Залесский Владимир Владимирович : другие произведения.

Скетч о теории литературного заговора

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Скетч о теории литературного заговора

  Скетч о теории литературного заговора
  
  
  Когда-то, очень давно, Сергей Сергеевич купил в киоске Союзпечати за 100 рублей отличную книгу об одном великом мореплавателе.
  
  Книгу эту Сергей Сергеевич прочел с удовольствием.
  
  Некоторое недоумение у него вызвало удвоение фрагмента текста. Словно книгу набирали на компьютере (гусиным пером сейчас редко кто пишет), а затем "копи-пастировали" значительный фрагмент текста - листов семь.
  
  Зачем? У Сергея Сергеевича были догадки, но не было точного ответа на этот вопрос.
  
  Затем, как-то по случаю, Сергей Сергеевич в Википедии нашел статью об авторе той самой, купленной в Союзпечати, книги.
  
  Оказалось, что развернулась целая дискуссия по поводу приемлемости этой биографической статьи для Википедии. Она предлагалась к удалению!
  
  Аргументы высказывались разные, но один из аргументов был такой - автор был избыточно, неправдоподобно, плодовит. Он имел список написанных книг, поражающий воображение своими объемами.
  
  Кто-то иронически сравнивал его с Александром Дюма (отцом) - по уровню плодовитости.
  
  Кто-то защищал: "а кому от этого плохо?..."
  
  Сергей Сергеевич без авторизации дополнил список книг "того самого автора" названием книги, купленной в Союзпечати.
  
  Больше как-то не пришлось заглядывать в эту статью, да и фамилия автора за давностью забылась... Можно найти книгу, посмотреть фамилию - но зачем? 100 рублей - эта была хорошая цена за хорошую книгу.
  
  Сергея Сергеевича заинтересовала фигура знаменитого мореплавателя. Он стал искать книги о нем.
  
  Удивительно, но за несколько месяцев до появления книги, купленной в Союзпечати, вышла в серии "Жизнь замечательных людей" друга книга о великом мореплавателе - другого автора.
  
  Вообще-то, это наводило на размышления...
  
  Затем Сергей Сергеевич сам решил написать книгу (о литературном успехе).
  
  В процессе написания он, например, обнаружил, что об одном великом писателе вышло - примерно одновременно - сразу две книги двух разных авторов.
  
  Это уже был явный повод для догадок.
  
  И пока Сергей Сергеевич размышлял о литературных совпадениях, одна из его книг была завершена.
  
  Он направил ее в несколько издательств с соответствующим описанием, которое издательства требовали прикладывать к книгам (рукописям) - судя по информации, размещенной на сайтах.
  
  Собственно, издательств оказалось не так уж и много ... И реакция у них, за одним исключением (быстрый отрицательный ответ секретаря одного из очень специализированных издательств) была примерно сходная...
  
  Точнее, похожим было отсутствие ответа...
  
  Сама по себе эта ситуация казалась странной. Вроде бы, издательства заинтересованы в новых именах, в новых авторах, в новых публикациях. Неопытным людям кажется, что издательства делают на авторах деньги - хотя и самих авторов не забывают... Достаточно почитать биографии американских классиков...
  
  Пришлось Сергею Сергеевичу направлять письма в течении нескольких месяцев (!), пока пришли какие-то ответы. Сами по себе ответы были также любопытными (от хамовитой издевки до вежливой информации, что ответ был, но его Интернет потерял...).
  
  Во всяком случае, никто книгу, написанную Сергеем Сергеевичем, публиковать не собирался...
  
  За это время Сергей Сергеевич посмотрел сайты издательств, размещенные на этих сайтах обмены мнениями потенциальных и изданных авторов, и обнаружил, что издание книг - это, оказывается, редкая удача для автора, и в случае такой удачи автор получает гонорар - примерно 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей. Если учесть период написания книги - от примерно полугода и более, то такая сумма не покрывала расходов на кофе, флэшки, бумагу, оплату интернет-трафика и т.д.
  
  Гораздо проще при таком раскладе размещать произведения на интернет-платформах для бесплатных публикаций. Меньше головной боли и меньше расходов времени на переписку и прочие удовольствия...
  
  После ознакомления с журналистским расследованием "Максимальное количество компромата на всех. Научный центр при Управделами президента торгует сервисами, позволяющими деанонимизировать любого жителя России. Расследование 'Медузы'. 15:59, 8 августа 2019. Источник: Meduza. Автор: Лилия Яппарова. Редактор: Алексей Ковалев" (https://meduza.io/feature/2019/08/08/maksimalnoe-kolichestvo-kompromata-na-vseh) Сергей Сергеевич, наконец, понял как может выглядеть "диапазон гипотез" о современной российской литературе.
  
  Этот "диапазон гипотез" находится между двумя пунктами.
  
