Первым из профессионально-технических, в Ульяновске начала действовать педагогическое училище - подготавливая учителей младших классов. Сперва оно было разбросано по всевозможным учреждениям-заведениям города, но к осени 1924 года переехало в специально построенное для него двухэтажное кирпичное здание.
Педагогов для начальных школ нам скоро понадобится очень много!
В данный момент Россия переживала своеобразный "бэби-бум" - последний в своей истории. После громадных потерь в обоих войнах, после голода, эпидемий и прочих напастей - бабы рожали, как сдурев: по 6,8 среднестатистического ребёнка на одну женщину, за пять лет.
Увы... Это поколение, практически полностью - окажется "потерянным" на полях сражений Великой Отечественной Войны.
Местных кадров для преподавательского коллектива для училища крайне остро не хватало - особенно на первых порах и, из центра нам прислали несколько человек...
В основном - молодёжь, не так давно закончившая подобные же учебные заведения. Нормальные в принципе ребята и девчата, но был в их числе один типус с довольно редкой специализацией - "педагог-педолог".
Что за "зверь" спросите?
Сча, расскажу.
***
Изменив радикально политическую и экономическую системы старой России, революция не могла не перевернуть с ног на голову и систему образования. Изменения в ней с целью разрушить цитадель "казенщины и казарменного воспитания" - были воистину циклопическими: от полной ликвидации школьных оценок и экзаменов - до отмены вообще всей традиционной классно-урочной системы.
Ортодоксальные большевики считали подавляющее большинство граждан России неспособными воспринять их новую - "самую передовую идеологию", из-за наличия у них неискоренимых буржуазных предрассудков. Поэтому решено было усилий на взрослых особей не тратить, а всей мощью пропаганды - перевоспитать в нужном духе подрастающее поколение. Поэтому над первым поколением советских школьников, учившихся уже в новой школе - экспериментировали как над белыми мышами, пытаясь воспитать "правильного" строителя коммунизма.
Считая традиционную семью устаревшим и реакционным общественным институтом, наиболее радикально-продвинутые из них, даже ратовали вообще - забрать детей от родителей в особые школы-коммуны - в которых учащиеся будут лишены пагубного влияния семьи и будут воспитываться в соответствии с партийными установками.
Особо в этом дерьме не копался, но уверен: подобно "старушке-лягущке" (я имею в виду Надежду Крупскую, чей образ у меня стойко ассоциируется с жабой), никто из этих "новаторов" - собственных детей не имел.
Ну, а чужих - не жалко!
Правда, все подобные смелые замыслы остались на бумаге: грандиозные планы строить российские интеллигенты - из коих в подавляющем большинстве состояла большевицкая верхушка, умели на генетическом уровне (вспомним Манилова), а вот деньги для них находить-зарабатывать - категорически нет. В стране, только-только вышедшей из двух подряд разорительно-разрушительных войн - элементарно не было средств на подобные "чистые" эксперименты по воспитанию нового, "коммунистического человека". Поэтому идеологическую обработку подрастающего поколения, начали при помощи экспериментальных методов проводить - как говорится "отдалённо". На дому, то есть...
С подачи Наркомата просвещения, с середины 20-х годов в учебных заведениях СССР была введена так называемая "педология" - невиданная досель методика подготовки будущих строителей коммунизма. Взяв на вооружение последние достижения из общественных наук, так называемые "педологи" задались целью воспитать гармонично развитых - интеллектуально, психологически и идеологически, "новых людей".
По приказу Наркомпроса в каждой советской школе вводилась должность профессионального педолога.
Первому поколению советских школьников отводилась роль "подопытных кроликов" - объектов для экспериментов, призванных создать "правильного" строителя коммунизма.
***
Вот и, к нам одного такого "педолога" из Москвы прислали - молодой, настырный и, энергией - аж через край брызгается. Звали его Фридрих Залкиндт - хотя на вид и по словам, он был чистокровный русский и охотнее откликался на православное имя "Фёдор" или простецкое "Федя".
Ну, что ж - и так бывает!
