К лету 1924 года, практически весь запас эвакуированного в 1918 году из Питера и затем "прихватизированного" мной добра - как-то слишком "неожиданно" подошёл к концу.
Конечно, многое из оборудования не могли идентифицировать и законсервировав отложили на потом. Но всё, что опознав можно было "подшаматив" пустить в ход - уже выдавало "на гора" продукцию в многочисленных артелях кооператива "Красный рассвет", на "Ульяновском автомобильном заводе" (три раза "хахаха!") - размещённого в корпусах бывшего чугунолитейного, или же в опытно-экспериментальном цехе "Особого проектно-технического бюро Љ 007" (ОСТБ-007).
Короче, во всех предприятиях создаваемой мной подспудно и подпольно "промышленной империи"!
Напомню, что к весне 1924 года, ульяновская кооперативная промышленность производила, в основном методом горячей и холодной штамповки и с применением электросварки - комплекты гаечных ключей в специальных "кейсах", 5-ти, 10-ти и 20-ти литровые канистры, штыковые и совковые лопаты, штампованно-сварные детали к тракторам "Мужик", полноприводные мототелеги "УАЗ-404" - идущие буквально нарасхват, минеральную краску.
Развивался и свой легкопром: в артели "Красная игла", кроме работы на заказ, рабочих рукавиц и прочей мелочи - шили рабочую одежду (разгрузки) и "парадно-комсомольскую" - супермоднючие костюмы "пролетарки", куртки "камчатки". В обувной артели Чеботарёва "Красный Лабутен" тачали мечту любого советского пижона - ботинки "берцы". Артель "Стандарт-ойл" наращивала производство "американского белого керосина" и осваивала в производстве трансмиссионное масло "негр-ойл"...
Отдельно и особо надо упомянуть наше совместное с Ксавером производство сборных "ульяновских" домиков на "Домостроительном комбинате".
Чуть было не забыл всевозможные значки и воинскую фурнитуру: знаки различия, форменные пуговицы, пряжки ремней и так далее и тому подобное.
***
- Остатки, как говорится, "роскоши былой"...
Вернувшись из Москвы в мае 1924 года, я довольно долго бродил по месту складирования в Ульяновском ИТЛ, остановившись перед какой-то грудой начинающего кое-где ржаветь металлолома:
- Что это?
Бывший со мной в обходе зэка с очень длинной и незапоминающейся фамилией, но по имени-отчеству зовущейся - Эмиль Осипович, с вожделением как мне показалось, облизнул губы:
- Это уникальнейший американский универсальный станок для строгания, долбежки и протяжки. Таких, в России буквально по пальцам можно пересчитать (я, по крайней мере - за всю жизнь всего один экземпляр видел!), а может и вообще ни одного не осталось.
- Вот, как?
- Совершенно верно! Причём, обратите внимание: он уже изначально изготовлен с электроприводом и совершенно новый...
Абсолютно подавляющее большинство металлорежущих станков в те времена - были с ременным приводом от парового двигателя и, нам приходилось их основательно переделывать - хотя имелся и, паровой котёл, компаунд-машина двойного расширения к нему, валы с приводными ремнями и прочая тряхомундия. Однако, такая схема передачи крутящего момента требует мощных заводских фундаментов и стен - а у нас они отсутствуют даже в проекте нового корпуса цеха.
Приглядываюсь: действительно явственно видны следы консервационной смазки - необходимой при транспортировке через океан.
- ...Думаю, он поступил в самый последний момент - когда уже было не до станков.
- Ну что ж? Было "время разбрасывать камни"... Бывает!
Так, так, так...
Обхожу "металлолом" ещё раз, а Эмиль Осипович идя следом:
- Его раскурочили ради ценнейших подшипников - разбив кувалдой чугунную станину... Варвары!
В те времена в России обыкновенный новенький шарикоподшипник был редок - как какая-нибудь внесённая в "Красную книгу" чудная зверюшка и, стоил - если и не как слиток золота, то тоже - целое состояние.
Поэтому, легко с ним соглашаюсь:
- СВОЛОЧИ!!!
- Ещё какие! Если бы нам удалось восстановить этот станок, Серафим Фёдорович - возможности нашего опытно-экспериментального цеха возросли бы на порядок.
По должности Эмиль Осипович - Главный инженер "ОПТБ-007", отвечающий за оборудование опытно-экспериментального цеха.
Этого инженера-зэка я назначил "главным", перебрав прежде с десяток кандидатов. Конечно, звёзд с неба он не хватает и велосипед изобрести - не способен априори...
