Аннотация: Высокомудрая Алиса из Яндекса заклассифицировала это произведение как принадлежащее к жанру философского эссе. Но поскольку здесь такого жанра нет, то я согласен разместить его в разделе баек.
Размышления философа на пенсии о самом дне современного общества
У философов на пенсии появляется уйма времени и передними настежь распахиваются все окна возможностей и для философский размышлений, и для общения с народом.
Такие великие возможности открыла им как прежняя власть, так и новая власть, да ниспошлёт ей аллах вечное правление и самое тёплое местечко в аду, где она будет находиться вместе со всеми записными философами прежнего режима.
Они ведь понимали, что являются самозванцами, недостойными называться философами, и потому при жизни либо сгорали от стыда, либо страдали от холода в нетопленных квартирах.
А в аду они будут находиться в тепле и в хорошей компании представителей прежнего режима.
Можно ли лишь на этом основании считать ад самым дном современного общества? Об этом мы ещё потолкуем.
А пока мне необходимо сосредоточиться для того, чтобы раскрыть понятие самого дна по всем правилам диалектики Гегеля во всех аспектах и со всех точек зрения, как это и положено делать первому и последнему российскому философу.
***
Пока я прогуливался по городу, меня посетили интереснейшие для философа мысли. Ведь философам на нищенской пенсии можно лишь прогуливаться в качестве смотрителя витрин, поскольку покупать им не на что.
Можно и потолковать с народом на рынке, как это делал ещё великий философ Сократ, которые как известно вообще ничего не писал, а только беседовал с людьми на рынке.
Не возбраняется и заглянуть на помойки, побеседовать там с нищеблудами, роющимися в мусорных ящиках в поисках пропитания, и побеседовать с ними за жизнь.
Я им не конкурент, поскольку в мусорных ящиках я выискиваю только голубей, которыми ныне харчуюсь, а они ищут там совсем другое.
Почему бы им и не побеседовать со мной, если им некуда больше спешить?
Для начала я им поведаю что-нибудь простенькое. Например, о жизни в бочке или собачьей будке философа-циника Диогена -собаки, (отмечая при этом для себя, что мои философские взгляды в последние годы начали стремительно эволюционировать в сторону философии циников).
А они мне поведают о том, как им живётся летом на свалке, а зимой в колодце теплотрассы, отметив при этом для меня, что им ещё сравнительно повезло.
Дело в том, что они прекрасно знают о том, что в наши дни многие их собратья по несчастью попали в рабство. И они не врут. Об этом говорили в местной программе ТВ наши поисковики из отряда типа "Лиза аллерт!", утверждая при этом что по их данным таких рабов более миллиона человек.
И что с того? Ведь во времена расцвета древнего Рима в римской империи было 5 миллионов рабов. И если римская империя и пала в конечном счёте, то совсем не из-за этого.
Затем к нашей беседе присоединились ещё две личности. Одной из них была баба, вечно снующая между помойкой и соседним сетевым магазином. А второй была собака, вечно сопутствующая ей.
Следует отметить, что эта баба не была бомжихой. Она жила в соседнем доме. Это навело меня на воспоминания о пьесе Горького "На дне", которую я проходил ещё в школе.
Герои этой пьесы были бомжами, ночевавшими в ночлежке. А какого чёрта здесь делает эта баба, проживающая в соседнем доме?
Я ничего не имею против вечно сопутствующей ей собаки. Более того, я очень люблю собак и даже беседую с ними по той же причине, по которой чеховский извозчик Ионыч беседовал со своей кобылой.
И многие из них за это отвечают мне взаимностью, поскольку я говорю им примерно тоже самое, что говорят многие мужчины женщинам. (Какая ты умная, какая ты красивая...)
Моя хозяйка не имеет ничего против такого моего общения с собаками. А вот даже стоять рядом с этой бабой она мне не разрешает. Почему? Да не всё ли равно. Хозяйке виднее...
Появление на помойке собаки увлекло меня в сторону вполне серьёзных и глубоких философских размышлений по части наличия великого множества точек зрения о самом дне общества, включая собачью точку зрения.
Прежде всего, я вспомнил о точке зрения булгаковского Шарика на пролетариев, швейцаров и котов. А потом и о прочих точках зрения, которые я должен иметь в виду, как первый и последний российский философ.
В том числе и точку зрения самого Гегеля. А как же можно обойтись без его точки зрения? Без такого философского ингредиента точно не получится приличное философское эссе.