Вижу, начинает "строить" наш и без того - невеликий провинциальный педагогический коллектив, по мере своих сил и возможностей несущий детям всё светлое и вечное - накопленное человечеством за тысячелетия своего существования. Среди учителей, многие из которых были уже пенсионного возраста, появилась какая-то нездоровая нервозность и нехорошие настроения - всё бросить к такой-то матери и, вместо нищенской учительской пенсии - жить на нищенскую же государственную пенсию.
Ну, думаю: пока проблемы не начались всерьёз - надо найти ему какое-то занятие!
Сперва скорешился с ним, не разлей вода - ибо не мной сказано: держи друзей рядом с собой - а врагов (в том числе и потенциальных) ближе всех. Затем думаю - надо его влюбить да женить на ком-нибудь, чтоб проблемы семейного быта - несколько подсократили его личное время для занятий общественными делами.
Благо - за кандидаткой для "источника проблем", далеко ходить не надо.
Ефим Анисимов, как стал "городским" - тут же выписал своей пассии из Ульяновска полный абшид, найдя себе смазливую комсомолочку в Нижнем Новгороде. Катя Олейникова погоревала всю осень, зиму и лишь к весне "вернулась" к жизни - приглядываясь с кем бы отомстить "изменщику".
Тут, я к ней:
- Ты посмотри какай парень, Кать! Не просто городской - СТОЛИЧНЫЙ!!! Вот Ефим то - будет полными жменями волосья на груди рвать, если ты его на себе женишь.
Та правда, после случая с Ефимом - нешуточно комплексовала по поводу своего "колхозного" внешнего вида и, пришлось её немного приодеть и снабдить косметикой, чтоб она стала выглядеть "городской" и бестрепетно ринулась в бой на завоевание сердца москвича.
Того, тоже поджучивал - пользуясь приятельским положением:
- Ты посмотри какая девка, Федя: сись... Грудь, фигура, главное - жоп... Стройный девичий стан - всё при ней. А, ножки какие... Какие ножки! И на лицо - ну просто Александра Коллонтай до первого бракоразводного процесса. Дурак будешь, если такую девку упустишь!
Не знаю, что больше подействовало - катино девичье обаяние или обострившейся по весне федькин сперматокоз... Но они сошлись.
Однако, стало ещё хуже!
Он, ей так хорошо прополоскал мозги своей педофилией... Извиняюсь - "педологией" и, теперь они принялись вместе - выносить мозги нашим бедным провинциальным учителям и ни в чём неповинным ребятишкам. Причём "неофит" Катя по степени фанатизма - могла любой "подпоясанной" шахидке дать сто очков форы.
Теряя терпение, спрашиваю у неё как-то раз:
- Вы с Фёдором жениться собираетесь, в конце-то концов? Первичную ячейку общества - семью создавать, как завещал нам Карл Маркс, детей рожать - новое поколение строителей коммунизма?
Та, носик задрав:
- Мы с Фридрихом решили посвятить наши жизни педологии! А брак и дети - этому будут помехой.
Вот такие пироги с котятами!
***
- Нюрка то опять на сносях, - как-то за обедом сказал Отец Фёдор, - вот прям беда с этой бабой...
Мысли мои далеко отсюда и, чисто, чтоб поддержать разговор с названным родителем, вяло интересуюсь:
- Это какая-такая "Нюрка", отец и, объясни мне: что за "беда" нам - что она "опять на сносях"?
- Солдатка Нюрка Никитина...
Не донеся до рта уже набранную ложку, снова опускаю её в тарелку со щами:
- "Никитина", говоришь?
- Она самая. Баба - ничего плохого не могу сказать: лицом и фигурой ладная, работящая, хозяйственная - но вот "на передок" слаба! Артём то ейный ещё в пятнадцатом где-то в Галиции сгинул (крестится), оставив её с дитём. Погоревала она с год, да и пустилась во все тяжкие: что ни год - то рожает ребёнка и, причём - сама не знает от кого. Последний, так вообще - лицом на какого-то монгола похож...
И помолчав, с крайне озадаченным видом недоумённо чешет-перебирает бороду:
- Спрашивается: где дура-баба умудрилась монгола себе найти?
- Не иначе, как "спящие гены" проснулись..., - решил я сумничать, пред тем как продолжить трапезу.
