патер Бернард Денеке : другие произведения.

Первая встреча со "старой" мессой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Священник Братства св. Петра Б.Денеке делится духовными впечатлениями юности - первыми встречами с классической римской литургией, определившими его дальнейший путь.


   Первая встреча со "старой Мессой".
  
   Патер Бернард Денеке, FSSP
  
   Есть встречи, которые определяют все, которые направляют нашу жизнь и оставляют печать на ней. Встречи, подобные рывку из серых будней. Они оставляют глубокие следы в душе и сердце. Они преображают нас. Глядя назад, мы понимаем, что это были веления Божественного Провидения, пути Благодати, ведущей к полноте жизни.
   Скромная встреча, о которой здесь пойдет речь, состоялась около 11 лет назад в одной часовне. Особенность этой часовни - не в ее древности или в сокровищах зодческого искусства - но в том, что часовня стала местом собраний тех католиков, которые желали посещать святую Мессу в "старом обряде".
   У автора данных строк вообще-то не было повода для посещения этого кружка аутсайдеров. Будучи в своем приходе министрантом и принимая активное участие в молодежных группах, он чувствовал себя как дома в "нормальной" церковной жизни, и привык к той форме богослужения, с которой познакомился с детских лет, как с единственно возможной. Зачем нужно что-то новое, пусть даже это хорошо забытое старое?
   Но некоторые события, отчасти пугающего, отчасти радостного характера, все же подвигли его к поиску и со все возрастающей однозначностью подтолкнули на путь Традиции. Так, автор пережил, с одной стороны, открытую постановку под сомнение основных истин веры на уроках религии и отталкивающие вещи в работе с молодежью и в молодежных мессах, в которых сам участвовал. С другой стороны произошли события, которые открывали новые горизонты: интенсивное религиозное паломничество, открытие "старообрядных форм благочестия" (особенно молитвы Розария), а также чтение по-настоящему католических книг.
   Так впервые вера была пережита в ее возбуждающем величии и красоте, в ее претензии связывать и повелевать. Учение о евхаристическом Присутствии Иисуса и о бескровном представлении Жертвы Его любви и жизни в святой мессе представилось головокружительно высоким и глубоким, как пропасть, возвышенным и интимным одновременно. Почему же все эти истины так долго оставались почти полностью скрытыми от активного и практикующего католика-подростка? И где они вообще находили свое соответствующее выражение? В обычной церковной жизни во всяком случае от них было очень немного. Несмотря - или даже более того - именно благодаря столь восхваляемой "понятности" новой Литургии.
   Так становилось все сильнее желание пережить и воспринять собственными глазами и ушами то, что было известно до сих пор лишь по слухам: "старую Мессу". Не стала ли именно она, отвергнутая строителями, благодаря одному лишь свидетельству о ней, краеугольным камнем в сердце ищущего?
   Почти всегда молодой человек высматривает поначалу в новой обстановке, что за люди окружают его. Радостным было открытие, что в часовне присутствовали верующие всех возрастов; и что речь ни в коем случае не шла исключительно о религиозных фанатиках и блаженных эксцентриках (которые, конечно, тоже встречались). Формы благочестия, которые в приходской жизни были редуцированы до самого минимума и сохранялись только на самом краю, для этих верующих не представляли собой ничего преувеличенного. Вещи, которые разумелись сами собой.
   И потом - сама святая Месса. Новичок оказывался наедине с ее собственным миром. Этот мир оставался еще в целом закрыт для него. Но в наполненной тишине Мессы и в глубинном смысле знаков, который можно было провидеть, он притягивал ненавязчиво, и в то же время сильно. Вплоть до проповеди, эта служба, широкая и величественная, словно океан, создавала впечатление не человеческого общения, а действа, еще точнее - впечатление Встречи.
   Расположение и жесты служащих Мессу, министрантов и верующих, не оставляли сомнения в том, Кто находится в центре событий. В эти моменты вера в личное и действительное Присутствие Спасителя в Его Жертве давалась очень легко. Ведь об этом говорило все вокруг! Все привлекало внимание лишь к Нему.
   Вместо демонстрации собственной персоны, священник практически исчезал. Он растворялся в литургическом действии и возносился, становясь заместителем Первосвященника Иисуса Христа. Провозглашая "Тайну веры", он обращался также и к верным, но при этом не отрывал взгляда от Господа. Никаких субъективных помех. Святая Месса не обладала человеческим лицом ее служителя. Она была теоцентричной, христоцентричной.
   Наконец ищущий обрел выражение той евхаристической веры, которая пылает в словах и молитвах святых! Да, поначалу все направление службы, священная латынь и паузы молчания, казавшиеся длинными, были чужеродными для посетителя месс, привыкшего к понятности и разнообразию. Внешняя занятость исчезла - и он внезапно лицом к лицу сталкивался со своим собственным бедным внутренним содержанием: с пустотой, со слабой верой, с зачаточной способностью к молитвенному созерцанию...
   Но как раз благодаря этому постигалось: Святая Месса - это мистерия, Тайна, которую нельзя подстраивать под человеческую способность понимания, но сама эта способность должна все более и более расти с помощью Благодати и собственных усилий. Глубочайший внутренний центр веры не создается по масштабам внешних. Он раскрывается все больше и больше лишь благодаря наполненному верой участию в действе. В истинное величие врастают лишь со временем. Взгляд должен быть просветлен, чувствительность к сверхъестественному обострена. И тогда начинается великое духовное приключение, сулящее всегда новые и все более прекрасные открытия.
   Эта первая встреча была для автора началом увлекательного путешествия, которое продолжается до сих пор. И более позднее "привыкание" к традиционному обряду Мессы в семинарии и в качестве священника ничего не изменило в этом. В то время, как современное быстро устаревает, ориентируясь на "сегодняшних людей", старое раскрывается в своей вечной юности, ведь в первую очередь это означает "приступать к алтарю Божьему, к Богу, который радует мою юность" (молитва на ступенях из святой Мессы). Во встрече с этим чудом веры сердце, стремящееся к приключениям, находит то, что оно ищет: неисчерпаемое богатство жизни во встрече с Господом.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"