ИРИКРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ МИРОУСТРОЙСТВА С ОТКРЫТОЙ АРХИТЕКТУРОЙ ФИЛОСОФА И ПОЛИТОЛОГА ВРЕЖА НИКОГОСЯНА
Первая в истории модель мироустройства с Открытой Архитектурой.
(Однополярный, Многополярный или Многоклеточный единый мир)
Демократия больших пространств, демократия больших Союзов
Многополярный мир не то что ни к чему хорошему не приведёт нас в сравнении с не менее обанкротившим себя однополярным миром, но подведёт мир к полной его гибели. Человечество много тысячелетий жило в многополярном мире. Все воевали со всеми.
Единственное и естественное решение накопившихся политических проблем человечества, это создании эволюционно высшей Архитектурно Открытой многоклеточной организации цивилизации. В биологии подобное произошло примерно 650 млн. лет назад. В едином многоклеточном мире уже никогда не будет войн. Как известно органы многоклеточного организма уже не воюют друг с другом. Для развития и процветания многоклеточные организмы уже не подавляют и уничтожают другие органы, а сотрудничают друг с другом.
Сегодня, как никогда, цивилизация остро нуждается в новой политической организации общества, базирующейся на принципиально иной, более глубокой эволюционной теории, соответствующей масштабу и характеру современного многомиллиардного, постиндустриального общества. Об этом уже давно говорят все. Но за последние сто лет абсолютно никто никакого ответа не дал обществу. Потому, как в рамках нынешней хищной, реликтовой Герметичной Архитектуры ответа нет. Она полностью исчерпала все свои возможности развития. Поэтому и нет ни одного ответа. А в рамках предлагаемой нами Ирикративной организации мироустройства с Открытой Архитектурой возникает почти бесконечный потенциал развития. Это как в биологии из первого примитивного многоклеточного организма начал развиваться организм, ставший итого "Человеком Разумным", создавший нынешнюю цивилизацию.
Всё возрастающая конфликтогенность всей международной системы мироустройства определяет необходимость организовать согласование интересов в парламентах и других законодательных органах на принципиально новой, более открытой основе, отвечающей типу и остроте современных проблем. Общество находится на пороге своего самого большого цивилизационного скачка, и этот скачок ей остро необходим.
Для сравнения: в биологии таким скачком был эволюционный переход от одноклеточной стадии развития на стадию возникновения гораздо более сложных многоклеточных организмов.
Всё течёт, всё меняется, и только модели политического управления сохранились неизменными. Они были такими и тысячелетия назад. Создавались для маленьких городов с населением менее 100 тысяч человек, где все люди города друг друга знали. Сохранились, несмотря даже на то, что из-за их своих внутренних конструктивных свойств они постоянно порождали, порождают, и неминуемо будут порождать и далее, войны и межнациональные конфликты, насаждая антагонизм во всех областях жизни.
Проблема полного искоренения войн из жизни общества не столь утопична, как кажется. Войны и революции - это не неизбежность, как почти все в этом убеждены. Войны и революции - это индикаторы, говорящие о том, что цивилизация, как система, в своём саморазвитии находится ещё на начальной, примитивной стадии своего развития, что в ней ещё не выработались в достаточной степени амортизирующие, буферные механизмы, что она ещё не достаточно пластична, в ней ещё почти полностью отсутствуют горизонтальные связи.
Эволюция - революция, эволюция - революция и так до бесконечности, учат нынешние теории развития. Наша диалектика утверждает, что по мере своего саморазвития любая система, особенно такая большая метасистема, как государство и цивилизация в целом, будет, как самостоятельный организм, становиться всё более и более пластичным, гибким, способным развиваться исключительно эволюционным, мирным путём.
Царящий сегодня во всём мире глубокий идеологический вакуум - самый точный индикатор полного застоя политической мысли и практики, индикатор несостоятельности абсолютно исчерпавших себя традиционных политических парадигм.
Нынешний глобальный кризис и повсеместный нравственный цинизм во всех областях жизни породили, прежде всего, отсутствие новой, перспективной идеологии. Повсеместно царит ощущение безнадёжности, тупика, в котором находится сейчас вся наша цивилизация. Потеряна даже вера в саму науку, на которую люди всегда рассчитывали все последние 500 лет, почти, как на Бога. Да, для многих людей потеря веры в науку равноценна ощущению потери Бога в XIX веке.
Парламент - это место согласования интересов. Иначе эти интересы будут согласовывать на баррикадах, а в век глобальных проблем - и на фронтах. За идею парламентского представительства человечество заплатило многими жизнями. Потому что в век ядерного оружия и глобальных проблем согласование интересов необходимо уже на более широкой, открытой базе.
