Жаков Лев Захарович : другие произведения.

Признание в любви

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Посвящается сестре.

'Бумага терпит, карандаш скрипит, контора пишет,
душа тоскует о душе'
Михаил Щербаков,
'Ей двадцать восемь лет'
Я шла с электрички через сосновый лес. Тропинка под ногами, песчаная с мелкими камешками, хрустела под ногами, рюкзак постукивал по спине. Удивительно хвойный запах волновал до воспоминаний о детстве, проведенном в сосновых пионерских лагерях. Такое же солнце, эти же тонкие прямые сосны, уходящие в голубое небо, бирюзовое, но прозрачное, как стекло, нет, не стекло, а поддельный сапфир, почти бесцветный, водянистый, но такой чистый и восхитительно голубой, когда тебе всего пять лет, а камень найден в луже около подъезда дома, мокрой, еще хранящей тепло только что прошедшего дождя. Здесь тоже недавно закончился дождь, и я обходила лужи, впрочем, приходилось и пошлепать по грязи. Слева журчал ручей.
Я вышла на шоссе. Через две минуты свернула с горячего асфальта на грунтовку, сняла кроссовки, перекинула через плечо и зашагала, с наслаждением обжигая ступни песком. Шла долго. Всего-то минут семь - но так реально все было вокруг, что мир словно остановился, загустел, а я завязла в нем. Солнце пропитало воздух, как сахарный сироп, и я вдыхала кожей свет и тепло, густой сосновый дух, терпкий, как аромат эфирного масла, свежий, как воздух. Я шагала - и мир шел рядом, терся об меня теплыми боками. Густо-зеленые елки росли вдоль заборов, загораживая дачные домики, только красные крыши высовывались. Под глазами стояла желтая дорога, лениво меняя узор коричневых веточек и синих камней. Желтое солнце забивало голубую глазурь неба, нежное, низкие белейшие облака, кучами, как белая пена, сладкая сахарная вата...
Ну, что возьмешь с писателя. Особенно женщины-писателя - уже смешно, правда? - которая по природе склонна к излишним чувствованиям.
Свернув на заросшую зеленой травой дорожку, мимо синей 'копейки' и черного, как жук, 'вольво', я зашла в свой Космический проезд, третий, которого бог любит. Кремовые шорты в поясе намокли от пота, синяя майка давно забрана под лифчик, оголяя легкий городской загар. Вот и голубой, как мечта, забор. Как сяду, как отдохну от всех, от шума городского, который над ресторанами, особенно по вечерам:
Взявшись за калитку, отдергиваю руку: коснулась не прохладного дерева, а теплого человека. Поднимаю привычно опущенный взгляд:
Зря!
Я чуть было не подумала, что смотрюсь в зеркало. Глупейший вопрос 'ты кто?' остался непроизнесенным. Я ведь узнала себя, да и слишком явно вопрос читался в моих же глазах.
Передо мной стояла я. По-дурацки зачесанные налево волосы, остальное - один в один. Майка заправлена наверх, через плечо перекинуты кроссовки, шорты мятые, ноги небритые, глаза ну очень заинтересованные: Я рассматривала себя, наверное, с неменьшим любопытством: всегда мечтала посмотреть на себя со стороны. В зеркале все же иная, вот и волосы не на правую бровь ложатся, и голову наклоняет к левому плечу: Но одновременно со мной!
Испугавшись, что повторяюсь, я дернула головой в другую сторона, я-она -- в тот же миг в другую сторону дернула голову.
Все мы читали понемногу фантастики чего-нибудь. Я ее даже пишу. Смешно. Я - мы - усмехнулись.
-Что смеемся? - спросила я - и она. Одновременно, в один голос.
-Мда, - сказали мы.
Что теперь? Что бы и где в мироздании ни повредилось, жить-то как будем?
Я мечтала отдохнуть недельку от людей, машин, вечного, постоянного, несмолкающего гула города, людей и машин, единой нити, которая тянется из уха в ухо день и ночь. А я жаждала тишины как раз ночью. Когда можно спать спокойно и безмятежно -- или не спать. Сидеть, поджимая ноги, коситься пугливо на колеблющиеся тени по стенам, писать, не видя ни букв, ни ручки, ни бумаги. И далекие и одновременно эти самые события обступают меня, картинка - вот она, прямо перед глазами, в ней я сама, да-да, именно сейчас, когда пишу эти строки, я стою там, перед, предположим, голубой калиткой:
Но сколько еще стоять здесь? Захотелось снять одежду и остаться в купальнике, окунуться в прохладу голубоватых солнечных лучей, выйти на солнцепек, прогреться в желтых солнечных испарениях:
Я схватилась за калитку - наши руки соприкоснулись.
-Ладно, идем, - сказали я. И втиснулись в калитку.
Ключи из карманов мы достали одновременно.
-Ну ладно, давай я, - сказали мы.
-Хорошо, давай ты, - ответили мы.
Кое-как пропихнулись и в дом.
Кажется, надо было сделать что-то с дурацкой манерой нашей делать все одновременно.
Мы сели одним движением и впали в размышление.
Пока она думала, я рассматривала ее. Себя то есть. Убедилась, что лоб не выдает гениальности - ни тебе залысин, ни тебе лба до макушки. Обидно! Искра безумия в глазах иногда проскакивает, но как-то неубедительно. Впрочем, что есть - то есть. Интересно, спать мы пойдем в одну кровать?
-Нет уж!-- воскликнули мы разом и засмеялись. Затем вновь задумались. Женщины - люди практичные, над причинами успеют поразмыслить, голова всегда с собой, а вот как сделать, чтобы не сталкиваться у плитки, умывальника или, еще лучше, над дачным унитазом -- вопрос первостепенной важности. Помолчали, поводили глазами по кухне в поисках здравой идеи.
Мне пришла идея: одна делает одно дело, вторая сдержится и займется иным.
-Делаем так,-- заговорила я -- и она. Ясно, подумали об одном. Это хорошо, конечно, когда можно обойтись без слов.
Кто начнет?
Мы вопросительно глянули на себя - и поняли, что обе сейчас уступим, но обе хотим быть первой.
-Кинем монетку, - сказали мы и вместе достали из кармана монетку. - Орел, - сказали мы - и снова расхохотались.
-Ладно, давай ты, - сказали мы.
Помолчали с легкой скорбью и встали, чтобы сделать хоть что-нибудь.
У плитки наши руки сошлись на ручке чайника.
-Хрр, - сказали мы.
Я потянула чайник на себя, она тоже. Тогда я отпустила чайник, чтобы взяться за ковшик с водой, - пусть она ставит чайник, надо же хоть как-то разойтись!
Чайник упал на ноги, и мы с визгом подскочили.
-С-собака! - сказала она.
-С-скотина! - сказала я.
-О! - сказали мы радостно в один голос - и чуток приуныли.
-Надо наконец что-то с этим сделать, - воскликнули мы вместе и сделали еще одну попытку разойтись во времени и пространстве. Мы взялись за чайник - и не решились отпустить его. Какое-то время пихали чайник туда-обратно, боясь расцепить пальцы.
-Ты: Нет, ты: Давай ты: Давай ты: Ладно, давай я: Ладно, давай я: Да я, я, давай его сюда: А ты его держишь? Да держу, держу, отпускай: Или лучше я: Слушай, давай хоть чаю попьем? Да давай, давай, держи только чайник!..
Чайник упал.
Я махнула рукой и пошла за тряпкой, чтобы вытереть лужу. В дверях мы снова столкнулись.
-Слушай, поставь чайник, будь другом, - сказали мы, вздохнув.
Поняв, что без решительных действий не обойтись, я принялась заталкивать себя, которая она, в кухню, и через минуту обнаружила, что в кухню втолкнули меня.
Я подняла чайник, оттолкнув ее руку, налила воды ковшиком из ведра и поставила на спираль. Ее руки стремились следовать моим движениям. Она сдержалась и ушла за тряпкой.
-Что дальше? - спросили мы, когда лужа была вытерта, а чайник благополучно закипал.
Еще раз столкнулись у холодильника, у сушилки, некоторое время перетягивали мою чашку, затем посмотрели друг на друга, дружно отнесли фарфоровую посудину на стол и только там отпустили.
-Я из нее пью.
-Ладно, ты.
Обе фразы произносились в два голоса.
Кое-как чашки поделили.
-Чай буду наливать я.
-Хорошо, наливай. А я бутерброды сделаю.
Опять хором. Беда какая-то!
Как-то все же налили чай, сделали бутерброды, вытащили из рюкзаков по пачке пряников. С облегчением сели по разные стороны стола и взялись за перекусь. Чай - это святое.
