"Modus Operandi" силовиков время от времени пополняется новым арсеналом, и наркодельцам тогда достается на орехи. В конце 1980-х, помню, годами не менявшие свой "образ действия" оперативники, переняли у продвинутых западных коллег и закрепили законом "Контролируемые закупки".
До этого милиция могла сколько угодно "пасти" сбытчика, выявлять его связи, тайники и прочее, но когда дело доходило до покупки наркотика, что позволяло проверить его чистоту, "рисануть" деньги и, тем самым, еще глубже втесаться в доверие - СТОП! Закон нам этого не позволял. Надо было "брать" продавца даже с минимальной дозой. Или отпускать. Этим пользовались и, проверяясь, часто приносили на стрелку фейк или ничтожное количество запрещенного вещества - едва хватало для экспертизы.
За годы преступники привыкли к такому сыщецкому алгоритму. И когда пришли контролируемые закупки, позволяющие "на пробу" покупать небольшие партии наркотиков, сработал стереотип: "раз деньги платят, значит, не менты". Результативность рейдов взлетела в разы! Но не на долго, криминал вскоре научился проводить свои "контрразведывательные мероприятия".
А еще хорошо зарекомендовали себя закрепленные Конвенцией ООН "контролируемые поставки", когда наркогрузу разрешают пересечь госграницу, добраться до главного получателя и выявить таким образом всю криминальную цепочку.
Так, в режиме "Кто хитрее", многие годы и работали милицейские оперативные службы.
Сегодня же на их вооружении появилось множество уникальных методов, позволяющих повысить коэффициент полезного действия в разы. Одним из наиболее продуктивных, на мой взгляд, является изучение и анализ профиля риска, используемый при отслеживании крупных автоперевозчиков, морских контейнеров, железнодорожных и авиа грузов.
Саму методику, по понятным причинам, я здесь раскрывать не буду. Да и не только она оказалась "золотым ключиком". В операции, результатами которой хочу поделиться, был задействован весь арсенал полицейских сил и средств, сотрудничали оперативники нескольких стран.
... С некоторых пор на Пиринеях сошлись интересы сбытчиков марокканского гашиша и бельгийских наркокартелей, поставляющих на черный рынок синтетику. Объёмы трафика, способы транспортировки и строжайшая конспирация наркобизнеса поражала! Так, из Северной Африки анаша доставлялась в Европу на маломерных судах через Гибралтар.
Маршрут этот и раньше был хорошо известен пограничникам и таможне. Но обычно контрабандисты предпочитали действовать в одиночку, не сбиваясь в "стаи". Выполняя волю подрядчика, чаще всего остававшегося инкогнито даже в случае их поимки, "наркокапитаны" действовали на свой страх и риск.
Но на сей раз всё было иначе. Контрабандисты брали массовостью и организованностью. Под покровом ночи или в туман в море выходили десятки неподконтрольных радарам моторок, каждой был проложен персональный маршрут, определена точка выгрузки, где уже ждали грузовики. Товар мгновенно перегружался и немедля отправлялся вглубь континента. Ясно, что все операции заказывались, координировались и контролировались из одного центра. Конечной же точкой поставки зелья была Россия...
Так, с участием коллег из нескольких стран, началась длившаяся долгих девять лет операция "Пиренейский излом".
Сначала, с помощью анализа профиля риска, определили способы транспортировки наркотиков. Постепенно выяснили, что каждая партия направлялась в Россию на 10-15 авто, начиненных брикетами с гашишем вперемешку с наркосинтетикой. Весил такой "кирпичик" от тридцати до ста пятидесяти килограммов. В партии - тонны смертельного груза.
Хитроумные тайники... Оборудуя их, снималась не только обшивка автомобиля. Вскрывались элементы кузова, технологические полости, переиначивались бензобаки. Груз становился практически невидимым и неосязаемым: обработанный специально разработанными по заказу наркокартеля химическими веществами, он становился недосягаемым для служебных собак. Только тщательный, послойный, дюйм за дюймом, рентген...
Будто в насмешку, наркогруз паковался в яркий маркировочный материал с эмблемами "Порше", "Ауди", Евро. Контролируемые поставки позволяли отследить маршруты, перевалочные пункты, выявить конкретных причастных к наркотрафику лиц и установить за ними оперативное наблюдение.
Апофеозом операции явилось изъятие пяти тонн марокканского гашиша и особо крупной партии бельгийской синтетики, а также оружия и боеприпасов. Вслед за этим совместная - полицейские из Испании, Молдовы, Беларуси, России и других стран - группа арестовала по всей Европе и в российских просторах уже хорошо известных следствию ... 45 руководителей синдиката.
За решёткой - так называемые "воры в законе" Микку, Патрон, Турок, криминальные авторитеты Цыня, Лика... А 1 октября 2017 года наркокартель был окончательно обезглавлен: с подачи россиян молдавский спецназ в Кишинёве обезвредил "Партайгеноссе Бормана", он же проходящий по более чем двадцати уголовным делам Олег Прутяну.