Аннотация: Заключительная часть трилогии. 3 части по 40 "мыслей-размышлений" в каждой.
I
1. В какой-то момент времени ты молишься: "Господи, пусть будет так-то - пусть этот человек сейчас придет, или убереги того-то от всякой напасти". И случается так - по твоей молитве. Кто-то скажет - это случайность, это так совпало, это не Бог действует.
Читали ли вы фантастику? Там-то всё может быть, там-то всё объясняется, как следует из жанра, фантастическими явлениями. Фантастика - это подготовка к вере в чудеса, или собственно - вера в чудеса. И механизм исполнения молитвы согласно фантастическому жанру достаточно прост: во временной точке А ты молишься о том, чтобы событие в точке Б не произошло или произошло. Это кажется невозможным - например, кирпич с крыши просто должен упасть на человека в определенный момент времени. Но представим, что Бог изменяет время. Время для тебя самого, для молящегося - все то же, твое прошлое остается твоим прошлым, но время изменяется для того, о ком ты молишься.
Например, он вышел из дома и идет рядом со зданием. Кирпич уже падает на него... Твоя молитва в эту секунду изменяет ход времени. Время отматывается назад. Пешеход, выходя из дому, видит, скажем, денежную купюру, нагибается за ней, тратит время. Кирпич, который должен был упасть на его голову, падает за секунды до того времени, как пешеход дойдет до нужной точки.
Время изменилось. Оно не совпало, оно не стало иным в ту же секунду. Оно стало иным в другой, прошедший промежуток.
Так, машина выскакивает за доли секунды до того, как ты поставил ногу на "зебру". Не совпало так - кто-то помолился за тебя, и ты несколько минут назад потратил время, и машина пронеслась раньше, прямо перед твоим носом.
Или машина может пронестись позже, если шофер за несколько минут или секунд до этого потратил время...
Бог - властитель времени. Бог может изменять структуру и материи, и времени - всего. И изменять так, что никто, ни один прибор и ни один медиум не заметят. По искренней молитве человека Бог может всё.
Так, пророки видели будущее, так, изрекали будущее старцы, так, по молитвам многих и многих людей изменялось время, становясь вечностью. Вечность же это или гибель времени, или его отец, причина его бытия.
2. Люди ищут старца, который бы указал им, как жить. Люди ищут того, на кого возложат ответственность за свою дальнейшую судьбу. Людям нужен пастырь, людям нужен вождь, людям нужен указующий путь.
Вокруг все говорят - надо жить по своей воле; что хочется, то и делай; живи по своим стандартам. Это удобно тем, кто сформулировал свои жизненные приоритеты и к ним стремится. Если человек хочет построить карьеру, он знает, к какой вершине движется. Но хорошо - жить по своей воле, кажется, правильным и верным. Жить по своему разумению и никого не слушать - верно и мудро. А вот задай себе вопрос - действительно ли ты живешь по своей воле? Ты ли определяешь свою жизнь, ты ли волишь?
Обстоятельства складываются против тебя - кого винить? Дела рушатся, люди предают, всюду интриги и козни - кто виноват? И если ты живешь по своей воле, вынужден признать - не только твоя воля определяет твою жизнь. Советы друзей ты приемлешь? Советов наставников слушаешься? Если не знаешь, как поступить, к кому идешь? И если ошибся - кого винишь?
Вот тебе и твоя воля. Получай по полной программе! Если абстрагироваться от всех остальных воль, то не сохранишь и свою. Ты отовсюду зависим, ты отовсюду уловляем. Попробуй сманеврируй, когда на тебя несется выехавший на "встречку" грузовик! Где здесь твоя воля? Попробуй останови цунами, попробуй верни брошенное гневное слово!..
Если ты живешь по своей воле, умей и брать ответственность за ошибки, за случайности, за чужие дела против тебя. И к чему ты придешь в итоге? К чему стремится твоя воля? К власти? К почету, славе? Ты слушаешь только себя, но разве никогда ты не ощущал пустоты в отдельные минуты, разве никогда ты не кусал губы в замешательстве, в растерянности? Разве никогда ты не хотел, чтобы кто-то вместо тебя решил твою задачу?..
Но хорошо - ты властитель и правишь страной. От твоих решений зависят судьбы миллионов. И здесь - ты тоже не полновластен. На "местах" сидят лентяи, в министрах - растяпы; ты кричишь на всех них и распекаешь почем зря. Они принимают решения, но отвечаешь за них всех - ты. И ты можешь решать что-то глобальное, но на низшем уровне все равно будут ждать милостей от местных князьков. Твоя бы воля - всю страну бы изменил. Но где там!.. Твоя бы воля - всех бы осчастливил. Но попробуй!..
И ищут люди указания своей судьбы, четкости, ясности. Люди ищут ориентиры и маячки, верстовые столбы и конечную цель.
А разве она - конечная цель - в земной жизни? Разве вершина горы - это конец? А как же небо? А как же космос? Скажи мне - что выше космоса, что выше облаков, стратосферы, что выше Солнечной системы, что выше... выше... выше...
Во Вселенной, за пределами Земли, теряется высота. Там все по-другому. Там иная вечность... Так будет и после смерти. Ты жил здесь, ставя свои цели, метки, ориентиры, сверяясь с компасом. А в космосе нужен ли компас? А в вечности разве есть километры?
Твоя воля приведет тебя к себе. Ты обернешься вокруг Земли и скажешь - а здесь я уже был. Так и вершины все во многом схожи. Лишь небо не имеет конца. Пусть небес три, пусть небес девять или десять, пусть прав был Данте, но... где кончается Бог? Где кончается вечность? И вот туда бы направить волю, туда бы стремиться, тем бы жить...
И значит - жить не по своей воле, которая бьется, глупая, на земле, воле человека, разум которого не выше небес, воле человека, ограниченного во всем - местом, временем и прочим. Жить Божественной волей, которая и поможет тебе и устремит тебя выше небес.
3. По-человечески можно взгрустнуть о прошедшей жизни. Когда ты молод, всё видится в ином свете: мир полон перспектив и возможностей, и трудности не пугают тебя. Когда ты стар, тебе естественнее думать о смерти, но ты грустишь о прошлой жизни, сетуя на несостоявшуюся судьбу.
А что грустить? Когда я был неверующим, я сожалел о том, что умру и покину этот мир, полный чудес. И мне было по-человечески тяжело расставаться с этим миром, я был чувствителен и романтичен. Мне думалось, что после смерти пустота или во всяком случае теневая жизнь, нечто иное, но мрачное и беспросветное.
Вера в Бога открывает другую перспективу. Этот мир - лишь отблеск, отражение, малая доля воображения того, что предстоит увидеть, ощутить после смерти. Именно там - за порогом, после прожитых лет, после следования воле Божией, после научения жизни с Богом - истинная жизнь, настоящие чудеса, настоящее умиление...
Кто-то кончает жизнь самоубийством, не в силах жить, не в силах бороться с охватившими чувствами. Кто-то плачет, не желая расставаться с этим миром, с его сентиментальностями - каплями росы на лугу и прочим. А кто-то видит в этом мире и доброе, и злое, кто-то видит в нем и благодать Божию, изливающуюся на нас, Его энергии, по которым мы узнаем Его, и злую волю, которой мы поддаемся и которую так и не научились распознавать в своей жизни.
Взгрустнешь ли ты на смертном одре, оставляя сей мир? Или, исповедавшись и причастившись, ты с миром (то есть в умиротворении духа) отдашь Богу свою душу, с упованием на Его милосердие? Стоит ли этот мир того, чтобы жалеть о нем, уходя? Стоят ли люди, остающиеся в нем, жалости?.. Сам мир, материя - ничто, пыль, а вот те бессмертные души, те люди, что еще остаются в нем до Судного дня, - их жаль. Куда они пойдут, кем они станут, сколько из них спасутся?.. Спаси, Господи, и помилуй весь мир - сказал один из святых, почивших не так давно. И на смертном одре думал он не о себе, точнее не только о себе...
4. Если люди не хотят думать о вечности, как им говорить о ней? Они живут своей жизнью - привычной и обычной. Даже если в ней случаются какие-то экстраординарные события, то таковые воспринимаются ими как явления, которые вполне могут произойти в жизни. Чудеса их не удивляют - мало ль, что другие говорят да придумывают, а чудеса в их жизни они и не замечают - случайности и совпадения.
Как же растормошить людей? Как дать им понять, что эта жизнь имеет продолжение в вечности, устремляется, как вектор, имеющий начало, в бесконечность. Или точнее говоря, луч - в геометрическом смысле. Но выходит, что жизнь - это отрезок, имеющий начало, но имеющий и конец. Есть точка отсчета, есть и точка завершения.
А может, им и вправду ничего больше не нужно? Не нужен Бог - они без Него прекрасно справляются с ударами судьбы, не нужна вечность - им бы дожить эту временную жизнь. Они не верят ни в ад, ни в рай, потому что хорошо потрудились советские атеисты и сами верующие, прибавившие к вере языческие камлания.
И все равно - хочется верить в то, что эти люди - пусть в самом конце жизни, пусть через десятки лет, но вспомнят о Боге, но в конце концов - в вечности уже - будут с Ним.