-Обязательно напишу об этом, - сказали мы. И дружно фыркнули.
После чая мы пошли в комнату переодеваться, оставив чашки на столе: чтобы не сталкиваться у раковины, да и вообще, пока я одна, буду делать, как мне нравится, - не намоешься чашек столько, сколько я чаю пью; не знаю, как она.
Там я застеснялась. Конечно, мы один и тот же человек - неясно, правда, откуда взялся, надо будет подумать, - но что-то вдруг поднялось в душе.
-Пойду наверх, - сказала я, подумав, что наверх могла бы пойти она. Или нет, лучше я, там ближе к небу и стол гораздо удобнее.
-Зато там окно не открывается, - подумала я и сказала она.
Мы обменялись понимающими взглядами, и я ушла на чердак. Пробралась кое-как через нагромождение древностей, кинула рюкзак на стул, тетрадь с книгой - на стол, переоделась в купальник - и быстро, украдкой, открыла тетрадь, накорябав скоро: 'Я и я. На даче встретила себя'.
Разобрать бы вечером эти каракули! Да ладно, не забуду. Но какой сюжет! Поистине, не додуматься никогда до того, что в жизни случается! Думаешь иногда - жить и жить, чего корпишь ночами над тетрадью или клавиатурой? Глаза тускнеют - а ведь еще такие ясные! Спина сгибается в дугу, как будто целый день на плантации сахарного тростника отпахала, а ведь только ночь за монитором провела на табуретке, как курица на насесте. Неужели в этих словах больше смысла, чем в играх ребенка, прогулке по городу, веселой шумной компании друзей - вот где юмор! а не в жалких потугах повторить то ли Гоголя, то ли Булгакова.
Кинула ручку в досаде - нечего зря скрипеть - и пошла вниз, шлепая тапками по деревянным ступеням, помахивая полотенцем, вообще делая вид, что дневник даже и не думала открывать. И с легким подозрением смотрела на себя, в таком же полосатом купальнике стоящую на крыльце и поглядывающую на меня с легким подозрением. Она тоже писала, поняла я. Вот веселье будет - обо мне, писателе, напишу я же! Мой компьютер умер бы от смеха, расскажи ему такое. Но терять сюжет - нет уж. За лето я ничего почти не написала - теперь наверстаю.
Мы заперли дом в четыре руки и отправились на озеро. Солнце разогрело воздух до состояния супа, мы шлепали в нем, как клецки.
Дачи были везде. Местность густо заполняли домики, разбавленные соснами с березами, разделенные заборами и елями.
Миновав заборы - деревянные и металлосетчатые, спустились в лес. Там, среди терпко пахнущих горячих сосен, на песке и хвое, не сговариваясь скинули мы тапки и насладились исколотыми ступнями.
Вокруг озера народу пребывало множество. Хотя меньше, чем ожидается в выходные: сегодня на пляже валялось, ходило и бегало порядка человеческой особи на квадратный метр. Так что мы легко нашли пятачок для полотенец и тапочек и кинулись в теплую воду.
Плавала она смешно - фыркала, неровно дышала, иногда глотала воду и плевалась, поднимая лицо; впрочем, как и я.
Мы доплыли до середины озера, полежали на спине, шевеля по поверхности пальцами ног, развернулись дружно и синхронно и не спеша поплыли к берегу. Вышли, потянулись, вдохнули глубже, посмотрели друг на друга - посмеялись (затем описываю все так подробно, что подхожу к моменту, от воспоминаний о котором и сейчас дрожу сладко и замираю сердцем, и ручка ходит в ослабевших пальцах; снова она и он, можно не продолжать:). Легли на полотенца, подставив спины солнцу, и зачали разглядывать воду и купающихся. На пляже столько людей, столько разных, можно найти любопытственные экземпляры.
Вон смешной белобрысый карапуз от силы года бежит, падая, и падает в воду, поднимая брызги, тут же встает - снова опрокидывается, и снова, и сосредоточенно так, но целеустремленно, представляя, по-видимому, себе так купание.
Вон девушка - какая фигура! Лицо веселое и непростое, а вот ее парень, толстый, вот смешно, а рядом пара наоборот - она пышная, тело в купальник не помещается, он худосочный мужичок в жидкой бороденке и интеллигентских очках.
Надо бросать перо. Ибо если можно еще описать его, то восторг и трепет не передать никогда. То был не типаж, не герой, не персонаж и не сюжет. Верю, не верю - здравствуй, счастье мое! Забыты вмиг разборки с любовниками и переписка с друзьями-приятелями, остался - только он. Можно не продолжать?
Кто-то думает, что женщину в мужчине привлекает внешность. Мол, все бабы вешаются на красавчиков. Древняя ветхая ложь, которой не верят сами женщины, разве что мужчины иногда думают нечто подобное.
Кто-то считает, что женщине плевать на внешность, а мужик должен быть умным, добрым, трудолюбивым, остальное ерунда. Чушь и клевета.
Женщина ценит в мужчине гармонию. Мужественность как недоступный идеал, та скрытая, но ощущаемая кожей сила духа, и изящество тела, от которого замирает душа. И взгляд: О единого взгляда достаточно, чтобы сделать женщину счастливой!
Он прям, легок, гордо приподнят подбородок, и скромно, чуть насмешливо опущены глаза: Короткий взмах длинными руками - тело входит в воду и исчезает под общий мой то ли вздох, то ли стон.
С исчезновением его наваждение рассеялось, и мы переглянулись.
-Все бы вам, бабы, на мужиков пялиться, - сказали мы, не замечая, что говорим в один голос.
-Снова она и он - старый, как мир, сюжет, - один смешок на двоих.
И мы перевернулись на спины, отвернув взоры от искушения на синее небо. Так созерцали мы высокое минут двадцать.
'Ну все, ушел', -- подумали мы и посмотрели на волнуемую ветром гладь.
И сердце остановиться бы радо, да только забилось сильнее.
Выходил из озера, блестя на солнце струйками воды, - он, и какое счастье, что никто не смотрел, никто не видел этого чуда:
Охваченный в моих глазах светом и блеском, он выходил из воды походкой принца. Мы со мной проследили безумным взглядом за чудом, увидели, как он растерся белоснежным с желтой полосой полотенцем, как кивком откинул мокрую челку с глаз - о, эти глаза! Глубина и блеск, сила и нежность, страстность и спокойствие, педантизм и смешинка, верность и буйство!.. Как он прекрасен, этот взгляд!..
Я пребывала в состоянии глубочайшего восхищения, некоторого даже эстетического шока. Даже раз в жизни не каждой женщине выпадает увидеть мужчину, воплотившего в себе все, что должно составлять настоящего мужчину. Мимолетное видение, постой! Остановись, мгновение!..
Одна из причин несчастья женской пишущей братии - и я не исключение - в том, что личная жизнь ей заказана. Не говоря о том, что вся она отдана одному - Искусству, но еще и, привычная работать с образами, она давно вкусила близости - пусть воображаемой! - идеального мужчины (по Юнгу Анимус, архетип мужика). Он всегда с ней, появляясь под все новыми именами в каждом произведении, иногда на правах возлюбленного главной героини, иногда лишь тенью промелькнув на страницах, но тенью мгновенной узнаваемой. Какое блаженство описывать его! Каждое слово проникнуто любовью, дышит нежностью и греет исстрадавшуюся по настоящему чувству женскую душу:
Светлый образ повесил полотенце через широкое плечо и пошел с пляжа.
Птица-птица, что делать!..
Я вскакиваю одновременно, хватаю тапочки, махровую тряпку - и иду следом.
-Зачем? - спросила я себя шепотом и хором.
-Посмотрю, где живет, - пробормотала я же на два голоса.
Влюбилась, что ли? - хмыкнуло внутри.
Да ну вот еще!
Но разве можно упустить прекрасный образ, явленный воочию, не наглядевшись досыта? Запомнить каждый жест, каждую тень на теле, движение брови и дрожание губ, легкость походки и это спокойствие и ощущение силы, разлитые вокруг: Ни истины, ни лжи - единый миг бытия.
Я вдвойне следовала за чистой красотой, волнуясь вдвое. О, какой изящный поворот, какая посадка головы, почему, почему я не скульптор! Где найду слова, чтобы отразить его, неотразимого?
Неотразимый легко шагал по дороге, мы сзади подпрыгивали босыми ногами на острых камешках. Идти ли за ним, если пойдет дальше моего дома? Идти, что за вопрос, конечно, идти! Бежать! Только бы не заметил или не зашел в гости к кому-нибудь: Принц, волшебник, усталый странник со светлым взглядом - все он, наяву, здесь, рядом, так и просится на бумагу!.. Ручку мне, ручку!.. Запечатлеть, пока не исчез!
