Вознюк Олег Демьянович, Черевченко Евгений Андреевич : другие произведения.

Книга о загадках жизни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Книга о происхождении, загадках и законах жизни - для любознательных читателей. Может быть полезной студентам - биологам, психологам, физикам и химикам.

  Черевченко Евгений Андреевич, Вознюк Олег Демьянович
  
  КНИГА О ЗАГАДКАХ ЖИЗНИ
  
  Один и тот же человек в зависимости от обстоятельств может с разным положительным эффектом, с разной эффективностью воспринимать действительность.
  Эфсенсология - это и есть наука об эффективности восприятия человеком материальных и духовных ценностей.
  Из газет
  
  
  ПРЕДИСЛОВИЕ КНИГИ О ЗАГАДКАХ ЖИЗНИ
  
  И не только о загадках. Но и о причудливом, таинственном существе... и о Принцессе, растворимой только в нежности...
  Книга может также заинтересовать поклонников Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Эдгара По и Александра Грина, Дали и Шагала, Ваятелей Золотой Розы и сторонников импрессионистов, не забывших передать свою уникальную впечатлительность наследникам и продолжателям их таланта.
  А кому ее не нужно читать?
  Она не предназначена для педантов, прагматиков и рафинированных реалистов, сторонников "Мелкого беса" Сологуба и предварительно заключенных в рамки и футляры безнадежно последовательных и до невозможности определенных чиновников, которых так боялся молодой Куприн из-за их склонности к уюту и комфорту "устоявшихся болот".
  А это значит только одно. Что книга не есть беспощадно строгой ко всякого рода фантазерам и романтикам, рвущимся на баркасах к синему Эгейскому морю, где слева по борту вспухает волна цвета инди́го, а справа - цвета электри́к.
  Ведь эта книга - в высшей степени эфсенсологическая. То есть, она удобна для максимально эффективного восприятия и загадок жизни, и её всеобщего закона.
  А это значит, что "засохшую корку" науки с ее помощью можно размягчить, размочить и, мало того, подвергнуть обработке в "эссенции" поэтической романтики.
  Конечно, все это возможно, исходя из самого важного признака, что эфсенсология - единственная из наук, в которой нет никакого смысла. То есть, когда противопоказан всякий деловой подход, более чем преступно глубокомыслие, а целесообразность только что задохнулась от скуки. Собственной скуки.
  Зато эфсенсология позволяет задавать самые нелепые вопросы, и чем неожиданней и парадоксальней, - тем лучше. Ну, например:
  "Вы влюблялись во сне?"
  "Вы встречали весну на Бермудах?"
  "Вы слыхали, как Баха в костеле играет орган?"
  "А это правда, что Монмартр в Париже женственно капризен?!"
  И что Синяя Птица счастья иногда замирает в полете и загадочно нашептывает: мол, пользуйся моментом, будь проворней, возьми меня хотя бы на поруки. Иначе тайна о загадках жизни может внезапно рассеяться, рассосаться, раствориться в астральных кружевах аксиом и теорем или споткнуться о головоломку науки.
  Синее Эгейское море!...
  Хотя, после ослепительно яркого солнца, - тень от "сахарных" пирамид Египта - тоже густо-синего цвета. Только, ради Бога, не преследуйте эту тень пристальным взглядом сфинкса, иначе можно ощутить, что падаешь вглубь веков. Забытых веков.
  Вы видели, как в древних соборах разворачивают пергаментные свитки?.. И позолота старинных икон осыпается так же безмолвно, как осенние листья...
  Но сейчас весна. Вдоль липовых аллей уже запорхали эскадрильи зеленых листочков. Юные салатовые листики, вкрапленные в праздничный эфир, превращают нашу жизнь в фантастический фейерверк, в лунную не то эйфорию, не то феерию. В млечный путь рассыпанных звезд. А среди звезд - их Принцесса - Синяя звездочка.
  И если заострившееся, как нос у Буратино, любопытство подснежника "проклюнется" на свет Божий, - то можно сказать, что мы нашли тайну его жизненной силы.
  Ведь она, эта сила, может все!
  Даже мертвый пень, до "самых ушей" заросший мхом, - с помощью этой жизненной силы может, чего доброго, "воспрянуть духом" и "забиться в истерике" поэтического вдохновения, переходящего в итальянский Ренессанс.
   Виват! Всем пням, заросшим мхом до самых до ушей!
  
  Эфсенсологическая леди
  
  Ах, полюбит ли юная леди
  Как рисуют фламинго фламандцы?
  Как галантен фламинго голландцев?
  Средь охотничьей дичи и снеди.
  На подносе из пламенной меди,
  Отливающей солнечным глянцем.
  
  Вместо лилий там - взбитые сливки,
  Роз застенчивость - в пенках варенья,
  Маникюр на бутылках с наливкой,
  Педикюр на корнях и кореньях.
  
  Возрожденье? Да много ль в нем прока?
  Маньеризм избалованной лиры,
  По-кошачьи подкрались к Барокко
  Коготки Рококо и Ампира.
  
  Инженю в мезальянсе с Шекспиром,
  А преамбула - вычурный книксен.
  В пьесах Фавн преподносит Сатиру
  Для весталки фальшивые клипсы.
  
  На картинах, заметный едва ли,
  Ручеек течет приторно-сладкий
  В шоколадно-бисквитные дали,
  В детский мир розоватой помадки.
  
  Так прилизаны кистью оливы
  Стены крепости - крем с пастилою,
  А зубцы не грозны, а стыдливы,
  И дворцы из шербета с халвою.
  
  Да, все выглядит чуть понарошку:
  Форт - не форте, а право - пиано,
  Даже львы - как амбарные кошки,
  Даже раны прекрасней тюльпанов.
  
  И внимает кондитерской лютне
  С поэтическим гримом Орфея
  Пилигримом наряженный путник
  И антично-прозрачные феи.
  
  Сонатины Тартини от Феба
  В унисон с Боттичелли "весною".
  И стекает с зенита по небу,
  Как из сот, - мед янтарного зноя.
  
  Ароматные сдобные ветры
  В тишине пасторальных раздолий
  Столько раз полинявшее "ретро",
  Что как-будто потрачено молью.
  
  Но, когда юной леди по вкусу
  Стали трели пастушьего пенья,
  Моисей обернулся Исусом,
  И разверзлось небес откровенье.
  
  Сдвинул камень, прикованный к Мекке,
  Шаловливый мизинчик Амура
  И придал нервной кистью Эль Греко
  Пульс взволнованной страсти фигурам.
  
