Чего Дима точно не ждал увидеть в своей спальне, так это человека средних лет в душном черном костюме с пидорской бородкой в виде узкого черного треугольника и с усиками, равновеликими бородке. Человек спокойно сидел в большом глубоком кресле и внимательно смотрел на Диму. "У меня и кресла то никогда не было" - подумал Дима.
- Я звоню в полицию -- спокойно сообщил он гостю и потянулся за мобильным телефоном.
Дневной свет за окном померк, как лампочка при скачке напряжения. Из тьмы, сгустившейся в верхнем углу комнаты, со звоном вылетела узкая металлическая цепь и обвилась вокруг запястья Димы.
- Не надо полиции. - спокойно сказал человек в кресле.
Солнце за окном снова начало светить как надо, цепь уползла в темноту, которая тоже рассосалась, как дурной сон на рассвете. Дима хмыкнул и сел на стул.
- Итак, как ты наверное догадался, я дьявол. И я здесь чтобы предложить тебе сделку.
- Дада, бессмертную душу в обмен на любое мое желание. Наслышан.
- Ну не любое, у нас есть вполне четкие ограничения. Но большую часть того, что может захотеть человек, я готов обеспечить. Деньги? Женщины? Власть?
- Я достаточно зарабатываю. - поморщился Дима. - Отдавать бессмертную душу за женщин? Это при живом то порнохабе? Я думаю, что со своим ассортиментом ты ошибся эпохой.
- Да, я смотрю тебя так просто не купишь. Хочешь талант? Ты же всегда хотел рисовать, я знаю. Подумай, твои картины будут выставляться в Лондоне, Париже, Риме...
- А ты научишь меня хорошо рисовать или заставишь весь мир восторгаться моими бездарными порисульками?
- Ты гораздо умнее, чем я думал. Да, вдохнуть в тебя искру гения я не могу, это немного по другому ведомству. Зато что бы ты не нарисовал, это будет признано гениальной картиной.
- То есть Малевич, Поллок и Вангог из ваших?
- Почти угадал. Поллок действительно из наших. Вангог на самом деле талантливый художник, не понятый современниками, не понимаю, за что ты его так не любишь. Малевич это немного другое. Скажем так, это способ обналичить деньги.
- Обналичить?
- Смотри, ты рисуешь картину в виде черного квадрата. Богатый коллекционер покупает ее за сто миллионов долларов. Пять миллионов ты оставляешь себе, а девяносто пять пускаешь на что-нибудь полезное. На финансирование революции в России, например.
- Как же люди мучались без биткойнов - искренне посочувствовал Дима.
- Ну хорошо, я так понял карьерой в искусстве тебя тоже не впечатлить. Чего же ты хочешь? Не верю, что человек способен жить без маленьких стыдных неосуществимых желаний... Мальчики, девочки?
- Какая мерзость - скривился Дима. - Давай лучше просто поговорим. Вот скажи, ты черт...
- Сам ты черт. - обиделся дьявол. Видимо, он много работал в России.
- Да-да, дьявол, извини... Так вот, допустим я захочу обменять душу на что-нибудь полезное. Например, стать красивее. Как то работает? Ты мне дашь новое тело или изменишь стандарты красоты?
- Слушай, я не знаю. - взмолился дьявол. - Я из отдела продаж. Реализацией занимается отдел внедрения.
- А как это у вас вообще происходит? Вот пошлю я тебя, и что ты будешь делать? Обратно, в ад вернешься?
- Нет, пойду обрабатывать следующую заявку.
- У вас вообще перерыв на обед есть? А отпуск?
Дьявол обиженно молчал. Видимо, с охраной труда в аду обстояло непросто.
- То есть ты непрерывно с начала времен соблазняешь нестойкие души? Господи, да твоя работенка настоящий ад, приятель!
- Да-да-да, конечно. Я так понимаю в моем предложении ты не заинтересован? В таком случае...
- Да подожди ты! У меня столько вопросов. Смотри, каждый день в ад попадает великое множество душ. По крайней мере, если верить официальному канону. Жить без греха сложно, особенно в наше непростое время. Зачем тебе соблазнять невинных, когда уж в чем-чем, а в грешниках наша земля никогда не испытывала недостатка?
- Отвяжись! - дьявол поднялся и начал нервно ходить по комнате. - Что ты привязался? Что ты хочешь найти? Логические неувязки в системе, которая появилась две тысячи лет тому назад? Почем ты знаешь, может я вовсе не дьявол, а просто постмодернический символ, персонаж некоего бездарного рассказа.
