~~!~~~!~!~.Смайлик на открытке, а в душе улыбкой,
!~!~!~~~!~~~!Настежь окна, двери, вновь ты учишься летать.
~~!~~!~!~...А на крышах, эх, станешь птицей,
~~!~~~!~~~!~И умчишься, дорогой, под небосвод свой.
~!~!~!~!~...В квартире листья, колют спицей,
~~~~~!~~!~~!А ты там, где не знают морозов зимой.
~~~!~~!~!~Вновь на ресницах, во взгляде - "здрасте",
~!~~~~!~!~Да, в новых днях я, другой стал - "масти",
~~~!~~!~!~И пусть я в стужу,Да в "рваных джинсах",
~~~!~!~~!~Вновь невпопад, рву кадры, При "лицах".
~~!~~!~!~...А на крышах, эх, станешь птицей,
~~!~~~!~~~!~И умчишься, дорогой, под небосвод свой.
~!~!~!~!~...В квартире листья, колют спицей,
~~~~~!~~!~~!А ты там, где не знают морозов зимой.
Ритмика - если припевы соответствуют друг другу по размеру, то куплеты почему-то разные.. явного сбоя ритма нет, однако почему-то хочется порядка, не надеясь на вытягивание за счет музыки и особенностей исполнения...
Рифмовка - простите, но в работе больше воспринимается смесь белого стихи и рифмованного текста, где удачно и созвучно, где отдаленно ("джинсах/лицах", "платье/улыбкой")
По содержанию:
- "снимки фотографий, тушь, помада, платье, по щекам простудой, о тебе что вспоминать" - "снимки фотографий" ?? почему не сказать проще: фотографии. Или там были действительно фото фотографий?? Все перечисленное ("тушь, помада, платье") каким-то образом прошлись "по щекам простудой"?? Сложно представить. И как вяжется с подобным гуляние простудой фраза "о тебе что вспоминать"?? Вариант правки с укорочением строки: ".. простудой - поздно вспоминать"
- "смайлик на открытке, а в душе улыбкой, настежь окна, двери, вновь ты учишься летать" - здесь почему-то хочется чего-нибудь глагольного, автор пожадничал на слова, бросив сочными мазками снимок своего настроения в разных предметах. Вариант правки "..двери - учишься летать"
- "умчишься, дорогой, под небосвод свой" - не в плюс восприятию и произношению сливающиеся два слова "небосводсвой". Кстати, а чем отличается небосвод свой от чужого небосвода /небо голубее, звезды ярче, летать легче??!/.
- "в квартире листья, колют спицей" - может, имеет смысл сделать уборку и подмести листья? Целая куча листьев /множественное число/ почему-то посмели колоть одной спицей /наверное, прошла строжайший отбор!/. Нестыковка в количестве листьев и спиц.
- "вновь на ресницах, во взгляде - <здрасте>" - хлестко и оригинально! Вот только что это и как?..
- "да, в новых днях я, другой стал - <масти>" - а в старых??
- "и пусть я в стужу, да в <рваных джинсах>" - нет чистоты звучания. Слова "и путь я" и "да" разрывают строку. Вариант: "в мороз и стужу я в <рваных джинсах>"..
- "а ты там, где не знают морозов зимой" - сколько ностальгии по теплу!..
!~!~~~~!~~~~!~!~Кружка кофе, воспоминания, нам всё это нужно.
~!~!~!~!~~!.....Мы прошлым дышим, чувства держим в себе,
~!!~~~!~~!!~~~~!Глоток воздуха, улыбка, слеза катится по щеке.
!~~~!~~!~~!~~!....Дружбу от любви отделяет лишь маленький шаг,
~!~~~!~~~!~~!~~~!~И дело не в недельном гороскопе по знакам зодиака.
~~~!!~!~~~!~!~....Передаём детям вечное, от сердца - к сердцу,
!~~!~!~!~~!~!~....В этих словах найдёшь сладкую каплю лести.
~~!~~!~!~~!~~!....Повстречали друг друга, чувства и вскоре семья,
!~~~!~~~!~~~!~~~~!Вместе на край света, за любовь на оголённые провода
~~!~~~~!~~!~~~!~!~Lovestory как у Шекспира, закладка в середине книги,
~!~!~~!~~~!~!~~...Об этом сказано свыше, допишите вместе с ним.
~!~~~!~~!~~!~!~~~!~~Без устали смотрите в глаза, они кажутся бездонными,
~!~!!~~~!~~!~~!~....Рука в руку, просто так, как многие пары влюблённых.
~~!~!~!~~!~!~.......Пусть завидуют, только маленький мир между вами
~~!~~!~~!~~!~~~!~~..Он нашёл ту, которой надел на палец обручальное.
Ритмика - да простит меня анонимный автор, слом на сломе..
Рифмовка - на длинных строках легче найти близкие по созвучию слова, а почему-то не получилось..
По содержанию:
- "осенний дождь, отражение луж, капли кружат" интересно, как кружат /хороводы/ капли дождя?? Подобное легче представить в отношении снежинок..
- "кружка кофе, воспоминания, нам все это нужно" - хотелось бы иметь однозначную с автором трактовку фразы "все это". Возможно, чтобы увидеть кружащиеся капли в "кружке кофе" было накапано не только кофе?..
- "мы прошлым дышим, чувства держим в себе" - в чем оригинальность фраз?
- "глоток воздуха, улыбка, слеза катится по щеке" - было бы странно прочесть про слезу, катящуюся по уху.. Передача настроения крупными мазками. Каждый может найти свое, от неприятия до восторга..
- "дружбу от любви отделяет лишь маленький шаг, и дело не в недельном гороскопе по знакам зодиака" - это больше подходит для стихотворений в прозе..
- "передаем детям вечное, от сердца - к сердцу" - точное попадание в тематику конкурса, однако в чем конкретная расшифровка данного анонимного автора??
- "в этих словах найдешь сладкую каплю лести" - фраза "в этих словах" просто погружает в туман недосказанности и разной трактовки слова "этих". Фразу "сладкую каплю лести" не могу назвать оригинальным образом, хотя все логично звучит..
- "повстречали друг друга, чувства и вскоре семья, вместе на край света, за любовь на оголенные провода" - все правильно сказано, но в маленькое "и вскоре" может вместить такую гамму чувств, что не хватит томов высказаться..
Короче, поколебать позиции номера 4 данная работа не может
Работа 7 "Ты пишешь"
~!~~~!~!~!~!~Ты пишешь для себя, идя тропой сомнений