Время реликтовой, Архитектурной Герметичной модели мироустройства исчерпало себя, а в наше время, время высочайшего уровня развития технологий, время глобальных проблем, ядерного оружия, генной инженерии, нанотехнологий, стремительного развития аддитивных 3D технологии, роботов, ИИ и всеобщей цифровизации, она стала уже смертельно опасной. Сегодня люди связаны друг с другом неразрывными узами.
Человечеству сегодня остро необходима открытая, пластичная, с развитыми стыками, новая Ирикративная модель общества (от греч. Eirene - мир), имеющая такие степени свободы, которые принципиально не может дать ей нынешняя герметичная модели мироустройства. Её заменит Ирикративная Архитектурно Открытая, единая, многоклеточная модель мироустройства.
Она сулит невозможное, она сулит уничтожение на земле всех войн, сулит беспримерное процветание всей цивилизации, сулит справедливость и беспрецедентную гуманизацию всего общества.
Ирикративная программа открывает возможности для полной ликвидации эволюционно обусловленных, внутренних, системных причин, беспрерывно порождающих всевозможные войны.
Это первая в истории система отношений, которая делает реальным возможность ядерного разоружения, в том числе возможность полного и всеобщего разоружения. Она практически делает войны невозможными и полностью бессмысленными. Ничего это никому не даст.
Это переход развития из Дарвиновского типа эволюции, от борьбы всех со всеми, стремлению к подавлению и доминированию, к новой Ирикративной, постдарвиновской стадии эволюции, где главным фактором развития является согласование и сотрудничество. Она задаёт предел применимости дарвиновских хищных законов развития.
*****
Для практического перехода на новую Ирикративную модель организации общества необходимо в парламент каждой страны принять 5% депутатов от ООН (это открытость по вертикали).
Все страны должны заключить между соседними им странами договор по которому они обменяются друг с другом двумя депутатами (это по горизонтали). Права соседних стран приравниваются правам области или штата в сенатах. К ним следовало бы добавить и депутатов от критически важных и родственных им стран.
В каждом таком новом Открытом Парламенте будут решаться проблемы не только данного государства, но прежде всего вопросы их межгосударственных отношений.
Каждая страна становится неким 'Региональным Мини-ООН'.
На предлагаемую Ирикративную модель мироустройства, разработанную автором статьи - философом Никогосяном Врежем Азатовичем - прежде всего, целесообразно перейти особо уязвимым в части внутренней и внешней безопасности государства. Это, например: Армения, Сирия, Афганистан, Израиль, Ирак, Казахстан, Эстония, Швеция, Германия, Франция, Бельгия, Греция, Канада, Мексика, Куба, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Индия, Египет.
Уверен, стоит какому-то государству начать предлагаемые реформы, как в том же году многие страны сделают то же самое у себя, так как это всем им гарантирует мир, процветание и справедливость.
На более высоком, союзном уровнем вертикальная открытость должна обеспечиваться представительством 15% депутатов от ООН в парламентах всех больших Союзов государств:
Евросоюз (ЕС), Лига Арабских Государств (ЛАГ), Организация Африканского Единства (ОАЕ), Организация Американских Государств (ОАГ), СНГ, АСЕАН.
А для обеспечения на высоком уровне горизонтальной открытости необходимо будет заключить 'Большой Континентальный Договор' об обмене депутатами между Большими Союзами Государств: Евросоюзом, Лигой Арабских Государств, Организация Африканского Единства, Организацией Американских Государств, СНГ, АСЕАН.
То есть в Европарламенте будут заседать не только 15% депутатов от ООН, но и депутаты от Азии, Африки, Латинской Америки, представленные через Лигу Арабских Государств, Организацию Африканского Единства, Организацию Африканского Единства, Организацию Американских Государств, СНГ, АСЕАН...
То же самое верно и для СНГ. В ней помимо 15% депутатов от ООН будут заседать и депутаты от ЕС, ЛАГ, ОАЕ, ОАГ, АСЕАН...
В свою очередь, депутаты от ЕС и СНГ будут заседать с определённым процентом голосов во всех парламентах Лиги Арабских Государств, Организации Африканского Единства, Организации Американских Государств, СНГ, ЕС, АСЕАН.
Предлагаемый подход требует реформировать ООН. Это сильно увеличит его полномочия.
То же самое должно произойти и на областных (федеративные земли, штаты, края, республики) и районных уровнях. В них будут представлены (по вертикали) депутаты от Центра 15%, 5% от Союза и 1% целесообразно от ООН.