Но этого от него и других и, не требуется - от слова "совсем"!
На этом пятачке Русской Земли - "изобретаю" я и мой "роялистый" компьютер с четырёх- ядерным процессором. А все остальные - лишь дымовая завеса и приводные ремни моего прогрессорства.
Зато, у этого человека душа болит за всё на свете!
Ну а то, что он убил там кого-то - так с кем не бывает? Время ныне на дворе такое и эпоха соответсвующая.
Почувствовав досаду, как после сошествия с крючка рекордной рыбины размером с "Титаник", плюнув слюной на кучу железяк и чугуняк, разворачиваюсь и бурча себе под нос разворачиваюсь на выход:
- Если бы, да кабы... Если бы "прачка" из хозотряда, была бы не просто прачкой - а главным инженером и, имела меж ног - не вагину, а пенис - размером с оглоблю...
Забегает передо мной и остановившись напротив, смотрит в глаза:
- А если попробовать соединить обломки станины электросваркой?
- Не стоит даже пытаться, Эмиль Осипович.
Пробую его обойти, но он снова становится на моём пути:
- Почему? Ведь, один раз же у Вас получилось заварить чугун?
- Несравнимый объём работ, - пинаю ногой один из чугунных обломков станины, - тот раз был всего лишь один сравнительно короткий шов, здесь же - едва ли не с версту корячиться надо.
Сказать по правде, я сварщик - так себе. И уверен, что в тот раз когда я, по когда-то очень давно в будущем виденной "инструкции" с Ютуба - заварил трещину в чугуне самодельным электродом с намотанной на него медной проволокой, мне просто повезло - как некому сказочному персонажу.
Однако, тот не успокаивается:
- Ведь, сварщиков теперь у нас много!
Криво ухмыляюсь:
- Увы... Те славные ребята и девчата, про которых Вы говорите - это ещё не сварщики. Им ещё года два-три надо, чтоб ими стать! Ваш же покорный слуга - слишком занят, чтоб убить уйму времени на совершенно бессмысленное занятие.
- Ну, почему же "бессмысленное"?
Он мне уже изрядно надоел, поэтому довольно резко:
- Да потому что от нагрева при сварке, Эмиль Осипович, станину так поведёт - что на этом "уникальнейшем" американском станке можно будет только колесо для телеги "строгать"!
Да то навряд ли, ибо изготовление стандартизированного деревянного колеса для "УАЗика", уже требовало - чуть ли не прецизионной точности.
- Как жаль, - он достаёт и папки чертёжик и показывает, - а мы ведь на него рассчитывали и, даже фундамент в новом цехе - уже под него рассчитали. Думали - вернётесь и... Как жаль, а!
"Опытно-экспериментальный цех" нашей - первой в СССР "шарашки", на сей момент - представлял собой несколько бывших бараков и даже землянок, где на наскоро и впопыхах отлитых из бетона фундаментах - устанавливались станки и другое заводское оборудование.
Однако, уже этим летом планируется возвести ультрасовременное капитальное здание нового цеха - "краеугольного камня" моего прогрессорства в будущем. Проект с техобоснованием, генпланом, сметой и прочим - уже составлен, произведена привязка на местности и даже уже начато рытьё котлована силами зэков-рабочих и вольнонаёмных.
Собравшись уже было на выход, хмыкаю иронически на ходу:
- "Фундамент"... Если б я немного задержался в Москве, вы б наверное от большого ума - уже бы отлили его из бетона... Из бетона... Из бетона...
Резко оборачиваюсь и:
- ИЗ БЕТОНА!!!
Испуганно отшатывается:
- Что с Вами, Серафим Фёдорович?
- Да, ничего, - хлопаю его по плечу и радостно, - "время собирать камни", говорю! Свистать всех наверх - заседание продолжается, граждане мокрушники, бандиты, жулики и прочие осужденные.
Немножко успокоившись - подойдя вплотную, смотря в глаза и тыча пальцем в грудь, я:
- Всю документацию по фундаменту этого станка в частности и цеха в общем - мне! СРОЧНО!!! Этот "металлолом" разобрать, почистить, смазать, инвентаризировать, детализировать, разложить по полочкам и главное... ИЗМЕРИТЬ!!! Измерить как можно точнее посадочные места под органы управления, передаточные устройства, электропривод и исполнительные механизмы.
Он потихоньку отступал, пока я не прижал его стене пакгауза:
- Мои контрольно-измерительные инструменты ещё никуда не "ушли"?
Выпучил глаза и предельно возмущённо:
- Да, как можно?!
