|
|
||
Агитстихи З. Гиппиус 1917-1919 гг. удивительно похожи на людоедские стихи В. Князева того же времени и на "Убей его" Симонова. Если люди в войну нуждаются в таких лютых стимулах, чтобы убивать друг друга, то, право, о человечестве можно думать лучше, чем обычно думают.
* * * * * * *
Эренбург говорил Шкапской: "Война без ненависти так же отвратительна, как сожительство без любви. Мы ненавидим немцев за то, что должны их убивать" (Дневник 1943 г.).
* * * * * * *
Я не был близок с Ю. М. Лотманом, но однажды, когда мне было трудно жить, решил: спрошу его - может быть, он мне скажет какое-нибудь главное слово. Не удалось: поездка была короткая, а встречи многолюдные. Прощаясь, я сказал: хотелось кое о чем спросить, не получилось; может быть, в другой раз... Он посмотрел на меня и сказал: знаете, нужнее всего верить самому себе. Вот когда на фронте ты идешь со взводом из окружения, а навстречу тебе целый полк так и валит в окружение, очень трудно не повернуть и не пойти вместе со всеми. - Я уехал, и потом оказалось, что именно это мне и нужно было услышать. Л. Н. Киселева сказала: "У Ю. М. все фронтовые эпизоды начинаются: "когда мы драпали...""
* * * * * * *
Н. И. К.-Л., видевшая войну, говорила: "Мужество - это у командира, который отсылает солдат и остается погибать у пулемета. И у его солдат, которые слушаются и уходят. Но не у того, который бросается погибать на амбразуру".
* * * * * * *
На открытии памятника Жукову Говоров зычным 90-летним голосом говорил: "Жуков красной нитью проходит через всю войну..." А повар Смольного вспоминал по телевизору, как в блокаду Говорова и Жданова обслуживали маникюрщицы, а врачам, лечившим их штат от обжорства, разрешали брать объедки, которыми те подкармливали вымирающих.
Политика ж. греч. наука гос. управленья; виды, намеренья и цели государя, немногим известные, и образ его действий при сем, нередко скрывающий первые. Политика тухлое яйцо, Суворов. Вообще уклончивый и самотный образ действий. ПОЛИТИК, м., умный и тонкий (не всегда честный) гос. деятель, вообще скрытный и хитрый человек, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать.
* * * * * * *
Кутерьма - от тюркского кютерьмек, обряд при выборах хана, когда его поднимали на войлоке, как на щите. Теперь мы знаем этимологию политических событий.
* * * * * * *
"В Европе XV века власть почти повсюду принадлежала Сталиным" (Алданов, "Юность П. Строганова").
* * * * * * *
Когда Иван Грозный отменял опричнину, он прежде всего запретил упоминать, что она была: за упоминание - батоги (Штаден).
* * * * * * *
Александр I в 1814 г. в Лондоне просил у вига Грея доклад о средствах создания в России оппозиции (СЗ 62).
* * * * * * *
М. Салтыков-Щедрин, письма Николая I к Поль де Коку. "Любезный статский советник Поль де Кок! Получив ваше письмо, что мне, как неограниченному повелителю миллионов, полезно по временам выслушивать обличения, я сейчас же послал за протоиереем Баженовым и, когда тот явился, приказал ему обличать меня. Но посмотрите, что он сказал: армия твоя наводит страх на всех твоих врагов, флоты твои по самым дальним морям разносят славу твоего имени, а чиновники с кротостью и любовью пасут вверенное им стадо. Судите сами по этим словам, как трудно управлять таким государством, как Россия!"
* * * * * * *
"Россия - страна обширная, но не великая, у нас недостаточно даже воздуха для дыхания" (Адм. Чичагов, РСт 1886, 2, 477).
* * * * * * *
Власть грешила любоначалием, а интеллигенция празднословием (Ф. Степун, I, 307).
* * * * * * *
"Дистилинированный энтузиазм", возбуждаемый монархом в русском народе, - выражение Н. Данилевского.
* * * * * * *
"По чувству рабства, принимая его за чувство долга" (Ф. Степун, Из писем прап., 163).
* * * * * * *
"Политиколепная Апофеозис" назывался панегирический сборник в честь Петра I в 1709 г. Ср. "Царь Максимилиан, зверолепный и богометный".
