Земляной Андрей Борисович : другие произведения.

Как стать писателем

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.45*32  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Несколько раз получал письма с вопросами связанными с основами писательского труда. Не сочтите за нахальство, но я решил сконцентрировать свое мнение на сей счет в этом тексте. Голосуем, комментируем.

Как стать писателем.

Краткий курс выживания бойца литературного фронта.

Как стать знаменитым и читаемым? Написать хорошую книгу. А лучше не одну. Например, выдать сразу серию. Редакторы крупных издательств, нанимают специальных людей которые постоянно следят за литературными ресурсами, а многие из них прямо или косвенно уже относятся к издательствам. Например, есть литературный сайт у Лениздата - это его форум. Есть В Вихре Времен, основатель которого Алексей Махров просто работает в Яузе, и так далее. Кроме того, они все почитывают мошковский Самиздат и за топовых авторов идет настоящий бой. Если Вы напишете интересную книгу, она сразу будет замечена читателями и редакторами. А там и до издания недалеко.

Теперь от общих рассуждений перейдем непосредственно к текстам.

Для начала у вас должна быть история или как говорят профессионалы сюжет. Кто-то пошел куда-то, сделал там чего-то и что из этого вышло.

По данным различных источников сюжетов от четырех до тридцати шести и все они естественно опробованы. Но всегда есть есть надежда, что именно ваш вариант будет самым лучшим и оригинальным. Конечно, так называемая "серьезная литература" иногда оперирует чем-то аморфным и сюжета не имеющим... Только там герой может двадцать страниц размышлять тварь он дрожащая или талон на водку имеет. Но я пишу приключенческую фантастику, и весь этот бардак мне лично не интересен, и мы не будем об этом. Итак, самый простой случай.

Например.

Жила девочка с мамой. И послала мама девочку к бабушке. Пришла девочка, а там волк. Ну и съел он обоих. Потом ворвались какие-то залетные, и покрошили волка.

Это собственно вся история.

В ней есть все что нужно. Тема, идея, конфликт и финал.

Когда у Вас появится история, запишите ее в виде т.н. "синопсиса" Это когда в 1000 - 2000 знаков рассказывается краткое содержание книги. Потом можно приступать к т.н. "таймлайну". В таймлайне, все тоже самое что и в синопсисе, но подробно. Словно раскадровка к фильму. Это- основание будущей книги. Не размахивайтесь на объем книги. В таймлайне должно быть от 2 до 10 тыс знаков а в книге целиком - от 400 до 500 тысяч знаков с пробелами. Писать нужно четким, понятным языком избегая сложных оборотов, затянутостей и излишних самокопаний. Если бы мы хотели прочитать про поиски и метания героя, то открыли бы Байрона или Достоевского. После классиков в этом месте все перекопано на километр в глубину и не стоит лезть туда с нашим пластмассовым совочком.

Далее - Жанр и связанное с ним понятие антураж.

Кто-то из читателей любит фэнтези, кто-то боевики. Но к истории это не имеет ровным счетом никакого отношения. Это все- фон, на котором она разворачивается.

Итак, вариант - сказка.

Мама, посылает девочку в лес к бабушке. Та естественно тащит продукты которых в лесу не найти. Молоко, яйца...

И тут на дороге девочке встречается волк. Естественно говорящий. Сказка же! Обманным путем волк узнает месторасположение старой ведьмы и уносится скачками организовывать там засаду на девочку и заодно разговеться бабушкой.

Тут включается другой механизм называющийся сопереживание. Девочка, тупая словно валенок не понимает, что волк своими расспросами выясняет дислокацию бабушки. Читатель переживает, заодно чувствуя себя умнее автора.

Ну чтобы добиться хэппи энда, включаем "Deus ex machina" и в последний момент в расположение врываются бравые охотники спасающие и бабушку и внучку. Чтобы усилить сказочность истории, можно сказать, что волк их съел, а охотники распороли волку брюхо и достали оттуда обоих живых и невредимых.