  Пункт А. Случайно так сложилось, что национальный книжный рынок развалился (он именно "развалился", а не был целенаправленно ликвидирован!), случайно так складывается, что действует несколько избранных издательств, поставляющих книги в еще оставшиеся книжные магазины, случайно так совпадает, что книги на похожие темы выходят "группами", случайно так бывает, что автор, направивший книгу в издательство, не получает никакого ответа...
  
  Пункт Б. Существует "литературный заговор". Он означает, что доступ к СМИ, к издательствам и к книготорговым предприятиям имеет лишь определенная группа лиц.
  
  Остальным дозволяется писать, и даже направлять свои произведения (рукописи) в издательства.
  
  Естественно, что такие инициативные люди ответ не (всегда) получают. Но с помощью анализа мета-данных их ставят на контроль. Человек в принципе не вечен. Кроме того, с ним, бывает, случаются всякие неприятные ситуации. При наличии определенных условий рукопись, поступившую в издательство, можно переработать и пустить в дело. При такой гипотезе ясно, почему книги появляются группами. В какой степени используется текст, названия, структура, идеи, логические взаимосвязи и прочие элементы интеллектуального продукта "главного" автора (выбывшего из "литературной игры") - это в каждом случае решается индивидуально.
  
  Между этими пунктами "диапазона гипотез" расположены разного рода смешанные варианты. Допустим, бывшая жена какого-то олигарха пишет неплохие стихи. Деньги у нее есть. Почему не опубликовать? (За деньги, разумеется... О гонораре речь не идет... Деньги получает не автор от издательства, а издательство от автора...).
  
  Или какой-то "официальный" автор... Он получает "государственный заказ", на него работает система госбюджетных учреждений, аппарат издательства, рекламный маховик... Волей-не волей что-то будет написано и продано...
  
  Затем наемные "критики" будут писать статьи и рецензии с использованием слов "выдающийся", известный", "специалист", "замечательно", "новое слово" и прочих подобных терминов.
  
  Потом подключается какой-либо влиятельный человек из сферы "литературных премий"... И вот он - новый "правофланговый" "современной российской литературной бригады".
  
  Но отвлечемся от "диапазона гипотез".
  
  А что делать с теми, кто не входит в "заговор", но продолжает публиковаться - используя интернет-платформы для бесплатных публикаций?
  
  Сергей Сергеевич обратил внимание на такой вариант действий как "косвенное рецензирование".
  
  Он когда-то написал эссе о великом русском писателе и отрицательно отозвался об одной из книг, вышедшей в известной книжной серии и посвященной великому писателю.
  
  Что интересно - после этого вышла новая группа книг об этом великом писателе.
  
  Так ведь если придерживаться гипотезы о существовании "литературного заговора", то такие события объяснимы.
  
  Допустим, какой-то человек что-то пишет. Он пишет и пишет... Размещает свои произведения на интернет-платформах для бесплатных публикаций...
  
  Конечно, стырить можно... и тырят... Но не в тех объемах и не так свободно, как этого бы хотелось...
  
  Что же с ним делать?
  
  Писать о нем что-то отрицательное? Но нужно ждать удобного значимого повода...
  
  Писать что-то отрицательное о его творчестве? Это означает нарушение принципа замалчивания...
  
  Но есть умные головы!
  
  Он, допустим, написал эссе о Льве Толстом.
  
  А мы поручим написать три книги о Льве Толстом! (Именно о Льве Толстом! Не о Гоголе, не о Достоевском...).
  
  И в чем тут "фишка"? В чем замысел? В чем секрет литературной шарманки?
  
  А в этих книгах будет масса ссылок на разные источники, но ни автор эссе, ни само эссе упомянуты не будут.
  
  Новые книги затеняют, заслоняют эссе, а отсутствие упоминаний об авторе и об эссе интерпретируется как малозначительность и автора, и эссе. Это и есть "принцип косвенного рецензирования", который плюсуется к принципу замалчивания.
  
  "Эксклюзивная группа", то есть, те, кто имеют доступ к СМИ, к издательствам и к книготорговым предприятиям, могут спать спокойно.
  
  Во-первых, у них есть контент, есть творческий потенциал (Смотрите! Вот книги! (не все их читали и собираются читать - но школьников и студентов заставят; прочитает кто-то из тех, кто интересуется темой)).
  
  В-вторых, те, кто не входит в "эксклюзивную группу", - они "малозначительны", они "ничего из себя не представляют". Если бы они что-то из себя представляли, то их бы, конечно, заметили ...
  
  О чем же пишет "современная российская литературная бригада"? О героях, о величии, об успехах! Есть набор приемлемых тем...
  
  "Если кто-то напишет книгу (рукопись), направит ее в издательство или разместит на платформе для бесплатных публикаций, - то почему бы (при удобной ситуации) не использовать контент, не создать произведение (или "группу" произведений), не опубликовать?".
  
  "Разве это не литература?", - философски подвел итог размышлениям Сергей Сергеевич.
  
  
  17 августа 2019 г. 19:26
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"