Мир очень красив. Бесконечно прекрасная, изменчивая и постоянная наша планета тому самое яркое подтверждение. А если уподобиться улитке и выглянуть одним глазком из раковины Земли, то везде можно встретить прекрасное.
Лунные радуги, разноцветные пески Марса, безмолвные песни Юпитера, гигантские фонтаны Энцелада, берега Великих Озёр на Титане, обманчивая внешность астероидов, кипящие льды Плутона...
Другие звёзды. Другие планеты. Если высунуться из "раковины" чуть дальше, можно увидеть продолжение - каменные дожди Корот-7б, адские глубины Осириса, фиолетовые рассветы Мафусаила...
Мир впереди
Год 2134-й.
Станция 128000-А1. Солнечная система, спутник Сатурна Титан.
В металлической трубе - коридоре исследовательской станции - уже годы не ступала нога человека. А зачем? Автоматика станции позволяет станции активно работать, а дальняя связь - успешно сообщать на Землю о текущих достижениях. Всё же, мало кто из людей мог бы прожить и проработать на Титане сорок лет - а для автоматов это несложная задача.
Вообще, одной из самых интересных лун в Солнечной Системе за прошедшие почти две сотни лет космической эры досталось сравнительно мало человеческого внимания - всего одна высадка в конце прошлого века, когда экипаж DeepStar 2 опытным путем выяснил, что для Титана шесть человек, одна база и один челнок эквивалентны извержению супервулкана. Вместо людей углеводородную планету регулярно посещали автоматические станции.
- Эксперимент МРВ-10021. Начинаем выход.
Незаметно для взгляда начал движение внешний люк ангарной палубы. Открыв через несколько секунд заметную щель, люк приостановился. Через долю секунды из неё вылетел распластанный по воздуху крылатый аппарат. Обманчиво медлительный "скат" удалился от станции на добрые километры, прежде чем отверстие закрылось.
Снаружи был Титан. Самая яркая и известная область спутника - прибрежная полоса. Метановые реки, горы и песок из водяного льда - мало отличающиеся от каменных, оранжевые облака...
- Целевая область - район АFG-82-11.
Станция Лагранж-4, околосолнечная орбита, одноименная область для Земли.
Произнесший эти слова замолчал и откинулся на спинку кресла. Точнее, попытался откинуться - всё же в невесомости это не так просто. Впрочем, здесь не только кресло было условностью. Программа, залитая в память роборазведчика, всего лишь сообщала об этапах выполнения. Станция работала по хоть и изменяющемуся, но весьма долговременному плану - причём штатный выход, точнее, вылет был далеко не самым важным пунктом. Титан, хоть и порой очень сильно напоминавший Землю - реками, дождями и прочей изменчивостью - всё же был гораздо спокойнее той же Луны. В задачи наблюдателя прямое воздействие обычно не входило. Как сейчас. Так что числившийся наблюдателем обычно занимался более интересными вещами, требующими какой-никакой активности. Например, атмосферные зонды на Сатурне сообщают, что в тропосфере начинает сворачиваться новый метастабильный вихрь размером с Луну, нужно срочно вытаскивать из вихревого кольца попавший туда в недобрый час аппарат, пока не завертелось. Или нештатка карголэндера на Луне... Впрочем, там уже и смотреть не на что. Как уже бывало - очередной небольшой ударный кратер, груз попортило как взрывом двигателя, так и криотопливом... Стоп! Перед взглядом опера выскочила пик внимания и линк на данные с Луны.
По мере понимания инфы отношение опера к проблеме менялось - были б волосы, встали б дыбом. Лэндера нет! Ни следа! Пропал не просто со связи, а пропал вообще! Как это могло быть... Буквально за секунды опер станции контроля Солнечной системы собрал разбросанные по окололунной части Системы данные. Итог всё также оставался неутешительным. Да, что-то случилось на лэндере - помехи на связи тому подтверждение, после чего он исчез. Чек пространства в потенциальном районе нахождения обломков не дал ничего нового.
Проще говоря, лэндер либо аннигилировался, либо ушёл смятым пространством. В обоих случаях странно. Аннигиляция без выделения энергии в доступных диапазонах маловероятна, а выделение энергии отсутствовало. Установка же для смятия пространства - станция "Ариадна" - на всю Солнечную Систему всего одна, и у неё работа на десятилетия вперёд распланирована.
Через несколько минут стандартного времени полный отчёт по ЧП ушёл в координационный совет.
Впрочем, каких-либо последствий событие не имело.
Опер станции контроля не имел уровня доступа, позволяющего раскрывать подробности операций уровня экспериментов "Ариадны". А эксперимент, должный определить возможность перехода во времени, имел уровень защиты чуть повыше, чем прочие.
Упомянутый лэндер был всего лишь объектом эксперимента. И задача его была - после переноса спокойно сесть на поверхность Луны и... ждать. Тем более, что временной промежуток планировался мизерным - каких-то полтора часа в прошлое. После прошествия этого времени аппарат выходит на связь - то есть для наблюдения он просто мгновенно перемещался. Впрочем...
Впрочем, ситуация с одним из первых пробных переносов не в пространстве, а во времени, была очень похожа на первые опыты пространственных транспортировок. Дело в том, что М-теория, хоть и весьма проработанная качественно, была очень неточно проработана количественно. Первые калибровочные уточняющие опыты заняли немало времени - только через полтора года после первого успешного включения были запущены первые форпосты к интересным звёздам. Здесь было так же - промахнулись по уровню энергии, что при его сложной нелинейности было очень просто. Аппарат, набитый - на всякий случай - разнообразным оборудованием и информацией, убыл почти на два столетия в прошлое. Причём - не просто в прошлое, а создав во время путешествия собственную вселенную, идентичную нашей до момента появления в ней карголэндера модель VGLC-20FL.
