Вулло Леонид Иосифович : другие произведения.

Триз: избранные эссе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В этот сборник вошли ранее опубликованные эссе, не утратившие своей актуальности, но давно забытые старшим поколением тризовцев. А новое поколение тризовцев об их существовании даже не подозревает.

   Вулло Л.И.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   ТРИЗ: избранные эссе
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   ПЕНЗА, 2024
   Предисловие
  В этот сборник вошли избранные эссе по проблематике ТРИЗ, не утратившие свою актуальность за долгие годы. Дело в том, что я уже давно ничего не пишу про ТРИЗ и даже не читаю.
  И не потому, что я разочаровался в ТРИЗ и утратил интерес к такой работе. Просто я перешёл в надсистему ТРИЗ, что и советовал делать Генрих Альтшуллер своим ученикам в определённых обстоятельствах.
  Когда пришло моё время освободить дорогу молодым и рьяным, да и более талантливым разработчикам ТРИЗ... Это и разумно, и нормально.
  Я не стал добавлять в этот сборник мои последние философские эссе, имеющие прямое отношение к проблематике ТРИЗ, поскольку они уже выставлены в библиотеке Мошкова.
  Отмечу только, что ТРИЗ и философия оказались связаны между собой, о чём я и сам раньше не подозревал. Не вдаваясь в подробности, я всё же отмечу, что путь к давно назревшей реновации философии пролегает именно через ТРИЗ.
  АВТОР
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  ТРИЗ - привет, профессиональные педагоги!
  (Часть 1)
   Времена меняются... Как известно, первым преподавателем ТРИЗ был сам основоположник ТРИЗ. А ведь он, как известно, не был дипломированным профессиональным педагогом...
  
   Потом появились и другие преподаватели ТРИЗ. Развитие системы общественных школ по изучению ТРИЗ во времена СССР требовало множества преподавателей... Но дипломированными профессиональными педагогами подавляющее большинство из них не было.
  
   Такая ситуация очень смущала Генриха Альтшуллера. Человек он был основательный и добросовестный. Вот и засел ГСА за изучение классики педагогической науки.
  
   Почитал, подумал, а потом заявил нам на семинаре: "Корифеи педагогической науки согласны между собой лишь в том, что тряпка для вытирания классной доски всегда должна быть мокрой! Ну их всех ... !!!"
  ***
  
   Вышло так, что я был вынужден начать самостоятельное преподавание ТРИЗ, раньше, чем хотелось бы. Иного выхода не было.
  
   Директор ПДНТП, который после пензенских семинаров ГСА некоторое время предоставлял ТРИЗ - активистам крышу над головой, поставил перед нами классическую дилемму: " Либо начните сами преподавать ТРИЗ, либо убирайтесь ко всем чертям..."
  
   Делать было нечего, и я занял место на трибуне, на которой ещё не так давно стоял сам Альтшуллер! ТРИЗ-активисты пензенской инициативной группы сбросились и снабдили меня оставленными ГСА материалами. Вот и вся моя изначальная материальная база...
  
   А педагогического опыта и педагогического образования у меня ведь вообще не было! Пришлось выкручиваться...
  
   Я сразу понял, что воспользоваться опытом ГСА мне не удастся. Ведь львиную долю времени его лекционного курса занимали интереснейшие истории из его биографии... А что мог предложить своим слушателям я?
  
   Для начала я запросил помощи у ГСА. Так и так... Пришлите мне свои автобиографические рассказы. Без них я продержусь от силы часа четыре... А в программе - сорок часов! ГСА ответил предельно лаконично: "Биографию надо иметь свою!" Вот и весь инструктаж...
  
   Далее. ГСА был харизматической личностью. А я не был... Это существенно для преподавания ТРИЗ. Дело в том, что преподавание ТРИЗ отличается от преподавания любого другого устоявшегося курса в школе или в ВУЗе.
  
   Там всё просто. Студенты и школьники редко спорят с преподавателями... Ведь за спиной преподавателя стоит авторитет науки! К тому же школьнику или студенту очень важно без лишних проблем получить вожделенный аттестат или диплом... А при обучении ТРИЗ всё гораздо сложнее.
  
   Приходит, например, не просто слушатель, а "Заслуженный рационализатор" или "Заслуженный изобретатель". Со значком на груди... И на уме у этого слушателя изначально вовсе не желание свой теоретический багаж пополнить, а публично "срезать" незадачливого наставника!
  
   Хорошо, если этот наставник обладает харизмой и авторитетом ГСА. А если нет? Малейшая оплошность - начнётся спор. И бог весть, чем он закончится для незадачливого наставника...
  
   Исходя из этого, я сразу выбросил из своего лекционного курса по ТРИЗ все сомнительные элементы. Оставил лишь то, что я мог отстоять в публичной дискуссии, опираясь на свои силы и авторитет научного метода.
  
   ГСА предвидел, что преподаватели ТРИЗ будут вынуждены отступать от его канонического лекционного курса. Предвидел он и то, что некоторые из них могут попытаться внести в него сомнительные "улучшения" или просто начнут пороть отсебятину.
  
   Поэтому он настаивал на том, чтобы котлеты всегда подавались отдельно от мух. Иными словами, сначала расскажи про ТРИЗ от Альтшуллера. А потом от своего имени предлагай все свои нововведения. Это нормально. И от этого "договора на берегу" с ГСА я никогда не отступал!
  ***
  
  (Продолжение следует)
  ТРИЗ - привет, профессиональные педагоги (ч.2)
  
   Преподавание ТРИЗ в эпоху СССР было организовано весьма странно. С одной стороны, официального признания ТРИЗ не было. А с другой стороны, государственные предприятия содействовали обучению ТРИЗ через общество "Знание" или по линии ВОИР. Предоставляли своих сотрудников, отрывая их от работы в рабочее время. И даже оплачивали их обучение.
  
   Меня тоже отпускали (в качестве лектора ПДНТП). Так продолжалось лет пять. А потом в вихре перестройки моему предприятию стало не до этого. Да и мне тоже... Но к этому времени в Пензе уже были и другие преподаватели ТРИЗ (Ефремов, Королёв, Шевардин).
  
   Королёва и Шевардина уже нет в живых. А Ефремов, (которому мы обязаны указателем геометрических эффектов), сейчас переквалифицировался в рекламисты.
  
   К счастью, лет десять назад в Пензу переехал Юрий Горин, (которому мы обязаны первым указателем физэффектов). Так что ТРИЗ в Пензе ещё жив.
  ***
   На свой первый пензенский семинар ГСА приехал один. Его харизматическая личность и героическая биография сами по себе сразу производили на слушателей сильное впечатление.
  
   Это были не просто лекции, а прекрасно поставленный спектакль. В коридоре были развешаны репродукции картин Чюрлёниса, а в лекционном зале звучала его музыка. Альтшуллера ввело в зал и отрекомендовало руководство ПДНТП во главе с директором. В зале был полный аншлаг.
  
   Генрих Альтшуллер был большим мастером публичных выступлений. Он располагал к себе людей. Невольно хотелось помочь ему и как исследователю, и как человеку.
  
   А вот ТРИЗ той эпохи меня не слишком впечатлил... Я ощущал, что можно и нужно его сделать лучше. Ну и что с того? Подправим и доделаем! Работа интересная. Да и помочь такому хорошему человеку очень хочется.
  ***
   Потом ГСА ещё несколько раз приезжал в Пензу. Но уже не один, а привозил с собой сразу несколько преподавателей. (Среди них были Злотин, Литвин, Герасимов и Вёрткин.) А между этими семинарами некоторые пензяки ещё умудрились побывать на семинарах ГСА в других городах.
  
   Я тоже побывал на конференциях по ТРИЗ в других городах (Петрозаводск, Новосибирск). Такие конференции дают прекрасную возможность для неформального общения. Не приставать же с расспросами к самому основоположнику ТРИЗ! Нас много, а он один...
  
   А вопросов у меня уже скопилось довольно много. Дело в том, что после нескольких семинаров по ТРИЗ у многих пензенских слушателей возникло чувство, далёкое от чувства глубокого удовлетворения... А некоторые из них даже сочли возможным откровенно ворчать.
  
   Суть их претензий была примерно такова: "Ну, ладно... Сначала мы думали, что кое-что недопоняли. Но ведь третий раз приходим! Или мы дураки, или с ТРИЗ не всё ладно..."
  
   Я не стал дожидаться, пока кто-то из таких ворчунов всё это выложит самому ГСА. Тогда ведь позор на всю Пензу ляжет! И решил откровенно переговорить со спутниками Альтшуллера. Ну, и задал им вопрос в лоб: "И это всё?"
   (Тогда я ещё не знал о том, что после таких вопросов от своих и чужих жён некоторые мужья становятся импотентами...)
  
   Мне объяснили, что "это не всё". Добавили, что у Злотина с собой четыре чемодана с новыми разработками по ТРИЗ. После чего я подошёл к Злотину со словами: "Дозволь увидеть... "
  
   Тот, кто хорошо знал вспыльчивый характер Злотина, никогда бы не сделал такую глупость... Но откуда мне тогда было об этом знать? Словом, мы повздорили. Казалось бы, мелочь... Но именно эта мелочь спустя двадцать лет имела неожиданные для меня последствия.
  ***
  
   Это сейчас фигуры некоторых ветеранов движения ТРИЗ "забронзовели"... Но ведь так было не всегда! Кем был, например, в восьмидесятых в глазах пензяков ныне почтенный господин Герасимов? Да просто художником на семинарах ГСА! Он ведь у нас только рисовал плакаты. Ему даже лекции читать не позволяли... Молодому Вёркину позволяли, а ему - нет!
  
   А кем был для нас тогда ныне почтенный Юрий Горин? О нём я от ГСА слышал только один раз в жизни. (Когда ГСА протянули указатель физэффектов.) И что он тогда сказал? "А... Это старый указатель. Ещё горинский." И поморщился... Вот и всё.
  
   А кем был для меня тогда ныне известный на Украине господин Пигоров? Я хорошо помню его. Да и он до девяностых годов часто писал мне письма. Но на конференциях по ТРИЗ восьмидесятых годов он выглядел довольно забавно...
  
   Странная личность с потёртым портфелем в руках, предлагающая свои ходатайские услуги в мире политиков и чиновников. И ничегошеньки не смыслящая в ТРИЗ...
  
