Женись, не будь дураком. Не женись, не будь дураком. Как тут не быть...
А. Райкин
Каждый кто когда-то вступал в серьёзные споры именно о литературе, слышал не раз, что основной признак настоящего писателя это бесплатное издание шедевров. У некоторых авторов этот аргумент приводится в резюме иногда с апломбом или, в крайнем случае, с гордостью. Заслуживает ли бесплатное издание чего-то серьёзного как аргумент? Попробуем разобраться.
Бесплатное издание во времена СССРа, безусловно, это очень сильно уважаемое деяние. Пробиться к кормушке было ох как нелегко, а миллионные тиражи подогревали тягу. Человек, признанный официальным писателем, становился автоматически богатым известным и уважаемым. Как писатель он чаще всего на этом и кончался, но, но почёт лавры и цветы стояли выше творчества. Показателен в этом отношении один из наших редких Нобелевских лавреатов с Дона. Иногда такие писатели пытались что-то кропать и библиотеки заполняли их шедевры да тома покойников, однако читать их мало кто торопился, разве что бедняги ученики очень средних школ. Самиздат ходил в рукописях шестого экземпляра.
Времена сменились, появилось множество издательств и тиражи мгновенно упали. Самые раскрученные брендовые писатели редко переходят рубеж в пятьдесят тысяч экземпляров. Все мало - мальски стоящие и известные вещи можно прочесть в электронном виде. Как на этом фоне выглядят писатели, которые Никто и звать их Никак? То есть, находится дурак, который за свои деньги издаёт мизерным тиражом какого-то автора, широко известного в узких кругах. Что делать с этой книгой, которая кроме самого автора и его друзей, никому не нужна?
Скорее всего ничего делать не нужно. Жить как жил, зарегистрироваться на Прозе и спокойно продолжать писать, если невмоготу не писать.
То есть, абсолютно никакого смысла в издании за чей бы то ни было счёт, автором, который сидит здесь в основной массе таких же как он, нет и козырь этот в спорах авторов - не совсем козырь! Однако.
На сегодня практически все издательства, чтобы выжить, оказывают платные полиграфические услуги. То есть можно отпечатать любой текст любым тиражом. Всё зависит от того, сколько в состоянии заплатить автор. Стоит ли издавать книги за свои деньги? Или это позорно и порицаемо?
Мне сдаётся нет особой разницы, за чьи деньги издано произведение, гораздо более важно - дошло ли оно до читателя. Тиражи издаваемых тем и другим образом приближаются друг к другу, качество изданных книг вообще неотличимо. В чём тогда разница, если для читателя таковой нет.
Почему всё же люди стремятся издать своё за свои же деньги? По - большому счёту никакого вразумительного ответа на это нет. Не могу на этот вопрос ответить и я сам, будучи участником двух прекрасно изданных сборников. Ну, подержал в руках свою книгу, ну раздарил часть тиража друзьям и родственникам. Часть продал. Попытка продать через магазин результатов не дала. За месяц никто ни одной книги не купил. Купили книги люди, хорошо меня знающие, скорее как сувенир, а не из интереса к творчеству. Подводя черту, скажу. Издание за чужие или за свои деньги в настоящее время не имеет никакой принципиальной разницы и, кроме убытков в материальном плане, ничего не несёт. Наверно, собственное тщеславие и стоит этой возни и усилий, но никакой практической пользы, как писателю, от такого издания нет. Чтобы тебя признали писателем, нужны не изданные книги, а рекламная кампания творчества. Но это уже совершенно иные расходы и тема для другой статьи.