Второй Доктор : другие произведения.

Убийство и реанимация в старой Японии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Одно другому не мешает

   Часть первая. Убийство
  
  
   "Да, человек смертен, но это было бы еще пол беды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен..."
  
  Михаил Булгаков
  
  Женское дзюдо
  
  С древних времён и по сей день рукопашный бой идёт рука об руку с самой гуманной из наук - медициной. В Японии и в Китае искусство поражения жизненно важных точек (кюсё) развивалось одновременно с методами традиционной медицины: точечным массажем, прижиганием, акупунктурой. Японское слово "кюсё" при одинаковом звучании можно перевести как "девять точек" или "ранимые точки", но и как "точки для прижигания". Подобно отцу медицины - Гиппократу, некоторые японские врачи чередовали практическую медицину с изучением рукопашного боя. Были и обратные примеры - когда признанные мастера рукоприкладства обращались к медицинским трактатам, дабы поднять своё искусство на новый, ещё более смертоносный уровень.
  
  
  Мировоззрение дальневосточных медиков и мастеров рукопашного боя в чрезвычайно упрощённой форме можно представить следующим образом: Жизненная энергия ци циркулирует в организме по сложной системе каналов, связывающих воедино внутренние органы, кожный покров, мышцы и кости. При лечении заболеваний врач стремится устранить дефицит ци в организме, восстановить нормальный баланс инь и ян и свободную циркуляцию ци в каналах и коллатералях тела путём воздействия на особые точки тела, где каналы и коллатерали выходят на поверхность. Путем иглоукалывания, массажа и прижигания этих точек, которые называют "цубо", врач восстанавливает нормальный ток ци и нормализует работу внутренних органов. Противоположное, разрушительное воздействие на те же точки использует мастер рукопашного боя.
  
  Сразу должен оговориться: С чрезвычайным скепсисом следует относиться ко всем литературным источникам, поскольку нет сферы человеческой деятельности более мифологизированой, нежели восточные стили рукопашного боя. И нигде так вольно не обращаются с фактурой и датами. Например, согласно "Каппо" Д.А. Богуша, основатель школы рукопашного боя Ёсин-рю врач Акаяма Сиробэи жил в XI веке. Однако, по данным "Анатомии жизни и смерти" В.В. Момота, Акияма Сиробэй (с "й" на конце) всё ещё был жив в первой половине XVII века и несмотря на более чем почтенный возраст, предпринял путешествие в Китай. Но, не будем придираться к мелочам.
  
  Итак, в первые десятилетия XVII в. врач из Нагасаки Акияма Сиробэй отправился в Китай для изучения медицины. Овладение методами реанимации под руководством некоего У Гуаня доктор чередовал с изучением приёмов хакуда (безоружных ударов) у китайского мастера по имени Бо Чжуань. Впрочем, знатоки-востоковеды утверждают, что врач никуда не ездил, поскольку в описываемое время Япония встала на путь самоизоляции и путешествия во внешний мир были запрещены. Вероятно Акияма Сиробэй учился у китайцев, которые успели во множестве осесть в портовом Нагасаки. Вернувшись на родину, доктор основал частную школу боевых искусств, где начал преподавать хакуда. Значительную роль в становлении Ёсин-рю и разработке искусства саппо сыграл второй патриарх школы Оэ Сэмбэй. Его перу (точнее, кисточке - прим. second_doctor ) принадлежит наставление с чудесным названием: "Способы убийства и реанимации школы Ёсин-рю".
  