   Я хорошо помню и Владимира Петрова, ныне возглавляющего национальную федерацию ТРИЗ Израиля. "Бронзы" в его фигуре тогда ещё не было, но солидность уже была. Именно к нему я рискнул тогда обратиться с некоторыми своими вопросами.
  
   Для начала, я назвал ему ряд имён талантливых разработчиков ТРИЗ, которые куда-то исчезли. Он посоветовал мне забыть эти имена и никогда не произносить их в присутствии ГСА...
  
   В те времена я ещё не знал, что в ТРИЗ такое бывает. А он объяснил мне, что такое бывает примерно каждые пять лет. И посоветовал не высовываться. А то и со мной такое случиться может...
  
   Это я не в укор ГСА сейчас говорю. Не стоит судить его действия по канонам нашего времени. В его время каноны были другими.
  ***
  (Продолжение следует)
   --------------------------------------------------------------------------------------------------
  ТРИЗ - привет, профессиональные педагоги! (ч.3)
   Разительные перемены в движении ТРИЗ, произошедшие с восьмидесятых годов минувшего века, я ощущаю гораздо острее многих других.
  
   Дело в том, что после смерти ГСА я практически утратил связь с движением и работал автономно. Новости до меня ещё доходили через Ефремова и Королёва, но уже не регулярно. Компьютера у меня не было до 2004 года. Так что все изменения в движении ТРИЗ за двадцать лет обрушились на меня сразу...
  
   Сначала меня поразила видимость успехов по части распространения ТРИЗ. В Сети было полно сайтов. География ТРИЗ резко расширилась. Со всех концов мира шли бодрые реляции об успехах. Они меня радовали.
  
   Но довольно быстро я убедился в том, что и дух, и состав движения сильно изменились. Раньше всё сообщество ТРИЗ было единой семьей. Дух товарищества... А теперь везде царит коммерческий дух!
  
   Из российского состава движения выбыло очень много людей. Одни добровольно иммигрировали в поисках длинного доллара. Другие оказались в ближнем зарубежье не по своей воле...
  
   В движение влились толпы профессиональных педагогов, ранее ТРИЗ не интересовавшихся. С чего бы это? Полагаю, что жизнь заставляет их искать новую нишу. Пока в сфере дополнительного и факультативного образования.
  
   Детей становится всё меньше, а педагогов всё больше. Вот и приходится им выкручиваться...
  
   Но если всё дело лишь в этом, то малейшее изменение конъюнктуры на рынке педагогических услуг способно превратить массовый педагогический приток в ТРИЗ в массовый педагогический отток из ТРИЗ.
  
   Казалось бы, беда не велика... Во времена СССР движение ТРИЗ прекрасно обходилось и без профессиональных педагогов. Но времена изменились. В условиях новой России именно от них зависит будущее ТРИЗ!
  
   Дело в том, что фракция профессиональных педагогов является сейчас самой революционной в движении ТРИЗ. Хотя по своей природе российские педагоги довольно консервативны, жизнь вынуждает их активнее других бороться за введение ТРИЗ в практику обязательного обучения.
  
   Только тогда перед ними открываются самые радужные перспективы! А на факультативе можно всего лишь временно перебиться. И вкладываться в него, по большому счёту, смысла нет. Себе дороже...
  
   К более подробному рассмотрению этого вопроса мы ещё вернёмся в заключительной части этой статьи. А сейчас перейдём к более интересным для праздных читателей моментам. Иначе они разбегутся...
  ***
   Первые (старые) журналы по ТРИЗ мне показал Юрий Горин примерно в 2005 году. А потом мне прислала ещё один (новый) журнал госпожа Кожевникова.
  
   Листая эти журналы, я с удивлением обнаружил, что самое интересное в них для меня заключается вовсе не в новых разработках по ТРИЗ. (Ничего нового для меня в них не было.)
  
   А вот воспоминания ветеранов движения ТРИЗ меня заинтересовали. Там были интереснейшие штрихи к портретам людей, которых я лично знал, но о которых знал очень мало. А это всегда интересно...
  
   В движении ТРИЗ были очень колоритные творческие личности. О них интересно писать и читать. Вот и я попытаюсь добавить несколько штрихов к их портретам.
  
   Начну, разумеется, со штрихов к портрету самого ГСА. Жаль, что я близко не знал его. Но кое-что я всё же видел сам. А кое-что мне рассказал Вячеслав Ефремов.
  ***
  
   Генрих Альтшуллер не был профессиональным педагогом. Но он был прирождённым наставником для всех участников движения ТРИЗ. В чём тут разница? А вот в чём.
   Профессиональные педагоги-почасовики учат чему-нибудь и как-нибудь в строго отведённые учебные часы. А ГСА ведь совсем не так делал... Каждый его поступок имел воспитательное значение.
  
   Вся его биография может быть использована в курсе ЖСТЛ. Он создал этот курс, он его преподавал, он и жил по его канонам. Вот такая была у него педагогика... Приведу всего лишь несколько мало кому известных примеров.
  ***
  
   Во время учебных семинаров на плечи преподавателя ТРИЗ ложится большая нагрузка. Тут не до развлечений... Но ГСА за время пензенских семинаров посещал театр и Дворец пионеров. А зачем?
  
   Ведь пензенский театр - "не фонтан". Мог бы и приличный московский театр потом посетить... Так ведь посещал он его в воспитательных целях! И нас, и своих спутников он таким личным примером воспитывал. С применением наглядности...
  
   А что он забыл в пензенском Дворце пионеров? Он ведь и в приличный московский Дворец пионеров был вхож... Да всё то же. Это было воспитательное мероприятие. Одно дело прочесть в курсе ЖСТЛ о постэндшпиле творческой личности, а совсем другое дело - увидеть это на практике! Вот он нам это и продемонстрировал...
  ***
   В любом революционном движении изначально всегда участвуют просто живые люди. Это потом фигуры некоторых из них так "забронзовеют", что кажется, будто они никогда не пили, не курили и не любили...
  
   На одной из конференций по ТРИЗ молодёжь решила запросто зайти в номер к ГСА с несколькими бутылками бормотухи. Выпить - закусить и потолковать о ТРИЗ в свободное от учёбы время...
  
   Что обязан сделать в такой ситуации профессиональный педагог-почасовик? Да ясно что... Об этом и писать нет смысла. А что сделал ГСА?
  
   Он вежливо встретил незваных гостей в своём номере и усадил их за стол. Потом взял принесённые ими бутылки с бормотухой и задумчиво посмотрел на них...
  
   После чего удалился с ними в туалет и вылил всё в унитаз. А затем достал из чемодана бутылочку армянского конька и предложил своим гостям выпить по рюмочке за развитие ТРИЗ. А потом вежливо намекнул, что этой ночью ему надо ещё поработать...
  
   Вот это был настоящий урок!
  (Продолжение следует.)
   --------------------------------------------------------------------------------------------------
  ТРИЗ - привет, профессиональные педагоги! (ч.4)
   А теперь пора сказать пару слов профессиональным педагогам - почасовикам о специфике освоения ТРИЗ. Рано или поздно, они начнут читать курс ТРИЗ на постоянной основе обязательного обучения. И бог весть чему они могут научить студентов, если позабудут об этих моих словах...
  
   Дело в том, что ещё ГСА предупреждал нас о том, что знание только ТРИЗ совершенно бесплодно. И потому призывал нас к энциклопедической образованности.
  
   И не только призывал, но и личным примером воспитывал. К тому же он всегда возил с собой репродукции картин и музыкальные записи, много говорил о жизни замечательных людей. И так далее...
  
   Представьте себе родителей, которые пожелали вырастить из своего ребёнка великого философа. И начали с детства учить его только философии... Что из него при таком одностороннем обучении вырастет? Великий философ? Нет, законченный идиот!
  
   Даже премудростям ТРИЗ я учился не только у ГСА! Интереснейшие идеи были и у других разработчиков ТРИЗ. К сожалению, многих из них Альтшуллер потом изгнал из движения. Но их идеи всё же сохранились в моей памяти. И очень пригодились мне потом в работе над "Философией ТРИЗ"!
  
   А премудростям по части всего остального я учился у многих людей. Среди них были и интереснейшие творческие личности. Как признанные, так и непризнанные. Далеко не все философы - альтернативщики (или физики - альтернативщики) получают признание при жизни... Ну и что с того?
  
   Но были среди них и вроде бы простые, но тоже интересные люди. У них я тоже многому научился.
  ***
  
   Помню, как один сельский охотник рассказал мне о технологии обучения охотничьей собаки. Собачку выводят по первому снегу и тычут её носом в заячий след... Если у собачки есть призвание к охоте на зайца, то её обучение на этом и заканчивается. Всё остальное она сделает уже сама. (Охотничий инстинкт ей подскажет.) А если не подскажет? Значит это не та собака, которая нужна охотнику!
  ***
  
   Казалось бы, что особенного он мне рассказал. А рассказал он мне историю, имеющую силу библейской притчи!
  
   Между прочим, Христос не случайно говорил со своими учениками языком притчи. Нет в Евангелиях специальной терминологии. Её вообще практически не было в грубом языке той эпохи.
  
   Как же мог Христос на таком языке передать апостолам глубочайшие мысли? Только с помощью притчи! Но, похоже, что профессиональные педагоги в институте это не проходили...
  ***
   Различия в моём научном и жизненном опыте и опыте основоположника ТРИЗ предопределили и различия видения места ТРИЗ в системе знания. ГСА лучше меня знал мир искусства. К тому же он был профессиональным писателем-фантастом.
  
   Я лучше его знал реалии мира науки и техники. Лучше знал физику. Профессионально работал в радиотехнике, метрологии, связи. Лучше разбирался в философии и медицине. Не удивительно, что моё видение реалий ТРИЗ было иным!
  
   Приведу несколько примеров, иллюстрирующих различие наших видений ТРИЗ.
  ***
  
   В ТРИЗ есть группа стандартов на решение измерительных задач. Они впечатляют тех, кто далёк от профессиональной работы в области метрологии и измерительной техники. Но я ведь там работал профессионально...
  ***
  
   Конфликт между "инструментом" и "изделием" до сих пор описывается во всех версиях АРИЗ. Копнуть чуть глубже до сих пор никто не сподобился. (Мешало отсутствие основательных знаний по части философии Гегеля.)
  
