|
|
||
О Максе Штирнере
Последовательному атеизму противоречит само мышление, изначально базирующееся на понятии истины, с этим ничего не поделаешь. Дело в том, что всякое мышление априори религиозно, поскольку не может мыслить предметы иначе, как континуально, т. е. постоянно трансцендируя представление за пределы наличного опыта, за пределы явления.
Впрочем, и Гегель тоже остался толком не прочитан, скорее, прослушан, иначе бы герр Шмидт не
В общем, последовательный атеизм в отличие от его профанных, вульгарных форм, являющихся вырожденными формами религии, есть то, что снимает себя через абсолютную Свободу, которую он находит в кантовском понимании Бога. Только на этом пути возможно и снятие нравственного выбора верить или не верить. Если ты действительно встал на позицию Единственного, то вера уже не есть выбор, она есть инженерное действие. А если это так, то реши для себя вопрос: зачем тебе вера? Зачем ты, веря, допускаешь существование Бога, для каких твоих игр тебе нужна идея Бога? "Заурядный человек обретает смысл в Боге. Незаурядный человек обретает смысл в себе. Если вам упорно нужен рациональный смысл жизни, считайте, что вы -- переделыватель и перевоссоздатель Вселенной" -- пишет Михаил Иосифович Веллер, подразумевая под "рациональным смыслом" ровно тоже самое, что понимал под "правом" харитоновский Дитль! При этом и от религии, и от атеизма ничего не остаётся в чистом виде, обе вещи сняты. О неимоверной точности кантовского понимания сути богословия именно как этики, действующей инженерно, свидетельствует всемiрно-историческая тенденция очень медленного, но неуклонного, расширению круга "СВОИХ" морального субъекта (т. е. "ближних" в обычной, христианской терминологии), замечательно описанная луганским ополченцем Сергеем Аксёненко: "Для людей [первобытных] существами, с которыми надо считаться, были лишь "СВОИ" -- именно на них распространялись нормы морали. А под "СВОИМИ" в разные времена понималось разное. Несмотря на то, что, столь популярная в XVIII-XX веках, идея прогресса сейчас выглядит очень сомнительно, в отношении того, кого понимать под "СВОИМИ", мы наблюдаем всё же прогресс в сторону количественного расширения этих самых "СВОИХ" -- прогресс, несмотря на всяческие временные отступления. В начале "СВОИМИ" считали только членов своей общины, своего племени. Группу в несколько десятков или сотен человек. Все остальные были чужаками -- их истребление не считалось грехом, наоборот -- делом похвальным и полезным. Такой подход ещё встречается в современной Африке, где во время межплеменных конфликтов члены одного племени стремятся истребить иноплеменников, как говорится, "под корень". То есть, одобряется даже убийство младенцев. На втором этапе "СВОИМИ" стали считать членов своей культурно-языково-этнической общности. Иногда культурно-языково-этническая общность сохранялась и без государства, например, у древних евреев. И Библия чётко фиксирует такое понимание "СВОИХ". (...) С зарождением мiровых религий "СВОИМИ" стали считать единоверцев, пусть даже из разных народов, чужими -- иноверцев (неверных). На следующем этапе под своими начали понимать всех людей. (...) Мы видим следующую схему. До появления вида Homo sapiens, на животном уровне, под понятие "СВОИ" попадала только конкретная особь. Все остальные были для неё "ЧУЖИМИ". Потом "СВОИМИ" себя осознавали самка с детёнышами и возможно их отец. То есть эволюция идёт таким образом. "СВОИ" -- это вначале "Я", потом -- семья, потом -- племя, потом -- народ, потом -- все народы одного вероисповедания, потом -- всё человечество, потом -- все высокоорганизованные живые существа, потом -- всё живое и высокоорганизованные механизмы, потом -- вся Вселенная. А дальше индивидуальное "Я", сливается с Богом. Конечно здесь я привёл упрощённую схему, хотя биогенетический закон, частично подтверждает её. Согласно этому закону индивидуальное развитие, является как бы кратким повторением эволюции. Индивидуальное развитие человека начинается с того, что ребёнок примерно до двух лет воспринимает только своё "Я", ему ещё трудно осознать, что у других людей есть свои интересы, ребёнок в этом возрасте абсолютный эгоист. Потом его мiр расширяется до пределов семьи, потом до пределов всего социума". Мне же остаётся добавить, в соответствии с учением Игоря Михайловича Дьяконова, с нарастанием на кругу "СВОИХ" каждого очередного "годового кольца", для установления Справедливости (каковая, по сути, только и возможна в этом кругу!), потребен всё более изощрённый аналитический аппарат, что, естественно, чревато всевозможными попытками отката назад входе упомянутого нарастания, столь велика горечь незрелых плодов всеобщей Справедливости. Одно только принятие европейским человечеством идей христианского экуменизма заняло восемь веков от Нерона до Карла Великого, и потребовало огромной крови мучеников за новую веру перед лицом, сперва всё более и более коснеющего античного мiра, а потом и дикого мiра германцев. Сейчас человечество находится в самом начале расширения круга "СВОИХ" до границ планеты. Не известно, завершится ли этот процесс удачей, т. е. созданием планетарного государства с преимущественно плановой экономикой или же грандиозной катастрофой обрушения всей земной цивилизации в каменный век, а может и гибелью всей биологической жизни. А.