Залесский Владимир Владимирович : другие произведения.

Утонувший в собственном мифе? Виктор Гюго и Александр Солженицын. Супер-краткая рецензия на книгу Людмилы Сараскиной "александр Солженицын"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Утонувший в собственном мифе? Виктор Гюго и Александр Солженицын. Супер-краткая рецензия на книгу Людмилы Сараскиной "Александр Солженицын".

  Утонувший в собственном мифе? Виктор Гюго и Александр Солженицын. Супер-краткая рецензия на книгу Людмилы Сараскиной 'Александр Солженицын'.
  
  
  Людмила Сараскина написала отличную, подробную, добросовестную книгу - биографию Александра Солженицына.
  
  Будем считать это наше высказывание о книге Людмилы Сараскиной поводом для некоторых наших личных соображений о биографии Александра Солженицына.
  
  1.Александр Солженицын и Речь Посполитая. Ростовский университет примерно до середины 50-х годов 20-го века был продолжателем традиций Варшавского университета (который был эвакуирован в 1915 году из Варшавы в Ростов-на-Дону). Лучший друг юности Виткевич и первая жена Решетовская были близки к восточно-республиканским культурным традициям. Школа и университет - это Ростов-на-Дону (в то время - в некотором смысле - польский университетский город). Ни одного упоминания о Речи Посполитой я в книге Сараскиной не обнаружил.
  
  (Отмечу также, что по своему внутреннему типу Солженицын своей методичностью и трудоспособностью - многими внутренними качествами - даже удачливостью - напоминает Генриха Шлимана. Огромная склонность к образованию (к самообразованию), огромный потенциал активности, творчества. Почти полное отсутствие традиционных российских пороков. Абсолютная уверенность в себе и в будущих успехах.).
  
  
  2. Александр Солженицын и те, на кого он надеется, кого он представляет.
  
  О Речи Посполитой мы уже кратко высказались. Могу предположить, что в произведениях Александра Солженицына нет упоминания не только Речи Посполитой, но и шляхты.
  
  Тем не менее, он кого-то представляет, он с кем-то себя идентифицирует.
  
  С кем?
  
  Юность и молодость - попытка защищать ленинизм (от Сталина). 'Он говорит о том, что видит смысл своей жизни в служении пером интересам мировой революции. Не всё ему нравится сегодня. Союз с Англией и США. Распущен Коммунистический Интернационал. Изменился гимн. В армии погоны. Во всём этом он видит отход от идеалов революции. Он советует мне покупать произведения Маркса, Энгельса, Ленина. Может статься и так, заявляет он, что после войны они исчезнут из продажи и с библиотечных полок. За всё это придётся вести после войны борьбу. Он к ней готов.' (Наталья Решетовская. В споре со временем. Воспоминания.).
  
  1950-е - 1960-е годы. Можно предположить, что Александр Исаевич себя идентифицирует с зеками и крестьянами, он представляет зеков и крестьян.
  
  После публикации работ 'Один день Ивана Денисовича' и 'Матренин двор' к Александру Солженицыну пришла общесоюзная (и мировая) известность.
  
  К этому моменту Александр Солженицын в качестве учителя и в других социальных ролях размышлял (в официальной жизни) о спутниках, об использовании ядерной энергии и о других современных темах.
  
  С тем зеков и крестьянства фокус творческого внимания сместился на новый предмет.
  
  В Письме вождям Советского Союза речь идет о глобальных проблемах.
  
  Александр Солженицын выступает в качестве представителя человечества, которому грозят несчастья от глобальных проблем? В качестве представителя советского народа, которым неэффективно управляют вожди?
  
  Вожди не откликнулись, западная общественность активным образом на это изменение фокуса творческого внимания не отреагировала.
  
  Письмо Съезду писателей - правозащитная тематика. Цензура. ... Самиздат. В общественной атмосфере все большее значение приобретают диссиденты и правозащитники. Сахаров.
  
  Вынужденная эмиграция. Александр Исаевич становится своего рода представителем русского народа (в форме ностальгических воспоминаний). Возникает новая-старая задача: перебросить мост, передать эстафету от пред-революционной России к России пост-советской.
  
  Здесь же возникает тема Столыпина.
  
  Могу предположить, что в творчестве Александра Исаевича не получил достойной оценки третьеиюньский переворот (1907) (при прямом участии Столыпина). Не были проанализированы весьма положительные действия Сергея Витте, огромный потенциал Государственной думы Российской империи I созыва, возможности перехода (после Манифеста 17 октября 1905 года, но до третьеиюньского переворота (1907)) к конституционной монархии и к эффективному решению аграрного вопроса.
  
  'В июне 1953 года Н. И. Зубов писал жене: 'У меня завёлся новый приятель, ссыльный, преподаватель математики, очень моложавый, хотя ему, верно, около тридцати лет. Зовут его Саня, из Ростова н/Д, терской казак, родился в Кисловодске...'. (Людмила Сараскина).
  
  С казаками Александр Исаевич себя не идентифицировал.
  
  Казачество - это освоение Сибири, Дальнего Востока...
  
  Культурные традиции Речи Посполитой - это экономический скачок вперед в 20-30-40-50-е годы 20 века.
  
  Дряхлеющая власть династии Романовых - это не только проигранные войны (1853-1856, 1877-1878, 1904-1905). Это не только ошибочная многовековая поддержка Пруссии (Германии).
  
  Это проданная Аляска.
  
  Это уклонение от освобождения крестьян (или неспособность освободить крестьян) после победы в Отечественной войне 1812 года...
  
  
  3. Виктор Гюго и Александр Солженицын.
  
  Если миф предполагал построение моста, передачу эстафеты от пред-революционной России к России пост-советской, то после ухода Горбачёва следовало возвращаться в Россию.
  
  Против чего протестовал Виктор Гюго своим творчеством и своей эмиграцией? Против конкретно Наполеона Третьего и его режима? Или против нарушения принципов демократии и республиканизма?
  
  Возможно, если бы Александр Солженицын следовал примеру Виктора Гюго, то из США в Россию не следовало возвращаться? Или следовало бы уехать обратно в США (снова в эмиграцию) после года жизни в России? Защищать принципиальные ценности? Но какие?
  
  Если давать положительную оценку Столыпину (и третьеиюньскому перевороту), то демократия и республиканизм - не на первом месте?
  
  Остается неясным, кого же представлял Александр Исаевич после возвращения в Россию...
  
  Зеков? Крестьян? Он защищал воспоминания о честных, культурных, работящих людях, живших в России до февраля 1917 года?
  
  Александр Исаевич много писал о "русских" и "советских"... Может быть, постепенно пришло время "россиян"?..
  
  Утонул в собственном мифе?
  
  
  [896. Скетч как Ваня Жуков перевёл слово 'Российский' с русского на английский язык и усовершенствовал язык Шекспира. - 31 мая 2019 г.
  
  1947. Александр Солженицын пишет о Польше. Буфф-стори. - 24 декабря 2020 г.
  
  1964. Грандиозный миф Карамзина - Солженицына. Карамзин, Кржижановский, Горький, Твардовский, Солженицын. Очерк принудительной европеизации России. - 4 января 2021 г.]
  
  
  6 января 2021 г. 20:34
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"