Жаклин: другие произведения.

Двойная жизнь без раздвоения личности (Андрей Плеханов)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Врач, фантаст, интересный собеседник. Люблю умных мужчин. :)

С писателем Андреем ПЛЕХАНОВЫМ моя приятельница познакомилась в областной больнице им. Семашко. Она - лежала на кушетке. Он - делал ей УЗИ... :)) У Андрея сразу две профессии - он не только писатель, но и врач. Или так: не только врач, но и писатель, активно публикующийся в столичных издательствах ("Центрполиграф", "АСТ", "Эксмо") и известный не только в Москве. И сложно сказать, в какой из профессий он успешней.

Справка

Андрей ПЛЕХАНОВ, врач ультразвуковой диагностики в Нижегородской областной больнице им. Семашко, писатель-фантаст. Родился в 1965 г. Закончил Горьковский медицинский институт. Первую книгу написал в 1994 г., издал в 1998 г. Автор девяти изданных романов, нескольких повестей и рассказов, одного сценария и шести статей, посвященных пластической хирургии молочной железы. Герои его книг - "обычные люди в необычных ситуациях". В 2000 году защитил диссертацию. Жена - профессор, доктор экономических наук. Детям - 11 и 14 лет.

- С чего началась ваша "двойная жизнь", как писать начали?

- Я всегда писал - чуть-чуть, потихоньку. Когда-то специализировался на профессиональном юморе - писал скетчи для кавээновских команд. Получалось сносно. А однажды от скуки в командировке начал писать на пустых страницах записной книжки не просто "малюсенькую прозу", но чуть побольше - рассказ. И обнаружил, что абсолютно не умею этого делать. Это меня задело. Захотел научиться чему-то новому. Писал, писал... Со временем рассказ перерос в повесть, та - в роман, но я все еще не умел писать так, как мне хотелось. Начал много читать - с точки зрения не читателя, а производителя текстов. Разбирал абзацы и предложения писателей, которые мне нравились, на составные части, изучал, как строится текст, выяснял, сколько раз в нем может использоваться слово "он" или "она". Потом начал читать учебники... Таким образом за четыре года я написал три романа (причем мои первые вещи были переписаны раз по десять, и от того, что было сначала, не осталось и следа), и начал предпринимать первые усилия, чтобы выйти на профессиональную сцену. И обнаружилось: то, что я написал, отрывают с руками. Этот факт не взволновал меня. Я понимал: все, что пока написано, еще очень сыро. Я берег себя. Хотелось выйти на рынок с текстами, сделанными более или менее хорошо. И лишь написав свой четвертый роман, я понял, что нашел свой собственный стиль, что мне не стыдно смотреть в глаза читателям. А дальше - пошло-поехало. Вышли сразу три мои книжки, мне позвонили из Екатеринбурга и сказали: "Вы получили приз "Старт" - за лучший литературный дебют в области фантастики". Я приехал на Урал, Кир Булычев вручил мне здоровенную такую штуку из уральской яшмы - приз. И я с достаточно хорошей помпой въехал в среду писателей. Тогда у меня еще были странные иллюзии на этот счет. Теперь их не осталось...

- Что за иллюзии?

- Что вдруг я сразу стану известным, что про мои отличные тексты напишут во всех газетах. Не могу жаловаться на судьбу: книжки мои изданы общим тиражом под 200 тысяч экземпляров, и чем дальше, тем лучше они издаются и покупаются. Несчастная первая книжечка, которую я начал писать в командировке на Бору, скоро будет переиздана в "Эксмо" - уже четвертый раз. Грех жаловаться. За последние пять лет любая книжка и любой рассказ, который я пишу, стабильно попадает в списки номинантов возможных премий... Иллюзии не оправдались в том плане, что революции я не совершил. Да и не к чему это, наверное. Эволюция - она предпочтительней.

- Вы сценарий упомянули. Сценарий чего?

- Голливудского блокбастера. История была такая: мой московский приятель-издатель Андрей Синицын затеял тематический сборник: "Писатели-фантасты о котах". Он предложил написать на эту тему большому количеству известных лиц - таких, как Сергей Лукьяненко, Александр Громов, Олег Дивов, Леонид Каганов. И я понял, что туда можно отправить нечто такое, что не пройдет больше нигде. Я затеял смешной пародийный сценарий вроде "Голого пистолета", полностью составленный из штампов голливудских кинофильмов. Назвал его "Человек человеку кот". Думал, его не возьмут даже в этот сборник, но не только взяли, но и название вынесли на обложку. Книга вышла в издательстве "АСТ".