5. Многие христиане хотели бы умереть мученически за Христа, а многие - молят о том, чтобы это не случилось. Физические страдания для кого-то страшнее, мучительнее и пронзительнее страданий душевных. Может быть, потому что душевных страданий по-настоящему они не испытывали?
Вообрази страшнейшие земные муки, самые ужасные страдания на земле - физические, телесные, и подумай - вот, после них, претерпев их, ты получишь неизмеримое, невообразимое благо, которое превзойдет по своей силе все эти муки. Согласишься ли ты пройти муки ради последующей славы?
Возразят - так то ж не ясно, не очевидно и не точно, что после мук будет благость, радость и счастье. Ответим - так и испытывается вера. Если веришь - пройдешь, испытаешь, согласишься, а если нет - в твоей вере есть червоточинка, она слаба еще. Посему Господь и не попускает тебе такие страдания, потому что ты слаб. И гордиться этим, упиваться этим совершенно не стоит. Люди призваны к тому, чтобы укреплять свою веру, возрастать в ней, не оставаться слабыми и жалкими. Люди должны быть сильными духом, сильными настолько, чтобы, не задумываясь, не раздумывая и не воображая ничего о себе, идти на смерть - любую, с любыми страданиями - на смерть ради Христа.
И мысль - умереть мученически можно ведь даже не заметив, не проанализировав про себя, что умираешь этой смертью. Все может случиться внезапно - удар сзади, или резкий выпад. Человек не успеет сообразить даже, что его противник наносит ему удар именно из ненависти ко Христу. Человек может и не успеть сообразить, что он умирает...
А можно идти сознательно на смерть. Можно сделать шаг вперед, когда это нужно, можно нарочно пойти на смерть, зная о ней. Можно идти на муки, не задумываясь об их времени, об их продолжительности.
Самое главное в этих двух случаях - это готовность. Если ты готов умереть за Христа - Господь может попустить и внезапную смерть. Если ты готов к этому, ты можешь быть испытан в мучениях.
Но если встанет вопрос - готов ли ты к мученической смерти, когда все вокруг тебя в мирно и спокойно, то что ответишь? Вот, спросят тебя, и ты гордо скажешь - готов, и тут же, внезапно потащат на муки - пожалеешь ли о своих словах? Вот, спросят тебя, и ты в раздумьях решишь, что не готов, и тебя потащат на муки, сможешь ли с Божией помощью претерпеть их?
И может быть, не нужно думать об этом, не нужно представлять себе тяжкие мучения, но предать всё на волю Божию. Попустит - так тому и быть, Ему виднее, а нет - и слава Богу, значит с помощью иных средств войдешь в Царство Небесное.
6. Люди зачастую глупы. Идут на убийства, насилие, разбой и грабеж, не задумываясь о последствиях и о том, как бы спланировать свое нападение. Люди думают, что они неуловимы, или что им будет сопутствовать удача. Нет никакого плана или тщательно продуманных действий. Люди делают так, как им сейчас захотелось. Пьяная ссора - и нож в сердце; стащил что-то, а о камерах и не подумал.
В духовной жизни так же. Люди не задумываются над тем, что "потребляют". Они не сопоставляют одно с другим, что одно исключает другое, что одна практика противоречит другой. В головах всё сходится, всё как будто бы приложимо и сопоставимо. Продумывают ли они тщательно план своей духовной жизни? Считают ли они, что живут правильно, поступают верно?
Странные судьбы. Кого-то может привести к вере благодарность, кого-то - скорбь, а кому-то нужно пройти через все круги ада, чтобы понять, что это ад. Кому-то, чтобы понять, что убийство - грех, нужно "сесть". Кому-то, чтобы понять, что определенная религия верна, нужно пройти по болоту других верований.
Попробуй скажи вору, "прожженному" вору, что он грешит. Он найдет десятки оправданий, его совесть надежно спрятана, как и большинство украденных им вещей. Попробуй скажи настоящему верующему, "прожженному" верующему, что его вера ложна. Он приведет тысячу аргументов, убедительных, с его точки зрения, его вера надежно хранится в его сердце.
Но бывает и так, что воры раскаиваются, бывает и так, что истово верующие люди меняют веру или разувериваются... Глупость ли это, слабость ли это? Или все-таки, наконец, они подумали над своей жизнью, над планом ее?
7. Есть притчи в Евангелии, в которых "герои" поступают, мягко говоря, не совсем нравственно и справедливо.
Вот неумелый домоправитель, который при угрозе увольнения заставляет должников своего господина переписывать долговые расписки, и господин, проведав, не упрекает, не увольняет этого управителя, а хвалит его за догадливость!
Вот хозяин, нанимающий работников и договаривающийся с ними о плате в один динарий. Казалось бы - договорился с работниками первых часов за динарий, а вот с теми, кто был нанят позже, причем значительно позже - за час до окончания рабочего дня, - надо договариваться на куда меньшую сумму. Тем не менее, все получают по динарию - и те, кто трудился весь день, и те, кто трудился час. Где справедливость? Где право на справедливое вознаграждение за труд? Правда, хозяин резонно говорит - не за динарий ли договаривались мы с тобой, работник первых часов? Мол, чего ты ропщешь - сам же подвизался, сам захотел за динарий работать, и какая тебе разница, сколько будет заплачено другим? Ты завистлив? Ты считаешь чужие деньги? Работник вроде бы не возражает, но наверняка думает про себя - эге, брат, в следующий раз я к тебе приду в одиннадцатом часу, нарочно приду так, и не буду трудиться на тебя весь день. Раз ты такой щедрый, то никто, прознав про твою "расточительность", не будет на тебя работать весь день, все придут в последний час... А будет ли последний час? Будут ли еще работы? Успеют ли наняться?..
Вот сын, получивший свою часть наследства и расточивший его, живя блудно. Возвращается домой с намерением стать наемником у своего отца. Но отец, завидев его издали - видимо, ждал его, видимо, надеялся на его возвращение, - не дает ему сказать слов о наемничестве. Он лишь принимает покаяние сына, но прерывает его, подзывая слуг и давая понять, что его сын - вновь его сын, наследник. И все пьют и веселятся. И казалось бы, совершенно прав старший сын, обидевшийся на такую "расточительность" (снова!) отца...
Что же это за притчи? Бог все дает даром, только - приди, вернись, наймись, согласись... Только осознай свою немощь, только не завидуй ближнему, которого тоже спасает Бог. Или ты не хочешь, чтобы Господь спасал всех? Так каждого и спасает Он своими путями.
8. Вечером ты думаешь - начну следующий день не так, как предыдущие, я буду лучше, чем сегодня, я буду заставлять себя творить добро, я буду принуждать себя к добрым делам, я буду писать и жить так, как пишу.
Но вот наступает следующий день, вот он длится, вот он подходит к концу. И смотришь на него, живешь им, и чувствуешь - нет, вот именно сейчас я ничего не могу сделать, именно сейчас мне хочется полениться, позевать. Я не хочу проповедовать, я не хочу даже стараться что-то сделать для кого бы то ни было. Оставьте меня в покое, дайте побыть одному!
Отчего так? Отчего еще вчера казалось, будто сегодня ты можешь воротить горы и трудиться, не покладая рук? Отчего еще вчера ты был полон сил и энергии, полон идей, в то время как сегодня ты мрачен и тускл, ты задумчив и ленив? Что помрачило твой рассудок, что отняло силы и что, наконец, сокрушило тебя? Ты сам. Твоя леность, твоя слабость, твое отношение к себе и твоя мечтательность. Ты сам расслабил себя, ты сам не можешь сосредоточиться на деле, валя всё на погоду, на обстоятельства, на душевное состояние. Взгляни объективно, не щадя себя - в чем проблема? И ты увидишь, что проблема только в тебе самом.
9. Когда человек узнает нечто, что кардинально меняет его жизнь к лучшему, он хочет поделиться этой информацией с ближними. Когда человек вдруг обретает смысл жизни, он хочет рассказать о нем всем. Когда человек открывает для себя путь спасения, он хочет, чтобы этим путем шли и его близкие.
Но кто поймет человека? Не сочтут ли его фанатиком, пропагандирующим свои идеи и убежденного в своей правоте только потому, что он познал некое учение? Не пожмут ли плечами в ответ на его "исповедания" и "проповеди"? Не скажут ли ему - мы знаем тебя, знаем, кто ты, с чего вдруг ты стал таким убежденным?.. Даже Иисус не мог ничего чудесного сделать в Капернауме, потому что все были уверены, что Он сын плотника, и посему не может сотворить ничего божественного.
Человек, прожив несколько лет с близкими людьми, обращается в веру, становится прихожанином церкви, членом общины. Он старается жить по заповедям, старается изменить образ своей жизни. А люди, еще не так давно видевшие его совершенно иным, не могут привыкнуть к переменам в нем. "Чудит", "Бесится", "Играется"...
Да мало ль верующих на свете? Один - православный, другой - католик, третий - мусульманин, и еще много кого. Ну выбрал ты определенного Бога, ну живи Им, трудись для Него, только других людей не тяни в свои убеждения. Не прикасайся к нам, - говорят ближние, - это твое дело, твоя вера, что нам до нее? Смотри сам.