* * * * * * *
Стремление не быть "добровольцем оподления" (Лесков)
* * * * * * *
"Чехов относился к России, как врач, а на больного не кричат" (Ремизов, "Петерб. буерак", 242).
* * * * * * *
"Революция толкнула С. Булгакова на опасный путь осознания происходящего" (восп. Локса).
* * * * * * *
Развитие по формалистам: с оглядкой через голову отцов на дедов или дядей. Но у русской культуры развитие сверхускоренное, в XX в. мы пропустили несколько ступеней и запутались, хвататься ли нам за память о дедах или прадедах.
* * * * * * *
"Какая у человека XX века может быть гордость? Только сопротивляемость".
* * * * * * *
Л. Гинзбург уволили из Петрозаводска - "за то, что я отдавала на откуп буржуазному Западу наш реакционный романтизм".
* * * * * * *
В Петрозаводске в 1982 устраивали юбилейное заседание памяти протопопа Аввакума; для начальства было сказано: русского писателя А. Петрова.
* * * * * * *
Гласность - это значит, что можно говорить о том, что нужно делать (ЛГ, 1988, 1).
* * * * * * *
"Пока народ безмолвствовал, можно было верить, что он народ, а как заговорил - расползся на социальные группы" (ЛГ 17.05.1989).
* * * * * * *
Плюрализм - против чего? Против сингуляризма? Русский плюрализм с дитей без глазу.
* * * * * * *
Мудрость русского народа: формулой ее Лесков считал пословицу: "Гнем - не парим, сломим - не тужим". "Стараться, так вовсю, а что выйдет или не выйдет, не наше дело" (Ремизов, "Петерб. буерак").
* * * * * * *
Петровский указ - фендриков разгонять фухтелями, понеже что фендрик фендрику может сказать умного? (Письма Шенгели к Шкапской, РГАЛИ).
Здесь каждый охотно встретить готов
Свободу мышей при свободе котов.(И. Сельвинский, "Улялаевщина-2")
* * * * * * *
Кумиры современные.
"Не поклонюсь твоим коммерческим богам" - было в некоторых записях "Максимилиана" задолго до перестройки.
* * * * * * *
Стихи из радиопьесы А. Володина: "Между сытыми, мытыми извиваюсь элитами, свою линию гну: не попасть ни в одну".
* * * * * * *
"Днесь приходит время злое, время злое, остальное. После будет время злее, время злее, остальнее". Духовный стих, который любит С. Е. Никитина.
* * * * * * *
"Функционирование государства отвратительно, но не более, чем функционирование человеческого организма". Е. Лундберг, Зап. писателя.
* * * * * * *
"Все происходит не случайно, а по тем или иным причинам, обычно по иным".
* * * * * * *
Каменную старуху Веру Фигнер робко спросили: "А если бы вам удалось победить - что тогда?" Она ответила: "Созвали бы земский собор, учредительное собрание, оно приняло бы конституцию - убогую, скаредную, мещанскую; и мы бы поклонились и отошли прочь, потому что это и была бы народная воля". Щедрин, отвечая благодарностью на известную аллегорическую картинку, поднесенную студентами к юбилею, писал: "Только вот на горизонте у вас просвет виднеется; я понимаю, что это по жанру так положено, но мы-то с вами знаем, что на самом деле никакого просвета нет". Если не помнить об этом чувстве обреченности, нельзя понять русскую революцию.
* * * * * * *
В "Лит. учебе" была статья о том, что Николай II был прав даже в 1914 г., потому что для искупления Россия нуждалась в войне. "Может быть, и в революции?" Пожалуй, но чтобы во главе ее были истинно православные. "А, это как в Иране".
* * * * * * *
В деревне, где летом живет О. С., восстанавливают церкви. Она спрашивала стариков: а когда ломали, то как по приказу, по мобилизации? "Нет, сами". А почему? "Такое время было". Это напоминает апокрифический разговор: "Дедушка, а Христос был еврей?" - "Еврей, детка, еврей. Тогда все были евреями: такое время было". (Ср. в "Сумасшедшем корабле" про А. Волынского: "он еврей, но, как апостолы, русский").