- И это все? Отсылать сценарий в Голливуд вы не стали?

- Меня все время спрашивают: "Андрей, почему вы не снимаете фильмов по вашим произведениям?" Они насыщены действием, они кинематографичны, - я часто использую в своих книгах приемы, характерные для кино... Такие предложения поступают постоянно. Приходит человек с киностудии, говорит: "Ты должен написать сценарий", приносит смету. Но в ней прописаны такие маленькие денежки... Выглядит все это чудовищно. Где спецэффекты, где гонорар хорошим актерам, где непременное то-се и непреложное пятое-десятое? Каждый раз в итоге выявляется, что это проект не кино, а сериала - третьесортного, самого дешевого. Делать плохой сериальчик из приличной, на мой взгляд, книги - совсем не то, что соответствует моим убеждениям. Хороший проект стоит огромных денег. А Голливуд... Там хватает и своих сценаристов, которые пробивались туда годами.

- То есть вы не честолюбивы?

- Мое честолюбие лежит в другой сфере. Когда затеваю очередную книгу, мне хочется, чтобы она была действительно качественной с точки зрения русского языка. Пусть она в некоторой мере представляет собой попсу, но хочу, чтобы ни один человек не мог ткнуть в нее пальцем и сказать: "Это макулатура". К счастью, есть сфера, которая позволяет и писать хорошие книжки, и издавать их хорошим тиражом. Я в нее попал и неплохо себя в этой ипостаси чувствую.

- У меня существует такая иллюзия, что все фантасты между собой дружат, и, собираясь на конференции-конвенты, ужасно весело проводят время...

- Не иллюзия. Так оно и есть. Я разговаривал с немалым количеством иностранцев и спрашивал: "Вот у нас есть такое сообщество фантастов - писателей, читателей, издателей - Фэндом, подобного которому нет ни среди любителей детективов, ни среди поклонников женских романов, ни у кого либо еще. В других странах так же?" Мне отвечали: "Да, именно так". Точно такая же ситуация и в Италии, и в Испании, и в Германии, и в Америке, и в Голландии... Люди, принадлежащие к Фэндому, очень поддерживают друг друга. Это специфическая среда, больше всего похожая на рокерскую тусовку 80-х годов с ее рок-клубами. Человек, приехавший из Урюпинска, спокойно может выпить водочки и поговорить о жизни с кем-нибудь из авторов, чьи книги проданы тиражом в 10 млн экземпляров... И когда в этой среде появляется талантливый человек, его начинают активно выталкивать наверх, ему помогают. Другой важный момент - среди ядра Фэндома преобладают люди абсолютно интеллектуальные. Они пришли из разных сфер, профессии их различны, но среди них на удивление мало дураков. Что, согласитесь, не может не радовать.

- Послушаешь, и тоже сразу хочется начать фантастику писать...

- Когда смотришь со стороны, кажется, что это легко. Но когда занимаешься этим сам, обнаруживаешь ужасную вещь - все, что можно, полностью исписано. Темы замылены... Придумать что-то новое очень непросто. И когда появляется некто и начинает, недолго думая, махать топором, используя всевозможные ходовые шаблоны, это вызывает у людей, поднаторевших в фантастике, активное сопротивление.

- Вы четко разграничиваете: тут я врач, а тут - писатель?

- Абсолютно. Это средство для выживания. Не дай Бог заболеть раздвоением личности и скатиться в паранойю. Если бы я сочетал работу врача и укладчика шпал, было бы легче: смена деятельности - в какой-то мере отдых. А я сочетаю два вида интеллектуальной деятельности - и тот, и другой очень интенсивные. Для меня это род спасения: когда работаю врачом, не думаю о своих книжках. Начисто забываю, что написал в прошлые выходные, и в субботу читаю свой текст словно в первый раз... Наша с женой проблема - слишком высокая востребованность. Когда человек востребован в профессиональной среде, спираль восходит вверх виток за витком, и однажды он обнаруживает, что его личная жизнь закончилась. Увы... Среди симптомов моей болезни, к примеру, абсолютная непереносимость телефонов. Каждый раз, когда это дьявольское устройство начинает голосить, борюсь с желанием расколотить его о стену. У моего 14-летнего сына сотовый есть, у а меня нет. Мой сотовый третий год валяется под диваном в отключенном виде, там ему самое место.

