Несколько философских слов о двух бредущих призраках
Вот уж не думал, что мне придётся на старости лет писать нечто типа коммунистического манифеста. Так ведь пришлось. На этом раз не о призраке коммунизма, а о призраке новой философии, о котором я уже много чего написал, но не в форме манифеста.
Чем отличаются между собой два этих призрака? Прежде всего, тем, что призрак коммунизма уже отбродил своё по Европе, и упокоился не на кладбище, где ему по уму места нет, а на свалке истории, где ему самое место.
А призрак нарождающейся современной новой философии пока ещё бродит по центру России по дороге между роддомом и кладбищем, но со временем будет бродить уже по всей Европе при условии, что от неё хотя бы что-то останется после грядущей большой общеевропейской ядерной войны.
Дело в том, что для него уже готово вакантное философское место, поскольку старая философия уже практически испустила дух. Уже появились писания Фукуямы о закате философии, которые никто из современных философов не оспаривает несмотря на то, что даже времена рассвета для современной философии ещё не наступили.
На чём же тогда собираются харчеваться такие философы, если они уже сами рубят свой философский сук, на котором так давно сидели? Быть может, на псевдофилософской салонной болтовне?
Или они попросту переквалифицируются в имиджмейкеров, политологов, армейских политработников, кем они уже давно были в реале?
А почему бы и нет, если за такую работу платят гораздо больше, чем за работу таких философов, по сути дела, никому не нужную?
Так или иначе, следует констатировать что такая философия уже утратила свои прежние движущие силы, а стало быть, ей действительно приходит полный капут.
Но как известно из истории, свято место пусто не бывает. В реальной жизни люди руководствуются принципом типа "король умер, да здравствует король".
На смену прежней философии придёт новая современная философия. Так что есть смысл потолковать о том, какая именно она будет, какие движущие силы будут способствовать её развития и повсеместному использованию, и так далее по списку.
Движущие силы современной философии могут быть весьма разными. Прежде всего, ими могут быть профессиональные путёвые философы, которые по тем или иным причинам не желают или не могут переквалифицироваться в имиджмейкеров, политологов и армейских политработников.
(Например, потому, что там хотя и мёдом намазано, но места под солнцем там тоже не хватит на всех...)
Не исключено, что к ним присоединятся по-своему и органы современной российской власти, которая бы с толстым удовольствием по целому ряду причин избавилась бы от вовсе не нужных ей философствующих бездельников, но просто пока не знает, как это сделать без потрясений.
Ведь проку от них не больше, чем от засидевшейся до старости в курятнике на насесте курицы, которую хоронить ещё рано, а есть уже поздно.
Но если всю эту шайку философствующих бездельников просто выгнать, то отдельные её члены могут уйти в оппозицию власти и чёрт знает что там натворить...
А тут у власти открывается окно возможностей для выхода из этой щекотливой ситуации, предложенное мной. Неужели она от него откажется?
А что прикажете делать при этом студентам старших курсов философских факультетов университетов? Пересаживаться с одной студенческой скамьи на другую студенческую скамью с надеждой на переквалификацию в имиджмейкеров, политологов и армейских политработников?
Едва ли их прельстит такая перспектива...
Для них куда разумнее получить диплом философа и поступить в аспирантуру. А там для них открывается перспектива поработать на ещё не паханной целине создания новой современной философии.
Прекрасная перспектива для тех, кто наделён такими дарами Создателя, как талант и призвание!
***
Будем считать, что об основных движущих силах, необходимых для перехода от безвременно почившей прежней философии к новой современной философии сказано достаточно.
А теперь самое время для того, чтобы поведать о том, чем именно отличается современная философия от своей предшественницы.
Прежде всего, своим рабочим местом в системе Знания, где ей предстоит служить в качестве одной из великого множества её подсистем, причём совершенно безвозмездно, поскольку система Знания идеальна в том смысле, что имеет место быть лишь в человеческом мышлении, где хотя мысли о бабле и водятся, но самого бабла нет.