Станция "Ариадна-2", система Хо Весов(Глизе 581).
Второй техноузел межзвёздной связи, первый внесолнечный форпост Земли. Как только его не называли.
Впрочем, Земля слишком недавно вырвалась за границу Солнечной системы - с момента запуска первого возвратного комплекса прошёл всего двадцать один год. А в полную силу этот комплекс начал работать меньше года назад. Да, для превращения маленького космического аппарата в станцию связи по смятому пространству(СП-станцию) потребовалось двадцать лет упорной работы чрезвычайно сложных автоматов. Один за другим вставали проблемы - информация, материалы, энергия, снова информация и вновь по кругу. Гениальные конструкторы-программисты-учёные смогли создать аппарат весом всего лишь несколько десятков тонн, способный решить такую глобальную задачу.
Та же система, двадцать с лишним лет назад.
Зона искривлённого пространства, тем более, перемещающаяся со скоростью значительно больше световой, снаружи себя не показывает ничем. Впрочем, себя может показать переносимый в этой области объект. Но за ту долю секунды, потребную для разжатия объекта, сложно что-либо заметить... невооружённым глазом. Вооруженным, впрочем, тоже не очень просто.
Короче, внезапно из ничего в относительно пустой области пространства на расстоянии сильно меньше астрономической единицы от местного солнца над плоскостью эклиптики возникает конструкция. Неопознанный космический корабль.
Впрочем, наблюдать за ним некому. Местные планеты прижаты к звезде и вроде бы безжизненны, пылевой диск рассеялся, пространство не забито космическими аппаратами и сигналами связи, в отличие от Солнечной Системы.
Корабль, между прочим, несёт чёткие отпечатки земных космоконструкций. Всё выглядит одновременно ажурным и аморфным. Ну, разве что посадочные зонды - так они вынуждены иметь обтекаемые формы, иначе в атмосферу спокойно не спуститься... И округлые емкости. И прочее оборудование, несущие чёткий отпечаток функциональности.
С другой стороны, этому аппарату работать в автономке до полной самостоятельной пересборки, а до этого момента покрасоваться на кадрах инфы для Земли не получится.
"Искусственный идиот" терранского зонда-трансформера собрал достаточный для перехода к первому этапу работы объём свежих данных за какие-то несколько месяцев. Относительно устаревшие - на двадцать лет - были принесены с собой, и изрядно отработанные ещё при создании робота на поверхности и орбите Земли.
Инженеры, создававшие первые космические аппараты, могли бы гордиться потомками. Данных, собранных роботом после нескольких околопланетных пролётов, хватило, чтобы оценить внутренние планеты. Оценка была не очень утешительной. Жизни, тем более разумной - не нашлось. По крайней мере, активной - впрочем, исследования "на первый взгляд" были не самым важным пунктом программы. Самым важным оставался поиск места для СП-станции.
Место нашлось. Одинокий, но весьма богатый ресурсами спутник планеты Б. Родной брат нашего Меркурия - маленькая, но полезная планетка. Металлы, неметаллы... впрочем, многое уже улетучилось с горячей луны - более 500 Кельвин на горячей стороне.
Если б автомат мог назвать место своей будущей работы - он бы назвал её "тёмной Луной". Да, близкий к чёрному цвет поверхности - углерод! - играл немалую роль в разогреве спутника. Впрочем, найти более-менее удобное место получилось и здесь.
После выхода на окололунную орбиту аппарат приступил к первому промциклу. На базе самого аппарата и начальных запасов ресурсов. Да, через игольное ушко портала не получалось пропихнуть ресурсы для полноценной стройки - хватало только на первый цикл автоматов, которые построят из ими добытых местных ресурсов на родном сборочном комплексе второй цикл, далее работы по второму циклу позволят развернуть третий... И так, пока не будут построены все необходимые установки обеспечения станции. Роботы нулевого цикла прилетели в контейнерах зонда, как и универсальный сборочный комплекс малой мощности. Теперь всё это должно было очень долго, осторожно и аккуратно работать.
После разборки зонда гроздь контейнеров ушла к поверхности. Реактор зонда превратился в энергостанцию маленького посёлка, двигательный комплекс - в элементы производства, радиосистемы дальней и сверхдальней связи в перспективе разбирались до элементов схем и даже до исходных ресурсов. 100%-ная эффективность по ресурсам.
С момента появления аппарата в системе прошли считанные месяцы. Впрочем, система сама была очень компактна - время обращения гиганта-родителя вокруг звезды составляло меньше земной недели.
Микрограммы, миллиграммы, и даже килограммы выцарапываемых из планетоида недостающих элементов раз за разом превращались в необходимые детали, элементы, модули и целые блоки.
Девятнадцать лет одно и то же... Шаг за шагом роботы строили путь домой. В проекте станции были запланированы будущие экипажи, а люди, даже люди двадцать второго века, всё ещё остаются людьми. Посему на одном из последних шагов первого этапа были развернуты оранжерея и жилой блок. Заселение оранжереи провели бережно хранимыми клетками хлореллы-МФА11О2... и так далее. Проще говоря, специфичным штаммом этих простых водорослей, приспособленных к свету Глизе 581. Обеспечить их питанием и энергией было не столь уж и сложно на фоне того, что уже сделали славные роботы.