Принц остановился, я замерли. Он наклонился, что-то поднял. Я не разобрала, заметил ли он нас, но лицо вспыхнуло и загорелось. Мама! Ваш сын прекрасно болен! У него пожар сердца!
Волшебник шагал дальше, в синих плавках и с белоснежным полотенцем с желтой полосой, золотой от солнца, иногда встряхивал русой челкой. Мы шагали, замирая и отмирая, едва дыша, соображая, до каких пор следовать за странником, и стоит ли? Вдруг он совсем не тот? Какой-нибудь козел, похотливый дурак, бабник и ловелас, или пресный хозяйственный супруг, обычный инженер или в жизни не открывал Гоголя, не читал Лорку, не цитировал Щербакова, не интересовался оккультизмом и прикладной магией, забыл сказки, не садился на коня, не держал в руках шпаги и - о ужас! - не знал латыни! Ведь не бывает, не бывает в жизни, настоящей, натуральной жизни таких мужчин, не-бы-ва-ет!
Осознавать свою противоречивость - ужаснее, чем просто иметь ее. Женщина-писательница - существо рефлексирующее, потому несчастное - безмерно, ведь подобное противоречит женской природе, - и навсегда, ибо невозможно, познав сладость мысли, отказаться от нее.
Тот, кого не бывает, снова остановился, присел на корточки и принялся внимательно, даже самозабвенно разглядывать что-то.
Я и я остановилась, нервничая. Долго он тут собирается торчать, в нелепой позе, словно ребенок, впервые увидевший муравья? А мы-то, мы-то - как на ладони! Еще заметит, что мы за его спиной ошиваемся, подумает что-нибудь, решит, что мы ради него стоим! Вот еще!
С дважды тяжелым сердцем я вдвойне прошла мимо: О, это слово, страшное, жестокое, бесчеловечное слово! Мимо - и прочь, прочь:
Мы передвигали ноги, зарывая их в песок, мечтая врасти в землю, подобно Дафне, что угодно, лишь бы не оставлять, не покидать на пустынной дороге его, быть может, без надежды увидеть вновь: Какой мужчина!
Но мужчина мечты вот приблизился, вот на миг задержался рядом - и остался сзади, удалясь так быстро, как медленно мы шли.
Или, может, остаться, остановиться, спросить, что интересного он нашел, разговориться, познакомиться:
Ногам становилось легче, чем дальше я - и я - отходила.
Мы все легче, веселее шагали, взрывая песок. Главное - что было! явление. Я его хорошо запомнила, дойду скорее до дома, схвачу ручку и набросаю образ. Желтая,. песчаная, обсаженная темно-изумрудными елями и оливковыми соснами дорога расплывалась в глазах, и я уже вижу темную мрачноватую комнату в башне, серые камни, кое-где прикрытые по стенам темными истертыми сырыми гобеленами, одно окно - слева, узкое, высокое, зарешеченное, ставни потемневшего влажного дерева открыты, и холодный ветер задувает по ногам, и ковер с длинным ворсом, темно-красный с синим узором, не спасает зябнущие пальцы:
Кровать под алым с кистями балдахином справа, ближе ко мне по ту же руку массивного дерева стол, крытый слоем исписанных пергаментов, загибающихся по краям, слева, под самым боком, - камин, жаркое пламя, мокрые дрова дымят, я кашляю, прикрываясь тяжелым алым шерстяным рукавом, из-под которого выбиваются белейшие шелка и кружева, тру тонкой бледной ладонью покрасневший нос: Скрипит дверь:
-Ваше величество, - шепчет над ухом дивный бархатистый баритон, густой, как вишневое варенье. - Я здесь по вашему приказу:
А у самого в глазах наглые зайчики прыгают.
Я внимательно изучаю его лицо. Безусловно он! Высокий лоб, прямой нос, впалые щеки, четкая линия губ, тонких, строгих, но нижняя чуть выпячивается, слегка прищуренные темные каре-зеленые глаза, суровый подбородок с ямкой, и этот насмешливый скошенный взгляд!.. Почему так любят женщины насмешников? Не черта ли они живо напоминают им?
-Ваше величество, - повторяет твердый голос и дрожью отзывается в груди, в самых костях - не в мякоти, если кто не понял. - Ваше величество, - и млею от шершавого голоса, - камень:
Что? Какой камень?
Я вздрогнула и увидела перед собой и передо мной камень - валун солидный, - который обозначал нужный поворот.
Неся бережно соблазнительную картинку, сворачиваю на дорожку, иду мимо домов, сворачиваю в еще одну щель между заборов, у калитки вновь сталкиваюсь с собой же:
-Слушай, ты не из моей фантазии? - догадываюсь вдруг, вздрогнув, когда вместо прохладного дерева ощущаю под ладонью теплую руку. Опять хором. Нет, такого я еще не придумывала, - сокрушаюсь про себя и проталкиваюсь вдвоем в калитку.
На крыльце мы почти сразу разошлись: я на чердак, я - в комнату. Теряя на лестнице тапки, бросаюсь к тетрадке с ручкой и, захлебываясь, глотая черточки и завитки, пишу, выливаю восторг, вдохновение, трепет перед красотой, гармонией, совершенством, человеком, мужчиной: О, зачем я только лишь женщина! Как далеко мне до этой силы духа, остроты ума, язвительности языка, холодности сердца, насмешливости взгляда:
Под ручкой сгустились сумерки. Когда буквы стали сливаться с синевой вечера, я отвлеклась, посмотрела вокруг, потрясла головой, сгоняя наваждение. Где я, что я? Find yourself in a looking-glass:
Внизу скрипнула дверь, и я нашлась. Не пора ли что-нибудь съесть? Вспомнила я, что сегодня ничего не ела, кроме жалкого куска булки с огрызком сыра.
На кухне с задумчивым видом я столкнулась с собою.
-Чаю? - мы кивнули друг другу и взялись за чайник. Рассмеялись, разделились по утреннему сценарию и соорудили чай с закусью. Намазывая бутерброды, вспомнили, что хотели поесть.
-Лень готовить, - поняли мы без слов и поняли друг друга.
-Есть идея, - сказали мы через минут пять отрешенного разглядывания узоров на клеенке, полустертых за старостью и еле различимых в тусклой электрической лампочке.
Если я придумала, она, значит, тоже догадалась, как можно попытаться разделиться хотя бы здесь. Если мы начнем, к примеру, читать разные книги, то перестанем быть одной и той же мной. Не знаю, как это отзовется там, где произошло то непонятное нечто, благодаря которому я оказалась здесь, и я же здесь же, но нам - мне и мне - наверняка станет легче. Хотя бы перестанем стукаться друг о друга.
С сожалением я вспомнила о зеленом с золотом Париже Богоматери и встала.
-Пойдем поищем.
В комнате мы обследовали угловой завал книг и старых журналов. Я на миг раньше успела схватить Шаляпина. Я - другая - посопела и почти наугад вытащила посеревшую 'Неву'. Полистала, показала:
-Буду Чуковскую об Ахматовой читать.
-Посмотрим, - сказала я,
-Что будет завтра, - сказала она.
И мы разошлись.
Я включила свет, залегла под одеяло, открыла книгу, прочитала страниц сколько-то. Отложила и задумалась. Все-таки прав, пожалуй, был один знакомый поэт, когда писал, что главное в искусстве - чувство. Как бы хорошо ни пел певец, а без чувства, правильной интонации - кто станет сопереживать, какой катарсис в бездушном эстетическом пространстве? Вот и Шаляпин то же пишет, а уж он пел так пел, за сердце голыми руками брал: 'И мужчина твой без любви - пустой звук, одно диафрагменное пение, стук костей, фотография:' - шепнуло в нутрях.
-Фигня, - сказала я сердито и читала дальше. Черная ночь прилипла к стеклу, стало тихо и жутко:
-Точно, говорю же - фигня, - обрадованно отложила я книгу. - Вот и Шаляпин говорит, когда певец чувствует то же, о чем поет, он перестает быть убедительным. Съела? Создать верный светлый образ можно, только не имея его в реальности! Персонаж должен быть отдельным и самостоятельным человеком, а писатель - холоден и беспристрастен и вообще себе на уме. Душу можно хоть наизнанку вывернуть, но сердце - сердце должно быть на запоре!
-Фу, какой пафос, - сказала я и пошла на улицу под елку.
С первого шага я провалилась в черноту, словно закрыла глаза. Хотя пялилась вокруг изо всех сил. Ступеньки пришлось нащупывать.