- Всей бандой уедете на заполярный остров Шпицберген - шерсть пингвинов заготавливать, если хоть один пропадёт!
Это была моя ещё прошлогодне-осенняя "страшилка" - когда "контингент" стал несколько борзеть. Для пущей убедительности, даже пришлось пойти на фабрикацию приказа по НКВД от самого "Железного Феликса" и напечатать на принтере целый номер газеты "Правда" с соответствующей статьёй.
Угрюмо-обиженно:
- Вы уже предупреждали...
- В этот раз предупреждаю персонально Вас, Эмиль Осипович: уедите далеко на север - белых медведиц вместо прачек "любить", если напортачите мне с измерениями! Задача ясна?
- Ясна...
- Не слышу?
- ТАК ТОЧНО!!! Так точно, гражданин начальник: задача ясна.
- Тогда - выполнять.
***
Когда ещё рыли-копали котлован под новый цех, на отведённом под американский станок месте - сколотили небольшую избушку из деревянных брусьев, необрезной доски и горбыля. В ней, в свою очередь был выкопан отдельный котлованчик под станок, сложены кучи прутьев арматуры, мотки проволоки, подведёно электроосвящение и электросварочный пост.
Днём, я с чьей-нибудь помощью горбатился над каркасом фундамента. Чаще всего, в помошниках у меня был вездесущий Домовёнок со товарищи - чисто в целях общего развития, его дядька и одновремённо Председатель кооператива "Красный рассвет" - чисто от любопытства от новой затеи "Контуженного", или кто-нибудь из зэков - чисто по обязанности мне помогать.
Ну и Эмиль Осипович, куда без него!
По всем вышеприведённым обстоятельствам - совокупно и, кроме этого - из-за того, что ему "больше всех" надо было.
Мы, предварительно тщательно выверив положение моим "роялистым" теодолитом - сваривали единый каркас для станка и его фундамента из предварительно растянутой и скрученной вдоль оси винтовыми домкратами стальной арматуры.
Но, главная моя работа была по ночам: оставшись совершенно наедине и даже выставив "часового" за внешним периметром цеха - чтоб никто не подсмотрел, я с помощью лазерного дальномера устанавливал и выверял закладные под посадочные места подвижных агрегатов и механизмов станка... Ибо происхождение "американских" или "немецких" контрольно-измерительных приборов и, даже теодолита - я вполне мог объяснить их покупкой на "блошином" рынке у незнакомых лиц. Это всего лишь оптика и механика - пусть и более совершенная, чем уже давно известная хроноаборигеннам.
А как объяснить наличие у меня "марсианского" лазера? Моим инопланетным происхождением?!
Хотя, абсолютное большинство специалистов и людей, хоть что-то понимающих в станках - весело крутили пальцами у виска за моей спиной, я знал что делал!
Я вовсе не словил "шизу" и даже не открыл ещё раз Америку: станки со станиной из железобетона известны не только в "моё" время - но и ещё с середины-конца 19 века. Как в технически передовых странах - так и в лапотно-отсталой России. В частности во время Германской войны, такие станки для обточки турбин - изготавливали на Курагинском машиностроительном заводе.
Правда, из специалистов это мало кто знает...
Сказать по правде, не владею информацией - известна ли уже хроноаборигенам эта технология, но я решил применить ещё одно "ноу-хау" - предварительно напряжённую арматуру. Суть заключается в том, что стальная арматура перед бетонированием натягивается электротермическим способом или специальными домкратами. Такие железобетонные конструкции по сравнению с обычными могут выдерживать более значительные нагрузки, что позволяет в свою очередь уменьшить сечение самой конструкции, а следовательно - сократить расход арматуры и бетона. Еще больший эффект получается при использовании объемного (трехосного) предварительного напряжения - исключающего возможность появления трещин в бетоне в условиях эксплуатации конструкции.
Что ещё немаловажно: вторую половину сознательной жизни "там" - я был строителем и причём довольно успешным. Поэтому, технологию изготовления железобетона - знаю как "Отче наш" и, имею все основания рассчитывать на успех в изготовлении железобетонной станины станка.
***
Наконец всё было готово - стальной каркас с тщательно изолированными от воздействия бетона закладными, опалубка, самодельные бетономешалка и вибраторы для уплотнения бетонной смеси и, все ингредиенты для её приготовления - складированные в складе неподалёку.
Я сильно торопился - других дел было невпроворот и, поэтому - "фундамент-станину" американского универсального станка отливали прежде фундамента самого "опытно-экспериментального цеха".
