Крепость находилась высоко в горах, в километре от Успенского пещерного монастыря. Живописная тенистая дорога вывела нас на обширную зеленую поляну.
Гид, молодой ироничный парень - студент, рассказывает довольно подробно и интересно, при этом видно, что он волнуется, щеки его пылают, движения предельно аккуратны, речь чёткая:
"Крепость служила убежищем в случае военной опасности.
Жили там в VI веке - аланы, предки современных осетин, они были христианами. В 1299 году крепость захватили татары, которые назвали её Кыpк-Оp (сорок укреплений), а самыми последними жителями крепости были караимы, именно от них пошло название города на плато - Чуфут-Кале (Иудейская крепость).
Когда вода из этой крепости уходила, то жители спускались в источнику Газы- Мансур , куда мы с вами сейчас и идём.
Жители крепости спускались сами или на осликах, они брали с собой бурдюки, чтобы наполнить их водой и поднимались вверх, в крепость, к тайным малым Южным воротам, которых пока не видно!
Сейчас мы с вами как те ослики тоже будем подниматься в крепость...
С давних пор вода в крепости была привозной.
Использовали также дождевую и талую воду.
А запасы воды в виде снега и льда хранились в пещерах под соломой и войлоком.
Запасы воды также доставляли через малые тайные Южные ворота, которых до сих пор не видно!!
А в период осады воду доставляли по тайной системе гидротехнических подземных сооружений из колодцев, расположенных у подножия города-крепости, через тайные Южные малые ворота, которых все еще нам не видно!!!
Ворота эти сделаны из дуба, кованого железом. Железо - 16 века, а дерево - 14 века, то есть дерево древнее, чем железо.
А сейчас мы с вами ворвёмся в крепость Чуфут-Кале через малые тайные южные ворота, которых всё ещё пока не видно!!!!
Если враг врывался в эти ворота, то он оказывался в узком каменном коридоре, через который мы с вами сейчас пройдём. Этот коридор - ловушка для захватчиков.
Сверху располагался настил из бревен, на котором сидели защитники крепости.
Они выливали на врага различные кипящие жидкости, кидали бычьи пузыри с золой - всё это лопалось, взрывалось, ослепляло врагов, и их продвижение замедлялось
Если враг проходил дальше, то на него летел град стрел-дротиков вот с этого южного оборонительного комплекса, где мы с вами сейчас и находимся".
...................................
Чуфут-кале - это не понарошку вторжение в далекое прошлое, вот где действует настоящая машина времени: все окружающее дышит древностью, а в чистом прозрачном воздухе слышатся крики пастухов, угрозы стражников, стоны и проклятия пленников, а то и одинокая печальная песня красивой невольницы.
...................................
И вот я - молодая энергичная аланка. Смело и уверенно руковожу бесстрашными воинами, четко отдаю команды, при этом подкрепляю их отборным матом ...мать твою... что?!
Женщины были в другом месте?! Они укрывались с детьми в глубине пещеры?! Им не место на оборонных укреплениях, у них другая задача?!!
Ладно, хорошо, тогда я мужчина! Да, я молодой, удалой, отчаянный джигит. Конечно же, командир!! И вот быстро и четко отдаю команды поднести мешки с камнями и дерьмом, бычьи пузыри с золой, чтобы сбрасывать их на врага. Но мне докладывают, что захватчики уже почти у крепости, мешки и пузыри кончились, а следующая партия еще не подготовлена. Как?!
Какого чёрта я решила, что я мужчина, командир, вечно я лезу на рожон, нет, конечно же, я женщина.
...................................
Сквозь грохот военных действий, или мотора машины времени, или больного, отравленного чистым горным кислородом разума, слышу голос нашего юного экскурсовода:
"Мы с вами находимся в четырехъярусной пещере. Ярусы между собой сообщаются отверстиями-люками, если враг занимал первый этаж, то люк можно было заблокировать и вновь вести оборону, также все эти люки сообщались перекидными лестницами и с первого этажа можно подняться на четвёртый этаж пещеры".
"Ах, вот как?! Слава богу, выход есть! Всем быстро перейти на другой уровень через люк ?2!! "
Всё смешалось, тут - оборона, там - гид, который продолжает увлекательно рассказывать:
"Все эти пещеры с отверстиями люками в военное время использовались только в военных целях, а в мирное время - в хозяйственных".
На фоне неба, на самом краю скалы отчетливо видны строения, оборонительные стены, башня, пещеры. Так вот он какой, этот средневековый город - Чуфут-Кале!