Теперь фэнтези.

Тут все уже чуть посерьезнее. Мама должна быть ну к примеру деревенской колдуньей. Потомственной такой колдуньей. Мама мамы, то есть бабушка нашей героини тоже не просто старушка на пенсии а заготавливает в лесу травы для успешной практики. И лес естественно не простой а "Запретный" То есть всякого разного и ужасного там выше крыши.

И вот начинающая ведьма идет в лес с очередной порцией провизии для бабули, ведущей опасные эксперименты в глубине леса. По дороге ей встречается волк. И тут для читателя мы поясним, что это не просто волк, а жертва безумных генетических экспериментов бабули. Сбежавший из страшной избушки и многие годы скитавшийся по чужим краям, волк пришел, чтобы перед смертью поквитаться со всей семейкой.

А сама девочка наоборот - белая и пушистая и ни сном ни духом об ужасных событиях происходящих в глубоком подземелье под бабушкиной избушкой. Девочка любит яркие краски и вообще подумывает об организации школы травниц.

И вот наивная чистая натура девочки пересекается с изломанным жизнью волком... И потом в ста тридцати томах, можно будет описывать как Красная шапочка, вместе с Волком и Лесорубом, зачищают подземелье, постепенно приближаясь к страшному чудовищу в которое превратилась бабка.

Или к примеру боевик...

Командир по кличке Батя посылает молодого, но перспективного бойца по кличке "Краповый" на встречу с местным агентом "Дед" работающим лесником в крупном массиве в зоне подконтрольной боевикам. Спрятав подальше краповый берет, молодой воин пробирается по "зеленке" в поисках информатора пока не пересекается с полевым командиром по кличке "Волк" изображающего из себя местного жителя в поисках работы.

Ну а потом... "Краповый возвращается", "Месть Крапового" и прочая макулатурка. Это я к тому, что не нужно затягивать серии. Ограничьтесь двумя - тремя томами. В девяноста процентах, многотомные серии, начавшись вполне пристойно, заканчиваются отвратительно.

Антураж это то, что оживляет текст в рамках заданных жанром, и иногда придает тексту дополнительное измерение. Мелкие детали быта, верований и словечки, описание природы и одежды. Все то, что заставит ваш мир играть красками. Если это наш мир, то очень неплохо было бы побывать в той местности, где проходят основные события, или как минимум ознакомится с ними по путеводителям. Если же это мир другой, то такой путеводитель вам придется сделать самому. Нарисовать карту, расположить на ней горы и города. Чем подробнее будет проработан ваш мир, тем легче ему будет проявиться в тексте.

Как мы видим, при всех вариациях, канва осталась неизменной, что выявляет истинную цену хорошей истории. История есть стержень, на который вы можете намотать любой необходимый вам антураж. И ценность любой книги на мой взгляд определяется прежде всего тем насколько интересна рассказанная в ней история.

Жанры могут быть чистыми, а могут быть и смешанными. Тут все ограничивается вашей фантазией и смелостью. Не редкость фэнтезийный боевик или сказочный детектив. Решать вам. Но в рамках антуража и жанра должна присутствовать -

Логика

Теперь, когда мы определились с жанром, самое время вернуться к самой истории. Зададим себе, пару простых вопросов. А почему волк не схарчил бабулю ранее и не устроил себе десерт из внучки прямо на тропинке?

Вариант "не знал" самый простой, и мы его рассматривать не будем. Потому как скучно это. Скучно и примитивно. Сгодиться лишь для детской сказки. Дети ведь не знают, что волк чует человеческое жилье за сотню километров.

Самый внятный вариант - бабушка была тоже не промах и к ней так просто не войдешь. Нужно знать заветное слово или если хотите пароль. Иначе - банка с ядовитыми змеями на голову или минная закладка в укромном месте.

