Аннотация: В этот сборник вошли ранее опубликованные эссе, не утратившие своей актуальности, но давно забытые старшим поколением тризовцев. А новое поколение тризовцев об их существовании даже не подозревает.
Вулло Л.И.
ТРИЗ: избранные эссе
ПЕНЗА, 2024
Предисловие
В этот сборник вошли избранные эссе по проблематике ТРИЗ, не утратившие свою актуальность за долгие годы. Дело в том, что я уже давно ничего не пишу про ТРИЗ и даже не читаю.
И не потому, что я разочаровался в ТРИЗ и утратил интерес к такой работе. Просто я перешёл в надсистему ТРИЗ, что и советовал делать Генрих Альтшуллер своим ученикам в определённых обстоятельствах.
Когда пришло моё время освободить дорогу молодым и рьяным, да и более талантливым разработчикам ТРИЗ... Это и разумно, и нормально.
Я не стал добавлять в этот сборник мои последние философские эссе, имеющие прямое отношение к проблематике ТРИЗ, поскольку они уже выставлены в библиотеке Мошкова.
Отмечу только, что ТРИЗ и философия оказались связаны между собой, о чём я и сам раньше не подозревал. Не вдаваясь в подробности, я всё же отмечу, что путь к давно назревшей реновации философии пролегает именно через ТРИЗ.
АВТОР
ТРИЗ - привет, профессиональные педагоги!
(Часть 1)
Времена меняются... Как известно, первым преподавателем ТРИЗ был сам основоположник ТРИЗ. А ведь он, как известно, не был дипломированным профессиональным педагогом...
Потом появились и другие преподаватели ТРИЗ. Развитие системы общественных школ по изучению ТРИЗ во времена СССР требовало множества преподавателей... Но дипломированными профессиональными педагогами подавляющее большинство из них не было.
Такая ситуация очень смущала Генриха Альтшуллера. Человек он был основательный и добросовестный. Вот и засел ГСА за изучение классики педагогической науки.
Почитал, подумал, а потом заявил нам на семинаре: "Корифеи педагогической науки согласны между собой лишь в том, что тряпка для вытирания классной доски всегда должна быть мокрой! Ну их всех ... !!!"
***
Вышло так, что я был вынужден начать самостоятельное преподавание ТРИЗ, раньше, чем хотелось бы. Иного выхода не было.
Директор ПДНТП, который после пензенских семинаров ГСА некоторое время предоставлял ТРИЗ - активистам крышу над головой, поставил перед нами классическую дилемму: " Либо начните сами преподавать ТРИЗ, либо убирайтесь ко всем чертям..."
Делать было нечего, и я занял место на трибуне, на которой ещё не так давно стоял сам Альтшуллер! ТРИЗ-активисты пензенской инициативной группы сбросились и снабдили меня оставленными ГСА материалами. Вот и вся моя изначальная материальная база...
А педагогического опыта и педагогического образования у меня ведь вообще не было! Пришлось выкручиваться...
Я сразу понял, что воспользоваться опытом ГСА мне не удастся. Ведь львиную долю времени его лекционного курса занимали интереснейшие истории из его биографии... А что мог предложить своим слушателям я?
Для начала я запросил помощи у ГСА. Так и так... Пришлите мне свои автобиографические рассказы. Без них я продержусь от силы часа четыре... А в программе - сорок часов! ГСА ответил предельно лаконично: "Биографию надо иметь свою!" Вот и весь инструктаж...
Далее. ГСА был харизматической личностью. А я не был... Это существенно для преподавания ТРИЗ. Дело в том, что преподавание ТРИЗ отличается от преподавания любого другого устоявшегося курса в школе или в ВУЗе.
Там всё просто. Студенты и школьники редко спорят с преподавателями... Ведь за спиной преподавателя стоит авторитет науки! К тому же школьнику или студенту очень важно без лишних проблем получить вожделенный аттестат или диплом... А при обучении ТРИЗ всё гораздо сложнее.
