Нет пока такой профессии - "поиск нового". Книга основоположника технической версии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) под таким названием есть, а такой профессии нет... Скорее всего её никогда и не будет, хотя профессиональные изобретатели в области науки и техники иногда встречаются. Но и они успешно искали новое лишь сфере своей компетенции. Так что есть смысл говорить скорее о творческом поиске нового именно в этих пределах. Такие профессионалы очень нужны обществу. Помощников всегда хватает. А вот лидеров в профессиональном поиске нового явно маловато... Такая ситуация была далеко не всегда. Она сложилась в эпоху НТР, когда в научно технические изыскания были мобилизованы миллионы людей , явно не обладающих талантом и призванием для выполнения такой работы. Но поскольку они обязаны творить за свою зарплату , то они постоянно что то творят. И уже такое натворили... Дорого обходится обществу такое безграмотное творчество! Таких "творцов" совершенно необходимо учить, что бы подтянуть их творческий уровень до минимально приемлемых кондиций. Иначе они нас не только разорят, но и погубят! Навыки высшего профессионального мастерства обретаются уже в процессе научно- технических изысканий под руководством признанных лидеров, а не на школьной или студенческой скамье. Но это отнюдь не навыки поиска нового! Нет у нас пока узаконенной системы обретения творческих навыков. Всевозможные методики, включая пресловутый "мозговой штурм" , (мало пригодный для работы в области науки и техники!) есть, а системы нет. Нет даже общедоступных информационных фондов, постоянно хранимых и пополняемых во всей полноте их необходимой и достаточной номенклатуры для многоотраслевого творческого профессионального поиска при создании нового. Патентный фонд , включая отказной фонд ещё хранится более или менее должным образом. А всё остальное? Кое что по этой части было создано в школах ТРИЗ ещё при жизни Г.С. Альтшуллера. Но кто, где и как сейчас хранит даже эти убогие информационные фонды? Его сподвижники за рубежом ещё кое- что хранят в интересах своего процветающего там бизнеса. И всё... Создавая нечто новое в науке или технике, мы по сути ищем неизвестное. Искать его можно по-разному. В том числе и глядя на потолок. Но ведь там же ничего нового нет... Очевидно, что профессиональный поиск нового знания требует более разумной технологии. То есть искать новое следует сознательно, понимая что, почему и зачем ты при этом делаешь. Да и рабочее место для такого профессионального поиска должно быть организовано по всем канонам НОТ. Необходимо иметь постоянно пополняемые информационные фонды. Причем в полной номенклатуре, требуемой при данном конкретном поиске. Необходимо знать, в каких случаях следует переходить от одного информационного фонда к другому. Бывают форсированные ситуации , а иногда следует на полную мощность использовать фантазию. При этом важно точно знать, когда это следует сделать.
Номенклатура информационных фондов при разных видах поиска нового всегда специфична. Попытка работать с лишь фондами опыта поиска нового в технике при поиске в физической науке обречена на провал. Это ведь явная попытка с негодными средствами... Тем не менее многие этого не понимают. Не понимают они и того, что для поиска новых эффективных решений в области рекламы и бизнеса надо располагать специализированными информационными фондами по этим областям. И к тому же, прекрасно знать своё дело (рекламу или бизнес). Тем не менее люди жаждут чуда. И приходят в ШСД или ещё чёрт знает куда...
Компьютеризация рабочего места при поиске нового отнюдь не решает всех проблем. Хорошо, если кто то уже взял на себя труд собрания и поддержания требуемых для данного конкретного поиска информационных фондов. А если их нет? Придётся собирать самому, ибо государство пока такие изыскания не финансирует. Кто же их производить будет? Раньше этим делом бесплатно занимались в общественных школах по изучению ТРИЗ. А сейчас от них остались рожки да ножки...
Учёные - тоже люди. Они хотят достойно жить. И работают днём только при наличии финансирования. А интересным делом поиска нового в науке занимаются ночью. Если силы и время позволяют... Всем известно, что настоящая физика- это то, чем физики занимаются вечером. А официальная наука не любопытна. Она даже толком не хранит информационных фондов артефактов науки и трудов альтернативщиков. И не будет хранить при такой организации науки! Дорого обходится обществу эта существующая организация науки в форме пародии то ли на независимое феодальное государство, то ли на Ватикан...
Поиск нового творческой личностью не заканчивается усмотрением гипотетического решения общественно значимой проблемы. Его ведь необходимо "прописать" для других. Даже если тебе дан дар ясновидения, на слово тебе научное сообщество не поверит... Начнёт в (лучшем случае) вопросы задавать. А как твои идеи соотносятся со всеми известными фактами и их теоретическими модельными обобщениями? А что общественно значимого сулят твои гипотезы? И так далее... И пока сама творческая личность не возьмёт на себя труд ответить на все эти вопросы, никто из профессиональных наёмников науки не обратит внимания на идеи творческой личности. А что Вы хотите? Эти господа и на явные артефакты внимания не обращают. С них же никто за это не спрашивает!
Общественный разум отличается от разума отдельного человека. И с этим необходимо считаться творческой личности. Показания для "прописки" и внедрения с точки зрения конкретной науки или отрасли техники ему не указ... Закон не обязывает научное сообщество производить независимую экспертизу всех новых идей. Даже "прописанных" их авторами. Не обязывает закон их внедрять и даже хранить в информационных фондах. Ни к чему он не обязывает... Всё свершается по понятиям и правилам игры в области жизни научно- технического сообщества и общества, экономики, политики, бюрократии и так далее. А творческая личность должна считаться с этими правилами игры. Иначе её новые идеи останутся только её собственными идеями... Такова данность. Но творческая личность часто даже не знает всей совокупности правил этих игрищ. Её и этому надо учить. В интересах всего общества. Она ведь не только для себя трудится. Это тоже понимать надо...
О стандартном цикле переноса опыта и прочих премудростях, не вместившихся в рамки этой статьи я писал в авторском логометрическом исследовании "Невидимые миры вселенной Знания" и его популярной версии "Ключевые идеи..." . Привожу ссылку :