  Во введении к "Способам убийства и реанимации" изложена альтернативная история возникновения школы: "Что касается происхождения способов убийства и реанимации, то говорят, что эти тончайшие знания были получены в эпоху Чжоу одним лишь Пянь Цяо, поэтому-то и точны эти методы лишь в традиции Пянь Цяо. Позднее, в эпоху Троецарствия, эту традицию получил некий вассал и военный чиновник правителя Вэй по имени Цао Цао и благодаря этому обрел великую славу, его традиция и была передана во всей полноте нашей стране. В то время в краю Хи-но дзэн (провинция Хидзэн) в местечке Исахая жил человек по имени Ёсин Сэм-бэй Ёситоки. Он любил кэмпо и искусство бросков и достиг чистейшей утонченной искусности... Получив свиток "Объяснение [строения] тела", переданный вэйским военным чиновником, некогда жившим в Нагасаки, он постиг его тончайшее содержание, назвал его "Свитком восьми добродетелей" и основал школу, которую назвал "Ёсин-рю"".
  
  В "Объяснении [строения] тела" были запечатлены уязвимые точки человеческого тела. Оэ и его ученики тщательно изучили и описали локализацию уязвимых точек, классифицировали их, присвоили им японские названия и описали эффект воздействия на них. Все эти сведения были обобщены и зафиксированы в "Наставлении относительно "Объяснения [строения] тела", которое стало главным секретом Ёсин-рю.
  
  Большое влияние на развитие японских техник рукопашного боя оказала книга "Саньцай ту-хуэй" ("Собрание иллюстраций трех основ"). Она была привезена в Японию в начале эпохи Эдо (1603-1868 гг.) и издана под названием "Вакан сансай дзуэ" ("Японское и китайское собрание иллюстраций трех основ"). Одиннадцатая глава этой книги называется "Каналы и коллатерали". Изложеная в главе теория "каналов и коллатералей" одинаково применима в традиционной восточной медицине и рукопашном бое. Иллюстрации "плотных" и "полых" внутренних органов из этой главы были без изменений перенесены в ряд книг по дзюдзюцу.
  
  Анатомия человеческого тела по Саньцай ту-хуэй
  Иллюстрация из "Саньцай ту-хуэй"
  
  Запрет на ношение оружие для простонародья в Японии в эпоху Эдо подстегнул развитие школ рукопашного боя. Но не всегда количество переходило в качество. Источники тех лет пестрят ошибками. Есть мнение, будто мастера намеренно вводили в заблуждение недостойных учеников. Однако, более вероятно, причиной ошибок было слепое копирование более ранних источников без должной проверки. Ибо далеко не всякий мастер подобно китайцу Чжан Сан-фэну мог на протяжении 13 лет выкупать осужденных на смертную казнь преступников и на них отрабатывать практические навыки. Свою лепту вносили небрежные переводы китайских источников и действовавший в школах режим секретности. В результате, одни и те же уязвимые точки могли иметь разное обозначение в разных школах. Тексте начала эпохи Эдо "Свиток устных наставлений о методах убийства и реанимации, которые следует хранить в сердце" школы Такэноути-рю по этому поводу говорит следующее:
  
  "Кулачные приемы - редчайшее божественное искусство. Не обладая точными знаниями уязвимых точек, крайне трудно убить противника одним ударом кулака или оживить его. Хотя издревле существовали книги со схемами уязвимых точек, из-за того, что они изобиловали ошибками относительно изменений в сезонах и звездах, от них не было толка. Поэтому необходимо внимательно исследовать эти вопросы, изучать древние книги и восполнять их недостатки, ибо, если не знать расположения "плотных" и "полых" внутренних органов, то эффективность кулачных приемов будет невелика".
  
  Локализация уязвимых точек из наставления школы Сэйю-рю
  Локализация уязвимых точек из наставления школы Сэйю-рю
  
  Наставление по рукопашному бою с применением новейших (в то время) знаний по анатомии прекрасно иллюстрирует отрывок из "Иллюстрации к "Объяснениям [строения] тела":
  
  Убийство [ударом] в точку ганка ("под соском") - это пронзающий удар в "четыре внутренних угла" груди. [Здесь] канал проходит через два органа - легкие и сердце. Следует знать, что, во-первых, [таким] ударом поражается "плотный орган" сердце. Все остальные "плотные" и "полые" органы связаны с этим "плотным" органом сердце, и стоит нанести хотя бы легкий удар [в сердце], как он немедленно отзовется в [всех остальных] органах. Посему следует знать, что [метод поражения сердца] является самым эффективным способом убийства".
  