Но когда сошла с крыльца, я вдруг увидела. Видно только тьму, словно я попала на дно котла, и только за черными верхушками горит синяя луна, мертвый неживой свет, синий фонарь среди черных макушек, и я под всем этим, малюсенькая, и тишина, и только за углом кап, кап, капает: Жуть!
Вышла другая я, полив застывшую смолу ночи желтым масляным кривым прямоугольником.
Она зашла за угол, вернулась, сходила, выключила свет, и мы, прижимаясь друг к другу, долго наслаждались ночью.
И пошли - я так точно, не знаю, как она, - записывать.
'Что за жизнь, - в двух словах набрасывая ночь, чтобы только не забыть - хотя такую жуть забудешь! - думала я. - Не жизнь, а слова, даже не слова, а бумага с ручкой. Вот где настоящий кошмар!'
Выключив свет и дрожа под одеялом от холода и страха, я слушала тишину. Мечтала в городе об этом - чтобы ни единого звука. Нет на свете тишины! Когда отсутствуют звуки, в ушах стоит глухой шум где-то у горизонта слуха, то ли мысли в голове шуршат, то ли реликтовое излучение так воспринимается; похоже на свист тихо работающего в соседней комнате телевизора.
Тут-то я и заснула.
Проснулись мы часов в двенадцать. Я выползла из кровати, протирая глаза и зевая, как акула, умылась, зубья почистила и направилась к чайнику. Она как раз шла умываться. В дверях мы, конечно, столкнулись, но радовало, что хотя бы в разные стороны.
-Доброе утро, - сказала я, не сдержав зевка.
Зевнув, она отозвалась:
-Доброе, доброе.
За завтраком мы разговорились, как люди.
-Красота - это необязательно красота выдающаяся, - сказала я. - Вернее, это как раз невидимая красота, не красота как яркий, запоминающийся, броский облик:
-Я понимаю, понимаю, - деликатно сказала она.
-:Ну да, - сбилась я немного. - В общем, я все о том же. Иногда пишешь и думаешь: вот, чувство я показал, все прониклись и пустили слезу или там повеселились - вроде все замечательно. Но как практика показывает, писать надо предельно просто, без красивостей в языке, однако где же вообще тогда красота? Как написанное может считаться искусством, если оно максимально приближено к жизни? Кроме ведь сопереживания эмоционального должно быть и эстетическое переживание, согласись?
-В натуральном искусство тонет, - подсказал она.
-Вот, - сказала я. - Ну и?
-Игра должна быть такой тонкой, чтобы не придать произведению искусственного вида, но при этом условность создать. Мера условности.
-Вот, - показала я ей ладонь. - Именно.
-Каждый решает за себя.
-Опять все упирается в вопрос вкуса и знания классики.
-И современной литературы.
На кухне было прохладно, хотя в углу окна - которое занимало две стены - уже появилось солнце. Скоро в кухне будет нечем дышать.
-Читая 'Суперсилу', про элементарные и сверхэлементарные частицы (она тонко, с пониманием, улыбнулась), у меня сложилось устойчивое убеждение, что то, о чем писал Норбеков, есть сущая правда, объясняемая квантовой физикой.
-Или квантовая физика объясняется Норбековым. - хмыкнула она.
-Да нет, ощущение было такое.
-Читала я Чуковскую, записки об Ахматовой, и поражало меня, как Ахматова успевала многих и многих читать, современных ей поэтов, все время статьи какие-то они с Чуковской обсуждали: А сейчас столько всего, что не разобраться, где почем, зачем:
-Ну, это ты загнула:
-Всего не прочитаешь, - возразила она.
-Всего не напишешь, - улыбнулась я. Мы фыркнули.
-А у тебя на гитаре четвертой струны не хватает? - спросила она.
-Конечно. А ты что последнее играла?
-Хотела Natura non facit saltus спеть, да с аккордами не успела разобраться.
-Ну да, да, там их столько, что пальцы заплетаются, а скорость дай господин Б. А пишешь что? Новую статью по 'Вкусу вампира' обдумываешь?
-Да все думаю, а пора уже сесть и написать.
-Ага, - погрустнела и я.
В легкой общей задумчивости мы помыли посуду и вышли на огород. С час в молчании и с редкой согласованностью поливали огород, таская лейку и ведра. Затем установили козлы, вытащили поржавевшую пилу и под спекшимся солнцем напилили дров. Я приносила бревна, она затем напиленные колобахи скидывала в кучу.
-Сейчас колоть будем или сначала на озеро сходим?
Я посмотрела на запястье и какое-то время пыталась понять, сколько времени. Поняла, что часов нет, и пожала плечами. Утерла пот с носа тыльной стороной ладони, вздохнула, потерла выскочившую мозоль на правой руке.
-Давай сходим, - сказали мы вместе.
-Давай, - согласились мы.
Убрали козлы, сгребли опилки в сторону, унесли пилу, переоделись, вооружились полотенцами с тапками и двинулись.
-По крайней мере, ты точно не из антимира, - сказала я, когда мы вошли в засилье корабельных сосен, шлепая пятками по песочной тропинке.
-Или ты не из него.
-Да, никакой разницы, главное, что никто не аннигилировался, - хихикнула я, произнося умное словечко.
-Параллельные миры закоротило?
-А может, мы просто раздвоились в некоторой точке пространства-времени?
-Не понял. - Я наступила на корень, подпрыгнула и ругнулась. - И что теперь? Где и когда мы должны обратно слиться?
-А может, так и останемся вдвоем, - ляпнула она.
Я остановилась и уставилась на себя. Вот мы приезжаем домой: Ребенок видит двух мам: Бабушка: Какое счастье, у бабушки не найдется слов! Хотя наверняка и тут гадость какую-нибудь вывезет. Но слова ладно, вот мы ложимся в одну кровать: Это можно пережить: вот она хочет сесть за мой компьютер!!!
-Мой компьютер! - вскричала я в один голос. - МОЙ компьютер!!!
-Это мой компьютер.
-Нет, это мой компьютер!
Грянул гром, с грохотом пала молния, разверзлась земля:
То-то он весь такой - как никакой другой:
По тропинке прошел светлый образ. Я замерла, потеряв дар речи и мысли, и только смотрела вслед, на широкую спину, на гордую посадку голову, белоснежное с желтой полосой полотенце, и сосны оглушительно шумели вокруг.
-Ребенку-то как хорошо, - сказала я наконец,
-Одна мама за компьютером, другая играет с ним, - сказала она.
Мы переглянулись и вздохнули.
-Держите меня:
-Меня, - так сказать, супплетивная форма винительного падежа:
-Может, не пойдем? - спросили мы друг друга просяще.
-Надо бы искупаться, после дров-то?
И мы пошли. Из-за какого-то принца лишить себя чистоты, отдыха, загара? Да все идеальные мужики на свете не остановят меня!
И только коленки немножечко так дрожали.
Вода охладила горячую голову, и так как волшебник куда-то исчез, - пока мы искали по субботнему переполненному телесами пляжа местечко, куда можно было бы кинуть не только полотенца с тапками, но и собственные тела, - мы с чистой совестью полезли в озеро.
Когда плывешь, ощущаешь себя совершенно не тем, чем обычно. В воде как в воздухе. Под тобой бездна, ты лихорадочно раздвигаешь волны, болтая пальцами ног, и медленно проплываешь по поверхности, вокруг возвышаются деревья, ты словно под ними, и вода блестит прямо перед глазами, низко-низко:
Доплыв почти до середины, я перевернулась на спину. Когда лежишь вот так и смотришь в небо, оно кажется особенно высоким, далеким, синим, прозрачным, круглым и гладким. Оно сначала неподвижно зависает над тобой, затем вдруг вздрогнет и начнет заваливаться куда-то вверх, за голову, и ты лежишь на планете и вместе с нею медленно-медленно поворачиваешься:
Вода давит на уши, колышется около лица, иногда заливая щеки с подбородком. Я дышу порциями, выдохну, утопая немного, наберу воздуха полный живот - и всплываею, замирая, и только ты и плеск мокрой воды по лицу:
Слышно, как проплывает кто-то: утробные уханья упругой волной в ухо ударяют, толкают словно, постукивая как будто. Вот кто-то гребет, и я отчетливо слышу мерные движения рук, и не слышу плеска: Не под водой ли плывет? Как бы не врезался в меня этот рыб! Начинаю собирать раскинутые конечности:
Медленно, с удовольствием вгрызаюсь в тепло-прохладную воду и плыву к берегу. Ближе, ближе: приятная, слегка пугающая усталость рук и вечное 'а вдруг не доплыву':
Когда я разыскала наши тапки на всеобщем лежбище среди неровного гула, я уже сидела там, подтянув колени к груди и уткнув лицо в колени, закрыв голову руками.
-Ты что не загораешь? - удивилась я.