* * * * * * *
"Нигде высшую церковную иерархию не встречали в качестве преемников языческих волхвов с большим страхоговением, как в России, и нигде она не разыгрывала себя в таких торжественных скоморохов, как там же. В оперном облачении с трикирием и дикирием в храме, в карете четверней с благословляющим кукишем на улице <и т. д>, со смиренно-наглым и внутрь смеющимся подобострастием перед светской властью, она, эта клобучная иерархия, всегда была тунеядной молью всякой тряпичной совести русского православного слюнтяя" (Ключевский, Письма, 1968, 312).
* * * * * * *
Большевики не исправили Россию за 70 лет, а христианство - за 1000 лет.
* * * * * * *
"Ощущение сделанности, смоделированности окружающего мира - признак тяжкого психического заболевания". А Божье сотворение мира?
* * * * * * *
"Не вера стоит на сомнении, а сомнение на вере", - сказали медику, исключая его из духовной семинарии.
Дубельт писал: "В распоряжении ученых есть и целительные средства и яды, поэтому они должны отпускать ученость только по рецептам правительства".
* * * * * * *
Б. Ярхо писал в письме: "Люди все чаще кажутся мне книгами, и порой я становлюсь в тупик перед замыслом их сочинителя".
* * * * * * *
Мозг не есть орган мышления, а орган выживания (говорит биолог А. Сент-Дьердь). Он устроен таким образом, чтобы заставить нас воспринимать как истину то, что является только преимуществом.
* * * * * * *
"Верность - это инстинкт самосохранения", - писала Цветаева же Ланну. Верность себе - обычно это псевдоним инертности. Не будем делать из нее культа.
* * * * * * *
На вечере памяти М. Е. Грабарь-Пассек С. Аверинцев начал так "Лесков говорил, что в России легче найти святого, чем честного человека, - так же можно сказать, что легче найти гения, чем человека со здравым смыслом и твердым вкусом..." итд.
* * * * * * *
Павлик Морозов Не забывайте, что в Древнем Риме ему тоже поставили бы памятник И что Христос тоже велел не иметь ни матери, ни братьев. Часто вспоминают "не мир, но меч", но редко вспоминают зачем.
* * * * * * *
"Всем людям свойственно, потерпев крушение, вспоминать о требованиях долга и чести" (Плутарх, "Антоний", 17).
* * * * * * *
Муж, явно творящий правду и твердый в правилах своих, допустит всякий глагол о себе. Он ходит во дни и творит себе на пользу клевету своих злодеев. Откупы в мыслях вредны. (Радищев).
* * * * * * *
Врио по-русски - подставное лицо. Я - временно исполняющий обязанности человека. Время кончилось, обязанности - нет.
* * * * * * *
А ведь я усомнился в сквозном детерминизме всего сущего только на мысли: не могла же от начала мира быть запрограммирована такая тварь, как я!
* * * * * * *
"Без меня народ неполный"? Нет, полнее, чем со мной: я - отрицательная величина, я в нем избыточен.
* * * * * * *
"Вина личности перед обществом за свое существование - это, может быть, и вина души перед телом за то, что мешает ему жить?" Жить? "Ну, мешает ему умирать, разлагаться".
* * * * * * *
"Как вы сами определили бы свою болезнь?" - спросил врач. "Душевная недостаточность", - ответил я.
* * * * * * *
"Господи, избавь меня от меня" (Т. Browne).
* * * * * * *
Когда после смерти Суинберна разобрали его бумаги, Хаусмен сказал: что ж, мазохизм по крайней мере дешевле, чем садизм.
* * * * * * *
Вен. Ерофеев был антисемит. Об этом сказали Лотману, который им восхищался. Лотман ответил: "Интимной жизнью писателей я не интересуюсь".
* * * * * * *
Когда осуждают хорошего писателя за то, что он нехороший человек - это все равно, что осуждать завод за то, что он дымит и лязгает.
* * * * * * *
"Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо" - Лук 6, 26.
* * * * * * *
... не называй никого порядочным прежде смерти.
* * * * * * *
Ю. Минералов говорил о современной поэзии: фамилий много, с именами - осечка.
* * * * * * *
Интертекстуальность
Эпиграф к ней: "Никто-никогда-ничего-не сказал в первый раз". В соответствии с сентенцией, не помню ее автора.
