Забродина Елена Альбертовна : другие произведения.

Абрамцево

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Неподалеку от Москвы, на северо-востоке находится удивительное место - усадьба Абрамцево. На холме расположился одноэтажный деревянный дом. Построили его еще в 18 веке, и он чудом сохранился до наших дней. А кроме главного дома в Абрамцево есть и удивительная избушка на курьих ножках, и чудесный теремок, и каменная "баба". Словом, в усадьбе есть на что посмотреть! А все потому, что за долгое время Абрамцево сменило нескольких хозяев. Каждый владелец добавлял что-нибудь свое - и сейчас поместье стало местом по-настоящему сказочным.
  У подножия холма, на котором стоит усадьба Абрамцево, течет речка Воря. Она образует нижний пруд. Хотя берега у него и топкие, можно прогуляться вокруг пруда по деревянным мосткам. А Воря течет дальше и впадает в Клязьму - одну из самых больших рек Московской области.
  Отправимся и мы в путешествие - но не по течению Вори, а в прошлое усадьбы Абрамцево.
  
  От Обрамково до Абрамцево
  В давние времена место, где сейчас расположено Абрамцево, называлось Обрамково. На древнерусском языке слово 'обрамок' означало местность с ручьями и пригорками. С 16 века здесь жили помещики - но от первых домов ничего не сохранилось. Тот дом, который сейчас находится в поместье, был построен в 18 веке Федором Ивановичем Головиным, внуком великого сподвижника императора Петра I Федора Алексеевича Головина. Головин также посадил вокруг усадьбы фруктовый сад и разбил парк. Новый хозяин был москвичом и говорил с 'аканьем", поэтому Обрамково превратилось в Абрамково.
  Головины не получали большого дохода от усадьбы. Но любили ее - окрестности вокруг были очень живописными, в прудах и речке водилось множество рыбы, леса были богаты грибами и ягодами.
  Почти 50 лет Абрамково принадлежало роду Головиных. Но в самом конце 18 века усадьба переходит к роду Молчановых. Именно при них Абрамково превращается в Абрамцево - новым владельцам старое название усадьбы кажется неблагозвучным. Главный дом Молчановы украсили мезонином - и с той поры "дом с мезонином" стал отличительным знаком усадьбы. Два великих русских писателя - Иван Сергеевич Тургенев и Антон Павлович Чехов - описали в своих книгах 'дом с мезонином'.
  
  ВРЕЗКА 1. Мезонин - это надстройка над средней частью жилого дома, часто с балконом.
  
  Абрамцево во времена Аксаковых
  Скромная усадьба прославилась внезапно - когда ее купил Сергей Тимофеевич Аксаков. Он был цензором и литературным критиком, знакомым и с Гоголем, и с Лермонтовым, и с Тютчевым, и со многими другими писателями и поэтами. Аксаков-старший радушно приглашает в Абрамцево своих друзей. Особенно часто гостит в усадьбе Николай Васильевич Гоголь. Аксаковы даже выделили специальную комнату для дорогого гостя, а он с удовольствием приезжал, гулял по парку и окрестным лесам, а вечерами читал свои новые произведения. Интересно, что даже отрывки из второго тома 'Мертвых душ' были впервые прочитаны здесь, в Абрамцево. Позже, перед самой смертью, Гоголь сжег второй том, и нам остались лишь рассказы Аксаковых о том знаменательном чтении.
  Аксаков-старший не только приглашает писателей в поместье, но и начинает писать сам. И постепенно становится известным писателем - и в первую очередь благодаря своей книге 'Записки об уженье'. Одна из читательниц была так покорена этой книгой, что даже прислала автору удочку, леска которой сплетена из волос дамы. Аксаков назвал удочку 'Леди' и регулярно ходил с ней на рыбалку.
  Здесь же, в Абрамцево, Сергей Тимофеевич Аксаков написал и другие свои книги, в том числе и замечательную сказку 'Аленький цветочек'.
  Сыновья Сергея Тимофеевича - Иван и Константин Аксаковы - руководители партии славянофилов. К младшим Аксаковым в Абрамцево приезжают остальные деятели славянофильского движения - Иван Киреевский, Алексей Хомяков, Михаил Погодин
  
  ВРЕЗКА 2. Славянофилы - группа людей в России 19 века, которая выступала за особый самобытный путь развития страны. Они противостояли 'западникам', которые поддерживали европейский путь развития России как самый эффективный.
  