  1853 году в Японии началась новая жизнь. Демонстрация пушек американских фрегатов лучше, чем что-либо убедила японцев в преимуществах западного образа жизни. Подписание Канагавского договора под угрозой артобстрела открыло перед японцами такие несомненные блага цивилизации, как водопровод, железные дороги, высшее медицинское образование, а в перспективе - ядерные бомбардировки. Странно, но в Японии до сих пор не памятника бравому коммодору Пери и его "чёрным кораблям" открывшим Страну Восходящего Солнца после многовековой изоляции. Новая эпоха началась в японских единоборствах. До революции Мэйдзи японский рукопашный бой представлял собой великое разнообразие более или менее эффективных стилей, преподаваемых мастерами с фрагментарными и часто ошибочными представлениями о человеческой анатомии и физиологии. С наступлением эпохии Мэйдзи в Японии начала формироваться стройная система боевых искуств, основаная на европейских знаниях о строении человеческого тела.
  
  Чёрные корабли коммодора Перри, 1854
  "Чёрные корабли" коммодора Мэттью Перри на японской иллюстрации, 1854 г.
  
  У истоков нового подхода к совершенствованию техник рукопашного боя стоит Кано Дзигоро, основатель стиля Кодокан дзюдо, который сумел организовать совместную работу своего наставника по школе дзюдзюцу Тэндзин синъё-рю Иноуэ Кэйтаро и профессора Токийского университета Одзава Кэндзи. В результате исследований уязвимых точек человеческого тела на свет появилась статья "Дзюдзюцу сикацу-но бэн" ("Объяснение методов умерщвления и реанимации дзюдзюцу"), опубликованная в 1884 г. в журнале Токийского университета "Гакугэй сирин" ("Журнал наук и искусств"). В статье были описаны всего лишь двадцать уязвимых точек, изучаемых в традиции Тэндзин синъё-рю. Но их анализ впервые в истории японских единоборств был проведён с позиции западной анатомии и физиологии.
  
  Кано Дзигоро, 1860-1938 гг.
  Кано Дзигоро, 1860-1938 гг.
  
  Первая работа, рассчитаная на широкую аудиторию, была опубликована в 1887 г. мастером школы Тэндзин Синъё-рю Инокути Мацуносукэ. Книга называлась "Дзюдзюцу кэн бо дзукай хикэцу" ("Иллюстрированное разъяснение секретов дзюдзюцу, фехтования мечом и палкой"). За нею последовали "Дзюдзюцу сикацу бэнран" ("Краткое руководство по технике умерщвления и реанимации дзюдзюцу") Мияути Кисеи, "Дзюдзюцу хидэи каппо" ("Секретные методы реанимации дзюдзюцу") Мацумото Мино, ("Подробное разъяснение методов реанимации в японском дзюдзюцу") Моринага Хэйдзи, "Дзюдзюцу атэми кацу-но хо" ("Методы атэми и реанимации дзюдзюцу") Фудзимура Киндзиро и другие.
  
