Зайцева Елена Анатольевна: другие произведения.

Рецензайки – 4. Их рассказы, её рецензия, моя статья

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:

Рецензайки - 4. Их рассказы, её рецензия, моя статья

Привет, Гленда! (мущщины wrote)

"Уходишь - счастливо, приходишь - привет" Макса Неволошина в Топосе. Сначала рассказ как рассказ, потом - обрыв/перерыв на его обсуждение (сюрпризик, конечно, но берёшь себя в руки и начинаешь-таки следить и за обсуждением), потом продолжение, но уже не той же самой истории, а - похожей. Т.е. какбэ продолжение. О как.

И там же, рядом, рассказ Андрея Бычкова "Гленда". Сложный, но не тем, что сложенный, как неволошинский, а слоистый: слой мыслей, слой ощущений, каких-то флэш-воспоминаний прослоечки, события скорее змеятся, чем строятся, очень всё извилисто и зыбко - и в то же время точно. Как сочетается "зыбь" с точностью - да легко, просто хороший чёткий рисунок этой самой зыби. Мне нравится Бычков, со всей его "замороченностью", со всем, кроме одного. Это одно и у Неволошина смутило и расстроило. А Неволошин... - вот не похвалила, а зря!.. - Неволошин мне тоже симпатичен, он размышляет действием (редкое кстати, редкое и замечательное качество, которого фатально не хватает нашим "прозаекам")... Но вернёмся к моему расстройству. Расстраивает, что всё здесь (в обоих "здесь", и в "Уходишь...", и в "Гленде") как-то... вокруг-кроватно. "Всё, о чём грущу иль рад, / называется КРОВАТ!" (навеяло...).

Нет, я не спорю, Эрос, в общем-то, достойный ответ Чемберлену (Хроносу). Не спорю, но предпочла бы послушать минусовку - "минус кроват". Даже не минусовку, а другой мотив. Какой? Я не знаю, но вот и хочу узнать! Вот просто интересно, что будет. Почему-то кажется, что Бычков вообще замолчит, а Неволошин добавит "социального", ещё добавит, и - тоже замолчит. Внимание, вопрос. Если минус-кроватный вариант невозможен, так это что, чиста эротика???... )))

Кроме шуток. Понятно, что в каком-то смысле всё есть взаимодействие противоположностей, "иньянство", которое ну никак нельзя не использовать, обойти, тем более в тексте. Слог - уже инь-ян (согласный-гласный и т.д.). Но тут... тут какое-то простецкое, "нижнее" использование. Так и хочется сказать: мущщины, ну опять вы за своё! Опять бессмертное "изменила многожды", вечное "сколько у неё/него мужчин/женщин". Ну, и сколько?

И я понимаю, что тут можно включить иронию, мол, каждый видит свой уровень, кто ж тебе виноват, что ты видишь нижний! Можно. Но не всё же на свете вот так калейдоскопично рассыпается на "ты видишь", "я вижу". Бывает же и просто видно. И вот тут этот "койкоцентризм" - видно. Если текст - письмо богу, то эти два письма от: мущщины Бычкова и мущщины Неволошина. Я не говорю, что это плохо. Тем более я не знаю, как там бог на этот счёт :). Но мне это - мешает. И не кажется таким уж единственно прекрасным вариантом. Особенно для Андрея Бычкова, и талантливого и умного. Особенно для Макса Неволошина, и умного и талантливого.

Как снежок, как ручеёк (о рецензии Надежды Залоцкой)

Даже не знаю, как начать. Под впечатлением...

Есть в литературе (в жизни вряд ли, но кто знает) такое понятие - чистые типы. Злодей - это злодей, он злой и коварный, он не замутнён ничем посторонним. Добрый, соответственно, безгранично добр, и т.д. Так вот что я заметила: что "чисто-типными" бывают не только герои, но и сами тексты.

И говорить о таких текстах тяжело, они ведь, получается, на одну реплику. Ну, скажешь: "Глупо же!", или: "Забавно", или: "О боже...", а больше и сказать нечего, только цитировать.

В итоге у меня проблемка. Я-то как раз люблю такие тексты, мне хочется о них говорить. Они меня не просто смешат, они меня радуют - практически той же радостью, что и "чистые" герои. В них есть какое-то особое обаяние. Может быть, это обаяние завершённости, когда ни дать, ни взять, ни убавить, ни прибавить. Снежная чистота, ручейковая прозрачность...

И вот, смотрю на очередную рецензию Надежды Залоцкой, и - да, да, да. Оно. Незамутнённое... Я это как-то с первой увиденной фразки почувствовала. Рецензирует Надежда современную литературную антологию "Листая свет и тени", и фраза такая: "Моё общее впечатление от прочитанного: содержание книги соответствует оформлению". Уже красиво. А тут ещё и это самое оформление прямо перед глазами: трамвай, человек с длинными ногами, фонарь и ещё один человек (очень маленький и куда-то уходит). Что же это может быть за содержание? (мучительно соображала я...) Оказалось: "В качестве иллюстрации на обложке помещена живописная композиция, напоминающая о тех временах, когда литература писалась душой и была уделом интеллигенции, а не бизнесом книгопроизводителей". Ээ... Живописная? Интеллигенции?? Книгопроизводителей???

А дальше... Дальше всё как я предупредила. И я понимаю, что перебор с цитатами, как и всякий перебор... Но просто прошу мне это разрешить. Просто прошу. Поверьте, там действительно прекрасно всё, выбрать было нелегко, это не сливки, это фрагменты:

...Женщина с жизнелюбивой улыбкой пишет тексты, полные улыбчивого жизнелюбия.

... Красивая девушка из Санкт-Петербурга фантазирует на запредельно красивую тему - остановка сердца на восемь минут.

