Чем занимается человек в перерыве между основным делом? В моём случае глядит через единственное окно в мир. А мир ограничен пространством между двумя пятиэтажками.
Обычная картина... , впрочем, не буду на неё тратить время: обычная, она и есть обычная.
Напротив моего окна, посредине между пятиэтажками, установлены две скамейки, друг напротив друга. Ближе к вечеру на них и возле них обосновываются разные компании, смешанные по половому признаку,
Возраст членов компаний - от четверти до трети века. Антагонизма между компаниями не наблюдал. И что самое интересное: не наблюдал ни разу свару в самих компаниях; любопытно, не правда ли?
Но это, как я сказал, ближе к вечеру, когда народ возвращается с работы. А среди дня... Возле одной из лавочек стоят две, молодые, надо полагать, мамаши, с колясками. "Пассажиры" в колясках спят, и мамаши весело беседуют, не забывая посасывать сигаретки. Глядя на дымовые соски, я старался представить внутреннюю, морально психологическую "начинку" этих мамаш. Что я напредставлял, это сугубо личное и выносить на суд общественности не намерен. Интересней то, что не скрыто от стороннего наблюдателя, в данном случае - от меня: быстрым шагом между мамашами вклинился высокий парень и тоже быстро выложил на скамью: три металлических банки с пивом, бутылку темного вина (наверняка - вина. А что ещё может быть доступно людям, считающим нормой - устраивать пирушки в неподходящих местах?) и что-то ещё.
Сначала между разговорами, вперемежку со смехом, прикладывались поочерёдно к горлышку бутылки. Когда она опустела, каждый принялся "целовать" свою, персональную пивную банку. А их малышки? Какие умницы - не напоминают о своём присутствии! Наверно, спят?
Много ли, мало ли времени прошло, но одна девица взяла парня под ручку. Однако тот освободил руку и обнял девицу за плечи, губами упёрся ей в щёку и они куда-то удалились.
"Аааа, так оказывается, мамаша-то из них одна, с близняшками, а бывшая с ней девушка - её подружка и ждали они то ли друга, то ли мужа этой подружки. Понятно".
Примерно, через полчаса подружка появилась вновь. После недолгого разговора отправилась в том же направлении "мамаша", с чуть заметным нарушением координации походки. С малышами осталась "подружка". Это уже интересно: кто же из них мамаша, а кто подружка? Надо досмотреть "спектакль" до конца.
Вернулась вторая тоже примерно через полчаса. С минутку о чём-то переговорили и степенно, не спеша покатили каждая свою коляску в сторону, противоположную направлению временной отлучки.
"Так всё-таки оказалось, что они обе мамаши" - наконец, я пришёл к твёрдому убеждению.
ЭТЮД ?2 Собачья тема.
Как-то невзначай обратил внимание на доносящийся извне собачий неслаженный хор и на его фоне выделялся солист. Он то рявкал баритоном, то повизгивал сопрано. Сам по себе лай часто доносится с улицы и им меня не удивишь. Не будучи собачником, я различаю только два вида лая: агрессивный и, соответственно, дружественный. Но слышимый мною этот хор был какой-то нейтральный, негромкий и беспрерывный. Это уже интересно. Выглядываю и вижу редкостную картину: кружком, диаметром метров пятнадцать, сидят шесть, мне знакомых, собак. А внутри происходит дуэль большого, с овчарку, чёрного беспородного пса и молодого добермана. Молодой наскакивает на беспородного, наверно, кусает и тот реагирует так, как я описал. Почему пёс то рычит, то визжит, я визуально понять не могу. Но предположить можно: пока доберман досаждает и имитирует укус, пёс выказывает недовольство рычанием. А когда имитацию молодой шалопай заменяет настоящим укусом, то тем самым вынуждает соперника взвизгнуть. Сам беспородный, как ни пытался, зацепить породистого на мог.
Увиденная картина меня поразила не столько своей редкостью, сколько своей сутью. А суть вот в чём.
За пятиэтажкой, что напротив моего окна, находится некое предприятие, являющееся вспомогательным цехом авиазавода. На его территории находилась пара чёрных беспородных собак. Они частенько выбегали за свою ведомственную территорию, без драк, без собачьих лозунгов (беспричинный лай). Но однажды они появились со своим потомством: пятеро чёрных щенят. На моих глазах они росли. Когда посторонние собаки их облаивали, супруги "в упор" не замечали задир, но их детишки такого сносить спокойно не могли и своими детскими дискантами пытались урезонить забияк.
И вот сейчас эти, почти взрослые особи, сидели кружочком и наблюдали за издевательством над их папашей. Что они выражали своим меланхоличным полаиванием? Мне хотелось бы знать наверняка, а не предполагая. Сторонним наблюдателем сидела и мать-супруга.
Чем бы закончилась эта сценка, не знаю, так как добермана кликнул хозяин, и тот, демонстрируя хорошие манеры, не дожидаясь повторения приказа, так же шаловливо, скачками, направился к хозяину.
* * *
Рано утром меня разбудили мужские голоса и рычание собак. Это неспроста: за окном творится что-то необычное. Взглянул на часы: время шесть часов. Глянул в окно - кружатся в драке две собаки: классический боксёр окрас светлая охра, и классическая же немецкая овчарка. Хозяева-мужчины стоят по обе сторону от собак и кричат друг другу "Убери свою собаку". Судя по тому, что никто не пытается это сделать, они боятся приближаться к собакам.