  Кокодан дзюдо
  Занятия под руководством Кано Дзигоро
  
  Наконец, в 1896 г. Инокути Мацуносукэ издал фундаментальный "Сикацу дзидзай сэккоцу рёхо. Дзюдзюцу сэйрисё дзэн" ("Полный курс физиологии искусства дзюдзюцу: методы убийства, реанимации, лечения вывихов и переломов"), в котором обобщил все достижения японских исследователей того времени. В работе над "Полным курсом..." Инокути полностью отказался от традиционных восточных представлений о физиологии человека и на основе исследований профессора Одзава Кэндзи детально описал локализацию уязвимых точек, возможные физиологические эффекты и эффективность воздействия на них с позиций западной анатомии и физиологии. Продолжил и углубил исследования Инокути ученик Кано Дзигоро, обладатель 7-го дана дзюдо, в предвоенный период директор центра Кодокан, профессор медицины Ямада Ко. В довоенных выпусках журнала "Дзюдо", который издавался Кодоканом, он опубликовал ряд статей о технике атэми: "Атэми" ("Ударная техника"), "Уто-но атэ" ("Поражение уязвимой точки уто"), "Техника тоатэ" ("Техника поражения противника с расстояния"), "Сатто касуми" ("Смертельная точка касуми"), "Тэнтоно сацу" ("Убийство ударом в точку тэнто"), "Хоккёку-но сацу" ("Убийство ударом в точку хоккёку") и "Мурасамэ Мацукадзэ-но сацу" ("Убийство ударами в точки мурасамэ и мацукадзэ"). В статьях сэнсэй Ямада подробно описывал локализации точек с учётом анатомии и физиологии, объяснял характер воздействия на данные точки и степень эффективности.
  
  В произведениях Ямады можно найти замечательную цитату: "Если исключить травмы, которые влекут за собой смерть противника, такие, как, например, кровоизлияние в черепную коробку или повреждение жизненно важных внутренних органов в целом, применение техники атэмивадза:
  
  - в 53 % случаев влечет за собой обморок, потерю сознания или шоковое состояние;
  
  - в 25 % случаев - травмы опорно-двигательного аппарата: паралич, растяжение, вывих, перелом кости и др.;
  
  - в 20 % - кровотечение из носа, рваные раны и др.;
  
  - в 2 % - нарушения зрения, слуха и т. д."
  
  Дзю-дзюцу в сельскохозяйственной школе
  Дзю-дзюцу в сельскохозяйственной школе. 1920-й год. Обращают на себя внимание оружейные пирамиды вдоль стен. Винтовка системы "Арисака" - обычный сельскохозяйственный инвентарь в старой Японии.
  
  Как сэнсэй Ямада установил процентное соотношение переломов, рваных ран и потерь зрения? В своё время я задал похожий вопрос мастеру рукопашного боя: "Как китайцы установили локализацию "точки смерти""? И получил исчерпывающий ответ: "Попробовали". О том, что подразумевается под термином "Попробовал", можно прочесть в 4-м выпуске "Бюллетеня научно-исследовательского общества Кодокан дзюдо" ("Кодокан дзюдо кагаку кэнкюкай кисё"). Во второй половине 60-х гг. XX века обладатель 5-го дана по дзюдо, сотрудник научно-исследовательской лаборатории спорта при Токийском педагогическом университете, профессор медицины Асами Такааки провел серию практических экспериментов с нанесением ударов в уязвимые точки человеческого тела. В ходе экспериментов спортсменам с завязаными глазами без предупреждения наносили удары в уязвимые точки, после чего фиксировались изменения в работе дыхательной системы, в показаниях электроэнцефалограммы и электрокардиограммы. О смертельных исходах во время экспериментов профессора Такааки не сообщалось.
  
   Часть вторая. Реанимация
  
  А теперь поговорим, собственно, о реанимации в старой Японии... продолжение здесь
  
  
  Источники:
  Богуш Д.А. Каппо. Японская техника реанимации в практике боевых исскуств. К.: "София", 1998 г. - 144 с.
  Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии / Гаваа Лувсан - 3-е изд. - М. Наука. 1992 г. - 576 с.
  Момот В.В. Анатомия жизни и смерти. Жизненно важные точки на теле человека. Перевод О. Штык, А. Горбылева по изданию: Ямада Коо. Каппо тайи// Дзюдо кодза ("Лекции по дзюдо") т. 5., стр. 74-85. Токио, "Хакусуйся", 1956 г
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"