Аннотация: 3629. Мембрана для слишком талантливых (на примере Владимира Высоцкого). Культурологический очерк. - 10 января 2025 г.
Мембрана для слишком талантливых (на примере Владимира Высоцкого). Культурологический очерк.
Интересно анализировать те методики, которые применялись для слишком талантливых личностей в условиях социализма и пост-социализма.
На одних натравливалась многолетняя проверка народного контроля с последующим отнятием научного бизнеса.
Другие, в силу стечения обстоятельств, достигали определенного положения. Допустим, человек отлично знал французский язык, работал во французских архивах, вел (по совместительству) занятия в одном из ведущих французских вузов.
Ну и что из этого следует?
В родном российском вузе его 'маринуют'. Он ходит в кандидатах и в доцентах. Ему в начальники ставят человека, который знает и умеет во много раз меньше него. Но он - в силу своих знаний и умений - пробился к лидерскому месту в (общественном) движении исторических реконструкций.
И к нему ключики подобрали, и его убрали, и его место заняли.
Но ведь лучше обойтись без таких сложных схем!
В биографии Владимира Высоцкого мы видим такой интересный момент: он и его товарищи по театральному учебному заведению решают создать новый столичный театр.
Всё у них двигается успешным образом. Молодые гении находят для себя место - место для репетиций и театральных постановок. Они создают структуру нового театра. Они ставят интересные спектакли. Возникает фамилия сына того человека, который возглавляет театральное учебное заведение, в котором учится Владимир Высоцкий. Этот человек (сын влиятельного лица) обозначается в биографии Высоцкого как один из кандидатов на должность руководителя нового столичного театра.
Но, вроде бы, у этого сына не хватает поддержки коллектива нового, почти созданного театра, чтобы занять официальное кресло руководителя нового театра.
Проект нового театра не может осуществляться десятилетиями (или может?). В какой-то момент энтузиазм юных театральных гениев иссякает... Новый столичный театр Владимиру Высоцкому и его друзьям не удалось создать.
Опасные ребята!
Они опасны и для тех, кто занимает должности в бюрократических структурах, и для тех, кто состоит в слое руководящих творческих деятелей.
Тем более опасен Владимир Высоцкий. Он, потенциально, вообще может почти не зависеть от бюрократических структур: Москва конца 50-х - начала 60-х (20-го века), - если верить биографии Высоцкого, - маленький город, в котором все друг друга знают. Высоцкого начинают приглашать в разные московские компании, чтобы он исполнял разного рода песни. Достаточно пустить в такой компании после исполнения песен шапку по кругу - и Высоцкий финансово независим.
Опасная, очень опасная ситуация!
На исторической сцене появляется странная личность. Это руководитель одного из столичных театров, - человек увлекающийся. Он увлекается талантливыми актерами. Он приглашает их в свой театр. Он признается в своей любви к талантливому актёру, он рассказывает искренние сказки о прекрасном будущем. Он сыпет обещаниями. После того, как талантливый актер поддается на уговоры увлекающегося руководителя театра, у актера начинается новая жизнь: ему дают только третьестепенные (унизительные) роли (допустим, один раз за спектакль пройти через сцену с барабаном).
Если человек (актер) верит разного рода сказкам о чудесном справедливом социальном устройстве, если он верит в порядочность других людей, если он считает нормальным выполнение обещаний, то у такого человека (актера) начинается сильнейший стресс.
Талантливому человеку легче жить, если он адекватно смотрит на реальность. Некоторые люди видели у Высоцкого такое качество как цинизм. Видимо, цинизма было не так уж и много, а социальные иллюзии (в процессе детского воспитания) глубоко вошли в его личность.
Отсутствие выдающихся ролей - отсутствие возможности проявить себя, завоевать положение, известность - отсутствие денег, квартир.
Люди - молодые (после театрального вуза). Первая жена Высоцкого теряет ребенка, уезжает в другой город. Со второй женой (и двумя детьми) Высоцкий живет практически в нищете.