Приходит, например, не просто слушатель, а "Заслуженный рационализатор" или "Заслуженный изобретатель". Со значком на груди... И на уме у этого слушателя изначально вовсе не желание свой теоретический багаж пополнить, а публично "срезать" незадачливого наставника!
Хорошо, если этот наставник обладает харизмой и авторитетом ГСА. А если нет? Малейшая оплошность - начнётся спор. И бог весть, чем он закончится для незадачливого наставника...
Исходя из этого, я сразу выбросил из своего лекционного курса по ТРИЗ все сомнительные элементы. Оставил лишь то, что я мог отстоять в публичной дискуссии, опираясь на свои силы и авторитет научного метода.
ГСА предвидел, что преподаватели ТРИЗ будут вынуждены отступать от его канонического лекционного курса. Предвидел он и то, что некоторые из них могут попытаться внести в него сомнительные "улучшения" или просто начнут пороть отсебятину.
Поэтому он настаивал на том, чтобы котлеты всегда подавались отдельно от мух. Иными словами, сначала расскажи про ТРИЗ от Альтшуллера. А потом от своего имени предлагай все свои нововведения. Это нормально. И от этого "договора на берегу" с ГСА я никогда не отступал!
***
(Продолжение следует)
ТРИЗ - привет, профессиональные педагоги (ч.2)
Преподавание ТРИЗ в эпоху СССР было организовано весьма странно. С одной стороны, официального признания ТРИЗ не было. А с другой стороны, государственные предприятия содействовали обучению ТРИЗ через общество "Знание" или по линии ВОИР. Предоставляли своих сотрудников, отрывая их от работы в рабочее время. И даже оплачивали их обучение.
Меня тоже отпускали (в качестве лектора ПДНТП). Так продолжалось лет пять. А потом в вихре перестройки моему предприятию стало не до этого. Да и мне тоже... Но к этому времени в Пензе уже были и другие преподаватели ТРИЗ (Ефремов, Королёв, Шевардин).
Королёва и Шевардина уже нет в живых. А Ефремов, (которому мы обязаны указателем геометрических эффектов), сейчас переквалифицировался в рекламисты.
К счастью, лет десять назад в Пензу переехал Юрий Горин, (которому мы обязаны первым указателем физэффектов). Так что ТРИЗ в Пензе ещё жив.
***
На свой первый пензенский семинар ГСА приехал один. Его харизматическая личность и героическая биография сами по себе сразу производили на слушателей сильное впечатление.
Это были не просто лекции, а прекрасно поставленный спектакль. В коридоре были развешаны репродукции картин Чюрлёниса, а в лекционном зале звучала его музыка. Альтшуллера ввело в зал и отрекомендовало руководство ПДНТП во главе с директором. В зале был полный аншлаг.
Генрих Альтшуллер был большим мастером публичных выступлений. Он располагал к себе людей. Невольно хотелось помочь ему и как исследователю, и как человеку.
А вот ТРИЗ той эпохи меня не слишком впечатлил... Я ощущал, что можно и нужно его сделать лучше. Ну и что с того? Подправим и доделаем! Работа интересная. Да и помочь такому хорошему человеку очень хочется.
***
Потом ГСА ещё несколько раз приезжал в Пензу. Но уже не один, а привозил с собой сразу несколько преподавателей. (Среди них были Злотин, Литвин, Герасимов и Вёрткин.) А между этими семинарами некоторые пензяки ещё умудрились побывать на семинарах ГСА в других городах.
Я тоже побывал на конференциях по ТРИЗ в других городах (Петрозаводск, Новосибирск). Такие конференции дают прекрасную возможность для неформального общения. Не приставать же с расспросами к самому основоположнику ТРИЗ! Нас много, а он один...
А вопросов у меня уже скопилось довольно много. Дело в том, что после нескольких семинаров по ТРИЗ у многих пензенских слушателей возникло чувство, далёкое от чувства глубокого удовлетворения... А некоторые из них даже сочли возможным откровенно ворчать.