  Может, не были с ней,
  Может, были,
  Может, врозь с юной леди любили
  Тот псалом золотой, что для паствы
  Подарил средь библейских идиллий
  Одинокий пастух Джеймса Ласта,
  И восторг на перстах Рафаэля
  Сладкой болью с печалями слился,
  А вдоль луга - напев из свирели
  Завитком золотистым струился...
  
  Следующий за "Предисловием" рассказ инспектора Сюртэ о таинственном существе поможет нам понять - "продиффузировала" ли у нас сказка в науку, получился ли коктейль из хаоса с жизненной силой, настоянный на волшебстве эльфов, гномов, русалок и... мы бы включили сюда их единомышленника и однопартийца - элегантного Басаврюка, если бы он при этом так отчаянно, шельмец, не рисовался...
  То ли дело - братья Гадюкины. Их бы мы взяли вне конкурса... А как вы думаете? Разве украинским Русалкам не нужны свои Гадюкины и Басаврюки? Как бы не так! Не на таких напали. Ведь это - неувядающий цвет культуры! Еще Гоголь... Впрочем, ведь он первый напоролся, как на гвоздь, на изящного и изысканного Басаврюка и... буквально остолбенел... от восхищения.
  А ныне?
  А ныне, - в центре Диканьки, да и в Киеве, на Подоле, уже открыто первоклассное современное кафе "Приют Басаврюков". Да, и не надо забывать отличный голосеевский "генделык" - "Гнездо Басаврюков", что около улицы Потехина и Лысой Горы...
  
  ЗАГАДКИ ЖИЗНИ
  
  Таинственное существо (рассказ инспектора Сюртэ)
  
  Хотя Эмми всю дорогу опиралась Паулю на руку, она все равно чуть не порвала свое выходное платье. И зачем было его брать? Видимо, неожиданное известие о том, что они унаследовали фамильный особняк, вселило в нее надежду на светские рауты и торжества. А на самом деле, преодолев непролазные заросли, они вышли, наконец, на зеленую лужайку перед большим, всеми забытым домом.
  Пауль, не раздумывая, оставил машину у паромной переправы, так как дороги здесь не было. Лишь узкая тропинка вилась среди хмурых болот и буйной тенистой растительности...
  Почему-то сторож у парома сказал, что лучше туда не ходить, и что в этом старом заброшенном доме... Он только махнул рукой и ушел по делам.
  Наружная дверь поддалась с недружелюбным скрипом. И хотя был жаркий солнечный день, но когда они поднимались по ступенькам, откуда-то повеяло сумрачным холодом. В глубине прихожей, отделанной красным деревом, виднелись еще одни двери, более массивные, чем наружные. Ключа от них не нашлось. И пока Пауль возился с замком, Эмми заметила справа от входа небольшую комнатку и вошла в нее. Ее сразу удивило, что на противоположной от наружного окна стене было расположено еще одно стрельчатое окно - чуть побольше. Но какую роль в этой мрачноватой комнатке могло играть второе окно, врезанное прямо в глухую стену?
  С детской непосредственностью Эмми заглянула в окно, как в колодец, и вгляделась в полумрак. С той стороны окна на нее смотрело странное существо! Большая голова с широко расставленными провалами глазниц и хищно изогнутым клювом была вся покрыта панцирем из чешуи и шерсти. В глубине глазниц мерцала и вздрагивала зеленоватая жижа. Вдоль пупырчатой шеи судорожно, вверх-вниз, бегал кадык. От шеи вниз шли, обволакивая острые плечи, коричневые, как у мощей, сухожилия. Они заканчивались перепонками с желтыми когтями. Ноги были зелеными, лягушачьими, со ступнями, похожими на ласты.
  Существо повернуло голову боком, по куриному, и уставилось на Эмми одним глазом. Дыхание Эмми сковал ледяной страх. Зеленый глаз мигнул, задвигалось веко. Донесся хриплый клекот. Существо подалось к Эмми...
  Хорошо, что Пауль был неподалеку. Он услышал крик, шум упавшего тела. Эмми без сознания лежала на полу. "Эмми! Эмми!" шептал Пауль в панике и брызгал на нее водой из фляги. Она медленно приходила в себя. "Что случилось?"  спрашивал он. К ней возвращалось сознание. "Там! Там!"  наконец прошептала она и показала на стрельчатое окно.  "Боже мой! Оно с клювом и чешуей! Забери меня отсюда!"  закричала она в истерике.
   И когда между ее рыданиями Пауль, наконец, понял, в чем дело, то упорно и методично обыскал весь дом вплоть до чердака. Но в доме никого не оказалось. Только около стрельчатого окна, с внутренней его стороны, на полу была сложена кучка бобов  таких же больших, как и на грядке перед домом.
  На обратном пути Эмми то и дело вырывалась вперед, и ей все время слышалось настигающее шлепанье перепончатых лап...
  Позже родственники рассказали им легенду, согласно которой троюродную тетку Эмми, беременную на восьмом месяце, заперли в этом доме бандиты во время оккупации. Через полгода дом вскрыли, но нашли только скелет тетки Аделаиды. Куда делся ребенок, никто не знал...
  На эту удивительную историю, по слухам рассказанную впервые одним из инспекторов французской полиции Сюртэ, мы наткнулись, когда только начинали собирать материалы для книги.
  Сила приспособливаемости живой материи преподносит нам иногда невероятно жестокие уроки и сюрпризы. Границы этой живучести материи никто не взялся бы уточнить. Может, клювообразное существо и было одним из результатов такой запредельной выживаемости, если, конечно, учесть условия, в которых родился ребенок. И, может, на Эмми из окна смотрел ее брат? Об этом трудно судить.
  