А человек хочет, чтоб эти люди спаслись. Он видит смысл жизни, познал его и хочет донести до них истину. Но люди - не понимают. Для них его слова - не истина, для них - все религии, веры - суть простые учения, каких много на свете. Им не нужна его вера, им комфортно в своей жизни, им приятно быть такими, какие они есть, им удобно жить так, как они живут.
С чего же начнет человек?
С призывов к покаянию? А с чего вдруг каяться? С чего вдруг моя жизнь - скажут ему люди - так плоха и никчемна? Как раз всё слава Богу - и работа есть, супруг (-а), дети... Всё хорошо.
С призывов задуматься о смысле жизни? Так смысл прост - вот земля, вот лопух. Не в Библии ли говорится - ты земля и в землю уйдешь? Так и есть.
Пока душа не болит - как понять, что она есть? Пока всё хорошо, как задуматься о Боге? Пока нет болезней, пока нет смертей в кругу близких и друзей - как помыслить о собственной кончине?
Вот и кажутся чудаковатыми и немного глуповатыми верующие. Странные ортодоксы с претензией на знание о смысле жизни...
10. Хочется придумать мысль, которая поразит воображение прочитавшего, услышавшего. Но нейдет! Выходит одна банальщина и небывальщина. Да и что нового под луной? Грехи - те же, глупости - те же, упреки и претензии - те же. Что изменилось-то? Только материальное, а духовное и душевное - все одно и то же.
Значит, чтобы высказать поразительную мысль, надо мыслить о материальном. Придумать некое устройство, приносящее пользу обществу, разработать план спасения страны из кризиса и прочее. Может, правда - если всё материальное сложится, если всем человек будет обеспечен, то вот тогда - и о душе подумает?
А зачем? Зачем ему тогда о душе думать? Вот есть у него богатство, власть - что ему, до души? Что ему, до духовного своего развития? Сохранить бы то материальное, что есть, озаботиться бы и преумножением его. А душа? Да что душа! Живет себе и живет, не страдает же.
И так всегда. Можно углубиться в политику и достичь президентских высот. Можно сделать карьеру в частном секторе и добиться тех же президентских высот в крупной фирме. И банальнейший вопрос - а что дальше, и что с того, что ты президент? Финис глориа мунди. И что дальше?
Значит все же мысль должна поражать именно своей... нематериальностью, пронзать сердца и души. И чего ее придумывать? Всё уже сказано, всё уже известно.
Принять бы. Согласиться бы. Да кто ж согласится с тем, чего не видел? Кто уверует, если не слышал? Да и от слышания - появится ли вера? Хоть в ухо кричи - кто услышит?
Вот если бы кто из пророков воскрес - тогда да, потянулись бы. Но Писание же есть. Но никто не слушает...
11. Одна смерть способна всё перевернуть. Если человек умеет, конечно, понимать знаки. Если человек имеет привычку задумываться и анализировать случившееся.
Всегда легко обвинить Бога. Мол, почему не вмешался, почему не явил Свою силу, почему допустил? В общем, когда Бог не нужен, когда всё в порядке, тогда и незачем Ему появляться на авансцене, а вот когда дела плохи, тогда без Него никак. И человек считает вправе обращаться к Богу с претензией, выставлять Ему счет и обвинять Его. Потому ли, что Бог "молчит" и явно не отвечает? В противном случае, может быть, сказал: "Только так можно достучаться до тебя. Я и так стучу без передышки целыми днями, а ты не слышишь. И что нужно было для того, чтобы ты хотя бы вспомнил обо мне?"
А зачем, спросит человек, мне Бог? Что Он до меня "докапывается"? что Ему от меня надо? Пристает со Своей любовью, навязывается хуже девочки-школьницы. Что за Бог такой, Который жить не может без ответной любви? Это Бог себялюбец!..
Но взгляни, человек, что дает тебе любовь к Богу? Подумай - а что без Его любви ты можешь, куда ты устремлен и что с тобой произойдет в итоге? Бог хочет, чтобы ты жил, чтобы ты был вечен, чтобы ты вкусил Его благ, а ты, неразумный, бежишь от Бога, думая, что в куче отбросов - рай.
Как странно, но человек отвергает любовь Бога, полагая, что он сам со всем справится, что он сам разберется со всеми проблемами и сам решит, кого ему любить. Но так выходит, что любит человек только самого себя, что любит он земное, что привязывается к тленным и преходящим вещам, но не обращается к Источнику, к Создателю этих вещей.
Как Богу достучаться до человека? Как дать ему понять, что без Бога человек идет не туда, неверной дорогой, обманным, ложным путем? Что человек, пользуясь дарованной ему Богом свободой воли, уходит прочь от Бога, в смерть, во тьму, предпочитая ее Свету, предпочитая навоз и гниль райским благам. Рай - не на земле, а человек, отуманенный миром, думает, что на земле он сможет создать рай. Смертный рай.
Человек способен обратиться и быть живым. Человек способен увидеть верный путь. Но как ему, без ориентиров, без указателя, понять даже простую вещь - он заблудился? Если человек не слышит стука, если человек глух и гонит прочь от себя слуховые видения, если человек не признает явных чудес и явного присутствия Бога на земле, что еще остается Богу делать, как не жестко, может быть, даже жестоко указывать ему, заставляя задумываться и заставляя искать Бога?
Может быть, человек вразумится. Может быть, человек поймет. Может быть, он, наконец, свернет с ложного пути.
12. Так легко умничать где-то в сторонке, подальше от реальных дел и острых конфликтных ситуаций. Легко рассуждать о том, как всё должно быть и что делать, не шевеля даже пальцем, чтобы сдвинуться с начальной точки.
Легко высказывать свои мысли, сидя в теплой комнате, попивая чай и предвкушая горячую ванну. От того и мысли о бедствиях, о невзгодах и о болезнях, о страданиях, о вечности кажутся несколько... напыщенными и надуманными. И в самом деле - что можно ожидать от человека, который "жизни не нюхал", который блаженствует вдали от настоящей жизни? Что можно ожидать от теоретика, никогда и не соприкасавшегося с практикой?
Зато сей теоретик сам себя почитает философом и мудрецом. К нему должны приходить на поклон и раздавать ему комплименты. Его должны прославлять и восхищаться должны им прилюдно. Разумеется, пока он недооценен, разумеется, вскоре выяснится его гениальность и его безграничная мудрость и глубина мыслей. Со временем...
И выходит так, что замкнувшись в четырех стенах, философствуя и измышляя небылицы, человек закрывается от всех - от ближних, от друзей, от живой жизни. Он смотрит на вещи теоретически, он привык мыслить абстрактно, не касаясь существа и не применяя свои измышления к реалиям.
Так легко замкнуться в собственном мирке. Закрыться в футляре и не чувствовать ничьих ни радостей, ни скорбей. Быть с собою и радовать себя. Жить в своих мыслях и купаться в собственной славе.
И при этом уверять себя, что того желает Бог...
13. Меняется ли нравственность со временем? В Средние века - одна, в век Просвещения - другая, сейчас - третья? В Ветхом Завете - одна, в Новом Завете - другая? И если так - кто знает, какой она будет лет через сто? Если все так переменчиво, почему я должен останавливаться на нравственности Нового Завета или соблюдать нормы приличия века сего?
Кто хочет жить по нормам морали и нравственности средневековья? Кто не постесняется правил Древнего Рима и Греции? Кто скажет - я буду жить по иным законам, и будет жить строго по ним?
Государство не поймет такого "изменника". Люди вокруг пожмут плечами и отойдут от него. А может быть, он найдет единомышленников, и будут они жить так, как хотят.
Скажи же - всё ли так переменчиво? Всё ли меняется, всё ли переходит из одного состояния в другое и возвращается вспять? Скажи - есть ли что-то вечное и неизменное, есть ли то, к чему можно устремиться и на том успокоиться? Можно ли быть уверенным в совпадении представлений о нравственности и морали конкретного человека?
14. Смотри - миллионы не верят в Бога, миллионы верят в Бога. Многие неверующие прекрасно устроились в этом мире, их ничего не смущает, и ничто не тревожит их покой. Многие верующие тоже превосходно обжились в этом мире - они и верят в Бога, и приносят пользу обществу, они проникают в тайны наук и учат людей, они умеют и верить, и жить в этом мире.
А что умеешь ты? А что делаешь ты? Для Бога, для ближних, для общества, государства, мира. Нельзя замыкаться в себе, потому что это ведет к одиночеству, к безбожному, и значит страшному, одиночеству. Может быть одиночество с Богом - но не в миру. В миру ты всем и всюду обязан, в миру ты должен отдавать себя. Чтобы уединиться, надо затвориться. Чтобы быть одиноким с Богом, надо удалиться в пустыню. Да, кажется, можно и жить в квартире и уединиться с Богом. Попробуй. Попробуй убеги от телевизора, Интернета, соседей, прохожих на улице, от сигналов клаксонов и мигалок спецтранспорта. Попробуй остаться без друзей и близких в мире. Не получится...
А хочешь ли ты этого одиночества? Или ты хочешь признания в миру? Или ты хочешь жить так, как хочешь? Но что для этого нужно? Что нужно для твоего счастья, достижимо ли оно? Может быть, ты уже счастлив, только не понимаешь этого?