   А ведь конфликтуют не столько "инструмент" и "изделие", сколько логики различных оснований!
  ***
   Умение владеть аудиторией позволяло ГСА избежать многих проблем. Споров с ним практически не было. Но это и хорошо, и плохо... Точнее, для движения хорошо, а для науки плохо.
   Харизматичный лидер способен ввести своих последователей в состояние изменённого сознания. При этом у них полностью блокируется критическое мышление.
  
   В трёхтомнике "Философия ТРИЗ" я подробно описал ряд "залепов" так называемой "общетехнической" версии ТРИЗ. Они должны были сразу же броситься в глаза всем! Но ведь не бросились...
  
   Создаётся впечатление, что даже участники движения ТРИЗ, имеющие учёные степени кандидатов и докторов наук, совершенно забыли все каноны общенаучной научной методологии.
  
   Я ещё могу понять, почему они не сподобились внести в ТРИЗ некий позитив. Может быть, времени на такую работу у них не было. А быть может, и таланта не хватило. Но понять, почему они сразу не усмотрели негатива в "общетехнической версии ТРИЗ, я не могу!
  
  (Продолжение следует)
   -----------------------------------------------------------------------------------------------
  
  ТРИЗ - привет, профессиональные педагоги! (ч.5)
   Конструктивной критики ТРИЗ на русском языке до появления моих публикаций в Сети практически не было. Этого не может быть? Тогда убедитесь в этом сами! Загляните в Википедию и ... быстро убедитесь.
  
   Зато в Сети была конструктивная критика ТРИЗ на английском языке. Ей мы обязаны господину Евгению Карасику. Был такой очень талантливый разработчик ТРИЗ.
  
   Вероятно, что даже слишком талантливый... Вот и не ужился он с Генрихом Альтшуллером. Что тут сказать? Два медведя никогда не уживаются в одной берлоге... Ничего удивительного для меня в этом нет.
  
   Удивляет меня совсем другое. Дело в том, что господин Евгений Карасик, хотя сейчас и живёт за рубежом, но русский язык ещё не забыл. Это я знаю точно. Я ведь ему письма писал, а он отвечал мне на вполне приличном русском языке... Но русскоязычного зеркала его сайта в Сети нет!
  
   Далее. В сообществе ТРИЗ не любят любых критиков... Тем более, конструктивных! Ну, поругивает ТРИЗ господин Юрий Мороз... И пусть себе поругивает...
  
   Он ведь ТРИЗ только вообще не уважает. Но во внутренние дела сообщества не вмешивается. Основ учения не подрывает...
   Но ведь конструктивная критика ТРИЗ Евгения Карасика, к тому же англоязычная, представляется куда более опасной для ортодоксов ТРИЗ, чем моя русскоязычная критика!
  
   Почему же отношение к ней на сайте "Методолог. ру", редактируемом господином Кудрявцевым, совсем иное? Ведь суть нашей конструктивной критики устаревшей концепции ТРИЗ примерно одинакова...
  
   Полагаю, что этот феномен объясняется целым рядом обстоятельств. Начнём с чисто личного фактора. Почему господин Кудрявцев охотно публикует материалы изгнанников из сообщества ТРИЗ? Да потому, что он и сам был изгнан Генрихом Альтшуллером!
  
   Далее. В публикуемых на Методологе материалах изгнанников нет резкой критики просчётов руководства МА ТРИЗ. А плюрализм мнений по научным проблемам допустим в любом научном журнале. По крайней мере, до тех пор, пока некая победившая точка зрения не станет в науке общепринятой.
  
   Вот господин Кудрявцев и рулит своим сайтом в духе современных плюралистических веяний. Консенсус ищет...
  ***
   Попытки экспансии ТРИЗ в области, не имеющие отношения к изобретательским задачам техники и науки, предпринимались ещё при жизни основоположника ТРИЗ.
  
   Как относился ГСА к этим смелым экспериментам, я ещё не забыл... С юмором он к ним относился, вот как! Правда, выступать господину Мурашковскому с докладами по части "ТРИЗ в искусстве" он не запрещал.
  
   Так ведь и с докладами о переориентации египетских пирамид пришельцами он тоже выступать не запрещал! Только с ехидной усмешкой заранее анонсировал эти доклады...
  
   Можно ли создать некое подобие ТРИЗ в области искусства? Судить не берусь... Но я точно знаю, что даже сам основоположник ТРИЗ, хотя и стал известным и успешным профессиональным писателем-фантастом, но всё же считается бездарным фантастом. И мне его фантастика не нравится.
  ***
  
   При желании можно создать некое подобие ТРИЗ даже для уголовников. Правда, законов там в нашем понимании нет. (Уголовному сообществу их заменяют "понятия".) Зато обширные информационные фонды там точно есть!
  
   Причём и по части приемов, и по части стандартов на решение специфических изобретательских задач уголовного мира. Есть в этом мире и огромный специализированный фонд изобретательских задач - аналогов.
  
   Есть среди вас желающие поработать над столь перспективной версией ТРИЗ? Флаг вам в руки!
  ***
   Попытки экспансии ТРИЗ в область рекламы и бизнеса уже не столь забавны. Над потугами господина Мурашковского всего лишь посмеются, как над экзотикой в ТРИЗ. Чудаки украшают мир...
  
   А рекламисты от ТРИЗ уже далеко не безобидные чудаки. Они ведь подставляют под удар всё сообщество ТРИЗ! Почитайте материал господина Репьева "Рекламный анти - ТРИЗ" в Википедии. Или его эквиваленты в моей "Философии ТРИЗ". От такой публики давно пора отмежеваться...
  
   Пора решительно отмежеваться и от организаторов всевозможных тренингов под вывеской ТРИЗ. Кого там готовят? Изобретателей? Нет! Там просто развлекают и дурачат праздную богатую публику. Да ещё к тому же с использованием арсенала сомнительных средств, отчасти заимствованных у артистов цирка, а отчасти у тоталитарных сект. Это плохо кончится...
  ***
  (Продолжение следует)
   ---------------------------------------------------------------------------------------------
  
  ТРИЗ - привет, профессиональные педагоги! (ч.6)
   Знаете ли Вы английский язык? Новое поколение россиян уже в основном его знает... И перед ним открывается интереснейшая возможность для сравнения содержания русскоязычного и англоязычного ТРИЗ.
  
   Казалось бы, что тут может быть интересного? Ведь никаких англоязычных спецов по ТРИЗ в природе пока нет. Пишут о ТРИЗ те же наши бывшие соотечественники. К тому же, не на самом лучшем английском языке...
  
   Я тоже так думал, когда с помощью электронного переводчика попытался сравнить англоязычное зеркало Википедии (по части ТРИЗ) с его русскоязычным оригиналом. И сразу же ощутил интереснейшие различия.
  
   Начнём с того, что раздел "Критики ТРИЗ" там был урезан до неприличия. Только ссылка на англоязычный сайт Евгения Карасика там и была... Очень может быть, что на других англоязычных сайтах по ТРИЗ критики ТРИЗ не содержится.
  
   Но могли бы привести и ссылки на русскоязычные сайты, на которых такая критика есть. Ведь на русскоязычном сайте по ТРИЗ есть англоязычная ссылка...
  
   Ещё больше удивила меня статья на англоязычном зеркале Википедии, в которой вина за позорное судилище с семьёй основоположника ТРИЗ с руководства МА ТРИЗ была ловко переложена персонально на Волюслава Митрофанова.
  
   Старик об этом точно не знал. (Вряд ли он по-английски читает.) Ловкая проделка! Хороши же англоязычные ученики почтенного господина Митрофанова... Как же мне им перчик под хвост засунуть?
  
   Ведь я ни слова по-английски не знаю! А на хорошего литературного переводчика у меня денег нет... Как быть?
  
   Как вам такая реальная изобретательская задача?
  ***
  
   В это время я работал на форуме при сайте "Русская Корея". Попал я туда случайно. Написал мне один корусич отклик на мой материал. Но предупредил при этом, что ему удобнее вести переписку со мной через личку этого форума.
  
   Поэтому я зарегистрировался там и стал ждать. Меня предупредили о том, что скоро со мной весьма авторитетные корусичи свяжутся. Но ждать молча мне было скучно...
  
   От скуки я открыл невинный топик под заголовком: "Мужики! Как там с ТРИЗ в Корее?" Мужики откликнулись... И завязалась оживлённая дискуссия, которую я решил использовать в целях пропаганды ТРИЗ в Корее.
  
   Дискуссия по моему топику протекала нормально при огромном стечении народа. На мой взгляд, она уже подходила к концу, да и связь с долгожданным авторитетным корусичем уже была установлена.
  
   Я уже собирался покинуть форум, как на него заявился новоиспечённый мастер ТРИЗ господин Кынин. Чёрт дёрнул его залезть в мой топик... Получай я в Корее 4000 баксов за его (вовсе не пыльную) работу, то по форумам бы не шастал...
  
   Всё бы обошлось. Но именно в этот момент я заглянул на англоязычное зеркало Википедии... Кынин свободно владеет английским языком. К тому же Митрофанов считается его учителем. Вот я и предложил ему постоять за своего учителя. Публично предложил...
  ***
   Я полагал, что такое решение стоящей передо мной изобретательской задачи соответствует всем канонам ТРИЗ. Ведь от такого публичного предложения Кынину точно не отвертеться!
  
   Но вышло иначе... На помощь Кынину ринулся сам редактор "Методолога". А может и не на помощь Кынину... Может, он себя защищал?
  
   Только вот, защищать себя на форуме надо лично. А редактор "Методолога" прекрасно знал, чем для него закончится честная публичная дискуссия со мной...
  
   И потому придумал своё решение стоящей перед ним дискуссионной изобретательской задачи. Сослался на занятость и переслал своё паскудное письмо через Кынина. Хорош мастер ТРИЗ...
  
   Чем всё это кончилось? Читайте сами. Это вне темы моего топика. Скажу только, что англоязычный материал Википедии, порочащий Митрофанова, как корова языком слизала...
  ***
   А теперь перейдём к другим англоязычным сайтам по ТРИЗ. Меня поразило в них практически полное отсутствие форумов. А там, где они всё же есть, предварительно предлагается не только зарегистрироваться, но и нанести визит к пану казначею...
  