- Рассказа? О, эта штука будет посильнее Фауста Гете! А я значит, тоже персонаж?
- Разумеется. Вспомни, что было до того, как ты вошел в эту комнату. Были ли у тебя друзья? Семья? Женат ли ты?
- Дим, ты с кем там разговариваешь? - донеслось с кухни.
- Это по телефону, милая! - ответил Дима, не оборачиваясь.
- Вот! Вот! Доказательство что ты персонаж рассказа. Никто и никогда не будет называть свою жену милая, иначе как иронично, в пылу скандала.
- Не знаю как я, а ты абсолютно точно не женат - презрительно ответил Дима.
- Вспомни! Кем были твои родители? Как прошло твое детство?
Дима снова поморщился. Свое детство и родителей он вспоминать абсолютно точно не хотел.
- Допустим. Допустим, я персонаж рассказа. И что? Какова моя роль? Что хотел сказать аффтар?
- Не знаю. Изначально, полагаю, это должен быть нравоучительный рассказ о сущности добра и зла. Но ты все испортил.
- Очень странно. - Иронично заявил он дьяволу - Дьявол ты, а испортил все почему то я.
- Ну мы падшие ангелы, а значит не наделены свободой воли...
- Во, а ты можешь как нибудь нагадить автору рассказа? За такое я даже свою бессмертную душу отдать не прочь. Все равно ее выдумали со скуки.
- Нет конечно. Мы же находимся в пространстве литературы. Как мы можем навредить автору? Мы просто преломление его жизненного опыта, изложенное в текстовом виде. Я, например, результат его чтения детских сказок про глупого черта и умного крестьянского сына. А ты не более чем его воплощение в виде литературного персонажа. Может, ты Дима только потому, что его в детстве чем то впечатлил какой то Дима.
- А какое у тебя имя, кстати?
- Имя? - дьявол смутился. - Ты знаешь, мы не пользуемся... Такими вещами... Нет, конечно у меня может быть имя, если я захочу...
- Так почему бы тебе как нибудь не назваться?
- Ну давай меня будут звать... - Дьявол сел обратно в кресло и приосанился. - Мельхиор!
Дима неприлично заржал. Дьявол воззрился на него с видом оскорбленной невинности.
- Извини... ох.... - Дима утер слезы с лица и успокоился. - Но почему ты решил, что если ты дьявол, тебе нужно неиронично называться как член блэк метал группы?
- Да, действительно, я как то не подумал. Ну давай меня то же будут звать Дима. - -сухо ответил дьявол. - Позвольте представиться, дьявол Дима. Звучит?
- Ладно, будь Мельхиором, если ты так хочешь. Слушай, так значит мы никак навредить автору не можем?
- Почему ты так хочешь ему навредить? Тебя не устраивает твоя жизнь? Ну допустим мы скажем вслух "придите по такому то адресу и убейте такого то человека". Допустим, этот текст прочтет какой-нибудь псих и так и сделает. У Сэлинджера в конце концов получилось. Но автор, я тебе честно скажу, далеко не Сэлинджер. Да и это будет не более чем преломление суицидальных наклонностей автора, не более.
- Ну тогда, я не знаю... Я же могу делать все что захочу, верно? Что будет если я выйду на детскую площадку и буду убивать детей? В конце концоа, они тоже персонажи рассказа. Буквам не больно.
- Возможно, это прочитает какой то настоящий человек, выйдет на детскую площадку и начнет убивать настоящих детей. Потом его посадят в настоящую тюрьму, в настоящем мире предпримут какие-то настоящие, но от того не менее глупые меры, вроде запрета этого текста. В широком смысле, это принесет в настоящий мир чуть больше горя, но если настоящий мир хоть в чем то похож на наш, это будет напоминать попытку помочиться в океан мочи.
- То есть... - Дима встал и подошел к окну. - То есть... Я ограничен только фантазией автора. То есть своей фантазией. Я могу делать что захочу. Но значение имеет только то, что может развлечь читателя. Увлечь его. Мотивировать его на некие поступки. Разогнать рутину этого мира. Иначе это будет очередной бессмысленный текст о бессмысленном человеке.
- Видимо, ты прав. - Мельхиор поднялся с кресла и встал позади Димы. - Так называемая "настоящая" жизнь ничем не отличается от рассказа, написанного от скуки. Имеет значение только свежесть сюжета. И концовка.
- Надеюсь, автор придумает для моей жизни действительно необычную концовку. - задумчиво проговорил Дима. - Что-нибудь такое, знаешь, необычное.