Разумеется, для бетона я использовал свой цемент - полученный в результате переработки шлака из отвалов Ульяновского чугунолитейного завода. Он был марки "800": неимоверная круть по нынешним временам - доступная в эти времена лишь высокотехнологичным немцам. Разбавив его на треть хорошо промытым водой, крупным кварцевым песком, размолотым в пыль на шаровой мельнице - я получил вдобавок значительное уплотнение получаемого в результате бетона и, увеличение его прочности - как минимум процентов на двадцать.
После отливки, длившейся около двух часов, завалили фундамент-станок опилками и подключили к напряжению предварительно вставленные электроды для пропарки бетона. Я лично присутствовал при отливке от начала до конца и, подобно зэку - ещё трое суток жил в "ИТЛ", питаясь из одного с зэками "котла" и контролируя процесс затвердевания.
После двух суток отдыха, как раз на выходные совпало, по моему распоряжению - зэки-рабочие разгребли опилки, сняли опалубку и глушки с места расположения посадочных мест. Сперва внимательно и дотошно внешне осмотрев бетон на наличие трещин, пор и раковин, я приступил к его внутреннему обследованию с помощью "роялистого" строительного ультразвукового дефектоскопа.
Эмиль Осипович присутствующий при сем действе, долго сдерживал присущее всем сапиенсам любопытство, затем всё же спросил:
- Извините, Серафим Фёдорович...
- Да, да...?
- А что это Вы делаете? И что это за прибор такой? Если не секрет, конечно.
Сделав самые страшные глаза из тех, что сумел когда-либо изобразить:
- "Секрет", да ещё какой! Так что считайте, что я просто колдую - если не хотите лицезреть меня на соседних с вами нарах и в очереди в "прачечную".
Тот, аж отпрянул перепугано:
- Вот даже, как? Ладно, тогда - "колдуйте" себе на здоровье.
Не обнаружив внутренних дефектов, уже вдвоём с ним тщательнейшим образом измерили закладные под посадочные места моими же контрольно-измерительными инструментами с предварительно удалёнными "компрометирующими" надписями и рисунками.
После многочасовой довольно изнурительной работы, я смог облегчённо выдохнуть:
- Идеально! Пускай пока чуток на ветерке обсохнет, а затем загрунтовать, покрасить на три раза и через недельку - начинаем собирать станок, Эмиль Осипович.
Того тоже - на радостях, чуть ли не на слезу пробило:
- Я верил в Вас, Серафим Фёдорович!
- А как - я в себя "верил", Эмиль Осипович... Вы не поверите!
Затем, вдоволь налюбовавшись на плод трудов своих, я невольно перевёл взгляд от только что отлитой фундамента-станины станка - на весь, только-только строящийся "Опытно-экспериментальный цех"... И тут меня посетила очередная "заклёпко-маньяческая" паранойя:
"А, что если и всё остальное отлить так же? Весь цех со всеми фундаментами и станинами станков - одним монолитом?!".
Помотав головой, как конь после влёта в ухо овода:
"Да, нет - бред всё это...".
Восстановленный уникальнейший американский строгально- долбежно- протяжный станок - действительно открыл перед нами совершенно новые технологические горизонты. Хотя подыскать обслуживающий персонал к нему - оказалось делом довольно долгим, хлопотным и затратным.
Но, про "кадровый вопрос" в славную эпоху НЭПа и его возможные решения - у нас будет отдельная песТня.
***
Как говорится: "аппетит приходит во время еды"!
Успех изготовления станины из железобетона окрылил - если не весь дружный коллектив "ОПТБ-007", то по крайней мере - наиболее его активную часть, требующую "продолжения банкета". На опустевшем складе холявного хабара - кучами металлолома валялось ещё несколько станков с разбитыми чугунными станинами, но осмотрев их, я решительно отрезал:
- "Не в коня корм" будет! Эти "девайсы" - морально и физически устарели, ещё до эпохи исторического материализма.
Однако, самому-то загорелось!
Несколько опережая события...
Вспомнив кое-что читанное "там" и, кое-что своими ушами-глазами услышанное-увиденное - уже здесь, я принялся действовать. От имени грозного НКВД (к которому имел кое-какое отношение и, следовательно - вполне имел право от него говорить), я разослал по крупнейшим заводам и стройкам запрос на информацию по порче импортного оборудования. "Имидж" грозного учреждения подействовал и, вопреки обычной бюрократической волоките - ответы пришли практически незамедлительно.
Однако, да!
