Аннотация: Рассказ о развитии рынка изобразительного искусства (исследование расследования)
Рассказ о развитии рынка изобразительного искусства (исследование расследования)
1. Предисловие.
Сергей Сергеевич периодически ощущал стремление написать что-то о национальном книжном рынке. О национальном книжном рынке писали и Бунин, и Горький, и Чехов... Он, Сергей Сергеевич сделает что-то вроде обзора, обобщит, сделает свою работу о национальном книжном рынке всеобщим достоянием!
Однако в этот момент на "публичный перекресток" "вырулило" журналистское исследование "В поисках гения из советской психушки. Художника Фому Яремчука называют звездой 'дикого искусства', его рисунки продают за тысячи евро. Почему в России о нем никто не слышал?.08:00, 5 августа 2019. Источник: Meduza. Авторы: Юлия Вишневецкая, Миша Яшнов. Редактор: Константин Бенюмов". (https://meduza.io/feature/2019/08/05/v-poiskah-geniya-iz-sovetskoy-psihushki)
"Напишу о рынке изобразительного искусства", - решил Сергей Сергеевич.
2. Арт-контент - базис рынка изобразительного искусства.
"В поисках гения..." ... обнаруживаются разного рода арт-объекты, то есть рисунки. В них есть какая-то правда.
Очень давно Сергей Сергеевич прочитал статью, где описывалась борьба какой-то простой женщины за хорошую жизнь. Где-то поблизости от жилья этой женщины располагалась психиатрическая лечебница. "Они так кричали, как будто их... [далее излагались ассоциации, создаваемые криками]".
Из материалов журналистского расследования можно сделать вывод, что художественное творчество "психически больных людей" - распространенное явление ...
("В 1940-х художник Жан Дюбюффе представил публике творчество хронических обитателей психбольниц. До того работы пациентов собирали только врачи-психиатры.")
("...до 1964 года профессор Михаил Павлович Кутанин возглавлял кафедру психиатрии Саратовского мединститута. При кафедре был организован музей, в котором хранились образцы творчества больных... (между прочим, произведения Паули сейчас вывезены в Германию и оказались в той же галерее Сюзанны Цандер в Кельне)".).
У Сергея Сергеевича стала создаваться концепция - родственники гениев (а гении всегда отличаются от "обычных" людей) продают работы своих гениев, становятся богатыми людьми, улучшают жизнь своих "больных" братьев, племянников, дедушек и т.д.
Но нет! Гениальные работы ожидает другая судьба.
Во-первых, работы гениев не попадают к их родственникам (а как они к ним попадут?).
Во-вторых, продать эти работы в России, видимо, затруднительно. (А какие творческие рынки сейчас действуют в нормальном формате?)
Итак, есть творческие люди. Есть выдающиеся работы, пользующиеся спросом. Эти творческие люди, как ни странно, находятся в лечебных учреждениях, и они лишены свободы. Ни гении, ни их родственники не имеют права распоряжаться гениальными работами.
Двигаемся в рассмотрении темы далее.
3. "Легенда".
В центре внимания журналистского расследования - коллекция рисунков.
Вместе с этой коллекцией продвигается легенда.
Некоторые элементы этой легенды выглядят следующим образом.
Существовал таинственный человек (имя, отчество, фамилия сообщаются).
Существовало таинственное лечебное учреждение - в таёжных глубинах...
Существовало таинственное дело в архивных глубинах...
Смесь мистики, страха и некоторой романтики...
Окей!
4. Два пути к истине.
А соответствует ли эта легенда истине? Правдива ли легенда?
Есть две точки зрения на эту тему.
Одни люди верят тому, что рисунки были созданы тем самым таинственным человеком (ФИО) в том самом таинственном таёжном лечебном учреждении.
Начинается вокруг этого вопроса движение. Правдива ли эта легенда или не правдива?
Исследователи начинают распутывать клубок загадок.
5. "Цепочка".
Если существует арт-контент, причем - в практически неисчерпаемом объеме, то могут найтись люди, которые попытаются сделать на этом контенте деньги.
В журналистском исследовании приводятся фамилии, имена...
Сюзанна Цандер (в Кельне),
посетитель из России (...был директором компании 'ООО 'Олимпик-Сочи'' ... ),
(Катрин Лорх, известный искусствовед и обозреватель Süddeutsche Zeitung),
Галерея "Кокон" (в России) - взаимосвязана с "посетителем из России",
еще одна 'звезда ар-брют' - он был представлен на "Коконе", ("сам заводит речь об ар-брют", сам говорит о своем брате),
брат "еще одной звезды ар-брюта',
друг и ближайший сподвижник "брата" ("еще одной звезды ар-брюта'). (Логически получается, что исследователей вывел на "сподвижника" именно "брат").
6. Творческие детали.
Что интересно в описании визита к "сподвижнику"?
Не будем вдаваться в детали, хотя и многие интересны.
"Но в ответ на прямой вопрос нехотя признает, что рисунки в альбоме - его." ["Наконец, пришли!"].
"Узнав, что рисунки, за которые ему заплатили по 300 рублей, теперь продаются за тысячи евро, он лишь задумчиво замечает: 'Надо же, какой я дорогой художник'. На прощанье ["сподвижник"] просит подарить ему альбом Фомы Яремчука."
Смирение перед жизнью творческого человека - арт-звезды западных торговых арт-площадок... (Сейчас он житель провинции - "старается жить и зарабатывать творчеством, не размениваясь на неинтересные заказы").
["Брат"] говорит осторожно, чувствуется, что он боится навредить ["сподвижнику"]." [Почему он говорит осторожно - это авторская версия уважаемых Юлии Вишневецкой, Миши Яшнова].
"А в следующем разговоре ['звезда ар-брют'] отказался от всех своих слов и сообщил, что [якобы 'звезда ар-брют'] с сайта галереи 'Кокон' - это другой человек. Вопрос, что ему известно о втором ["звезде"], первый ["звезда"] оставил без ответа и заявил, что общаться с журналистами теперь будет только через юристов."
7. За закрытыми шторками.
...
8. Послесловие.
"Интересная вещь - эти творческие рынки." - сделал вывод Сергей Сергеевич - "Рынок изобразительного искусства также развивается".