Заплетин Александр Валерьевич : другие произведения.

Рассуждения об обучении аскезе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья про методы обучения.

  Что такое быть христианином? Вроде бы понятно - верить в Бога, принадлежать к Церкви, быть согласным с Символом Веры. Но ведь христианину нужно еще что-то делать. То, что на Западе называют 'практиковать христианство', то есть молится, постится, в церковь ходить. Получается, что кроме формальной веры от христианина требуется и особая практика, форма жизни и упражнений, которая называется 'аскеза' и которую изучает 'аскетика'. Причем, от любого христианина, что от схимонаха, что от мирянина несовершеннолетнего, какая-то аскеза требуется в любом случае. Значит, надо ее изучать и ей научатся.
  Как обычно происходит такое обучение? После крещения или после решения стать все-таки христианином, а не просто крещеным маловером, человек узнает, что же ему надо делать. Обычно у ближнего, реже у священника. Говорят - вот есть посты в календаре, там еще указано, что нельзя кушать - постись. А вот молитвослов, вот правила - читай тогда то и тогда то. А еще надо по воскресениям ходить в церковь. Рассказывают о подготовке к Причастию (в нее и исповедь входит) в какой-то форме принятой в храме. Дают кучу советов и местных суеверий, в нагрузку. И... И вот человек начинает практиковать выданный ему набор 'действий православного христианина на пути к Богу'. В процессе слушает проповедь священника, байки прихожан - воцерковляется, у него складывается свое личное понимание христианства, его самого в Церкви, его личной практики как христианина.
  Но сколь правильным будет такое понимание? У кого-то достаточно правильное, у кого-то нет. Что бы представление стало правильным призывают прихожан проходить всевозможные катехизирующие или воскресные занятия. И вот тут возникает тема для обсуждения. Стандартный предмет таких занятий - Закон Божий, скажем по популярному учебнику Слободского, дает достаточно приличные знания о Писании, об истории Церкви, о богослужении. Беда в том, что пройти такой курс это минимум год ежевоскресных занятий, а то и больше. И знания будут даваться, в обычном случае, последовательно. И пока курс не закончится личная модель христианства так и не сложится, да и ответа на самый главный вопрос - 'а что мне-то делать?' такого рода курсы почти не дают.
  Как выглядит такая последовательная форма обучения? Представим себе большую-большую картину. Это то знание о Церкви, которое должно быть у христианина. И вот, в академически преподаваемом курсе сначала детально прорисовывают нижнюю полоску с сантиметр. Потом еще полоску. Потом еще. И если человек дойдет до конца курса, что бывает нечасто, то он будет его знать. Но... пока рисовали верхние полоски нижние где осыпались (забыли) где на них мухи посидели (байку кто рассказал и она заменила знание). Да и в любом случае курс Закона Божьего это еще не все что должно бы знать, это, если так можно сказать, нарисовали фон на картине. А еще бы и сам сюжет нарисовать... надо бы. Не только знать о Церкви и Ее богослужение и каноны, но и иметь практический навык поста, молитвы, исповеди и т.д. и т.п. чему на курсах если и учат, то о том я не слышал. А на самотек столь важные вещи отдавать тоже как то не верно.
  Но есть и иной метод обучения. Метод, используемый в обучении не наукам, а навыкам. Как в ремесле. Метод, который я бы назвал 'мозаичным', когда рисуется знание по всей площади картины сразу, но, как бы, не в полной мере, а постепенно. Как раз в самом начале, получая сразу объем минимальных знаний о поведении прихожанина в храме, мы делаем в своей модели этакий 'подмалевок' как говорят художники. И потом его все уточняем и уточняем, переписываем кривые участки, подправляем, соскабливаем неверное. Делаем то, что делает ремесленник, которого никто не учит сначала идеально пилить доски, потом идеально их фуговать, а потом образцово красить. Учат сразу всему, но сначала на дешевых дачных табуретках, а уж потом на элитных изделиях. Этот метод и прост и сложен. Прост тем, что в нем вроде бы нет необходимости зубрить иудеских царей и прочую не обязательно лично полезную информацию, в этот час скучную. А сложен тем, что требует личного творческого и ответственного подхода. Хорошо, когда главным 'художником' является опытнейший духовник, а когда его нет и мы 'рисуем' свое христианство сами? Сами собираем по кусочкам понимание и навык личной молитвы. Сами по кусочкам учимся постится, а не соблюдать вредноватую диету, сами постепенно учимся готовить свою исповедь, сами ищем в себе скрытые грехи. Даже если есть опытный духовник, все равно он наставник, а рисуем мы модель своего христианства сами.
  Но только в такой манере возможно практическое освоение аскезы. Для кого то достаточно самого общего наброска, для кого то картины импрессиониста с актуализацией чувств, впрочем это опасный метод, а кому нужен и гиперрреализм с детальным пониманием что, зачем, почему и как надо делать. Не от гордыни или еще чего-то, не от сана или монашества, скорее от уровня привычки к разумному осознанию мира, можно сказать от уровня сколь человек в душе философ. Заметим, святые Отцы, которых мы любим читать, были как раз из последних. Иные, не менее святые, просто не оставили после себя творений.
  И тут, вернемся к образу ремесленника, очень важно понимать приоритеты изучаемых и практикуемых вещей. Если ремесленник участь делать табуретку главным будет считать качество покраски или умение красиво складывать доски на складе или раскладывать инструмент по верстаку, но не точно и уверенно обрабатывать древесину, то рабочее место будет идеальным, а табурет будет красивым, но развалится он почти сразу. Но неровно покрашенный крепкий табурет вполне может прослужить и детям заказчика. Хотя, лучше, конечно, иметь полную идеальность работы, но ведь мы учимся, верно? Так и в аскетике есть множество разных практик. Но если мы начнем их брать без рассуждения, не видя правильного, христианского, пусть еще не совершенного, полотна нашей духовной картины, пусть только намеченного углем по холсту, то мы будем совершенствовать вовсе не то, что нам бы надо. Или мы вовсе будем сосредотачиваться на каких-то подготовительных моментах столь сильно, что уже не сможем делать саму практику.
  А самая главная ошибка - если мы перестанем видеть нашу духовную картину целиком, перестанем понимать, зачем она нам нужна на самом деле. Не говорить красивые слова, но понимать цель сердцем. Ведь, если подумать, она и есть наше видение Бога, наша дорога к Видению Его, к Нему Самому. Такая личная, в сердце, икона. Если мы вместо Лика увидим фон и горы за Его спиной и умопомрачительно красиво его раскрасим, это значит... что мы не увидели Бога! Что мы изучали, как грунтовать холст, как его натягивать, как смешивать краски, но не как написать образ Христа в своем Сердце! И это самая большая проблема школьного преподавания чего-то вроде Закона Божьего в качестве основы практики христианина.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"