-Тихо, - шикнула она и дернула макушкой в сторону.
Я скосила туда глаз и замерла. Рядом лежало тело - но какое тело!
Я быстренько отвернулась и принялась лихорадочно втирать полотенце в голову.
-Если он не уйдет, я умру, - сообщила она.
-Да ладно, - сказала я. - Он вообще спит.
Было очень на то похоже: он лежал на животе, подняв руки и положив лицо на перевернутые ладони. Не шевелился, и мерно и невысоко поднимались лопатки.
-Подумаешь, - сказала я наконец, овладев собой, то есть мыслью и речью.
-Рядом с ним начинаешь задумываться о смысле жизни, - трагически прошептала она.
-Что? - не расслышала я.
-Рядом с таким мужчиной начинаешь задумываться о смысле жизни, - повторила она громче.
-Надо бросать перо, - кивнула я. - И в больших количествах рожать детей.
-Да ну, ты же понимаешь, о чем я. Начинаешь чувствовать себя женщиной!
Я вздохнула. Сколько можно говорить себе одно и то же!
-Ну, иногда хочется, - сказала я. - Но ты все равно мужчиной не станешь, даже если в жизни не увидишь ни единого мужика.
-Да при чем здесь это, - досадливо сказала она, отмахнувшись. - Ты же понимаешь. Быть человеком - хорошо, а иногда хочется каких-то таких вот переживаний.
-Любви, - фыркнула я.
-А хоть бы и так!
Я села рядом на мятую траву, накинула полотенце на плечи, задумалась.
-Ну хорошо, ну пусть любовь, - согласилась я. - Ну и что?
Теперь вздохнула она.
-Да ничего.
-Вот именно. Есть любовь, нет ее - а ты все равно в компьютере или за бумагой, или смотришь по сторонам, разглядываешь людей: Иногда вспоминаешь, что у тебя есть ребенок: Ну, что ж, доля наша писательская такая:
-Вот этого я и не понимаю. Почему люди как люди, а у нас вся жизнь в словах? Получается, по-настоящему мы не живем ни здесь, ни там. Ни на два даже мира, а где-то посередке сидим, на глаголах покачиваемся, за имя держимся: Должна же быть жизнь и у писателя? Иначе что он писать будет?
-А если он жить будет, то когда писать?
Она махнула чем-то, я не разглядела:
-Это все ясно, не о том речь ведь!
-О чем же?
-Ты и сама знаешь!
-Положим, не знаю.
Она как-то бессильно посмотрела.
-Да я и сама не знаю Иногда вроде услышишь, прочитаешь где - и диву даешься: вот же оно, вот, сказано, в этом дело все. А только начинаешь сама себе объяснять - и оказывается, что опять не о том говоришь!
-Напиши, - посоветовала я.
-Да напишу, - сказал она. - Куда денусь.
-А и где-то мы опять ошиблись:
-Нет, - вскочила она. - Не жаль!
Окружающие посмотрели на нас.
-Памятник, почему у тебя такие большие зубы?! - почти крикнула она мне. - Что, не дает ответа?!
-Тссс, - сказала я и потянула ее за руку. - Я-то что могу сказать, все мои слова не мои и говорю я в пустоту, ответить одному человеку не умею, не могу. Живому который. Чушь пороть в границах словаря - это да, а живому, которого тысячи поколений писателей не описали, - нет слов. Нет слов для живого человека.
Она посмотрела на меня как на безумную и села.
-Ты с ума-то не сходи, - сказала она. - Тоже мне нашлась глубокомысленница. Писательница. Тьфу.
-И не говори, - согласилась я. - Безобразие.
-Бардак.
-Бред.
-Два бреда.
-Одинаковых.
-И небо ей не скажет ничего.
-Не очень-то и хотелось, - фыркнули мы в голос.
Небо постепенно наполнялось облаками, которые наползали иногда на солнце, и в такие моменты мы поеживались.
-Что-то мы запутались, - сказали мы вместе и невесело.
И через недолгое молчание:
-Что делать будем?
-А что тут делать?
Всё хором.
-Начинается, - рассердились мы в один голос.
-Пойдем дрова колоть, - сказала я наконец.
По всему берегу от леса до леса лежали, сидели, стояли прикрытые только купальниками тела. Солнце щедро окатывало их ослабевшими к вечеру лучами. Мы, осторожно перешагивая и обходя отдыхающее, вышли на тропинку и зашагали к дому, думая каждая о своем, - а может, об одном, что скорее даже.
Перед домом стояла прохладная тень: высокая крыша загораживала вечернее, но еще яркое и горячее светило. Мы разыскали топор и уговорились об очереди.
Я встала, поставила полено на тупую колобаху вроде пня, ухватила топор поудобнее, занесла, с трудом удержала и всадила в дерево. Конечно, криво. Перевернула топор и обухом обрушила на пень. Еще раз, еще: Топор с поленом норовил упасть, когда я заносила его за спину, беря размах. Крак! - первое.
-Одиночество надоело, - пожаловалась она, сидя на кушетке, справа и немного сзади от меня. Ноги она поставила на напиленную кучу и покачивала носками туда-сюда.
-А от людей тошнит, - добавила я.
-Тоскливо одной.
-А поговорить не с кем.
-Да и с кем говорить?
Крак!
Она отдернула ногу - полено рухнуло почти на нее - и продолжила:
-Поговорить-то с кем угодно можно, только никто не понимает.
-Да и понимать нечего, - согласилась я, обрушивая топор с насаженным на него поленом.
-Ну, может и есть чего, но все равно сказать не могу.
-Я не понимаю, что тебя волнует! - я с размаху кинула топор на пень, и полено разлетелось пополам. - Что именно тебя никто не понимает? Или что? Идея о принципиальной невозможности понять другого - любого - человека - стара как баба-яга, - я зло рубанула деревяшку, и мелкое полено словно взорвалось. - Стара! Стара! Стара!
С каждым словом я кидала топор обухом на колобаху. Лезвие все глубже уходило в полено, но раскалываться чурбан отказывался.
- На тебе!
Я вложила в удар всю злость на трансцендентность человеческого одиночества и тупость бытия, и упорное полено со звоном кракнулось, половинка отлетела назад.
-А-а-а! - закричали мы в голос.
Я опустила инструмент и схватилась за ногу. Больно!
-Ты-то чего орешь? - жалобно спросила она, потирая ногу.
-Не знаю, мне тоже больно, - сказала я и села рядом, отложив орудие труда. - Как будто на мою ногу упало что-то тяжелое.
-Не очень тяжелое.
-Но весомое.
-Но полено попало в меня.
Мы посмотрели друг на друга в задумчивости.
-Что за крики? - спросил от калитки приятный мужской голос.
Перед забором стоял он и смотрел на нас поверх голубых кольев. Темное вечернее солнце подсвечивало худое лицо, и волосы казались рыжими.
Мы молча пялились.
-Что-нибудь случилось? - повторил он.
-Да нет, ничего, - опомнились мы и оторвались от созерцания светлого образа в спортивных тапочках. Кремовая рубашка с коротким рукавом выглядела так, будто ее только что выгладили и отутюжили, стрелки на рукавах еще стояли 'смирно'.
Сложно представить, что скажет идеал. Ждешь от него сразу признания в любви, не меньше. Впрочем, и не больше. Собственно, на что он еще годится? Поэтому мы еще какое-то время подождали. Он вел себя странно: обычно. Стоял себе и смотрел на нас, как просто прохожий, который шел себе мимо, услышал крики, решил спросить, в чем дело:
-Ничего такого, - вежливо ответили мы, наконец сообразив, как выглядит ситуация. Он же не знает, что он принц! Я добавила: - Это я себе поленом по ноге попала.
-Кричали двое, - улыбнулся он.
-За компанию, - пояснила я.
-Дрова колете? - поинтересовался он. - Больше некому?
-Как это некому? - сказала я. - А я на что?
Мне показалось, что он скажет что-нибудь про неженское дело и приготовилась ответить любимой фразой: 'настоящая женщина не та, что в горшках разбирается, а та, которая может сделать все, что захочет, дрова порубить в том числе'.
-Давайте я вам помогу, - сказал он, и я не сразу поняла - так настроилась на свою фразу.
-Что?
-Дрова колоть, - сказал он.
-Да: ради Бога, - растерялась я и положила топор на пенек.
-Проходите, - пригласила я.
Он вошел в калитку, подошел, взял топор уверенной рукой, посмотрел на инструмент неодобрительно, слегка приподняв брови:
Дрова он колол легко, с одного-двух ударов; сидя сзади и наблюдая за его движениями, мерными, сильными, точными, мы подумали, как хорошо, когда в доме есть мужик. И тут же подумали, что мужик развращает, я и сама с любым делом справлюсь.