* * * * * * *
А в словосочетания "дискурс власти", "филологический дискурс", "эротический дискурс" и пр. я стал подставлять вместо "дискурс" слово "разговорщина" - и смысл оказался вполне удовлетворительный.
* * * * * * *
Люди могут дружить, только пока они друг другу ничего не сделали. ("Никомахова этика").
* * * * * * *
"Считал ничтожеством всякого, кто соглашался, и наглым ничтожеством - всякого, кто не соглашался" (Дневник А И. Ромма, 1939, РГАЛИ).
* * * * * * *
Вероятно, все искусства учат человека самоутверждаться, а все науки - не заноситься.
* * * * * * *
"Традиций не рвать, идей не водить, святынь не топтать" - из С. Кржижановского (там, где дальше про Словарь умолчаний).
Каждый здесь проходящий Мнит, что он - судия, В нем весь смысл настоящий, В нем венец бытия Но из сфер, где собака Тумбы правит закон, Выбегают из мрака Сто таких же, как он. Борис Лапин, "Ода".
* * * * * * *
Самая оптимистическая строчка в русской поэзии, какую я знаю и вспоминаю в трудных случаях жизни, это в "Коринфянах" Аксенова. Медея зарезала детей, сожгла соперницу, пожар по всему Коринфу, Ясон рассылает пожарников "и на Подол, и на Пересыпь", хор поет гимн огню со строчкой "укуси? укуси? укуси?", вестники браво рапортуют, что все концы выгорели дотла, - и Ясон, выслушав, начинает финальный монолог словами:
Но не в последний раз горит Коринф!
* * * * * * *
Для вечера о Ходасевиче. Ходасевич - поэт, но едва ли не большего уважения, чем поэзия, заслуживает его отказ от поэзии. Его последнее десятилетие было не внутренним засыханием и не досадным следствием внешних обстоятельств, оно было - как и конец Блока или Цветаевой - логическим выводом сознательно принятой позиции. Он считал, что поэзия - это не вещание всемирных истин и тем более личных страстей, а это изготовление зеркала, чтобы, заглянув в него, увидеть свое ничтожество. Это орудие нравственности в мире без бога. Когда ты увидел себя со стороны (об этом раздвоении Ходасевич писал не раз) и что мог - исправил, а перед тем, чего не мог, - опустил руки, то остается только умереть или замолчать. Отказавшись от поэзии, он хоронит себя и свою эпоху в прозе. Он не консервирует свои чувства и приемы, он не плачется о прошлом и не заигрывает с будущим (или наоборот), а судит о них вневременно, как покойник, как житель некрополя: исчужа, холодно и сухо. Его мерило - Пушкин; а чтобы иметь право мерить Пушкиным, нужно объединиться с ним в смерти, потому что объединиться с Пушкиным в жизни может только Хлестаков. Он не считает, что с ним погибла вся вселенна. Он знает, что культура работает, как мотор, в котором должны быть вспышка за вспышкой, но такие, чтобы не взрывали машину. Если ты сам не можешь вспыхивать и не хочешь взрывать, то следи, как механик, чтобы машина хорошо работала, - а для этого имей трезвую и беспристрастную голову. Именно за эту трезвость Мирский его обозвал: "любимый поэт всех, кто не любит поэзию". (То есть, в частности, филологов.) Он учит умирать мужественно, потому что нехорошо, когда эпоха умирает с эгоцентрическим визгом Такой урок всегда своевременен итд
Лучшей рекламой для компьютеров по американскому конкурсу оказалось: "Они не так уж переменят вашу жизнь!"
* * * * * * *
Заболела такса, послали телеграмму о лекарствах знакомым в Венгрию: "У Кафки чума итд." Телеграфистка вернула: "Не правильно, чума - это у Камю".
* * * * * * *
Пастор, венчая двух непригожих молодых, напутствовал их так: Любите друг друга, дети мои, потому что если не будет в вас взаимной любви, то кой черт вас полюбит (Вяз., 8, 179).
* * * * * * *
Дочери была нужна нервная разрядка, она пошла в магазин и встала в очередь. Сказала соседке: "Крыса!" Та ей: "А еще в очках!" Пришлось ответить: "Сама культурная!" - и та смолкла.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"