Взгляды участников экспедиции не могли оторваться от маленького листочка какой-то миниатюрной книжки, чудесным образом привлекшего их внимание в развалинах огромного книгохранилища. Удивление и недоумение были настолько велики, что, кажется, наполняли, пронизывали атмосферу собрания.
- Да, это, безусловно, формула закона связи времен! Три элемента первой части этой формулы, конечно, - взаимосвязанные элементы прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия, взаимосвязанное движение которых в следующий момент бытия отражено во второй ее части.
- Но этого не может быть! Не может быть, чтобы обитатели этой планеты были разумными, знали закон связи времен - были способны делать закономерные выводы из положения о взаимосвязанном сосуществовании элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия. Иначе бы мы сейчас не копались в развалинах этого книгохранилища!
- Действительно, все говорит о том, что обитатели этой планеты погибли не из-за внешних космических факторов и не из-за природных факторов на самой этой планете. Очевидно, их погубила их собственная неразумность. Посмотрите на примеры еще многих подобных планет.
- Кстати, а у нас есть какие-нибудь сведения о подобных находках на других планетах с несостоявшимися цивилизациями.
- Нет. Таких находок не было ни на одной такой несчастливой планете.
- Но тогда эта наша находка - чудо! Шанс найти ее на любой подобной несчастливой планете составляет миллионные доли процента! Так что, поздравляю! Мы сделали эпохальное, планетарное открытие!
- Ну, вообще-то, никакого открытия мы не сделали. Предположения, что среди обитателей несчастливых планет могли все-таки существовать отдельные разумные индивиды, выдвигалось давным-давно. Мы просто впервые получили вещественное доказательство верности таких предположений. А главное получили свидетельство, на какую высоту понимания закона связи времен могли подняться отдельные индивиды на несчастливых планетах.
- Интересно, а сможет наша находка помочь установить, почему у этих разумных индивидов не было последователей, почему разум не распространился по всей этой планете, как это произошло, например, на планете нашей.
- Мне кажется, необходимое объяснение можно было бы найти в той же самой книжке, листочек из которой мы сейчас изучаем.
- Могли бы, может быть, и могли. Но время пребывания нашей экспедиции на этой планете подходит к концу. Скорее всего, этим займется уже другая экспедиция, которую, может быть, еще направят на эту планету, учитывая уникальность найденного листочка. К тому же, в общем-то, это все уже давным-давно понято: уровень развития техники на несчастных планетах всегда превышал уровень развития их обитателей, оказавшихся неспособными или не успевшими понять различие ума от разума.
- Да, по делам! Этот листочек немедленно в контейнер! Начинаем доставку находок на корабль.