Залесский Владимир Владимирович : другие произведения.

Неудачливый конструктор, баловень судьбы Виктор Федорович Болховитинов ("патрон"). Тайны научного бизнеса в Ссср. Биографический очерк

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Неудачливый конструктор, баловень судьбы Виктор Федорович Болховитинов ("патрон"). Тайны научного бизнеса в СССР. Биографический очерк.

  Неудачливый конструктор, баловень судьбы Виктор Федорович Болховитинов ('патрон'). Тайны научного бизнеса в СССР. Биографический очерк.
  
  
  Для тех читателей, кого интересует судьба и деятельность Сергея Павловича Королева, Виктор Болховитинов 'приходит' неизвестно откуда и 'исчезает' неизвестно куда.
  
  Можно увидеть три условные 'точки пересечения' судеб Королева и Болховитинова.
  
  Во-первых, многие известные сотрудники Сергея Королева, люди добившиеся успехов и славы, начинали свою карьеру с Виктором Федоровичем Болховитиновым. '...В коллективе [Болховитинова] были собраны люди, которые, пройдя школу 'патрона' - так мы его звали, сами стали создателями техники, нашедшей мировое признание. (...) Производство талантов не столь почетно, как выпуск самолетов или ракет. Но историческое значение этого производства заслуживает большой признательности потомков.' (Б.Е. Черток. Ракеты и люди. Книга 1).
  
  Во-вторых, в первой половине 40-х годов 20 века сотрудники Болховитинова 'подхватили эстафету' Королева и Глушко (арестованных) и построили модель ракетного самолета. Эта модель не была особенно успешной, но она поднялась в воздух, она прошла начальный этап летных испытаний.
  
  В-третьих, Виктор Болховитинов, после появления информации о работах Вернера фон Брауна, в завершающие годы и месяцы войны был в числе тех влиятельных лиц, кто курировал ракетную тематику, кто направлял в Германию представителей советских научных кругов для изучения ракетных достижений.
  
  С 1944-1945 годов Сергей Павлович Королев возвращается на сцену и приступает к реализации космического проекта, а Виктор Федорович Болховитинов постепенно сходит со той исторической сцены, на которой действуют крупные конструкторы новейшей техники.
  
  Чем интересен Виктор Болховитинов?
  
  Болховитинов, на первый взгляд, является примером не успешного деятеля.
  
  'Имя профессора Болховитинова мало известно широкой публике. В истории нашей авиации он не пользовался славой всемирно известных генеральных конструкторов, и его почти не поминают в истории космонавтики. После двух неудач: гибели Леваневского на самолете Н-209 и Бахчиванджи на самолете-ракете БИ-1 - его иногда называли в именитых авиационных кругах неудачником.
  Действительно, коллектив Болховитинова не создал ни одного самолета, принятого на вооружение.'. Это слова Бориса Евсеевича Чертока (Б.Е. Черток. Ракеты и люди. Книга 1).
  
  Откуда он появился, Виктор Болховитинов? Чем он занимался до вступления на путь конструктора?
  
  Мы знаем, что он учился в Военно-воздушной академии (Академии им. Жуковского) до 1926 года (в 1926 году ему было примерно 27 лет).
  
  Возможно, ключ к судьбе Виктора Болховитинова можно найти в словах Бориса Чертока: 'Доктрина строительства и использования Военно-Воздушных Сил формировалась в те времена компетентными и думающими военными интеллектуалами, имевшими власть и право принимать решения. К ним прежде всего относились Михаил Тухачевский, Петр Баранов, Ян Алкснис и элита преподавателей Военно-воздушной академии.'
  
  Кто они - безымянные члены 'элиты преподавателей Военно-воздушной академии'?
  
  Во всяком случае, эта элита была близка к влиятельным людям, имела к ним доступ.
  
  Известно, что Болховитинов и Пышнов (преподаватель академии) были женаты на сестрах. ('Пышнов и Болховитинов были женаты на сестрах' - Б.Е. Черток. Ракеты и люди. Книга 2.).
  
  По уровню и числу званий и наград между Болховитиновым и Пышновым много общего.
  
  В конце 1933 - начале 1934 годов создается КБ-22, или КБ Болховитинова.
  
  Итак, ни один из самолетов Болховитинова не был принят на вооружение.
  
  Более того, Болховитинов получил своеобразную всесоюзную славу: летчик Леваневский, выполнявший полет на самолете Н-209, созданном Болховитиновым, в 1937 году исчез в просторах Арктики. 'По воспоминаниям Байдукова и Водопьянова, Сталин очень благоволил к Леваневскому, несмотря на то, что его родные жили в Польше, а брат был польским военным летчиком.' (Б.Е. Черток. Ракеты и люди. Книга 2.).
  
  Казалось бы - крах?
  
  Но вот мы читаем книгу Ярослава Голованова 'Королев: факты и мифы', и встречаем фразу: 'Болховитинов катался в воскресенье на яхте по Клязьминскому водохранилищу...'.
  