Солнечные поля - сердце обновлённого энергокомплекса - были не самым идеальным вариантом для СП-установок, но всё же, всё же. Кларк-реакторы, использующие "подкладку Вселенной", на момент старта проекта были всего лишь первыми опытами. Старый ядерный реактор тоже нёс весомую долю нагрузки, а сборка термоядерной установки на месте замедлила бы работу на десятки лет. И последние полгода система всего лишь накапливала энергию для единственного импульса смятия. Полгода работы ради 0,5-секундного импульса, за который к Земле отправили всю рабочую информацию. Теперь очередь была за другой частью канала.
Там же и в Системе, сейчас
11 месяцев назад, 21 декабря 2133-го по стандартному исчислению, станция вышла на связь. В Солнечную систему попали терабайты новейшей информации, мгновенно поглощённые бездонной Сетью...
Сеть глотнула и потребовала: "ЕЩЁ!" :)
Но ради "ЕЩЁ" надо было трудиться. За несколько дней спроектировали программы исследований и непосредственных действий в системе Глизе 581. Планы работ, первый экипаж, ресурсы, необходимые для жизни и работы готовились и отправлялись... За двадцать лет станция "Ариадна" изрядно прибавила в энергообеспечении, теперь запуск с полной нагрузкой не лишал комплекс энергии на полгода - за следующие месяцы на форпост улетели сотни тонн груза. Самым важным грузом, что логично, считалась новейшая система сверхсветовой связи - точнее, программа модификации комплекса смятия. Единая Межзвёздная Сеть, мечта из прошлого.
И только после немалой перестройки уже готовой станции был отправлен первый экипаж. Шесть человек научного персонала - первый экипаж, первые пассажиры межзвёздной транспортной сети. 1200 кг груза. Впрочем, эта тонна с хвостиком - оправданный груз.
Вообще, человеку XXII-го века тело особо не нужно. Порой не совсем, далеко не всем - но ушедшим в информационный вид точно не нужно. Но для работы руками и не только тела были нужны - посему существа, вышедшие из СП-камеры на Эндимионе, были похожи на нас.
Не так уж они и отличались. Какая, в сущности, разница, состоит тело из органики или не только из неё? Или совсем не из неё, повторюсь, какая к чёрту разница... А вот полтора десятка дополнительных чувств и постоянно присутствующая Сеть - это чувствуется. Как и нечувствительность к холоду, вакууму... Хотя я ошибся. Не нечувствительность, а неуязвимость. Замечательная и очень полезная новинка.
---
Между прочим, в среде создателей межзвёздной экспансии проскакивали идеи, что было б неплохо в следующую систему отправить автономный мобильный комплекс. Типа "пилотируемый корабль". Возможности кларк-реакторов позволяли спокойно запитать от вполне компактного аппарата не менее компактную СП-установку, получая в результате далеко не одноразовую и весьма многоцелевую систему. Проще говоря, завершить очередной качественный переход между транспортными системами в Космосе: первый в первой половине прошлого века - от ЖРД к ЯЭРДУ, второй шестьдесят лет назад - от ЯЭРДУ к ТЯРДУ, и незавершённый пока третий - от термояда к СП-системам.
...
Мир позади
Киберу было скушно.
Грузовик, разлапившись наподобие кузнечика перед прыжком, почти что висел на склоне некрупного кратера. Впрочем, даже уклон в полтора десятка градусов не играл для гибких и подвижных опор никакой роли, а поддержание горизонтального положения базовой платформы производилось и вовсе автоматически во всех возможных и невозможных случаях.
И висел он на одном и том же месте уж который год. Неудивительно, что искусственному идиоту, успешно рулившему не так уж и новым аппаратом который год, и набравшему стаж в полсотни взлётов-посадок, было скушно. На связь с ним люди не выходили, вблизи от него не появлялись, старый приказ, выполненный от и до, лишил аппарат большей части топлива и возможности выйти обратно на орбиту и поискать хоть там.
От груза тоже ничего нового не было. Лежит себе в стандартном защищённом эмбрион-контейнере пятнадцать тонн электроники и промышленного оборудования для разворачивания очередной полноценной базы, а в недалёком будущем - и города, наподобие тех, что появились и расплодились на Луне ещё в последней четверти 21-го века. Лежит и в ус не дует, всё ждёт, когда его включат и запустят на полную катушку. А остальные почти шесть тонн весового лимита грузовика занимали приборы, воткнутые научниками на всякие случаи - собрать ещё терабайт-другой полезной информации всегда полезно. Впрочем, и от них киберу ничего интересного не светило - приборы закрывали куда как крепче, чем даже почти вечный эмбрион-контейнер, некоторые из которых провалялись до использования по тридцать лет - и всё равно продолжали работать. А приборы... Ну, погружения в Солнечную корону они б не выдержали, но вот в атмосфере Венеры прожили бы достаточно времени, чтобы собрать и отпнуть основной пакет данных.
Но кибер всё равно продолжал периодически открывать один глаз и внимательно осматриваться. А заодно прослушивать все доступные диапазоны, хоть и за прошедшие десятилетия до его антенн долетали лишь малопонятные обрывки радиосигналов, не несущие полезной - для него - информации.
Вот и сейчас кибер проснулся и прислушался. И таки услышал. Непонятные сигналы на радиочастотах УКВ, что-то подобное в соседних диапазонах и - яркая звёздочка, пересекающая небо Луны! Робот, можно сказать, обрадовался - и попытался выйти на связь всеми доступными средствами.