А по горизонтали от соседних им областей (краёв, штатов, федеративных земель, республик), и не только своей страны, но и областей, штатов, Фед. земель... от непосредственно соприкасающихся с ним соседней страны.
На всех спорных территориях (Арцах, Приднестровье, Каталония, Квебек, Северная Ирландия, Шотландия, Палестина, Тайвань, Кашмир) должно быть представительство 1% депутатов от ООН, что придаст этим территориям новый статус - статус 'Открытой Республики'.
Эти 'Открытые Республики' по горизонтали будут представлять депутаты от равных им по формату своих и соседних земель, а по вертикали - 15% представителей от Центра, т.е. своего государства и 5% от Союза государств к которому они сами причислят себя.
К предлагаемым процентам (которые мировому сообществу следует ещё подкорректировать) можно прийти не сразу, а постепенно, по мере увеличения доверия стран и союзов друг к другу.
В такой конфигурации только сами народы и территориальные образования будут решать, какое государство целесообразно им принять в свой состав. В предлагаемой модели 'нижестоящий' решает, какое государство или союз они включат в свой состав. Происходит обратная субординация подсистем.
Если предположить, что возникло бы стремление постсоветских республик восстановить союз по примеру бывшего СССР, то предложенная в статье модель предусматривает начать это с принятия в состав своего открытого Ирикративного парламента на первом этапе 6-8 депутатов от Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ.
При этом вместо права Решать будет действовать цивилизованное право, право лишь на Участие в решениях.
В отличие от герметичного типа мироустройства в вертикале государственного управления будет функционировать уже не Наднациональный, а Общенациональный политический орган. Он будет являться внутри этих открытых государств лишь частью - общей частью своих непосредственно для него 'нижестоящих' представительных органов власти.
Статус 'Открытой Республики' является недостающей 'Золотой серединой' между жёстко противостоящими друг другу правовыми нормами: правом наций на самоопределение и правом государства на сохранение своей территориальной целостности.
С политической повестки государств окончательно снимется такой основной конфликтообразующий вопрос, как вопрос о том, кому принадлежит та или иная территория (Арцах, Приднестровье, Абхазия, Крым, Северная Ирландия, Южные Курилы, Тайвань, Кашмир, Каталония, Шотландия, Квебек и т.д.).
Со статусом 'Открытой Республики' они будут теперь все принадлежать самим себе во взаимоопределяющей, взаимоответственной включенности.
*****
Исходя из данного анализа, основанного на новом Светоническом методе видения процессов эволюции на макроуровне, развития и становления всех больших и сверхсложных систем (будь то биологические, компьютерные, экономические или, как в данном прикладном случае, политические системы), статус ООН необходимо будет поднять до, образно выражаясь, статуса как бы Всемирной Палаты (ВП), а не Всемирного Парламента, как ошибочно до сих пор предлагалось, исходя из общепринятой однополярной парадигмы мышления Мондиалистами, 'федералистами мира' и такими политическими романтиками, как Б. Рассел, А. Сахаров, С. Стрейт, М. Гренье, А. Эйнштейн, О. Сцилард и другие.
ООН парламентом может стать только если паче чаяния вдруг объявятся инопланетяне. Там загодя за ними остаются вакантными места и по горизонтали и по вертикали. Ведь Ирикративная модель мироустройства принципиально открыта. Открыта в том числе и в космос. И если они есть, то они непременно живут в мире, а следовательно тоже организованы по более прогрессивной открытой Ирикративной модели отношений.
Отнюдь не случайно, что Иренология (наука о мире), появившаяся в 1960 - 1970-х годах (Й. Галтунг, К. Боулдинг, А. Рапопорт, Д. Зенгхаас, О. Холсти, С.Мендловитц, Ч. Йотс, А. Этциони, А. Ньюкомб и другие), родившаяся как попытка найти решение, прежде всего, глобальных проблем, проблем ядерного разоружения и экологии, захлебнулась, ещё не успев толком и образоваться, так как данные проблемы принципиально неразрешимы в рамках принятой замкнутой парадигмы политической теории и практики.
Страна, которая первым начнёт переводить своё государственное устройство на эволюционно более высокую Ирикративную ступень развития, тем самым исторически стала бы формообразующим началом нового, принципиально мирного, процветающего и справедливого общества.
*****
Россия, может сохраниться Россией, только став 'Империей Свободы', став формообразующим началом Нового, Открытого, Единого Мира!
