- Так мы этим живем. Что тебя уже здесь не устраивает?
- Мне так думается, что многие не понимают - о чем идет речь.
- А мы понимаем?
- А мы теперь поняли, что мы тоже не понимаем этого.
- Интересно.
- Да, ты еще зевни и сделай эдакий отстраненно-снисходительный взгляд.
- Я не Уилсон, а ты не Хауз, умник.
- Нужны критерии познания. Откуда простой человек знает о многомерности и многовекторности возможного изучения составляющих личностного Я?
- Ниоткуда. В том-то и прелесть, что этому нужно посвятить всю жизнь, чтобы в конце наконец-то точно узнать, что ты понятия не имеешь, что значит познать самого себя.
- Именно! Национальность, чем живут родители и предки, первородство, состояние здоровья, внешний вид, эмоциональные предрасположенности, вероисповедание, о чем мечтаешь, что делаешь, от чего получаешь удовольствие, фартовость, что там еще?
- Да вроде все перечислил, по крайней мере основное.
- Вот! Вроде! Нужен перечень, инструкция.
- И кому это нужно?
- Никому! А представь если бы на протяжении всего этого времени - две с половиной тысячи лет, была бы школа, в которой обучали бы с учетом этого.
- Кого обучали?
- Мыслителей.
- Зачем?
- Нее. Давай сначала представим, что есть школа, в которой на протяжении двух с половиной тысяч лет обучают, ну, скажем в том числе познанию себя. Не просто человек думает - "а шо мне в себе познавать." Нет. Его обучают как математике. Есть начальные классы познания себя, средние, институт, аспирантура, докторантура.
Представил?
- Ну?
- А теперь представь общество, в котором это поставлено на поток, скажем так институтский уровень познания себя является обязательным.
- Исключено.
- Думаешь это невозможно?
- Невозможно.
- Почему?
- В силу все тех же аргументов, которые привел Альбер Камю, когда раскритиковал идеи Марксизма, вернее Коммунизм по Марксу.
- Камю.
- Ага, он самый.
- Совесть запада.
- Нет поучительней истории на свете, чем жизнь философа и драматурга Альбера Камю.
- Уникальный человек. Да, в принципе он стоял у истоков нашего пробуждения.
- А помнишь, как препод философии сидел на подоконнике открытого окна на четвертом этаже, выходящем на одну из центральных улиц города и в одной руке у него была дымящаяся сигарета, а в другой чашечка кофе, на дворе был месяц май, а он с упоением вещал нам в маленькой аудитории политехнического техникума о том, как важно, чтобы человек мог самостоятельно размышлять.
- Ага из-за него, возможно мы жизнь положили, чтобы понять его слова о том, что западный человек способен самостоятельно мыслить, а у нас нет.
- Так этож были первые года девяностых и он был уверен в совковости мышления наших сограждан.
- А как он про китайцев говорил, помнишь?
- Ага. Типа ни один современный европеец ни найдет понимания с китайцем, что европеец легче найдет общий язык с европейцем, который жил тысячу лет назад, чем с китайцем живущим сегодня. Прав же был мурзилка.
- А как он нас на Камю подсадил?
- Ага ловкач. Хотя глупо было не согласиться - написать реферат по Камю о критике идей коммунизма Маркса, а за это быть освобожденным от экзамена и автоматом получить отлично. Странно, что больше никто не захотел. Подумаешь взять журнал и написать реферат.
- Это был наш первый реферат в жизни. Именно тогда мы поняли, что самостоятельно рассуждать действительно не в состоянии. Ну как можно было что-то добавить от себя по-поводу того, что коммунизм невозможен в силу человеческой природы?
- Тогда да, как мы не тужились, но никаких собственных мыслей у нас тогда не было.
- Но реферат нужно было написать.
- И мы просто тупа чего-то там переписывали, переставляли слова и всячески делали подобие того, что мы чего там об этом тоже думаем.
- Точно. И по-честному нам было стыдно, что на самом деле мы не справились.
- А потом оказалось, что он носился с нашим рефератом и рассказывал, что у него один из учеников написал реферат по Камю.
- Ага, но мы же не знаем было ли это на самом деле. Может библиотекарша пошутила?
- Может и пошутила, но все это время было так приятно думать, что он восторженно носился с нашим рефератом.
- Да Мороз тогда оказал на нас влияние.
- Дал толчек.
- А вот Камю глубоко засел в нашем мозгу.
- Так что европейцы действительно способны самостоятельно размышлять.
- Сегодня могу точно сказать, что таки да, но не так хорошо, как это было можно делать в рамках совкового менталитета.
- А все почему?
- А потому, что они не последовательны. Говорят одно, а делают другое. Пройдет чуток времени и все - все поменялось, давай теперь все переосмысливать.
- А может так и надо.
- Может. Мы же ничего утверждать не беремся, мы так - а поговорить.
Ты вот смотри, в принципе Камю травили все и правые и левые и центральные.
- А также сверху
- И с низу тоже.
- А потом что?
- А потом дали ему Нобелевскую премию за "важность литературного творчества, в котором с проницательной серьезностью высвечиваются проблемы человеческой совести нашего времени".
- А все почему?
- Потому, что Камю не шел ни на какие компромиссы. Он был честен, он отстаивал то, во что верил.
- Он не верил.
- Он бескомпромиссно выступал против того, что считал не правильным.
- Точно. А все остальные "самостоятельномыслящие?"
- Ну, у каждого из них была своя точка опоры. Кто-то держался за партийную идеологию, кто-то отстаивал идеологию политическую, кто-то еще чего-то там защищал. У Камю кажется не было точки опоры, он всю свою жизнь посвятил поиску этой точке. Но самоотверженно и искренне.
- Это заслуживает наивысшего уважения.
- Да он Сократ нашего времени.
- Поддерживаю.
- Так чем же отличался человек с совковым менталитетом от образованного европейца, который вынужден отстаивать навязанные ему идеалы, только потому, что его убедили, что если он их не будет отстаивать, то придет савок, а это "хуже некуда".
- А хуже некуда потому, что его заставят везде ходить строем и у всех будет одна прическа.
- А жизнь будет точь в точь как в фильме "1984".
- А что совковое мышление лучше европейского?
- Могло бы быть, но как заметил великий Камю коммунистической идеологии не хватало "религиозного чувства", а без этого любой исполин имеет глиняные ноги.
- А мы что - такие умные?
- Неа. Показатель ума, это как говорил наш преподаватель экономики "если ты такой умный, то почему ты не богатый"
- Не, мне нравится эта - "если ты умней меня, то почему ты на меня работаешь?"...