  Савва Мамонтов
  Однако после смерти отца и сына Аксаковых жизнь в Абрамцево на десятилетие замирает, пока в 1870 г. усадьбу не покупает Савва Мамонтов. Это был купец, железнодорожный магнат, строитель Ярославской железной дороги, по которой можно добраться до Абрамцево. Но одновременно Савва Иванович - знаток театра и живописи, меценат и покровитель художников. Его судьба была непростой.
  Савва был четвертым сыном богатого сибирского купца Ивана Мамонтова. Когда мальчику исполнилось восемь лет, отец перебрался в Москву. Мамонтовы сняли роскошный особняк, часто проводили званые вечера и балы - жизнь этой купеческой семьи очень отличалась от традиционного уклада московского купечества. На фотографиях Иван Федорович Мамонтов выглядит похожим скорее на англичанина, чем на русского купца - бритый (московские купцы в это время обычно ходили с бородой), в щегольском цилиндре, изящном костюме. Важными темами разговоров в доме были не только торговые дела, но и литература, театр, музыка. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Савва Мамонтов увлекся театром и успешно играл в пьесах русского драматурга Александра Николаевича Островского. Он даже сам написал шуточную пьесу 'Черный тюрбан' под впечатлением жизни в Персии, куда ездил по поручению отца.
  Но Иван Мамонтов забеспокоился. Старшие сыновья не высказывали никакого интереса к продолжению семейного бизнеса. А вот Савву отцу все-таки удалось склонить к ведению дел.
  Постепенно Савва Иванович Мамонтов становится видной фигурой среди московского купечества. Этому помогла и его женитьба на дочери московского купца-шелкоторговца Григория Сапожникова Елизавете. Невеста отличалась высокой образованностью и полностью разделила интерес мужа к искусству.
  После покупки Абрамцево нуждалось в ремонте. Но Мамонтов не остановился на простом восстановлении дома Аксаковых. Он пригласил двух архитекторов - Виктора Гартмана и Ивана Ропета - для устройства на территории усадьбы мастерской и бани. Художники Василий Поленов и Виктор Васнецов создали проекты для домашней церкви и избушки. Так, постепенно, в Абрамцево появились новые небольшие строения - и каждое из них стало памятником искусства.
  А Савва Иванович, принимая участие в перестройках усадьбы, не забывал и про бизнес. Он занялся железной дорогой в Донецке, основал несколько заводов - по производству вагонов, плавке чугуна и даже по строительству кораблей. Не все предприятия, основанные Мамонтовым, были успешны. В 1899 г. купец был обвинен в финансовых хищениях и арестован. Правда, из тюрьмы его освободили через 5 месяцев, а суд присяжных оправдал Мамонтова. Но многие произведения искусства, принадлежащие Мамонтову, были распроданы за долги. Абрамцево удалось сохранить, но прежний дух творчества ушел из усадьбы. Савва Иванович умер в 1918 году в разгар русской революции, а усадьба стала музеем и памятником меценату Мамонтову.
  
  Художники в Абрамцево
  Савва Мамонтов дружил со многими художниками и радушно приглашал их погостить в Абрамцево. В усадьбу приезжали Илья Репин, Валентин Серов, Константин Коровин, Василий и Елена Поленовы, Виктор Васнецов, Михаил Врубель. Художники не просто наслаждались гостеприимством Мамонтова, но и писали новые картины в поместье. У Ильи Репина именно в Абрамцево родились замыслы двух знаменитых полотен - "Крестный ход в Курской губернии" и "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". А в гостиной главного дома и сейчас висят портреты Саввы Ивановича и его жены, созданные Репиным.
  Одна из самых знаменитых картин ученика Репина Валентина Серова "Девочка с персиками" (сегодня ее можно увидеть в Третьяковской галерее) написана с дочери Мамонтовых Веры в столовой главного дома в Абрамцево. Художнику было трудно уговорить непоседливую девочку сидеть без движения долгое время, но теперь каждый зритель может полюбоваться и маленькой Верой, и персиками, и лучами солнца, которые падают из окна.
  Виктор Васнецов, автор многих картин на сюжеты русских сказок, однажды гулял по окрестностям Абрамцево и встретил простоволосую девушку. И вскоре написал картину "Аленушка" о несчастной сестре, которая грустит о своем маленьком брате.
  Василий Поленов оставил нам несколько прекрасных пейзажей - зарисовок природы усадьбы и окрестных лесов и полей: "Река Воря", "Верхний пруд в Абрамцево", "Осень в Абрамцево". Гости и хозяева любили кататься на лодках, и однажды Поленов написал картину, на которой две барышни плывут в лодке. У одной на коленях букет лилий, а другая читает книжку. Неторопливо гребет мальчик в матросском костюмчике. Художник так и назвал картину "На лодке. Усадьба Абрамцево".
  Одна из самых известных картин Михаила Нестерова "Видение отрока Варфоломея" тоже связана с окрестностями Абрамцево. Ведь совсем недалеко от усадьбы расположена знаменитая Троице-Сергиева Лавра - православный монастырь, который основал святой Сергий Радонежский. На картине будущий отец Сергий - отрок Варфоломей - встречает ангела, который помогает ему овладеть грамотой. До конца своей жизни Нестеров считал эту картину лучшей из своих работ.
  
