В первую очередь хотелось бы извиниться перед читателями "Бережного ухода за газонами" - проект не заброшен, а временно приостановлен и в ближайшее время будет возобновлен. В моей жизни случился очередной период перегруза реалом, который (период) вроде бы уже завершился.
Оттого и настоящий финальный обзор будет носить не конкретно-детальный, а, скорее, аналитический характер. Да и зачем финалистам въедливая критика - я заранее готов признать их весьма достойный писательский уровень, несмотря на небезоговорочность данного утверждения.
А еще - хочется быть интересным не только самим участникам, да и то - лишь в посвященных конкретному тексту абзацах. Потому вот такой вот коллаж-нарезка.
Немного об оценках - в конце обзора будет представлен мой рейтинг произведений финала - с первого по девятое место. Он не имеет с поставленными оценками практически ничего общего - оценки поставлены по симбиотически субъективно и общелитературной шкале ценностей, и разброс более скромен - от пятерки до восьмерки. В своем большинстве.
Итак, рассмотрим произведения финала с высоты полета страуса или, говоря по-умному, с точки зрения статистики.
Весьма однообразное распределение, не находите? Объективен вопрос, схожий с тем, который задавали и небезызвестная Муму в лодке своему другу Герасиму, и Гай Юлий Цезарь на ступенях сената - своему сыну Бруту.
- Почему, почему так?
Сложный вопрос.
Тем более анализ печатного читательского рынка, проведенный Федеральным агентством по печати массовым коммуникациям в 2010 году, фэнтези читают только около десяти процентов респондентов, а доля печатного присутствия на полках издателей женского контингента авторов составляет около трети.
Сошлемся на то, что женщин и фэнтези не хотят печатать из-за мужского фантастического шовинизма. Или на превратности самосуда и СИшной тусовки?
Кстати, самые издающиеся авторы все-таки Донцова с Марининой, а "Женский детектив" разделяет пальму первенства (по 25 процентов читательских предпочтений) с (внимание!) отечественной и зарубежной классикой. Не все еще потеряно, впрочем, представленные в финале произведения нельзя (к горю и радости) отнести ни ко второй, ни к первой категории.
Будем работать с тем, что есть...
Справедливости ради стоит отметить, что уж фэнтази у нас представлена в полном её многообразии и, самое главное, самое-самое главное - в отсутствие театра зверей имени дедушки Толкина. Ни одного гнома, хоббита (если не считать оными пришельцев из Охота на фей ) и даже мало-мальски завалящего эльфа на главных ролях.
Произведений, близких по тематике к классическому фэнтази, всего три. Это Спасти химеру , Зумана, Ключ от всех дверей, два из которых - типичные женские тексты, пронизанные насквозь красной любовной линией, а один - унисекс в серых тонах, где означенная выше линия проходит в виде пунктира.
Зумана и Ключ от всех дверей вообще странным образом сплетаются в некую розовую массу и, через месяц после прочтения, доставляет определенные усилия разделить этих сиамских близнецов. Я хочу извиниться перед Еленой Кочешковой - может создаться впечатления, будто я предвзят к её творчеству. Это не так, по крайней мере - в осознанной части восприятия, но восторгов по поводу текста (а они есть, даже... тссс!.. в нашем судейском корпусе) я не разделяю в упор домкратом. И все, сказанное про первую часть Шута на прошлой Триммере, я готов повторить и сейчас. Только... теперь все хуже. Нет, стиль все так же легок, герои живы, и мир присутствует в необходимом для повествования объеме. Плохо другое. Нет интриги. Нет сюжета. Герои идут торной дорогой, подгоняемые авторскими обстоятельствами, а все неприятности, с которыми они сталкиваются возникают и, главное, разруливаются, без их геройского участия. То из ниоткуда начинает сыпать пророчествами гадалка, то автор высаживает шамана в узловой точке, но в центре повествования прямая как палка проблематика, от которой автор не решается отступить ни на шаг. Про что многокилобайт текста? Про то же, про что и в Ключ от всех дверей, но намного более в лоб. Если в последнем любовь героя очевидна с первых строк, но к ответному чувству героиня продирается через хитросплетения почти детективного сюжета, то с Зуманой все ясно на старте, они без ума друг от друга, о чем не преминут отчитываться перед зрителем под разными ракурсами авторской камеры. Вопрос в одном - как и когда они умудряться заявить об этом другу, этот вот непонятный ребенок, какие-то вскользь инициированные сверхспособности, они выглядят ненужным обвесом, никак не влияющий на ход паровоза.
Назовите меня жлобом и мужланом, бесчувственным жестянщиком, для которого мат по тексту более естественен, чем кружевные оборки на панталонах её сиятельства, но Ключ от всех дверей выполнен почти в аналогичной Зумане манере, но в нем нет этого заунывного эмоционального перенапряга. Шутовка, героиня Софьи, статичная по сути своей, ввиду возраста и действительного статуса, находит в себе силы меняться и этому во всю способствует действие, разворачивающееся на страницах произведения. Шут Голди стоит на месте - он одинаково романтично взгрустён и все также марионеточно импульсивен и в конце, и в начале произведения. Никакие инициации ему не в помощь.
