Аннотация: Анотацiя до статтi: автор простежує процес формування iдеалiзованого образу жiнки-козачки в народнiй свiдомостi, та його подальший вплив на сучасну жiнку. Ключовi слова: жiнка-козачка, народна творчiсть, народна свiдомiсть.
Образ женщины-казачки в народном сознании
"Женщина-мать", "женщина-супруга", "женщина-хранительница", как часто мы слышим такие слова? Каждый из нас в хоть раз своей жизни встречал подобные высказывания, которые преподносят в наших глазах женщину и ставят ее на незримый пьедестал. Так сложилось исторически, что женщина влияет на все социально-политические процессы в стране, даже если это не сразу заметно. М. Богачевская-Хомяк подчеркивает такое незримое присутствие женщины в историческом процессе сравнивая ее вклад с полтавской вышивкой "белым по белому", которая с первого взгляда является едва заметной[1, c.11]. Но она настолько прекрасная и утончённая, что на нее невозможно не обращать внимание - она приковывает к себе раз и навсегда.
Образ современной женщины формировался постепенно, так как в каждом веке были свои идеалы женственности, из этого выплывает цель данной статьи, которая заключается в раскрытии многогранности образа женщины-казачки в народном сознании, которое в свою очередь отображалось в народном творчестве. В связи с этим автор ставит перед собой задание, рассмотреть фольклорные материалы, выходя из них проанализировать общественное положение женщины и ее влияние на формирование общества.
Существует много документов, свидетельствующих о том, что женщины зажиточных казаков, полковой старшины, во время долгого отсутствия своих мужей по делам службы, неоднократно принимали в свои властные руки большое и сложное хозяйство. Еще большие семейные и хозяйственные обязанности ложились на плечи простых женщин, мысли и заботы которых остались за историческими документами, однако сохранились в народном творчестве.
Одним из самых распространенных видов народного творчества являются народные пословицы и поговорки. Иногда в них отражались не только обыденные вещи, но и определенные исторические реалии. Для примера можно привести такую пословицу: "Иван носит плахту, Настя - булаву"[5, c.220], в ней отражается личность Анастасии Маркович и ее вложение в развитие политической и социальной ситуации в гетманской Украине. Проанализировав пословицу, можно прийти к выводу, что Анастасия Марковна имела большое влияние на своего мужа, а через него и на политическую ситуацию в стране также она стала прообразом первой леди.
В украинских народных пословицах и поговорках о хорошей, верной жене зафиксировано уважение к женщине, ее уму, признание ее особого положения в украинской семье: "С доброй женой горе - не горе, а счастье - вдвое" [9, c. 43], "Никто так не присмотрит, как верная жена" [9, c. 42], "Нет лучшего друга, как верная супруга" [10, c. 45], "Нет цветов белее ежевики, нет рода милее чем женушка" [8, c. 142], "Без женщины так, как без ума" [8, c. 143], "Без женщины - как без рук" [9, c. 43], "Все только до времени, а женщина до смерти" [10, c. 42], "Дом женщина за три угла держит, муж четвертый" [7, c. 45]. Именно такие гармоничные отношения между мужчиной и женщиной, всегда были в почете и были идеалом для общественного мнения. И наоборот, горе той семье и мужу, который "попался в плохие руки к неверной жене" [11, c. 78]. В период с XVI - XVIII вв. на женские плечи ложилась большая ответственность, так как в условиях почти постоянного отсутствия мужа, что объяснялось внешнеполитическим фактором, женщина была не только женой, сестрой или матерью, но и хозяйкой в широком смысле этого слова.
Кроме пословиц, женский образ всплывает и в народных песнях, где он хоть и идеализируется, однако в то же время указывает на специфику общественного статуса женщины. Так, неизвестный автор в своих стихах передает этот образ идеальной женщины:
"Красная богине
I панi княгине...
Годна, щоби єї кохати,
Хоч би за тоє нагороди i не мати,
Нi подякування.
I вся тоненька,
I вся хорошейка,
Я ея люблю...
Бачу, не покину,
Хiба, що згину" [9, c. 123].
Довольно часто, в этих песнях женщина изображается печальной и разоблачается тяжесть ее судьбы дождаться с войны или мужа, сына или жениха. Примером такой песни может быть "Ехал казак за Дунай":
"Бiлих ручок не ламай,
Ясних очок не стирай,
Мене з вiйни зо славою
К собi дожидай" 59, c. 45].
