Часть 1. Не пора ли ставить клизму классику постмодернизьму?
Сказать, что фильм состоит из штампов и цитат - это еще мало сказать. Удивительно другое - что он умудряется при этом быть самостоятельным произведением. Всё-таки он вполне запоминаем - особенно на фоне прочей развесистой голливудчины, одолевающей нас в последнее время. И таки да - это не очередная перепевка ВК, что не может не радовать: ВК я нежно люблю, и многие вышли из штанов Арагорна - но у любого же цитирования есть предел!
А цитат в Аватаре много - и каких сочных! Вот, например, ручным образом управляемые роботы - это привет из Матрицы, как собсно и способ функционирования самих аватаров - вне тел носителей их мозгов (это тоже привет от Нео - тело лежит где-то, опутанное проводками, а моск в это время в ином облачении где-то фантастически рассекает). Космофлот - реверанс в сторону ЗВ. Выдвижные полки-лежанки в госпитале, а такоже хитрый и злобный, но при этом инфантильный и недалекий глава(рь) корпорации - подарок из Пятого элемента. Жуткие грейдера, срывающие под корень джунгли, - это из некоего фильма (название не помню), где Шон Коннери в роли ученого и врача спасает джунгли и их обитателей от строителей дороги. Прострелянный американский орел войны, он же батяня-комбат, инструктирующий новобранцев и заботливо называющий их сынками, а равно и старослужащие, встречающие оных с криками "о, новые девочки!" - это я видел уже в десятке фильмов. Ученые, спасающие что-то там от тупых военных, классная деваха на вертолете... - тоже распространенные моменты. И т.д.и.т.п.
Но есть и вещи посерьезнее. Это не банальное цитирование (кое где даже на мой взгляд ироничное), это общность идей. Так вот, идея Аватара тоже крайне неоригинальна - и это тоже мягко сказано. Создается впечатление, что это и не предусматривалось. Старые песни о главном. Ударение тут на вторую часть словосочетания. Произведений на сей сюжет в мировом кинематографе - вагон и маленькая тележка. Это целая кучу фильмов про Колумба и открытие Америки - со всеми последующими безобразиями. Это целая куча фильмов про индейцев (эх, жаль, что главный герой - не Гойко Митич ) Это тот самый Шон Коннери, защищающий джунгли и аборигенов от тупой и вредоносной цивилизации. Даже гибсоновское Апокалипто сюда вполне вписывается - только там опасность исходит не от европейцев, а от своих же собратьев - поклонников "цивилизации", а на самом деле - смерти. Эта идея "цивилизация = смерть" - она в Аватаре, как и в куче фильмов до (и, надо полагать, после) него - основная идея фильма, на которую все нанизывается. Если копнуть еще глубже, то у нас есть смотренный всеми американцами в детстве Бэмби, который, представьте, о том же самом: в лес приходят злые люди и губят его; главный герой, пока маленький, натерпевается от них по самое нимагу, но выросши и возмужав, обзаведшись подружкой (пардон - дамой сердца) он вступает на путь борьбы и в чем-то даже побеждает - фактом собственного выживания и выживания своего рода. На эту же темку есть славный мульт, знакомый и нашим деткам - Лисенок Вук называется. О как! Даже детские сказки - и те в ход пошли. Так что фильм просто и понятен еще до того, как начинаешь его смотреть - прекрасная планета, дивная, существующая по своим законам, самодостаточная природа и люди, живущие в гармонии с ней, но ту тпоявляется придурочная и ублюдочная цивилизации и всё крушит до основания - даже не столько из-за ресурсов и прибыли, а так... чтоб не мешалась под ногами. Но эта простота не из тех, что хуже воровства. Она живет по принципу "хоть сто раз повтори слово халва, а во рту слаще не станет". Ибо сколько раз товарищам американцам было говорено, что блин ТАК СЕБЯ ВЕСТИ НЕЛЬЗЯ! И сказки людям показывают, и песенки поют, вон и Аватар сняли - а многие ли сделали для себя соответствующие выводы?
Поэтому у нас сейчас будет ...
Часть 2. Валькирии - к бою! или американские горки грабли в действии
Итак, предыдущую часть нашего опуса мы посвятили доказыванию того, что содержание фильма в пересказе выглядит маразматично до безобразия, и в действительности он построен на образах и аллегориях, "вшитых" в матрицу американского сознания - мы этим сознанием не обладаем, но вполне можем реконструировать его - в научных и диверсионных целях
Есть еще одна четкая цитата, которую я не указал в предыдущей части, и которая является определяющей для нахождения места Аватара в упомянутой матрице. Кто видел - вспоминайте. Баражирующие над джунглями вертолеты под предводительством опытного орла войны, которые под его ухмылки "а ну-ка, парни, добавьте огоньку!" выжигают напалмом лес вместе с его обитателями... Чего в этой сцене не хватает? Правильно - музыкального оформления. Причем не просто какого-нибудь, а Полета валькирий от Вагнера. Теперь вспомнили, где вы это видели? И чтобы ошибки не было - а это не случайность, это Камеруновский замысел, зуб даю - вместо музыки тот же орел командует что-то вроде: "А теперь валькирии (это кодовое название летательных аппаратов) - заходим справа и даем этим засранцам прикурить!" То есть, кроме собственно стержня у фильма есть еще и четко определенная идеологическая миссия - та же, что и у опознанного вами копполовского "Апокалипсиса нау". Вспоминаем, что было тогда - глобальный экономический кризис, неудачная вьетнамская война (кстати, в фильме вполне себе показан один такой аватар, перешедший на сторону "дикарей" - тот самый, которого играет Марлон Брандо, это так. лирическое отступление), депрессия в американском обществе, самоубийства и пр. Общество совершает рывок - чтобы выйти из проблем с максимально малыми потерями. Ну и пиплу надо объяснить, что ... ну, обшибочка вышла... ну бывает... а так мы ваще белые, пушистые и за мир, за права человека и за природу и ваще... Копполовский Апокалписис был своего рода покаянием старшего поколения и бунтом младшего. И ведь многие тогда уверовали, что да, так дальше нельзя, нельзя лезть по всему миру и везде видеть зону своих интересов, нельзя все делать только из-за сверхприбыли, нельзя бесконтрольно потреблять, нельзя, нельзя...