Год 1959-й, сентябрь месяц, 14 число
- Сергей Павлович?
- Да, Михаил Сергеевич? - сияющий улыбкой СП обернулся к Рязанскому.
- Есть у меня новость по Е-2. Не знаю, хорошая, нет - но интересная, аж жуть.
- Рассказывайте скорее.
- По докладу радиометристов c Кошки, во время последнего сеанса связи сигнал шёл с помехами.
- Ну, помехи, и что? Солнечный ветер, например.
- А вот что - они сообщают о наложении на наш сигнал с Е-2 чужой передачи, на другой частоте, что и было принято за помехи - и сигнал прекратился не одновременно с сигналом Луны-2.
Все присутствующие изрядно удивились.
- Чужая передача? С Луны?! - недоверчиво протянул Королёв.
- Это не ошибка?
- Не похоже.
- И что это за сигнал?
- Непонятно - с неохотой протянул Рязанский. - Не смогли декодировать.
Прошло считанные годы. Каких-то одиннадцать лет.
- Это маленький шаг для человека, но огромный шаг для Америки... Шшшш. - с поверхности Луны шла мутная картинка. Люди на Земле внимали словам Армстронга затаив дыхание.
А на самой Луне герою-астронавту было невесело. В районе основного места посадки, выбранного для их экипажа, призем... нет, всё-таки прилунился - советский аппарат, и парни с красными флагами на рукавах уже наверняка обшаривали очень интересный объект, "...который должны были найти МЫ!" Но русские успели раньше - на считанные часы, а на переданное из Белого Дома в Кремль предупреждение ответили кратко: "Влезете - собъём". В Пентагоне поверили - испытания космического оружия класса "космос-космос" в Советском Союзе успели провести до заключения договора о космосе. А Аполло по живучести уступает даже Фантомам и Скайхокам, которые успешно сбиваются над Вьетнамом такими же советскими ракетами.
Впрочем, резервная площадка для посадки ЛМ находилась от основной в каких-то нескольких десятков километров. На борту посадочной ступени скромно висел лунный ровер. А граждане Америки очень не хотели, не любили и не умели проигрывать. Если на Луне действительно находится чужая техника, то одна эта находка становилась краеугольным камнем будущего вечного превосходства США. Но русские опередили опять... Они первыми обнаружили странную, активную радиоаномалию на Луне, они первыми пришли к мысли, что это не может быть ничем, кроме активного радиокомплекса неземного происхождения, и они же первыми его обнаружили... А теперь - они первыми до него добрались.
Через несколько часов после первого выхода наружу астронавты уже неслись по серой равнине, крепко держась за поручни лунного багги, и под дождиком из мелкой, острой лунной пыли. Позади остался лунный модуль и пока ещё короткая тестовая колея, впереди же находилась Цель.
Возле цели же кипела работа. Впрочем, кипела она только с точки зрения специалистов и самих космонавтов. С точки зрения зрителей... Впрочем, сторонних зрителей здесь не было.
Космонавты вприпрыжку перемещались между округлой фигурой Лунника, застывшей ближе к подножию склона, разбросанными по склону приборами, и периодически оглядывались на "Кузнечика". Так Лунный Артефакт обозвал оставшийся на орбите Гагарин, увидев его на трансляции с поверхности. Впрочем, как-то по-другому назвать тонколапую конструкцию чужого лунника с толстым "брюхом" было сложно. То, что это - лунник, было понятно сразу. Он даже не так уж сильно отличался от притёртого в каких-то ста метрах ЛК, тоже когда-то получившего это прозвище. В разы больше, наверняка гораздо лучше оснащённый - но даже на взгляд инженеров, понятный и логичный. Навскидку, один из присутствующих в ЦУПе предположил, что "брюхо" аппарата - наверняка грузо-пассажирский отсек, или сам груз. Соответственно определили кабину - или приборный отсек управления, если аппарат оказался беспилотным.
Вообще, что в ЦУПе, что на Луне и около неё - нервничали. Конечно, спасибо товарищу Брежневу и другим товарищам, что обеспечили комфортные условия работы, отогнали американцев. Но ведь первая встреча, как-никак. Это не считая того, что это - первый окололунный полёт и первая высадка на Луну.
Весна 1960-го, первые фотографии обратной стороны Луны получила "Луна-3"
Связь с АМС была опять нарушена чужой передачей. К сожалению, как и в случае с Луной-2, эфир слушали не только в СССР. Но для советских исследователей полученные данные стали однозначным доказательством существования Аномалии.
Год тысяча девятьсот шестидесятый, июнь. Совет Главных.
- Предположим на минуту - только предположим - что Эйзенхауэр не блефует. Что Америка действительно сможет отправить лунную экспедицию с высадкой за десять лет. - размеренно говорил Королёв, только нервно сжимающиеся пальцы выдавали волнение.
- Они ведь и вправда могут. Собрать все силы, использовать мощь своей экономики, а инженеров собрать со всего мира. Тем более, когда они осведомлены о призе, который там ждёт.
- Тогда... Что? Мы оценивали время для подготовки нашей экспедиции не меньше, чем в десять лет, и только в том редком случае, что нас поддержат полной мерой. - а это друг-соперник Валентин Глушко.
- Придётся сконцентрироваться на Луне. Хрущёва особо убеждать не придётся, да и маршал Неделин тоже мужик с понятием. Если этот шанс упустим, другого не будет.
