Аннотация: Горький, Гриневский (Грин), Паустовский. Маленький секрет большого успеха в передовой советской литературе. Литературный очерк.
Горький, Гриневский (Грин), Паустовский. Маленький секрет большого успеха в передовой советской литературе. Литературный очерк.
Максим Горький в своих автобиографических произведениях описывал, как мужская половина семей 'учила' кулаками женскую половину.
А в семьях, например, Гриневского [Гриневецкого] (Грина) и Паустовского была другая атмосфера. В их семьях женщины чувствовали себя по-другому.
Паустовский прямо это описывает в своих мемуарных работах.
А о семейном воспитании Гриневского (Грина) мы можем догадаться по его рассказу 'Апельсин', где он говорит о порхающих чувствах, летающих эмоциях - они перемещаются как солнечные зайчики и растворяются в воздухе. Естественно, ни о какой 'учебе' женщин кулаками речь не идет.
Рыцарям свойственно преклонение перед Прекрасной Дамой.
Ясно, что в условиях индустриализации советское государство отрицательно относилось к такому обычаю, как 'учеба' мужчинами женщин с помощью кулаков.
Такая 'учеба' отрицательно влияет на здоровье женщин и снижает производительность труда.
Кроме того, рыцарственность и романтизм обещают трудовой энтузиазм и бесплатный труд - взамен на обещания почестей.
Следовательно, результаты воспитания, полученного Гриневским (Грином) и Паустовским, приобретали определенную ценность - особенно если общие культурные основы могли преобразоваться в литературные произведения, стать общедоступными и убедительными.
Здесь нужна определенная сообразительность.
Паустовский, например, жил в семейной среде, которая помнила восстания бывших граждан Речи Посполитой. Он рос среди людей с польским воспитанием и католическим вероисповеданием.
Но для успеха в советской литературе эти темы мало подходят.
Паустовский описывает смерть своей матери и сестры. Он описывает эти события с грустью. Но и того потрясения, который испытывает читатель рассказа 'Телеграмма', не наблюдается.
И мать, и сестра Паустовского были людьми из 'той' среды, но насколько такие родственники были уместны в новой реальности - реальности Секретариата Союза Писателей, Литературного фонда, Президиума Верховного Совета (награждающего орденами), идеологического отдела ЦК КПСС? Даже если бы мать и сестра сидели в глухой деревне, максимально удаленной от столицы?
В общем, они ушли из жизни. Тихо. (Паустовский в это время был далеко от них, и он был болен).
Старушка из 'Телеграммы' - она также ушла тихо. Погладила клен - и ушла.
Другое дело - дедушка Максима Горького. Он, конечно, обнищал к концу жизни, но он был записан в члены цеха красильщиков. Он даже после разорения чувствовал себя сравнительно уверенно, ходил по улицам и громко укорял окружающих: 'Эх вы!!!'.
В этом есть, если смотреть издалека, определенная дерзость. Для родственников Паустовского такая дерзость была непозволительной - вдруг устроят новое восстание против раздела Речи Посполитой или окажутся 'польскими интервентами 1612'.
Итак, после смерти своих матери и сестры (они умерли с разницей в десять дней - примерно) Паустовский решает ехать в столицу и заняться литературным трудом.
Перед новым отрезком жизненного пути Паустовскому нужно собраться с мыслями - где-нибудь вдали от суеты...
Он пишет в мемуарах, как дорога ему средняя Россия с ее полями, как он восхищен неброской красотой местной крестьянки.
Неплохо бы перед началом литературной карьеры определиться и с вопросами конфессии.
Паустовский останавливается в доме местного православного священника. И священник, и его церковный начальник, описаны с симпатией.
Явно в вопросах вероисповедания у Паустовского правильные векторы. Неправильный 'крен' отсутствует.
Далее - (после прибытия в столицу) описание огромного здания, где трудятся работники пера.
Здесь и Шкловский, и еще кто-то (я читал в ускоренном режиме и все фамилии не запомнил).
Хлопают по плечу, смотрят... ...Приглашают...
Конечно никто не отрицает, что 'учить' женщин кулаками - это вредная привычка, и что рыцарственность и романтизм - это полезные качества. Особенно, когда есть способность придать своему мировоззрению форму литературных произведений и положительным образом влиять на население.
Любовь к родным полям, к средней ('коренной') России, симпатия к безвредному 80-летнему православному священнику, просыпающиеся эмоции (почти любовь - см. 'порхающие эмоции' Грина) к молодой крестьянке из местного селения. (Кулаками - ни-ни... Надо понимать высоту женщины...).
Скоро Президиум Верховного Совета СССР наградит рыцаря Паустовского орденом Трудового Красного Знамени.
И даже зарубежные читатели - они не остаются равнодушными к результатам того воспитания, которым наделили рыцаря Паустовского массово сошедшие в могилы его родственники, помнившие восстания против разделов Речи Посполитой и католические богослужения.
Так ведь жизнь идет вперед... Новые, светлые перспективы...
И советским писателям живется не плохо...
В общем, правильное воспитание и разумная трезвость при выборе творческих акцентов - это важная предпосылка литературного успеха в передовой советской литературе.
Еще мне понравился строгий взгляд и строгий вид Паустовского на большинстве фотографий. Он, конечно, не Михаил Андреевич Суслов (с его очками и строгим взглядом) - но правильный имидж - он ведь тоже важен для ЦК, для Президиума, для Секретариата, для читателей...
Как правильно писал еще Сервантес - Дон Кихот иногда производит странное впечатление....
2 июня 2022 г.16:56
{ 3032. Горький, Гриневский (Грин), Паустовский. Маленький секрет большого успеха в передовой советской литературе. Литературный очерк.
MMMIII. Gorky, Grinevsky (Grin), Paustovsky. A small secret of a great success in the progressive Soviet literature. A literary essay. }