Купленное за границей за золото и валюту оборудование, зачастую приходит к заказчику разукомплектованным по дороге, а то и вовсе - в виде бесполезного железного хлама, годного разве что в переплавку.
Последовали ещё более грозные телеграммы:
- Никаких "переплавок" вплоть до обследования станков выездной комиссией от "Особого проектно-технического бюро Љ 007"!
"Выездная комиссия" состояла из трёх инженеров, недавно "откинувшихся по звонку" и бывших не прочь подзаработать - уже вольнонаёмными, трудясь на "ОПТБ-007". Они приезжали на соответствующий завод, обследовали "останки" и, если станок или какое другое оборудование - подлежал "реанимации" методом отливки железобетонной станины, он приобретался "по остаточной" стоимости Ульяновским волостным Советом.
Чаще всего, эта "стоимость" соответствовала стоимости металлического лома или даже чуть меньше.
Конечно, какого-то особо фантастического прорыва в техническом оснащении создаваемой мной промышленной "империи" не произошло, но опытно-экспериментальный цех "ОПТБ-007", я буквально за год-полтора - переоснастил таким образом, по последнему слову западной техники - новейшими образцами импортных металлорежущих станков.
Переоснастив, я задумался: а что дальше?
Но, о том что было дальше - будет рассказано позже... Значительно позже и не в этот раз.
***
У моего современника из 21 века, привыкшего ездить на "Мерседесе" с электроподогревом жоп...пы - словосочетание "деревянная крестьянская мототелега" почему-то очень часто вызывает гомерический хохот - нередко, переходящий в какие-то истерические всхлипывания.
А вот у среднестатистического немца периода Второй мировой войны, словосочетание "деревянный самолёт" - вызывало обильное слёзовыделение и желание куда-нибудь подальше и поглубже спрятаться.
Ну дык, как доказано британскими учёными: русскоязычные диванные "эксперты", особенно из "в/на" - покруче экспертов Люфтваффе будут, с несколькими сотнями заявленных побед!
Нет, я не про наш, целиком деревянный "лакированный гроб" - "ЛАГГ -3". Нет, не про наши - всего лишь "по пояс деревянные" (с деревянными крыльями и хвостами, то есть) "Ла-пятые", "Яки" первых нумераций или "Илы-вторые" военного выпуска...
Даже, не про фанерно-перкалевые "У-двасы" - с "ночными ведьмами" за рулём!
И, не про в целом - "деревянную" советскую авиацию, которая как бы там не было, навалясь гурьбой - загнала в конце концов Люфтваффе с его "экспертами" в петушиный угол и там кончила.
Я про "De Havilland DH.98 Mosquito" (Де Хэвилленд DH.98 "Москито") - британский двухмоторный многоцелевой самолёт, состоящий всё Вторую мировую войну на вооружение "Royal Air Force" (RAF).
Его корпус, британским пролетариатом был "сколочен" из двух слоёв фанеры с прослойкой бальсы (это тоже такое, хоть и тропическое, но всё равно - дерево) и укреплён еловыми балками в особо напряжённых местах. Всё "это" оклеивалось снаружи тем же перкалем (полотном) - что и на "У-двасе" и отличалось малым весом, высокой прочностью и идеальной аэродинамической формой.
"Москито" выпускался в варианте разведчика, ночного истребителя, истребителя-бомбардировщика, торпедоносца, бомбардировщика-целеуказателя... В качестве последнего, он сбрасывал точечно сигнальные бомбы на немецкие города и, идущие следом армады "Ланкастеров" - сносили их до уровня подвалов и ниже.
Потери этой продукции британской "авиа-деревообрабатывающей" промышленности - были самыми низкими из реально воевавших во Вторую мировую войну самолётов: шестнадцать единиц на тысячу боевых вылетов - несмотря на отсутствие брони и даже оборонительного вооружения.
Предвижу, некоторые, "шибко продвинутые" мне скажут: это всё - благодаря двигателям "Merlin" фирмы "Rolls-Royce Limited"... Оснасти, мол, свой "УАЗ-404" двигуном от шестисотого "Мерина" - чтоб он шибчее бегал и будет тебе и нашим славным предкам, счастье.
Нет, не будет!
Ибо, до автобанов - даже в Веймарской республике (в Германии) ещё не додумались, а в России 20-х годов - дороги напоминают полосу препятствий на суровом реалити-шоу. К примеру, я на свой "машине для неудачников" (американском "Форде-Т", то есть) - редко когда разгоняюсь до скорости выше сорока километров в час. Чаще всего же, средняя скорость - около двадцати, да и то - смотря по времени года. После хороших летних ливней, в весенне-осеннею распутицу и по зимним морозам-сугробам - предпочитаю двигаться не на личном автотранспорте, а на взятой на прокат (вместе с возницей) в артели "Красный путь" бричке (санях), или же...