Кто кого одолевает - понятно не было. Наверно, всё-таки овчарка, потому что боксёр вдруг застыл неподвижно и подставил шею овчарке. Та почти уткнулась носом в подставленную шею и тоже замерла. Немая сценка длилась секунды три, после чего боксёр изловчился и схватил овчарку за ухо. Опять закрутился клубок из собачьих тел: овчарка повизгивает и пытается освободить ухо. Ей удалось это сделать - освободить ухо и опять замельтешила карусель. Такое повторилось ещё два раза, причём, во
второй раз боксёр захватил ухо овчарки основательней и освободиться ей не удавалось. Она начала повизгивать. Её хозяин, видя, что дело плохо, подобрал полуметровый дрынок подошёл к собакам ( хозяин боксёра забеспокоился) и ударил по хребту. Удар был щадящий и боксёр никак на него не среагировал. Зато среагировал хозяин боксёра: он толкнул в грудь "противника". Тот оказался умнее и на провокацию не ответил. Меж ними возникла словесная перепалка, в результате чего "пришли к консенсусу": каждый схватил свою собаку за ошейник. Хозяин боксёра уговорил своего питомца отпустить ухо "визави" и пары разошлись: боксёр "и иже с ним" куда-то влево, а овчарка с сопровождающим - к двери под моим окном. По ходу она останавливалась и приглаживала пострадавшее ухо лапой. Здесь я рассмотрел на овчарке намордник из узкого, серого ремешка. Странно: а чего тогда боялся боксёр? - только на моих глазах он сдался три раза.
ЭТЮД ?3
Вечер. Начало одиннадцатого. За окном сравнительно светло. Слышу женское "Помогите". По опыту знаю, что кроме меня не откликнется никто. И это при том, что в нашем малосемейном общежитии живёт полный набор мужского потенциала: и бандиты, и воры (о них отдельный этюд), и наркоманы, и алкаши, и бывшие омоновцы, и просто нормальный рабочий люд.
Обычно в такое время уже большая часть окон тёмная - люди уже спят и беспокоиться о какой-то полуночнице в этих комнатах никто не будет.
Подошёл к окну, вижу: парень довольно бесцеремонно лапает девушку, а та отбивается обеими руками. Происходит это ровно посредине между нашей и соседней пятиэтажкой. Никого, кроме этих двоих, не видно.
Я всего-навсего пенсионер, без навыка единоборств хоть уличного, хоть спортивного. В контакт с молодым парнем вступать не хочется. Надеюсь отпугнуть голосом: практика показала, что это очень действенный способ:
- Девушка, держись! Сейчас выйдем!
Внешне парень никак не отреагировал на голосовой сигнал и продолжал свои действия.
Пришлось одеться, обуться, взять орудие устрашения, коим являлся металлический прут, и податься на помощь. При выходе из подъезда встретил эту девушку, взъерошенную (и плачущую). Мы сразу поняли друг друга: она, что я тот, кто подал голос, а я, что она и есть жертва нападения. При виде меня, она
расслабилась и заплакала громче.
Спрашиваю:
- Ничего не отобрал? Не порезал?
- Не успел. Спасибо вам! Проводите меня.
Мы поднялись на пятый этаж. Её комната оказалась над моей, с той корректировкой, что моя находится на втором этаже.
Она стала шарить рукой по шее:
- Помогите мне достать ключ.
Пригляделся к шее: обыкновенная цепочка, уходит под декольте. Странно, а почему она сама не может потянуть цепочку? И как она доверяет мужчине, которого видит в первый раз, касаться таких соблазнительных деталей тела, как шея и ниже? И тут же нашёл для неё оправдание и смягчение напряжения для себя: она видит во мне дедушку, а перед таким возрастом требования к стеснительности занижены. Тяну цепочку, а она не вытягивается. Девушка подсказала:
- Он за бюстгальтер зацепился.
- Так вы что? Предлагаете мне лезть туда?
- Да, я не могу, у меня пальцы дрожат.
Меня бросило в жар: я хоть и дедушка, но действующий дедушка. Делать нечего, полез по цепочке вниз.
Вот проволочное кольцо-брелок, на которое надет ключ, вот бюстгальтер с кружевом, за которое зацепилось кольцо. А вот то, что затмило и кольцо, и бюстгальтер: то для чего и сшит бюстгальтер.
Надо определить - в какую сторону выкручивать проволочное кольцо, сколько у него витков: два? три? Надо сосредоточиться, но мешает...
Со стороной выкручивания кольца я просто угадал и, ничего не соображая, быстро освободил его из пут кружевных.
Следующая проблема: через голову цепочку не снимешь - надо открывать специальную защёлку.
И это она не способна сделать всё по той же причине. Для меня некие защёлки знакомы; эта оказалась одной из них. Отдаю ей ключ, но она просит меня открыть дверь. Но тут уж я взял себя в руки - твёрдо сказал:
- Нет, девушка, постой, успокойся и сама откроешь. А у меня там дверь не закрыта, - и быстро удалился.
В этом кратком общении с девушкой, в специфической обстановке, ничего зазорного нет, поэтому я иногда рассказываю её в дружеской компании. Мужчины с наигранным сожалением упрекают меня, дескать я не уважил девушку, после такого потрясения ей нужно было сочувствие, ласки, о чём говорило всё её поведение.