И все же - если ты счастлив, поделись счастьем с другими людьми, у которых его нет. Если ты несчастлив - подумай над тем, что есть твое счастье, и устремись к нему. Если ты в растерянности, подумай глубже - в чем твой путь. Если тебе нужна помощь - подумай, куда обратиться, чтобы не попасть впросак. Если тебе нужен Бог - подумай, какой...
15. Если человек привык злословить, как его отучить относиться с пренебрежением и с самодовольством к святым (священным) вещам? Если в характере человека уже сидит та противоречивость, дух противоборства, несмирения, то как ему подчиниться Богу, словам проповедника, вдохновленного Духом Святым?
Если человек привык иронизировать, то и в храме он найдет, за что зацепиться ехидным умом. Он даже не поймет, что неправильно (неправедно, нелицеприятно) поступает. Он привык насмешничать, он привык искать в окружающих его вещах нечто смешное и забавное.
В мире нет ничего идеального, и ко всему можно применить критический анализ. Со всем можно поспорить и всё можно осудить. Даже благочестивые поступки кому-то покажутся бестактными или лицемерными. Даже незыблемые, казалось, законы морали и нравственности для кого-то будут не более чем пустым звуком. Разве что физические законы - тяготения и прочее - останутся неоскверненными: на Земле с ними не поспоришь. Зато с общественными законами, порядками, нормами можно и спорить, и не соглашаться, и над ними можно иронизировать.
Говорят про какого-нибудь человека - у него нет ничего святого. И правда - кроме самого себя, своей гордыни, своего "эго", у него нет ничего святого. Он всюду найдет, над чем пошутить и что принизить, унизить, оскорбить. Но попробуйте - коснитесь его, и увидите, как он вспыхнет. Вот где "святость" его!..
И как же научить циника относиться с благоговением к святыням? Для него - это какие-то побрякушки, непонятные обряды и бесполезные песнопения. Для него - это повод в очередной раз посетовать на "опиум для народа" и "мракобесие" населения. Для него - это игра и сшибание денег с доверчивого народа. Разумеется, он умнее, и он единственный видит "истинное" лицо святыни.
Пожалуй, такой человек и в раю найдет, над чем посмеяться... И как его туда впустить? Может быть, в аду больше поводов для проявления чувства юмора?
16. Всё может измениться в любую минуту. Люди умирают рано или поздно. Хочется многое успеть, а время уже поджимает. Странно - в детстве ты торопишь время, чтобы повзрослеть поскорее, а в зрелом возрасте наоборот - хочется вернуться в детство.
Люди жалеют о том, что не имеют. Радость от покупки машины или квартиры пропадает через некоторое время. Радость поддерживалась процессом покупки, процессом ремонта, процессом творческой деятельности по подбору, установке, обработке и прочего. Когда же все процессы завершены, когда виден итог, когда нечего больше улучшать - проходит всего несколько дней, недель, и чувствуется уныние, чувствуется апатия, радость проходит...
Так и жизнь, так и душа. Пока ты деятелен, пока ты активен, пока ты в творчестве, тебе есть, к чему приложить силы - жизнь интересна, жизнь приятна, жизнь неисчерпаема. Душа поет и дышит. Когда же горизонт невидим, когда цели изучены и достигнуты, когда амбициозные идеи разбиваются о суровость мира, то и жить, понимает душа, незачем. Незачем успевать жить, незачем дышать невинностью детства, незачем стремиться завоевать землю вплоть до горизонта...
И появляется жалость и зависть к тому, что другие имеют больше, чем ты, что у других-то есть и цели и задачи, есть средства для их реализации, есть сноровка и разум, есть инициативность и ревность, есть жажда жизни.
Всё может измениться в любую минуту. Ты можешь восстать от уныния или наоборот - в него впасть. Ты можешь выдвинуться вперед или сбежать в глубокий тыл. Ты можешь кричать от желания жить или стонать о том, что смерть к тебе не заходит... В мире нет постоянства, как нет постоянства в настроении, нет постоянства целей, нет постоянства убеждений... Даже веру так трудно сохранить в неповрежденности, так трудно сберечь любовь, так нелегко пронести через всю жизнь ясное мировоззрение.
17. Интересно - после смерти меня встретят те святые, которым я молился. Я обращался к ним за помощью, толком их не зная. От их жизни осталось житие, от их лиц остались иконы. Кто они, как выглядели на самом деле? О многих мы и не знаем, каковы были они на самом деле телом и лицом. Нам гораздо важнее их души - их духовные и душевные состояния, их писания, их мысли.
Обращаясь к ним за помощью, молясь им, я не представляю их лиц, я не могу побеседовать с ними об их жизни. А после смерти я вдруг смогу увидеть их лицом к лицу. Все те, кому я молился, вдруг предстанут предо мной и скажут - вот мы, те, кто помогал тебе, те, кто подавал тебе помощь. Но есть Тот, Кто выше, есть Тот, от Которого мы получили эту благодать. Иди к Нему!
Я смогу с ними познакомиться получше. Я смогу побеседовать с Иоанном Златоустом, с Василием Великим, с Иоанном Кронштадтским и другими. Они ждут меня, они готовы помочь, только бы я сам не отверг их руку...
18. Когда ты не болен смертельно, или во всяком случае не подозреваешь об этом, то рассуждать о смерти даже неприлично. Ну где она и где ты?!
Но лежа на смертном одре, терзаясь от мучительной болезни, вспомнишь ли ты о Боге? Помыслишь ли ты о Нем как о Любящем?
Задумайся и представь. Вот ты лежишь на постели. Дни сочтены, смерть не сегодня завтра придет через открытую дверь. Неизбежная и неумолимая. Пред тобой твои родственники, друзья, коллеги. Что им сказать? Как им передать свои чувства?
Будешь ли ты вести себя, как Вольтер перед смертью - изрыгать ругательства и поносить Бога? Будет ли страшна твоя смерть? Будешь ли ты сомневаться в том, что тебя ожидает?
Или скажешь - я поручаю себя Милостивому Богу, как Ему будет угодно, так и произойдет?.. И исповедуешься, признавая за собой всякие прегрешения, называя вещи своими именами, не лукавя и не жалея себя?
И вправду - что жалеть тело, оболочку, которая не сегодня завтра будет оставлена душой, спешащей на Суд Божий? Что жалеть и душу, которая уже должна собирать "вещи", собирать себя, сосредотачиваться, оставлять ненужное и брать с собою только необходимое, присущее ей, ставшее ею... Воистину - всё свое ношу с собой. Это - о душе. О душе, которая возьмет, унесет с собой только то, что стало ею, сроднилось с нею, стало ее частью. И не дай Бог, чтобы вся душа была пропитана грехом и страстями.
Итак, что ты скажешь? Как ты поведешь себя? Сможешь ли ты успокоиться, умиротвориться? Сможешь ли ты причащаться и жить каждым днем, словно в последний раз? И сможешь ли ты понимать, куда ты идешь? Сможешь ли ты понять, что покидаешь худший мир и место по сравнению с тем, куда ты направляешься?
В каком возрасте ты уходишь от нас? В молодом? Прочти в Книге Премудрости, что праведник умирает рано. В пожилом? Значит ты можешь оглянуться назад, на всю жизнь и сказать, что ты сделал дурного или хорошего в ней. Хорошим - не гордись, а дурное - оплакивай. О, если б такое настроение было у тебя в час смерти!
Подумай - в каком настроении, в каком миросозерцании и мировоззрении ты подойдешь к последнему порогу?
19. Кто-то творит множество добрых дел, помогая больным, немощным, бездомным. Кто-то всю жизнь посвящает другим и отдает им все свое время, заботу и внимание. Кто-то живет для других.
А для кого живешь ты? Для кого ты проводишь дни, и чем они наполнены? Как проходит твое время, и зачем оно так проходит? Каждое движение должно иметь смысл. Но если все движения направлены на убийство времени, то в этом ли ты видишь смысл жизни? В убийстве времени, и стало быть - и самой жизни? Говорят - прожечь жизнь. И она действительно сжигается, время ее сжигается, ты сам сжигаешься собою...
И потом, в конце концов - тебя спросят: как ты жил, зачем ты жил? Бог дал тебе жизнь, подарил ее тебе. А зачем? Как ты распорядился ею? Этим хоть и одним, но талантом? Что ты сделал? Ты сжег ее. Ты прокутил ее, ты "обесцелил" и обесценил ее. Талант потерял свою цену.
Странная мысль пришла в голову. Кто ты - если судить по притче о талантах? Тот, кто закопал его и принес господину? Или иной, новый персонаж - потративший талант до конца и не получивший с него никакой выгоды? Тебе и нести нечего на Суд, нечего и показать господину. У сохранившего остался хотя бы сам талант, но что есть у тебя?
Быть может, ты и есть тот, сохранивший талант раб. Сохранивший не в смысле сберегший, а в смысле не приобретший, не пустивший в оборот, не использовавший его. Ведь если бы талант был использован - пусть даже и прибыли с него было получено, то на Суде можно было б сказать - я старался, я тратил талант, но - моя ли вина или не моя, не ведаю - талант я весь истратил, прибыли же не получил. Каюсь.