И. Фурсов, если не ошибаюсь, утверждает, что к этой развилке ведёт самоё развитие турбокапитализма, снявшее системообразующее противоречие между понятиями товара и продукта пока лишь формально, в отношении обмена, тогда как действительное его снятие в отношении уже производства привело бы к упразднению самого понятия капитализма и переходу в планетарному плановому хозяйству. Ведь, согласно А.А. Вассерману, оптимизировать план лучше в планетарном, а не в территориальном масштабе! В соответствии с гегелевой диалектикой, к классу системообразующих следует относить такое противоречие, в рамках коего непримиримые противоположности обретают смысл своего существования друг в друге. Гегель в своих записных книжках приводит очень удачный конкретный пример такого противоречия: "Партия существует тогда, когда она внутренне распадается. Таков протестантизм, различия которого должны быть теперь преодолены с помощью создания различных союзов; это и есть доказательство, что протестантизма больше не существует. Ведь при распаде внутренние различия конституируются в качестве реальности. Вместе с возникновением протестантизма прекратились все расколы внутри католицизма. Теперь истина христианской религии навсегда доказана, правда, неизвестно для кого. Ведь мы не имеем же дела с турками". Пока что наблюдается лишь повсеместный рост этнотерриториального национализма, связанный с общим упадком народного образования, который, в свою очередь, был почти искусственно создан правящими верхами, поскольку основной свой доход эти верхи имеют уже на экуменном, а не на территориальном уровне; управлять же плохо образованным, легковерным обывателем с помощью пропаганды много легче, чем людьми имеющими опыт самостоятельного, читай критического мышления. Светлых же умов для инженерных инноваций в масштабах планеты будет достаточно всегда. С другой стороны, если при нынешнем уровне народонаселения Земли, 40% населения всех стран окончат хотя бы семилетку сталинских времён, ринувшись за лучшей жизнью в большие города, то в виду недостаточной массовости производства роботехники в одних случаях и полного её отсутствия в других на теперешнем этапе научно-технического прогресса, мгновенно обнаружится довольно-таки острая нехватка рук на грязных и просто тяжёлых работах, поскольку образованная молодёжь неминуемо потребует себе достойных рабочих мест. Именно в колоссальной пропасти между уровнем технического развития территориальных сегментов -- сопоставим ли, в самом деле, технологичный продукт Японии с таковым продуктом Камбоджи?! -- ставшего окончательно единым в плане обмена планетарного рынка лежит основная причина того, что на территориальном уровне продукт, становясь товаром, ещё может подтянуть под нужды своего развития необходимые деньги (универсальный товар!), равно как и деньги, будучи вложенными в производство ещё не известного в тех краях товара, могут подтянуть разработки какого-либо нового продукта, тогда как на экуменном уровне осуществимо, в огромном большинстве случаев, лишь второе: деньги вкладываются в производство ещё никому толком неизвестного продукта, производящего сенсацию на рынке. Бесспорно, с экологической точки зрения, потребление развитого сегмента планетарного рынка крайне завышено, чем, собственно, и объясняется необходимость нарочно раздуваемой шумихи (сенсация) вокруг обычно косметических изменений у новых моделей того или иного продукта, поскольку иначе данный обновлённый продукт не будет раскупаться в этом пресыщенном сегменте, т. е. не станет товаром. В недоразвитом же сегменте продукт такого технологичного уровня вообще не по карману 75-99% населения, а, как уже говорилось выше, всякая попытка ускоренными темпами подтянуть уровень жизни и, в частности, техники и образования недоразвитого сегмента до уровня развитого, при крайней избыточности потребления последнего и довольно высоком демографическом приросте первого, почти сразу же спровоцирует социальный взрыв в развитых странах, ибо толпы нищей молодёжи скоро ринутся туда за лучшей долею. А коль скоро наличие необходимой суммы приравнялося к наличию сенсации, -- нет же ничего иного, сугубо материального! -- то, стало быть, и сами деньги, с увеличением скорости обмена (тому виной гигантский скачок последних тридцати лет в развитии средств транспорта и связи) становятся в конце концов не только универсальным товаром, но и универсальным продуктом, порождая неслыханных прежде размеров финансовые