-Вы где-то неподалеку живете? - спросили мы одним голосом, решив развлечь его светской беседой.
-Относительно, - ответил он, ставя перед собой полено. - Восьмой Космический проезд.
-А как вас зовут? - спросили мы хором.
Почему же так трудно писать о нем? Может, и не было его, и правдивая рука краснеет, привыкшая отображать жизнь настоящую, не может солгать? Или, наоборот, слишком он был реальный, а ведь персонаж должен быть самостоятельной, отдельной личностью, лишь отдаленно напоминающий прототипа? О рука, ты ведешь меня по миру, как собака-поводырь хозяина-слепца! Только я никогда не знаю, куда ты меня приведешь, ибо не знаю, что тобой движет. Ибо если я тобою управляю, то почему герои мои вечно говорят не то, что я хочу за них сказать?
Напиленную нами кучу дров он порубил очень быстро.
-Пожалуйста, - сказал он, вгоняя топор в пень, когда последние щепки легли на землю.
-О! - воскликнули мы с некоторым недоверием в голосе. - Спасибо!
-Всегда пожалуйста, - вежливо ответил он и начал собирать поленья.
-Нет-нет, мы сами! - вскочили мы, бросаясь отбирать дрова.
-Чего уж там, - усмехнулся он, складывая дрова в поленницу возле дома.
Мы стали дружно носить и складывать дерево. Когда с этим было покончено, мы пригласили его пить чай, конечно. Он согласился.
Вблизи он оказался обычным человеком. Когда он проходил мимо, я услышала легкий запах пота. Левую щеку над челюстью пересекала тонкая, почти зажившая царапина. Он серьезно смотрел, как мы со мной сталкивались у чайника, плитки, ведра с водой, вместе, шипя друг на друга, вытирали лужу.
Когда чайник устроился на краснеющей спирали, мы со мной уселись напротив гостя и уставились на него с большим интересом.
-Не устали? - заботливо спросила я, которая она.
-Ради такой девушки я готов устать намного больше, - заверил он, и мы не поняли, кого именно он имел в виду, тем более что мы одинаковые.
-Надолго здесь? - спросил он, положив ногу на ногу и скрестив пальцы на колене.
-Еще недельку, - хором сказали мы.
-В воскресенье уезжаем, - добавила я.
Он покивал.
-В отпуске?
-Да нет, просто отдыхаем, - произнесли мы вместе.
-Надоело в городе сидеть.
-Душно, шум вечный, даже ночью.
-Обстановку надо было сменить.
-А то голова уже не работала.
-За все лето ничего не написала.
-И я тоже.
-А что пишете?
Мы засмущались. Писатель, как известно, не профессия, отрекомендовываться подобным образом все равно что назваться идиотом, сумасшедшим, праздношатающимся бродягой или бездельником. А уж если женщина писатель, то, значит, Донцова.
-Всякое, - сказали мы, опустив глаза.
Зашипел чайник, и мы бросились к нему.
-Вы все делаете хором? - спросил он странным тоном.
Мы застеснялись и чуть было не сели вдвоем обратно. Но все же я села, а она пошла к плитке. Заварила чай, налила три кружки, поставила на стол, оглянулась как-то беспомощно, словно не знала, что еще предпринять. Затем, решившись, принялась вынимать из холодильника сыр, масло, колбасу, помидоры, зелень: Роман поднял бровь.
-Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, - серьезно сказал он.
-Как хотите, - сказала она и с облегчением засунула все обратно.
Гость попивал горячий чай и разглядывал нас.
-А кем работаете? - спросил он между двумя глотками. Он подвинулся к столу, и я разглядела пучок морщинок в углу глаз и легкие тени под глазами. Светлая челка сползала иногда на правую бровь, и он то сдувал ее, то откидывал резким движением головы.
'Какое проникновение в вопрос', - со вздохом про себя подумали я.
-Два класса русского в школе, но это так, а так - то корректура, то редактура, то за рассказы что-нибудь дадут, так и живу, - сказали мы.
-Рассказы по журналам? - уточнил он. - Наверное, не много платят?
-Немного, - подтвердили мы.
-Был в прошлом году гонорар за роман, да весь вышел, - добавила я.
-Что за роман?
-Да так. Фантастика.
-Понятно, - сказал он с таким видом, словно и впрямь понятно.
-А вы кто? - тут же перехватила инициативу я. Которая она.
-В смысле? - поднял он брови.
-Чем занимаетесь, - помогла я себе.
-В данный момент чай пью, - улыбнулся он углом рта.
-А не в данный момент?
-Отдыхаю в этом поселке, - улыбнулся он уже целиком.
-А по жизни? - не сдавалась она, и я ее поддержала.
-Работаю, - усмехнулся он.
-Хр-р-р, - сказали мы.
-Спасибо, - сказал он и поставил кружку белую с мелким зеленым пейзажем на боку, детали которого сливались в одно пятно.
-Не за что! - откликнулись мы.
-За чай и компанию, - спокойно и словно сердито произнес он, вставая. - До свидания.
-Тогда пожалуйста, - сказали мы растерянно, поднимаясь, чтобы проводить его.
Он уже спустился с крыльца и скорым шагом шел к калитке. За забором он обернулся на миг, махнул рукой и скрылся за деревьями.
Мы сели.
-Хам, - сказала она.
-Хам не хам, но свинья порядочная, - согласилась я.
-Впрочем, доля самоуверенности идет мужчине.
-Ну: В общем, есть немного:
Солнце село где-то за лесом, и сумерки выползали из углов, наследив тенями. Какое-то время мы молча смотрели вниз. Дом наш стоял на склоне холма, и из окна открывался замечательный вид на лес деревьев и островерхих крыш. Оттуда наползал серый шатающийся туман.
Двигаясь в сумерках,как в паутине, мы убрались, вымыли чашки, эта я вытерла красной сухой тряпкой бледно-голубые разводы клеенки, задумчиво поковыряла пальцем царапину на клеенке. Где-то вокруг начинали проявляться смутные черты, линии тела, отдаленно звучали голоса, приближаясь: Как сомнамбула пошла я наверх, по дороге потеряв тряпку, поднялась по ступеням. И за мной следовал дикий визгливый вопль 'Пощады! Пощады, о великий король, пощады!' Желто-зеленый ком подкатился под ноги принцу из резко распахнувшейся двери зала совета. Разгневанный сюзерен стоял у порога, растрепанный, в гневе.
-Стража! Взять его!
В полумраке промозглого низкого каменного коридора стояли по обеим сторонам двери неподвижно алебардисты, уставившись на кончик носа, испуганно выпучив глаза, не решаясь оставить пост.
-Ну! - прикрикнул король.
Алебардисты сильнее вытянулись, выпятив железную грудь. Один наконец не выдержал и, перехватив древко алебарды ниже, двинулся к карлику, звеня железными башмаками.
-Пощады! - завопил пронзительно шут и вспрыгнул принцу на грудь. Колпак его, звякнув, свалился на пол. Принц почувствовал твердое в складках камзола и отшвырнул карлика. Но тщедушный человечек цепко держал юношу за воротник.
-Спрячь, но не читай, страшная книга, - прошептал дико карлик. Принц с отвращением разглядел глубокие морщины, грязную корку на носу, гноящийся красный глаз, кривую, словно переломленную, бровь, кровоточащую тощую губу, гнилой зуб, вдохнул смрад дыхания и впитал черную ненависть из бешеного взгляда, которого словно и не было, а были два огромных зрачка, две дыры в пропасть, бездну, сочащую ненависть, ненависть:
Лицо отскочило: стражник железной рукой снял шута за шиворот, и тонкие ноги в желто-зеленых трико заболтали над полом острыми носами башмаков. Но нить из глаз карлика тянулась в душу юноши, и круглый гладкий страх заполз в живот, переворачиваясь там:
Взгляд прояснился, и я увидела, что сижу на своем чердаке за столом, передо мной пробивается сквозь ночь серый лист, пальцы судорожно вцепились в ручку, а где-то грохочет электричка, и мелко трясется дом, и судорожный страх подползает снизу, подбираясь к босым ногам под стулом:
-Мама! - я подобрала ноги. Бросила ручку, не спускаясь на пол, переползла на кровать. Разделась, поджимая озябшие ступни, залезла под одеяло. В темноте подступали угрожающие тени. Я, задрожав, закрыла глаза, натянув одеяло на самые уши, оставив только щелку для носа...
Утром я спустилась на кухню с тяжелой головой. Я уже сидела там с древним серо-голубым номером 'Невы' около кружки с чаем. Я тоже налила чаю и уткнулась лицом в теплый сладкий пар, приходя в себя. Пошарила на соседнем стуле, нашла собор Парижа и начала читать, постепенно увлекаясь.
