Залесский Владимир Владимирович : другие произведения.

Дюма и Мопассан. Опыт биографической реконструкции

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дюма и Мопассан. Опыт биографической реконструкции.

  Дюма и Мопассан. Опыт биографической реконструкции.
  
  
  Александр Дюма-отец (1802 - 1870) и Ги де Мопассан (1850 - 1893) были современниками.
  
  Каждый из них является талантливым писателем.
  
  В их биографиях много общего. В их историях успеха много отличий.
  
  1. Философия бытия. Мушкетер короля (Людовика XIII) и солдат армии Наполеона III, разбитой под Седаном.
  
  Прежде чем перейти к деталям, скажем о главном.
  
  Александр Дюма являлся символом. Он воплощал в себе и старую аристократию, и колонии, и республику, и Наполеона, и победы...
  
  Он понял ту пьесу, которая шла во Франции и в Париже. Он начал играть в этой пьесе адекватную роль. Пьеса называлась 'Приятная жизнь в прекрасном Париже'. Условно роль Александра Дюма можно назвать ролью мушкетера короля.
  
  Александр Дюма родился в 1802 году. Свою литературную карьеру в Париже он начал в возрасте примерно 20 лет.
  
  Он был современником Аустерлица (1805), других блестящих побед французской армии. Он был (через своего отца генерала Дюма (1762 - 1806) и боевых товарищей генерала) причастен и к победе при Маренго (1800).
  
  Наполеон потерпел поражение в 1814 и 1815 годах. Но, во-первых, поражение потерпел Наполеон, а не Франция. В критический момент вперед выдвинулся князь Талейран и одержал дипломатическую победу. Во-вторых, Александр Дюма находится в двойственном положении по отношению к Наполеону - генерал Дюма оказался в опале после Египетской экспедиции (1798 -1801)... Победы Наполеона можно было записывать в собственный актив, военные поражения Наполеона - оценивать с точки зрения дипломатических побед Талейрана.
  
  Итак, жизнь чудесна, и ей нужно наслаждаться.
  
  Мушкетер чувствует себя превосходно.
  
  Ги де Мопассан служил в действующей армии. Он был свидетелем поражения Франции под Седаном (1870).
  
  Само по себе это событие не было для Франции катастрофичным. Но на современников оно произвело неприятное впечатление.
  
  Государственный переворот (1851), в результате которого Шарль Луи Наполеон Бонапарт стал Наполеоном III, получил критическое отражение в творчестве Виктора Гюго...
  
  Была создана литературная традиция. Гюго был одним из творческих лидеров Франции. Он говорил о долге, о присяге, об убеждениях... Ги де Мопассан, бывший солдат разгромленной армии, человек талантливый, также имел полное право высказаться...
  
  Отец Мопассана углубился в историю, в архивы, подтвердил факт дворянского происхождения, через суд в 1846 году добился права на частицу 'де'...
  
  Франция имела достаточно морального потенциала - это можно утверждать, зная о роли Гамбетты, о быстрой выплате контрибуции в результате народного (патриотического) займа...
  
  Как могла бы выглядеть роль Ги де Мопассана во Франции после 1871 года? Он мог бы стать сторонником Гамбетты? Наблюдателем и литературным художником процессов развития?...
  
  Поражение - это тяжелое событие.
  
  Герхард Шарнхорст, Август Гнейзенау и другие военные деятели Пруссии анализировали, извлекали уроки... Но о писателях Пруссии - кто бы описывал поражение 1806 года и последующее развитие Пруссии- о таких писателях широко доступной информации нет. Герхард Шарнхорст, Август Гнейзенау - не писатели по профессии (хотя они жили в то время, когда многие владели пером, умели писать и писали книги)... Положение последователей Шарнхорста и Гнейзенау облегчалось победой при Ватерлоо в 1815 году - с участием прусских войск.
  
  Кто из российских писателей описывал русско-японскую войну 1904-1905 годов и процессы последующего развития? Есть мемуары одного из британских генералов, состоявшего а качестве наблюдателя при японской армии...
  
  Не сразу, но вспоминаются творчество Новикова-Прибоя и песня 'Врагу не сдаётся наш гордый 'Варяг''...
  
  Поражение порождает тяжелые эмоции...
  
  Сложно выйти из-под тяжелых эмоций, созданных поражением...
  