Волк выведывает обманным путем у Внучки пароль, и теперь что? Почему он не съел Внучку тут же на месте? Возможно потому, что хотел, чтобы старая карга лично увидела как волк будет обедать внучкой. Логика поступков сильно зависит от жанра и управляется ею. Например в средневековом обществе, ведомый на казнь не будет кричать о либеральных ценностях просто за неимением оных. Но опять-таки. Если он тупой попаданец из стран Великой Демократии, то запросто.

Как мы видим везде присутствует простая бытовая логика. К слову сказать, в описываемых мирах может действовать совсем другая логика, но тогда нужно это обязательно пояснить.

Все эти увязки повышают внятность, и правдивость сюжета, а заодно обогащают его яркими деталями.

Теперь нужно обнаружить у себя и включить блок под названием "фантазия". Именно он отвечает за хитросплетения и переплетения сюжета. Без него, к сожалению никак.

Сами герои - Мама. Представьте себе, что это за человек. Как ходит, как говорит... Совершенно необязательно упомянуть все это в тексте, но если перед глазами у вас будет яркий образ то и перед глазами читателя он скорее всего тоже появится.

Дочка. Вот представим себе, что она большой любитель холодного оружия. И зовут ее не иначе как "Синяя заточка", из-за цвета изоленты которой обмотана рукоять. Или просто любит хорошие красивые вещи. Например, свою красную шапочку.

Сей прием назовем условно "Персонификация" то есть придание персонажам легко запоминаемых черт которые позволят идентифицировать персонаж среди других героев.

Теперь переплетение судеб главных героев. Встречались ли они ранее? Если да, то с каким результатом? Какие вынесли воспоминания?

Сам текст, так или иначе, дробится на куски под названием

Эпизоды

Эпизод в самом простом значении - объединенный общим местом действия, определенным куском времени, логически связанный фрагмент текста. Самый простой аналог - из нашей сказки. Эпизод первый - мама дает инструкции дочке, определяет список снаряжения и зачитывает криминальную сводку по лесу. Эпизод второй - проход по тропе. Конец данного эпизода - встреча волка после чего начинается новый эпизод. Переходы между эпизодами - это стыки между рельсами. Они могут быть явно ощущаемыми и тогда это может придать определенный ритм всему повествованию, а могут очень плавно перетекать друг в друга. Это в зависимости от целей и поставленных задач. Тем же задачам служит разбиение текста на главки, главы, части и тома.

В средние века практиковалось краткое изложение главы перед началом. Что то вроде, "Глава, в которой рассказывается о дороге в лесу и о том как плохо быть бестолковым".

Тут мы вплотную подходим к следующему пункту под названием -

Мораль

Мораль это то, что вы хотите сказать своим текстом. Кстати это может быть нечто совсем отличное от морали в прямом смысле слова и пропагандировать какие угодно идеи. Своя мораль может быть даже у отдельного эпизода. А может и не быть. Но в целом текст просто обязан донести до читателя хоть какую-нибудь мысль. Иначе непонятно зачем все эти мучения.

Далее, эпизод просто обязан хоть как-то работать на общую идею книги. На ту самую мысль, которая в тексте главная.

Например, наш сюжет. Сначала эпизод, рисующий саму Красную шапочку и пасторальный быт маленькой семьи. И какая она милая и вообще не от мира сего. Это для того, чтобы напряжение всего текста плавно нарастало и для того чтобы вызвать негативное отношение к разрушителю всей этой красоты.

Сцена же встречи нашей героини с волком вообще подготавливает читателя к тому кровавому беспределу, что начнет твориться в жилище старой дауншифтерши.

И все эпизоды, подглавы и главы должны объединяться в один текст стилем изложения.

Финал.