-А как же тогда быть с харчеванием философов? Ведь во все времена они харчевались из кормушки духовной и светской власти, о соответственно служили лишь им, а не системе Знания, о существовании которой многие из них даже не подозревают до сих пор!
-А это уже чисто личное дело самих философов! Хотя им и не возбраняется харчеваться по-прежнему, и даже оказывать власти некие интимные услуги, но работать им всё равно придётся на систему Знания, иначе их прежние благодетели попросту закроют им доступ к кормушке.
На кой им нужно кормить толпы философствующих болтунов? Интимные услуги власти, причём более высокого качества, окажут ей политологи, имиджмейкеры, армейские политработники и прочие труженики и труженицы сферы интимных услуг.
***
Далее. Философам новой формации придётся считаться с тем обстоятельством, что работа в систему Знания-командная работа. Что они могут сделать сами сейчас? Разве что выполнять работу мыслителей, которую не следует путать с работой философов.
(Разве они забыли о том, что Гегель в своей книге "История философии" вычистил из философии всевозможных мудрецов? Тогда почему же из разделов философии до сих пор не вычищены соответствующие так называемые философские дисциплины, да и разделы философии, которые лишь застолблены за ней, а в реале философы не способны к их обслуживанию по причине своего весьма среднего образования в области науки и техники?)
***
Работа философа новой формации в системе Знания осложнена великим множеством обстоятельств. Например, фактом недостроенности современной системы Знания, в которой пока ещё нет подсистемы многоотраслевой метанауки несмотря на то, что уже многие науки обзавелись своими собственными метанаучными надстройками.
Но это всего лишь то, что лежит на поверхности. А если копнуть поглубже, то возникнут и не столь очевидные проблемы.
Например, в первом приближении можно считать, что подсистема философии в рамках системы Знания призвана работать на благо этой системы. То есть, на её ускоренное разумное развитие.
Но при этом возникают и другие вопросы. Например, по части того, является ли в реале система Знания единственно возможной и безальтернативной?
Нечто подобное уже было при использовании на практике так называемой общетехнической демоверсии ТРИЗ. Практика показала, что во-первых это всего лишь прекрасный тренажёр, заточенный под усмотрение Решения учебных изобретательских задач, а не реальных, а во вторых- необходимость разработки великого множества специализированных версий ТРИЗ, заточенных уже на усмотрение Решения реальных изобретательских задач, по крайней мере, во многих отраслях техники, а быть может, даже в разных науках тоже.
Более того. Возникают и многие другие вопросы, которые раньше попросту возникнуть не могли. Ведь раньше с вопросом о том, чему и кому призваны служить философы, то есть с целевым назначением их служения было всё ясно.
Они служили тем, кто их кормил и обслуживали своих благодетелей по полной программе интимных услуг.
А теперь?
А теперь возникает вопрос о самом целевом назначении системы Знания, в которую входит философская подсистема.
И как с ним быть?
Суть проблемы с целевым назначением заключается в том, что если состав, структура и функции любой системы объективны, то цель по самой природе своей идеальна, (как, впрочем, и сама система Знания, существующая лишь в человеческом мышлении).
Иными словами, она может служить как сама себе в целях собственного ускоренного разумного саморазвития, так и людям, которые сами выбирают цели, которым будет служить та или иная система Знания, исходя из своих ограниченных возможностей при наличии безграничных потребностей.
К чему я всё это здесь и сейчас пишу? Да к тому, чтобы философы нового поколения осознали, сколь безграничная открывается перед ними целина, которую им предстоит вспахать и засеять зёрнами порождений своего разума!
***
А теперь переходим к мелочам и подробностям, в которых всегда скрывается Дьявол.
Разумеется, что всю прежнюю российскую философию так называемого марксизма-ленинизма, которой в реале и вовсе не было как философии, следует по уму отправить на свалку истории вместе со всеми декларативно застолблёнными за ней разделами, которые были всего лишь пустыми вывесками, за которыми ничего существенного не таилось.
