Вулло Леонид Иосифович : другие произведения.

Платье голого короля

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О платье голого короля до меня писал только сказочник Андерсен. А больше никто и никогда нге пытался осмыслить этот всеобщий феномен во всей его сложности.

  
  
  Я, разумеется, читал сказку Андерсена "Новое платье короля". Но не она навела меня на мысль написать этот топик.
  
  Отчасти, эта мысль возникла у меня после знакомства с лекциями по истории философии, которые читал на Ютубе титулованный и очень путёвый философ господин Труфанов, прекрасно знающий о том, откуда именно ноги растут у так называемой философии марксизма-ленинизма. А отчасти в результате осмысления некоторых исторических реалий.
  
  В своих лекциях господин Труфанов старался не называет некоторые вещи своими настоящими именами. Он и без того сильно рисковал, будучи действующим титулованным философом...
  
  Но к нему поступали комменты от тех, кто политкорректные намёки не понимал, с требованиями пояснений, которые ему давать было не безопасно... И тогда я дал их сам, называя при этом вещи своими настоящими именами. За что и получил от него лайк.
  
  Правда, от недоумков я не получил ничего, но зато они сами всё поняли после того, как я назвал некоторые вещи своими настоящими именами. А потом я подумал о том, что и другие вещи стоило бы назвать своими настоящими именами. Для того, чтобы и другие недоумки тоже всё правильно поняли.
  
  По части платья голого короля в советской и российской философии я даже здесь успел много чего написать. Так что здесь и сейчас повторяться не буду.
  
  Здесь и сейчас мне хотелось бы осмыслить этот феномен вообще, как абстрактный глобальный исторический феномен. Он ведь воистину глобальный.
  
  Хотя абстрактная сущность феномена платья голого короля, состоящего в том, что только наивные дети могут позволить себе называть многие вещи своим настоящим именем, проста как помятая трёшка, которой оплачивали кобелирующие глуповские кавалеры сомнительные услуги незабвенной Вали-трёшницы, насытить её конкретикой в наши дни достаточно мудрено.
  
  Отчасти потому, что это очень многоликая конкретика, а отчасти потому, что и сейчас обсуждать некоторые её пикантные подробности-дело весьма рискованное...
  
  Начнём с конкретики этических условностей. Ведь в давние времена было просто неприлично называть в светском обществе куриные яйца своим настоящим именем. Их было принято называть куриными фруктами.
  
  Было не принято в те времена говорить о том, что те или иные блюда воняют. Вместо этого тогда говорили, что они плохо себя ведут.
  
  А в Грузии было не принято говорить о том, что кто-то громко испортил воздух. Вместо этого говорили не посчитался с тишиной.
  
  В российском светском обществе считалось вполне приличным не владеть языком собственного народа, зато даже в окружении Екатерины Великой "махались" все, начиная от императрицы, и кончая её фрейлинами.
  
   И это всеобщее любовное махание считалось нормальным и даже вполне приличным. Тем более, что его условное наименование тоже считалось вполне допустимым в светском обществе. Только простолюдины именовали его своим настоящим неприличным именем...
  
  А теперь настало время для перехода к приличиям по части допустимого во времена Хрущёва в области литературы. Например, к поэме "Тёркин на том свете" Твардовского.
  
  Хотя речь в ней формально шла всего лишь о мифическом том свете, но ведь все прекрасно понимали неприличные по тем временам намёки на этот свет...
  
  Понимал это и сам Хрущёв, но по неким соображениям он разрешил Твардовскому опубликовать эту поэму. Иначе бы мы её никогда не увидели...
  
  Между прочим, условности политкорректности никуда не делись и в наши времена. Именно они мешают называть своим настоящим именем в СМИ великое множество проявлений феномена платья голого короля и в наши дни.
  
  Разве не в платье голого короля сейчас разгуливает великое множество наших попутчиков из числа явных террористов? Разве наши СМИ не именуют их сейчас борцами за свободу того или иного народа?
  
  Во времена моего детства всё было на бытовом уровне гораздо проще. Помнится мне, как мой дед откровенно именовал местную власть обыкновенной бандой. Для этого у него были все основания. Он ведь знал кто и что там творил...
  
  На верховную власть он при этом не замахивался, и бандой её при мне никогда не называл. И не потому, что он боялся. А просто потому, что из его курортного городка не было видно, что именно в те времена творила в Москве эта верховная власть.
  
  
  
  А его сосед сверху по тому же дому слова банда при мне не произносил. Собственно, это был его дом. А его самого раскулачили, хотя к деревне он не имел отношения и потому кулаком быть не мог.
  
  Тем не менее, его уплотнили по части проживания в его собственном доме, а его детей сделали лишенцами.
  
  Так что, разгуливая по некогда собственному двору, он что-то бормотал о неких грабителях, а политические тусовки именовал собачьими свадьбами.
  
  Быть может потому, что сказки Андерсена он в детстве не читал и про платье голого короля не знал. А я их читал...
  
  Надо сказать, что следы феномена платья голого короля легко отследить во всех отраслях всевозможных наук и не-наук, философии, культуры, религии, техники, военного дела, политики, экономики и так далее. То есть повсеместно.
  Я чуть не забыл упомянуть о самом существенном в моём расследовании по делу о сказке Андерсена. Она оказалась с двойным дном. Это ведь нечто большее, чем просто сказка. Это сказка и притча в одном флаконе. Знал ли об этом сам Андерсен или нет, мы никогда не узнаем. Быть может, что и не знал. Этот великий сказочник просто писал свою очередную сказку. А его читатели считали, что раз он записной сказочник, то всё, что им написано, является сказкой. Хотя мало ли что сказочник может написать... А если это притча, то к её осмыслению надо подходить как положено к осмыслению притчи. Дело это далеко не простое, и даже не однозначное. Лично мне оно напоминает кое-что в ТРИЗ по части усмотрения Решения изобретательской задачи, а вовсе не выведения её решения. Один его усмотрит, а другой может и не усмотреть... Притча срабатывает как тег, мобилизующий ресурсы системы Знания, хранящиеся в памяти данного конкретного человека. Они налагаются на эту притчу и томятся в ожидании получения некого чувственного созвучия между этими материалами. (Хотите назвать это поиском аналогии? Дело хозяйское.) Работа эта творческая. Исход её далеко не предопределён, а усмотренное изобретательское Решение выглядит, как совершенно неожиданное и даже сказочное. А это означает, что сказочный простоватый король в реале может найти своё созвучие не с неким королём или государственным лидером. В реале это созвучие может быть найдено даже не с человеком, а с неким государством, а одурачившие его мошенники могут найти своё созвучие даже не с людьми, а с некими дурацкими идеями, под влиянием которых это государство может попасть в смешное или даже смертельно опасное для него положение. Очень даже может быть, что некоторым моим читателям эта идея может показаться слишком заумной или просто дурацкой. Таким читателям я бы напомнил о том, что некоторые современные литературоведы разделяют примерно те же идеи в своих высказываниях о пушкинской сказке о царе Солтане. Да и не только о ней... Так что, это далеко не новая идея. К моему великому сожалению... В истории России (и не только России) можно найти далеко не один пример аналогий такого рода по части платья голого короля. Причём не только на государственном уровне. Следы феномена платья голого короля легко отследить во всех отраслях всевозможных наук и не-наук, философии, культуры, религии, техники, военного дела и так далее. То есть повсеместно. Были бы желающие отыскать эти следы. Были бы возможности честно и откровенно опубликовать результаты таких изысканий... Впрочем, это уже совсем другая история.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"