  Причудливое создание
  
  Еще труднее предположить, что все это  не вымысел с мистическим налетом. Лишь некая зыбкая параллель, чисто умозрительное сходство и загадочность заставили нас, может, совсем неоправданно, вспомнить историю инспектора Сюртэ. Потому что на самом деле мы ведем поиск иного таинственного существа, иного причудливого создания, далекого от мистики и суеверий. Оно реальней "Затерянного мира" А.Конан-Дойля с его доисторическими чудовищами. А самое интригующее и завораживающее заключается в том, что средой обитания этого причудливого создания являются не дебри Амазонки, не песчаные барханы Сахары, не священная гора Кайлас в Тибете, куда предположительно спускались на землю боги, а всего лишь до сих пор не открытые и затерянные уголки души человека, лабиринты и закоулки его психики. И мы будем вести поиск не совсем вслепую и не совсем на ощупь,  а, опускаясь вслед за Фрейдом в подвалы и подземелья подсознательного, либо поднимаясь до астральных высот космоса. Именно в этих пределах исследователи все чаще наталкиваются на следы присутствия до сих пор неопознанного существа, проявления которого непредсказуемы.
  Самая известная из версий о происхождении загадочного существа  это уже упомянутая связь его с Космосом, которая в принципе никем не оспаривается. Ведь все сейчас говорят об этом таинственном влиянии на человека свыше. К этой версии примыкает ортодоксально-божественное его происхождение, а также исследования Нобелевского лауреата Анри Бергсона, употреблявшего термин "свободный дух", который отделяется от тела в момент смерти. А чем он был при жизни? Не нашим ли таинственным существом в глубинах психики человека? Сюда же примыкают материалы и выводы экспедиций в Тибет известного ученого Мулдашева. Это первая, на наш взгляд, попытка связать Бермудский треугольник, Город Богов, остров Пасхи, английский Стоунхендж в единую систему малых энергий. И коль аргументы ученого включают доказательства пробирочного выращивания человека атлантами, то привнесение при таком клонировании в психику человека таинственного существа не кажется нам более невероятным, чем сами идеи Мулдашева.
  Вот что пишет Мулдашев: "Редко кто задумывался над этим феноменом. Но этот феномен существует, и, мне кажется, в основе его лежит то, что Рерих дал возможность каждому человеку соприкоснуться с его собственным, глубинным и затаенным "Я", которое пришло из загадочного и в то же время родного Того Света, и которое живет по законам, отличным от нашего физического существования. Оно очень заманчиво и притягательно  это внутреннее "Я", которое в религиях называют Духом. Оно  это внутреннее "Я"  контактирует с другими внутренними "Я" по необычным принципам".
  Ну, а может ли находиться какая-то связь нашего таинственного существа с парапсихологией и мистикой? В целом, мы с вами заведомо отмежевались от мифов, суеверий, верований всех мастей, от всех этих циклопов, фавнов и сатиров, от дракул, басаврюков, упырей, духов огня и домовых. От чего еще? К сожалению, даже добрые гномы, эльфы, тролли, кикиморы и сирены  это тоже не наш путь. Только правильно ли мы поступаем, целиком и напрочь отметая мистику и сказку, удаляя, как больной зуб, всех этих очень уж симпатичных арлекинов, пьеро, пиноккио или Железного Дровосека и Страшилу из "Волшебника Изумрудного города"? Конечно, нужно признать, что в реальной жизни никто троллей и гномов никогда не видел, так же, как не видел леденящих кровь призраков, бестелесных привидений и душ умерших предков, хотя рассказов очевидцев на эту тему, хоть отбавляй.
  И все же, возможно, что эти существа являются не только порождением чистой фантазии и могучего воображения историков и художников от Аполлодора и Геродота до Андерсена и Братьев Гримм. Дыма без огня не бывает? Честное слово, не бывает? А не могли ли эти создания быть многогранными, многоракурсными проекциями самой души человека, а, вместе с ней, и нашего загадочного существа, на любимые нами художественные творения?
  Если все приведенные данные о нашем таинственном существе просеять сквозь сито объективного разума, то все равно среди прочих "непоняток" останется "нечто" необъяснимое, завораживающее и загадочное.
  Да, конечно, спящий разум порождает чудовищ. Но нам очень не хотелось бы, чтобы наше "нечто" бесследно растворилось в характере и наклонностях самого человека. Тогда существо исчезнет, так и не состоявшись. Подводя сейчас итог, мы, наоборот, считаем, что смутная догадка о том, что в душе человека, в его лабиринтах и закоулках прячется, затерявшись, какое-то неопознанное нами существо, приобрело теперь большую рельефность и ощутимость. Во всяком случае, сужен круг и "офлажкована" зона поиска. Стали более отчетливыми "охотничьи угодья", где нужно его искать.
  И тогда именно противоречивость и парадоксальность повадок этого существа, проявляющего в человеке то добрые, то злые начала, то милосердие, то агрессивность, позволят нам при исследовании задеть крайние полюса, экстремальные точки поведения человека, чтобы получить ответ на основной вопрос: ангел человек или убийца? И давайте, прикоснувшись к нерву тайны, не будем терять это острейшее из наслаждений до самого конца исследования.
  Мы могли бы назвать всю исследовательскую работу: "В поисках таинственного существа",  если бы заранее знали, с какими совершенно невероятными его превращениями нам придется столкнуться в процессе поиска.
  
  Волшебный грот и загадки жизни
  
  Фактически, наше причудливое существо лишь открывает перед нами таинственный грот загадок и тайн человека. Тут и сказочная живая вода, и философский камень на границе споров мудрецов с алхимиками. Ведь этот камень не только лечит от всех болезней, но и превращает не до конца и не полностью благородные металлы в золото.
  А другие загадки: Семь чудес света, остров Пасхи, Бермудский треугольник...
  Да и само причудливое и таинственное существо - то, что находится в психике человека и которое, - то приговаривает нас к мистике, суевериям и связям с потусторонним миром, - то, наоборот, бесследно растворяется в характере и наклонностях самого человека. И тогда появляется опасность, что оно исчезнет, так и не состоявшись. Это существо или венчает лик человека нимбом ангела и херувима, или, превращаясь в чудовище, порождает какие-то темные силы, вызывающие, по мнению физиолога и прагматика И.Павлова, "межживотные отношения". Отношения с убийствами, войнами, революциями и морем крови.
  Но это - уже совсем другая тема, иная история, другой расклад, другие тайны и загадки.
  А что на этот счет говорят не фантасты и сказочники, а ученые?
  Они спрашивают: "А какая из этих загадок - самая что ни есть волшебная, самая нужная человеку?"
  И тут, пожалуй, вариантов и разночтений уже нет. Ибо тайна жизни и ее происхождения, - единственная из загадок, вошедшая не только в сказку, но и проникшая в большую науку.
  Потому что волшебную мечту об "эликсире молодости" и "живой воде", наконец, - о заклинании, которое ученые называют всеобщим законом жизни, - эту вожделенную мечту один к одному впитала, вместе со сказкой, и наука.
  