  В период 1941-1942 года были популярны лекции Евгения Тарле о победе в Отечественной войне 1812 года, достигнутой несмотря на первоначальные поражения и на длительное отступление.
  
  Какие другие 'творческие направления' были у Мопассана? Например, Ги де Мопассан был близок к Гюставу Флоберу. У Флобера мы можем обнаружить другую традицию - тему провинции, семьи, отношений в семье... Возможно, эта традиция была воспринята Дюма-сыном?...
  
  Так или иначе, первая широко известная работа Мопассана - новелла 'Пышка' (1880). В этом произведении речь идет о поражении в войне 1870-1871 года и о французском обществе во время этого поражения...
  
  Играл ли Ги де Мопассан какую-либо роль в 'большой жизненной пьесе'?
  
  Однозначный ответ на этот вопрос дать сложно.
  
  Вариант ответа может быть таким - возможно, это была роль разочарованного после поражения под Седаном, критически настроенного человека...
  
  
  2. Символы и символические действия.
  
  2.1. Александр Дюма. Сабля Брюна и головной убор Мюрата, прикосновение Тальма, ордена (награды).
  
  Маленький Александр Дюма вместе с отцом - отставным генералом - встретился в 1805 году с сослуживцами генерала - маршалами Мюратом и Брюном. Для оживления атмосферы встречи маленький Александр проскакал вокруг стола верхом на сабле Брюна в головном уборе Мюрата.
  
  Примерно в 1821 году знаменитый актер Тальма в парижском "Комеди Франсез" сравнил никому неизвестного провинциала Дюма с Корнелем и представил Дюма окружающим как будущего Корнеля. Дюма попросил Тальма прикоснуться для удачи ко лбу Дюма. Тот прикоснулся и нарек Дюма поэтом - во имя Шекспира, Корнеля и Шиллера.
  
  Дюма имел склонность к орденам (наградам).
  
  2.2. Ги де Мопассан. Фрагмент тела - высохшая человеческая рука. Пьеса 'Лепесток розы'. (Заболевание).
  
  Примерно в 1868 году юноша Ги де Мопассан познакомился с двумя молодыми людьми, в уединении отдыхавшими на французском побережье. Их жилище было украшено разными странными вещами. Молодому Мопассану они подарили фрагмент человеческого тела - высохшую, мумифицированную человеческую руку. Эта рука стала в последующей жизни почти постоянным спутником Мопассана.
  
  Молодой Ги де Мопассан в 1875 году написал и поставил в домашних условиях пьесу (фарс): 'Лепесток розы. Турецкий дом'. (Лодка, в которой Мопассан плавал для физических нагрузок и развлечений по Сене также имела называние 'Лепесток розы'). В пьесе делался акцент на изображении фаллоса и на бесстыдстве.
  
  Считать ли символическим событием заболевание Мопассана сифилисом (примерно 1877 год) и его эротические увлечения в период лечения?
  
  3. Юные годы.
  
  3.1. Домашнее родительское воспитание.
  
  В 1806 году генерал Дюма умер. С этого времени воспитанием Александра Дюма занималась его мать, Мари-Луиза.
  
  Когда Мопассану было примерно 10 лет, его родители начали жить раздельно. С этого времени его воспитанием занималась его мать, Лора.
  
  3.2. Общение с природой.
  
  Маленький Александр Дюма жил в городке Виллер-Котре. Рядом с городком располагались значительные лесные массивы. Юный Александр Дюма имел возможность проводить много времени в лесу, на природе.
  
  Маленький Ги де Мопассан жил с матерью в селении Этрета. Неподалеку было море. Юный Ги де Мопассан много времени проводил на берегу моря, в общении с природой.
  
  3.3. 'Курорты' (Провинциалы плюс столичные жители плюс деятели искусства).
  
  Виллер-Котре, где жил юный Дюма, длительное время был загородным поместьем герцогов Орлеанских - младшей ветви Бурбонов. Такой статус придал городку своеобразную репутацию. Городок стал своего рода курортом.
  
  Городок Этрета примерно с 1850 года стал курортом, в котором в летнее время собирались представители буржуазии и деятели искусства.
  
  Подобный 'статус' городков ('курорт'), видимо, давал Дюма и Мопассану, жителям провинции, возможность познакомится с разными людьми, со столичными жителями.
  
  Благодаря знакомству со столичными жителями, с представителями литературных, театральных и окололитературных кругов Дюма и Мопассан получили опыт самостоятельной творческой деятельности.
  