Глаза ширше блюдца под чай:
- "Спящие Гены"?!
- Со времён "трёхсотлетнего" монголо-болгарского ига, спящие.
Вкратце и "на пальцах", объясняю шо цэ такэ.
Иерей, с крайне уважительным видом перед моей учёностью, протянул:
- Аааа... Вот, оно что оказывается... Так, что? Так можно и арапа какого-нибудь родить?
- "Арапа"? - глаза в потолок, - в смысле - негро-американца? Не исключено, отец! Ибо, как доподлинно выяснили британские учёные - всё человечество родом из Африки.
Тот, неподдельно возмутился:
- Вот, нехристи гадливые!
- Не то слово... Ну здесь сильно постараться надо, чтоб те гены пробудить.
Призадумавшись:
- Не... В нашем Ульяновске таких "старательных" не сыщешь. Да и "монгола" ей заделали - не иначе, как по пьяни.
- Вполне вероятно, бать! Но это уже будет называться "трансмутация" - влияние алкоголя на изменение наследственного вещества.
Чтоб не обострять, перевожу стрелки:
- Это сколько ж, на данный момент у неё "спиногрызов"?
- Ой, погоди - сейчас подчитаю..., - загибая пальцы, - Сашка (да ты его знаешь!), Дашка, Наташка... Дальше, по-моему, Сёмка - паскудник эдакий, и...
- Поди, умерло в младенчестве много?
С крайне озадаченным видом:
- Да, в том то и дело, что - нет, ни одного! Другие бабы носятся как квочка над яйцом: дышать на дитё боятся - оберегая от каждого сквозняка... А те - квелые и до года в большинстве не доживают. А эти байстрюки носятся чуть ли не круглый год босиком, едят - кто что подаст и, ни какая лихоманка их не берёт. Удивительно - чудеса да и только!
Что-то такое вспоминается...
Клим рассказывал как-то, что всю выловленную "мелочь" отдаёт какой-то "дуре", у которой между ног - "как будто проходной двор". Ещё тогда заподозрил: может, часть "байстрюков" - его? Иначе от чего вдруг такая щедрость?
Допив чай, встаю:
- Пойду-ка посижу "у себя", отец...
Понимающе на меня глядя:
- К Софье Николаевне разве не пойдёшь?
- Ммм... Нет! Сегодня пожалуй нет.
***
Спустя несколько дней, одним прекраснейшим вечерком захожу в гости к Фридриху Залкиндту и застав у него несколько смущённо-покрасневшую Катю Олейникову с помятым подолом, радостно вопию:
- О, как хорошо, что вы сегодня вместе - не придётся по одному вылавливать!
Переглянувшись встревожено, те:
- Зачем "вылавливать", Серафим? Случилось что?!
- Нормальные хозяева сперва - хотя бы чаем гостя угощают, и лишь потом расспрашивают.
Кладу на стол свёрток и, у тех окончательно от сердца отлегло:
- А с меня - как с "непрошенного гостя", вкусности к чаю!
Пока Катя бегала на общую кухню вскипятить на примусе чайник, рассматриваю жилищные условия главного и единственного ульяновского педолога:
- Мда... Маловата комнатёнка.
Да и мебелишка, сказать по правде - может вызвать лишь предсмертную тоску, а не немедленную эрекцию в присутствии особы противоположного пола.
"Интересно, где любовью они занимаются? На этом шатком сооружении, - невольно всплыл вопрос, - на полу, на столу или вообще - стоя? Если он её "стояком" шпилит, то конечно понятно - откуда дети?!".
Возможно, начинать мне надо было с улучшения его жилищных условий, а не с...
Фридрих со мной согласился, но лишь отчасти:
- Зато своя отдельная комната! А не угол за фанерной перегородкой, какой мне светил - останься я в Москве.
- Согласен! Чтоб преодолеть трудности, - философски замечаю я, - надо регулярно и постоянно убеждать себя, что могло быть ещё хуже.
