В подготовительных работах к роману "Жирная, грязная, продажная" В.Пикуля есть такая запись:
В быту персов бытовало такое изречение: "Сомнение есть начало знания; кто не сомневается, тот ничего не изучает; кто ничего не изучает, тот не способен ничего открыть нового; а кто ничего нового не открывает, тот всю жизнь осужден быть глупцом и глупцом умирает".
В записях В.Пикуля не указано, в какие времена бытовало у персов это изречение, но то, что автор этой заметки сумел узнать об И.Насими и его предшественниках, позволяет ему с уверенностью назвать время, когда это изречение уже точно перестало бытовать у персов окончательно и бесповоротно, с соответствующими для них последствиями.
Это время - стык XIV-XV веков, когда И.Насими не просто повторил за М.Халладжем: "Я - истина!". В своих стихотворениях он в эти слова внес необходимую ясность и точность, поскольку у персов-арабов слово "истина" пишется и звучит так же, как и слово "Бог":
"Все то, что было, есть и будет, все воплощается во мне..."
Короче, И.Насими сказал: "Я - истина связи времен!". Воплощение вечной истины взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия и бытия людей.
То есть, указанное время - это время, когда центр и высший уровень развития человеческой цивилизации находился на Ближнем Востоке.
Потому что, похоже, это было первое и единственное место на Земле, где эту самую связь времен осуществили на деле, решив задачу, условие которой было выбито на фронтоне храма Аполлона в Дельфах: "Познай самого себя".
И, похоже, произошло это именно в этом месте еще и потому, что на небходимость решения поставленной тысячи лет назад задачи указал еще и основатель религии, в этом месте укоренившейся: "Тот, кто познал себя, познал Господа своего".
При этом, опять полезно напомнить,что у арабов слова "Господь" и "истина" пишутся и звучат одинаково.
Так же полезно вспомнить еще одно положение из житий мусульманских святых, приведенное в романе В.Пикуля "Фаворит": "Три вещи вредны для государства: глупый ученый, набожный невежда и мулла лицемерящий. Но еще вреднее человек, делающий второй шаг раньше первого".
Так вот, в отмеченное выше время персы начали стремительно глупеть, но не потому, что оказались неспособными (и оказываются неспособными по сей день) понять то, что пытались донести до них И.Насими и его предшественники, от которых осталась, например, узбекская пословица: "Человек - зеркало человека".
Персы оказались неспособны этих мудрецов и эти мудрости понять именно потому, что эти самые суфии-мудрецы сделали именно второй шаг раньше первого,
Ведь эти мудрецы начали нести персам решение задачи познания самих себя раньше, чем донесли до персов, почему решить эту задачу так важно и нужно.
То есть, иначе говоря, они стали сеять до того, как подготовили под посев почву. Начали предлагать людям решение задачи до того, как разъяснили людям этой задачи условие.
Кстати, эту же ошибку совершил и следующий человек, который открыл истину связи времен и вытекающий из нее закон и решил задачу познания самого себя через полтора века после И.Насими, - автор приведенного в эпиграфе ключа сонета 44 (перевод автора).
Соответственно, после этого, не удержавшись на достигнутой Шекспиром высоте, стремительно начали глупеть и англичане, а за ними и все другие европейцы.
Сейчас эта опасность угрожает уже русским, поскольку автор этой заметки, самостоятельно понявший то, что за тысячелетия и века до него понимали авторы надписи на фронтоне храма Аполлона, Гомер, Насими и Шекспир, и, соответственно, несущий это понимание русским, никак не соберется разъяснить им условие задачи, которую он и его предшественники решили.
И пока он соберется с духом и вдохновением, можно указать хотя бы на следующее обстоятельство.
Все несправедливости в этом мире имеют своим началом и основанием именно несправедливое отношение людей к самим себе, обусловленное их незнанием самих себя. При этом совершенно не имееет значения, кем какие-то конкретные люди себя считают: пупами ли земли или червяками на этой земле. Потому что, чтобы знать самого себя надо точно знать, что есть человек в общем, то есть истину связи времен.