Реалии с которым сталкивалась женщины-казачки были тяжелыми, трагическими и страшными, выдержать это могли только закаленные борьбой с бедствием и тяжелой работой люди. Нападения врагов, военные походы казаков, чумачество, прощание и разлука, неизвестность и даже гибель, вот с чем сталкивалась женщина-казачка. примером такой самоотверженной жизни может служить следующая песня.
"У недiленьку та ранесенько
Сурми-труби вигравали.
В поход, у дорогу славнi компанiйцi
До схiд сонечка рушали.
Випроводжала вдова свого сина.
Ту єдиную дитину.
Випроводжала сестра свого брата,
А сiрому сиротина
Випроводжала: коня напувала
До зiрницi iз криницi.
Виносила збрую - шаблю золотую
I рушницю-гакiвницю..."[8, c.34]
В жизни украинской женщины было все: и радости, и горести, и искренняя любовь, и жизнь с нелюбимым. Все эти аспекты освещались и в народном творчестве. Прослеживается это и в творчестве Г. Левицкого, который в своем стихотворении подает нам тему несчастной любви. Стихотворение передает переживания девушки, которая жалуется на свою несчастную судьбу через брак с нелюбимым мужем:
"Я з нелюбом лiта свої згублю,
Як того побачу, що я його люблю,
То ревне заплачу" [10, c. 67].
Неизвестный автор под влиянием женских чар признается в своих чувствах любимой девушке, надеясь на взаимность:
"Як рибi без води трудно,
Так менi без тебе нудно!
Гди би я мав орловiї крила,
Лiтав би до тебе, мила.
Упав би я на твоїм дворi,
Аби тебе обачив вскорi
Дiвчинонько, моя голубонько!" [9, c. 89]
Богатую гамму чувств к любимой девушке выразил в поэтическом произведении "Песнь мировая" Яков Семержинський. Здесь и любовь, и нежность, и восхищение женскими прелестями, и отчаяние по поводу наличия препятствий на пути к союзу влюбленных:
"Кара з неба, серце моє, як згадаю,
Трудно взяти возлюблену, хоч кохаю.
Ах, я не знаю, что мнi дiяти,
Что не позволяють мнi тебе взяти.
Очi мої каренькiї, чорнi брови
Ах, я не знаю, что б за них дати,
Чтоб iз них можна користовати.
Ой, хоч би мав воли, конi позбувати,
Аби менi позволили тебя взяти.
Ах, як же нам позволить сам Бог з неба,
Любiмося, кохаймося, бо так треба.
Ах, я тебе поцiлую, бо сь ти того годна,
Щоб моя душенька не була голодна!" [9, c. 74]
Следует отметить, что это взгляд с мужской точки зрения. Украинки всегда были сильными и свободолюбивыми, поэтому неудивительно, что в некоторых украинских песнях приводятся особенности женского отношения к ситуации. В подтверждение этого обратимся к словам Гийома де Боплана, который, описывая украинок, вспоминает шутливую украинскую песню:
"Сама рова викопала,
Сама висипала,
Сама хлопця полюбила,
Сама висватала.
Сама коня запряжу,
Сама собi їду.
Сама хлопця полюбила,
То за нього й пiду"[11, c.21]
В украинском фольклоре и литературе существует образ не только мягкой и заботливой женщины, но и образ "Одарки", свободолюбивой сильной женщины, которую уважает, и в тоже время боится ее супруг-казак. В песнях ярко представляется ситуация о нерадивом хозяине, которого поучает а иногда даже физически наказывает жена и муж перед ней извиняться за свое поведение.
"Ой кобила воду пила,
Тай лiд проломила,
Нещаслива годинице,
Жона газду била.
"Не гнiвайся, моя жоно,
Куплю я ти пива,
Аби ти ся не гнiвила,
Що ти мене била" [11, с. 21].
Анализируя эту песню можно сделать вывод, что на женских плечах держалось не только семья, но и хозяйство и жена, привыкнув в отсутствие мужа самостоятельно решать все проблемы, не считает необходимым уступать ему это в дальнейшем. Этот пример указывает на гендерное равенство.
В любую эпоху идеалом был брак по любви, но нельзя отбрасывать и брак по договоренности. Не редко в таких браках женщины не могли стать счастливыми, поэтому не уважали, а иногда открыто ненавидели своих мужей, правда, без уважительной причины брака не разрывала. В фольклоре сохранились упоминания о не очень вежливом обращение с нелюбимым мужем, которого мать приказывала уважать перед замужеством.
"А я його шаную,
Як собаку рудую:
До прикорня припинаю,
Помоями напуваю"[11, c. 21-22].