Странные события происходят с Высоцким и с его окружением.
Какие-то люди, с которыми Высоцкий познакомился как с соседями по дому, они вдруг становятся руководителями. Они дают Высоцкому подзаработать: предоставляют ему второстепенные роли в наивных советских фильмах.
В Москве тех лет все друг друга знают? (Маленький город?). Знакомые Высоцкого приглашают его на просмотры (в театры). Но - странным образом - его не берут на работу. Даже по знакомству (даже по блату).
Для человека, который мальчиком был воспитан в возвышенных идеалах, у которого папа был военнослужащим, который попросил своих родителей сшить ему маленький (детский) военный мундир, - для такого человека начинается странная жизнь. Он (в социалистической стране) как будто в загоне (его как будто окружают охотники и собаки), словно бы он огражден красными флажками. Словно бы на него идет охота.
Длительный стресс дает какой-то результат (в какой-либо форме).
Самое простое - это участие в скандалах, чрезмерное употребление спиртного.
И вот талантливый человек обретает вторую репутацию: он - алкоголик, пьяница, скандалист, драчун.
А песни под гитару? Наклеивается бирка: блатные (то есть, криминальные) песни. Это не антисоветские песни, за которые человека 'пакуют' и отправляют подальше. Но - на грани (в миллиметрах от пропаганды антисоветского образа жизни). Так что с песнями, с частными или публичными концертами не очень-то разгуляешься: он должен быть осторожен (он должен чувствовать опасение, риск). (Не только вопросы идеологии, но и получения доходов за песни: а это законные доходы? Средний честный, патриотичный советский человек из Центральной России был приучен к государственной зарплате, он 'плавал', чувствовал неуверенность (незащищенность) и опасения в вопросах получения самостоятельных доходов.).
Ну, это другое дело!
В таком, новом, положении Высоцкий ни для кого опасности не представляет: ни для бюрократических структур, ни для представителей слоя творческих руководителей.
Такого человека можно принять на работу, создать для него какие-то условия. Он будет послушен в достаточной степени. Может быть, он будет петь бунтарские песни? Но он человек талантливый - так что все его мысли будут выражены в иносказательной форме.
Так что его даже можно послушать, насладиться его талантливыми песнями, внутреннее улыбнуться разного рода поэтическим образам - типа 'дубов-колдунов' в 'заколдованном лесу'.
Один из моих товарищей, у которого папа работал в обкоме КПСС, рассказывал, как для узкого круга обкомовских работников приглашался Высоцкий (для пения) - при посещении Высоцким Ростова-на-Дону. Странное выражение лица было у этого школьника, когда он мне об этом говорил, я запомнил это выражение, хотя тогда я и не понял, что оно означает.
Люди увлекающиеся алкоголем, скандалисты - они долго не живут. Если же человек сам по себе не уходит из жизни, то ему можно помочь. Он, допустим, хорошо принял спиртного, а его, чтобы он не буянил, можно связать по рукам и ногам, положить на балконе (на достаточно длительный период времени).
Когда талантливый человек умрет, тогда можно поддержать разного рода культурные инициативы (создание памятников, музеев и т.д.), тогда можно продемонстрировать свою заботу о развитии талантов, о создании для них благоприятных условий - чтобы таланты действовали на благо общества.
Оказывается, в современной Москве почти в десять раз больше театров, чем в Москве конца 50-х - начала 60-х (20-го века). Так что в создании новых театров нет ничего невозможного.
Но требуются социальные мембраны - для планомерности процесса.
10 января 2025 г. 07:29
{ 3629. Мембрана для слишком талантливых (на примере Владимира Высоцкого). Культурологический очерк. - 10 января 2025 г.
MMMDC. A membrane for those who are too talented (using the example of Vladimir Vysotsky). A culturological essay. - January 10, 2025.
Vladimir Zalessky Internet-bibliotheca. Интернет-библиотека Владимира Залесского}