Если истратил - стало быть, старался, стало быть, пользовался, пытался, делал! Что же до того, кто просто зарыл его и не использовал - вот тот, лукавый раб, и должен быть бит много.
Кто же ты - сжегший свою жизнь и не получивший никакой прибыли? До смерти, до Суда успеешь ли покаяться, сказав - зря я прожил жизнь, Господин, дай мне хотя бы быть наемником твоим в одиннадцатый час!..
И как знать - что ответит тебе на это?
20. Один кровеносный сосуд - и ты мертв. Достаточно одного спазма, одного тромба, одного кусочка плоти...
Подумай, как хрупка жизнь. Легко рассуждать, когда ты молод, болезни не имеют над тобой власти, а самочувствие не оставляет желать лучшего. И ты думаешь - а, это старики умирают от инсультов и инфарктов, от падений на льду и от отказа почек. Но как знать - может быть, в эту минуту в твоей голове происходит что-то неприятное? Может быть, что-то уже движется, и это движение - к твоей смерти?
Достаточно кусочка, какой-то капли яда - и ты мертв. Сколько нужно цианида, чтобы убить человека? Сколько нужно граммов свинца, чтобы пробить сердце? Да и простым валенком можно убить, если психологически надавить на человека...
И если каждую минуту ты можешь умереть, то подумай и о том, какой будет эта минута. Кто-то бежал из театра, со спектакля "Гугеноты", думая о своем смертном часе. Кто-то после вразумлений с неба, после неоднократных случаев чудесных спасений обращался к Богу, поняв Его руку над своею судьбой.
Но человек беспечен. Даже если сегодня и случилось несчастье, даже если сегодня ты упал в обморок, то ведь это не значит, что он повторится. Так ты утешаешь себя, продолжая грешить, продолжая жить своей прежней жизнью...
Бог долготерпелив. Он, быть может, не раз и не два пошлет еще "наставления", Он, быть может, не раз и не два явит тебе чудеса, которые ты, в силу узости своего мышления, в силу своей веры в случай, и не разглядишь... А быть может, видя твое упорство, видя твое противление, Он отдаст тебя самому себе, предаст тебя в твою же волю, и ты будешь жить сам, подчиняясь своей воле, которая так удобопреклонна ко греху.
21. Попробуй - спроси себя, творя грех: осознаешь ли ты, что ты делаешь сейчас? И ответишь - да, я осознаю, что творю грех. Но что же мешает тебе отвратиться, что мешает тебе прекратить творить беззаконие и обратиться к Богу? Сладость греха? Упование на всепрощение Его? Вера в то, что с тобой ничего не случится, даже если ты позволишь себе хоть немножечко греха?
Как странно ты себя ведешь! Ты сознательно грешишь и веришь в Бога. Представь - словно перед Его Ликом (да что там словно! Перед Самым Его Ликом) ты творишь свой грех. И отмахиваешься, или наоборот - стараешься забыть о Нем.
Как странно - тебя не страшит ни одно из возможных наказаний, тебя не страшат муки ада и не пугает вечная жизнь вне Бога. Ты сознательно уходишь от Него, надеясь, что Он тебя примет. Подумай, как это странно - ты уходишь вдаль, надеясь, что ты будешь с тем, от кого уходишь. Земля круглая - может, и придешь в исходную точку, но как там - в вечности, будет ли круг, будет ли шар?
Взгляни - ты бросаешь Бога, надеясь на Его прощение. И крамольная мысль - Он тебя уже простил, уже ты прощен, когда совершаешь грех, но обернешься ли ты, вернешься ли ты за тем, чтобы попросить прощение, вернешься ли ты сказать - "прости"? И если нет, если ты все еще стоишь спиной к Богу, то как же простить тебя? Как же сказать тебе - "Ты прощен", когда ты далеко и не услышишь, не хочешь услышать даже? Ты хочешь быть прощенным, не прося прощения, ты хочешь быть с Богом, находясь вне Его. Как это - объясни!
И зачем тебе в таком случае Бог, ответь. Ты прекрасно, кажется, живешь без Него, грешишь вовсю и не жалеешь даже о содеянном. Ты не стесняешься Его, даже не занавешиваешь иконы... Все пусть будет так, как есть...
Когда же каяться, кому и зачем каяться? Нет причин. Нет поводов. А болезни, а трудные жизненные обстоятельства, которые, вроде бы, должны натолкнуть тебя на мысль о Боге - они ведь у всех есть, куда ж без них...
И уходишь все дальше, и машешь все чаще... Только потом не спрашивай - а где же был Бог, когда меня то-то или то, когда со мной это и то. Ты сам ушел от Него, сам бросился в объятия мира, который не принял Его. А ты принял мир, и мир принял тебя. Подобное соединилось с подобным, и где здесь место Богу?.. Так что не обвиняй Его потом, когда тебе станет совсем невмоготу... А может и не станет - надеешься ты... Надежда хороша, когда она соединена с Богом, а надежда без Бога что парусник без парусов.
22. Безумец скажет в сердце своем - нет Бога. А что же есть? Если нет чего-то высшего, нематериального, не слитого с этим миром, чистого, пусть даже (пока допустим так) не личностного, то что есть жизнь? Так, смирение перед смертью.
И говорят - прими, как есть, мы умрем и исчезнем. И глупцы те, кто рассуждают о вечной жизни, нет ее! Есть вечная смерть, и прими этот факт. Смирись с вечной тьмой.
Трудно принять. Трудно согласиться. Даже свое естество приходится пересиливать - как это, я исчезну? Душа - нечто внутреннее во мне - сопротивляется такому рассуждению.
Но что противопоставить? Логику? Нет. Веру? Но она так ненадежна, особенно в сердцах безумцев. Какие-то умозрительные построения? Но достаточно слов - не верю, нет такого, и всё рушится.
Найдите упорствующего атеиста. Что ему мешает поверить? И как он будет отвечать на ваши вопросы? На все вопросы можно ответить - не верю! Пусть будут какие угодно доказательства - не верю! Наука доказала, что Бога нет, будет он вам твердить, человек произошел от обезьяны. И попробуйте поправьте его веру, его убежденность. Нет, не согласится с вами. Он выложит перед вами все статьи и монографии, все учебники и брошюры, которые подтверждают его мнение. Он представит вам самим десятки доказательств, что Бога нет! А вы в ответ - что Он есть.
И дело всего лишь в вере. Потому что как доказать, что Бога нет? Если Его нельзя ощутить физически, ощутить всеми чувствами, всеми сенсорами этого мира, то как доказать убедительно, окончательно, что Его нет? Так и наоборот... Всё дело в вере.
Однако есть ли "чистый" атеист? Есть ли тот, кто не стучит по дереву, не плюет три раза, не заглядывает в гороскоп, не говорит "Господи", "Бог с ним", "Боже мой!"? Есть ли тот, кто не верит в полтергейсты и НЛО, кто верит в случайности и простые совпадения, кто верит, что в природе так все само собой устроилось, а о появлении мира мы пока ничего не можем сказать точно, но обязательно (!) скажем в будущем? Есть ли такой атеист, который не верит вообще в духовные силы, кто не верит в любовь и дружбу, кто говорит о ненависти, равно как и о любви, как просто об ускоренном беге крови в сосудах? Есть ли тот, кто все может объяснить материальными причинами, а что не может объяснить, на то отвечает, что в будущем все прояснится?
Так есть ли настоящие атеисты?
23. Если бы ты умел каяться... Да как же забросишь жизнь, такую привычную, такую удобную и скажешь вдруг, ни с того ни с сего Богу "Прости"? Да за что же - возмутишься, - за что просить у Бога прощения, что Он для меня сделал, я сам себя создал, сам до всего дошел, сам всему научился, и теперь я отчего-то оказываюсь пред Ним виноват? И говоришь - все это басни и придумки попов, не бери в голову много, а то перевесит...
Жизнь может течь размеренно и ритмично. Жизнь может вдруг повернуть под откос. И кого-то размеренность побуждает к мысли о Боге, а кого-то только несчастья могут привести в храм. Но есть те, кого ни то, ни другое не научает и не вразумляет. Есть те, кто даже в своем падении, даже в самой тяжелой болезни не хотят и слышать о Боге. Есть те, кто, купаясь в богатстве и роскоши, не хотят поблагодарить Его.
Как Бог привел тебя к Себе? Как Он показал тебе Себя? Как Он - не в результате твоих умственных усилий или глубокого анализа книжного материала - доказал тебе Свое существование? И если ты открыл Его в своем сердце, то как не воскликнуть "Прости!"? Да, нужно и благодарить, нужно и славить, но нужно уметь сказать "Прости".