  "Абрамцевский" художественный кружок
  Художники, собираясь в Абрамцево, активно обсуждают, как приучить народ к прекрасному. Они чувствуют себя продолжателями славянофилов времен Аксакова. Так в усадьбе формируется "абрамцевский" художественный кружок. Иногда этот кружок называли 'мамонтовским'.
  Участники кружка не просто использовали в своем творчестве русские народные мотивы. Они пытались возродить забытые русские ремесла - резьбу по дереву, создание изразцов, ручную вышивку. Художники выезжали в северные русские города, где встречались и с мастерами, и изучали памятники архитектуры русского севера. Финансировал все эти поиски Савва Мамонтов.
  Кроме поездок на север, художники вместе с женой Мамонтова Елизаветой Григорьевной искали образцы народного искусства и в деревнях вокруг Абрамцево.
  Также члены кружка организовали в Абрамцево несколько мастерских - столярно-резчицкую, вышивальную и гончарную. Здесь местные мастера по эскизам Елены Поленовой и Виктора Васнецова создавали мебель в русских традициях, скатерти из самотканого холста, вышитые фартуки и полотенца. В это время возрождение национальных ремесел было очень популярным не только в России, но и в Европе. Самые лучшие примеры работы Абрамцевских мастерских привозили на российские и международные выставки, где они часто завоевывали золотые и серебряные медали.
  Михаил Врубель активно участвовал в работе гончарной мастерской. Именно там он создал знаменитые вазы и декоративные панно, статуэтки, а также изразцы для каминов. Сейчас в Абрамцево хранится несколько работ Врубеля-керамиста.
  Возрождение народного искусства коснулось и театра. Каждый сезон кружок ставил несколько спектаклей. Они были любительскими, но знаменитый создатель Московского художественного театра Константин Станиславский (двоюродные брат жены Мамонтова) и всемирно известный оперный певец Федор Шаляпин охотно участвовали в них. А декорации, костюмы, афиши рисовали Васнецов, Врубель, Серов. Особенно запомнилась всем постановка 'Снегурочки' А.Н.Островского - получилось настоящее сказочное представление.
  'Абрамцевский' художественный кружок искал новые возможности, как реализовать замыслы художников. В России поиски, которые вел кружок, стали основой для русского модерна - особого стиля в искусстве 19-20 веков.
  
  ВРЕЗКА 3 Стиль Модерн (от французского слова moderne - современный) появился в Европе и России в конце 19 века. Он отличался отказом от прямых линий и углов, преобладанием 'природных' линий. Модерн совмещал красоту и пользу, поэтому очень ярко проявился в различных прикладных искусствах (вышивка, резьба, гончарное дело)
  
  Постройки Абрамцево
  
  Усадебный дом - 'дом с мезонином' - самое старое здание усадьбы. Построено оно еще в 18 веке и сейчас стало уникальным - с той поры сохранилось очень немного деревянных построек. В доме три входа - со двора в здание ведет правое парадное крыльцо для гостей и хозяев, и левое - для прислуги. А с другой стороны дома расположена огромная терраса. Хозяева дома чаевничали на ней и любовались парком и речкой Ворей.
  Как и во многих богатых домах 19 века, в Абрамцевском доме была и столовая, и парадная спальня для хозяев, и кабинеты, и комнаты для гостей. Аксаковым дом казался весьма большим, а вот Мамонтовы, напротив, стали достраивать здание - увеличили и мезонин, и нижний этаж с юга.
  Сейчас в каждой комнате восстановлена обстановка 19 века, висят портреты Аксаковых и Мамонтовых, картины художников, гостивших в поместье.
  
  Кухня времен Аксаковых не сохранилась. Это был маленький отдельно стоящий домик. Мамонтовы пристроили крытый переход из кухни в главное здание.
  Сейчас на кухне хранится коллекция, собранная 'абрамцевским' кружком. Особенно примечателен расписной сундук для приданого, разнообразные по форме солонки, ковшики, прялки. Редкие деревянные куколки и даже грабли украшены резьбой и расписаны вручную.
  