Финал рассказа, это его апофеоз. Вершина, на которую взбирается рассказчик и его читатели/слушатели. Финал может быть закрытым (больше сказать нечего) открытым оставляющим развязку на самого читателя, дробным, когда последовательно закрываются все сюжетные линии и многослойным, когда каждый этап финала дополнительно раскрывает суть того что произошло. Первый хорошо проиллюстрирован в традиционных русских сказках, второй хорошо описан в рассказе Джека Лондона "Тропой ложных солнц", а пример третьего - "Властелин колец" Толкиена. Четвертый тип взял на вооружение О Генри.

Кроме того, финал это обязательно торжество главенствующей в книге морали и подтверждение той мысли, что пытался донести автор на протяжении всего текста.

И вообще.

Обязательно выкладывайте текст на форумы. Многие именитые авторы пренебрегают этим способом обратной связи с читателем, но это я считаю в корне неверным. В конце концов, вы пишете именно ради того, чтобы кто-то это прочитал. И именно читатель определяет меру успешности вашего творения. Если история не вызвала интереса, то значит что-то тут не то. Или вы плохой писатель, или история так себе. Форумы еще прекрасный способ оценить интерес читателя к данной теме и отловить разного рода ошибки.

Пишите. Пишите много. Выкладывайте в Самиздат, читайте комментарии, вычленяйте конструктивную критику, и дорабатывайте произведение. Заканчивайте книги. Начали - закончите. А то полно когда-то многообещающих авторов у которых пять начатых книг и ни одного произведения дописанного до конца. Писательство - нелегкий труд. Даже если сейчас вам все дается легко, потом может осточертеть. Но если вы решили стать писателем, то тут уж не до настроений. Хочешь - не хочешь - к станку, и работать.

Написать одну книгу или одну серию может почти любой. У каждого человека есть интересная история. Но профессионал начинается с второй серии, а иногда с третьей. Именно тогда становится понятно, сможет человек продуцировать истории и укладывать буковки на бумагу ежедневно. Пока автор не перейдет в категорию "пишу о чем хочу, когда хочу и сколько хочу" ему придется побывать в шкуре начинающего автора, затем, автора из "крепкой середины" и автора "на конвейере". Писательский труд, становится доходным, лишь начиная с третьей стадии. А до этого, одна сплошная головная боль.

Еще один важный момент. Можете не писать - не пишите. Заниматься писательством исключительно ради денег не получится. Даже если у Вас есть литературный дар. В отсутствии морально-психологических бонусов, усталость от труда вас попросту сожрет. И если работать в конторе, давать стране угля и сажать взяточников, можно довольно долгое время в любом состоянии, то писать не получится. То есть, конечно, получится но хорошо - никогда.

Еще необходимо иметь так называемый литературный багаж. Имена Достоевского, Некрасова, Пушкина, Фейхтвангера, Бальзака, и многих других должны быть знакомы и близки, как старые друзья. Еще в этот список нужно добавить классиков того жанра где вы собираетесь работать, чтобы как минимум не изобретать велосипед, а как максимум, знать истоки жанра и пути развития. Та же альтернативная фантастика начиналась с работ Платона, а конкретно с "Диалогов" а авантюрно - фантастические романы начинались задолго до Артура Конан Дойля.

Нужно так же знать историю, и хотя бы вчерне основные вехи базовых наук. Биологии, медицины, инженерного дела, математики, астрономии и др. Без этого в фантастике не выжить, или Вы станете легкой мишенью злых критиков. Не должно быть таких примитивных ляпов, как например у Глуховского и Тармашева, когда в течении 10 лет после атомной катастрофы появляются какие-то дикие мутанты. Не знаете сами - копайтесь в сети или терзайте специалистов.

И последнее. Все что я тут написал, это не скрижали, а ориентиры. В процессе работы у вас могут появиться собственные правила, а также свой взгляд на писательский труд. В конце концов все мы разные люди, с разным багажом и в различных жизненных обстоятельствах.

Удачи!


Оценка: 5.45*32  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"