За что? Хотя бы за то, что ты не верил в Него. Это не грех - не верить в Бога? И уже потом ты, стоя в невыразимом ощущении Его присутствия, скажешь - я хочу быть с Тобой!.. И Он тебе отвечает - неслышно, но очевидно для любящего сердца - будь!.. И тогда-то ты и поймешь, что именно тебе мешает, препятствует быть с Ним. Что нарушает твой покой, что ослабляет твою любовь к Нему, что отвращает, тянет назад, от Него. Эти-то качества, эти-то поступки, эти-то падения - и есть грехи, страсти. Они были совершены тобой, они были сделаны твоим душой и телом. И если они были сделаны тобой, значит ты - в них, твоя душа и твое тело, твой ум и твое сердце - в этих поступках, в этих грехах. И чтобы разорвать эту связь, сказать Богу - то был не я! - чтобы презреть себя самого, грешного и падшего, чтобы не отождествлять себя нынешнего и себя прошлого - ты и должен (и можешь) покаяться...
Чтобы исцелиться, чтобы перестать быть тем, кем ты был, чтобы совершать иные поступки, чтобы творить добрые дела. Чтобы быть Божиим.
24. Люди видят несоответствие жизни убеждениям. Ты можешь проповедовать словом, говоря с силой и благоговением, говоря о морали и нравственности, о правилах жизни и воздаянии после смерти, но если ты не проповедуешь делом, кто поверит твоим словам? Если ты говоришь о любви, то покажи ее. Если ты говоришь о прощении, о терпении, о смирении, то яви это.
Так легко уловить в противоречии людей! И так легко, оказывается, не иметь убеждений или иметь шаткую позицию. Можно ни во что не верить или верить в свободу мнений и жизни, и тогда так просто объявить вопрошающим о твоей нравственности, что твоя нравственность - это твое личное дело, это нравственность, созданная тобою, это твоя норма, твое убеждение. И когда нет стойкости, твердости, когда нет основания для системы, то любое действие может быть истолковано так или иначе. Ты можешь сказать - а вот в эту минуту я так решил, а вот в ту у меня была другая мораль, и тебе вынуждены будут поверить, потому что люди признают за каждым право на свою собственную мораль.
Легко жить тогда! Твоя мораль и нравственность колеблются каждый день - то в одну, то в другую сторону. Твои убеждения меняются по нескольку раз в день. Ты поступаешь так, как хочешь в данную минуту, не будучи связанным никакими наставлениями и правилами.
Но допусти и до других такую мораль! Если ты позволяешь себе такое поведение, что ж ты осуждаешь других за их поступки? Если у тебя свободные нравы, то не плюй в сторону тех, у кого свои правила. Тогда не будь и зол на тех, кто придерживается раз и навсегда для него установленных порядков. Будь терпимей тогда к другим. Свободная мораль диктует и терпимость к свободной же морали других.
И подумай - если у каждого будет своя мораль, к чему это приведет общество? Каким будет государство? Какими вырастут дети, если им прививать свободные нравы, не зависящие ни от религиозных убеждений, ни от общественных ценностей, ни от культуры? И скажи - а кто ты есть, если сегодня ты позволяешь себе одно, завтра другое, послезавтра третье? Ты перевертыш, ты масочник, но ты - никто по сути. Ведь кто-то, личность, - это стержень, это некая основа, фундамент, это нечто незыблемое, то, что и является тобою, в то время как все остальное может меняться. Итак, кто ты тогда, если ты так переменчив во всем?
И подумай теперь - а каково жить людям по одному порядку? Скучно? Трудно? Уныло? А если этот порядок - совершенен? Если это - небесная высота и чистота? Если это идеал, эталон для всех? И люди, грешные, кающиеся, стараются соответствовать этому идеалу, жить по нему... И задумайся - вот неумеха, вот ученик первого класса, - сразу ли достигает высот? Сразу ли и немедленно ли неофит, начинающий почти с нуля или даже с нуля, заживет ангельской жизнью?
И задумайся - а ведь так может пройти вся жизнь, вся жизнь может пройти в приближении к идеалу, в поучении, в попытках научиться жить по-ангельски. Но учиться надо.
Если тот, кто говорит, как правильно жить, живет иначе - то надо, думается, взглянуть: как иначе живет. Совсем противоположно? Или только чуть-чуть? Может быть, он старается исправиться, может быть, он и оговаривает это свое поведение, может быть, он кается в том, что живет не так, как говорит?
Многие, многие знают, как жить. Учат, говорят, судят. Но когда жизнь оборачивается так, что они должны принять решение, именно то решение, о котором они столько твердили, то часто оказывается так, что они бывают неспособны, не в силах или даже "не в желании" принять то решение, поступить так, как говорили. Люди часто осуждают других за те грехи, которые, как кажется, они сами не совершат. И как часто выходит так, что через некоторое время они сами впадают в тот грех, в его подобие или сходное с тем грехом, за который они осуждали других.
25. Человеку трудно понять, что другой хочет его спасти. Некто, просвещенный одним учением, пытается убедить всех окружающих его в правильности этого учения, пытается донести до них истину, открывшуюся ему.
И подумай - все, все верующие той или иной религии убеждены, что истина с ними, у них, они знают истину. Сектанты тоже убеждены, что истина за ними. И каждый стремится "помочь" другим людям понять ее.
Посему так трудно проповедовать, посему так трудно бывает достучаться до сердец, потому что слишком много правд, слишком много убеждающих и уверенных в своей правоте людей.
Представь, что ты сам готов проповедовать, что ты сам, разумеется, уверенный в правильности своего учения, религии, веры, хочешь открыть ее другим людям, что ты желаешь им спасения, ибо без знания об этой вере, без веры они погибнут. И ты подходишь к людям, начинаешь говорить им, а они видят в тебе очередного фанатика, очередного уличного проповедника, который хочет им "втереть" некое учение, будто бы открывающее истину.
И значит нужен особый подход. Но какой? Собственный пример? Любовь? Личное обаяние? Готовность услужить, помочь? И не будет ли, размышляешь, лучшей проповедью твоей веры твоя жизнь, твое отношение к людям, работе, дому, семье? Люди, видя твою доброту, твою нравственность, твою открытость, твое бескорыстие и, скажу больше, праведность, не заинтересуются ли твоей верой, которую ты проповедуешь собою, своим примером, своей жизнью? И когда спросят - а как тебе удается быть таким, как ты стал таким, отчего ты такой, ты сможешь дать ответ, рассказав им о своей вере.
26. Цель жизни как будто проста - выжить. Жить до конца, жить до тех пор, пока не наступит смерть. Если абстрагироваться от иных целей и задач, то эта цель будет очевидна и ясна.
Есть ли религии, предлагающие мгновенную смерть? Есть ли те исповедания, в которых поверившие в них должны тут же убить себя? Может быть, есть те, где подготовка к самоубийству занимает продолжительное время? Может быть, есть те, где нужно пренебречь жизнью и умереть при определенных условиях, по строго заданному ритуалу?
А есть ли те, где нужно выжить любой ценой? Ценой другой жизни, ценой миллионов смертей, разрушений и насилия? Есть ли те веры, где жизнь одного, конкретного человека настолько обожествляется, что жизнь других людей уже не важна, ничтожна и в ней нет цены?
Можешь ли ты смириться с тем, что ты чей-то сон, что тебя не существует, что ты лишь некое скопление материи, случайность в этом придуманном мире? Даже если ты незапланированный ребенок, тебе должны быть рады, но кто порадуется очередной фантазии в ирреальном мире?
Сможешь ли ты смириться с тем, что ты должен медленно умирать, отрекаясь от всех чувств и эмоций? Можешь ли ты отвергнуть все желания и все стремления, все свои задачи и цели ради одной - умереть? Сможешь ли ты так сосредоточиться, что прервешь сам в себе жизнедеятельность на десятки лет? Или лучше просто броситься на меч, пусть и не подготовленным к очередному повороту колеса?
И можешь ли ты принять, как данность, что ты лишь творение Бога, что ты кусок глины, в которой бьется искорка вечности?.. Это было бы ужасно и страшно, если бы Бог Сам не сказал через Свое Слово, что Он любит тебя. Тебя - кусок глины с дыханием жизни, тебя - отрекавшегося от Него и стремящегося найти только свою выгоду, тебя - ненавидящего и завистливого, тебя - уродливого и мерзкого... Тебя - таким, какой ты есть.
И зачем тогда жить? Чтобы научиться любви? Чтобы научиться, навыкнуть в вере и правде, добре и благочестии? Чтобы устремиться к Источнику жизни?
Так кто же ты? Так кто же я? Почему я еще живу, хотя, как кажется, ничто вокруг не должно связывать меня? Ни семья, ни друзья, ни страна. Ведь это все эфемерность, это все - исчезнет, когда я умру... Ведь так мыслят многие. И умирают, отчего-то, в последний миг надеясь увидеться, надеясь еще жить...
А я верю и живу. Трудно и то, и другое. Трудно сохранить себя, трудно сохранить мир, трудно получить любовь, потому что ветхий человек сопротивляется. Но цель одна - выжить, жить. Только она неразрывно связана и с другими целями. Не может быть она сама по себе. Иначе - это просто долгий путь, бессмысленный путь. Жить ради того, чтобы жить. Здесь нет духа, нет идеала, нет стремления. И я знаю, что я сам наполняю их, от меня зависит, чем я наполню этот, тот же самый путь к смерти.
От меня зависит, каким он будет. И от того, в Кого я верю.