  Мастерская построена по проекту архитектора Виктора Гартмана в псевдорусском стиле. Это единственное сохранившееся до нашего времени деревянное произведение архитектора. Сейчас в мастерской представлены две изразцовые печи, сделанные по эскизам Врубеля - из московского дома Мамонтовых. А снаружи дом украшен резным орнаментом, заимствованным Гартманом из народных вышивок.
  
  Баня-Теремок создана по проекту архитектора Иван Ропета (настоящая фамилия его была Петров) также в 'русском стиле'. Но Ропет, в отличии от Гартмана, соблюдал все традиции древнерусских зодчих и поэтому баня получилась маленьким теремком. Так ее и прозвали, и почти сразу стали использовать как гостевой домик.
  Внутри Баня-Теремок украшена как богатая русская изба. На каждом абажуре (по эскизам Елены Поленовой) - совы: по легенде, когда Мамонтовы покупали усадьбу, то на месте бани увидели выводок сов. В одном углу - русская печь, украшенная языческими символами, на стене - полотенца из коллекции русской вышивки. Эти полотенца подарили музею потомки Мамонтовых.
  
  Избушка на курьих ножках - это детский павильон. Его придумал художник Виктор Васнецов. В те годы избушка была окружена дремучим лесом. Многие верили, что в избушке и вправду живет Баба-Яга. Под крышей раскинула свои крылья сова, а наверху постройки видна голова коня - символа хорошей крестьянской жизни. Посетители избушки чувствовали: здесь 'русский дух', здесь 'Русью пахнет'.
  
  Церковь Спаса Нерукотворного. В 1880 году река Воря разлилась. До ближайших церквей обитателям Абрамцево и крестьянам из деревень было очень трудно добраться. И тогда Савва Иванович решил построить маленькую церковь на территории усадьбы. Он объявил конкурс на лучший проект усадебной церкви, организовал поездки художников в старые русские города для знакомства с древнерусской архитектурой. Соревновались два художника - Василий Поленов и Виктор Васнецов. Победил проект Васнецова, но архитектор церкви Самарин использовал и некоторые идеи Поленова.
  Церковь Спаса Нерукотворного стала 'предтечей' русского модерна - в ней причудливо сочетаются элементы и северного, и московского стилей.
  А вот к внутреннему убранству церкви 'приложили руку' почти все члены 'абрамцевского' кружка. Образ Спаса Нерукотворного над порталом церкви и царские врата написал В.Поленов, печь создана по эскизам М.Врубеля, скульптор П.Антокольский прислал в подарок барельеф Иоанна Крестителя, мозаику на полу сделал В.Васнецов, роспись на окнах - сын Мамонтова Андрей.
  
  Поленовская дача построена в 1882 г. местной артелью плотников. Это одноэтажное деревянное здание с двумя большими комнатами и невысокой пристройкой. Дом предназначался для супружеской четы Василия Поленова и Натальи Якунчиковой, в 1882 г. обвенчавшихся в только что построенной абрамцевской церкви. В доме часто ставили спектакли.
  
  Выставочный зал. Уже в 20 веке неподалеку от Абрамцево был создан Поселок художников - на противоположном берегу реки Вори. Картины многих из обитателей поселка - известных русских художников 20 века - можно увидеть в Абрамцево: Петра Кончаловского, Ильи Машкова, Роберта Фалька, Аристарха Лентулова.
  
  Абрамцевский парк
  Самый примечательный 'экспонат' парка - 300-летний дуб, который помнит и Аксаковых, и Мамонтовых, и даже первых хозяев усадьбы. Очень старые вязы и туи также сохранились в нижнем парке усадьбы.
  Недалеко от входа на территорию Абрамцево находится 'скамья Врубеля', украшенная керамикой из Абрамцевской гончарной мастерской и названная в память о художнике. Правда, посидеть на ней не удастся - музейщики берегут ее от посетителей под стеклянным колпаком. Под охрану взяты и каменные бабы, привезенные С.Мамонтовым из уральских степей. Интересно, что 'бабы' при пристальном изучении оказались воинами.
  Сегодня в Абрамцево можно провести целый день, гуляя по парку, любуясь верхним и нижним прудами, собирая грибы (как и во времена Аксакова, здесь по-прежнему очень 'грибное' место). Можно взять корзинку для пикника и перекусить на траве в нижнем парке, на берегу Вори.
  
  
   e-mail: elena.zabrodina@gmail.com
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"