Несколько позже. Совещание в Москве.
- План достижения Луны составлен следующим образом - каждое наше действие должно приближать нас к цели. Каждый отдельный проект должен представлять не только готовое изделие и выполненную задачу, но и полностью отработанный элемент будущей лунной экспедиции. - Сергей Королёв выступал перед высоким собранием - все члены Совета Главных Королёва и другие главные конструкторы, важные персоны вроде главкома РВСН, ради этого бросившего подготовку новой межконтинентальной ракеты на Байконуре, секретаря ЦК, прервавшего отдых в Крыму, и представителей промышленности вроде Устинова.
- Лунная экспедиция в любой форме представляет собой цепочку последовательных событий. Это старт с Земли, орбитальное маневрирование и монтаж на орбите, межпланетный перелёт, высадка на поверхность и работа на поверхности Луны. После выполнения работ на Луне происходит возвращение экспедиции с поверхности Луны на орбиту, межпланетный перелёт Луна-Земля, возвращение и посадка. Каждый из этих этапов имеет множество сложностей, о большой части которых мы не узнаем до его начала. Но также много имеется и возможностей в каждом из этих этапов. В пилотируемых космических полётах могут быть выполнены задачи, о которых сейчас мы можем только мечтать, а с использование монтажа на орбите можно создавать различные комплексы для успешной работы космонавтов - выполнять инспекцию чужих орбитальных аппаратов, вести съёмку Земли и управление нашими спутниками. Это будут те самые космические станции, о которых сейчас задумываются только фантасты.
- Если расположить все эти шаги в порядке очерёдности выполнения, то на первом месте однозначно окажутся пилотируемые полёты. Пока ещё в космосе не побывал ни один человек, ещё не решена задача хотя бы сближения разных космических объектов, не решены задачи достижения Луны - первой должна быть проверена возможность работы и жизни в космосе. Второй - исследованы проблемы межпланетных перелётов и посадки на другие планеты. Третьей - сборка на орбите и работа в открытом космосе. Каждое из этих направлений представлено на плакатах в виде задач, решаемых при выполнении каждого этапа. К примеру, космические аппараты после сближения могут выполнить различные задачи, самая простая из которых - уничтожения противостоящего аппарата.
Раньше, тот же Совет Главных.
- Значит, опять торопимся. Как во времена семёрки... Вроде бы всего пять лет прошло, а опять должны рваться вперёд, ужимая все сроки...
- Потому что - кто, если не мы, Валентин?
- Хорошо, я понял. Значит, большая ракета. А ты знаешь, что с таким же предложением выступил на днях Янгель?
- Знаю. Переговорим. Ему тоже понадобятся мощные двигатели.
- И тебе ведь тоже нужны.
- Сам понимаешь, КАК они НАМ нужны.
- А что ребята Кузнецова? Вроде бы твой зам всё больше к ним стремится, да Никита всё их сватает.
- Сватает-то сватает, но как их не хвали - двигатели они быстро не сделают. Ведь даже для девятки никак сделать не могут, а твой 111-й уже готов. Вся надежда на тебя. Сам вспомни, сколько понадобилось времени вам на "первенца".
- Я-то помню. Но ты ТОЧНО понимаешь, что быстро мы можем сделать только простой двигатель, на стандартной паре?* Кислородные двигатели эффективнее, но для них понадобится ещё пара лет, а то и больше.
- Понимаю.
* Стандартная пара, она же гептил-амиловая, она же АзотныйТетраоксид-НесимметричныйДиМетилГидразин(АТ-НДМГ) - надёжное и эффективное ракетное топливо, самовоспламеняющееся при контакте составляющих. Используется в жидкостных ракетных двигателях по всему миру, как в боевых ракетах, так и в космических. Дороговатое, правда, но не настолько, чтобы это стало критичным. Зато двигатели на ней дешевле и проще, так что то на то и выходит. Ну и обладает немалым набором опасных свойств, вроде токсичности... впрочем, как и любое другое ракетное топливо.
Днепропетровск, конец октября 1960-го.
Янгель вернулся из поездок с ворохом новых сведений и предложений. Предложения по тяжёлой ракете СК-100 забавно провзаимодействовали с идеями Королёва по Луне и его собственной большой ракете Н-1, а в результате Королёв фактически предложил отдать ему тему "большой ракеты" для Луны и военных, оставив себе все разработки космических аппаратов. А итоговое собрание в Москве поставило разработки большой ракеты в план. И вообще глобальные и далёкие темы Луны, людей в космосе и инопланетян как-то сдвинули в сторону ещё позавчера важнейшую тему первой собственной межконтинентальной Р-16.
24 октября, поздний вечер. Янгель всё ещё находился на работе, когда внезапно раздался резкий звонок телефона.
- Михаил Кузьмич? На полигоне авария, есть жертвы.
Авария того страшного дня, когда на старте вместе со всем расчётом и частью инженеров сгорела первая ракета Р-16, вошла в историю космодрома. К счастью, начальства, инженеров и конструкторов на старте в тот день не было.
Работы по лунной программе в ОКБ-1 и прочих КБ и НИИ постоянно испытывали давление со стороны текущих проектов. Корабль-спутник, межпланетные программы, спутник связи... Но тем не менее уже в 61-м были готовы первые проработки по теме Союз и новый вариант одноимённого корабля.