На "УАЗике"!
Чем дальше, тем всё больше и больше убеждаюсь, что тысячу раз был прав - когда подбил Кузьку Домовёнка и двух его корешков замутить этот славный девайс. Проходимость - не хуже гужевой подводы с хорошо отдохнувшей и сытой лошадью, грузоподъёмность и скорость - раза в полтора-два её превышающей и, практически неограниченным "запасом хода".
На "УАЗиках" можно ездить, а можно пахать однолемешным плугом, "переобув" на специальные - усиленные, широкие колёса с выступающими "грунтозацепами", продающиеся отдельно. "Жрёт", почти всё - что горит, хоть и много, но в отличии от лошади - только тогда, когда работает. Дрова с осени запасены, рожь в амбаре в сусеки сложена, мужику всю зиму двигаться никуда не надо и он полгода валяется на печи, чешет сытое пузо и попёрдывает... Значит и, "мотыга" - заботливо накрытая брезентом, полгода стоит под навесом и жрать не просит.
Мечта крестьянина-середняка, одним словом!
***
Надомной-кустарной промышленности я уделяю большое - хотя и не решающее значение, в своих планах. Поэтому зимой 1923-1924 года, руководимый мной непосредственно "Отдел технического консультанта" промышленно-торгового кооператива "Красный рассвет", находящийся если кто забыл - на втором этаже "Красного трактира", расширился. Кроме моего кабинета, отдела кадров, архива и технической библиотеки, он теперь стал включать в себя "Отдел надомной-кустарной промышленности". Трое молодых людей работающих там - два парня и девушка, должны собирать и анализировать информацию о текущем положении и, о тенденциях в развитии это отрасли.
Потихонечку обюрокрачиваемся!
В идеале, сей отдел - должен взять на себя всё по этой теме: каждого кустаря на учёт, его личностные характеристики, производственные и жилые помещения - где он трудится и проживает, оборудование и инструменты - которые он использует в своей трудовой деятельности. Особое внимание, опять же - уделяется молодёжи. Среди неё по специальным психологическим тестам выискиваются врождённые лидеры - способные руководить отдельными подразделениями-звеньями моей сетевой "подпольной империей".
"Процесс", как говорится, пошёл!
Уже с прошлой осени наши ульяновские артельщики и кустари-единоличники, которые привлечены к производство деревянных деталей от мототелеги "УАЗ-404" - работают именно по плазово-шаблонный методу. Им выдаётся в лизинг инструмент и комплект шаблонов, скопированных с плазов - чертежей в натуральную величину. По ним то, в точном соответствии они и должны изготовлять детали - которые потом в основном цехе "Ульяновского автомобильного завода" собираются в узлы, затем на самом примитивном конвейере - в готовое изделие.
Примерно такая же бодяга и двигателями - собираемыми на отдельном "конвейере", но это будет отдельная песТня.
Производство мототелег, называемых в обиходе "мотыгами" росло не по дням, а по часам. Как и положено при крупносерийном выпуске - качество их росло, а себестоимость падала. Вроде бы - радоваться и радоваться, но появились первые проблемы...
Как же и, куда же без них?
Главная из них: спрос на "УАЗ-404" - на подъёме, рынок - огромен, но цена - всё ещё "кусается", отпугивая потенциальных покупателей. Решение продавать мототелеги в рассрочку, в лизинг и прочие фокусы современного мне маркетинга - лишь полумера. Автозаводу нужно резкое увеличение выпуска продукции - хотя бы пары тысяч мототелег в месяц.
И вдруг, процесс пошёл вспять: на определённом этапе расширения производства, вместо дальнейшего увеличения выпуска "УАЗиков" - произошёл его спад.
Я столкнулся с проблемой нехватки... Вот бы никогда не подумал...
Дерева!
***
Признаться, до "попадоса", я в лесной и деревообрабатывающей промышленности - разбирался плохо.
Очень плохо!
Можно сказать - вообще не разбирался.
Знал, например, что в деревьях изредка белки живут, снизу зайчики шишки грызут, а сверху на них вороны сидят - каркают и вниз какают. Берёза - белая, ёлка - хвойная, вокруг сосны - на Новый Год пляшут, а "дубов" - больше всего в армии.
Любой палкой получить в лоб - очень больно!