"Ну, неужели ты хотел, чтобы она тебе сказала об этом открытым текстом?" Приходилось таким товарищем давать дополнительную информацию. Если мужчины, прочитавшие эту миниатюрку, тоже считают так, то для своего оправдания, дам эту информацию. Дело в том, что к тому времени у меня уже года три была подруга, на двадцать пять лет моложе меня. Есть любимый муж, двое детей. Она меня нашла, не я её. Она мужа любит и расставаться с ним не собирается, но он скорострел и потому, в постели, не до "фантазий". А у нас с ней была полнейшая гармония и я её ни терять, ни подводить не хотел. Состав контингента нашей малосемейки (наверно, как и любой другой) специфический и можно подхватить что угодно. Здесь к месту будет вспомнить знаменитую фразу из "Маленького принца" - "Мы в ответе за тех, кого приручили". А я той женщиной очень дорожил и уподобляться бесшабашности молодых мне было бы не простительно.
* * *
Спать я ложусь поздно, где-то в промежутке между 2 и 4 часами. Случай, о котором хочу рассказать, поимел место примерно в час. Заранее предупреждаю, что ничего сверх занимательного этот рассказик не содержит, но крайне поучительный.
Итак, в указанное время слышу женский крик со двора "Помогите!" Слышать такое мне не впервой и как поступать в таких случаях я уже усвоил. И потому без всяких колебаний подхожу к окну. Темень непроглядная. В пятиэтажке напротив не светится ни одно окно. Из нашего здания свет падает на тротуар только из моего окна и открытой входной двери, которая находится под моим окном. Откуда крик - определить не могу. Сколько человек вынуждают женщину просить о помощи? Чтобы хоть как-то определиться, надо для начала подать голос, а там определюсь.
Я высунулся в форточку и крикнул:
- Что здесь происходит?
Ответа я услышать не предполагал, по крайней мере, от нападения. Но он последовал именно от этой стороны:
- Да ничего хорошего!
Не успел осмыслить услышанное, как увидел девушку, пересекающую освещённый участок: она бежала, как позволяют бегать туфли на высоких каблуках. Этот бег настолько специфический, что ни с каким другим не спутаешь.
Я напряг зрение и внимание, чтобы зафиксировать возможные особенности преследователя. Но он предпочёл не засвечиваться.
Слышен затихающий звук удаляющихся каблучков. Я поторчал в форточке, для страховки, до полного их исчезновения.
Никаких других звуков я не слышал. Ну, и ладушки: уже который раз "лезу на рожон" и пока всё сходит. Мобильного телефона у меня ещё не было. Так что о вызове милиции и речи не могло быть.
Вывод напрашивается категорический: не можете помочь физически человеку, на которого напали, так хоть подайте голос. В моих случаях этого было достаточно, чтобы спасти человека.
ЭТЮД ?4. Бетховен.
Выглянул в окно без серьёзных побудительных мотивов. Просто, чтобы глаза отдохнули.
Ближе к дому напротив, возле кустарника, околачиваются пацаны, человек десять. Возраст где-то от десяти до тринадцати лет. Обыкновенная шпана, от которой можно ожидать что угодно. Вон двое затеяли фехтование на палках. Одному досталось палкой по кисти руки. Он согнулся, покряхтел. На этом представление закончилось. Вот двое, пинавшие друг другу консервную банку, передумали и сделали её мишенью для камней. К ним присоединилось ещё трое. Вот один, по виду самый старший, дал другому пендаля по бедру. Тот ответить не решился, но и молча переносить "жест" неуважения, не стал. Возникла перебранка.
Одним словом, ничего особенного на "дворе" не происходило: всё было, как всегда. Я ещё подумал: бедные дети! Ни одной игры, распространённой в наше время (конец 40-х начало 50-х годов) не дошло до нынешнего поколения детворы: городки, "чижик", лапта, "выжигалки", "кошки-мышки", элементарная "догонялка" и борьба. О правилах борьбы каждый раз договаривались заново: ноги захватывать или нет.
Подъехала какая-то чёрная иномарка и остановились возле нашего дома. Из её салона несётся на "всю катушку" ритмическая, но "пресная" США-ская музыка. "Господи, да как она ещё не осточертела кому-то!".
А у меня в комнате в это время тихо играла для настроения классическая музыка, записанная на ПК.
Я поставил выносные динамики на подоконник и тоже включил на полную мощность. Как раз прозвучали последние аккорды моего самого любимого "Концерта для скрипки" Вивальди (когда-то, ещё в студенческие годы купил уценённую, за 5 копеек, пластинку с этим концертом; если бы тогда я этого не сделал, то не знал бы, что существует такой шедевр, ибо никогда, нигде я его не слышал; даже вездесущий Интернет не имеет его в своём багаже; более знамениты "Времена года" Вивальди, но для меня "Концерт..." дороже).
Следующий номер - "Симфония ?5" Бетховена. Пространство между двумя пятиэтажками заполнили мощные аккорды оркестра. Шпанцы замерли. Старший из них, воскликнув элементарное "Оооо!", стоял, разинув рот. Неподвижная стадия их изумления длилась несколько секунд. Затем дружно двинулись по направлению к моему окну.
Признаться, от них я этого не ожидал! Если бы кто и среагировал на классическую музыку, то, как я полагал, должны были женщины среднего возраста. Но их не было и своё предположение я проверить не мог.
Прошли две бабули и мужчина, но для них эта музыка, как для коровы "ку-ка-ре-ку!"
Обыкновенная шпана, не знающая чем заняться, от которой в любую минуту можно ожидать чего угодно, вплоть до криминальной шалости и вдруг в них шевельнулось что-то от высокой материи.