Наконец после чаепития и неспешного разговора про - как местные, так и международные новости, кладу на стол довольно-таки заляпанную и пыльную тетрадочку:
- Как в первый раз после выздоровления в Нижнем был, купил на барахолке у одного "бывшего"... Да засунул по запарке в чулан и вот только теперь вспомнил! Прочитал и подумал: а вдруг вы заинтересуетесь, мои друзья-педологи.
- Что это?
С некой учёной напыщенностью, как ментор такой:
- Возможно "это" перевернёт вашу "науку о детях" с ног на голову.
Переглядываются с крайне заинтригованным видом:
- Обоснуй, Серафим?
Встав, даю круг по комнате, затем сажусь снова:
- Знаете, какое самое слабое место в вашей педологии - ставящее на ней большой и жирный "Андреевский" крест?
Напряглись оба:
- И какое же?
- В ней предполагается иметь дело уже со сравнительно взрослыми детьми - с уже сформировавшимися характерами... А что говорит на этот счёт нам народная мудрость?
- И что же?
- "Учи дитё пока оно поперёк лавки лежит: когда вдоль уляжется - учить уже поздно". Короче, друзья мои, воспитание нового - коммунистического человека, должно начинаться с самого рождения! Точнее: с самих родов его родной матери - ибо кроме неё, родить больше никто не способен "и, ныне и присно и во веки веков"... АМИНЬ!!!
Сдуваю пыль с тетрадки и, с предельной осторожностью раскрыв, аки священные скрижали:
- И вот вам полная методология как это сделать - вплоть до чертежей игрушек.
Первым взял тетрадку Фридрих и лишь прочитав первую страницу, от изумления чуть её не выронил. Этим воспользовалась Катя, выхватив тетрадку и сперва уткнувшись в неё, в свою очередь буквально тут же ойкнула:
- Как им не жалко было бедных малышей?!
- "Жалко" у пчёлки на жопке, товарищ Олейникова! Если прочтёте эту брошюрку целиком, то поймёте: родительская "жалость" - убивает малышей гораздо чаще, чем суровость закаливания и воспитания.
К тому времени главный ульяновский педолог отошёл от культурологического шока и вопросил:
- Кто такие эти "Никитины", Серафим?
- Без понятия! Ясно одно: какие-то ныне неизвестные - ещё дореволюционные, педагоги-новаторы. Так как про них ничего не слышно - должно быть с ними и с их детьми что-то случилось нехорошее. Вполне могли и в психушку упечь царские сатрапы - при старом зверском старом режиме, то!
Поднимаюсь из-за стола:
- Ладно, засиделся что-то я у вас - пора и честь знать... Оставляю эту "методичку" у вас: почитайте, подумайте - а там, если появятся какие-то соображения - найдите меня. Поговорим ещё, глядишь - и до чего-нибудь договоримся!
***
...О чете Никитиных и их семи чудо-детях впервые заговорили в конце 50-х годов ХХ века и продолжают спорить и говорить до "тех пор". "Нормальные" родители и школьные педагоги были в нешуточном шоке от методов раннего воспитания собственных детей молодыми супругами.
Дети Никитиных, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом!
Они бегали босиком по снегу, выполняли невероятно головокружительные гимнастические упражнения, а к трем-четырем годам уже осваивали чтение и азы математики, а едва начав учиться в школе - перескакивали через класс, через два.
Уже это казалось бы должно поставить точку в спорах об успешности "метода Никитиных", да? Ведь, здоровый, умный ребёнок - что может быть прекрасней и желанней, как для родителей - так и, для общества и государства в целом?!
Ан, нет!
Методика супругов Никитиных была подвергнута резкой официальной критике - как отклонение от педагогических и медицинских норм и не получила сколь-нибудь широкого распространения в дальнейшем.
Обычно пеняют на два негативных обстоятельства.
Первое: трудности общения Никитиных-детей со сверстниками - в их глазах выглядевшими отставшими по всем параметрам.
Второе: несмотря на выдающиеся успехи - никто из них после окончания школы не стал гениальным учёным, выдающимся спортсменом или хотя бы пожелал продолжить педагогическое дело своих родителей.
Ну, что на это сказать?
Давно уже доказано: гениальность - есть предмет какого-то довольно редкого "отклонения" от нормы, а эти детишки были вполне нормальными. Выдающиеся педагогические способности - тоже довольно редкое явление среди двуногих и, не обязательно передающиеся по наследству.