Задачи облёта уже в 60-м изменились на однозначную задачу высадки у обнаруженной цели. Со свистом пролетал ТМК - ну, не пролетал, но оказывался на задворках работ. Примитивная оценка необходимой стартовой массы около Земли для доставки на поверхность Луны хотя бы корабля 3КА на существующих двигателях - исключительно для примера - превзошла вес полезного груза как ракеты Н-1, так и ракеты СК-100.
Впрочем, проблема стыковки была уже поднята Михаилом Тихонравовым, и с учётом возможностей сборки космических объектов, можно было всего двумя-тремя пусками отправить к Луне нормальный корабль. Поначалу даже рассматривались схемы с дозаправкой кораблей и ступеней на орбите - но, как показали первые опыты на кораблях "Восток", проведённые Гагариным и Титовым, дозаправка в невесомости тоже пока относится к фантастике.
Дальше разработки по лунной программе шли по двум моментам - то, что будет работать у Луны(два корабля, орбитальный и лунный) и как это туда доставить(всякие разгонные ступени).
Разработка пилотируемого корабля "Союз" получила очередной пинок в 62-м, после успешного полёта Р-9. Короче, он перестал влазить в семёрку. И по весу, и по габаритам. Корабль пришлось дорабатывать... Но с учётом того, что больше одного корабля разработать сложно, единая версия Союз-Б(имя Союз-А осталось за проектом низкоорбитального корабля) получила все возможности ЛОКа, в том числе более 1000 метров в секунду запаса скорости. Естественно, и его вес (более 10 тонн).
Проще говоря, понадобилась ракета для него. Эту ракету с внутренним индексом 5Р9 и внешним 11А511, созданную на базе девятки в промежутке с весны 62-го по осень 64-го, смогли воткнуть в схему Р-7(полутораступенчатый пятиблок), её же стартовый комплекс, и поставить на неё двигатели РД-111 от "баллисты" Р-9, и высотный двигатель НК-9В из КБ Николая Кузнецова для неё же. Ракета еле влазила в стартовый комплекс семёрки даже после модернизации двух площадок, в Плесецке и на Байконуре - но взамен могла вывести 13 с лишним тонн на низкую орбиту, в два с лишним раза больше семёрки. То есть и "Союз", и будущий лунный корабль.
А заодно, вместе с результатом проектирования янгелевской супертяжёлой ракеты и провалом собственной суперракеты Н-1, вынужденно натолкнула Королёва на новый путь. Впрочем, результаты работ по стыковке космических кораблей толкали туда же - первый образец радиотехнической системы стыковки "Конус" планировался "в дело" в 1965-м.
Итого в 64-м лунная высадка приобрела свои итоговые черты.
Всего для доставки двух космонавтов на поверхность Луны, и ещё одного - на окололунную орбиту, требовалось четыре ракеты и четыре корабля.
Две ракеты 5Р9 "Союз" выводили с Байконура 13-тонные лунные корабли - орбитальный 7К-ЛОК и посадочный ЛПК. Две ракеты Р-56 "Раскат" с Капустина Яра выводили 46-тонные разгонные блоки "К" на гептиле, оснащённые пассивной половиной системы стыковки и чрезвычайно эффективным, "рекордным" двигателем РД-280 разработки Глушко - 350 секунд импульса в вакууме очень много даже для кислородных двигателей, чего уж говорить о "вонючке".
То есть большая ракета на азотной паре выводила разгонники не то что отдельно от космонавтов, а даже с другого космодрома, в нескольких тысячах километров. Вообще, это сложно считать достоинством, но после объяснений Янгеля, что "бОльшую ракету если и сделаем, то летать, тем более в срок, не заставим", пришлось принять этот вариант моноблочной Р-56 и объяснять всё с точки зрения пользы.
Первым выводился на орбиту разгонник Љ1. После успешного выведения стартовал лунник ЛК, стыковался на орбите с РБ, используя блок сближающе-корректирующих двигателей, и в случае успеха - доставлялся этим разгонником на окололунную орбиту, где и зависал в ожидании космонавтов.
Как разгонник К, так и лунник могли провисеть на орбите минимум до следующей экспедиции - то есть месяц - с гарантией. Впрочем, в ТЗ заложили двухмесячное по норме и чуть больше нештатное ожидание. Естественно, требовались резервные корабли и разгонники, и минимум по одной резервной ракете обоих типов - на случай провала какой-либо части миссии.
После успешного завершения первой части экспедиции стартовал РБ Љ2, и дожидался старта корабля ЛОК. ЛОК стыковался и выводился на окололунную орбиту, где его ожидал лунный корабль. Понадобилось создавать двунаправленный, "андрогинный" стыковочный узел - чтобы успешно состыковывать ЛК сначала в активном(с РБ), а потом в пассивном(с ЛОК) режимах.
После этого космонавты переходили в ЛК и совершали посадку. Работали на поверхности, собирали образцы...
Саму посадку обеспечивали автоматы. Орбитальные зонды фотографировали поверхность Луны для поиска нужного места, мобильные луноходы и стационарные автоматы осматривали посадочную площадку и проводили первичную разведку объекта, устанавливали радиомаяки для точной посадки и обеспечивали космонавтов полезными вещами - вроде запаса воздуха, воды и пищи. Для снабжения космонавтов предполагалось запускать на Р-56 с недозаправленным разгонником посадочные корабли с полезным грузом вместо взлётной ступени. Для автоматов собственный аппарат предлагал Челомей - но его(не совсем его, Бабакинская из филиала Челомеевского КБ) конструкция при запуске на челомеевском же Протоне УР-500К обеспечивала на поверхности Луны не более 1 тонны груза... Для луноходов и других автоматов сойдёт. Доработанные Е-6 Королёва весили на орбите Луны почти полторы тонны, и обеспечивали первичную разведку, связь и зондирование, в том числе посадкой - как та самая, первая мягко севшая, Луна-7.