***
К сожалению, я уже давно ничего читал по части путёвого художественного отображения взгляда с собачьей точки зрения на своевременную собачью жизнь изрядной части вымирающего российского населения. Не мешало бы об этом сделать запрос к Алисе из Яндекса...
Зато я точно знаю о том, что жизни собак в Голландии позавидовали бы многие российские бомжи.
Дело в том, что к собакам в Голландии относятся куда лучше, чем к бомжам в России. Боже упаси их граждан выставить собаку на улицу. Их непременно найдут, оштрафуют не неподъёмную сумму и даже посадят в тюрьму и все от них отвернутся.
Да и по части сексуальных домогательств со стороны своих хозяев они защищены законом. Делать ЭТО с ними можно лишь по доброму согласию и таким образом, чтобы не нанести им вреда.
Да и живодёры в Голландии не водятся. Более того, для охраны прав всякой живности там имеется специальная полиция.
А теперь предлагаю моим читателям самим сравнить положение бомжей в России с положением собак в Голландии. Мне этого делать не хочется, дабы не возбуждать модератора...
***
С точки зрения Гегеля мне в этом топике уже давно пора разобраться по уму и по канонам философского метода с определением понятия "самое дно". Я понимаю, что сделать это в бесконечной форме практически невозможно, но стремиться к этому можно и нужно.
При этом следует помнить о том, что Истина конкретна. Стало быть, раскрывать содержание понятия "самое дно" необходимо во всех отношениях и со всех точек зрения, а не только с собачьей.
А ведь этих отношений великое множество. Экономические, социальные, юридические, политические, религиозные и так далее по списку.
Да и число точек зрения ничуть не меньше и все они различны.
А ведь кроме этого по канонам философии Гегеля всё это хозяйство надо ещё расфильтровать на тезисы и антитезисы и провести некий философский синтез!
Очевидно, что для рассмотрения столь великого разнообразия отношений и точек зрения у меня попросту не хватит отпущенного мне жизненного времени. Да и у моих читателей тоже...
Тем не менее, стоит попытаться рассмотреть хотя бы наиболее интересные для моих читателей отношения и точки зрения на "самое дно", чем я и собираюсь заняться здесь и сейчас, если меня не остановят...
(Продолжение следует)
***
К моему великому сожалению, я вынужден немедленно закругляться. Что тут поделаешь...
Ведь я уже слышу за своей спиной шаги моей хозяйки и её сестрицы. Кстати, остепенённого мозговеда, преподающего и имеющего обширную частную практику.
Эта мозговедка уже давно посматривает на меня с большим сомнением и шепчет про себя что-то на птичьем языке учёных мозговедов.
Например, о выявленных у меня симптомах сексуальной раскрепощённости и старческого маразма, отягощённого размягчением мозга.
А я покорно выслушиваю всю эту мозговедческую хрень. Тем более, что сопротивление грозит мне шоковым шалманом в самом лучшем случае. А в худшем случае даже формально запрещённой лоботомией.
Тем более, что за окном я уже вижу силуэт машины с мигалкой. А это может быть как марсианская тарелка, обещанная мне марсианами на случай экстренной эвакуации, так и машина скорой психиатрической помощи, которой уже давно грозила мне эта мозговедка с учёной степенью.
Так что я помалкиваю и глупостей не делаю. Не говорю ей всё, что я думаю, как по части меру научности мозговедения, так и по части глупости её контингента платных пациентов и пациенток.
Что с них взять? Ведь её пациентки в основном истерички. А её пациенты- их мужья (алкаши и импотенты).
И что она им предписывает? Импотентных алкашей она убеждает в том, в результате её лечения у них со временем ещё встанет.
А их несчастным жёнам она просто советует приобрести вибратор от фирмы "Кролик".
Между прочим, я бы им посоветовал тоже самое. Причём, совершенно бесплатно.
Я бы мог с толстым удовольствием поведать моим уважаемым читателям и о том, что я думаю по части самого дна внешней и внутренней политики, скажем политкошерно, неких государств, и о том, что я думаю по части самого дна их попутчиков и так далее по списку во всех аспектах и со всех точек зрения.
Мне так хотелось уже сегодня поведать моим уважаемым читателям по части определения понятия "самое дно". Быть может, я это сделаю завтра, а быть может, что не сделаю уже никогда, к великой радости, надзирающих за мной модераторов и марсиан.