  Разная степень благосостояния была у людей в предвоенные годы. Михаил Булгаков с нетерпением ждал новой квартиры. У кого-то была дача, кто-то водил личный автомобиль, некоторые играли в большой теннис. Но упоминание о катании на яхте (собственной? или почти собственной? - если она принадлежала КБ Болховитинова или опекалась Болховитиновым или его КБ?; во всяком случае Болховитинов 'катался', а не 'его катали') для довоенных лет мне кажется эксклюзивным.
  
  Но давайте перейдем от яхты к другим темам.
  
  'До сего времени не могу понять логики НКВД. Практически весь основной состав туполевского коллектива, обеспечивший триумфальные перелеты Чкалова и Громова в США, был репрессирован. А из нашего коллектива Болховитинова, несмотря на очевидную гибель Н-209, не тронули никого.' (Б.Е. Черток. Ракеты и люди. Книга 2)
  
  Разве такого человека нельзя назвать баловнем судьбы?
  
  'В его [Болховитинова] КБ работали два молодых инженера: Александр Березняк и Алексей Исаев. Березняку пришла в голову идея создать ракетный самолет. Он поделился ею с Исаевым, и они вместе, никому ничего не сказав, начали проектировать невиданную машину...
  Работа эта их страшно увлекла, ни о чем другом думать они не могли, и, в конце концов, однажды вечером поехали домой к Болховитинову и все ему рассказали. Болховитинов посмотрел их расчеты, полистал эскизы и сказал задумчиво:
  - Все это может у вас получиться...
  Так их самодеятельность была узаконена шефом, но ни в каких планах КБ самолет не значился.' (Ярослав Голованов. Королев: факты и мифы.).'
  
  В советских верхах Виктора Болховитинова начинают воспринимать в качестве специалиста по ракетной технике. От него ожидают, видимо, рывка вперед...
  
  'В распоряжение группы Болховитинова стали поступать блоки ракет 'Фау-2' с артиллерийского полигона Дебице (Польша), где в свое время размещались немецкие ракетные позиции. С них велись учебные стрельбы. В точках падения ракет советские войска обнаружили их обломки. Они-то и стали предметом исследования советских специалистов.' (А. Романов. Королев).
  
  'A.M. Исаев, затем я, Н.А. Пилюгин, В.П. Мишин и еще несколько специалистов были допущены к осмотру секретного немецкого оружия.
  Войдя в зал, я сразу увидел грязно-черный раструб, из которого торчала нижняя часть туловища Исаева. Он залез с головой через сопло в камеру сгорания и с помощью фонарика рассматривал подробности. Рядом сидел расстроенный Болховитинов.
  Я спросил:
  - Что это, Виктор Федорович?
  - Это то, чего не может быть! - последовал ответ.
  ЖРД таких размеров в те времена мы себе просто не представляли.' (Б.Е. Черток. Ракеты и люди. Книга 1).
  
  Осторожный и умный Болховитинов способен оценить свои способности и свой уровень. Карьера сделана. Он уже генерал.
  
  'В 1945 году труд Зенгера и Бредта был переведен, а в 1946 году под грифом 'Обзор трофейной техники' под редакцией генерал-майора инженерно-авиационной службы В.Ф. Болховитинова был издан большим тиражом Военным издательством Министерства Вооруженных Сил СССР.' (Б.Е. Черток. Ракеты и люди. Книга 1).
  
  С 1949 года Виктор Федорович Болховитинов - профессор Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского.
  
  В книгах, которые я читал, я не нашел упоминаний о деятельности В. Ф. Болховитинова после 1949 года в качестве в качестве конструктора.
  
  Могу только предположить, что парусный спорт (на Клязьминском водохранилище) продолжал интересовать В.Ф. Болховитинова.
  
  Он родился в 1899 году, умер в 1970 году.
  
  Научные исследования, проектирование новой техники, опытное производство - это огромный, почти неконтролируемый (трудно контролируемый) поток государственных денег.
  
  Косвенное упоминание о таких, 'научных' деньгах, мы встречаем в заявлении С.П. Королева на имя И.Т. Клейменова, поданное в 1934 году.
  
  'Королев злился, потому что никакой 'гущи народных масс' не было, а была кучка неумелых лентяев, раздраженных тем, что секретность мешает делать 'левые' дела и воровать...
  
  17 января 1934 года Королев представил Клейменову справку о неудовлетворительной работе мастерских института.
  
  'План работ на январь не выполняется, - говорилось в ней. - Оборудование производства происходит чрезвычайно медленно...
  Нет простейшего порядка в деле прохождения того или иного заказа на работы, распределения их по рабочим местам, систематического контроля за их выполнением...
  
  Заработок рабочего неровен и зачастую недостаточен, а иногда чрезмерно высок...' (Ярослав Голованов. Королев: факты и мифы.).
  
  19 марта 1934 г. С.П. Королев освобожден от должности заместителя начальника РНИИ, переведен на инженерно-конструкторскую работу старшим инженером восьмого сектора крылатых ракет, возглавляемого Е. С. Щетинковым.
  
  
  11 сентября 2021 г. 00:16
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"