  3.4. Формальное образование.
  
  Александр Дюма избежал зачисления в духовное учебное заведение (такие планы были у матери Дюма - была возможность получить стипендию).
  
  Ги де Мопассан учился некоторое время в Богословском институте (школе), откуда он был исключен за непозволительные стихи.
  
  Обучение в школе (коллеже) для Александра Дюма завершилось, видимо, без определенного результата. Некоторое время его на дому обучал аббат Грегуар. Возможно, в школе Дюма выработал очень красивый почерк.
  
  Ги де Мопассан благодаря настойчивости матери завершил обучение, и 7 июля 1869 года он получил звание бакалавра словесности.
  
  3.5. Начало трудовой деятельности.
  
  Александр Дюма начал свой трудовой путь с должности младшего помощника (рассыльного) у одного из нотариусов в провинции. Более серьезным делом была работа в канцелярии Герцога Орлеанского в Париже, где он нашел некоторых любителей литературы и некоторое благоволение к своим литературным наклонностям. В числе сотрудников герцога Орлеанского он числился с 1823 года по 1830 год.
  
  После получения звания бакалавра, Мопассан начал учиться на юриста, но, после начала войны 1870-1871 года, пошел добровольцем в армию. После армии он стал служащим Морского министерства. Началась многолетняя чиновничья карьера (1872 - 1880).
  
  
  4. 'Политические опоры'. Между творческими покровителями и партнерами.
  
  4.1. Тема 'политических опор', творческих покровителей раскрывается легче, если в фокусе внимания оказывается Ги де Мопассан.
  
  Гюстав Флобер (1821 - 1880), знакомый матери Мопассана, Лоры, был творческим покровителем будущего писателя. Флобер решал многие вопросы взаимодействия Ги де Мопассана с властями.
  
  Одно из центральных мест в жизни Мопассана Флобер занимал примерно с 1869 (начала учебы Мопассана в руанском лицее) и до 1880 года (год публикации 'Пышки').
  
  Гюстав Флобер и отчасти отец Мопассана оказывали содействие будущему писатели при его 'движении' в качестве чиновника.
  
  Флобер 'учил' Мопассана литературному мастерству, содействовал формированию литературных связей, старался открыть перед Мопассаном двери газет...
  
  У Флобера Мопассан познакомился, например, с Эмилем Золя и Иваном Тургеневым.
  
  Новелла Мопассана 'Пышка' (1880) была опубликована в сборнике, вышедшем под патронажем Эмиля Золя. Произведение Золя было поставлено в сборнике первым. Далее шли произведения 'начинающих' литераторов. Среди 'начинающих' был Мопассан. Расчет делался на известность и популярность Золя среди читателей.
  
  Таким образом, Флобер соединял в себе и 'политическую опору' и творческого покровителя Мопассана.
  
  4.2. Основной 'политической опорой' Александра Дюма был Герцог Орлеанский, ставший французским королем Луи Филиппом в период с 1830 года по 1848 год. Переехав в Париж в 1823 году, Александр Дюма начал работать в канцелярии герцога Орлеанского. 'Под руководством' герцога Дюма работал с 1823 года по 1830 год. Уволился Дюма с должности библиотекаря. Герцог к моменту увольнения Дюма стал королем. Обязанности библиотекаря были для Дюма более номинальными, чем реальными. Его заработная плата на этой должности была больше похожа на стипендию или на грант.
  
  Маршал Брюн завершил свой земной путь во время Ста дней (1815).
  
  Генерал Фуа относительно быстро умер (1825).
  
  Жан-Мишель Девиолен находился в 'системе' герцога Орлеанского и покровительствовал Дюма, но Девиолен был далек от театров и литературной жизни.
  
  Имело ли место творческое покровительство? Или преобладало творческое партнерство?
  
  Дюма предпочитал писать в соавторстве. Творческий продукт - особенно в театральной сфере - становился продуктом коллективного исполнения.
  
  Творческое партнерство позволяло быть всегда в творческом сообществе ('держать руку на пульсе'), в режиме нон-стоп осуществлять само-цензуру, не брать на себя всю возможную ответственность, экономить время и повышать творческую эффективность.
  
  Творческих покровителей Александру Дюма заменяла творческая интуиция. На помощь интуиции в ряде случаев приходил случай (книга, открытая на нужной странице...).
  
  
  5. Круг знакомых.
  