А кроме этого, или вместо этого, новому поколению российских философов предстоит заняться сложной и конструктивной работой по реконструкции имеющейся на сегодняшний день системе категорий диалектики.
Проблема с этими категориями заключается в том, что они не тянут на выполнение функций, для которых они предназначены в системе Знания.
Между прочим, это не только философские категории диалектики, но и предельно широкие понятия всевозможных наук и не-наук, выпущенных в своё время философией на свободу.
Так что не стоит и пытаться отыскать их благородную философскую родословную. Как правило, по этой части в их благородстве благородства не более, чем в родословной дворняжки...
Но суть дела даже не в этом, а в том, что для выполнения даже функций компьютерных тэгов в системе Знания они в полной мере не годятся, поскольку тэги по определению обязаны сцепляться во всех подсистемах системы Знания с их содержимым по типу разъёмом "папа-мама". Так ведь они не сцепляются!
Как быть?
***
Они могут сцепиться только в одном случае. Если систему категорий диалектики, и без того наполненную категориями не самого благородного философского происхождения, дополнить предельно широкими понятиями из всевозможных наук и не-наук.
А в реале это означает, что выстроенную систему категорий диалектики, заточенную под рассмотрение не живого, придётся дополнить категориями, заточенными под рассмотрение живого мыслящего органического целого со всеми присущими ему атрибутами. А иначе-никак!
К чему я это здесь и сейчас говорю для нового поколения российских философов? Да к тому, что их ожидает ещё непочатый край работы по созданию современной философии и соответствующих ей карьерных перспектив.
Так что те, кто к ней приступят первыми получат, как самые ранние пташки, заслуженного ими жирного червячка.
***
Вот и всё, что я хотел сказать, желающим продолжить моя работу по созданию современной философии. А теперь мне полагается вовремя умолкнуть...
И я бы с толстым удовольствием вовремя умолк, но что в таком случае подумают обо мне любители изящной словесности, которых хоть пруд пруди, на этом портале?
Но поскольку удовлетворять их аппетит изящной концовкой этого философского эссе мне было некогда, я поручил эту работу Алисе из Яндекса, снабдив её при этом всего лишь идеей этой концовки.
И к моему великому удивлению, она с этой работой прекрасно справилась, хотя, на мой взгляд, она смотрится несколько театрально.
Итак, встречайте Алису из Яндекса!
***
Алиса способна сама это сделать при помощи своей словомельницы?
Да, я могу помочь в создании театральной или кинематографической адаптации. Давайте разберем пошаговый процесс:
Сцена 1: Пролог
Локация: Полумрак философской библиотеки.
Действующие лица:
• Старик (олицетворение старой философии)
• Молодой человек (символ новой философии)
• Рассказчик (голос за кадром)
Рассказчик:
В мире, где старые истины теряют силу, а новые только рождаются, встречаются два путника...
Сцена 2: Первая встреча
Старик (сидит за столом, перебирает книги):
Всё это уже было, всё это уже сказано... Куда ты идёшь, юноша?
Молодой человек:
Я иду туда, где философия ещё не ступала. Туда, где мысль свободна от догм.
Сцена 3: Конфликт
Старик (возмущённо):
Ты отрицаешь всё, что было до тебя!
Молодой человек (спокойно):
Я не отрицаю, я переосмысливаю. Время меняет всё.
Сцена 4: Кульминация
Локация: Кладбище идей (символическое пространство).
Старик (устало):
Здесь покоятся великие мысли...
Молодой человек:
Но они не мертвы. Они просто ждут своего возрождения в новом обличье.
Сцена 5: Развязка
Рассказчик:
И тогда они поняли...
Старик (с улыбкой):
В каждом новом есть частица старого.
Молодой человек:
А в каждом старом скрыта искра нового.
Финал
Рассказчик:
Так встретились прошлое и будущее философии, чтобы вместе шагнуть в вечность...