...Чувствуется: многое из описанного автор пережил лично. Это и есть подлинное писательство.

...Хорошая, сочная, текучая проза.

...Читая рассказы Александра Ларина, вижу образ пожилого холостяка, многое повидавшего и вкусившего в своей жизни.

...Жизнь как она есть, неброская красота сумрачной повседневности.

...Крепкий прозаик пишет о крепко промёрзлой нелёгкой жизни. Если сравнивать с Джеком Лондоном, то у того больше сентиментальности, морализаторства и острой сюжетности на американо-голливудский манер. У Виталия Лозовича всё более сдержанно. В этом больше жизненной правды - суровой мужской правды приполярных русских широт.

Комментировать здесь, конечно, только портить, я даже пытаться не буду, я не в качестве комментария, просто согласиться хочу. Проплюсую, так сказать. По крайней мере, два момента, два утверждения. Первое. Сентиментальному морализатору-остросюжетнику Джеку Лондону и впрямь не хватало жизненной правды. Очень не хватало. И именно суровой мужской правды приполярных русских широт... И второе. Если бы, скажем, Шекли действительно переписывался с червями или занимался любовью с пылесосом, он был бы - как писатель - куда подлиннее. Лично всё переживший подлинный писатель. А так... так у него манера тоже того... американо-голливудская. Да ладно Шекли! Мелочёвка. А Диккенс? Будь он жизнерадостным пухлым Пиквиком, действительно организовавшим клуб, который... В общем, не продолжаю, мысль моя проста и понятна. В конце концов, я же не фантазирую на какую-нибудь запредельно красивую тему - остановка сердца на восемь минут!

Спасибо огромное Надежде Залоцкой. И... я всё думала, сказать это или нет... Решилась, говорю. У меня бронхит начинался, но я так смеялась, что закашлялась, прокашлялась как следует - и всё прошло, всё хорошо, такое, оказывается, бывает. Так что и ещё одно ей спасибо - терапевтическое так сказать, муколитическое. Вот она - сила дара рецензента!

Да. Я же так и не сказала, какого конкретно чистого типа этот замечательный текст. Добрый, там, или злой, или забавный, или... Я думаю, можно назвать его... добрым. Да, да, это удобнее всего. Удобно, вежливо и не противоречит (Надежда так довольна всеми авторами антологии, как, пожалуй, мог бы только сам составитель, да и то, думается мне, не каждый).

Пишите, Надежда. Только настоящий критик понимает: всё, что попало в современную антологию с живописным оформлением, - очень интересно и безумно талантливо. Понимает - и может рассказать.

Поэзия прекрасна. Приморская

Однажды (и давненько уже, больше 10-ти лет назад) я написала статью про местных поэтов. Перечитала её на днях - ух!.. Что "ух"? Забавная. Я совсем её не помнила, только сам факт. Вот, смотрю теперь. Увидела как впервые... Что сказать? Не перебирая плюсы-минусы (сейчас-то это зачем)...

Было там, в статье, вот что: там был ПРОБОВАЛЬЩИК. Некто, кто попробовал (всю эту ме-естную кухню) - и сказал. Этого не сделаешь ни по какой просьбе, никакими стараниями, эта возможность может случиться - или нет. Просто сама возможность попробовать. Она многими вещами обуславливается, и ситуативно, и бог ещё знает как...

Во-первых - и в-главных - надо быть чужаком.

А я, надо сказать, была идеальным чужаком. И вообще и в частности. Вообще - поскольку мало занималась современикой (на тот момент очень мало, прямо таки подбиралась только, вглядывалась), а в частности, "локально" - поскольку я действительно никого из этих поэтов не знала, не знала даже заочно, интернета было мало, плавать по нему и смотреть кто из ху, возможности совершенно почти не было. В итоге я видела чистые тексты, вне ихних всехних авторских иерархиев и взаимоотношениев, о! :) Такой чужак... ну откуда ему взяться, да? Он не знает, ему всё равно, чего он туда полезет, так, да? А я - полезла, так случилось. Случайно случилось, ну а в чём-то и - может быть всё-таки, je suis fataliste - закономерно... Чем кончилось?

Пробовальщика нужно слушать затаив дыхание, вот это я знаю точно. Другого во всю жизнь можешь не встретить... Слушать не стали. Не стали, не услышали, вот тем и кончилось. И, ну да, решили ещё, что я полная дура.

Ну, дура так дура, je suis doura, пусть так :). Но тут... Тут ведь важнее что ценнее, правда? :) А... что ценно в пробовальщике?

Ценны его реакции. Его вау, его фи, его ой. Проба - это касание, знакомство. Первое впечатление (самое верное? мм... не знаю, не везде; но где-то, возможно, и самое). Дурак отдёргивает руку от утюга не потому что дурак, а потому что утюг. Дурости это не отменяет, но нас-то интересует не она. А горячесть. Горячесть, о которой никто больше не скажет, все - не скажут, потому что все - ПРИВЫКЛИ. Потому что все - страшно заутюженные не-чужаки, вот я о чём. Больше чем через 10 лет спустя. С любовью, ваша.

 
 
 
 
 
(октябрь - декабрь 2015)
Елена Зайцева (arinazay@rambler.ru)

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Ю.Васильева "По ту сторону Стикса"(Антиутопия) В.Кретов "Легенда"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера: герой поневоле"(ЛитРПГ) Н.Пятая "Безмятежный лотос у подножия храма истины"(Уся (Wuxia)) Н.Зика "Портал на тот свет. часть 2"(Любовное фэнтези) Н.Екатерина "Амайя"(Любовное фэнтези) В.Кретов "Легенда 2, инферно"(ЛитРПГ) И.Арьяр "Лунный князь. Беглец"(Боевое фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) А.Либрем "Аффективный"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"