В устном народном творчестве встречается также идеализированное отношение к браку и семье. Согласие между супругами, всегда было важным и несмотря на относительное равенство положения женщины и мужчины следует помнить, что семья была патриархальной. Но, тем не менее, семейные отношения находящихся в гармонии всегда были актуальными.
"Нагородi вишня ягiдками рясна,
А я в свого миленького дiточками красна.
На городi вишня корою облита,
Гарна жiнка Iванова ще й разу не бита" [3, c. 22].
Гиперболизированная идеальная гармония счастливой семьи как высшее проявление совершенства взаимоотношений отражена, также в многочисленных рождественских колядках.
"... Ясен мiсяць - пан господар,
Красне сонце - жiнка його
Дрiбнi зiрки його дiти..." [2, c. 22]
Итак, идеальный женский образ, который возникает в народном сознании, имеет следующие особенности: красивая, верная и любящая жена, подруга и советчик мужчине, хорошая хозяйка. Справедливо было бы заметить, что и в наше время такие женские черты считаются привлекательными и идеализированными. В народном творчестве одновременно с таким идеалом существует и образ сильной женщины-казачки, которая способна самостоятельно решать свою судьбу и прогибать мир под себя и свои потребности.
В настоящее время к современной женщине ставят слишком много требований и она, пытаясь выполнять их на достойном уровне, возвращается к той далекой, но понятной женщине-казачке, на плечах которой лежала большая ответственность. Это женщина, которую с тоской вспоминали воины, та ради которой жили и умирали.
"Украинская Роксолана", которая смогла поставить на колени империю, эхо этой далекой и сильной женщины живет в каждом следующем поколении. Современные женщины вынуждены быть сильными, гибкими и решительными, так как общество бросает им вызов, на который необходимо дать достойный ответ. Из чего можно сделать вывод, что образ жещины-казачки и до нынешнего времени актуален и требует внимательного изучения.
Литература
1. Богачевська-Хомяк, Марта. Бiлим по бiлому. Жiнки в громадському життi України: 1884-1939 / Марта Богачевська-Хомяк . - Київ: Либiдь, 1995. - 423 с.: iл. - На укр. яз. - ISBN 5-325-00527-8.
2. Борисенко В. Побут i дозвiлля українки в традицiйнiй етнокультурнi / В. Борисенко // Українки в iсторiї. - К., 2005. - С. 18-26.
3. Борисенко В. Побут i дозвiлля українки в традицiйнiй етнокультурi / В. Борисенко // Українки в iсторiї. - К., 2005. - С. 21-45.
4. Грушевський, М. С. Духовна Україна [Текст]: Збiрка творiв / М. С. Грушевський; Упоряд. та дод. I. Гирича , О. Дзюби, В. Ульяновського. - К.: Либiдь, 1994. - 560с. - (Пам`ятки iсторичної думки України). - ISBN: 5-325-00168-Х
5. Гуржiй О. "Iван носить плахту, а Настя - булаву?" Суспiльно-полiтичний портрет елiтної жiнки першої третини XVIII ст. / О. Гуржiй // СОЦIУМ. Альманах соцiальної iсторiї - 2002. - Љ1. - С. 219-230.
6. Кашуба М. В. Давньоруськi традицiї трактування образу жiнки та їх продовження на Українi / М. В. Кашуба // Київська Русь: культура, традицiї. - К.: Наукова думка, 1982. - С. 84 - 88.
7. Козуля О. Жiнки в iсторiї України / О. Козуля - К.: Український центр духовної культури, 1993. - 240 c. - ISBN: 5-7770-0579-9
8. Струни: антольогiя української поезiї : вiд найдавнiщих до нинiшних часiв: для вжитку школи й хати. Ч.2 / Влаштував Б. Лепкий. - Берлiн: Українське слово-Укр. народня бiблiотека, 1922. - 297 с.
9. Українська лiтература XVII ст. [Текст]: синкретична писемнiсть, поезiя, драматургiя, белетристика. - К.: Наукова думка, 1987. - 608 с. - (Бiблiотека української лiтератури. Дожовтнева українська лiтература). - 4-00.
10. Українська лiтература XVIII ст. [Текст]: поетичнi, драматичнi, прозовi твори. - К.: Наукова думка, 1983. - 693 с. - (Бiблiотека української лiтератури. Дожовтнева українська лiтература). - 4-60.
11. Українки в iсторiї / [Борисенко В., Головащенко М , Кривоший О. та iн.]; пiд ред. В. Борисенко. - [1-е вид. ]. - К.: Либiдь, 2004. - 332 с.: iл., табл. - Бiблiогр.: с. 326 - 328. - ISBN: 966- 06-0361-4.