Судя по тому, что для обучения музыке набирают детей чуть ли ни с детского сада, наблюдаемые мною дети уже перешли черту, отделяющую мир творения музыки от мира наслаждения ею. Но и последнее для них подобно "уходящему поезду". Ещё есть возможность заскочить в последний вагон, но они не знают, а потому и не попытаются вскочить в него. К такому выводу я пришёл, когда с огорчением увидел, что не простояв и минуты, они ушли. А пока они стояли я мысленно обещал им "Детишки! Сейчас вы послушаете "Симфонию ?40" Моцарта, "Вторую сюиту для флейты" Баха, "Венгерскую рапсодию" Листа, сонаты Бетховена ?14, ?17, ?23, "вещи" Чайковского из "Щелкунчика" и ещё ряд творений музыкальных гениев.
Детишки! Вы не слышали "Полонез Огинского", "Рондо-капричиозо" Сен-Санса.
Конечно, я не думал проигрывать им полостью указанные произведения, а только сливки с них по 2 - 3 минуты.
Однако, они ушли.
Но один, похоже, самый младший, вернулся!
"Малыш, слушай, для тебя специально две части из сюиты Баха. Каждая часть длится всего минутку с небольшим".
Он стоял.
К нему подошёл друг, стал тянуть за рукав, но малыш устоял, а вместе с ним прослушал музыку и этот друг.
Пока я включал "Сонату ?17", друг сломил сопротивление моего слушателя и потащил.
Полились звуки фортепьяно. Малыш заупрямился, но более сильный друг или брат, увлёк его за собою.
Но лишь мощные аккорды гениальной музыки сумели чуть-чуть оживить заложенную природой в каждого человечка, но уже почти атрофированную, способность воспринимать самое прекрасное из искусств.
ЭТЮД ?5. "Авангард-Секьюрити"
Мне иногда попадается на глаза "Жигулёнок" с рекламой не бортах охранного предприятия "Авангард-Секьюрити". И всегда невольно вспоминается случай. Он записан в моём дневнике от 1 июня, 2002 года.
Но прежде, чем им заняться, я хочу дать некое объяснение.
Наша малосемейка представляет скопище пяти корпусов. Ну, и соответственно, скопище носителей всех людских пороков: алкаши, наркоманы, воры, грабители, "девочки по вызову" и без вызова и т.д.
Но особенно жителей донимала наглость шпаны, которые начинали свои бесовские вакханалии с вечера и до двух часов ночи. Беготня, драки, ругань, редко - блатные песни под гитару. А по утрам дворники и уборщицы мучаются приводя к нормальному состоянию то, что за ночь превращено в мусорку и туалет.
Но, представьте - это ещё терпимо! Если это терпимо, то что тогда не терпимо! От того, что я назвал "терпимым", страдали только жильцы первого и второго этажей. А когда приезжали машины за "девочками", то их вызывали автомобильными звуковыми сигналами. Сначала сигналы звучали секунд по пять и через каждые полминуты. Если "девочка" задерживается, а, возможно, её и дома нет, то сигнал звучит сплошняком по несколько минут. И что испытывают сотни людей, которым завтра к восьми на работу, дети разных возрастов? И хоть бы кто подал голос! Все понимают, что это уже не шпана, эти уже серьёзно опасны.
В 1993 году РОВД организовал в нашей малосемейке "Опорный пункт".
Благодать на этом участке фронта наступила быстро и длилась несколько лет. Постепенно криминогенная обстановка в стране пошла на спад. Куда деваться тем бандитам, которые оказались не у дел, или которых отпустили из банды? Организовали охранные предприятия (конечно, не только их; по большому счёту, они ринулись туда, где не нужно вкладывать средства, а идёт чистая прибыль, например: ОСАГО, турфирмы, банки, некие конторы, и даже ЖКХ).
Возвращаюсь к своей теме. В милицейских кругах решили, что порядок наведён, можно теперь отдать спокойствие и благополучие жильцов некоему охранному предприятию.
Через полмесяца мы, жильцы, почувствовали, что к нам возвращаются прежние "порядки". Правда, вместо местной шпаны, теперь собираются более взрослые, угрюмые, видно, что не здешние люди. Наши охранники с ними общаются, как со своими людьми. Ночами опять начались крики, но это были уже другие крики: так кричат люди, над которыми издеваются, когда мужской баритон переходит в визг. Это я слышал лично трижды под своим полом. Уточняю: подо мной находится коридорчик, соединяющий вход в здание с основным коридором первого этажа.
Я во всех случаях уведомлял об этом нашего коменданта (женщина).
Для неё это не оказывалось новостью: другие жильцы тоже не оставались равнодушными и сообщали её об подозрительных криках.
Эти охранники не продержались у нас и года.
Заключили договор с другим охранным предпрятием. Оно продержалось на год больше и от его услуг тоже отказались.
И, наконец, появилось "Авангард-Секьюрити"
Возвращаюсь к записи в дневнике.
Проснулся ночью от гула голосов со двора. Часы показывали половину третьего. Подошёл к окну, всмотрелся в происходящее: было полнолуние и хорошо видно, как охранник бьёт молодого мужчину кулаком в лицо, заставляя того положить руки на капот машины "Жигули", принадлежащей охране. Молодая женщина, фигурой - типичная топ-модель, что-то говорит бьющему. Он бьёт и её в лицо, она падает плашмя. Но сразу же поднимается, шатается.
Избиваемый положил руки на капот, избиение прекратилось.