  Дюма стремился к дружбе с людьми обеспеченными и устроенными, имеющими положение, репутацию. После появления в его жизни крупных денег его часто окружали люди нуждающиеся - из 'творческих кругов'.
  
  Из-за постоянной загруженности литературным трудом и необходимости решать организационные и творческие задачи, Дюма, видимо, был вынужден 'фильтровать' свое общение.
  
  Мопассан имел связи с людьми из разных слоев общества. Часто он водил знакомство с людьми странными, аутсайдерами, или находящимися за пределами (ниже) среднего класса
  
  
  6. Свободное время.
  
  Дюма любил проводить свободное от писательского труда время в обществе женщин и в путешествиях.
  
  Такие же увлечения были характерны и для Мопассана. Кроме того, он был склонен в гребле, - старался держать себя в спортивной форме.
  
  
  7. Женщины.
  
  Дюма, как правило, имел дело с женщинами с положением в обществе. На первом этапе его жизни в его жизни появлялись женщины из провинции, старше его по возрасту, иногда - замужние.
  
  Его сын Александр был рожден от женщины, которая была старше Дюма по возрасту. По профессии она была белошвейкой. В некотором смысле она была образцом добродетели.
  При появлении в жизни Дюма молодых любовниц он собственной персоной создавал им положение.
  
  Под некоторым внешним давлением Александр Дюма вступил в брак. К этому времени он имел внебрачного сына Александра.
  
  В жизни Мопассана было много случайных женщин. Посещение публичных домов было для него более или менее привычным.
  
  Мопассан не был женат. Его брат был женат и имел дочь. Существует версия, что у Мопассана были внебрачные дети.
  
  
  8. Основные темы творчества.
  
  Дюма писал, как правило, на исторические темы. Сюжеты его произведений были, как правило, далеки от реальности. Такая тематика не только обеспечивала интерес публики, но и гарантировала от враждебности со стороны современников.
  
  Мопассан брал сюжеты из окружающей его жизни. В некоторых случаях это порождало враждебность к нему со стороны окружающих.
  
  
  9. Денежные дела.
  
  Обоих писателей отличало платежеспособное внимание публики и отсутствие особых проблем с получением денег.
  
  Дюма расходовал деньги легко, почти без счета.
  
  Мопассан проявлял интерес к процессу продажи книг, пытался его контролировать. Мопассан в некоторых случаях демонстрировал экономность.
  
  
  10. Болезни и здоровье.
  
  Болезненные состояния стали существенно влиять на Дюма лишь на завершающем этапе его жизни. Дюма, его родственники, в общем, выглядят здоровыми и жизнелюбивыми людьми. Дюма умер в доме сына, окруженный вниманием семьи.
  
  Болезни (наследственные и приобретенные) проходят через всю взрослую (творческую) жизнь Мопассана. Брат Мопассана страдал душевным расстройством и был направлен в лечебницу. Брат умер раньше Мопассана (в психиатрической лечебнице).
  
  Мопассан умер в лечебнице для умалишенных. До этого он пытался покончить жизнь самоубийством.
  
  
  11. Удачливость. Уверенность в себе и осторожность.
  
  Дюма во всех делах был бесспорно удачлив. Уровень его удачливости немного понизился в период после 'отставки' короля Луи Филиппа. Однако и далее удача продолжала сопутствовать Дюма. Его всегда отличала уверенность в себе, легкая авантюристичность, своеобразная жизненная дерзость.
  
  Знаменитым, творчески состоявшимся, финансово обеспеченным писателем нельзя стать без определенного уровня удачливости. Вместе с тем, на жизнь Мопассана влияли многие проблемы. Часто в 'практической жизни', особенно в период государственной службы, он обнаруживал осторожность.
  
  
  12. Сравнение длительности периодов творческой активности.
  
  Период творческой активности Дюма примерно в три с половиной раза превышает аналогичный период Мопассана.
  
  
  (При подготовке данного очерка использовались книги: (1) 'Александр Дюма' - автор Анри Труайя, (2) 'Три Дюма' - автор Андре Моруа, (3) 'Ги де Мопассан' - автор Анри Труайя, (4) 'Мопассан' - автор Арман Лану).
  
  
  25 ноября 2019 г. 17:19, 26 ноября 2019 г. 06:28, 26 ноября 2019 г. 12:24, 26 ноября 2019 г. 20:46, 28 ноября 2019 г. 19:47.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"