  НАЧАЛО НАУКИ О ЖИЗНИ
  
  Диффузия сказки в науку
  
  Нет, конечно, ученые не говорят: "эликсир молодости", "живая вода". Они не застывают перед таинственным гротом с жалобной мольбой "Сезам, откройся!"
  Но, все-таки, нам именно этот "пароль" и надо подразумевать, когда, например, академик Густав Наан говорит, что в списках законов живой природы не хватает одного общего закона. Или когда украинский ученый Владимир Шевченко, упоминая о происхождении жизни, сожалеет о том, что еще неизвестен соответствующий общий закон, наконец, - когда академик Юрий Пахомов ищет движущую силу истории. Так что это значит?
  А это значит, что еще далеко не все двери к драгоценностям жизни распахнуты перед нами, и что наука еще не полностью "продиффузировала" в сказку (или наоборот), чтобы сделать парадигму, нет, фейерию, о жизни доказанной.
  Как говорится в Святом Писании (Мф. 7:7): "... ищите, и найдете; стучите, и отворят вам". Так последуем же этому мудрому библейскому Завету, чтобы, наконец, открыть "таинственный Сезам".
  
  
  Начало науки о жизни
  
  Начало науки о жизни красноречиво отслеживается с того момента, когда французский ученый Николя Леонар Сади Карно доказал, что совсем не упорядоченность вещества, а полнейший его хаос, напрочь и наотрез противоречащий появлению жизни, является, к сожалению, наиболее вероятным состоянием материи. Это открытие получило название второго начала термодинамики.
  Но это был и полнейший крах науки о жизни и занимательной сказки о ней! "Олимпийский бог физики" превратился в "императора хаоса и тьмы". Ибо, прямым следствием открытия Карно, все естественные процессы, как выяснилось, сопровождались возрастанием в материи хаоса.
  
  Конец единовластия "императора тьмы" Сади Карно
  
  Но долго ли продержалась власть "императора хаоса и тьмы"? Может, эта власть удерживалась бы и сейчас. Но, вот незадача, а для хаоса это - как "для черта ладан", - наука начала располагать конкретными фактами не о хаосе, а о прогрессивной эволюции материи.
  Возникновение звезд, планет, галактик, наконец, уже состоявшееся появление жизни на нашей планете, - весь этот уже доказанный фактический материал подтверждал, что не хаос и не его мера - энтропия - "делают погоду" в мире, а, наоборот, - прогрессивная эволюция материи, ее тенденция к развитию от простого к сложному, а, значит, - упорядоченность и самоорганизация.
  Мало того, - этому стремлению к совершенству подчинены все ОБЪЕКТЫ мира.
  Йозеф Шеллинг первый интуитивно угадал это тождество всех механизмов развития, в том числе, - в живой природе.
  Он писал: "Сила, благодаря которой происходит развитие индивидуума, тождественна с той силой, которая обусловливает возникновение различных организмов на Земле."
  Но, какая же это сила? Приближение к названной силе в цепочке открытий мы находим сначала в космическом Принципе наименьшего действия. Макс Планк считал этот принцип венцом всех законов природы, господствующим над ними. Экономия энергии, как самая важная из особенностей развития материи, - взята была этим принципом под опеку, была провозглашена главным его признаком, его "вотчиной".
  
  Пригожинские чтения
  
  Следующей ступенькой на пути к таинственному "шеллинговскому" закону жизни стало открытие Нобелевского лауреата - бельгийского ученого Ильи Пригожина. Он нашел бесспорное подтверждение Принципа наименьшего действия - подтверждение стремления материи к порядку, возникающему даже из хаоса. Причем, с помощью доказательств буквально "на вес золота", на которые расщедрились и химия, и физика.
  Ведь то, что материя склоняется к хаосу, - наука уже проглотила, как горькую пилюлю от метра Карно. Но возник неопровержимый аргумент И.Пригожина, что и в сплошном хаосе может зародиться порядок, - блестящий первостатейный аргумент, да еще на основе данных прикладных наук!
  На такую удачу научная элита даже не могла рассчитывать. Кроме версии об упорядоченности, появился новый, "пригожинский" процесс и термин - "самоорганизация материи".
  Вещество двинулось вспять - от Карно к Пригожину, появилась лучезарная надежда на объяснение жизни, появился путь к волшебству сказки, праздничный фейерверк, открывающий зеленую улицу к тайнам живой природы. Именно тогда в честь И.Пригожина "зазвучала" героическая "симфония совершенству материи" - гимн будущему закону о жизни.
  С незапамятных времен в аристократических салонах Франции проходили вечера и светские рауты, посвященные великим маэстро - выдающимся пианистам и композиторам, таким, как Ференц Лист, Фредерик Шопен, Иоганнес Брамс...
  Но это ведь все в прошлом. А нынешние, теперешние времена? Чьи это вечера? Снова Моцарта, Бетховена, Баха? Нет, нет и нет!
  Нисколько не умаляя заслуг великих мастеров, - мы вынуждены признать, что это - вечера научного гения. Вечера и чтения, посвященные Илье Пригожину, - "пригожинские чтения".
  Кстати, И.Пригожин и его соавтор Изабель Стенгерс так в высшей степени триумфально и назвали свою книгу- "Порядок из хаоса"!
  
  Недостаток космических законов
  
  И к чему сейчас мы пришли? В чем теперь уверены?
  Ну, как же?! Мы ведь знаем теперь о двух взаимосвязанных законах, знаем о двух созвучных положениях. Мы пришли к тому, что закон И.Пригожина подтверждает, продолжает и наследует космический Принцип наименьшего действия, объединившись с ним взаимосвязанными признаками.
  Центральным, "коронным" приобретением науки стало появление "порядка из хаоса", появление упорядоченности материи, ее самоорганизация и экономия энергии!
  Фактически, мы владеем процессом, - высшей, "коронной" точкой которого является зарождение, возникновение и происхождение жизни и живых существ, - от простого дерева до живого существа, от животного до человека.
  Тем не менее, последнюю пропасть между силой развития материи "вообще" и специфической силой, возникновения жизни, силой, "благодаря которой происходит развитие индивидуума", - наука еще не преодолела.
  То есть, вместе с Принципом наименьшего действия и законом И.Пригожина, - материя, конечно, получила "индульгенцию" на развитие, на упорядоченность и самоороганизацию. Получила "лицензию" на производство "продукции порядка" из хаоса.
  Но не совсем ясно было, - почему развитие должно было привести именно к феномену жизни?
  Ведь упомянутые два закона, если в них вникнуть, являются больше физическими и химическими, чем "жизненными" и биологическими. Они с самого начала, фактически, "властвуют" на космических просторах Вселенной.
  Надо было их "приземлять". То есть, предельно нужен был уже не космический и даже не термодинамический закон, а закон с внедрением в биологию, - закон биологический. А, учитывая появление человека и общества, - еще и УНИВЕРСАЛЬНЫЙ закон жизни. Тот закон, который был камнем преткновения и предметом споров между физиками и биологами. Они ведь до сих пор не могут найти общего языка.
  Но, все равно! Всеобщий закон жизни неизбежно и неумолимо потребовал своего воплощения, своего открытия.
  
  УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЗАКОН ЖИЗНИ
  
  Этот универсальный закон должен был обнаружить в материи силу развития; но развития, касающегося исключительно жизни. Он должен был объединить исходящее от Принципа наименьшего действия и закона И.Пригожина стремление материи к минимуму затрат энергии и к минимуму энтропии (мера хаоса), - с главными признаками жизни. То есть, - приобщить два названных закона к основным понятиям биологии - фундаментальной науки о развитии жизни и эволюции.
  Такими основными понятиями биологии, как считал известный американский биолог Клод Вилли, явились ЖИЗНЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ. Если дословно, то К.Вилли писал: "детальное изучение показывает, что все организмы, как растительные, так и животные, имеют одни и те же ЖИЗНЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, перед ними стоят одни и те же проблемы: добывание пищи, как источника энергии, завоевание жизненного пространства, размножение и т.п." [1].
  Но, когда четко названы ЖИЗНЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, то следующим шагом к ним должны быть присоединены, добавлены, интегрированы с ними и объекты их удовлетворения, и полезные свойства этих объектов, и энергия питания организмов, и другие жизненные процессы. Ведь в этом плане главным является то, - чтó именно должен был доказать и сделать очевидным Универсальный закон жизни. То есть, то, чтó от него ожидали!
  А ожидали от этого закона (и ждут до сих пор), что он объяснит внутренний механизм взаимодействия указанных жизненных процессов, приводящий к возникновению, отмеченной еще Й.Шеллингом, силы развития живой материи.
  Так как же действует этот внутренний механизм потребностей? И как он приводит в действие силу развития живого существа?
  По нашему мнению, самое конкретное проявление этой силы происходит именно тогда, когда "аппарат" реализации потребности стимулирует ее удовлетворение. Если по порядку, - то действие этой силы начинается с действия побудительного чувства жизненной потребности, - с чувства голода, жажды, боли, страха или опасности. Эта сила, с одной стороны, неотделима от стремления избежать эти отрицательные чувства, с другой стороны, - неотделима от стремления испытать положительное чувство - чувство наслаждения, которое проявляется при удовлетворении потребности.
  Можно сказать и так, что искомая сила, по нашему мнению, возникает тогда, когда запущен механизм процесса удовлетворения потребности, а, конкретно, - между двумя временными точками - между стремлением избежать воздействия побудительного чувства неудовлетворенной потребности (или более обширного чувства дискомфорта материи) и стремлением испытать наслаждение от удовлетворения потребности, то есть, - то наслаждение, которое вызывает внутренне тяготение к нему.
  Но, не кажется ли Читателю, что мы уже перешли границу территории, принадлежащей исключительно биологам и психологам? И что это может быть истолковано, как неуважение к ним, как некорректность или даже как научная агрессия.
  
  Формулировка Универсального закона жизни
  
  История возникновения Универсального закона заставляет вспомнить никем не замеченный, появившийся еще ранее, Закон соразмерения [5]. Он интересен тем, что был использован как "заготовка" для формулирования Универсального закона жизни [7]. Иными словами, последний является более совершенной интерпретацией Закона соразмерения.
  Первая половина Универсального закона формулируется следующим образом:
  В процессе соразмерения полезных свойств объектов удовлетворения жизненных потребностей с трудностями их достижения, затраты энергии организма живого существа понижают уровень наслаждения, вызванного полезными свойствами, в результате чего организм принимает новое состояние...
  Как мы видим, в первой половине закона говорится о том, что трудности и затраты энергии на их преодоление понижают уровень наслаждения, вызванного полезными свойствами.
  Ну, а почему организм, согласно этой первой половине закона, - принимает новое состояние?
  Да потому, что ему некуда деваться! Иначе уровень наслаждения, а, значит, - и полезные свойства, так и останутся пониженными, и организм (а это уже давно известно) сопротивляется этому!
  Соразмерение полезных свойств с трудностями их достижения потому и называется "СОРАЗМЕРЕНИЕМ", что оно способно не только восстанавливать уровень наслаждения, но и осуществлять процесс "подгонки" друг к другу и затрат энергии, и уровня наслаждения, и полезных свойств. А, значит, - способно вызвать такое новое состояние организма, при котором и полезные свойства растут, и наслаждение растет, а затраты энергии и трудности, наоборот, - стремятся к минимуму.
  То есть, в целом, - если снизился уровень наслаждения, то это побуждает человека к использованию таких объектов, которые связаны с меньшими трудностями, меньшими затратами энергии. Тогда уровень наслаждения возрастает. А затраты энергии устремляются к минимуму.
  Но это - уже вторая часть формулировки, вторая половина закона. Ее дословный текст принял следующий окончательный вид:
  "... в результате чего организм принимает новое состояние, при котором потребности растут, количество и качество объектов удовлетворения жизненных потребностей и их полезные свойства стремятся к максимуму, а затраты энергии организма на их достижение - к минимуму".
  
  Что же незаменимое дает нам Закон жизни и его приведенная формулировка?
  Приведенная выше формулировка Универсального закона жизни, вслед за космическим Принципом наименьшего действия и связанным с ним законом И.Пригожина, - этим самым еще и "поймала" загадочный зеленый луч отблеска, отсвета, матричного оттиска этих законов, применительно к живой природе. А что это значит?
  А это значит, что, хотим мы этого или не хотим, но мы замахнулись на определение всех движущих сил жизненных процессов, всего развития живых существ, в том числе, - и истории человеческого общества.
  И таятся, и возникают, и мерцают, и освобождаются эти силы. Они действуют и приводят в движение, дают развитие и энергию для жизни с помощью только одного единственного средства - с помощью наших ПОТРЕБНОСТЕЙ!
  Эти силы дают стимул и побуждают к движению и развитию исключительно все события жизни, в том числе - даже целые исторические эпохи и роды занятий человека, и выдающиеся этапные открытия и изобретения, словом, - все прогрессивные изменения в обществе.
  Но, прежде, чем детально и подробно, даже с китайской скрупулезностью, их перечислять, хотя бы в первом приближении, давайте-ка сначала "откроем Сезам" перед самым главным и самым важным - перед спецификой взаимоотношений, возникших между "матушкой Землей" и живыми существами, появившимися на нашей планете.
  И озаглавим это событие в высшей степени загадочно, возвращаясь к волшебству сказки: "самовоздействие вещества Земли на себя".
  