Кроме этого охранника вижу ещё троих охранников. Один из них с автоматом, висящим на груди, и ещё один - с милицейской дубинкой. Кроме охранников, вижу пять человек в гражданской одежде. Все, и охранники и гражданские, ведут совместный разговор. Упомянутая девушка тоже участвует в разговоре.
Мужчине то ли надоело держать руки на капоте, то ли он посчитал, что острота момента прошла, выпрямился, убрав руки с капота. К нему подскочил тот же охранник и опять начал избивать. Мужчина, не спеша, с достоинством, вынужден был положить руки на капот. Девушка опять что-то стала говорить охраннику. Подошёл охранник с автоматом, схватил девушку за волосы, опустил на вытяжку эту руку с волосами. Девушка оказалась на четвереньках и он в таком положении повёл её к стене дома, в мою сторону.
Ещё в школьные годы, на занятиях физкультуры, у нас на разминке было упражнение - "гусиный шаг". Таким шагом девушка шла за своим истязателем. Возле стены здания он отпустил её и тыча кулаком в лицо что-то угрожающим тоном ей говорил, но я различал только матерные слова, смысл которых сводился к следующему: будешь борзеть - устроим тебе групповуху.
Продолжалась эта вакханалия полтора часа (а когда началась - не знаю). Ещё дважды мужчина убирал руки с капота, полагая, что о нём забыли. И это ему не прощалось. Ещё дважды самоотверженная девушка вступалась за своего спутника и оба раза была наказана; причём, последний раз она уже вытирала платочком окровавленный рот.
Потом я увидел, как один из охранников разговаривает по телефону, после чего вдвоём ещё с одним, они уехали на своей машине, а остальные, включая гражданских лиц и жертв, пошли в опорный пункт в нашей малосемейке. Понятно, что я за ними туда последовать не мог, и подоплёка увиденного мною, осталась неизвестна.
Зачем я написал этот рассказик, если у него нет логического завершения?
Меня в данном случае больше возмутил беспредел, чинимый этими ... не знаю даже, как их назвать. Я слышал, что, в основном, в частной охране оказываются бывшие спецназовцы и бывшие (если уместно так говорить) бандиты. Если в рассмотренном случае были бандиты, то как им могли доверить автомат? Если бывшие спецназовцы, то неужели у них нет профессиональной этики хотя бы при обращении с женщинами? Я понял бы их, если бы они имели дело с террористкой, диверсанткой, снайпером, осведомителем. Но эта самоотверженная девушка просто пыталась словами что-то втолковать этим .... И не имеет значение - в чём провинился её спутник. Я знаю, что охранники обязаны только задержать нарушителя и передать его сотрудникам милиции. Но никаких дознавательных действий, тем более, избиений, когда нет опасности, они не имеют право производить.
Я хотел "гавкнуть" из окна на того, который свалил девушку ударом кулака на землю. Но "струхнул": вот, который с автоматом, стоит в пятнадцати метрах от меня. Ему, бывшему бандиту (я так полагал), ничего не стоит выпустить в меня очередь, а потом заявить, что нажал курок нечаянно. И судья поверит в эту чушь! К тому времени я знал подобный пример не понаслышке.
И это охранное предприятие продержалось у нас не долго - с годик. С тех пор уже десять лет как нет охраны. Два года уже, как упразднена и должность коменданта.
ЭТЮД ?1 Непутёвые мамаши.
Чем занимается человек в перерыве между основным делом? В моём случае глядит через единственное окно в мир. А мир ограничен пространством между двумя пятиэтажками.
Обычная картина... , впрочем, не буду на неё тратить время: обычная, она и есть обычная.
Напротив моего окна, посредине между пятиэтажками, установлены две скамейки, друг напротив друга. Ближе к вечеру на них и возле них обосновываются разные компании, смешанные по половому признаку,
Возраст членов компаний - от четверти до трети века. Антагонизма между компаниями не наблюдал. И что самое интересное: не наблюдал ни разу свару в самих компаниях; любопытно, не правда ли?
Но это, как я сказал, ближе к вечеру, когда народ возвращается с работы. А среди дня... Возле одной из лавочек стоят две, молодые, надо полагать, мамаши, с колясками. "Пассажиры" в колясках спят, и мамаши весело беседуют, не забывая посасывать сигаретки. Глядя на дымовые соски, я старался представить внутреннюю, морально психологическую "начинку" этих мамаш. Что я напредставлял, это сугубо личное и выносить на суд общественности не намерен. Интересней то, что не скрыто от стороннего наблюдателя, в данном случае - от меня: быстрым шагом между мамашами вклинился высокий парень и тоже быстро выложил на скамью: три металлических банки с пивом, бутылку темного вина (наверняка - вина. А что ещё может быть доступно людям, считающим нормой - устраивать пирушки в неподходящих местах?) и что-то ещё.
Сначала между разговорами, вперемежку со смехом, прикладывались поочерёдно к горлышку бутылки. Когда она опустела, каждый принялся "целовать" свою, персональную пивную банку. А их малышки? Какие умницы - не напоминают о своём присутствии! Наверно, спят?
Много ли, мало ли времени прошло, но одна девица взяла парня под ручку. Однако тот освободил руку и обнял девицу за плечи, губами упёрся ей в щёку и они куда-то удалились.
"Аааа, так оказывается, мамаша-то из них одна, с близняшками, а бывшая с ней девушка - её подружка и ждали они то ли друга, то ли мужа этой подружки. Понятно".
Примерно, через полчаса подружка появилась вновь. После недолгого разговора отправилась в том же направлении "мамаша", с чуть заметным нарушением координации походки. С малышами осталась "подружка". Это уже интересно: кто же из них мамаша, а кто подружка? Надо досмотреть "спектакль" до конца.
