Вообще-то, согласно пословице - "Не учили, пока поперек лавки укладывался, а во всю вытянулся - не научишь" - детей надо бы учить этике, начиная с детского садика.
Но пока это еще не дошло до президента нашей страны и его министров образования и культуры, а потому вопрос о таком начале приходится оставлять до лучших времен. Во всяком случае, слава богу, начало уже положено, и, возможно, мы еще не упустим наших детей, начиная преподавать им светскую этику только в четвертых-пятых классах школы.
Само же обучение не должно представлять особого труда, при условии понимания, что за множеством понавыдуманных за многие прошедшие века людьми слов типа "этика", "мораль", "нравственность" стоит всего-навсего и только одно - способность людей отличать хорошее от плохого.
И если до сих пор даже дипломированные и даже остепененные учителя могут предложить школьникам на эту тему разве что известный стишок В.В.Маяковского, то объясняется это только тем, что самим эти учителям совершенно наплевать на многовековую мудрость народную.
"Умный человек не говорит без пословицы" (Каракалпакская пословица). "Обучение должно начинаться пословицами и заканчиваться мыслями" (Сенека).
Особая анекдотичность нынешней ситуации состоит в том, что, наверное, сейчас уже не найти учителя, который бы не считал, что никакой нравственности не может быть вне религии. Особенно после того, как это, похоже, признали все наших учителей вышестоящие начальники.
При этом, и это уже очевидно, и учителям, и их начальникам совершенно наплевать на известное положение одной из этих религий: "И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки".
То есть, всего-то и надо предложить детям всегда представлять себе, что будет в мире, если весь мир будет делать то, что они сами собираются в каждый данный момент сделать. Например, плюнуть на пол класса. Или, не дай бог, освободить нос от слизи на пол рекреации.
Вообще-то, безусловно, всегда были и есть типы, которые не видели и не видят ничего плохого в жизни на свалке, среди воров и пустомель, среди невежд и попсы, и так далее до бесконечности.
Особенно печально то, что среди этих типов очень много именно учителей и их начальников, и именно потому, что они не способны привести самый главный, самый важный, уже каждому даже младшему школьнику из его же каждодневного опыта известный пример самого плохого в жизни.
Этот пример - пример решения задачи, условия которой этим учеником не поняты. Точнее, это пример неудовлетворительного решения какой-либо задачи, обусловленный тем, что за решение задачи ученик взялся раньше, чем вдумался в ее условие или тем, что ученик плохо усвоил предшествующий материал, знание которого это условие предполагает.
И жизнь, которая, как и учитель в школе, ставит перед людьми задачи только в свой срок, только на пройденный материал и только на движение вперед, отличается от школы только тем, что слез, пота и крови проливается в мире при неудовлетворительном решении ее задач значительно больше, чем при неправильном решении задачки в школе.
Конечно, не сразу и не у всех школьников после такого урока появятся необходимые мысли. Но те школьники, к которым относится пословица "Ум не в бороде, а в голове", со временем обязательно составят ту критическую массу "мира", которая обязательно "выдует" из него все, что сейчас обусловлено наплевательским отношением людей к своему собственному опыту.
Кстати, про детский садик. Школьники, о которых говорится в предшествующем предложении, появятся тем скорее, чем чаще в садиках будут читать сказку "Поди туда - неизвестно куда, найди то - неизвестно что".
Тогда на уроках этики достаточно будет школьникам напомнить, что уже в этой сказке им намекалось на то, что решать задачи, условия которых им неизвестны и непонятны, не только плохо в школе, но и опасно в жизни. И, соответственно, те типы, которые предлагают им задачки с такими условиями решать в жизни, делают это, на деле, с одним намерением - погубить.