Ещё надо учитывать: Никитины действовали на свой страх и риск - часто по наитию, без какой-либо поддержки со стороны государства или общественности. Борис Никитин, работая в основном учителем труда в школе - получал оклад в 130 рублей, выплачивая при этом алименты прежней супруге. Елена - библиотекарь с зарплатой в 80 рублей, когда не сидела в декрете.
Семья из девяти человек жила в щитосборном домике без каких-либо удобств, с мебелью сделанной руками её главы. И игрушки у семи детишек были точь такие - деревянные и прибитые к полу.
Даже, когда пошли гонорары за книгу Никитиных - в том числе и от зарубежных издательств, государство умудрялось высчитывать из них в свою пользу по 30-50 процентов!
Уместно ли говорить о каком-то "провале" эксперимента при таких условиях?
Можно только восхищаться силой воли и упорством двух энтузиастов от педагогики, несмотря на все препоны и абсолютному равнодушию властей предержащих - всё же сумевших добиться таких выдающихся результатов, что о них заговорили во всём мире.
***
Педологическая пара зашла ко мне через неделю - я аж уже опасаться начал, что их "не зацепило" и, уже ломал голову - выдумывая новый, ещё более коварный план нивелирования угрозы от них исходящей. Опять же после неспешного традиционного русского чаепития с разговорами ничего не имеющего с темой, во время которого Фридрих дичился на отца Фёдора - как Энгельс на Каутского, мы с ними уединились в моей комнате.
- Ну, мои юные педологи, каков будет вердикт?
Залкиндт, как и положено москвичу - был немножко "тормозом" и, принялся мычать-мямлить:
- Серафим, мы... Эээ... Мы, это...
Катя, однозначно - по провинциальному побойчее:
- Серафим! Мы согласны, но мы не знаем с чего начать.
На полном серьёзе отвечаю:
- Начать можно с того, что попробовать зачать ребёнка - чтоб потом его родить и воспитывать по методике супругов Никитиных...
Оба, почему-то посмотрели на мою кровать.
- ...Только не прямо сейчас - сперва вернувшись к себе в комнату! Хахаха!
Катя покраснела, а Фридрих посмотрел на меня как на врага народа.
Кажется, что-то пошло не так!
Ладно, у меня есть план "Б". Правда, он более сложный - но и более многообещающий же.
- Не хотите, выполняя заветы Ильича - создавать первичную ячейку общества, плодиться и размножаться? Хорошо! Тогда можно провести эксперимент с чужим ребёнком.
Те в шоке:
- Да, кто ж собственного ребёнка отдаст?
- Тот, у кого их явный излишек.
Олейникова догадалась влёт:
- "Излишек"? Ты про Нюрку Никитину, что ли? Слышала, она вот-вот опять "опростается"...
Большинство местных сплетен, как раз про "это" - кто с кем "гуляет" и когда "опростается".
Москвич насторожился:
- Кто такая?
- Да, помнишь - я тебе рассказывала?
- Ах, да...
Уточняю:
- Ну, положим до "вот-вот", ещё - как бы не месяц, а то и два: я к ней нашу акушерку из ИТЛ посылал. Есть время договориться с ней об участии в эксперименте и решить кое-какие организационные вопросы.
Оба светлеют ликом:
- Да! Та может отдать дитё - ещё себе наплодит. Хахаха!
Не стал вводить молодую чету в подробности: за право эксперимента над новорожденным, я через акушерку пообещал хоть и скромную - но материальную помощь и улучшение жилищных условий для излишне любвеобильной матери-героини и, всего её многочисленного семейства. И главное, наша зэчка-врачиха сама предложила той после родов провести операцию по стерилизации.
Семь детей для одинокой женщины, это действительно - уже слишком!
Опять же уточняю, красноречиво посматривая на высокую, но увы - "праздную" катину грудь:
- Да к тому же, речь не идёт о неком "отнятии" ребёнка. Малыш останется при своей кормящей мамаше, а вы лишь будете - как на работу, приходить закаливать и воспитывать его по методике её однофамильцев.