Вернулась вторая тоже примерно через полчаса. С минутку о чём-то переговорили и степенно, не спеша покатили каждая свою коляску в сторону, противоположную направлению временной отлучки.
"Так всё-таки оказалось, что они обе мамаши" - наконец, я пришёл к твёрдому убеждению.
ЭТЮД ?2 Собачья тема.
Как-то невзначай обратил внимание на доносящийся извне собачий неслаженный хор и на его фоне выделялся солист. Он то рявкал баритоном, то повизгивал сопрано. Сам по себе лай часто доносится с улицы и им меня не удивишь. Не будучи собачником, я различаю только два вида лая: агрессивный и, соответственно, дружественный. Но слышимый мною этот хор был какой-то нейтральный, негромкий и беспрерывный. Это уже интересно. Выглядываю и вижу редкостную картину: кружком, диаметром метров пятнадцать, сидят шесть, мне знакомых, собак. А внутри происходит дуэль большого, с овчарку, чёрного беспородного пса и молодого добермана. Молодой наскакивает на беспородного, наверно, кусает и тот реагирует так, как я описал. Почему пёс то рычит, то визжит, я визуально понять не могу. Но предположить можно: пока доберман досаждает и имитирует укус, пёс выказывает недовольство рычанием. А когда имитацию молодой шалопай заменяет настоящим укусом, то тем самым вынуждает соперника взвизгнуть. Сам беспородный, как ни пытался, зацепить породистого на мог.
Увиденная картина меня поразила не столько своей редкостью, сколько своей сутью. А суть вот в чём.
За пятиэтажкой, что напротив моего окна, находится некое предприятие, являющееся вспомогательным цехом авиазавода. На его территории находилась пара чёрных беспородных собак. Они частенько выбегали за свою ведомственную территорию, без драк, без собачьих лозунгов (беспричинный лай). Но однажды они появились со своим потомством: пятеро чёрных щенят. На моих глазах они росли. Когда посторонние собаки их облаивали, супруги "в упор" не замечали задир, но их детишки такого сносить спокойно не могли и своими детскими дискантами пытались урезонить забияк.
И вот сейчас эти, почти взрослые особи, сидели кружочком и наблюдали за издевательством над их папашей. Что они выражали своим меланхоличным полаиванием? Мне хотелось бы знать наверняка, а не предполагая. Сторонним наблюдателем сидела и мать-супруга.
Чем бы закончилась эта сценка, не знаю, так как добермана кликнул хозяин, и тот, демонстрируя хорошие манеры, не дожидаясь повторения приказа, так же шаловливо, скачками, направился к хозяину.
* * *
Рано утром меня разбудили мужские голоса и рычание собак. Это неспроста: за окном творится что-то необычное. Взглянул на часы: время шесть часов. Глянул в окно - кружатся в драке две собаки: классический боксёр окрас светлая охра, и классическая же немецкая овчарка. Хозяева-мужчины стоят по обе сторону от собак и кричат друг другу "Убери свою собаку". Судя по тому, что никто не пытается это сделать, они боятся приближаться к собакам.
Кто кого одолевает - понятно не было. Наверно, всё-таки овчарка, потому что боксёр вдруг застыл неподвижно и подставил шею овчарке. Та почти уткнулась носом в подставленную шею и тоже замерла. Немая сценка длилась секунды три, после чего боксёр изловчился и схватил овчарку за ухо. Опять закрутился клубок из собачьих тел: овчарка повизгивает и пытается освободить ухо. Ей удалось это сделать - освободить ухо и опять замельтешила карусель. Такое повторилось ещё два раза, причём, во
второй раз боксёр захватил ухо овчарки основательней и освободиться ей не удавалось. Она начала повизгивать. Её хозяин, видя, что дело плохо, подобрал полуметровый дрынок подошёл к собакам ( хозяин боксёра забеспокоился) и ударил по хребту. Удар был щадящий и боксёр никак на него не среагировал. Зато среагировал хозяин боксёра: он толкнул в грудь "противника". Тот оказался умнее и на провокацию не ответил. Меж ними возникла словесная перепалка, в результате чего "пришли к консенсусу": каждый схватил свою собаку за ошейник. Хозяин боксёра уговорил своего питомца отпустить ухо "визави" и пары разошлись: боксёр "и иже с ним" куда-то влево, а овчарка с сопровождающим - к двери под моим окном. По ходу она останавливалась и приглаживала пострадавшее ухо лапой. Здесь я рассмотрел на овчарке намордник из узкого, серого ремешка. Странно: а чего тогда боялся боксёр? - только на моих глазах он сдался три раза.
ЭТЮД ?3
Вечер. Начало одиннадцатого. За окном сравнительно светло. Слышу женское "Помогите". По опыту знаю, что кроме меня не откликнется никто. И это при том, что в нашем малосемейном общежитии живёт полный набор мужского потенциала: и бандиты, и воры (о них отдельный этюд), и наркоманы, и алкаши, и бывшие омоновцы, и просто нормальный рабочий люд.
Обычно в такое время уже большая часть окон тёмная - люди уже спят и беспокоиться о какой-то полуночнице в этих комнатах никто не будет.
Подошёл к окну, вижу: парень довольно бесцеремонно лапает девушку, а та отбивается обеими руками. Происходит это ровно посредине между нашей и соседней пятиэтажкой. Никого, кроме этих двоих, не видно.