- Вы могли бы оставить работу врача, если бы писательство приносило достаточно денег?

- Дело не в деньгах... Работа врача, особенно в областной больнице, - очень нелегкий хлеб. Постоянный стресс, который становится хроническим и на который вроде бы не обращаешь внимания. Лежит перед тобой молодая женщина с печенью, полной метастазов... Ты пишешь ей смертный приговор, но не отдаешь в руки. Почему? Потому что не хочешь видеть ее реакции. Ты говоришь: "Идите к проктологу" и переваливаешь ношу на него, бедного. Пускай проктолог разбирается дальше, на сей раз не повезло ему... Постоянное маргинальное витание между жизнью и смертью оставляет отпечаток, и в книжках это отражается - надеюсь, не самым худшим образом. Усталость - дикая, хроническая, в голове - сплошная вата, от которой не знаешь, как избавиться. Областную больницу обвинить не в чем - это медицинское учреждение действительно высшего класса, в ней работают самые лучшие специалисты, и технически больница оснащена совсем неплохо. Проблема в другом. Мы шагнули из социализма в капитализм резче, чем того бы хотелось. И одной из жертв в этом переломе эпох стали сельские районные больницы. Вот у них - настоящие проблемы. Я был бы счастлив, если бы здравоохранение в нашей стране было действительно бесплатным для любого пациента, но для этого государственное финансирование должно быть в пять, если не в десять раз большим, чем сейчас. Пока же это всего лишь принцип железной миски, и чем дальше от центра, тем эта миска железнее... Приезжаю в район, выслушиваю очередную порцию упреков по поводу того, как мы в Нижнем хорошо живем... Горько и странно слышать такое. У тех врачей, кто работает в районных больницах, есть хотя бы страховка - и это мы, специалисты из Семашко. У нас такой страховки нет. Для измученных страшными болезнями людей из нижегородской глубинки мы - последняя инстанция. Мы для них боги... Только вот ответственность на нас ложится при этом тоже нечеловеческая. К одиннадцати утра дневная норма выполнена уже с лихвой, но сидит в коридоре еще десяток старушек, добравшихся до моего кабинета на последние свои кровные... Как им объяснить, что норма на сегодня закончилась, что их поставят на очередь, и приедут они сюда через месяц-другой? Качаю головой и снова работаю. Специфическая у нас среда, что и говорить. Странный, зыбкий баланс между успешностью в жизни и слезами, жалостью к больным людям, самопожертвованием, вроде бы необязательным в нынешней жизни, но никуда не ушедшим. Уверяю вас: то, о чем я только что сказал, относится ко всем врачам областной больницы, не только ко мне.

Приходишь домой, валишься с ног и даже нет сил переживать по этому поводу... Но не могу все это бросить. Это пища. Когда меня посылают в командировку в колонию строгого режима или на завод, когда общаюсь с самыми разными людьми - от сторожа до мэра, я получаю информацию, ощущения - то, из чего состоит настоящая жизнь со всеми ее радостями и горестями. Не представляю, как бы я был "чисто писателем": вставал с утра, до трех писал книжку, потом гулял с собакой - и так каждый день... Думаю, моя эмоциональная база быстро бы истощилась. О чем бы я тогда писал - о марсианках?

- А наоборот - профессия писателя в профессии врача помогает?

- Похоже, что да. Среди авторов, которые мне особенно нравятся, я могу навскидку назвать Чехова, Булгакова, Лазарчука и особенно Василия Аксенова - самого моего любимого писателя. Все они - врачи по образованию.

15.04.04 г.


Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) О.Мансурова "Нулевое сопротивление"(Антиутопия) В.Свободина "Демонический отбор"(Любовное фэнтези) А.Лерой "Птица счастья завтрашнего дня"(Киберпанк) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) Э.Холгер "Чудовище в академии, или Суженый из пророчества"(Любовное фэнтези) Т.Серганова "Танец с демоном. Зимний бал в академии"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) А.Минаева "Академия Алой короны-2. Приручение"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"