Возврат космонавтов на орбиту проводился на взлётной ступени ЛК, близкой по конструкции к орбитальному отсеку корабля "Союз", разве что добавлялись двигатели и топливо для них. А посадочную конструировали с нуля, да.
На орбите лунобродов подбирал стыковкой корабль "Союз", космонавты оказывались в нормальных условиях пилотируемого корабля и, бросив на Луну взлётную ступень, улетали домой с результатами.
Расчётная таблица по экспедиции:
Ракета Р-56 "Раскат"
3 шт
1 запасная
Разгонный блок Р-56-К-1
3 шт
1 запасной
Ракета УР-500К "Протон" с РБ "С"
4-6 шт
1 запасной
Посадочные АМС серии Е-8
3-5 шт
1 луноход, 1 маяк, остальные грузовые
Ракета 5Р9 "Союз"
6 шт
1 запас
Разгонный блок Л-1 + аппарат Е-6ЛМ2
1 шт
ретранслятор
Космический корабль "Союз" 7К-ЛОК
2 шт
1 запасной
Космический корабль "Лунник" ЛК
2 шт
1 запасной
Всего ракет
12-14 шт
3 запасных
Всего кораблей
4 шт
2 запасных
Всего АМС и РБ(беспилотные КК)
7 шт
Сроки
10-11 мес
На подготовку и выполнение
Временная таблица
Часть программы
Начало работ
Готовность
Р-56, наземная часть
1964-й
1967/1968-й*
Р-56, ракетная часть
1964-й
1967/1968-й*
РБ семейства К
1965-й
1968-й
Протон и иже с ним
1965-й уже на СК 2ст
1967-й - 3ст и РБ
Аппараты семейства Е-8
1965-й(факт, док. 1964)
1968-й
5Р9, наземная часть
1963-й
1965-й
5Р9, ракетная часть
1962-й
1965-й
ПКК 7К-ЛОК
1964-й
1967/1968-й*
ЛПК ЛК
1964-й
1968-й
* первое число - год начала лётных испытаний, второе - условно готовность к делу
Челомеевские проекты, тех же ракетопланов, шли своим чередом. Кроме спутника-истребителя, такой аппарат завязан с 1960-го на ОКБ-1.
К 69-му чего-нибудь да будет.
Первые Е-6 делались на базе автоматов 2МВ с весны 61-го года. Первый условно успешный пуск - апрель 1963-го. Луна-4 с третьей попытки ушла к Луне... и промахнулась. Отказ системы астронавигации... В кулуарах ходили слухи, что аппарат подстрелила лунная Аномалия - но обнаруженных косяков в аппаратуре нашли столько...
Проект ушёл на переработку - под новую ракету "Союз". Вес аппарата резко возрастал - с 1500 кг до 3500 кг, больше чем в два раза. Большая часть веса, как и прежде, уходила на горючее - но садилось всё равно почти полторы тонны, против шестисот кило. Аппарат усложнили, поставили дублирующих систем, дополнили оборудование... На старт объект вышел в апреле 65-го, вместе с первым "Союзом" и первым же блоком Л-1.
Всего за 65-й отлетало семь комплектов. Из них не долетело два - апрельский и июльский, по вине ракеты. Майский получил название "Луна-5" - упал на Луну из-за ошибки управленцев. Июньская "Луна-6" плюхнулась туда же из-за ошибки на производстве. Августовская "Луна-7" совершила успешную посадку. Не там, к сожалению. Луны-8 в октябре и -9 в декабре успешно слетали с несколько изменённой программой. Найти Аномалию методом тыка не получилось, зато разведданные по Луне были получены замечательные. 9-я так вообще получила программу искусственного спутника Луны, и успешно сканировала поверхность Луны на протяжении нескольких месяцев. Вместо посадочной станции и прочего посадочного оборудования был воткнут "комплект разведчика" - фотоаппараты, влезла и возвратная капсула для фотоплёнки - маленький шарик с маячком и парашютами. Качество системы было похуже, чем у систем Зенита - но с меньшей высоты, да в вакууме, снимки получились даже с лучшей точностью. А на первый вариант Е-6ЛС, Луну-9, ставились приборы радиоразведки, принесшие немало пользы.
Ну всё практически как у нас. За исключением доработки программы под "Союз"Л1
В итоге к началу 1967-го были получены вполне годные данные по аномалии. Фотографии разных предположительных мест нахождения - соответственно будущих мест посадки и несколько кадров самой Аномалии, сигнатуры её радиосигналов. Проблема заключалась в том, что не только у советских учёных имелись эти данные.
Примерно в 65-м в США уже вполне осознали наличие Аномалии. Данные с первого удачного Рейнджера-7, утечка информации из Советского Союза, и прочее интересное складывались в интересную картину... Но дело в том, что работы по достижению Луны в США велись и без того полным ходом. Некоторая перенаводка исследований особо не сказывалась ни на скорости, ни на направлении работы программы Сатурн-Аполло.
Нет, была одна горячая голова из числа разработчиков корабля Джемини, предлагавший осуществить лунную экспедицию на Джеминике и "лунном мотоцикле" - только после его третьей попытки выступить сторонники Аполлона, завидев его долговязую фигуру, сразу же зажимали ему рот и стаскивали с трибуны.