Где-то через час мы встали из-за чтения и занялись делами насущными. Полили совместными усилиями огород, набрали две кружки клубники, съели по горсти черники, которая росла в центр участка, окрасив язык и губы в красно-синий цвет.
Солнце стояло высоко и грело солидно. Мы вспомнили, что не ели с приезда, и приготовили обед, убив полтора часа. Поели; высунув языки, отдохнули от пищевого удара, еще почитав. Решили молчаливо, что пора искупаться, и двинулись на озеро.
Без потрясений мы искупались, без лишних слов легли на берегу, подставили спины жаркому солнцу, уткнулись носами в книги. Белая бумага под солнцем сияла как прожектор, и глаза быстро устали. Не знаю, как я, а я потерла глаза и закрыла.
Через некоторое время я ощутила неприятное свербление в затылке. Оглянувшись - одновременно, мы увидели, что рядом стоит Роман и смотрит на нас.
-Добрый день, - сказал он. - Загораете?
-Да, - откликнулись мы хором. - Добрый.
Он кивнул и пошел к воде, оставив рядом знакомое махровое полотенце. 'Интересно, мать, жена или теща отбеливают ему полотенце?' - подумали мы вместе. И мысли невольно поползли в известную сторону. Перед глазами мелькали десятки сцен, суть которых сводилась к извечному.
Ощущение вчерашнее его обычности и человечности сменилось восхищением и желанием узнать ближе этого деятеля. И самой рассказать ему, как грустно порой сидеть за столом, на табуретке одна как пуп земли, и вокруг ни единого живого человека, одни только души: Душ много, все человечество толпится, - но нет одного-единственного, к которому можно было бы прижаться, вдохнуть его особенный запах, провести пальцами по редким волосам на груди, ощутить, как поднимается и опускается она под ладонью, услышать дыхание над ухом: Целая семейная жизнь взорвалась и сгинула перед глазами, и вот опять передо мной сверкающие страницы, перекрываемые с угла сизой тенью от ее плеча.
Я посмотрела на это плечо и увидела, что оно покраснело. Оглядела свою спину, ноги - то же самое.
-Пора домой.
Без слов мы поднялись и отряхнули с колен песок. Взяли тапки, полотенца, книги:
-Разрешите проводить?
-Ай! Так можно и заикой сделать!
-Прошу прощения.
Блестя каплями на плечах, Роман шагал между нами и слушал нашу болтовню внимательно, серьезно, словом, так, как и надо, иногда улыбаясь, иногда не к месту, что придавало ему неповторимое обаяние.
К вечеру обе я были очарованы по самые тапочки. Мы порхали, не замечая ничего, кроме блеска темных глаз, немного лукавого наклона головы, чуть кривой от сдержанной улыбки линии губ, длинного изящного изгиба кисти, тонких пальцев (-Вы на музыкальных инструментах играете? - На фортепиано. - А, тогда понятно) на загорелом колене:
Давно ночь заполняла пространство, строго глядя сверху, давно скрылась узкая спина, а я все видела удивительный мягкий и строгий взгляд под приподнятой светлой бровью. Все поворачивалась на один бок, на другой, прижимаясь к подушке то одной щекой, то другой, то спинывая одеяло, то натягивая до подбородка, и дрожала нижняя губа, повторяя все какие-то сказанные и несказанные слова:
Три дня прошли, пробежали, пролетели, но время остановилось, осталось одно - он.
Роман приходил утром, от завтрака отказывался. Помогал поливать огород, впрочем, переработать не стремился, за что мы были ему благодарны. Он не стремился поразить нас ни силой, ни работящестью, хотя мы догадывались, что с тем и другим у него все в порядке. Потом мы шли гулять по лесу или бродить по заковыристым улочкам садоводства; дневная прогулка включала заход на озеро, купание и загорание под болтовню о мелочах или разговорах о поэзии, лошадях, рисовании тушью, которым увлекался Роман, собаках, влиянии буддизма на христианство, о музыке Альбинони, о звездах, тяготении и черных дырах, о мостовых и воспитании детей, о кино и рыбалке, об экономике США и Китая, в общем, о сотнях интересных вещей или обо всем на свете. Затем он провожал нас до дому и уходил, возвращался вечером, и мы гуляли до глубокой ночи. Все понятно?
И так прошло три дня, и наступила пятница, и случилось страшное.
Мы сидели на крыльце. Я примостилась на лестнице на чердак, прижавшись виском к шершавым перилам, и следила с интересом за собой. Роман сидел на корточках перед нами, в вечных темно-зеленых шортах, пошевеливая пальцами, взгляд его был серьезен. Она рассказывала что-то известное мне, поэтому я не слушала.
Грохнуло за домом, как огромная хлопушка. Крыльцо дрогнуло. Мы подскочили и побежали в кухню к окну.
Красной красивой крыши на соседнем участке не было, на ее месте за кустами малины дымилась словно куча мусора. Часть дома с забором, выходящие в наш огород, превратились в огромную груду досок, щепок, земли, дальняя половина замечательного деревянного особняка осела внутрь.
Мы оцепенело смотрели на лежащего неподвижно человека. Он лежал навзничь, руки закинуты вперед, он словно вцепился в землю перед головой, рубашка сбилась наверх, открывая голую поясницу. Страх, жуткий гладкий страх заворочался в животе, затошнило. Так вот как человек внезапно смертен!
К мертвому нелепо подбежала на кривых ногах женщина, взмахнула руками и завыла, бросившись на тело.
Мы схватились за руки, услышав этот вой, бабский дикий вой, как только и воют бабы, когда видят мертвыми родных и любимых, и сразу представилось, что там лежит мой ребенок это я, я вою, вдруг ощутив, что ничего, ничего нет больше в мире!
Мы увидели, как сбегались соседи, облепили заборы и все прибывали любопытные, заглядывали с улиц, засовывали головы, тянули глаза, пытаясь разглядеть подробности. Мы увидели, как Роман подбежал к воющей женщине, потянул труп за плечо, оттянул женщину. Она цеплялась за мертвого, всаживая пальцы в его рубашку, голова ее запрокидывалась, мотаясь по плечам.
К Роману подбежала другая соседка и стала хватать его, показывая на обвалившийся дом.
Мы побежали туда, я ухватила и сунула в карман брошенные вчера шерстяные перчатки. Обойдя метра за два молчаливое тело, мы приблизились к месту трагедии. Разрушенная часть дома дымилась, снизу пробивался желтый огонь.
-Точно здесь? - услышали мы отрывистый голос Романа и визжащий от ужаса голос соседки:
-Он лег отдохнуть в маленькой комнате, ради Бога, боже мой, неужели ничего нельзя сделать!
Женщина чуть не падала.
-Если он в этой части, можно попробовать вытащить, если же в той, то, значит:
Подошел пожилой мужчина, сгибаясь набок под ведром водой.
-Залить, пока не занялось, - пропыхтел он.
Роман остановил его:
-Зальем кипятком человека, а он еще может быть жив. Надо разобрать завал.
Роман посмотрел и взялся за угол деревянной панели. Пожилой оставил ведро, вытер руку о грязные штаны и взялся рядом.
-Ого! - сказал он озабоченно. - Горячо!
Роман не ответил, напрягая руки.
Мы взобрались к ним и стали помогать, толкая сломанную стену. Дерево поддавалось с трудом, со скрипом. Подошли еще мужики, кто-то присоединился, кто-то разбирал рядом.
Пот мгновенно заполнил лицо, подмышки и спину, ладони болели и скользили, от напряжения в голове зашумело, перед глазами заплясали белые мушки, так что я уже видела только почерневшие обои, когда-то кремовые с серыми цветочками:
Мы сдвинули стену, другие освободили от части крыши завал бревен и досок, между которыми торчал угол простыни или чего-то в этом роде. Снизу поднимался дымок, в лицо тянуло жаром.
-Быстрее, - пропыхтел старик, принесший ведро, и мы начали поднимать и двигать горячие остатки потолка; покореженные вещи, когда они попадались, просто отпинывали. Мужики негромко матерились. Где-то вокруг шумели и волновались люди, кричали и причитали женщины.
-Кто-нибудь позвонил в Скорую? - сквозь зубы спросил Роман у щуплого мужичонка, с которым они поднимали тяжеленную балку.
-Вроде того, - прохрипел тот, красный от натуги, блестящий от пота, грязный и мятый, клетчатая рубашка его уже сверкала дырой. - Тяни ее, дуру:
Мы тянули и толкали, дуя на руки, не глядя на сердитые мужские лица, видя только напрягшиеся руки со вздутыми синими венами.