   Есть тут и ещё одна тонкость. Допустим, что вы пожелали потолковать о развитии ТРИЗ с японским или корейским сайтодержателем. Только сделать это без посредника вам не удастся. А кто же посредник? Известно, кто. Кураторы от МА ТРИЗ. Такие дела...
  ***
   Идут ли все эти бокардийские хитрости на пользу ТРИЗ? Разумеется, нет. Кого они обманут?
  
   Можно подменить общепринятую в науке практику публичной защиты диссертаций на научном совете, назначенном ВАК, неким театрализованным действом.
  
   И даже выдавать некие сертификаты, которые даже мастер ТРИЗ Юрий Горин именует "ксивами".
  
   И даже требовать деньги за созыв сертификационной "коронки".
  
   Но не лучше ли сделать, чтобы у ТРИЗ было всё, как и у всех нормальных наук? Ведь в той же Википедии Владимир Петров отнёс ТРИЗ к числу наук. Стало быть, надо всё делать так, как и положено делать в науке...
   Впрочем, это всего лишь моё чисто личное мнение. Вам оно не указ.
  (Продолжение следует)
   ----------------------------------------------------------------------------------------------
  
  
  ТРИЗ - привет, профессиональные педагоги! (ч.7)
   Аллилуйя! Теперь я точно знаю, что алгоритм научных открытий уже есть. Об этом поведал мне ведущий одной из рассылок по ТРИЗ. Остаётся только узнать, есть ли совесть у автора этого сообщения...
  
   Здоровая основа этого сообщения у меня сомнений не вызывает. Появилась книга Волюслава Митрофанова. А любую книгу этого автора можно смело покупать не глядя!
  
   Это я вам говорю. А я редко так говорю об авторах... Например, прочитал я недавно статью "Удивление и вопрос" господина А.Кудрявцева на "Методологе".
  
   Статью столь известного автора следовало отрецензировать. В назидание другим... Вот я и попытался написать короткую рецензию на этот "шедевр" философии ТРИЗ. Но потом понял, что опубликовать эту рецензию совершенно невозможно. Даже на порносайте. В ней не было ни одного цензурного слова... И быть не могло!
  
   Так что, книгу Волюслава Митрофанова я точно закажу. Только не по адресу, указанному автором этой рассылки. Лишних денег у меня нет. А купить книгу можно и по адресу, имеющемуся на сайте РА ТРИЗ. Полагаю, что так будет дешевле...
  
   Почему я так полагаю? Да потому, что в этой рассылке я увидел фамилию господина Скворцова. А её я хорошо помню. Дело в том, что в одном из писем ко мне Волюслав Митрофанов, с присущей ему деликатностью, испросил разрешения дать мой адрес одному своему хорошему знакомому, которого заинтересовали мои книги.
  
   Я не возражал. Вот и дождался письма от Скворцова. Содержание этого письма меня шокировало.
  
   Дело в том, что все мои книги можно скачать совершенно бесплатно. Даже платить жулью за ссылку на них не стоит. Фамилия у меня редчайшая. Так что ссылку в поисковике и сами быстро найдёте...
  
   Правда, есть и такое жульё, которое украло мои книги ещё до появления их сетевой версии и стало предлагать их по баснословной цене. Но речь сейчас идёт не об этом.
  
   С чего же начиналось письмо господина Скворцова? С вопросов по содержанию моих книг? Нет! С просьбы переслать ему файлы на безвозмездной основе? Нет!
  
   Он с места в карьер попытался впарить мне на платной основе свои "научные труды", да ещё в придачу с безвозмездно распространяемыми материалами. Хорошенькое дело... Привожу (без комментариев) его прейскурант:
  
  
   "Посылаем Вам анотации трёх книг и Машины открытий для ознакомления. Если понравится, всё это стоит 1000 руб. с пересылкой (600 р. - Митрофанов, 300 - Скворцов + пересылка)."
  
  
   Но пора вернуться к нашим баранам. То есть к якобы созданному алгоритму открытий. Может ли он содержаться в книге Волюслава Митрофанова? Разумеется, нет! Это прекрасно известно не только мне, но и владельцу рассылки тоже. Какого же чёрта он дурачит 8000 подписчиков?
  
   Материалы книги Митрофанова отчасти уже публиковались на "Методологе". И я сам ему советовал не ограничиваться такой сетевой публикацией, а издать полноценную книгу на бумаге.
  
   А вот "писателям", подобным господину Скворцову, вообще писать противопоказано. Между прочим, таких сейчас в ТРИЗ довольно много...
  
   Какого чёрта они вообще полезли в науку? (Ведь сейчас ТРИЗ в Википедии уже наукой объявлена.) Чего они достигли в науке, если вообще в ней работали? Ровным счётом ничего...
  
   Им бы к господину Юрию Морозу в его ШСД податься. Такие люди ему очень нужны. (Он ведь свою систему школ с ТРИЗ скопировал.) Да и заработать там можно побольше...
  
   Зачем им ТРИЗ? Зачем они в волки лезут с хвостом собачьим? Не понимаю я этого.
  
   А теперь по делу. Никакого алгоритма открытий нет, не было и не будет. И машины открытий тоже. Но книги талантливых творческих личностей всё же воодушевляют нас на великие открытия и помогают нам по части разумной технологии творческой работы в области науки и техники.
  
   Такие книги менее всего нуждаются в лживой рекламе. А более всего они нуждаются в конструктивном критическом осмыслении. Такая работа над этими книгами предполагает поиски ответа на ряд вопросов. Что и почему в них удалось? Что и почему в них не удалось? И так далее...
  
   Я могу проделать такую работу совершенно бесплатно. Сделать это мне легче, чем другим. Ведь это я написал трёхтомник "Философия ТРИЗ", содержащий концепцию версии ТРИЗ для физиков.
  
   Но публиковать материалы с конструктивной критикой книги почтенного Волюслава Митрофанова я буду лишь в том случае, если он сам того пожелает. А пожелает ли он? Поживём- увидим...
  (Продолжение следует)
   ------------------------------------------------------------------------------------------------
  
  
  ТРИЗ - привет, профессиональные педагоги! (ч.8)
  
   Пока ТРИЗ не поставлен на государственный кошт, он вынужден постоянно прижиматься к чужим кормушкам. Допустим, что вы захотите издать серьёзную книгу по ТРИЗ. Отправите её в издательство и ... быстро убедитесь в том, что она издателю не нужна.
  
   Издателю, прежде всего, нужны учебники, которые люди вынуждены покупать. Печатать учебники всё равно, что печатать деньги... А все прочие книги живут по законам моды и рыночной экономики. Сегодня в моде одно, а завтра - другое...
  
   Учебников по ТРИЗ не будет до тех пор, пока чиновники не включат ТРИЗ в программы обязательного обучения. Но учебные пособия по МТТ с упором на ТРИЗ издавать всё же можно. Правда, мизерным тиражом. Это не учебник...
  
   Но преподаватели ВУЗов - народ ушлый. Они печатают всевозможные методички в своих Вузовских типографиях. За счёт ВУЗов. А потом силой навязывают их своим студентам. Попробуй не купить!
  
   Но есть и другая возможность для издания книг по ТРИЗ. Для этого надо посадить ТРИЗ на хвост чему-то более востребованному. А что у нас сейчас более востребовано?
  
   Прежде всего, детские книжки. Вот и появилось великое множество детской литературы по ТРИЗ. Напишет лукавый автор в предисловии, что это современное пособие развивающего обучения, (без которого бедный ребёнок точно идиотом вырастет) и ... наивные родители точно не устоят.
  
   ТРИЗ для бизнесменов - прекрасная кормушка. Ведь в российский бизнес попало много плохо образованных людей с комплексом научной неполноценности. Такие люди не упускают возможность подкачать свои мозги... Скажут им что "ТРИЗ - это круто". Вот и покупают умные книжки по ТРИЗ. На всякий случай... Только читают ли они их потом?
  
   Совсем тёмная эта публика. Какое отношение имеет ТРИЗ к бизнесу? Какой бизнес на ТРИЗ сделал Генрих Альтшуллер? Он ведь на ТРИЗ только тратился. А деньги зарабатывал трудом писателя - фантаста.
  
   К чему же ещё жмётся книжный ТРИЗ? К психологии (творчества и бизнеса), педагогике и многому другому. Так ведь о мизерной полезности психологии "творчества вообще" для изобретателей писал ещё сам основоположник ТРИЗ! Неужто авторы таких книжек ГСА не читали?
  
   Сейчас ТРИЗ жмётся уже не к книжкам, а к всевозможным тренингам. Это гораздо доходнее. Богатенькие Буратино обожают крутые учебно-развлекательные мероприятия...
  ***
   Популярный герой Аркадия Райкина "пить, курить... говорить начал одновременно." Между прочим, что ТРИЗ начал по (большому счёту) говорить тоже лишь после того, как ему перевалило за 60.
  
   Дело в том, что суровый основоположник ТРИЗ не поощрял неуставные разговорчики в строю... Что, кому и когда следует говорить, было чётко регламентировано. Вольтерьянцы беспощадно изгонялись...
  
   "Разговорчики в строю" не поощряются в сообществе ТРИЗ и сейчас. Но с некоторым риском для себя сейчас уже говорить можно. Высшая мера наказания МА ТРИЗ - всего лишь бойкот. Ну и что?
  
   ГСА мог отлучить от ТРИЗ, а МА ТРИЗ уже не может... Времена не те. Можешь успешно разрабатывать и преподавать ТРИЗ? Тогда МА ТРИЗ тебе не указ! Её квалификационная "ксива" не имеет силы диплома...
  
   Заработаешь авторитет у корпоративных потребителей и... твои "ксивы" будут покруче матризовских!
  
   Публично говорящим ТРИЗ стал не только по причине уменьшения жесткости санкций за "разговорчики в строю". Дело в том, что в наши появились новые вызовы времени. А на вызовы времени надо отвечать!
  
   Если господин Петров в Википедии причислил ТРИЗ к числу наук, то и вести себя теперь надо по канонам жизни в науке. А в науке приняты публичные научные дискуссии... Так что, "дозволь увидеть". А то ведь скажут, что в ТРИЗ и посмотреть-то не на что!
  