Я всего-навсего пенсионер, без навыка единоборств хоть уличного, хоть спортивного. В контакт с молодым парнем вступать не хочется. Надеюсь отпугнуть голосом: практика показала, что это очень действенный способ:
- Девушка, держись! Сейчас выйдем!
Внешне парень никак не отреагировал на голосовой сигнал и продолжал свои действия.
Пришлось одеться, обуться, взять орудие устрашения, коим являлся металлический прут, и податься на помощь. При выходе из подъезда встретил эту девушку, взъерошенную (и плачущую). Мы сразу поняли друг друга: она, что я тот, кто подал голос, а я, что она и есть жертва нападения. При виде меня, она
расслабилась и заплакала громче.
Спрашиваю:
- Ничего не отобрал? Не порезал?
- Не успел. Спасибо вам! Проводите меня.
Мы поднялись на пятый этаж. Её комната оказалась над моей, с той корректировкой, что моя находится на втором этаже.
Она стала шарить рукой по шее:
- Помогите мне достать ключ.
Пригляделся к шее: обыкновенная цепочка, уходит под декольте. Странно, а почему она сама не может потянуть цепочку? И как она доверяет мужчине, которого видит в первый раз, касаться таких соблазнительных деталей тела, как шея и ниже? И тут же нашёл для неё оправдание и смягчение напряжения для себя: она видит во мне дедушку, а перед таким возрастом требования к стеснительности занижены. Тяну цепочку, а она не вытягивается. Девушка подсказала:
- Он за бюстгальтер зацепился.
- Так вы что? Предлагаете мне лезть туда?
- Да, я не могу, у меня пальцы дрожат.
Меня бросило в жар: я хоть и дедушка, но действующий дедушка. Делать нечего, полез по цепочке вниз.
Вот проволочное кольцо-брелок, на которое надет ключ, вот бюстгальтер с кружевом, за которое зацепилось кольцо. А вот то, что затмило и кольцо, и бюстгальтер: то для чего и сшит бюстгальтер.
Надо определить - в какую сторону выкручивать проволочное кольцо, сколько у него витков: два? три? Надо сосредоточиться, но мешает...
Со стороной выкручивания кольца я просто угадал и, ничего не соображая, быстро освободил его из пут кружевных.
Следующая проблема: через голову цепочку не снимешь - надо открывать специальную защёлку.
И это она не способна сделать всё по той же причине. Для меня некие защёлки знакомы; эта оказалась одной из них. Отдаю ей ключ, но она просит меня открыть дверь. Но тут уж я взял себя в руки - твёрдо сказал:
- Нет, девушка, постой, успокойся и сама откроешь. А у меня там дверь не закрыта, - и быстро удалился.
В этом кратком общении с девушкой, в специфической обстановке, ничего зазорного нет, поэтому я иногда рассказываю её в дружеской компании. Мужчины с наигранным сожалением упрекают меня, дескать я не уважил девушку, после такого потрясения ей нужно было сочувствие, ласки, о чём говорило всё её поведение.
"Ну, неужели ты хотел, чтобы она тебе сказала об этом открытым текстом?" Приходилось таким товарищем давать дополнительную информацию. Если мужчины, прочитавшие эту миниатюрку, тоже считают так, то для своего оправдания, дам эту информацию. Дело в том, что к тому времени у меня уже года три была подруга, на двадцать пять лет моложе меня. Есть любимый муж, двое детей. Она меня нашла, не я её. Она мужа любит и расставаться с ним не собирается, но он скорострел и потому, в постели, не до "фантазий". А у нас с ней была полнейшая гармония и я её ни терять, ни подводить не хотел. Состав контингента нашей малосемейки (наверно, как и любой другой) специфический и можно подхватить что угодно. Здесь к месту будет вспомнить знаменитую фразу из "Маленького принца" - "Мы в ответе за тех, кого приручили". А я той женщиной очень дорожил и уподобляться бесшабашности молодых мне было бы не простительно.
* * *
Спать я ложусь поздно, где-то в промежутке между 2 и 4 часами. Случай, о котором хочу рассказать, поимел место примерно в час. Заранее предупреждаю, что ничего сверх занимательного этот рассказик не содержит, но крайне поучительный.
Итак, в указанное время слышу женский крик со двора "Помогите!" Слышать такое мне не впервой и как поступать в таких случаях я уже усвоил. И потому без всяких колебаний подхожу к окну. Темень непроглядная. В пятиэтажке напротив не светится ни одно окно. Из нашего здания свет падает на тротуар только из моего окна и открытой входной двери, которая находится под моим окном. Откуда крик - определить не могу. Сколько человек вынуждают женщину просить о помощи? Чтобы хоть как-то определиться, надо для начала подать голос, а там определюсь.
Я высунулся в форточку и крикнул:
- Что здесь происходит?
Ответа я услышать не предполагал, по крайней мере, от нападения. Но он последовал именно от этой стороны:
- Да ничего хорошего!
Не успел осмыслить услышанное, как увидел девушку, пересекающую освещённый участок: она бежала, как позволяют бегать туфли на высоких каблуках. Этот бег настолько специфический, что ни с каким другим не спутаешь.
Я напряг зрение и внимание, чтобы зафиксировать возможные особенности преследователя. Но он предпочёл не засвечиваться.
Слышен затихающий звук удаляющихся каблучков. Я поторчал в форточке, для страховки, до полного их исчезновения.