По своим размерам и уникальному разнообразию всех её составляющих элементов, Россия - это 'Мир в Мире'. А, следовательно, найдя модель процветания такой большой и соответственно неоднородной, сложной системы, такого необъятного Мира, как Россия, мы тем самым почти автоматически найдём модель процветания и для всей планеты в целом. Именно поэтому мессианизм так неистребим в России.
Россия в силу масштабности и неоднородности своей собственной природы просто-таки вынуждена искать разрешение своих внутренних проблем в таком мессианском, планетарном охвате, в таком глобальном контексте.
Масштаб и планетарный характер России, внутренне ей присущая природа всё время подталкивают её к мессианизму, иначе она никогда не разрешит стоящие перед ней свои собственные многочисленные проблемы. Хотя Россия и продолжает называться государством, но этот гигант фактически является Миром.
Внутренний масштаб мировоззрений, древняя история, огромная территория, многонациональная культура наделяют Россию цивилизационной мощью, это отнюдь не карликовая Швейцария, Великобритания, Германия, и даже США. С Россией можно сопоставить по этим важнейшим параметрам разве что только Индию и Китай.
Только такой планетарный подход в видении мира и есть единственная возможность, единственный метод обустройства России. И значит, прежде всего, именно Россия должна осуществлять и предлагать миру новые пути будущего планеты, новые созидательные решения, новые её идеалы.
Понимание специфики практического обустройства России необходимо искать, прежде всего, и главным образом, в обще системном подходе. Практичный ответ на извечный спор Славянофилов и Западников - 'В чём специфика России?' звучит теперь так: 'Специфика России - это специфика управления Большой (а, следовательно, Неоднородной) системы. Следовательно, пути обустройства России необходимо искать в понимании специфики управления и организации Большой, Неоднородной системы.
Для эффективного же управления больших систем, каковой и является Россия (а так же Индия и Китай), необходимы, прежде всего, значительно большие степени внутренней свободы, более гибкие стыки. Этого принципиально не могут дать ей все нынешние западные герметичные, моноцентрические модели мироустройства.
Такая герметичная, моноцентрическая система отношений более-менее пригодна только для управления малых, однородных, недостаточно развитых обществ. Для России Западная Герметичная модель мироустройства является смирительной рубашкой.
*****
Метод управление большими, неоднородными, развитыми, сложными системами, к которым относятся государства, экономические конгломераты, организмы, нейросети и особенно мозг (как самая сложная система) должен быть уникальным.
Предлагаемая Сетецентрическая методика управления большими устройствами сильно продвинет понимание того, как функционирует сознание и мозг, и существенно поспособствует созданию Искусственного Интеллекта.
Дать большие степени свободы - это, прежде всего, означает ослабить вертикальные связи. А при полном отсутствии горизонтальных связей в нынешней герметичной унитарной или федеративной системе отношений ослабить вертикаль принципиально невозможно. Такая система, как целостность, может немедленно разрушиться - и тогда погибнет государство со всеми вытекающими отсюда катастрофическими последствиями.
Кстати, право ВЕТО в таком реформированном ООН следует передать от государств к политическим региональным организациям, подобным ЕС, СНГ, ЛАГ, ОАЕ, ОАГ, АСЕАН.
Все законодательные органы стран и регионов будут иметь в архитектурно открытой, единой, многоклеточной модели отношений не нынешний жёсткий 'дикий суверенитет' с его герметичным патриотизмом, не нынешнее архаично-демократическое, замкнутое право, право на абсолютно все 100 % голосов, а цивилизованный 'большой, открытый, ирикративный суверенитет', имеющий право только на контрольное большинство.
Ирикративный статус, в отличие от федеративного, автономного или любого другого статуса, напрочь лишает смысла главный конфликтообразующий вопрос: вопрос о том, какому государству та или иная территория принадлежит. Ответ теперь будет один - она принадлежит самой себе, но в ответственной взаимосвязи с её окружением.
Чтобы снять потенциал тектонического напряжения с соседними государствами и территориями, угрожающий смертоносным конфликтом, чтобы резко поднять эффективность всего своего социального и экономического устройства, Израиль, Пенджаб, Кашмир, Тибет, Квебек, Северная Ирландия, Шотландия, Каталония, Приднестровье, Южные Курилы, Арцах, Кипр и т.п. должны первыми постепенно перейти на открытый Ирикративный тип отношений.
В такой архитектурно открытой, единой, многоклеточной Ирикративной модели отношений образуется чрезвычайно широкая база для компромиссов, чего всем конфликтующим сторонам как раз всегда остро не хватало. Голоса депутатов намного более легко разделить, чем право, так как право часто неделимо.
