Аннотация: Учитель тоже может научиться от ученика...
***
Ох, уж эта философия с ее Сократом, Платоном, Смитом и Шопенгауэром. И это только западные философы! А есть еще и восточные! Их и не перечислишь всех сразу. За столько веков такого насочиняли, что объяснить в чем теории Сен- Симона и Фурье, какие труды Маркса основаны на трудах Фейербаха и что такое экзистенциальная диалектика божественного и человеческого Николая Бердяева . А отечественные философы тоже не мало постарались в своих трудах. Ленин со Сталиным целые библиотеки написали. Таких теорий навыдавали. Один Рерих с его видением мира загонял меня в тоску по самые Гималаи. Как многих до меня, философия успешно свалила меня в глубокий сон и ничего не понимая в трудах умных и просвещенных гениев, навевала страх перед предстоящей сдачей зачетов и получению проходной тройки на экзамене. Короче говоря, не давалась мне в институте философия ни мытьем ни катанием. И как я ее не учил, на опросах всегда начинал плутать в хитросплетениях философской мысли. Естественно к зачетам и экзамену в силу неспособности оценить и выдать результат был не допущен. Что оставалось делать? Из всех предложенных сокурсниками вариантов способными к жизни были два: первый продолжать мучить себя учебниками, а второй- идти на подкуп. Оба варианта были обсуждены в тесной компании одногруппников и решено было продлить мое обучение по второму варианту. Осталось найти способ как дать, а главное кому. Кандидатура преподавателя курса философии была отметена по нескольким причинам, самой главной из которых было знание моих слабостей и не примиримость с моей не любовью к его предмету. Не заметно пролетел семестр и время штудирования философских трудов в очередной раз показало на опросе, что в стенах этого ВУЗа мне не удастся получить диплом. Из-за философии с "горяча" плюнул на остальные предметы и тупо забив на учебу, я пошел искать работу.
***
"Хвосты" росли в институте снежным комом и редко звонившие сокурсники, докладывая о своих успехах, не смело предлагали мне вернуться в их ряды. Так продолжалось до приезда отца из деревни. Отец привез деньги, продукты, новости и вечером сидя за столом поинтересовавшись моими успехами, после моих рассуждений в стиле "Да ну ее эту учебу", взялся за брючный ремень. Бегал я от него быстро, но от отца все равно досталось пусть не ремнем, но крепким словом.
Затемно отец поднял меня и сунув мне в руки конспекты, отправил обратно в ВУЗ- за знаниями ибо другая дорога, озвученная накануне вечером, имела непечатные названия.
Мое появление в институте было принято одобрительным гулом аудитории и сев на привычное место я стал договариваться с соседями по студенческой скамье о конспектах за "пропущенные" пары.
***
Отец, не желая допускать закидонов непутевого сына, отзвонился матери и остался жить со мной на время сдачи сессии. Ежевечерне отец готовил ужин, отчего незамысловатый вкус лапши "Доширак", перестал раздражать мой желудок и пугать окружающих своим ароматом. Видя мои потуги в философии, отец достал учебник и поудобней устроившись на раскладушке прочитав пару-тройку страниц заснул. Наутро отец, собрав меня в институт, предложил меня проводить.
- Слушай Серега! А познакомь меня с твоим преподавателем по философии.- попросил отец.- Увлекательное чтиво я тебе скажу. Я так давно не засыпал. Помню на втором курсе меня так же рубило с техмата. Но ничего, сдал его, пусть не с первой попытки, но со второй получил высший балл. А с технологией машиностроения так вообще весь курс проспал. Только открываю учебник, так сразу в сон клонила. Прямо выработался рефлекс, как у собаки Павлова.
- Бать! От Павлова меня есть только один рефлекс- кататонический ступор. И как только получаю вопрос по философии наступает такой ступор Павлова, что я чувствую себя идиотом на глазах всего курса.
- И что предлагаешь делать? Как лечить твой рефлекс?- Батя усмехнулся.
- Не знаю.- Я развел руками.
- За то я знаю. Как преподавателя по философии то зовут?
- Вениамин Михайлович. Въедливый и как лекция, так мне всегда первому вопрос задает. А сразу сыплюсь и отхватываю при случае пару.
***
Вениамина Михайловича отец терпеливо дожидался на кафедре более двух часов. Сидя в приемной кафедры, отец где-то раздобыл "Технологию машиностроения" и перелистывая лист за листом делал какие то заметки на полях.
- Вы ко мне?- вошедший Вениамин Михайлович подошел к отцу.- По какому поводу?
- Я, отец вашего ученика.- Представился отец.- Вот пришел познакомиться с Вами.
- И что же Вы думаете, что наше знакомство позволит ему успешно сдать экзамен по философии?