Суть их претензий была примерно такова: "Ну, ладно... Сначала мы думали, что кое-что недопоняли. Но ведь третий раз приходим! Или мы дураки, или с ТРИЗ не всё ладно..."
Я не стал дожидаться, пока кто-то из таких ворчунов всё это выложит самому ГСА. Тогда ведь позор на всю Пензу ляжет! И решил откровенно переговорить со спутниками Альтшуллера. Ну, и задал им вопрос в лоб: "И это всё?"
(Тогда я ещё не знал о том, что после таких вопросов от своих и чужих жён некоторые мужья становятся импотентами...)
Мне объяснили, что "это не всё". Добавили, что у Злотина с собой четыре чемодана с новыми разработками по ТРИЗ. После чего я подошёл к Злотину со словами: "Дозволь увидеть... "
Тот, кто хорошо знал вспыльчивый характер Злотина, никогда бы не сделал такую глупость... Но откуда мне тогда было об этом знать? Словом, мы повздорили. Казалось бы, мелочь... Но именно эта мелочь спустя двадцать лет имела неожиданные для меня последствия.
***
Это сейчас фигуры некоторых ветеранов движения ТРИЗ "забронзовели"... Но ведь так было не всегда! Кем был, например, в восьмидесятых в глазах пензяков ныне почтенный господин Герасимов? Да просто художником на семинарах ГСА! Он ведь у нас только рисовал плакаты. Ему даже лекции читать не позволяли... Молодому Вёркину позволяли, а ему - нет!
А кем был для нас тогда ныне почтенный Юрий Горин? О нём я от ГСА слышал только один раз в жизни. (Когда ГСА протянули указатель физэффектов.) И что он тогда сказал? "А... Это старый указатель. Ещё горинский." И поморщился... Вот и всё.
А кем был для меня тогда ныне известный на Украине господин Пигоров? Я хорошо помню его. Да и он до девяностых годов часто писал мне письма. Но на конференциях по ТРИЗ восьмидесятых годов он выглядел довольно забавно...
Странная личность с потёртым портфелем в руках, предлагающая свои ходатайские услуги в мире политиков и чиновников. И ничегошеньки не смыслящая в ТРИЗ...
Я хорошо помню и Владимира Петрова, ныне возглавляющего национальную федерацию ТРИЗ Израиля. "Бронзы" в его фигуре тогда ещё не было, но солидность уже была. Именно к нему я рискнул тогда обратиться с некоторыми своими вопросами.
Для начала, я назвал ему ряд имён талантливых разработчиков ТРИЗ, которые куда-то исчезли. Он посоветовал мне забыть эти имена и никогда не произносить их в присутствии ГСА...
В те времена я ещё не знал, что в ТРИЗ такое бывает. А он объяснил мне, что такое бывает примерно каждые пять лет. И посоветовал не высовываться. А то и со мной такое случиться может...
Это я не в укор ГСА сейчас говорю. Не стоит судить его действия по канонам нашего времени. В его время каноны были другими.
Разительные перемены в движении ТРИЗ, произошедшие с восьмидесятых годов минувшего века, я ощущаю гораздо острее многих других.
Дело в том, что после смерти ГСА я практически утратил связь с движением и работал автономно. Новости до меня ещё доходили через Ефремова и Королёва, но уже не регулярно. Компьютера у меня не было до 2004 года. Так что все изменения в движении ТРИЗ за двадцать лет обрушились на меня сразу...
Сначала меня поразила видимость успехов по части распространения ТРИЗ. В Сети было полно сайтов. География ТРИЗ резко расширилась. Со всех концов мира шли бодрые реляции об успехах. Они меня радовали.
Но довольно быстро я убедился в том, что и дух, и состав движения сильно изменились. Раньше всё сообщество ТРИЗ было единой семьей. Дух товарищества... А теперь везде царит коммерческий дух!
Из российского состава движения выбыло очень много людей. Одни добровольно иммигрировали в поисках длинного доллара. Другие оказались в ближнем зарубежье не по своей воле...