Никого не покоробило моё предложение об эксперименте над ребёнком. Ибо при ужасающим воображение даже записного маньяка количестве абортов и младенческой смертности - доходящей до трети от общего количества рождённых, это выглядит просто невинной шалостью. Тем более, отец Фёдор был прав: дети солдатки-прелюбодейки - обладали живучестью кошки с её пресловутыми "семью" жизнями.
Хотя конечно, определённый риск всё же был!
Подождав, пока юные педологи изъявят все бурные восторги по поводу моей "гениальной" выдумки, буквально парой капель "дёгтя" - превращаю весь "мёд" в бочку говнища:
- Однако, друзья мои, одиночный эксперимент ничего не решит! Дети очень медленно растут и, вы сможете предъявить научному сообществу свой "экземпляр" нового коммунистического человека лишь лет через пятнадцать - когда он станет почти взрослым и уже будет отчётливо видно отличие от "нормальных" сверстников. И это ещё при условии, что он доживёт до тех самых пятнадцати лет - а не умрёт (тьфу, тьфу, тьфу!) от какой-нибудь свинки, скарлатины или коклюша... Далее, после бурных и довольно продолжительных дебатов, от вас потребуют повторить эксперимент - на что уйдёт ещё пятнадцать лет. Короче, вы оба рискуете состариться - а как были "никем" в мировой педагогике, так ими и остаться!
Как и любой представитель человечества в их возрасте, мои юные педологи довольно амбициозны - и я это учитывал в своих планах.
Вижу, оба поникли головами и пали духом. Добиваю:
- К тому же, ребёнок избалованный излишним вниманием к своей особе (а ведь так и будет!) - зачастую вырастает конченным подонком. Тем более, кто его отец мы не знаем: а вдруг он - душегуб какой? И кого вы предъявите "зубрам" от педологии? Не по годам умственно и физически развитого Джека-Потрошителя с окровавленным ножом в руке?!
Ещё:
- А сколько мучений вы доставите самому бедному дитяти, который даже будучи вполне адекватным - будет себя чувствовать каким-то изгоем в обществе... Ведь, наверное обратили внимание: дети Никитиных не могли играть, дружить, или даже понимать своих сверстников. Это - как разные миры...
Делаю театральную паузу и ставлю последнюю точку:
- Вот и ваш - уподобится Миклухо-Маклаю среди папуасов!
После траурного молчания, Фридрих уже - под похоронный звон виртуальных колоколов встал и попрощался было, чтоб надев в прихожей калоши - вернуться в свою крохотную комнатёнку с убогой мебелью, где предаться скорби и рефлексирующему унынию... Однако, Катя дёрнув за рукав, вернула его обратно за стол:
- Сиди! Серафим - он всегда такой: сперва раззадорит - потом подскажет.
Однако, меня раскусили - пора менять повадки!
- Правильно, Катя! Но я подсказываю дорогу не всем идущим, а только желающим "двигаться". Ты желаешь двигаться по выбранному тобой пути, Фридрих?
Тот, двинув кадыком туда-сюда, хриплым голосом:
- Желаю.
Тоже снизив голос до шёпота, наклонившись через стол поближе к их ушам:
- Самое главное - сохранить как можно надолго эксперимент в тайне, друзья. Надеюсь, мне не надо объяснять - почему это так важно?
Машут головами:
- Нет, не надо.
Достаю из стола папочку с надписью крупными буквами "Проект: Поколение Next" и, развязав тесёмочки выкатываю до кучи план "В":
- Тогда внимательно слушайте, что я тут на досуге придумал, детишки...
***
По плану "В" Фридрих должен был набрать семь добровольцев-парней, Катя - столько же девушек желающих участвовать в эксперименте, а Ульяновская ячейка РКСМ должна им в этом помочь.
- Мало будет - к Ефиму в Губком РКСМ в Нижнем Новгороде обратимся, - жизнерадостно восклицаю, - уж там-то добровольцев будет как на небе звёзд!
В добровольцах отбоя быть не должно, ибо для их поощрения предусмотрены некие морально-материальные стимулы, про которые чуть ниже.