-Горит! - всколыхнулся женский крик, и мы на миг оглянулись. Огонь на разрушенной части дома выскакивал из щелей между осколками досок, красного шифера, щепок, стекла.
-Поднажали, - выдохнул кто-то, и мы скинули толстенную балку. Нам открылось месиво из всего, что бывает в доме. Вещи, доски, тряпки, все такое горячее, что невозможно дотронуться. И среди этого лежала черная человеческая кисть!
-Зажарился небось, - пробормотал кто-то рядом, и старик с водой перекрестился. А щуплый в дырявой рубашке сморщился, как будто откусил от лимона. Соседка взвыла, и вопль подхватила далекая сирена.
-Рукавицы, дура! - крикнул не своим голосом Роман, прервав общее оцепенение.
Я вспомнила про перчатки и выхватила их из кармана, суя Роману.
-А вы марш отсюда! - бросил он, натягивая рваные перчатки.
Мы отошли, пока Роман осторожно раскидывал ошметки вещества вокруг руки.
-Мать вашу, - сказал старик и снял рубашку. - Да чтоб вас разорвало, террористы хреновы:
Он рванул ткань. Половинами рубашки наспех обмотал ладони и присоединился к молодому человеку. Так же сделали еще двое.
Когда непрестанно завывавшая белая машина остановилась около участка, из завала осторожно вынимали оборванное черное тело.
Мы отошли и увидели, что тот, первый, уж не лежит, а сидит, скорчившись, на траве, и женщина, которая убивалась над ним, сидела рядом и дергаясь обнимала и гладила его, а тот не шевелился, только тряс головой. Лица видно не было, кисти рук свисали с колен.
Мы со мной отошли на наш огород. Прилив сил, появившийся при разборе взорванного дома, схлынул, и мы опустились на скамейку, и колени и пальцы тряслись, и холодное скользкое сидело в груди. Люди в белом, люди в форме заполнили соседний участок, пострадавших унесли, прочих разогнали.
Роман подошел к нам.
-В порядке? - отрывисто спросил он. Лицо и руки в разводах от грязи и пота, нос и лоб блестят, волосы прилипли ко лбу, одежда грязная, ноги расцарапаны.
Мы только кивнули.
-Хорошо, - сказал и быстро пошел прочь.
Посидев, мы направились в дом, сели на кухне и молчали. Когда слышишь о взрывах по телевизору - да, но когда прямо на глазах умирает человек: Слава Богу, он остался жив, но мы этого не знали! Вот он шел себе мимо, и раз - нет человека, и только жена ревет:
Я вспомнила свой последний рассказ. Разве может он предотвратить вот такой взрыв? Разве учит добру, разве после его прочтения кто-нибудь станет лучше?
Я дернулась. Мелкие личные проблемы и ничего хорошего в моих рассказах, значит, никчемные, ненужные, нельзя писать такие после всего, что только что увидела. Да и не смогу ничего теперь написать, только вспомню вскинутые руки, задранную рубашкуу и нелепые движения женщины, которая не знала, что и сделать, чтобы он откликнулся, и могла только выть, не по-человечески выть от бессилья и безмолвности, неподвижности его:
Ночью заснуть не удавалось. Давно угомонилось все на соседнем участке, тишина встала во весь мир, подпирая плечами черное, как обгорелое бревно, небо, а я все смотрела в окно, и как будто слышала, как внизу шуруют террористы, и ощущала кожей, как сейчас начнут сыпаться вокруг горящие стены: Только к рассвету удалось задремать.
Утром пришла соседка и сообщила, что это, видимо, не террористы никакие, а подорвали генерального директора, то есть совершенно личные счеты и никакого джихада.
Как будто полегчало, но говорить все равно не было желания. Мы замедленно полили огород, сходили на озеро, не решились войти в воду, вернулись, поминутно оглядываясь, сели по разные стороны кухонного стало и молчали до вечера. Страх смерти наполнял все, вдох и выдох, чашка в пальцах мелко дрожала. Челюсть сводило и дергалось левое веко, так что приходилось щурить глаз. Ночью мы разошлись, и я еще какое-то время сидела, бездумно глядя то на обои, то на стол, то в окно, следя, как все гуще становятся сумерки, сумерки, сумерки:
В воскресенье днем пришел Роман, о котором мы как-то забыли. В летних светлых брюках, белой рубашке и замшевых туфлях в дырочку, с небольшой спортивной сумкой через плечо.
-Можно проводить?
У него был усталый вид, и смотрел он серьезнее обычного, без тени усмешки в темных глазах.
Мы быстро собрались, выдернули из сети плитку, заперли дом и зашагали за молчаливым молодым человеком, как под конвоем.
В электричке народу было много. Я со мной пристроились рядышком на скамейке, Роман сел напротив, сложил руки на груди, закрыл глаза и расслабился, похоже, собираясь проспать всю дорогу. Сегодня он казался чужим.
Да слишком быстрые, шальные неистовые несут меня колеса: Мы сидели, слушали людской гул в вагоне, всматривались в разные лица, живые, разгоряченные духотой электрички. Как непонятна жизнь! И сейчас мы едем вдвоем к одному ребенку и одному компьютеру, и даже это уже не пугало: живы, а с прочим разберемся. Только вот - только вот не исчезнет ли кто-нибудь из нас, когда приедем домой, и если исчезнет, то точно ли исчезнет куда-нибудь, не рассосется ли, как воздух, как мираж, как сон, призрак, фантом, фантазия, воспоминание?..
-Как-то все произошло неконфликтно, - сказала я задумчиво.
-Иногда какие-то важные моменты проходят без потрясений, - ответила она.
-Я даже не утратила хороших отношений с собой из-за лучшего в мире мужчины. Как так? Это противоречит законам жанра:
-Какой жанр? Любовный роман, что ли?
-Ну, роман не роман:
-Ничего, у нас все впереди, сказала она.
-Не знаю. Я боюсь. За компьютером может сидеть только одна.
-Это снаружи одна, а что на самом деле происходит - неизвестно.
-Утешила!
-Но почему, объясни, мы не влюбились? Когда еще представится случай? Или с этой литературой мы совсем потеряли женскую сущность?
-Вряд ли сие возможно. Но я сама не понимаю. Я вроде даже начала влюбляться:
-И я:
-Три дня об одном только думала. А потом как засвербил этот рассказ:
-И как пошел:
-А потом этот взрыв:
-До сих пор засыпаю с трудом:
-Но ведь хочется иногда, чтобы был рядом кто-то живой, теплый:
-Настоящий, живой:
-Родной, понимающий:
-Который выслушает:
-Поймет:
-Пожалеет:
Роман вдруг открыл глаза, наклонился, обнял нас за головы, притянул и произнес шепотом:
-Писатель повенчан со всем миром, и любовь к одному человеку для него невозможна. Нет одного, один всегда недостаточен, ибо он лишь часть того единственного, которого по-настоящему и любит писатель, и имя ему - человек.
-Бедная моя девочка, - добавил он и вернулся на место. Закрыл глаза, скрестил руки на груди - и снова спит! Как будто и не было ничего сказано:
До вокзала мы ехали молча.
Втроем поднялись на четвертый этаж и остановились перед дверью, обитой черной кожей, обтертой по краям.
-Ну вот, - сказали мы и пошарили в карманах в поисках ключей. Два ключа от одной двери!
Роман сказал:
-Подожди.
-Да я не тороплюсь, - сказали мы.
-Ты понимаешь, - сказал он, - произошла ошибка.
-Конечно, - сказали мы. - А что случилось-то?
-Мы еще точно не знаем, - произнес он и взял наши ладошки горячими пальцами, - Но исправим.
-Сейчас?
-Да.
Я смотрела на него, в серьезные и строгие глаза, и чувствовала, что какие-то слова остались недосказанными, важные слова. Я понимала, что он из какого-то будущего, но будь он хоть из другой Вселенной, я хотела найти его и там, или дождаться, или:Ведь должен, должен быть тот единственный, любимый!..
Он сжал мне руку сильно, до боли.
Щелкнул замок. Я оглянулась.
-Маленькая, ты чего тут торчишь на лестнице? - удивленно-ворчливо спросила бабушка, высовываясь из двери.
Площадка была пуста.
'Во всяком случае, если он выбрал ее, я могу утешиться тем, что любит он все равно меня'.
Я кинула рюкзак на кровать, сменила кроссовки на тапки, села перед компьютером; проследила, как ящик загружается, стоически вынесла насмешливый взгляд любимого Щербакова с рабочего стола.
-Жизнь - она такова, - сказала я, щелкая по синенькой иконке Ворды. - Значит, будем жить.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"