Но мокрая палка, почему-то горит в костре плохо - с дымом, а сухая - очень хорошо, с потрескиванием и искрами... Хотя на вид (вот же парадокс !) - обе примерно одинаковые.
Я, всю "ту" жизнь работал почти исключительно с металлами и пластмассами и, даже имея свою строительную фирму - предпочитал с древесиной не связываться.
Но, после попадалова - мои хотелки при выборе материала для творческого запила заклёпок (как впрочем и для любого хроноаборигена-конструктора) - оказались вторичны!
Металла в Советской России 20-х годов выпускается критически мало - значительно меньше, чем в пресловутом "1913 году" и он довольно дорог. Советская сталь, к примеру - значительно дороже, чем европейская, не говоря уже про американскую. Алюминий в СССР не производится, об пластмассах - большинство из его граждан и, не слышали вовсе...
Да! Моя "дружба" с Ксавером - основанная на взаимном меркантильном интересе, приносит свои плоды. Этот жулик, оказался отличным снабженцем и (не совсем законными способами) снабжает ульяновскую кооперативную промышленность чугуном, железом, сталью - как из вторсырья, так и из поставляемых на государственные заводы и оттуда "прихватизированным".
Однако, ниже себестоимости плюс "маржу" себе лично - он металл мне поставлять не может!
В славном городе Выксе - столице АО "Россредмаш", в обмен на штампованные части к трактору "Мужик", совсем недавно стали катать прокат для "Красного рассвета". В частности - старые, списанные железнодорожниками рельсы - для штамповки из полученной "лопатной стали" знаменитых ульяновских лопат... Однако, Председатель Совета директоров этого акционерного общества - мой "выдвиженец" Дыренков Николай Иванович, тоже - не на благотворительность мной же и товарищем Бухариным поставлен.
Так что, пока металла мне хватает - но только в обрез и только на то, что в принципе - не может, не быть металлическим.
Ну и что мне прикажите делать?
Кричать "ВСЁПРОПАЛО!!!" и сдаваться реально существующим обстоятельствам? Так, ведь:
РУССКИЕ НЕ СДАЮТСЯ!!!
А я себя к ним, некоторым образом, отношу...
Вот почему первая моя "заклёпка" оказалась деревянной - а вовсе не потому, что мне - этого с какого-то там бодуна захотелось.
***
В принципе то, ничего страшного.
Качественное(!) дерево - ни в чём ни хуже по своим прочностным характеристикам дюралюминия и уступает только сплавам на основе титана и легированным сталям. Но только "качественное" - не зря же я там восклицательный знак поставил. А вот здесь, оказывается - начинаются свои заморочки...
Работать с деревом невероятно сложно!
Его надо вовремя заготовить, правильно высушить, по всем правилам хранить.
Почему, в Сибири избы по триста лет стоят?
Лес для их строительства заготавливали заранее. Зима - самое "правильное" время для лесоповала. Зимой канальцы в древесине сужаются, удар топора их забивает. Место сруба (не спила!) влагу из окружающей среды не тянет - бревно лежит дольше, не гниёт.
Так, кто ж в наше время - деревья рубит при массовой заготовке древесины?!
Сталь одного сорта и есть сталь - с заранее известными свойствами. Рассчитал из неё, положим, балку и катай их хоть миллионами штук - каждая из них будет одинакова, как наши вояки-близнецы - Ванька да Санька...
Мать родная не различит!
То же самое с алюминием и пластмассами.
Двух же одинаковых деревьев не бывает - даже если они одной породы и росли рядом в "одном огороде". Поэтому каждый кусок дерева - строго индивидуален и невозможно более-менее точно рассчитать, когда и при какой нагрузке он сломается.
При работе с деревом - надо учесть его породу, место произрастания, направление волокон... Кроме естественных сучков, гнили, повреждения насекомыми и трещин - могучих образоваться при заготовке и транспортировке, уметь не проворонить пороки древесины - один перечь которых мог бы заполнить целую страницу, а то и главу этой книги.
Кроме того, падайте в обморок: в собственно(!) России качественного(!) дерева - нет, от слова "вообще".
Британский дуб, ливанский кедр, карпатский граб - у нас в средней полосе не произрастают. "Наше всё" - малоценные сорта дерева, как-то - берёза, сосна, ель, ольха и прочие осины. И даже те, из-за особенностей нашего сурового климата - не вызревают и уступают своим зарубежным "аналогам". Высококачественные музыкальные инструменты, например, делаются из "муры" - болгарской сосны, с несколько неблагозвучно для нашего уха звучащим названием. Из нашей же среднерусской сосёнки - только двухструнные балалайки, для услаждения тонкого слуха домашнего медведя.