Кому-то показалось, что Ключ от всех дверей значительно превосходит Зуману? Да нет, конечно. Существенная проблема Ключа, она и проблема многих из представленных текстов, - в нецелесообразности использования фантэлемента. Обостряет ли фэнтазийный обвес тему трансформации материнского чувства состоявшейся женщины в далеко не платонические отношения? А, может быть, проще было наваять биографию той, женщины, которая поёт, что она шут, арлекин, и просто смех? Прокатило бы на ура... но - не Триммере. Хм... а аналогия-то веселенькая.
Проедемте дальше, пока на горизонте не замаячит последний из тройки классикфэнтази - Спасти химеру. При всех поверхностных отличиях, при всем при том, что лично мне стиль повествования на порядок более близок, чем стиль предыдущих авторов - скелет повествования во многом аналогичен Ключу от всех дверей. Да - согласен с автором, что мир дерьмов по сути своей, и именно на дерьме вырастает самая сочная клубника. Я не собираюсь спорить с людьми, полагающими обратное, понимание моей точки зрения - лишь вопрос жизненного опыта. Я могу согласиться с психологами, утверждающими, что общество не обязательно макать в дерьмо, чтобы дать насладиться вкусом ягод. А могу не согласиться - считаю себя заслужившим собственную точку зрения.
В плане картинки - Химера безукоризненна. Апокалиптичное фэнтези, освобожденное от морализаторства с добром и злом. Человек, обремененный своими заботами - такой, какой есть, и в таком, каким он есть мире. Фантэлемент - оправдан на все сто. Однако не стоит радоваться - в Химере есть движение героя, как и в Ключе, но движение это - такое же бесхребетное, как в Зумане. Но не отдать должное картинке я не могу - налицо шаг в сторону от классических традиций жанра.
Чуть дальше отодвинулись тексты Верни нам мертвых , Игры в вечность, Колос времени и Охота на фей. Их тоже можно объединить в блок, хоть и с большей натяжкой, чем предыдущий. Объединяет произведения сосуществование элементов реальности и фантастического мира, отличает - многое. Ближе всего к канону, субъективно, - Колос времени. Я высказывался о нем кратко во время преноминации и, в целом, мнение осталось неизменным. Весьма добротное повествование с местами очень недурными картинками, в целом - довольно прогнозируемое, но и не теряющее нить интриги. Убедительно выписана современная составляющая. Мутноватые объяснялки насчет природы времени, но сойдет. Хороши бредовые фракции. Изумительна стилистика ливонского периода. Что плохо? Современность и прошлое не срастаются совершенно - ни с точки зрения сюжета, ни стилистически. Впрочем, стилистический диссонанс, возможно, и можно обосновать сознательной сумбурностью повествования, но в плане сюжета история не кажется мне необходимой. Проблема стыковки реальностей более-менее относится ко всем произведениям блока.
Гораздо более глубоким, по сравнению с добротно-печатно-развлекательным Колосом, выглядит роман (вот это железобетонный роман, а никак не повесть) Верни нам мертвых. Честно - придраться ни к первой части, ни ко второй я не могу - если по отдельности. Отличный мир раннего средневековья отличное видение мира его современниками, отличное описание мира автором - глазами современников. Изумительный пример творческой рефлексии - я поверил, а я весьма недоверчивый субъект. Усиливает впечатление оно самое - в некоторой роли дикарь, не отягощенный полутора десятками веков (фигня с точки зрения естественного отбора) эволюции - соприкоснувшийся с нашим суетным. Похожие вещи мне встречались у зарубежных авторов - так что это не стало для меня откровением, но то были более коммерческие проекты. А здесь все более детально, продуманно, стилизованно. Но части тоже не вяжутся. Очень резко меняются акценты с эпического на какой-то гротескный. Ход сознательный, не буду спорить, и прекрасно демонстрирующий мастерство автора, но нет - такая литература кажется мне не очень пригодной для массового читателя.
Тогда как Игры в вечность - золотая середина между ориентированным на широкий круг благодарных читателей Колосом и почти ювелирным, предназначенным для настоящих ценителей Верни нам мертвых. Меня не смущает то, что в СИшных кругах считают оскорблением - потоки сознания. Уж как бы досталось Достоевскому от наших критиков за это дело! Стоп! Я не претендую и не выдвигаю претендентов на лавры классика. Так - к слову пришлось. Вернемся к Играм - если бы некоторая вторичность, навеянная Олдями, я бы вообще аплодировал автору. Да - местами слишком заунывно, да - иногда хочется поразмышлять над сутью самой игры, но Фенек не дает читателю ни малейшей зацепки, при этом внятно прорисовывая тот мир, другой, уже оставленный героями за бортом. Хорошее произведение - вдумчивое, сложное, грустное. Без обиняков - мой лидер. Несколько слов в бочку меда - с таким текстом трудно делать первые шаги в издательстве, такие тексты позволительно писать лишь мэтрам, зарекомендовавшим себя на книжном рынке. Считайте это похвалой. Или проклятием. И вторичность, конечно, все-таки есть, не без этого.