  САМОВОЗДЕЙСТВИЕ ВЕЩЕСТВА ЗЕМЛИ НА СЕБЯ
  
  Два пути развития
  
  В сущности, что же на самом деле означало появление живых существ на Земле?
  От вещества Земли как бы отделилась его часть и по закону И.Пригожина самоорганизовалась и упорядочилась. Эта отделившаяся часть, сначала в виде живого вещества, а затем и существа, приобрела способность (в этом отделившемся живом виде) воздействовать на вещество Земли, на то самое вещество Земли, от которого она отделилась.
  Причем, отделившееся вещество Земли, самоорганизуясь и превращаясь в живые существа, пошло в своем развитии двумя параллельными путями преобразований:
  Первый путь привел к тому, что при воздействии на вещество Земли последнее, подвергаясь переработке со стороны, например, человека, в конечном итоге начало превращаться в пищевые продукты, машины, самолеты, экскаваторы, здания, больницы и т.д.
  Второй путь преобразований коснулся самой отделившейся от Земли части вещества. Речь идет о самоорганизации самих живых существ, их органов, их организмов.
  Другими словами, можно полагать, что живое существо - это часть материнского вещества Земли, отделившаяся в процессе самоорганизации и упорядочения.
  Самоорганизация и упорядочение происходили в процессе эволюции живого мира в соответствии с законом Пригожина, теорией происхождения видов Дарвина и законом соразмерения - Универсальным законом жизни.
  Кстати, процесс эволюции, то есть, появления все более развитых форм многочисленных видов живых существ, собственно, этим и обусловливался.
  Причем, например, человек, воздействуя на вещество Земли и создавая из него фабрики, заводы, машины, продукты питания, тем самым становился орудием воздействия, преобразования и переработки упомянутого вещества Земли.
  Но можно ли все живые существа, все их виды, включая и человека, рассматривать как орудия воздействия на вещество Земли, как орудия преобразования и переработки этого вещества?
  Ну, а если это и есть главный результат и главная особенность появления жизни: отделение части материнского вещества Земли, его самоорганизация и упорядочение, усложнение его функций и превращение в живые существа, с тем, чтобы эти живые существа становились орудиями воздействия и преобразования основного материнского вещества Земли?
  Можно сказать и так, что это - путь и процесс самовоздействия вещества Земли на себя.
  
  Закон энергообеспечения
  
  Эту догадку, или идею, можно записать в следующем виде:
   В процессе эволюции органического мира при воздействии живых существ на вещество Земли и преобразовании его, - функции последнего и количество извлеченной из него живыми существами энергии растут и стремятся к максимуму.
  Без этой идеи или этого ЗАКОНА ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ - Универсальный закон жизни являлся бы прямым нарушением Закона сохранения энергии. Ведь в Универсальном законе жизни говорится о стремлении к максимуму полезных свойств, что, безусловно, требует затрат энергии. Но эти затраты энергии должны компенсироваться ее пополнением и просто требуют включения в процесс - непременного вышеизложенного ЗАКОНА ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ.
  К сожалению, это предположение является в высшей степени малоубедительным без сопутствующих ему фактов.
  Первым таким фактом является то, что в соответствии с отмеченными выше двумя путями преобразования вещества Земли, у будущих живых существ зарождались и развивались и две группы потребностей.
  Но, опять таки, что это за две группы потребностей?
  Да, конечно, то, что от вещества Земли как бы отделилась его, этого вещества, часть, самоорганизовалась и упорядочилась, - мы ведь с вами это уже и предполагали, и утверждали, словом, - уже проходили.
  Понятно также, что у этой отделившейся части образовалась двоякая связь.
  С одной стороны, эта отделившаяся часть в прошлом была связана с материнским веществом Земли, но, с другой стороны, она своими образовавшимися органами теперь воздействует на то же материковое вещество Земли и перерабатывает его и преобразовывает.
  Можно сказать, что эта отделившаяся часть обладает потребностями в названных органах и их функциях. Последние являются как бы переходной стадией или ступенькой от вещества Земли к живому существу.
  Таким образом, с одной стороны, этой отделившейся части вещества нужны выполняемые функции определенных органов. Без них, без движения, она будет отмирать и не сможет существовать.
  С другой стороны, эти органы должны воздействовать на вещество Земли, добывая из него полезные свойства, добывая энергию, превращая вещество в нечто иное, более развитое и совершенное. То есть, удовлетворяя потребность живых существ в объектах внешней среды.
  Две группы потребностей
  
  В соответствии с описанным выше первым путем преобразования вещества Земли (при воздействии на него живых существ) тот же человек, создавая и используя пищевые продукты, фабрики и заводы, машины и самолеты и т.д., - тем самым удовлетворяет первую группу своих потребностей, а именно: потребностей в полезных свойствах внешней среды. Они, эти свойства, систематически и периодически используются человеком.
  К названной нами первой группе потребностей относятся такие известные всем биологические потребности, как пищевая потребность, потребность в размножении, самосохранении, а также познавательная потребность, т.е. потребность в информации.
  Итак, с одной стороны, мы имеем потребность в воздействии отделившейся части вещества на Землю, т.е., в органах и их функциях. Но это, как мы видим, лишь одна потребность.
  А вторая потребность - в том, чтобы при воздействии на вещество Земли из него добывались полезные объекты и энергия для питания и функционирования названных организмов.
  Эти два вида потребностей, взаимодействующих между собой, и образуют существо, которое мы привыкли называть живым.
  Ну, а если посмотреть на взаимодействие живого существа с Землей со стороны, то это живое существо, например, человек, всего-навсего воздействует и перерабатывает материнскую Землю, от которой он отделился, изменяя ее, и, будучи в прошлом частью этой земли, добывая из нее энергию для существования и пищу для питания.
  После воздействия и переработки земля превращается в вещество с более сложными и могущественными функциями: в здания, самолеты, трактора и так далее. И возможности этих объектов, являющихся продолжением и Земли, и Человека, - т.е. возможности по переработке вещества Земли - становятся все большими, лучшими, многофункциональными, а значит, - более развитыми.
  А нам сейчас только и надо, чтобы зафиксировать и отделение от Земли ее части, и такую ее эволюцию, в результате которой образовались две группы потребностей, взаимосвязанных между собой.
  Как мы уже отмечали, эту идею можно записать в следующем виде:
  В процессе эволюции органического мира при воздействии живых существ на вещество Земли, их породившее, и при преобразовании его, - функции этого вещества и количество извлеченной и добытой из него живыми существами энергии растут и стремятся к максимуму.
  