Следовательно, чтобы выкрутиться из этого "неудобного" положения, приходится делать деревянные элементы той же мототелеги с изрядным запасом прочности, что утяжеляет её конструкцию как бы не на треть. А это, как минимум - снижение полезной нагрузки и лишний расход топлива.
Или же, приходится каждый кусок дерева для частей мототелеги тщательно отбирать-выбирать - а это ставит крест на конвейерной сборке, а следовательно - на низкой себестоимости при массовом выпуске "УАЗиков".
В принципе, более-менее качественный лес можно закупать на Северном Кавказе. Одна тогда, мототелеги "УАЗ-404" - нашим крестьянам по цене встанут немногим дешевле изготовленных из стали.
И кому они тогда будут нужны?!
***
Когда я всерьёз взялся за эту проблему, то конечно же - первым делом мне вспомнилась фанера, тем более что среди эвакуированного из Петрограда и затем присвоенного мной заводского оборудования - оказалась линия по её производству, хотя и сильно разукомплектованная. Сперва, я её предназначение не опознал, затем - не до неё было...
Но, наконец руки дошли и уже этим летом - при "ДОКе" начнёт строиться соответствующий цех. На следующий год, не позднее осени - прошедшая капитальный ремонт и мой "прогрессорский" апгрейд, линия по производству фанеры - будет введена в эксплуатацию.
Не токмо - крестьянских "мотыг" ради, кстати!
Затем, я вспомнил про так называемую "дельта-древесину" - из которой, у нас перед самой войной сперва хотели изготовить мебель для "Дворца Советов", а потом - из неё стали "запиливать" первые "ЛаГГи", ставшие более актуальными. Однако, эту технологию оставил "на сладкое": в этом случае - нужна хорошо развитая химия, производство токсичного фенола и смол на его основе.
Читая без всякой жлобской экономии выписываемые научные журналы, узнал что - не я один такой вумный и, вопросами повышения свойств древесины - уже давненько занимаются, как в нашей стране - так и в "дальнем забугорье". Направления развития технологии всего два: нагрев исходного материала под высоким давлением и его пропитка теми же искусственными смолами после гидролизации кислотой.
Однако, хотя и были получены материалы типа "лигностон" - себестоимость их оказалась достаточно высокой, а качество не таким - каким хотелось бы.
Затем, разгребая залежи своего "послезнания" на компе, набрёл на неизвестно где скопированную короткую заметку, об производящихся в Советской Латвии опытах по "пластификации" малоценных пород дерева аммиаком. Технология не получила широкого применения из-за того, что в эпоху пластмасс - оказалась несколько запоздалой, да и скорый распад СССР в том "времени" - уверен, сыграл свою роль в её забвении.
Как сами понимаете: прогрессор без прорывных технологий - что свадьба без невесты... Видно, что происходит какая-то тусовка: водку пьют и морды друг другу бьют - а ради чего, непонятно.
И, ВОТ - ОНО!!!
В двадцатые годы и, я уверен - все тридцатые и сороковые, эта технология будет именно такой - ПРОРЫВНОЙ!!!
В отличии от других подобных технологий, здесь не надо идеально сушить дерево, что является сущим геморром в моём "деревянном машиностроении". Этот процесс растягивается порой на долгие месяцы - ведь специальные сушилки с СВЧ-печами, мне пока недоступны. Наоборот, процесс химической пластификации может производится - не только на сухую газообразным, но и водным раствором аммиака - при атмосферном давлении и комнатной температуре...
Но при нагреве всего лишь до ста градусов и повышения давления до "паровозного", продолжительность процесса - сокращается более чем в десять раз!
А можно, на выбор, обрабатывать древесину естественной влажности газообразным аммиаком - при тех же условиях и с теми же результатами.
После процесса химической пластификации, плотность берёзы увеличиваться с 600 до 800 килограмм на сантиметр кубический, осины - с 480 до 750. То есть, превосходящую обычный дуб. Точно так же - увеличивается твёрдость, прочность и износостойкость деревянных изделий, а себестоимость при этом - по сравнению с тем же дубом, остаётся меньшей - как бы не наполовину.
Этот способ не зря был назван химическим "пластифицированием": при нём, довольно массированные деревянные изделия - можно гнуть для изменения их формы. Причём, в последующем - они её будут сохранять, даже после пропарки.
Латыши пробовали делать лыжи из пластифицированной аммиаком обычной берёзы и, они - оказались не хуже изготовленных из дорогущей импортной древесины гикори.