Вопрос на засыпку: надолго ли хватило этого понимания? Вот тот-то и оно. Когда закачался Советский Союз, про Апокалипсис и покаяние быстренько забыли и опять полезли по всему миру делить ресурсы и гешефты будущих периодов... И опять всё пошло по-старому. Гешефты, надо сказать, были что надо гешефты, это позволило ублюдочной модели производства и потребления профункционанировать какое-то время. Но вечно же не бывает такой лафы! Вот и снова глобальный кризис стучится в двери. Вот и снова неудачные войны по всему миру. Вот и снова деградация общества не за горами. Что делать? Правильно, проверенный рецепт - покаяться. Даже не перед кем-то - убедить самих себя, что мы, американцы, добрые, что мы любим природу и других людей, которые не такие, как мы, что мы не считаем их дикарями и не собираемся уничтожать их и их цивилизации, за счет ресурсов которых мы хотим продлить свою жалкую жизнь. Короче - это предание из числа свежих и в которые посему верится с трудом. Не знаю, верят ли в него сами американцы - с другой стороны, хотя и шито оно белыми нитками, оно ж крайне удобно для конкретного лица в смысле "на покаялся я, покаялся, чего вы от меня еще хотите? и секретные тюрьмы ЦРУ я не одобряю". Я даже не могу сказать, насколько в него верит сам Камерон - хэппи-энд в фильме какой-то неубедительный. Но уж вот в том, что в искренность покаяния волков перед овцами не поверят ни жители Ирака, ни Сербии, ни даже России, да и много кто еще - тут у меня нет сомнений. У волков просто линька, тяжелый период. А когда она пройдет - они опять будут нас есть, и будут появляться совсем другие фильмы: про то, что террором нужно отвечать на террор (это цитата из Аватара), про злобных русских, сербских и арабских террористов, взрывающих белый дом и мешающих праздновать американцам Рождество, про дикарей, молящихся в своих дебильных храмах своим дебильным богам, которых надо уничтожать, забрав после этого столь полезную нефть и т.д.и.т.п. Липовое покаяние, короче. Потому и верить ему мы не будем.
Черт, не успел изложить всё в двух частях, потому просится...
Часть 3. Цивилизация и сифилизация шли рука об руку (с) Ван Хелсинг
Ну и собсно о главном Так что же делать нашей цивилизации? Загибаться, как в Аватаре, без ресурсов, с загубленной природой и от того нездоровыми морально и физически людьми? Тут сперва надо разобраться, где тут мы - а где тут цивилизация. По отношению к пресловутой Западной цивилизации (которая в Аватаре и загибается) мы вовсе не ее часть - мы та самая планета Пандора, один из ее материков. Да, мы когда-то тоже пытались прорваться в фарватер цивилизованности и делали это, на мой взгляд, гораздо мягче и лучше Запада (для сравнения - практически все народы, очутившиеся в Российской империи, сохранились до настоящего времени), но в гонке с настоящими борцами за гешефт мы, и это тоже надо признать, потерпели полное и окончательное фиаско. Настолько полное и окончательное, что нами управляют теперь вроде бы и свои братья-аборигены, но насквозь пропитанные западными (а на самом деле - ублюдочными потребительскими) ценностями. Аборигены в Аватаре честнее - они на службу к корпорации не нанимались, для них это невозможно. И еще мне понравилась тактика борьбы с аборигенами. Когда орлу войны там говорят - т, массовые убийства, жертвы - это как-то нехорошо, он отвечает - да не, вы чо! Мы только так, шуганем их, мы ж цивилизованные. А еще надо разнести это их дерево, через которое они общаются с душами своих предков - так мы настолько покоцаем их генетический код, что они потом сами не разберутся, кто они. Нави из фильма разрушить свой код не дали. А мы? Не разрушаем ли мы его сами? И кто нам в этом виноват? Уж точно не злые дяди в камуфляже.
Цивилизация, конечно, нужна. Но это далеко не джинсы и не жвачка. И тем более это не сверхприбыли и потребление. И уж конечно это не житие одним днем по принципу "после нас хоть потоп". Цивилизация может и не идти рука об руку с сифилизацией моска, это вполне людям по силу. Цивилизация нужна, но не больная, не ублюдочная, невидящая дальше своего носа, погибающая и губящая мир за компанию. Цивилизация должна быть здоровой первой и единственной свежести - а иначе кому она нужна? Давайте прыгать по деревьям, на кого их хватит - так хоть кто-то выживет.