   Допустим, что парочку особо опасных оппонентов можно объявить сумасшедшими. И на этом основании отстранить от участия в дискуссиях. Ещё с десяток можно объявить сетевыми троллями (с тем же успехом). Но ведь не всех же!
  
   А вдруг некий авторитетный академик в почтенном научном журнале беспощадно пройдётся по авгиевым конюшням методологии ТРИЗ? Тогда как быть? Уж лучше в рабочем порядке их самим вычистить.
  
   А для этого придётся начать говорить! Вот и стал ТРИЗ говорящим. Сначала, как говорящий попугай... То есть разговор вёлся на уровне жонглирования цитатами Генриха Альтшуллера.
  
   Но этот ведь не Священное писание. А ТРИЗ не религиозное учение. Так что долго это продолжаться не могло. К тому же само положение некоторых мастеров ТРИЗ, являющихся сайтодержателями, вынуждало их хотя бы отвечать на письма читателей.
  
   Да и между собой им тоже публично потолковать пришлось... А некоторые из них даже книги по ТРИЗ написать сподобились. Нельзя же в своих книгах всё у ГСА передирать!
  ***
  
   Говорящий ТРИЗ способен вконец запутать бедных профессиональных педагогов. Как же им читать факультатив по ТРИЗ в условиях плюрализма мнений? То ли ТРИЗ от Альтшуллера читать, то ли ТРИЗ от Орлова... А ведь есть ещё и ТРИЗ от Вулло! Как быть при явном отсутствии единства мнений?
  
   Полагаю, что профессиональным педагогам, читающим факультатив по ТРИЗ, сейчас надо жить своим умом. Помнить об ответственности за юные души. И об общенаучной методологии тоже. Хотя она и обветшала со времён Декарта, но пока ничего лучшего ещё нет.
  
   Приложение своего педагогического ума им придётся начать с попытки честно ответить на вопрос, "что есть ТРИЗ?". В моих книгах об этом сказано достаточно... Есть вопросы? Я готов на них ответить!
  
   Затем им придётся принять ответственное решение по части того, что им можно и нужно рассказать о ТРИЗ (при таком ответе на первый вопрос) своим ученикам.
  
   На этот (второй) вопрос я не отвечал в своих книгах. Я не педагог. Да и ученики бывают разного возраста. К тому же, одно дело общее обучение в школе. А совсем другое дело - обучение в других учебных заведениях...
  
   Но так или иначе, профессиональные педагоги обязаны дать вверенным им ученикам вменяемую концепцию ТРИЗ, способную выдержать научную критику!
  
   Подчёркиваю, научную критику, а не критику современной ТРИЗ-тусовки. Подчёркиваю, обязаны. Иначе это педагоги - любители, а вовсе не профессиональные педагоги.
  
   А где им взять такую вменяемую концепцию ТРИЗ? Ведь ГСА им её не оставил... Это их проблемы! Желают жить своим умом? Дело хозяйское... Пусть себе изобретают велосипед. Если не хотят использовать предложенную мной вменяемую концепцию...
  
   Но, так или иначе, вынь да положь! Без неё преподавать в приличном учебном заведении даже факультатив нельзя. С работы турнут... И разговоров о том, что преподавание ТРИЗ ведётся в целях развивающего обучения, слушать не станут. Любое современное обучение является развивающим! Причём здесь ТРИЗ?
  
   Далее. Допустим, что профессиональный педагог принял весьма разумное решение позаимствовать предложенную мной концепцию ТРИЗ. И объяснил это педсовету тем, что иного выбора у него просто не было. И уже начитал её своим ученикам. На это не надо много учебного времени... А дальше что?
  
   А дальше возможны варианты. Смотря где, кому и зачем читается курс ТРИЗ... Но в любом случае профессиональный педагог обязан честно информировать своих учеников по ряду позиций:
   1. В чём именно состоит государственный интерес в ТРИЗ. Чем именно он реально обеспечивается уже сейчас или будет обеспечиваться в обозримой перспективе.
   2. На что может рассчитывать слушатель данного конкретного курса при его конкретном содержании и объёме. На что может рассчитывать слушатель при ином объёме и содержании курса ТРИЗ.
  
   А хороший профессиональный педагог обязан к тому же поработать с каждым конкретным учеником по индивидуальной программе обучения ТРИЗ.
   После того, как уяснит себе, в чём именно состоит личный интерес конкретного учащегося при факультативном изучении ТРИЗ. И составить для него программу индивидуального обучения.
  (Продолжение следует)
  
  
  
  ТРИЗ - привет, профессиональные педагоги! (ч.9)
   О чём же ещё полагается знать профессиональным педагогам, взявшимся за факультатив по ТРИЗ? Полагаю, что, прежде всего, о своих крайне ограниченных возможностях. Ведь, как правило, это почасовики - одиночки... Что они могут?
  
   Даже в общественных школах по изучению ТРИЗ работал целый преподавательский коллектив. Подготовка профессионального изобретателя, тем более, широкого профиля, предполагает изучение множества предметов... К тому же сейчас появились весьма сложные компьютерные версии ТРИЗ.
  
   Это значит, что подготовкой профессиональных изобретателей широкого профиля должны заниматься специализированные учебные заведения (типа ИПК.) Только они в силах дать такое дополнительное образование дипломированным специалистам (ИТР, научным работникам).
  
   Любое приличное образование предполагает систематичность. В обычной школе уместно обучать всего лишь вменяемой концепции ТРИЗ. И по мере возможности, курсам ЖСТЛ и РТВ. Ведь многие ученики обычных средних школ не будут работать в области науки и техники. Так что с них и этого хватит...
  
   Выпускникам ПТУ и техникумов следует преподавать давать ТРИЗ в несколько большем объёме. Им нужна, по крайней мере, демонстрационная "общетехническая" версия ТРИЗ, на базе которой они обретут навык решения учебных изобретательских задач.
  
   Но можно и нужно стремиться к большему. Дело в том, что в таких учебных заведениях уже определена профессия их выпускников. В основном им предстоит изобретать именно при работе по этой профессии, а не изобретать вообще. Стало быть, им есть смысл изучать специализированную версию ТРИЗ, привязанную именно к их профессии.
  
   Механикам надо одно, электронщикам - другое, а программистам третье... Так что давать надо именно то, что надо! А чем же они отличаются между собой? Ведь общая концепция ТРИЗ для всех одна...
  
   Да, общая концепция ТРИЗ для всех одна. Но много ли от неё прока при конкретной творческой работе на конкретном рабочем месте? Ясно, что не много.
  
   Для такой работы, во-первых, надо прилично разбираться в своей профессии. А, во-вторых, иметь под рукой специализированные информационные фонды, которых в ТРИЗ пока нет.
  
   Во времена ГСА контингент слушателей не выбирали. Кого пришлют, того и учили "общетехнической" версии ТРИЗ. Это сильно упрощало жизнь преподавателям ТРИЗ той эпохи...
  
   Правда, и в те времена во избежание грандиозной конфузии слушателей честно предупреждали о том, что на своём рабочем месте им предстоит самостоятельно доучиваться. То есть самостоятельно добирать специализированные информационные фонды, которые им недодали.
  
   Да и АРИЗ под себя перестроить. Какие ещё веполи и феполи могут быть в работе программиста? Куда он маленьких человечков запускать будет? И так далее...
  
   А что мог почерпнуть физик - теоретик на семинарах по ТРИЗ той поры? Ровным счётом ничего! Даже технику работы с противоречиями. Ведь теоретической физике учат в приличных университетах. А там и физики постигают премудрости диалектики Гегеля...
  
   В ПТУ и техникумах есть возможность для наработки специализированных информационных фондов. Из года в год там учат одному и тому же. Так что преподаватель ТРИЗ там вполне может постепенно скопить все необходимые специализированные информационные фонды и даже построить специализированную версию ТРИЗ для конкретной специальности.
  
   К этой работе он может привлечь своих учеников. А может и использовать возможности кооперации с учебными заведениями того же профиля. Совместными усилиями они всё сделают довольно быстро. Да и я им охотно помогу...
  
   А теперь перейдём к специфике преподавания ТРИЗ в технических ВУЗах. Она не столь уж велика. Там можно и нужно делать примерно тоже, что и в техникумах.
   Только к этому следует добавить овладение навыками использования лучших компьютерных версий ТРИЗ. К тому же ВУЗам вполне по силам и самим разрабатывать специализированные компьютерные версии ТРИЗ для обучения своих студентов.
  
   Далее. А теперь переходим к университетам. В них положено готовить преподавателей для ВУЗов и научных работников. Именно там по уму и следует готовить преподавателей и разработчиков ТРИЗ! О деталях такой подготовки я писал в трилогии "Философия ТРИЗ". Так что повторяться не буду. Читайте сами.
  
   Поскольку в университетах готовят научные кадры большой науки, то там по уму не обойтись без специализированных версий ТРИЗ для научных работников. Физикам надо одно. Химикам - другое. А биологам - третье. И пусть они получат именно то, что им надо!
  
   Правда, пока им можно предложить очень мало... У меня пока есть всего лишь концепция версии ТРИЗ для физиков. Да и та нуждается в дополнении (по части премудростей математической физики.)
  
   К тому же, внутри теоретической физики есть множество различных отраслей. Для них тоже нужны свои (более узко специализированные) версии ТРИЗ. Нужны - значит будут! Было бы желание и воля руководства науки...
  
   А кто же займётся этой работой? Да те же разработчики ТРИЗ, подготовленные в тех же университетах! А кто же ещё?
  (Продолжение следует)
  --------------------------------------------------------------------------------------------------
  
  ТРИЗ - привет, профессиональные педагоги! (ч.10)
   Я убеждён в том, что будущее ТРИЗ в России зависит именно от профессиональных педагогов. Только они сейчас кровно заинтересованы в том, чтобы ТРИЗ перешёл на государственный кошт. А всем остальным по ряду причин это совсем не нужно.
  
   Только государственный кошт при всех его издержках способен гарантировать стабильное развитие ТРИЗ. И по части преподавания, и по части разработки, и по части системы подготовки кадров преподавателей, и разработчиков.
  