В предлагаемой, открытой ирикративной модели мироустройства войны навсегда исключаются из жизни общества, и тогда все государства могут уже без страха уничтожить на планете ядерное оружие. Никто уже не сможет и не посмеет напасть на другое государство. Ведь в рамках Ирикративного мироустройства нападение на любое государство будет равносильно нападению на весь мир в целом. Так же как нападение на, скажем, почку, сердце или печень организма равносильно нападению сразу на всех, на весь организм в целом.
'Иностранные' депутаты будут препятствовать друг другу при попытках милитаризировать бюджет или утвердить в должности министров-ястребов.
Даже завоевав какую-то территорию, можно получить в ней всего лишь 15% голосов. Абсурдно ради этого идти войной на весь мир? При том, что право на передачу этих 15% голосов по вертикали всегда будет принадлежать самому местному населению или народу.
Новейший, Ирикративный Статус, Статус Открытой Республики двух спорных Курильских островов почти автоматически разрешает спор между Россией и Японией без потерь для любой из сторон. В любом случае образование горизонтальных палат местных советов соприкасающихся территорий следовало бы им сделать, даже если эти острова не были бы спорными. Такие взаимосвязи должны сделать все пограничные территории государств, независимо от того спорные они или нет.
Государствами следовало бы вместо, так называемого, 'Санитарного кордона' создавать вокруг своих границ 'Пояс мира'. По всему такому 'Поясу мира' все районные советы (а затем могут присоединиться и областные советы) должны будут обменяться депутатами с такими же равными им по рангу депутатами соседних государств. Ведь именно на пограничных территориях находятся почти все спорные территории.
У России и у всего мира сейчас нет собственной созидательной повестки будущего. С Ирикративной моделью мироустройства, моделью управления, следующего поколения, Россия обретёт не только политическую, не только идеологическую, но и, что крайне важно, моральную стратегическую инициативу.
Ирикративная организация общества, в отличие от герметичной организация общества, разнообразие и разноцветность наций, государств и культур только приветствует. Она не видит в 'другом' 'чужого', не видит в соседях потенциальной угрозы себе, не стремится подавить их. Ведь известно, что в природе, чем разнообразнее составляющие элементы биоценоза, тем она более устойчива.
Даже вся психология нынешнего человека, вся система его ценностей, вся культура нашей цивилизации, отражая наш нынешний, хищный тип мироустройства, агрессивна, внутренне нетерпима ко всему, чем-либо отличающемуся от него самого, ведёт латентной или прямой форме войну всех со всеми. Мир стремится к опасной, гибельной однородности во всём. Такая архитектурно герметичная система ценностей чрезвычайно опасна. Она всегда чревата конфликтами, всегда заряжена на войну.
Представленные здесь предельно кратко, в самом общем виде, концепция политической будущности нашей цивилизации и направления её эволюции, объединенные в виде альтернативной геостратегической программы 'Преображение' (для реформ России и обновлённого объединения стран СНГ) и 'Стратегия Ирикративного Единения' (для мира в целом), в сопоставлении с выдвигаемой в наши дни США программой 'Новый Мировой Порядок', являются гораздо более перспективной программой.
А по правде говоря вопрос стоит ещё жёстче - Или цивилизация переходит на Ирикративную открытую организацию всего человечества или мы непременно все погибнем. Особенно выпукло это видно в наше время. Человечество сегодня действительно стоит уже на краю гибели. У нас даже нету на раскачку. Необходимо немедленно начать процесс ознакомления с этой моделью и реальный переход на предлагаемую Ирикративную модель миропорядка.
Открытая Архитектура Ирикративной модели отношений, должна стать Образом Будущего всего человечества!
Вижу, как в самом недалёком будущем по два депутата будут энергично защищать интересы России в парламентах таких соседних, близких и критически важных ей государств как: США, Канада, Япония, Корея, Китай, Монголия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Иран, Грузия, Армения, Турция, Болгария, Румыния, Украина, Польша, Белоруссия, Прибалтика, Швеция, Финляндия, Норвегия, Германия, Дания, Индия, Греция, Сербия...
*****
В применении к БРИГС Россия может на базе Ирикративной организации цивилизации создать принципиально новую ООН. БРИГС, а не ООН будет иметь в парламенте каждого своего члена определённый процент депутатов. Можно начать с минимумов в процентах и правах этих депутатов, постепенно, по мере увеличения доверия друг к другу увеличивая права и количество депутатов от 5% до 15% от БРИГС.
философ и политолог Никогосян Вреж Азатович.
Москва - Ереван - Вена - Брюссель.
Наши контакты:
"МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ИРИКРАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РЕФОРМ": https://iricrat.org