  Организм и жизнь
  
  Таким образом, жизнь есть свойство высокоорганизованной материи, реализованное как процесс проявления и удовлетворения внешних и внутренних потребностей, протекающий так, что без существования и функционирования внутренних структур материи (соответствующих внутренним потребностям) не могут быть удовлетворены потребности внешние, и наоборот.
  Исходя из вышесказанного, можно сформулировать следующую гипотезу: организм является носителем двух групп взаимодействующих потребностей, а, благодаря этому, - и носителем жизни.
  Но давайте не будем забывать о том, что и отделение вещества от Земли, и самоорганизация и упорядочение его по закону И.Пригожина и Универсальному закону жизни, и, наконец, приобретение двух групп потребностей, - все это делалось только для того, чтобы человек стал ОРУДИЕМ переработки и преобразования вещества Земли в более развитые формы и состояния, включая и объект самого человека.
  По аналогии, личность человека тоже должна являться носителем двух групп (но уже социальных) потребностей, взаимодействующих между собой.
  
  ЖИЗНЕННАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ
  
  Главная загадка жизни
  
  Мы упоминали о силе развития живых существ и, в целом, - о силе развития живой природы.
  Эта сила дает стимул и побуждает к движению и развитию исключительно ВСЕ события нашей жизни, в том числе - даже появление целых исторических эпох, роды занятий человека, выдающиеся этапные открытия и изобретения, словом, - все прогрессивные изменения и начинания в обществе.
  Данная сила, даже если ее назвать, как академик Густав Наан, - "недостающим законом"; или как Владимир Шевченко, - "принципом наименьшего действия применительно к живой природе"; или как академик Юрий Пахомов, который исследует "движущую силу истории общества", но ведь по существу проблем - это все вопросы, имеющие одинаковый смысл и значение.
  Сила развития живой природы, закон жизни и движущая сила истории - это проблемные аналоги. Они должны содержать и равноценные, универсальные ответы.
  Все равно при такой постановке вопроса главной задачей является совсем иное, а именно: тот срез, сечение или уровень рассмотрения, скажем, движущей силы истории, который, без вариантов и версий, - единственный в своем роде, который необходим науке.
  Ведь одни ученые видят эту силу в способе производства и в экономике, другие - на самом высоком уровне, т.е. в философской интерпретации некоей космической силы, третьи - ступенькой ниже, а именно: в социально-политической надстройке над результатами биологической эволюции.
  А какой уровень рассмотрения выбираем мы?
  Во-первых, мы остановимся на виде деятельности или роде занятий. Это - или охота, или земледелие, или ремесленничество...
  Давайте начнем с такого рода занятий, как охота. Она возникла еще при первобытно-общинном строе, и даже еще раньше.
  Мы, конечно, могли взять и любой другой род занятий: ремесленничество или земледелие. Но, раз взяли уже охоту, - пусть будет охота.
  Итак, движущая сила появления охоты. В сущности, а что это за сила такая - "движущая", которая стимулирует и целый род занятий и, вместе с родом занятий, - всю историю общества? А на этот вопрос предельно ясно дает ответ Универсальный закон жизни. Давайте приведем дословно основное положение этого закона. Оно изложено в самом конце формулировки закона:
  "...в результате чего организм принимает новое состояние, при котором потребности растут, количество и качество объектов удовлетворения жизненных потребностей и их полезные свойства стремятся к максимуму, а затраты энергии организма на их достижение - к минимуму".
  Таким образом, эта сила является продуктом наших расчудесных потребностей. В этом процессе задействованы, читаем: и объекты удовлетворения потребностей; и их полезные свойства; и затраты энергии, а значит - и побудительные чувства (голод, жажда и т.д.), и чувства удовлетворения, которые все вместе вызывают у нас ЖЕЛАНИЕ ОБЛАДАТЬ объектами удовлетворения и их полезными свойствами.
  А в "желании обладать", как в суммарном интегрированном показателе потребностей, - не кроется ли искомая ЖИЗНЕННАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ, по велению которой появилось и обычное колесо, и оконное стекло, и, кстати, копье, и лук со стрелами, т.е. орудия охоты?!
  Но охота - это не только копье, лук и стрелы. Это не только один из способов удовлетворения биологической потребности в пище. Это еще и возможность удовлетворения социальной потребности общения с целой группой людей - таких же охотников: обсуждение с ними повадок животных, способов и орудий их поражения, планирование и координация коллективных действий во время охоты, обмен опытом, охотничьи рассказы и т.п. Кстати, эта потребность хорошо известна современным охотникам. Более того, именно она, а не биологическая потребность в пище, движет ими, заставляя ранним утром в холодную погоду собираться вместе и мокнуть под дождем в осеннем лесу, без особой надежды подстрелить какого-нибудь зайчишку. Зато сколько будет захватывающих рассказов, горячих обсуждений и будоражащих душу воспоминаний!
  Итак, к биологической потребности добавляется еще социальная потребность и объекты ее удовлетворения - поступки и отношения между людьми.
  Объектами удовлетворения различных потребностей при их развитии стали также отношения, связанные с разделкой добычи после охоты, распределением ее среди участников охоты и дальнейшим хранением, приобретением орудия и экипировки для охоты, искусством самой охоты, и так далее, и тому подобное, - масса не названных нами объектов удовлетворения и их полезных свойств, стремящихся к максимуму.
  А стремление к минимальной затрате сил и энергии? На смену копью и луку пришло сначала гладкоствольное, а затем нарезное огнестрельное оружие. Для погони за дичью стали использовать лошадей, а потом и автомобиль.
  
  Все еще предварительный вывод
  
  Фактически мы показали, что Универсальный закон жизни явился той силой, которая с помощью потребностей и своих положений повлияла на развитие всех объектов удовлетворения и их полезных свойств, связанных с охотой.
  Универсальный закон жизни:
  1. предопределил появление копья, лука и стрел - то есть соответствующего оружия и снаряжения для этого рода занятий;
  2. дал возможность заниматься этой деятельностью коллективно;
  3. развивая функции, научил человека мастерству охоты, в том числе - умению разделки добычи и способам ее хранения;
  4. научил тонкостям распределения охотничьей добычи среди членов сообщества.
  