- На это я надеюсь, но поговорить я пришел по другому поводу. Просто решил кое-что Вам рассказать.- Отец показал преподавателю учебник по "Технологии машиностроения".- Как Вы думаете, сколько веков этой книге?
Философ взял книгу и посмотрев на дату издания учебника назвал год.
- Уважаемый! О каких веках Вы ведете речь? Вы же видите, что этой книге и пяти десятков лет не наберется.
- А когда придумали колесо? Как придумали рычаг? Ведь авторы, написавшие эту книгу то же в своем познании были философы. Ведь они взяли знания предыдущих поколений инженеров, ученых и используя их вырабатывали свои теории эволюции, пусть и технической, создавали новые изобретения, а потом вложили их знания в эту книгу. Так что это тоже философия, но только для инженеров.
- Извините, но Вы занимаетесь тавтологией. Не надо путать философию и какую-то технологию. Философия- это наука, а Вы сравнивая ее с примитивной технологией ставите между ними знак равно. Это для меня не приемлемо.
- А как же Архимед, Декарт, Да Винчи? Разве они не были и механиками и философами, художниками и математиками, учителями и учениками?
- Ваш, то сын обучается на юриста? При чем здесь эти видные умы человечества?
- Как знать? Например, боязнь философии Вы у него уже развили! А ведь это целая наука. Может к нему нужен иной подход?- спросил отец.
- И как же вы предлагаете его научить философии?- Преподаватель заинтересовался разговором.
- А как меня в свое время научил мой преподаватель по технологии металлов!- Усмехнулся отец.
- Это как?
- Вы, Вениамин Михайлович, в шахматы играете?
- Играю, но не особо.
- А вот Вы возьмите и сыграйте с сыном партию в шахматы. И попутно задавайте ему вопросы по предмету. Глядишь и дело на лад пойдет. Я так за три партии своему преподавателю, Улугбеку Рахимовичу, земля ему пухом, весь курс изложил.
Вениамин Михайлович потер подбородок.
- Думаете, если изменить способ опроса что- то измениться?
- Я просто прошу Вас попробовать. Сын у меня головастый, но как он мне сегодня выразился, что у него на Вас рефлекс, как у собак Павлова.
- Что непроизвольно мочится?- засмеялся преподаватель.
- До такого конечно дело не дошло, но в ступор впадает гарантировано.- Отец поддержал шутку философа.
- Попробую.- И пожав руку отцу, Вениамин Михайлович проводил его до двери.
***
После уроков меня на кафедру призвал философ. В предвкушении очередной порки сжималось все, что могло сжаться. Постучавшись в дверь и услышав от ВМа отклик "Войдите!" я вошел в кабинет. Вениамин Михайлович расставлял на доске шахматные фигуры.
- Давай проходи. Отец твой сказал, что ты в шахматах силен. Как не соврал?
- Ходил в шахматную секцию при Дворце пионеров. Выполнил норматив на взрослый разряд.
- Это хорошо, а то у нас скоро соревнования между кафедрами намечается и меня надо бы поднатаскать. Как возьмешься за мою учебу?
- Да.- смущенно ответил я.
- Ну, давай присаживайся и начнем.
Препод сходил Е2-Е4 и сопроводил движение пешки вопросом относительно трудов Аристотеля. Привычным движением, двинув черную пешку на встречу противнику я начал ответ с истории, а затем медленно перешел к озвучиванию формальной логики. Преподаватель двинул коня и продолжил развивать тему...
Просидели мы за шахматной доской более трех часов и проиграв в третий раз преподаватель пожав мне руку отправил восвояси.
- Жду завтра в это же время.- Сказал он вслед.
***
Вечерние шахматные партии слегка отвлекали от других предметов, но в конце концов и преподаватель стал выигрывать по одной, ну в лучшем случае две партии за вечер.
На философии Бердяева я начал сдавать, но преподаватель не меняя тона, прочел мне краткий курс его трудов. На сочинениях Ленина у нас случился гамбит, а при обсуждении идей Бакунина игра зашла в цугцванг. Преподаватель, не давая мне опомниться, давил на мои позиции своими фигурами и в конце партии видя, что имеет место реальный проигрыш, я сдался.
- Давай зачетку!- протянув руку и щелкнув пальцами, радостно вымолвил Вениамин Михайлович.
Забрав из рук преподавателя синие корочки, я увидел запись "Отлично" и размашистую подпись философа. Радости моей не было предела. "Автомат" по предмету, полученный до экзаменов давал возможность готовиться к другим предметам спокойно и размеренно, не отвлекаясь на его предмет.
- Спасибо, Вениамин Михайлович!
- А ведь прав был твой отец! К разным людям нужен разный подход. Давай иди, порадуй отца.