В движение влились толпы профессиональных педагогов, ранее ТРИЗ не интересовавшихся. С чего бы это? Полагаю, что жизнь заставляет их искать новую нишу. Пока в сфере дополнительного и факультативного образования.
Детей становится всё меньше, а педагогов всё больше. Вот и приходится им выкручиваться...
Но если всё дело лишь в этом, то малейшее изменение конъюнктуры на рынке педагогических услуг способно превратить массовый педагогический приток в ТРИЗ в массовый педагогический отток из ТРИЗ.
Казалось бы, беда не велика... Во времена СССР движение ТРИЗ прекрасно обходилось и без профессиональных педагогов. Но времена изменились. В условиях новой России именно от них зависит будущее ТРИЗ!
Дело в том, что фракция профессиональных педагогов является сейчас самой революционной в движении ТРИЗ. Хотя по своей природе российские педагоги довольно консервативны, жизнь вынуждает их активнее других бороться за введение ТРИЗ в практику обязательного обучения.
Только тогда перед ними открываются самые радужные перспективы! А на факультативе можно всего лишь временно перебиться. И вкладываться в него, по большому счёту, смысла нет. Себе дороже...
К более подробному рассмотрению этого вопроса мы ещё вернёмся в заключительной части этой статьи. А сейчас перейдём к более интересным для праздных читателей моментам. Иначе они разбегутся...
***
Первые (старые) журналы по ТРИЗ мне показал Юрий Горин примерно в 2005 году. А потом мне прислала ещё один (новый) журнал госпожа Кожевникова.
Листая эти журналы, я с удивлением обнаружил, что самое интересное в них для меня заключается вовсе не в новых разработках по ТРИЗ. (Ничего нового для меня в них не было.)
А вот воспоминания ветеранов движения ТРИЗ меня заинтересовали. Там были интереснейшие штрихи к портретам людей, которых я лично знал, но о которых знал очень мало. А это всегда интересно...
В движении ТРИЗ были очень колоритные творческие личности. О них интересно писать и читать. Вот и я попытаюсь добавить несколько штрихов к их портретам.
Начну, разумеется, со штрихов к портрету самого ГСА. Жаль, что я близко не знал его. Но кое-что я всё же видел сам. А кое-что мне рассказал Вячеслав Ефремов.
***
Генрих Альтшуллер не был профессиональным педагогом. Но он был прирождённым наставником для всех участников движения ТРИЗ. В чём тут разница? А вот в чём.
Профессиональные педагоги-почасовики учат чему-нибудь и как-нибудь в строго отведённые учебные часы. А ГСА ведь совсем не так делал... Каждый его поступок имел воспитательное значение.
Вся его биография может быть использована в курсе ЖСТЛ. Он создал этот курс, он его преподавал, он и жил по его канонам. Вот такая была у него педагогика... Приведу всего лишь несколько мало кому известных примеров.
***
Во время учебных семинаров на плечи преподавателя ТРИЗ ложится большая нагрузка. Тут не до развлечений... Но ГСА за время пензенских семинаров посещал театр и Дворец пионеров. А зачем?
Ведь пензенский театр - "не фонтан". Мог бы и приличный московский театр потом посетить... Так ведь посещал он его в воспитательных целях! И нас, и своих спутников он таким личным примером воспитывал. С применением наглядности...
А что он забыл в пензенском Дворце пионеров? Он ведь и в приличный московский Дворец пионеров был вхож... Да всё то же. Это было воспитательное мероприятие. Одно дело прочесть в курсе ЖСТЛ о постэндшпиле творческой личности, а совсем другое дело - увидеть это на практике! Вот он нам это и продемонстрировал...
***
В любом революционном движении изначально всегда участвуют просто живые люди. Это потом фигуры некоторых из них так "забронзовеют", что кажется, будто они никогда не пили, не курили и не любили...
На одной из конференций по ТРИЗ молодёжь решила запросто зайти в номер к ГСА с несколькими бутылками бормотухи. Выпить - закусить и потолковать о ТРИЗ в свободное от учёбы время...