  Универсальный закон жизни содержит в себе тот стимул и первопричину, которые повлияли на появление всех необходимых условий для начала этого рода занятий.
  Рассмотрение движущей силы истории, по нашему мнению, должно происходить, мы это отмечали, на определенном превалирующем уровне, в "главном сечении и срезе", на главном направлении науки о жизни. А какой это - главный уровень рассмотрения движущей силы истории? А это уровень рассмотрения, в данном случае, такого вида деятельности, как охота, и причин ее появления, исходя из жизненных процессов, регламентированных наукой о жизни - биологией. А таким главным жизненным процессом является процесс удовлетворения потребностей, составляющий основное содержание и ядро Универсального закона жизни.
  И главное, "коронное", коренное во всем этом процессе удовлетворения потребностей - то, что выделено нами как носитель искомой жизненной силы - это ЖЕЛАНИЕ ОБЛАДАТЬ объектами удовлетворения различных потребностей живых существ; желание, по велению которого совершается процесс удовлетворения.
  Но, ведь, перечисляя все развивающиеся полезные свойства и объекты удовлетворения потребностей, связанные с появлением не только охоты, а и других видов деятельности и родов занятий, - мы тем самым подчиняем абсолютно все жизненные процессы тому же самому Универсальному закону жизни.
  
  Допустим, что это так и есть
  
  Допустим, "ничтоже сумняшеся", что это так и есть. И что это касается только Универсального закона жизни, то есть, живой материи и ее закона. А все остальные виды материи? То есть, - те виды, о которых Владимир Шевченко писал: "прогрессивная эволюция материи - установленный научный факт, основополагающая идея современного теоретического естествознания". [8]
  Ну, допустим, живую материю мы временно оставили в покое: там властвует, мы помним, СИЛА ЖЕЛАНИЯ чем-то или кем-то обладать, подчиненная соответствующей потребности.
  Возможно, как раз живая материя, живая природа дает нам возможность изложить хотя бы версию, хотя бы предположение и гипотезу относительно всей остальной материи.
  И тогда мы можем только "задним числом" по аналогии предположить, что в неживой материи властвует та же ДВИЖУЩАЯ СИЛА, которая продуцировалась и существовала еще до превращения ее "поставщика" в желание.
  Нам пока остается лишь возможность не отбрасывать напрочь данную версию и предположение.
  
  ПОСЛЕСЛОВИЕ
  
  А с чего брала старт наука при определении Универсального закона жизни?
  Да с тождества всех механизмов развития материи. С интуитивной догадки Йозефа Шеллинга: "Сила, благодаря которой происходит развитие индивидуума, тождественна с той силой, которая обусловливает возникновение различных организмов на Земле".
  А если существует тождество всех механизмов развития живой материи, - то поиск "движущей силы истории" или "поиск Принципа наименьшего действия применительно к живой природе" или "недостающий закон в списке общих законов" или "Универсальный закон жизни" или "жизненная сила развития материи" или "общий закон живой природы" - ведь все они имеют одинаковый смысл и значение, все они - проблемные аналоги.
  Разница только в том, что "сила развития" Шеллинга относится к живой природе, а Принцип наименьшего действия и подтвердивший его закон Пригожина с самого начала "властвовали на космических просторах Вселенной". Надо было их срочно "приземлять". То есть, предельно нужен был уже не "космический" закон, а закон с внедрением в науку о жизни - биологию - закон биологический. А, учитывая появление человека и общества, - еще и УНИВЕРСАЛЬНЫЙ закон жизни.
  При этом наука вышла на жизненные ПОТРЕБНОСТИ, как на движущую силу развития жизни.
  А от потребностей наконец-то перешла к их квинтэссенции, к их сердцевине и ядру - к ЖЕЛАНИЮ ОБЛАДАТЬ ОБЪЕКТАМИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ данных потребностей, как главному, коренному и коронному положению.
  Но опять мы, не по нашей вине, должны перейти от науки к сказке и к мистике.
  Так кто - автор "жизненной силы"? Конечно, Йозеф Шеллинг, заметивший тождество всех механизмов развития.
  Но давайте мы, хотя бы в пределах окончания нашего небольшого опуса, при завершающем аккорде, - попробуем опять затронуть струны "сказочной волшебной палочки" и нашего таинственного существа, на примере которого сила приспосабливаемости материи преподносит нам иногда невероятно жестокие уроки и сюрпризы. Причем, как вы знаете, с апробацией и одобрения самого авторитетного из инспекторов Сюртэ.
  Нет, мы, конечно, далеки от смехотворной и почти криминальной и крамольной коллизии и не ставим гениального Шеллинга в один ряд с инспектором. Не выясняем, - у кого из них более правдоподобная догадка и приоритет. И кто из них "застолбил" границы живучести материи.
  Хотя, с другой стороны, - что-то же нас заставило сравнивать эти подходы?
  Нет, конечно, лишь некая зыбкая параллель и чисто умозрительное сходство и загадочность может позволить увидеть первооткрывателем жизненной силы развития, рядом с Шеллингом, - инспектора французской криминальной полиции Сюртэ.
  Ведь и наука требует фантастов, сказочников и своих Мегрэ!
  Но те из самых неугомонных читателей, кто более подробно и детально, и даже въедливо, привык браться за дело и за науку, может обратить внимание на более капитальный и менее романтический труд тех же авторов: книгу "Универсальный закон жизни", Киев, издательство "Пятый элемент", 2009 г.
  
  Литературные источники:
  
  1. Вилли К. Биология, Москва: Мир, 1968.
  2. Пахомов Ю.Н., Крымский С.Б., Павленко Ю.В. Пути и перепутья современной цивилизации", - Киев, 1998.
  3. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. Пер. с англ./ Общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. - М.: Прогресс, 1986.
  4. Черевченко Е.А. Букет идеалов, - Киев, 1993.
  5. Черевченко Е.А. Тайны поведения человека, - Киев: Науковий свiт, 2003.
  6. Черевченко Е.А. Человек: ангел или убийца?, - Киев: Науковий свiт, 2004.
  7. Черевченко Е.А., Вознюк О.Д. Универсальный закон жизни, - Киев: П"ятий елемент, 2009.
  8. Шевченко В.А. Универсальный природный цикл, - Киев: Вища школа, 1992.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"