пирамиды, грозящие похоронить под собой весь планетарный рынок. И мiр будет тонуть в постоянно возникающих распрях между осколками планетарного рынка (проявлением коих выступает, в частности, пещерный национализм) до тех пор, пока и на экуменном уровне, как и на территориальном, продукт не сможет подтянуть под своё развитие необходимые деньги, необязательно будучи при этом чем-то сверх-сенсационным, но скорее просто необходимым по трезвому расчёту. Так что, по-любому, крови в борьбе за планетарную Справедливость будет пролито очень много. Если же сбудется самый страшный вариант прогноза со всеобщим уничтожением, тогда, стало быть, и существа, покончившие с собою и ближними только лишь ради чистогана, вовсе не были столь разумны, как хвастались буквально на каждом шагу. Ведь если кто-то упадёт в обморок и умрёт от удушья, подавившись крайне кислым и жёстким, из-за своей незрелости, плодом, заранее зная, что плоду тому надо было ещё зреть и зреть, -- не стоит искать иных причин данной трагедии, поскольку единственной причиною её является обыкновенная глупость. И пусть многочисленные гуссерлианствующие прохвосты сколь угодно долго талдычат, что единственным гарантом трансцендентального субъекта выступает Другой. Но стоит подойти к делу не с филологической, а с инженерной точки зрения, как почти сразу прояснеет, что и само представление о Другом есть лишь результат действия, называемого биологами импритингом, когда субъект аффицируется родом, вернее, чем-то по умолчанию сродным ему, даже если в действительности оно не таково. И это действие активирует тягу к Справедливости, априори, в меру способности суждения, присущую любому субъекту, ибо оно сообщает "Я" представление о своём, как о том, что может находясь вне "Я", быть равно "Я" или даже превышать его. Ну а если имеет место импритинг, то это означает, что Другой всё равно будет в своё время выдуман субъектом, даже если результат такого выдумыванья окажется на поверку существом неразумным, хоть и самодвижным, т. е. близким в понятии к заводной игрушке, близким к вещи. И в таком разе рассудок субъекта, вне всякого сомнения, сильно притупляется, никогда фактически не встречая потребности в выполнении (установлении) Справедливости в виде активного сопротивления со стороны Другого. Что отнюдь не отменяет предрасположенности всякого субъекта к импритингу. Отчего последнее замечание столь важно? Да оттого, что всякий составляет представление о Другом по своему лекалу, следуя известному закону природы, весьма удачно сформулированному утилитаристом Клодом Гельвецием: "Количество ума, необходимое для того, чтобы нам понравиться -- точный показатель той степени ума, какой обладаем мы сами". С другой стороны, очевиден печальный факт, что огромное большинство людей, не обладая и десятой долей интеллектуальных и нравственных способностей старика Канта, будут, если такая возможность им предоставится, конструировать Бога голой чувственностью, а не верой или разумом. Ведь только в остроте непосредственно данного ощущения человек может не замечать горестей и утрат социального и природного существования своего. Поскольку в огромном большинстве случаев самая достоверная логика при лобовом столкновении с сильной и длительной болью или, наоборот, с острым и долгим удовольствием, бывает повержена ими на обе лопатки даже у маститых мыслителей. Исключений из этого правила крайне не много -- можно даже предположить, что произошли они из-за недостаточной умелости палача иль любовника в своём деле, а не из-за какой-то исключительной стойкости их жертвы. В самом деле, разумом я могу понимать о-очень многое. Но ощущение -- первично. Вот почему под пыткою и на любовном ложе огромное большинство всегда было и будут откровенны, как малые дети. Ведь это правило -- всего лишь гносеологический аспект древнейшего инстинкта самосохранения.
Марат Зуф. Салихов. 10, 2, 2015г. Карикатура "Шарли" на Мишеля Уэльбека, опубликованная на главной странице журнала в самый день бойни. (Русифицированный вариант).
Последние события на мiровой политической сцене воочию убедили меня, что идея кантовского "вечного мира" достижима с большей вероятностью роботами, но не людьми с их историческим грузом расовых и этнических различий и догм. Это -- не по силам виду homo sapiens, как таковому, поскольку даже угроза ядерной войны не может предотвратить расползание методов войны диверсионной, расползание "войн из-подтишка". Ведь, под занавес развития капитализма, аферистами стали все игроки мiрового рынка! Прав тут оказался Альфред Боймлер на все сто процентов: идея "вечного мира" это -- сверхчеловеческая идея:
Марат Зуф. Салихов. 26, 1, 2016г. P.S.
Если Вы прочитали заметку, и она Вам
понравилась, можете отправить Ваш отзыв
на E-mail автора: А ещё, если не трудно, разместите ссылку у себя в блоге или отправьте её друзьям.
|
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"