Охоту на фей я тоже склонен скорее выделять, чем пинать костылями за недостатки. Может быть, сравнение не совсем уместно, но я увидел в произведении что-то от полусказок-полуфантастики Федора Кнорре, наложенных на современный анимешный стиль. Мы тут сетуем изо всех сил на закат самой читающей нации - туда ей и дорога, я имею, как всегда, собственное мнение по этому поводу и готов поделиться им где-нибудь в ленте комментов, но остаться просто читающей нацией нам должны помочь похожие фант-сказки, эволюционирующие вместе с современной подростковой культурой. Здесь нельзя придираться ни к логике, ни простоте сюжета, здесь, как мне кажется (впрочем, я не детский психолог), все безупречно работает на целевую аудиторию. Кое-где взгляд цеплялся за лексику "на грани", что-то в стиле "а хер его знает" - во дожились, это я-то, поборник мата, в таком упрекаю! Охоту на фей хочется выделить даже на фоне всего финала - я реально удивлён, что произведение прошло самосуд и нисколько не жалею, что мне довелось его читать. Даешь наших Карлсонов с кольцом в пупке вместо кнопки!
Оставшиеся два произведения тем более выбиваются из шеренги расставленных по ранжиру женских фэнтезей. Кстати - повторюсь четкий гендерный след носит только Зумана и Ключ от всех дверей, но это не плюс и не минус, ни авторам этих текстов, ни остальным. Просто как Охота на фей ориентирована на подростковую аудиторию, так Шуты - на женскую.
Зато Псы Господни - чистопородные бруталы, бесконечно далекие от тургеневского типажа поклонников. Брезгливым читать следующие пару абзацев не рекомендуется.
Меня не шокируют сцены насилия, не смущает кровь, секс и говно, я склонен называть вещи своими именами - в моем лице авторы нашли благоприятного критика, чей взгляд не замутняется праведным негодованием по поводу извращения над великомогучим со всеми его канонами. Произведение сильное. Бьющее по нервам, уместно проецирующее наше преапокалиптическое сегодня на фантастический элемент (кстати - человечество всю жизнь существует в трепетном ожидании песца света, так что ничего в этом страшного не наблюдается). Очень профессионально проработан сюжет - каждая глава, являясь по сути самостоятельной законченной картинкой, авторским стоп-кадром действительности, при всей своей самодостаточности гармонично выглядит и в общем объеме произведения. Это не паззл, который складывают из непонятных элементов - это альбом фотографий. Где каждая - стучится в душу.
С другой стороны - незамутненность восприятия заключается не только в оценке достоинств, но и в определении недостатков. А их таки есть у Собачек, - не без этого. Мастерство, когда пишешь то, что большинство назовет чернухой... даже не так - граница, когда чернуха становиться изысканной Жестью (я сам к этому стремлюсь)... еще раз не так - правила, они ведь общелитературны, о чем бы не говорил автор - о синей письке мертвеца или о лунной дорожке и песчаном пляже. Лучше сказать одно яркое слово, попадающее в центр мишени, чем десять, посеянных в молоко. Излишняя описательность - бич любого художника, но в нашем грязном деле - это гильотина. Авторы Псов иногда все-таки увлекаются, а грань, она настолько малозаметна, что останавливаться нужно где-то на подсознании. Еще что мне показалось не очень достоверным, и тоже потому, что сам топтался по этим граблям - повествование от первого лица персонажа, который, по общепринятым нормам поведения, не в себе. Сделать картинку достоверной не получится ни у кого - что в голове у таких ребят не понимают и психиатры, даже они способны лишь характеризовать симптоматику. Это другой мир, речь не о примитивизме, И даже если нам удастся в него заглянуть - мы в нем захлебнемся. Возвращусь к Верни нам мертвых в первой их части - вот почти идеальный пример качественной рефлексии в сложных условиях, но даже там автор не рискует включать камеру "изнутри".
Была еще какая-то мысль из глобальных придирок, но что-то она выскочила - склероз, маразм и профессиональная деформация. Произведение может быть издано, и, если интересно, я помогу пробить почву.
Оставшаяся на закуску Идеальная мотивация показалась мне очень сложной для отзыва. Текст стоит еще больше особняком, чем Псы с Феями, главным образом - из-за жанра. Казалось бы - чтение его на фоне фэнтазийных вздохов и ахов должно было стать глотком свежего воздуха, но нет. Произведение показалось мне совершенно никаким. Недодрама, недодетектив, недофантастика. Бесконечные диалоги, перемежаемые каким-то телеграфным описанием, герои, по большому счету - всего один монологируюющий герой. Тщетные попытки достучаться до меня через жалость. Мне трудно было его читать, куски вываливались, но на ход машины это не влияло. В рейтинге это произведение не на последнем месте только из чувства мужской солидарности.
Итак - рейтинг, повторяю - с оценками он соотносится лишь в общих чертах и составлен по принципу моё-не моё. Оценки все-таки будут поставлены (а, чё там скрывать - уже поставлены) абстрагировано от моё-не моё, а по совокупности достоинств и недостатков.