27. Труднее всего - жить. Умереть просто, просто даже тем, кто считает, что это трудно. Просто, потому что жить труднее. Кто-то скажет - убить себя это сила. Но я скажу - жить это сила. Жить - труднее, сложнее, жить - значит проявлять силу, а не слабость. И самоубийство это слабость, хотя бы потому что это отказ от дальнейшей жизни, от борьбы, от страданий, от радости, от всех благ и трудностей ее.
Убийство себя - уход из мира, уход от Бога, уход от вечности. Убийство себя - это легкий путь. Но куда? К Богу? А звал ли тебя Бог? Или ты незваным хочешь прийти туда, откуда и званых-то гонят, оставляя лишь избранных? А ты хочешь вломиться в дверь и сказать - хоть меня и не звали, но я сам пришел? Или ты хочешь уйти в небытие? Увы, законы бытия таковы, что жизнь души неуничтожима, даже дьяволу не под силу прервать ее жизнь. Бог установил этот незыблемый закон вечности рожденной души, и никто не может - даже Сам Бог - отменить его ради кого бы то ни было. Может быть, дьявол хотел бы умереть, исчезнуть, самоуничтожиться, ибо он есть само разрушительное зло, пусть и имеющее природу ангельскую, но даже дьявол не может убить себя, стерев свою личность из вечности...
Так куда же ты спешишь, совершая самоубийство? К кому или чему? Небытия нет, а Бог не привечает незваных. Вот если б ты совершил подвиг... Вот если б ты остался жить... Вот если б ты умер ради Него... Но нет - ты умираешь ради себя и во имя свое. И как же поступить с тобой?
28. Ты можешь кричать о своей вере, говорить о ней пред десятками и сотнями людей. Но кто-то все равно останется убежденным в своем. Как тебе доказать, как "продвинуть" свою веру? Как тебе показать ложность веры другого человека?
Положим, собственный пример не всегда удачен, особенно если сам ты неидеален. Да и в других верах вполне могут оказаться люди, которые в нравственном отношении, в любви, во внешних проявлениях превзойдут тебя в глазах окружающих.
В теоретических, догматических спорах тоже можно потерпеть неудачу. В конце концов все действительно зависит от веры, и если другой человек убежден в одном, а ты в другом, то теоретизировать можно бесконечно. И для тебя, и для него этот спор ничем не окончится. Все останутся при своем.
Да, ты можешь стоять в растерянности от той реакции, которую вызовет твое заявление о вере. Да, ты можешь столкнуться с агрессией и недовольством окружающих. Да, тебя могут запросто оскорбить и обидеть - причем просто так, походя и мимоходом. Люди даже не возьмут в голову твои слова, пропустят мимо ушей, и свои слова не сочтут оскорбительными или унижающими тебя. Нет. Это обыденность, это банальность и повседневность.
Итак, не думай, что раскрыв рот, ты привлечешь к себе всеобщее внимание и благоговение. Скорее наоборот - будь готов к хуле и ропоту. Тебе будут задавать вопросы, не ожидая ответов. Твои умные речи будут прерываться смехом и грубыми шутками. Твоя проповедь в не подготовленной и в не готовой тебя слушать аудитории вызовет только хохот и насмешки. Да, быть может, кто-то и услышит, да, быть может, кого-то и "зацепит", и наверное, ради этого стоит рискнуть своей репутацией и быть даже смешным в этом диком обществе. Но рискнешь ли ты?
И сидишь, молча. Однако готовый в любое время дать ответ вопрошающему о своем уповании.
29. Можно зачерпнуть песок ладонями и смотреть, как он течет сквозь пальцы. Можно провести вечность, черпая песок... Чем отличается беготня за ценностями века сего от подобного занятия? Найдет волна и утащит за собою твой песок. Придет смерть и заберет из твоих рук все богатства, что ты скопил.
А есть ли неветшающие склады? Есть ли тайники души, куда можно спрятать сокровища для вечности?
Если нет вечной жизни, то незачем и складывать что-то в душу, незачем вкладываться в нее. Ведь и души-то нет, тайников нет, а есть только тело, которое, разумеется, нужно ублажать. Ведь тело живет так недолго, ведь сознание так недолговечно.
30. Жаль ли тебе уходить, оставив всё? Как будто все сгорело или утонуло, как будто вся жизнь началась сначала. И так случится, так будет после смерти. Безо всего, только с тем, что внутри.
Встанешь тогда перед Богом. Без денег, без квартиры и без работы. Только сам, только твоя личность. И чем оправдаться, что сказать на слова - что доброго сделал ты в жизни? Есть ли, что принести на алтарь Богу? Есть ли какие-то добрые дела?
И подумай - а может, тебе и не придется ничего говорить. Все и так ясно - Богу виднее и яснее. Над тобою могут вынести суд без твоих слов. Или нет - тебя спросят: хочешь ли ты к Богу? И совсем не станут спрашивать, если отправят в ад. Ты туда явно не хочешь, но тебе туда... надо.
Подумай - на Страшном суде ты будешь молчать. Ибо что говорить? Оправдываться? Гордиться добрыми делами? Суетиться пред престолами и умолять о пощаде? Что ты можешь сказать всеведущему Богу? Что ты можешь представить Ему на суде? Тебе, быть может, останется только стоять и молчать, внимать и оплакивать свои грехи.
И быть может, этот суд будет судом милости, а не судом гнева. Хотя... смотря что натворил.
И самое главное - там не откупиться. Ни деньгами, ни квартирами; Бога не подкупить красивой внешностью. Он Сам тебя создал, как и всех других. И фотомодель Он любит равно, как самого безобразного с точки зрения общества человека. И равно, как кто-то сказал, любит Гитлера и Богородицу. Вот только ответная любовь никак не равна...
И посему, стоя на суде, ты можешь представить Богу только самого себя. Твои дела известны, твои мысли и поступки пронесутся пред тобою. И вот он ты - раскаявшийся или гордый, вот ты, ждущий решения своей вечной судьбы. Вспомни еще об одном - будет два суда, и могут быть два решения. Тебя после смерти могут сослать в ад, но оттуда могут "вытянуть" тебя молитвы живых. И на последнем или Страшном (наверно, потому что последнем) суде будет вынесено окончательное решение. Ты можешь быть спасен. Если только... Если только кто-то будет молиться за нераскаявшегося грешника.
31. Испытания закаляют. Когда все спокойно, притупляется бдительность и кажется, что не благодаря Богу, но тебе самому покой вокруг тебя и в тебе. Но когда настают бури, когда неоткуда ждать помощи, тогда вспоминаешь о Боге, о сверхъестественной силе выше тебя.
Но кто-то обращается к другим силам. Кто-то хочет "действенной" и быстрой помощи, явных чудес и гарантированного благополучия. Однако с чего взял сей человек, что там, где он ищет, правда и истина? Почему он считает, что гадалки, колдуны и целители действительно помогут? И в чем их отличие от Церкви, по его мнению?
Люди говорят, я не верю Церкви. Почему? Потому что священники плохи? А целители и колдуны, стало быть, хороши и праведны? Астрологи, выходит, не могут ошибиться и живут чистой жизнью? Почему же им отдается предпочтение? Почему одни святы, а другие нет, хотя человек мало что знает собственно о колдуне, о его личной жизни, о его личной праведности, внутреннем мире, и тем не менее обращается за помощью именно к нему?
Многие вообще не верят в сверхъестественные силы. Как же они, эти люди, преодолевают те состояния, что выше человеческих сил, откуда они черпают энергию? И наконец, если нет души, если нет ничего возвышенного и нравственного, то где критерии добра и зла, где критерии внутреннего человека? Если я веду себя внешне безупречно, стало быть, я свят? Пусть и внутри меня сжигают зависть и гордость, пусть внутри у меня пышным цветом расцветают страсти, но внешне я буду для всех праведен. И не важно, выходит, мое внутреннее состояние - оно мое личное, индивидуальное, эгоистичное - оно принадлежит мне, а не обществу, оно - моя проблема или мое удовольствие. И не важен сам человек, с его душою, проблемами, исканиями. Не важен его внутренний мир, а важна лишь функция, внешнее поведение. Ибо если все равно все мы умрем и исчезнем, то какая разница, что я чувствовал, как я жил, чем жил... Не важно - творил ли я добро или зло, не важно, убивал ли я, насильничал или постился в пустыне. Это для общества, для потомков важно, что я внешне сделал - написал книгу или картину, построил дом или вырастил дерево.
И если нет сверхъестественного ничего, то какой смысл в религиях, астрологии, целительстве словом? Зачем вообще какие-то храмы, гороскопы, святая вода и прочие "игрушки"? Зачем вообще молитва и пост, свечи и мантры?
Но когда тебе самому плохо, не хочется ли (ах, это малодушие!) поверить в нечто... нечто "что-то там", некое безличное начало (для начала)? Не хочется ли не расставаться с самим собою? Или... ты настолько уже сам себе надоел, что только стирание твоей личности, полное исчезновение поможет тебе? Ирония - только исчезновение поможет личности.
32. Как "утешительно" думать, что где-то люди ошибаются в выборе жизненного пути, где-то люди идут в пропасть, где-то люди, поверив чужим богам и лжеучениям, противятся Богу, в Которого ты веришь. Тебе есть с чем сравнить свою жизнь и веру. Тебе "приятно" думать, что они-то идут в погибель, а ты, хоть и еле жив душою, хоть твоя жизнь тебе самому кажется дурной, тем не менее веришь, что спасешься, что Бог не отвергнет тебя.