   А частный бизнес пока нуждается всего лишь в компьютерных версиях ТРИЗ. Его пока интересуют лишь жёлуди, а вовсе не корневая система дуба... Совсем как ту свинью из басни Крылова!
  
   В своё время Генрих Альтшуллер спросил меня о том, каким мне видится будущее ТРИЗ. Я ответил предельно откровенно. (Лишних глаз и ушей при этом разговоре не было.)
  
   ГСА задумчиво переспросил: "Так значит, все-таки ВНИИТРИЗ?"
   Я молча кивнул головой. И больше никогда мы к этой теме не возвращались. А теперь я вновь поднимаю эту тему уже без него. Такие дела...
  
   Сейчас всё зависит от того, поддержат ли меня профессиональные педагоги. Могут и не поддержать... Тогда все мои идеи останутся всего лишь маниловщиной. А могут и поддержать. Ведь при этом они не столько меня поддерживают, сколько отстаивают свои кровные интересы.
  
   Правда, профессиональные педагоги действуют слишком медленно. Поэтому многие считают, что от лоббирования ТРИЗ в кабинетах чиновников будет больше пользы.
  
   Да, директивное насаждение ТРИЗ возможно провести очень быстро. Но лишь после того, как удастся сломить недоверие и консерватизм власть имущих чиновников государства российского!
  
   А с чего вы взяли, что его удастся сломить гораздо быстрее? Да и кто, кроме тех же профессиональных педагогов, будет лоббировать ТРИЗ в кабинетах российских чиновников?
  
   Впрочем, это моё чисто личное мнение. Я его никому не навязываю.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   ТРИЗ: информационное измерение
  
  Что есть ТРИЗ? Ответ на этот вопрос может быть различным. Всё зависит от того, что именно существенно при данном рассмотрении. Если существенен прежде всего состав ТРИЗ, то это конгломерат знания, состоящий из множества наук, технологий и дисциплин. (ТРИЗ вовсе не теория некой науки.)
  Если существенно основное назначение (технической версии) ТРИЗ, то это условное название специальности "Профессиональный изобретатель". И так далее.
  А для производителей компьютерной версии ТРИЗ их продукция прежде всего товар, которым потребитель желает воспользоваться без лишних хлопот. (Примерно так, как он приучен работать с компьютером на уровне пользователя.)
  То есть не забивая себе голову премудростями программирования и прочими "излишествами". Он ведь купил дорогую компьютерную программу? Стало быть, он в праве рассчитывать на то, что она обеспечит ему максимальный эффект и максимальный комфорт при минимуме затрат на её освоение!
  Подчёркиваю. С точки зрения руководства корпораций ими закуплена вовсе не обучающая программа, а некий компьютерный инструмент. Разумеется, в комплект поставки должна входить и некая инструкция по эксплуатации этого инструмента. По возможности, лаконичная...
  Разумеется, руководство компании желает невозможное. Но здесь и сейчас речь идёт не об этом. Сами потом поймут...
  Что же увидит перед собой необученный покупатель идеальной компьютерной версии ТРИЗ? Необученному покупателю прежде всего очевиден состав программы.
   В нём он сразу узрит лишь то, что давно привык различать его глаз: комплект информационных фондов (или ссылок на них) и нечто, необходимое для перехода от одного информационного фонда к другому.
  Это нечто является "мягким" ("гибким") алгоритмом-поводырём. Он чем-то напоминает то ли лоцмана при капитане теплохода, то ли эксперта (советника) при президенте. Иными словами, он сам ничего не решает. Ответственные решения всегда принимает тот, кто несёт за них персональную ответственность...
  А в чём же состоит прямая обязанность идеального алгоритма-поводыря? Да всего лишь в том, чтобы вывести на лучшие позиции для усмотрения Решений!
  Сначала серии промежуточных, а потом и финального Решения. И к тому же зафиксировать опыт работы такого рода. Пригодится в другой раз... Каждое такое путешествие в идеале должно развивать. И ведущую программу - поводырь, и ведомого ею человека.
  При этом каждое промежуточное Решение существенно. Иначе позиция для усмотрения финального Решения будет далеко не лучшей... Знатоки ТРИЗ усмотрят в моей "притче" хорошо знакомый им АРИЗ. Но это не АРИЗ.
  Точнее, совсем не тот АРИЗ, который они знают. Они ведь знают только общетехническую версию ТРИЗ! А эта версия имеет весьма ограниченную применимость... Почему? Да по многим причинам.
  Она ведь "общетехническая". Слишком уж малы по объёму и номенклатуре её информационные фонды. Нет в них всей необходимой для успешной работы во множестве отраслей техники конкретики. Нет в ней и конкретики, необходимой для успешной работы во множестве наук. Много чего ещё в ней нет и в помине...
   Информация к размышлению
   Крупные корпорации располагают богатейшими конкретикой собственными информационными фондами. Но чужих они в эти фонды не пускают... И нет гарантий того, что в этих собственных информационных фондах есть всё, что нужно для усмотрения искомого Решения.
   К тому же для этого может потребоваться совсем иная систематизация имеющихся информационных фондов. Едва ли в этих информационных фондах хранятся разработки основоположника ТРИЗ в области ТРТС и ТСМ.
  Зато в этих фондах бездна конкретики по части тенденций развития всего, что выпускается и разрабатывается этой корпорацией! Да и вся богатейшая история развития научно- технической мысли по части продукции фирмы. (Разумеется, включая патентные фонды.)
  О создании "бумажной" универсальной версии АРИЗ, оснащённой всеми необходимыми информационными фондами для решения всех проблем техники и науки, не могло быть и речи. Современные информационные технологии в принципе позволяют это сделать. Но стоит ли это делать?
  Подавляющему большинству потребителей это вовсе не нужно. Им нужнее специализированные версии ТРИЗ, оснащённые лишь теми информационными фондами, которые совершенно необходимы для их профессиональной работы по долгу службы.
   А всё остальное они найдут в Сети (например, на основе кооперации с другими потребителями.) Только вот для обеспечения удобства работы это должны быть далеко не те информационные фонды, которые мы привыкли видеть в технических и научных библиотеках... (Их придётся перелопатить).
  В информационных фондах хранится опыт. А работа с информационными фондами в науке и технике заключается в переносе опыта. О стандартном цикле переноса опыта я уже писал.
  Необходимый опыт приходится усматривать, конкретизировать и "прописывать" в новой области. Дело это далеко не простое... Оно не поддается компьютеризации. Даже в части усмотрения. Это творческий человеческий труд!
  Один человек усмотрит, а другой не усмотрит... И, чего доброго, начнёт винить в этом ТРИЗ... А ведь ТРИЗ вовсе не даёт гарантий того, что слепая бездарность хоть что-то усмотрит! ТРИЗ всего лишь облегчает усмотрение...
   Хорошо, если в информационном фонде удастся усмотреть полностью готовое к переносу научное или техническое Решение. Но чаще всего там удаётся в лучшем случае усмотреть лишь плодотворную идею такого Решения. Не так уж много... Но компьютер и на это не способен!
  Идея покорения космоса реактивными космическими аппаратами родилась в уме Циолковского ещё в прошлом веке... А над её конкретизацией для полёта всего лишь на Марс будут работать ещё с десяток лет уже в этом столетии. Могут и не долететь. Могут и не вернуться... Необходимого для полноценной "прописки" этой идеи опыта пока нет...
  Для чего я всё это пишу? Дело в том, что знание ТРИЗ сейчас уже широко распространилось (только одни знают о ТРИЗ чуть больше, а другие - чуть меньше). Есть и зачатки сознания имеющегося знания ТРИЗ (этот конгломерат знаний уже внутренне непротиворечив и целеустремлён, как единое целое.)
  А вот с самосознанием ТРИЗ дело обстоит совсем плохо. В этом отношении ТРИЗ вовсе не является чем-то исключительным. Самосознание даже устоявшихся наук формируется очень медленно. Спросите, например, практикующего врача: "Чем отличается предмет рассмотрения медицинской науки от объектов её изучения?" Он Вам точно не ответит! Можете задать аналогичный вопрос физику. С тем же успехом... Даже ушлый философ вряд ли сумеет толком ответить на этот вопрос!
  Что же Вы хотите от спеца по ТРИЗ? (А уж тем более от совсем тёмного пользователя компьютерной версии ТРИЗ!)
   Отсутствие самосознания чревато множеством бед. Перечислю лишь некоторые из них.
   Информация к размышлению
  Непонимание предназначения и механизма функционирования ТРИЗ как инструмента ведёт к тому, что им пользуются точно так же, как крыловская Мартышка очками. Например, суются в область рекламы или бизнеса. Причём здесь ТРИЗ? Или с глубоким прискорбием сообщают о том, что ТРИЗ там-то и там-то не работает.
   А почему слабосильная "общетехническая" версия ТРИЗ должна там работать? У неё же для работы там пока что даже информационных фондов нет!
  Или, будучи бессильны постоять за ТРИЗ на форуме, вдруг начинают поспешно сдавать одну позицию за другой. (Кончается это позорище тем, что ТРИЗ ставят на одну доску с мозговым штурмом и упирают лишь на полезность курса РТВ.)
   Или вообще избегают работы на свободных форумах, замыкаются в своём кругу, отказываются от конструктивной научной полемики. А ведь в науке это не принято!
  Правильная постановка диагноза является необходимым условием в лечении болезни. Но вовсе не достаточным! Бывает и так, что иной больной просто не желает лечиться...
  Я неоднократно писал о том, что для нормального развития комплекса ТРИЗ необходимы метанаучные исследования. Ведь именно многоотраслевая метанаука является истинным ядром комплекса ТРИЗ! Но меня так и не услышали.
  Может быть, дело тут в названии? Так ведь по традиции метанаукой принято называть науку, занимающуюся разумным развитием той или иной науки.
  Например, разумное развитие математики призвана обеспечивать метаматематика. Физики - метафизика. Конкретной отрасли техники - её конкретная отраслевая метатехника. И так далее.
  А теперь пора вернуться к потребителям компьютерной версии ТРИЗ. В основном, иноязычным (для российских потребителей это слишком дорогое удовольствие...)
   Полагаю, что вместе с той или иной компьютерной версией ТРИЗ в комплект поставки нужно включать что-то еще для пояснения границ возможного применения ТРИЗ. Например, эту мою статью... От этого выиграют все. И продавец, и покупатель (рекламаций будет меньше). Выиграет и авторитет ТРИЗ. Для меня это самое главное.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Несколько слов разработчикам ТРИЗ
  
  Разработчиков ТРИЗ всегда было мало, а их вклад в развитие ТРИЗ при жизни ГСА оценивался в 1 процент... Да и сейчас его весомость если и изменилась, то не на столько, чтобы академическая научная общественность изменила своё негативное отношение к ТРИЗ.
  Отчасти, в этом повинен сам ГСА, которого во времена СССР не слишком волновали детали вхождения ТРИЗ в науку. До них ли тогда было?
  А отчасти, в этом повинны нынешние разработчики ТРИЗ, умудрившиеся после смерти ГСА заблудиться в трёх соснах.
  ***
  Генрих Альтшуллер никогда не путал известные ему инновационные технологии своей эпохи с ТРИЗ. А сейчас многие тризовцы их уже путают и... занимаются не своим делом. (Они встраивают элементы классики ТРИЗ в современные инновационные технологии.)
  Генрих Альтшуллер хотя и оставил нам в готовом виде в основном лишь инструментальный ящик изобретателя типа "кустаря-одиночки без мотора", но никогда не утверждал, что этим и исчерпываются перспективы развития ТРИЗ.
  А сейчас это странное утверждение вывешено аж на сайте МА ТРИЗ!
  