Добровольцы-комсомольцы, кроме рекомендаций от первичных организаций, должны соответствовать некими общими критериями и должны быть подвергнуты довольно жёсткому кастингу: физически и нравственно здоровые, без особых вредных привычек, умственно развитые и грамотные. Немаловажным условием считается опыт по уходу за младенцами - приоритет отдаётся старшакам из многодетных семей.
- "Последыши" или единственные дети у родителей - должны быть исключены из эксперимента ещё на стадии анкетирования!
Обе группы добровольцев должны будут участвовать в воспитании будущего ребёнка Нюрки с момента рождения. Девушки под наблюдением акушерки-зэчки - со стадии поздней беременности и родов. Новомодный "у нас" обычай присутствия "счастливого" папаши на родах, я - как вредную толлерастнную заморочку, даже не рассматривал.
Примерно через год, когда участники эксперимента "набьют руку" и главное - появятся первые обнадёживающие результаты эксперимента над первым "опытным образцом", начинается второй этап. Обе группы должны подписать контракт на пятнадцать лет, попережениться попарно и за указанное в документе время - родить не менее чем по пять детей.
Катя в нешуточном шоке:
- "Попережениться"? "Попарно"?
- О¸ЙЕС!!! Сочетаться законным браком, то бишь.
- А если нет любви между "парами"?
- Катюша! Давайте термин "любовь" оставим для наших мещанствующих "попутчиков". Сознательные же комсомольцы, должны исходить из революционной целесообразности - а не из каких-то моральных переживаний.
Та, подозрительно на меня прищуривается:
- Кажется, раньше ты пел нам несколько другое...
Фридрих поспешно её перебивает:
- Серафим совершенно прав! Личное должно отступать на второй план перед общественно-необходимым.
- Но, раньше он пел совсем по-другому...
- КАТЬ!!!
Та умолкает, а я развожу руками:
- Диалектика, товарищ Олейникова! Сколько раз я вас Гегеля заставлял учить? И, ШТО?!
При упоминании творца теории так называемого "абсолютного идеализма", Екатерина стыдливо потупилась и подобных вопросов ко мне, у неё впредь не возникало... Ибо, по ходу - она его даже не читала, а признаться в том - ей в лом, по вполне понятной причине.
***
Фридрих Залкиндт, задумчиво - сперва сам перебирая-изучая отдельные листы проекта, затем передавая их по одному Кате, осторожно спросил:
- Серафим... Это ведь столько денег!
Отмахиваюсь, смеясь:
- Не немногим больше, чем Айседора Дункан тратит на наряды да косметику... Хахаха!
- Хахаха! А ты уверен, что Наркомпрос одобрит и профинансирует эксперимент?
Председателем "Главполитпросвета" при Народном комитете просвещения (по сути - комиссаром при командире) была вдова Ленина - Надежда Крупская. Поэтому, не задумываясь ни на миг:
- Уверен...!
Ловлю на себе недоверчивый взгляд и продолжаю:
- ...Что не одобрят и не профинансируют. Увы, но и в органах народной власти уже появились свои упёртые до полной упоротости догматики, кликушествующие мракобесы и просто тупо-осторожные бюрократы. А казна первого в мире государства рабочих и крестьян - ещё более пуста, чем при эксплуататорах и кровопийцах. Однако, профессор Чижевский Дмитрий Павлович, кажется, нашёл в отвалах чугунолитейного завода какую-то "золотую жилу" и, готов выделяя "малую толику" - не только профинансировать проект, но и построить под него в "Наукограде" отдельный педологический райончик.
Наш педолог "завис" по ходу... Машу перед лицом "методичкой":
- Он же учёный! Я ему показывал эту тетрадочку и ему тоже - стало ЖУТКО(!!!), как интересно.
Фридрих ошарашен:
- Я многое слышал про Дмитрия Павловича... В основном хорошего. Но, разве он настолько богат?
Ржу, не могу:
- Хахаха! "Быть богатым" - это пошло, мой друг. И вот чтобы не прослыть пошляком, профессор и впуливает "лишние деньги" в подобные проекты - руководствуясь любопытством истинного учёного, а не меркантильностью барыги-нэпмана.