Зазерский Лев Константинович : другие произведения.

О художественном образе в поэзии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Без аннотации

  Художественный образ - сложное понятие. О нем написано множество статей, эссе. Можно определить так. Художественный образ - это образ, который несёт в себе содержание, эмоции и идеи. Это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое. Его неотъемлемая составная часть - неповторимая индивидуальность творца.
  Ну, а Поэзия - это мышление в образах, символах, иносказаниях. Это передача читателю мыслей и чувств, вызывающих раздумья, сочувствие, сопереживание, воздействие на воображение.
  
  Но все это слова. И ими нельзя раскрыть, что же такое поэтический образ.
  "Гармонии стиха божественные тайны
  Не думай разгадать по книгам мудрецов:
  У брега сонных вод, один бродя, случайно,
  Прислушайся душой к шептанью тростников,
  Дубравы говору; их звук необычайный
  Прочувствуй и пойми... В созвучии стихов
  Невольно с уст твоих размерные октавы
  Польются, звучные, как музыка дубравы." Майков.
  Нельзя проверить алгеброй гармонию, как это делает пушкинский Сальери.
  Поэтому не читайте статей - читайте стихи замечательных русских поэтов. Там что ни слово, то образ.
  
  Мы с детства знаем: "Буря мглою небо кроет,
  Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет,
  То заплачет, как дитя ...". А вот Блок.
  "И вечный бой! Покой нам только снится
  Сквозь кровь и пыль...
  Летит, летит степная кобылица
  И мнет ковыль..."
  Вечный бой, кровь, пыль - страшные набеги; степная кобылица, ковыль - степняки. Не шагом, не галопом - летит, летит. Не конь, а кобылица - кумыс.
  
  Пушкин представляет Онегина: "... идет меж кресел, по ногам. Двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам. Все видел ..." Или "Он три час, по крайней мере, пред зеркалами проводил ..." И мы представляем этого скучающего франта, денди.
  
  Опять Блок. "Девичий стан, шелками схваченный,
  В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука". Потрясающая, незабываемая молодая женщина. А вот еще одна женщина: "Звезда надежды благодатная, Звезда любви волшебных дней, Ты будешь вечно незакатная В душе тоскующей моей!"
  У Есенина образ собаки: "Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег".
  Пушкин описывает пустыню: "Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит". А теперь он рисует ночь: "На холмы Грузии легла ночная мгла ..." Это прелюдия, создающая атмосферу легкой грусти. И дальше: "Печаль моя светла. Печаль моя полна тобою". Это многократное повторение звуков лм, гл, тл, лн создает чарующую звукопись, передавая читателю настроение поэта.
  
  "Как в пулю сажают вторую пулю
  Или бьют на пари по свечке,
  Так этот раскат берегов и улиц
  Петром разряжен без осечки." - так Пастернак дает образ стройности Петербурга.
  
  
  В искусстве главное не что, а как. Врубель написал демона сидящего и демона поверженного. Мы же видим сразу, что это не мужик какой-то сидит и лежит, это
  "Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися толпой; Тех дней, когда в жилище света Блистал он, чистый херувим, Когда бегущая комета Улыбкой ласковой привета Любила поменяться с ним, Когда сквозь вечные туманы, Познанья жадный, он следил Кочующие караваны В пространстве брошенных светил; Когда он верил и любил, Счастливый первенец творенья! Не знал ни злобы, ни сомненья, И не грозил уму его Веков бесплодных ряд унылый... И много, много... и всего Припомнить не имел он силы".
  
  "Сикстинская мадонна" не гуляет с ребенком на руках. Рафаэль своим талантом сотворил образ женщины, несущей сына людям, человечеству. Именно поэтому люди часами стоят перед картиной. 'Склоняясь к юному Христу, Его Мария осенила, Любовь небесная затмила Ее земную красоту. А он, в прозрении глубоком, Уже вступая с миром в бой, Глядит вперед - и ясным оком Голгофу видит пред собой'. А.К. Толстой.
  Но не только образность важнейший элемент поэзии. Как написал индийский поэт Шри Ауробиндо: "Настоящая поэзия должна содержать нечто большее, то, что можно только почувствовать, как мы чувствуем музыку, и это ее наиболее важный, принципиально значимый компонент".
  Когда мы слышим "Аве Мария" или "Токкату" Баха, музыка возносит нас куда-то ввысь, в небесные сферы. Слушаем ноктюрны Шопена - в нас возникает светлая грусть, печаль. Тему любви в Пятой симфонии Чайковского - нас охватывает волнение, обволакивает счастливое состояние счастья любви. Так и в поэзии мы сопереживаем, отдаемся чувству, вызываемому стихом. Вот так же мы отдаемся чувствам, читая:
  "Я прошу, хоть ненадолго, Боль моя, ты покинь меня.
  Облаком, сизым облаком Ты полети к родному дому,
  Отсюда к родному дому.
  Берег мой, покажись вдали Краешком, тонкой линией.
  Берег мой, берег ласковый, Ах, до тебя, родной, доплыть бы ..." Этот поэтический образ далекой родины вовлекает нас в душевные переживания героя. И у нас секунды летят, как пули у виска.
  Настоящая поэзия, как и настоящая музыка, проникает прямо в сердце.
  
  Так что читайте стихи. Благо есть, что читать в русской поэзии. Только читая эти стихи, можно понять, что такое поэтический образ. Пишущих стихи много - поэтов наперечет. Не знаю, смог ли я объяснить, что такое поэтический образ. Читайте, читайте и еще раз читайте настоящую поэзию. Читайте, вдумываясь в то, КАК это написано. Так читает Смоктуновский Пушкина "И вновь я посетил тот уголок земли ..." Послушайте это чтение.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"