  Генрих Альтшуллер никогда не утверждал, что знание ТРИЗ заменяет основательные инженерные познания и голову на плечах. А что сейчас?
  И так далее...
  
  ***
  По своему составу знание ТРИЗ является комплексом привлечённого Знания известных наук, предметов, технологий и дисциплин. Это обстоятельство само по себе очень затрудняет признание ТРИЗ академической научной общественностью в качестве новой науки.
  Правда, и общепризнанные науки тоже используют привлечённое знание. (Например, физика использует привлечённое знание математики.)
  Но ведь при этом общепризнанные науки имеют свой специфический предмет и метод исследования, свои специфические предметы рассмотрения и объекты изучения!
  Генрих Альтшуллер, осознав возможность и необходимость подготовки профессиональной изобретателей (по образу и подобию подготовки иных представителей творческих профессий), попросту собрал до кучи всё известное ему Знание, нужное для такого дела и лежащее на поверхности.
  Минимально обобщил собранное в формах приёмов и стандартов ТРИЗ. Дополнил его подборками информационных фондов всевозможных известных науке эффектов.
  Выставил на щите давно известные положения философии и психологии. Выдвинул тезис об объективных законах развития ТС.
  Ввёл формально алгоритмическую методику разбирательства с изобретательскими ситуациями, содержащую вполне разумные шаги в их вполне разумной последовательности, в которую не включил разбирательство по существу, (не нужное для облегчения усмотрения решения учебных ИЗ).
  Застолбил за ТРИЗ такие разделы, как курсы РТВ, ТРТС, ЖСТЛ.
  Предположил, что можно создать версии ТРИЗ, подходящие для применения во всевозможных науках, но оставил нам всего лишь "общетехническую" демоверсию ТРИЗ (без чётких указаний на её целевое назначение, границы применимости и пути развития).
  И всё... Я ничего не забыл?
  Иными словами, он оставил нам совсем не то, что в академических научных кругах может быть признано на правах новой науки или новой теории признанной науки. Именно в этом и заключается основная причина многолетних мытарств ТРИЗ в приёмной РАН!
  ***
  Генрих Альтшуллер предполагал, что лет через триста развитие ТРИЗ приведёт к переходу от донаучной фазы в развитии предполагаемой новой науки к её вполне научной фазе.
  Допустим... Но ведь и сейчас в почтенных стенах практикуется подготовка специалистов путём преподавания им целого букета различных наук, технологий, предметов и дисциплин!
  Что же мешает уже сейчас достойно (не факультативно) преподавать курс ТРИЗ в составе иного учебного курса, а не просто бегло упоминать о ТРИЗ, как о неком феномене в истории развития техники?
  Что же мешает уже сейчас защищать через ВАК диссертации по ТРИЗ, получая при этом диплом кандидата или доктора наук в области, например, научной методологии технического творчества?
  (По сути это и означало бы становление ТРИЗ на рельсы нормального научного развития, принятие ТРИЗ на российский государственный кошт.)
  Мешает, прежде всего, отсутствие вменяемой концепции использования ТРИЗ в системе образования государства российского!
  Давно пора прямо сказать правду о том, что комплекс знания ТРИЗ предназначен для доведения учащихся, студентов и молодых специалистов до неких минимальных творческих кондиций и обеспечения более комфортных условий для изобретательского творчества опытных изобретателей в области техники.
  Давно пора назвать истинное ядро комплекса знания ТРИЗ своим настоящим и хорошо известным в академической науке именем - многоотраслевая метанаука.
  Давно пора предложить полноценные специализированные версии ТРИЗ для преподавания в школьных, вузовских, университетских и прочих почтенных стенах (или хотя бы честно признать очевидный факт возможности и необходимости их разработки).
  ***
  А что же сейчас делают вменяемые разработчики ТРИЗ с точки зрения всего здесь вышеизложенного? Являются ли хотя бы некоторые из них продолжателями дела основоположника ТРИЗ? Чем же они сейчас так сильно заняты, что здесь им даже зарегистрироваться некогда?
  Может быть, они сейчас сильно озабочены признанием ТРИЗ в качестве новой науки? Не похоже... По крайней мере, МА ТРИЗ явно этим не озабочена.
  А быть может, выставляя на Методолге прогнозы развития тех или иных ТС, они не просто базарят, а именно развитием научной базы ТРИЗ занимаются? (То есть своим прямым делом.)
  Как бы не так! Это же прямая обязанность профессиональных футурологов и профессиональных разработчиков этих ТС, а вовсе не их. Кто они в реале по своей профессии?
  Да всего лишь пользователи (своих и чужих) современных инновационных технологий с встроенными в них элементами ТРИЗ, зарабатывающие на хлеб насущный работой под инновационные заказы тех или иных фирм. (Ну и, иногда подрабатывающие преподаванием этих инновационных технологий.)
  Распространению ТРИЗ в мире это действительно содействует, а вот развитию ТРИЗ - нет! (Даже в части постановки на российский государственный кошт и ускорению преподавания ТРИЗ в казённых стенах.)
  Проблема с ТРИЗ в том и заключается, что, не имея собственной ниши в системе научного знания (в качестве ниши знания признанной науки), знание ТРИЗ развивается в "диаспоре" чужих ниш!
  Развивая ТРИЗ, мы невольно пополняем чужие ниши, а пополняя свои ниши, разработчики многих наук, технологий, предметов и дисциплин невольно развивают информационные фонды ТРИЗ. Вот какая диалектика вырисовывается...
  ***
  Времена меняются... При жизни Генриха Альтшуллера для обеспечения нормального развития ТРИЗ было важнее всего не допустить, чтобы этим живым делом начали руководить всевозможные чиновники, способные лишь загубить его.
  Государственный кошт для ТРИЗ был нужен и тогда, но не такой ценой... Поэтому основоположник ТРИЗ за ним особенно и не гнался. Тем более, что в те далёкие времена в энтузиастах ТРИЗ недостатка не было.
  Специализированные версии ТРИЗ с привязкой к отраслям техники и всевозможным наукам в те времена просто некому было ни разрабатывать, ни преподавать.
  Сам Генрих Альтшуллер сделать это не мог. А отдавать это дело в руки большого количества компетентных специалистов не хотел. Иди проверь, что там они наработают...
  Да и обучать этим специализированным версиям ТРИЗ тоже было проблематично. Ведь тогда учили тех, кого давали. А давали тогда по принципу "с бору по сосенке". (То есть, весьма разношёрстный контингент.)
  В наши дни разработка специализированных версий ТРИЗ становится совершенно необходимой. И дело тут не только в том, что они по определению должны быть конкретнее и эффективнее "общетехнической" демоверсии ТРИЗ.
  Это необходимо сделать для постановки ТРИЗ на рельсы нормального научного развития и государственный кошт!
  Дело в том, что специализированных ученых советов по специальности "ТРИЗ" нам при жизни не дождаться. А специализированные учёные советы по всем отраслям техники, всем признанным наукам, педагогике и философии уже есть...
  Технари могут защищать свои диссертации по отраслям ТРИЗ через уже существующие учёные советы, оставаясь при этом в рамках своей базовой специальности. (И не - технари тоже.)
  Правда, при этом защитившие свои диссертации тризовцы получат дипломы кандидатов и докторов самых разных наук, а вовсе не дипломы кандидатов и докторов наук по ТРИЗ.
  И что с того? Зато это будут не сертификационные ксивы МА ТРИЗ, а вполне нормальные дипломы!
  Государственная система подготовки, переподготовки и аттестации научных работников создаст надёжный заслон от проникновения всевозможного жулья в сообщество ТРИЗ.
  Разработка ТРИЗ будет поставлена на рельсы нормального научного развития.
  Большего и желать грешно...
  ***
  Попытки экспансии ТРИЗ за пределы техники, предпринимаемые некоторыми тризовцами, были встречены Генрихом Альтшуллером с добродушным юмором.
  Желание создать некие эквиваленты ТРИЗ для применения в различных науках у него и самого было. А вот возможности для серьёзной работы над ними у него не было...
  Он понимал, что противоречия и за пределами техники постоянно возникают и разрешаются изобретательским развитием. Понимал он и то, что в науках и искусствах существует своя специфика, которую предстоит отразить в специфических версиях ТРИЗ.
  Но разбираться с этой спецификой у него не было не только возможности, но и желания. (Допустим, что выстроит он эти версии ТРИЗ за пределами техники. А кто и кому будет их потом преподавать? И так далее...)
  Да и стоило ли ему заниматься таким делом до того, как созданы специализированные версии ТРИЗ для различных отраслей техники? Едва ли...
  В большой науке совершенно иные идеалы, чем в технике. К тому же, в большой науке принята штучная подготовка кадров через систему научных школ при её лидерах. Они и решают во всём мире задачу доведения ещё не опытной научной молодёжи до неких творческих кондиций.
  Решают успешно... На кой им специализированная научная версия ТРИЗ? Ведь нечто вроде неё у них уже давно есть!
  Ко многим большим наукам уже давно приставлены соответствующие им метанауки, занимающиеся проблематикой обеспечения их разумного развития.
  Систематизированные обновляемые и пополняемые информационные фонды есть в любой серьёзной научной школе.
  Есть ли вообще при таких обстоятельствах в большой науке ниша для специализированных версий ТРИЗ? Поживём-увидим... А вот в малой прикладной науке место для ТРИЗ вроде бы есть!
   ***
  Некое приложение ТРИЗ к Искусству уже давно разрабатывается тризовцем Юлием Мурашковским. Получается интересно, но возникают вопросы.
  Уж не работает ли он в области развития эстетики? Да и кому это нужно? Создателям новых произведений искусства, их критикам или потребителям их продукции?
  А как быть с отображением отраслевой (жанровой) специфики различных отраслей Искусства? Ведь у великого философа Гегеля в его "Эстетике" всё было по полочкам жанров разложено...
  А как быть со специфическими идеалами искусства, не имеющими ничего общего с идеалами развития техники?
  Как это ввести хотя бы в существующую систему образования? В курс эстетики что ли запихать?
  И так далее...
  ***
  О попытках экспансии ТРИЗ в бизнес и педагогику развивающего обучения малолетних детей я уже писал. Классику ТРИЗ эти забавные попытки вовсе не развивают, а скорее компрометируют.
  Бизнесменов прекрасно учат в приличных университетах всему необходимому для их бизнеса. Тренинг соображалки им тоже не повредит, но я бы не советовал использовать вывеску ТРИЗ при проведении таких тренингов...
  ТРИЗ никогда не был специфическим средством раннего развития детей. А просто привить им любовь к техническому творчеству можно совсем иными средствами.
  Но последнее слово в таких делах всё же следует оставить за профессиональными педагогами, знакомыми с тонкостями возрастной психологии и возрастной педагогики дошкольник. Им и карты в руки...
  А вот перед профессиональными педагогами всех ступеней системы народного образования открывается очень широкое поле деятельности по развитию ТРИЗ!
  Ведь преподаванием ТРИЗ до сих пор занимались, чаще всего, не профессиональные педагоги, а простые технари, смело взявшие на себя функции методистов и инструкторов технического творчества...
  Профессиональным педагогам не составит большого труда разработать такие учебные программы, в которых элементы ТРИЗ будут включены с учётом выпускной специальности учащихся.
  Иными словами, учащихся будут обучать не общетехнической демоверсии ТРИЗ для школьников, а именно той или иной специализированной версии ТРИЗ. То есть, конкретике технического творчества в их выпускной профессии.
  ***
  Поскольку пока мы имеем лишь оставленную нам Генрихом Альтшуллером "общетехническую" демоверсию ТРИЗ, то возникает естественный вопрос о возможности её радикальной модернизации.
  Полагаю, что это возможно.
  Например, халявный ИКР классики ТРИЗ можно дополнить пакетом иных Идеалов. (В том числе и Идеалами гармонии.)
  Можно ввести в АРИЗ дополнительные шаги, связанные с всесторонним компетентным рассмотрением по существу. (В том числе и шаги по поиску в Сети недостающей информации, и шаги по проведению необходимых НИР и ОКР.)
  Можно ввести в состав ТРИЗ передовой опыт, наработанный ТРИЗ-фирмами С.Литвина и Б.Злотина, выдающимися изобретателями и рационализаторами; перспективную технологию ПРМ Рейно Пендикайнена. Да и АРИП почтенного тризовца Г.Иванова тоже...
  Если же говорить о предельно радикальной модернизации классики ТРИЗ в более отдалённом будущем, то стоит внимательнее присмотреться к так называемым эзотерическим технологиям...
  