По плану высадка предполагалась на 68-й - а работы в Союзе только начались. "Не успеют...". В 66-м исследования на окололунной орбите проводились аналогичные советским - разве что чуть позже, в 67-м уровень данных по Аномалии уже практически совпал.
Первые опыты по стыковке искусственных спутников при использовании системы "Конус" начали проводится в 66-м. Истребитель спутников ИС после некоторой модернизации превратился в "Испытатель Стыковки". Приборный отсек ИСа предполагалось ставить на разгонный блок К-1 практически в таком же виде. И да, для активного аппарата требовалось участие либо БЦВМ, либо наземной ЭВМ - по отсутствию бортовой. ИСам бортовой машины ещё не полагалось.
Стыковочный узел "кольцо" было готово в 65-м, космический корабль "Союз" пережил стендовые испытания за вторую половину 65-го.
Ну, если быть совсем точным, то в августе 65-го первый экземпляр "Союза", в неполной комплектации - без БЦВМ - встал на испытательный стенд. Почти полгода мучений, и в феврале 66-го первый лётный корабль ушёл в небо. А дальше понадобился год, чтобы довести железо и прочие элементы корабля до нормальной, пилотируемой надёжности. Даже несмотря на дублирование критически важных систем и не только их, и в некоторых случаях именно дублёры вносили помехи в работу основной части.
Пять испытательных полётов. Два косяка с фатальным исходом. Один с нефатальным - но полёт пришлось прерывать. Один частично успешный - стыковка с мишенью не удалась из-за сбоев в работе электроники. Один полностью успешный - стыковка с ИСом и последующая расстыковка получились идеально, спускач аккуратно сел.
Начало 67-го. Первый пилотируемый полёт "Союза". Космический корабль Союз-1 с экипажем в составе Комаров, Феоктистов, Егоров вышел на орбиту 4 февраля. Резкий контраст с катастрофой в США. Длительный полёт - полторы недели, стыковка, выход в открытый космос, etc. По результатам пошли доработки. Опять же, труженики кульмана и паяльника собрали первую свою космическую ЭВМ. Аргон-11, да. Больше ста килограмм, энергию жрёт как несколько лампочек - но в лунную экспедицию без него не слетать... Точнее, не долететь и не вернуться.
Впрочем, ещё пара "Союзов" слетали без БЦВМ, но с космонавтами. "Как же, а про прикладные программы вы совсем забыли, товарищ Тюлин?" Пришлось поработать фотографами и прочими техниками. И даже испытать - в строжайшем секрете - ракету "космос-космос" из комплекта "Каскад".
Дальше в дело вступил Янгель. Несколько макетных и испытательных образцов блока К уже отлетали на Протоне за почти прошедший 67-й - и сотрудники "Южного" уверенно смотрели в будущее, уже имея некоторые результаты своих трудов. Ещё бы, ко второму(ещё сухому) блоку КМ в мае успешно пристыковался "ИС" с неизвестным номером, а третий в августе, после стыковки с своим "ИС", смог почти полноценно отработать программу - четыре включения, на полную заправку. Только заправка КМ-а - меньше половину от заправки полноценного блока К, и полного ресурсного испытания на месте провести не удалось. Впрочем, двигатель РД-280, разработанный в коллективе Глушко, был доведён на стендах до 98-процентной гарантии - и это при рекордных показателях - раньше 350 секунд для двигателя на долгохранимом топливе считалось за пределами возможности... Пока не был создан двести-восьмидесятый. Впрочем, не менее отличные двигатели на том же топливе АТ-НДМГ Глушко создал и для обоих лунных кораблей. Эффективные и надёжные. Чуть менее эффективные, но куда более надёжные. Талант, что с него взять - и немалая производственно-испытательная база, естественно.
Первый лунный "Союз" под ником "Космос-188" стартовал 22 декабря 1967-го. За несколько дней до этого первый, и успешный, старт новой ракеты Р-56, получившей название "Раскат", завершился выведением на орбиту первого полноценного ракетного блока К. Он же номерной "Космос" в печати. Два "Космоса" состыковались, и отлично отработали программу полёта. Разгонник прекрасно себя вёл как до лунной орбиты, так и на ней, а маневры корабля практически соответствовали реальной программе, вплоть до двух стыковок на лунной орбите - хоть и с условной мишенью, в роли которой выступил тот же блок К. Возвращение корабля сопровождалось лишь одним неприятным моментом - у Земли сбойнула ориентация, и вместо двухзаходного управляемого торможения корабль затормозил топорно и сразу. Спускач в Индийском океане выловили моряки судна космической связи, которым он плюхнулся чуть ли не на голову. Первый облёт Луны, не хухры-мухры. Можно радоваться, самый критический элемент программы испытан.
Дальше... А дальше нужно готовится к высадке. Мы не американцы, у нас не экскурсия, у нас серьёзное дело и серьёзная экспедиция. Одних разнокалиберных ракет уйдёт больше десятка.
Экспедиция, вообще говоря, не имела смысла без лунного посадочного корабля, без лунных роботов и без грузовых платформ. Лунные роботы и грузовики, по документам серия автоматов Е-8, создавались в КБ имени Лавочкина уже два года. Конца и края работам видно пока не было. Впрочем, шасси лунохода понемногу обкатывалось на камчатском полигоне, готовились системы дальней связи, тренировались экипажи... А посадочная платформа - считай, грузовик - уже готова. Разве что загрузить его всякими полезными штучками - и вперёд...