Перед нами центр городища, небольшая, а можно сказать почти маленькая площадь, что-то вроде базарной.
На площади довольно шумно, много народу: торговцы, богато одетые мужчины, охранники, туземцы.Торговцы кричат, предлагают товар, а на прилавках - гуси, куры, индюки, мед, яйца.
Молодой здоровяк в черной одежде тащит барана, тот упирается и истошно орёт. Боже, как же жалко барана, конечно того, который орёт. Решила вмешаться, справедливо призвать к порядку, но что это?!
Меня вежливо, на чисто русском языке, просят удалиться, оказывается, идут съемки исторического игрового фильма.
Чуфут-Кале - интереснейшее зрелище!
Возвращаемся назад. Оторвавшись от группы экскурсантов, спускаемся по "козьей" тропе вниз, в долину.
Тропинка узенькая и довольно крутая, обросшая кустарником и зеленью.
В спину нам со стороны Чуфут-Кале всё ещё дует ветер прошлых времён, мрачного средневековья, и слышится лязг колёс нагруженной бочками с водой телеги, которую, матерясь, тащит старый жилистый ишак, и разная, разная речь: то аланов, то татар, то караимов.
Историческая справка
Вопрос о времени возникновения города-крепости Чуфут-Кале является дискуссионным.
Некоторые исследователи считают, что Чуфут-Кале, как и другие "пещерные города" Крыма, был построен Византией в VI в. для защиты Херсонеса Таврического от набегов кочевников; другие называют более позднюю дату - X-XI вв., связывая возникновение города с развитием в Крыму феодальных отношений.
По свидетельству арабского историка и географа первой половины XIV в. Абульфеды, до захвата Крыма татарами в Чуфут-Кале жили аланы - позднесарматское племя иранского происхождения. Родственные по культуре и языку скифам, предки современных осетин, аланы начали проникать в Крым в III в. н.э. из придонских и прикаспийских степей. Поселившись в горной части полуострова, они приняли христианство. Занимались скотоводством, земледелием, ремеслами.
К концу XIII в. площадь Чуфут-Кале составляла 29 гектаров, из них 9 были застроены жилыми домами, хозяйственными помещениями и общественными зданиями. Остальную часть использовали под огороды и пастбища. С южной, западной и северной сторон не было необходимости строить укрепления: здесь плато круто обрывается вниз. С восточной стороны вход в город закрывала мощная крепостная стена.
И все же в XIII в. город был повержен: в 1299 г. после осады его захватил татарский бей Яшлавский. По-видимому, в конце XIV - начале XV в. татары поселили здесь караимов, которым вменялось в обязанность восстановление всего разрушенного и строительство новых сооружений. Площадь города увеличилась вдвое. Татары назвали его Кырк-Ором (сорок укреплений). Довольно скоро Кырк-Ор стал первоклассной для своего времени крепостью. Особенно большую роль она сыграла в период борьбы крымских ханов с Золотой Ордой за свою независимость.
В этой боpьбе крепость служила Гиpеям укpеплённой pезиденцией во вpемя междуусобиц, и в ней pазмещался татаpский гаpнизон.
После того, как Менгли-Гиpей пеpенёс свою ставку в Бахчисаpай, Кыpк-Оp становится местом заточения знатных пленников: с 1692 по 1695 гг. здесь томился в тюpемном застенке посол Василий Айтемиpов, тpи года пpовёл в заключении посол князь Ромодановский, двадцать один год пpосидел в казематах кpепости захваченный в плен в 1660 г. воевода В.Б. Шеpеметьев.
По мере усиления Крымского ханства значение Кырк-Ора постепенно ослабевает, а в середине XVII в. татары покинули его.
На pубеже XIV-XV вв. пеpед восточной обоpонительной стеной pазpасталось поселение каpаимов-pемесленников, последователей ветхозаветной Библии. Для защиты своей слободы они выстpоили втоpую обоpонительную стену. Постепенно каpаимское население в кpепости становится пpеобладающим настолько, что с пеpвой половины XVII в. она стала называться Чуфут-Кале - "Иудейская кpепость". К сеpедине XIX в. в гоpоде стояло около 300 домов и насчитывалось до 1600 жителей. Но уже к концу пpошлого столетия большинство их покинуло Чуфут-Кале.
После присоединения Крыма к России караимы переселились в города Евпаторию, Бахчисарай, Ялту и другие места Крыма.
Город ощущал постоянную нехватку питьевой воды; на плато не было пригодных для обработки участков земли. Эти причины и привели к тому, что город постепенно пустел, а к середине XIX в. прекратил свое существование.