  Леонид Вулло
  link | Read 1 suspicious comment
  Reply
  
  
  Comments:
   From: liw1949
  2017-06-12 11:08 am (local)
  IP: [94.181.160.45] Select:
  (Link)
  
  Писано мной так давно, но актуально и сегодня...
  
  Леонид Вулло
  (Reply) (Thread)
  
  
  Mass Action:
  Mass action on comments: Perform Action
  
  
  
  
   ТРИЗ и реклама...
   Говорить о взаимоотношениях теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и бизнеса не имеет смысла. Короткий из этого разговор получится. ТРИЗ имеет примерно такое же отношение к успеху в делах бизнеса, как и любая другая наука, изучаемая в школах бизнеса. Вот и весь разговор.
   А вот о взаимоотношениях ТРИЗ и рекламы можно сказать моим читателям нечто новое (для них) и даже полезное.
   Начнём с того, что без рекламы ТРИЗ не получил бы широкого распространения даже в специфических условиях СССР. Уж больно скучное это дело- изучение эффективной технологии творчества в области техники. Без принудиловки со стороны власти в него трудно было бы вовлечь тысячи людей, лишь малая часть которых была в этом деле всерьёз заинтересована. Не так уж много заслуженных изобретателей и рационализаторов прошло через школы ТРИЗ... А власть регулярной серьёзной поддержки делу развития массового обучения ТРИЗ не оказывала. Так что без лукавой рекламы точно ничего бы не вышло. И не стоит мучаться угрызениями совести на сей счёт. В те времена людям обещали коммунизм при их жизни построить. Причём не только политики, которым врать положено, но и господа учёные тоже. Так что я основоположника технической версии ТРИЗ Г.С. Альтшуллера за его рекламные обещания упрекать бы не стал. Действовал он в духе своего времени. И даже особую изобретательность в своей рекламе проявил.
   А вот рекламистов от ТРИЗ в наше время я не уважаю. Где же это они изучили премудрости профессии рекламиста до такой степени, чтобы других учить? В Оксфорде, Кембридже или Гарварде? Вряд ли... Тогда за что же они со своих учеников такие деньги берут, что и основателю ШСД (господину Морозу) завидно?
   Подчёркиваю. Речь сейчас идёт только о знатоках ТРИЗ, преподающих рекламу под вывеской ТРИЗ, не имеющей к этому делу никакого отношения. О знатоках ТРИЗ, вынужденных переквалифицироваться в рекламистов и работающих в области рекламы на свой страх и риск речь не идёт.
   Кстати, за рубежом, куда выехали многие знатоки ТРИЗ, спроса на их услуги в качестве рекламистов нет. И быть не могло! Там этому делу долго и серьёзно в университетах учат...
   Но это только присказка. Сказка впереди. Итак, во времена СССР людям надо было кое- что пообещать ради того, чтобы движение ТРИЗ стало массовым. Что же им такого пообещал основоположник технической версии ТРИЗ?
   Начнём с того, что он был честным человеком. И никогда не обещал своим ученикам материальной выгоды за их усердные труды. И учёных степеней да учёных званий за постижение ТРИЗ он им тоже не обещал. Да ещё рассказывал о печальной участи творческой личности у всех народов во все времена. Предлагал вовремя отступиться... Но ни один не отступился! Такова была харизма личности моего учителя Г.С. Альтшуллера...
   Но элементы лукавой рекламы всё же были. Начнём прямо с названия. В аббревиатуре ТРИЗ есть намёк на теорию. А в самом содержании новой теории в явном виде тогда не было!
  Были элементы различных известных наук, начиная от истории техники и кончая психологией, были элементы искусства, были элементы обобщения изобретательского опыта, был курс развития творческого воображения. Много чего там было... Только вот новой науки и новой теории в этой новой науке- точно не было!
   Основоположник ТРИЗ это прекрасно понимал, но говорил о том, что наука не сразу строится. Много этапов проходит от зарождения до становления науки... Словом, говорил и писал , что всё ещё впереди. То есть был выдан аванс по части названия. В этом нет большой беды.
  Лишь после публикации "Невидимых миров вселенной Знания") новая теория в составе ТРИЗ была наконец найдена и разработана. Есть там теперь действительно новый элемент, достойный университетского курса. Только называется он вовсе не ТРИЗ! Его истинное имя- многоотраслевая метанаука.
   О том, сколько времени потребуется на мировое признание научной общественностью многоотраслевой метанауки судить не берусь. Но её уже заметили.
  На сайте НФ ИПИ моя статья о ней была выставлена в разделе философии. И не как-нибудь, а в качестве программного документа этого института перспективных исследований... И выставили её без моего участия (и даже ведома) два титулованных почтенных сотрудника института философии РАН! Так что скоро все заметят...
   Увы, не только в названии были выданы авансы. Был грех... Обещали научить творить по дерзким формулам творчества. Всех без исключения. Даже тех, кто никогда не был ни изобретателем, ни рационализатором. (В общественные школы по изучению ТРИЗ в рабочее время принимали всех, кого туда присылали. А присылали ведь далеко не самых нужных производству специалистов...) Так ведь, и Ленин обещал научить каждую кухарку пролетарским государством управлять...
   Хуже того. Обещали не просто научить творить по дерзким формулам творчества, а творить на уровне людей, наделённых такими дарами Создателя, как талант и призвание. (Существование этих даров Создателя было объявлено мифом.)
   Что с этими авансами сейчас делать прикажете? Их ведь никогда не выплатить! Дефолт объявлять, что ли?
   Подробно разбираться с подобными рекламными авансами здесь и сейчас я не буду. Формат статьи просто не позволяет это сделать... Интересующихся подробностями просто отправлю к статье профессионального рекламиста Репьева "Рекламный анти-ТРИЗ".
   А для остальных скажу, что некоторые рекламные издержки развития ТРИЗ в условиях СССР воспроизводятся и сейчас за рубежом. Там элементы ТРИЗ сейчас не только стали широко использовать. ТРИЗ там сейчас в моду входит. Не наломали бы они там сейчас дров...
   Пора резюмировать. Интерес в России к жизни замечательных людей был, есть и будет. Будет и обмен творческим опытом, и школы передового опыта, способные собрать большую аудиторию не только нуждающихся в нём, но и просто бескорыстно любознательных людей. Особенно молодых, ищущих своё призвание. Но движение энтузиастов ТРИЗ в России уже никогда не получит столь массового распространения, как во времена СССР. Да это и не нужно. И лукавая реклама в этом деле сейчас уже не нужна. Нужно нормальное научное развитие ТРИЗ, поддержанное объективно заинтересованным в этом деле государством. И всё.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"