Никаких других звуков я не слышал. Ну, и ладушки: уже который раз "лезу на рожон" и пока всё сходит. Мобильного телефона у меня ещё не было. Так что о вызове милиции и речи не могло быть.
Вывод напрашивается категорический: не можете помочь физически человеку, на которого напали, так хоть подайте голос. В моих случаях этого было достаточно, чтобы спасти человека.
ЭТЮД ?4. Бетховен.
Выглянул в окно без серьёзных побудительных мотивов. Просто, чтобы глаза отдохнули.
Ближе к дому напротив, возле кустарника, околачиваются пацаны, человек десять. Возраст где-то от десяти до тринадцати лет. Обыкновенная шпана, от которой можно ожидать что угодно. Вон двое затеяли фехтование на палках. Одному досталось палкой по кисти руки. Он согнулся, покряхтел. На этом представление закончилось. Вот двое, пинавшие друг другу консервную банку, передумали и сделали её мишенью для камней. К ним присоединилось ещё трое. Вот один, по виду самый старший, дал другому пендаля по бедру. Тот ответить не решился, но и молча переносить "жест" неуважения, не стал. Возникла перебранка.
Одним словом, ничего особенного на "дворе" не происходило: всё было, как всегда. Я ещё подумал: бедные дети! Ни одной игры, распространённой в наше время (конец 40-х начало 50-х годов) не дошло до нынешнего поколения детворы: городки, "чижик", лапта, "выжигалки", "кошки-мышки", элементарная "догонялка" и борьба. О правилах борьбы каждый раз договаривались заново: ноги захватывать или нет.
Подъехала какая-то чёрная иномарка и остановились возле нашего дома. Из её салона несётся на "всю катушку" ритмическая, но "пресная" США-ская музыка. "Господи, да как она ещё не осточертела кому-то!".
А у меня в комнате в это время тихо играла для настроения классическая музыка, записанная на ПК.
Я поставил выносные динамики на подоконник и тоже включил на полную мощность. Как раз прозвучали последние аккорды моего самого любимого "Концерта для скрипки" Вивальди (когда-то, ещё в студенческие годы купил уценённую, за 5 копеек, пластинку с этим концертом; если бы тогда я этого не сделал, то не знал бы, что существует такой шедевр, ибо никогда, нигде я его не слышал; даже вездесущий Интернет не имеет его в своём багаже; более знамениты "Времена года" Вивальди, но для меня "Концерт..." дороже).
Следующий номер - "Симфония ?5" Бетховена. Пространство между двумя пятиэтажками заполнили мощные аккорды оркестра. Шпанцы замерли. Старший из них, воскликнув элементарное "Оооо!", стоял, разинув рот. Неподвижная стадия их изумления длилась несколько секунд. Затем дружно двинулись по направлению к моему окну.
Признаться, от них я этого не ожидал! Если бы кто и среагировал на классическую музыку, то, как я полагал, должны были женщины среднего возраста. Но их не было и своё предположение я проверить не мог.
Прошли две бабули и мужчина, но для них эта музыка, как для коровы "ку-ка-ре-ку!"
Обыкновенная шпана, не знающая чем заняться, от которой в любую минуту можно ожидать чего угодно, вплоть до криминальной шалости и вдруг в них шевельнулось что-то от высокой материи.
Судя по тому, что для обучения музыке набирают детей чуть ли ни с детского сада, наблюдаемые мною дети уже перешли черту, отделяющую мир творения музыки от мира наслаждения ею. Но и последнее для них подобно "уходящему поезду". Ещё есть возможность заскочить в последний вагон, но они не знают, а потому и не попытаются вскочить в него. К такому выводу я пришёл, когда с огорчением увидел, что не простояв и минуты, они ушли. А пока они стояли я мысленно обещал им "Детишки! Сейчас вы послушаете "Симфонию ?40" Моцарта, "Вторую сюиту для флейты" Баха, "Венгерскую рапсодию" Листа, сонаты Бетховена ?14, ?17, ?23, "вещи" Чайковского из "Щелкунчика" и ещё ряд творений музыкальных гениев.
Детишки! Вы не слышали "Полонез Огинского", "Рондо-капричиозо" Сен-Санса.
Конечно, я не думал проигрывать им полостью указанные произведения, а только сливки с них по 2 - 3 минуты.
Однако, они ушли.
Но один, похоже, самый младший, вернулся!
"Малыш, слушай, для тебя специально две части из сюиты Баха. Каждая часть длится всего минутку с небольшим".
Он стоял.
К нему подошёл друг, стал тянуть за рукав, но малыш устоял, а вместе с ним прослушал музыку и этот друг.
Пока я включал "Сонату ?17", друг сломил сопротивление моего слушателя и потащил.
Полились звуки фортепьяно. Малыш заупрямился, но более сильный друг или брат, увлёк его за собою.
Но лишь мощные аккорды гениальной музыки сумели чуть-чуть оживить заложенную природой в каждого человечка, но уже почти атрофированную, способность воспринимать самое прекрасное из искусств.
ЭТЮД ?5. О.П. "Авангард-Секьюрити"
Мне иногда попадается на глаза "Жигулёнок" с рекламой не бортах охранного предприятия "Авангард-Секьюрити". И всегда невольно вспоминается случай. Он записан в моём дневнике от 1 июня, 2002 года.
Но прежде, чем им заняться, я хочу дать некое объяснение.
Наша малосемейка представляет скопище пяти корпусов. Ну, и соответственно, скопище носителей всех людских пороков: алкаши, наркоманы, воры, грабители, "девочки по вызову" и без вызова и т.д.