Okazio : другие произведения.

Мережковский о роли России

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Мережковский о роли России
Цитаты из книги "Царство антихриста"


Что такое Третья Россия? Россия первая -- царская, рабская; Россия вторая -- большевистская, хамская; Россия третья -- свободная, народная.

* * * * *

'Свобода, Равенство, Братство' -- Пресвятая Троица в человечестве -- этот 'трижды светящий свет' загорелся впервые во Франции. Прав Гегель, утверждающий, что Французская революция есть 'величайшее откровение христианства после Христа'. Франция -- святая земля Революции, ее купина неопалимая во всемирной истории.

* * * * *

'У нас две родины -- наша Русь и Европа', -- говорил Достоевский. Европейцы в Европе -- англичане, итальянцы, французы, немцы; только русские -- европейцы всемирные. Гениальною особенностью Пушкина, самого русского из русских людей, Достоевский считает эту способность ко всемирности, 'всечеловечности', к чудесным перевоплощениям, вхождением русской души в души всех других народов.
Слабость нашего национального чувства, ныне столь роковая для нас, может быть, и зависит от этого чрезмерно напряженного чувства всемирности.

* * * * *

Если бы житель иной планеты спросил у нас, что сейчас происходит с земным человечеством, то мы могли бы ответить тремя словами: люди забыли Бога.

* * * * *

С современными европейцами трудно говорить о религии вообще, а о христианстве -- особенно. Для них давно уже христианство -- 'миф'. Но по слову Чаадаева: 'Европа, что бы ни говорила и ни делала, все еще тождественна христианству'. Христианство -- начало Европы, и конец христианства -- конец Европы. Можно бы сказать европейцам: для вас христианство 'миф'? Берегитесь, как бы вам самим не сделаться мифом!
Европа все еще тождественна христианству, потому метафизическая основа обоих все еще одна: абсолютная мера человеческой личности -- Личность Божественная, Абсолютная Личность -- Христос. Если нет Христа, то нет христианства, нет и всей христианской Европы -- ни Готики, ни Ренессанса, ни Реформации, ни Революции, ибо все это лишь восходящие ступени человеческой личности. Провал личности -- провал всех ступеней, всей европейской христианской истории. Нет истории, нет прошлого; там, где оно было, -- пустое место, "гладкая доска", как и поется в "Интернационале". Du passe faisons table rase. Сделаем гладкую доску из прошлого.
'Глубокий фундамент всего теперь происходящего заключается в том, что в европейском человечестве образовались колоссальные пустоты от былого христианства, и в эти пустоты проваливается все', -- говорит В. В. Розанов в предсмертной книге своей 'Апокалипсис нашего времени'.

* * * * *

Кто стоит сейчас на вершине христианских веков, на верхней ступени культурной лестницы? Не рыцарь Готики, не художник Ренессанса, не гуманист Реформации, не гражданин Революции, не 'святой мещанин', создавший Европу, 'землю святых чудес', а мещанин окаянный, окаянный 'буржуй', почти такой же дикий варвар, как большевики. Мировая война обнажила эту буржуйную дикость и варварство. Буржуй с большевиками согласился в главном -- в отрицании Христа -- Абсолютной Личности, т. е. в ниспровержении того, на чем построена вся восходящая лестница культурных ценностей. И вот, взобравшись на верхнюю ступень, он вдруг почувствовал, что под ним шатается вся лестница. 'Провалишься', -- кричат большевики; а буржуй все еще храбрится, делает вид, что крепко держится, но про себя уже знает, что весь провалился. Весь буржуй -- собственник. А что такое собственность? Если не экономическая проекция метафизического понятия личности -- 'где я, там и мое', -- то грабеж -- и тогда: 'грабь награбленное', -- буржую на это по существу возразить нечего: он провалился весь.

* * * * *

Что может Третья Россия дать Европе материально, экономически, -- это всем понятно; но духовно, культурно, -- что могли бы дать Европе русские варвары? Не то же ли, что варвары давали всем культурам, всем людям интеллекта -- люди интуиции? Не то же ли, что Риму, не только языческому, но и христианскому, дали христианские варвары: огонь религиозной воли, раскаляющий докрасна, добела: чтобы расплавить на Европе скорлупу антихристову, окаянно-буржуйную, нужен именно такой огонь.

* * * * *

Если большевизм -- не только политика, но и религия -- религия дьявола, то и победа над большевизмом должна быть победой Бога над дьяволом. Это значит: существо Третьей России должно быть религиозным. Нет никакого сомнения в том, что хозяином освобожденной от большевиков России будет русский крестьянин, мелкий земельный собственник, мелкий буржуй. Но повторит ли он европейского буржуя окаянного? Если да, то большевики правы: дни Европы сочтены, круг ее замкнут в повторениях бессмысленных. Но история бессмысленно не повторяется. Русский буржуй, чтобы оправдать свое существование, должен прибавить к европейскому что-то новое. Что же именно?

* * * * *

...Россия должна сделать то, что Европа не сделала, раскрыть не только политическое и социальное, но и религиозное содержание Революции, утвердить свободу со Христом -- Абсолютною Личностью. Проблему социального равенства, задачу, заданную людям Богом, в большевизме решает дьявол 'борьбою классов', 'гражданскою войною', братоубийством, как единственной социальной динамикой. Ту же проблему Третья Россия должна решить не войною, а миром, не братоубийством, а братством, не разделением, а соединением классов, обществ, государств, народов в союз всечеловеческий, в Интернационал Белый, революционно преображенно-молнийнобелый, -- в Церковь Христову Вселенскую. Вот что должен сделать для Европы хозяин Третьей России, русский 'буржуй', не окаянный, а святой, русский крестьянин-христианин, ибо русское крестьянство, что бы ни говорило и ни делало, все еще христианству тождественно. Но не в первом и втором христианстве, не в православии и не в католичестве, а только в Христианстве Третьем, в 'Третьем Завете', предсказанном от Мицкевича до Ибсена, всеми пророками святой Европы, 'земли святых чудес', -- только в Третьем Завете соединится Третья Россия с Третьей Европой. И в этом соединении вспыхнет всемирная революция, которая победит буржуйно-большевистскую всемирную реакцию, вспыхнет 'трижды светящий свет' -- Свобода, Равенство, Братство.


При всем уважении к Мережковскому, какой же он идеалист всё-таки. Или фантаст? (Хотя одно другому не мешает.) Или я ошибаюсь?

Ноябрь 26, 2018

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"