Что обязан сделать в такой ситуации профессиональный педагог-почасовик? Да ясно что... Об этом и писать нет смысла. А что сделал ГСА?
Он вежливо встретил незваных гостей в своём номере и усадил их за стол. Потом взял принесённые ими бутылки с бормотухой и задумчиво посмотрел на них...
После чего удалился с ними в туалет и вылил всё в унитаз. А затем достал из чемодана бутылочку армянского конька и предложил своим гостям выпить по рюмочке за развитие ТРИЗ. А потом вежливо намекнул, что этой ночью ему надо ещё поработать...
А теперь пора сказать пару слов профессиональным педагогам - почасовикам о специфике освоения ТРИЗ. Рано или поздно, они начнут читать курс ТРИЗ на постоянной основе обязательного обучения. И бог весть чему они могут научить студентов, если позабудут об этих моих словах...
Дело в том, что ещё ГСА предупреждал нас о том, что знание только ТРИЗ совершенно бесплодно. И потому призывал нас к энциклопедической образованности.
И не только призывал, но и личным примером воспитывал. К тому же он всегда возил с собой репродукции картин и музыкальные записи, много говорил о жизни замечательных людей. И так далее...
Представьте себе родителей, которые пожелали вырастить из своего ребёнка великого философа. И начали с детства учить его только философии... Что из него при таком одностороннем обучении вырастет? Великий философ? Нет, законченный идиот!
Даже премудростям ТРИЗ я учился не только у ГСА! Интереснейшие идеи были и у других разработчиков ТРИЗ. К сожалению, многих из них Альтшуллер потом изгнал из движения. Но их идеи всё же сохранились в моей памяти. И очень пригодились мне потом в работе над "Философией ТРИЗ"!
А премудростям по части всего остального я учился у многих людей. Среди них были и интереснейшие творческие личности. Как признанные, так и непризнанные. Далеко не все философы - альтернативщики (или физики - альтернативщики) получают признание при жизни... Ну и что с того?
Но были среди них и вроде бы простые, но тоже интересные люди. У них я тоже многому научился.
***
Помню, как один сельский охотник рассказал мне о технологии обучения охотничьей собаки. Собачку выводят по первому снегу и тычут её носом в заячий след... Если у собачки есть призвание к охоте на зайца, то её обучение на этом и заканчивается. Всё остальное она сделает уже сама. (Охотничий инстинкт ей подскажет.) А если не подскажет? Значит это не та собака, которая нужна охотнику!
***
Казалось бы, что особенного он мне рассказал. А рассказал он мне историю, имеющую силу библейской притчи!
Между прочим, Христос не случайно говорил со своими учениками языком притчи. Нет в Евангелиях специальной терминологии. Её вообще практически не было в грубом языке той эпохи.
Как же мог Христос на таком языке передать апостолам глубочайшие мысли? Только с помощью притчи! Но, похоже, что профессиональные педагоги в институте это не проходили...
***
Различия в моём научном и жизненном опыте и опыте основоположника ТРИЗ предопределили и различия видения места ТРИЗ в системе знания. ГСА лучше меня знал мир искусства. К тому же он был профессиональным писателем-фантастом.
Я лучше его знал реалии мира науки и техники. Лучше знал физику. Профессионально работал в радиотехнике, метрологии, связи. Лучше разбирался в философии и медицине. Не удивительно, что моё видение реалий ТРИЗ было иным!
Приведу несколько примеров, иллюстрирующих различие наших видений ТРИЗ.
***
В ТРИЗ есть группа стандартов на решение измерительных задач. Они впечатляют тех, кто далёк от профессиональной работы в области метрологии и измерительной техники. Но я ведь там работал профессионально...
***
Конфликт между "инструментом" и "изделием" до сих пор описывается во всех версиях АРИЗ. Копнуть чуть глубже до сих пор никто не сподобился. (Мешало отсутствие основательных знаний по части философии Гегеля.)