Как странно думать и рассуждать так! Выходит, нужно радоваться, что миллионы людей ошиблись и гибнут? Нужно возвеличивать себя и ликовать, что ты-то спасен, а другие, глупцы и невежды, идут в ад? Нужно радоваться, что твоя никчемная жизнь гораздо лучше и чище, праведнее и успешнее с точки зрения вечности, чем жизнь миллионов погибающих?
И конечно, ты говоришь - я вижу свои грехи, у меня их много, я грешен. И совершенно не думаешь о том, действительно ли ты их видишь, действительно ли сокрушаешься о том, что они в тебе, что ты поддаешься им, что ты до сих пор увлечен ими. Тонкая грань между гордостью за то, что у тебя есть грехи и ты их видишь, и истинным покаянием. Тебе кажется, что ты каешься, что ты просишь Бога простить тебя, что ты исправляешь свою жизнь, и тонко-тонко гордишься тем, что ты все это ощущаешь и видишь в себе.
Но ты сравниваешь себя с другими, но ты в уме своем полагаешь - о, я спасусь, а они нет, я выше их! Ты уже почти принят в рай (для тебя - это само собой разумеется), а вот с ними, теми глупцами - Бог разберется, но ты о них свой личный суд уже вынес.
Подумай - не скажет ли Бог тебе: "Я не знаю тебя. Отойди от меня, делатель неправды!", хоть ты бы и кричал - "Господи! Господи!"...
33. Никто не знает, что внутри человека. Даже он сам, открываясь, не говорит всей правды - что-то остается при нем, личное, что-то искажается в его понимании и выражении словом, что-то не понято и им самим.
Судить людей и сложно, и легко. Сложно - если понимаешь, что не все открыто и не все так уж ясно с первого взгляда; не заглянуть в глубины человеческого сердца и помыслов, не раскрыть его душу и не увидеть предысторию и последствия поступка. Легко - потому что внешнее всегда проще, чем внешнее и внутреннее. Внешне видны факты, внешне видны действия, которые и породили поступок, которые и являются поступком, и о которых и выносится суд. Нетрудно построить цепочку умозаключений, основываясь на видимых фактах, нетрудно распознать и грехи, которые совершает другой человек.
И как часто судим мы внешним судом. Исходя из собственных представлений и убеждений, опыта и мировоззрения - легко раздаем ярлыки направо и налево, легко определяем степень греховности человека.
И мы не можем сказать - пусть его, пусть живет, как живет, пусть так, это его. Мы обсуждаем его, раскладываем по полочкам его поступки, припоминаем его прошлые действия, все валим в кучу и выносим приговор...
А что внутри у него? Бог знает. Важно ли это? Важно ли закону, праву какими мотивами руководствовался человек? Иногда да, но зачастую нет. Что-то может смягчить твою вину, что-то может помочь тебе освободиться от наказания, но поступок, действие совершены, сделаны. И если мысль родилась и погасла в мозгу, так и не выразившись в действии, то действие, пусть и без мысли, осуждается. И пока тебя терзают гордость и самомнение, зависть и злоба, это никому не интересно, это твое, это никому не мешает, только тебе и вредит. Но если это выплескивается в действия, во внешние выражения, то жди - общество отреагирует на это.
И тогда задумываешься - слава Богу, что мы не можем читать мысли других людей. Мало что ли нам злых действий, обидчивых слов, угроз? А к ним бы еще присоединились мысли, которые так трудно удержать на поводу.
34. Как - возложить упование и надежду на Бога, предать Ему всю свою жизнь и одновременно с этим не сидеть, сложа руки? Где та грань - между преданием себя в руки Божии и собственными усилиями или бездельем?
Как рассчитать свои силы - с этим ты справишься, а это раздавит тебя? Как жить, ходя пред Богом, и действуя? Сможешь ли каждый день говорить Ему - как Ты благословишь, так пусть и будет; дай мне жить по Твоей воле, открой ее для меня, помоги мне поступать согласно ей?
И может быть, жить так, как живется, но в те моменты жизни, когда представляется шанс, когда нужно сделать выбор или решиться на какое-то важное дело, тогда и предавать себя в руки Божии, молиться, просить благословения и прислушиваться к своей совести - как решить это дело?
И тогда, быть может, не встанет трудный выбор с местом работы или жительства, с поступлением или не поступлением в вузы, тогда и супруг будет тот, которого достоин. Жить в соответствии со своим укладом, с тем, который уже благословлен Богом, который угоден Ему. И если жизнь уже идет по Его воле, если уже ранее ты получил Его благословение на именно эту жизнь, тем легче будет жить дальше, ибо в этом русле жизнь и будет течь. И все варианты, встречающиеся на ней, будут вытекать уже из совершенных, благословленных действий...
Значит главное - положить начало, главное - выбрать раз и навсегда путь по Богу, к Богу. И тогда, что бы ни встретилось тебе на пути жизни, то будет ожидаемо и по твоим силам. И любые несчастья, невзгоды, любые трудности - ничто не отвратит тебя от избранного раз и навсегда пути, ибо все эти случаи и обстоятельства будут лишь укреплять тебя и лишь помогать, поддерживать тебя, твою веру, твою жизнь. И ты будешь жить, действовать, трудиться, а все случающееся воспримешь из рук Божиих. В этой синергии и будешь жить... И после смерти как отринет тебя Бог, если уже в этой жизни ты был с Ним и шел к Нему?
И сможешь тогда сказать... странная мысль... "Вот, Господи, я, наконец, навсегда с Тобой!"
35. Есть ли чудеса в современном мире? Кто хочет, кто верит, тот и видит. Есть множество необъяснимых явлений, однако пытливый ум, неверующий ум стремится всюду увидеть ложь, подделку, людские ухищрения, мошенничества верующих.
Но верующие и сами в некоторой степени дискредитируют чудеса. Требуя чуда, мы словно говорим - без явного, демонстративного вмешательства Бога в нашу жизнь, без такого действия, которое бы было видно не только нам, но и неверующим, мы не сможем до конца быть уверенными в Твоем бытии. Странно, но мы требуем чудес, странно, но мы не видим их каждый день в нашей жизни, не умеем понять их и оценить по достоинству.
Всюду неверующему чудится подвох. Не доверяя "этим фанатикам", он выискивает возможность опровержения их веры, их чудес. Он ждет своего часа, ждет и с упорством ищет своего шанса. Встав в позу и скорчив презрительную мину, он легко начнет поучать невежественные массы, едва только он найдет, за что уцепиться в их веровании. Вообще, оспорить (особенно голословно) можно любой догмат, любое положения вероучения. Против фактов же бороться трудно, но можно измыслить некоторые конструкции, типа - "это все позднейшие вставки", "это вы придумали", "никто так не писал" и так далее. Верующий может объяснить, как и почему он верит, но он не может силой логических доказательств убедить неверующего в истинности своей веры.
Подспорьем ему могли бы служить чудеса, но пока чудо не случится с самим неверующим, он не поверит. И думается, что величайшее чудо будет состоять не в видении сверхъестественного, не в ощущении ирреального, но в том, что неверующий станет верующим, в том, что он обратится от своих путей и станет Божиим. Вера в сердце - вот, думается, величайшее чудо на земле.
36. Смерть не страшит, если ты уверен в том, что тебя ожидает после нее. А как быть уверенным? Вера это и есть уверенность, это внутренняя убежденность в том, что произойдет с тобою. Но как не испугаться, как не сомневаться и как не отвратиться от веры перед лицом смерти?
По-человечески трудно понять, осознать, как вытерпели великомученики те страдания, те мучения, которым их подвергали. Даже вообразить и представить тяжело. Но, быть может, в том и заключается смысл - человеческому уму, человеческому сердцу то не под силу. Без Бога никто бы не выдержал, без Бога даже от воображения, от представления этих мучений щемит сердце. И конечно, думается, сами мученики без Бога, без Его помощи, без Его поддержки и укрепления тоже, как и мы сейчас, с трудом бы представляли - как можно человеку выдержать такие терзания и пытки. И думается, что от одной уже пытки, от одного уже истязания человек без Божией помощи испустил бы дух. Но поддержка Бога настолько укрепляла их, делала их неуязвимыми, что они, пройдя через все испытания, только укрепили в себе и в палачах веру. Великомученики же на то и великие мученики, что претерпели испытания, такие страдания, которые ни один человек не выдержал бы.
С другой стороны человек неверующий возмутится - как Бог и зачем Бог допустил до таких страданий человека, зачем было Богу держать так долго человека на этой земле, заставляя его испытывать различные мучения? Ведь отпусти Бог человека, дай ему умереть от первой же пытки - и вот, он мученик, вот он святой! Но нет, великим испытаниям подвергает Бог человека, и зачем же? Только за тем, чтобы укрепить его веру? Только за тем, чтобы мы укреплялись его примером? Только за тем, чтобы прославить его?.. Но слабее ли по святости мученик? Обычный простой, если можно так сказать, мученик слабее, меньше по святости, чем великомученик?