Жданович Николай Александрович : другие произведения.

Акустическая рифма

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Язык и литература /Записки энтузиаста/


АКУСТИЧЕСКАЯ РИФМА

Рифмы  Акустические -
Концы слов ритмические,
Различные орфографически,
Совпадают фонетически.
Они различны по написанию,
Но совпадают по звучанию:
(грешно - конечно, рыться - злится,
красавица - кудрявиться,
существо - ничего, снова - младого...)
 
Большинство всех рифм в русском языке,
От точных и до приблизительных,
Гуляют в рамках акустических,
Созвучия всегда храня в себе.
И делятся они на объективные
И, в меньшей мере, субъективные.
Для первых есть закон произношения,
Для субъективных - созвучий ощущенье.
Объективные А.р., без сомненья всякого,
Воспринимаются всеми одинаково:
(мышь - рыж, слуг - стук, сыр - пир,
вот - комод, поп - лоб, нас - раз,
локти - когти, рад - ряд, бросче - роща,
детский - немецкий, колоться - колодца,
страстный - красный, множится - кожица...)
Субъективные А.р. сразу, изначально
Воспринимаются индивидуально:
Кажутся созвучными одним,
Но неприемлемы другим:
(князь - обвилась - удалась - развелась,
стопа - рупор, они - раним, яд - стоят,
ваши - фальши, сласти - счастье, год - идёт)
К Объективным А.р. ближе рифмы точные,
К Субъективным - рифмы приблизительные:

"Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне". -
"Что, Таня, что с тобой?" - "Мне скучно,
Поговорим о старине"...
                (А. Пушкин)

"Вещи и люди нас
окружают. И те,
и эти терзают глаз.
Лучше жить в темноте"
                (Й. Бродский)

"Как призрачно моё существование!
А дальше что? А дальше - ничего...
Забудет тело имя и призванье, -
Не существо, а только вещество"
                (С. Маршак)

"Под кровом внешних роз
Поэтом я возрос"
                (А.С. Пушкин)

***

НАЧАЛЬНАЯ РИФМА.

Если первые слова в двух и более строках
И созвучны, и срифмованы в стихах,
И неважно, в ритме быть им иль не в ритме,
Мы можем смело говорить о Начальной рифме:
Будет полное созвучие первых слов стиха,
Выразительность его будет крайне высока:

"Хлебом клянусь и водой,
Небом клянусь и звездой...
Кровью клянусь и бедой,
Любовью клянусь и враждой..."
                (Е. Благинина "Клятва бойца")
               
"Вдруг из
         маминой из спальни,
 Кривоногий и хромой,
          Выбегает умывальник
И качает головой..."
                (К. Чуковский)
 
В веке во тринадцатом
Первым русским автором
Начальной рифмы (как стиха источник)
Был незабвенный Даниил Заточник:

"Яко же бо змий страшен свистанием своим
тако и ты, княже нашъ, грозен множеством вои"
                (Моление Даниил Заточника)

***

ВНУТРЕННЯЯ РИФМА.

Помимо рифм нам известных,
Рифмующих концы всех строк,
Есть много рифм интересных,
Внутри сидящих, как бы впрок.
Когда у слов внутри стиха
Рифмовка есть одна - своя,
Созвучность слов в строках слышна,
То это рифма Внутренняя.
Рифмуются внутри стиха
По окончаньям слов внутри строки,
Охватывают целые слова
Понятиям рифмовки вопреки.
Порою создаётся впечатление,
Что воля этих рифм так сильна,
Что ими взято в плен стихотворение,
Без них ему никак нельзя.
Притом у рифм В. позиция своя -
Она всегда трёхуровневая:
- слова внутри рифмуются с концом строки,
- со смежными рифмуются внутри строки
- и со словами смежной к ним строки.
Не веришь, на примеры посмотри:

 "Опьянение печали, озаренье тихих тусклых
свеч, -
 Мы не ждали, не гадали, не искали на земле и в
небе встреч.
Обагряя землю кровью, вы любовью возрастили
те цветы,
Где сверкало, угрожая, злое жало безнадежной
красоты"
                (Ф.К. Сологуб)

"У наших ушки на макушке!"
                (М.Ю. Лермонтов "Бородино")

"Над тобой, над малой речкой,
Над водой чей путь далёк..."
                (А. Т. Твардовский, "Василий Тёркин")

"Я ждал, я звал, я верил в чудо..."
Мне голос был, он звал утешно,
Он говорил: "Иди сюда"...
                (А. Ахматова)

Внутри рифмуются слова,
Ну, как без них - без них нельзя:
"Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам..."
                (Н.А, Некрасов ("Размышления
                у парадного подъезда", 1858)

"... Пестель уходил
По улице разъезженной и грязной.
И Александр, разнеженный и праздный,
Рассеянно в окно за ним следил"
                Д.С. Самойлов ("Пестель, Поэт и Анна", 1965)

Стремительность, динамику стиху
Так ловко придают повторы "му"
 
"Наблюдатель? Свидетель события? Войны в
Крыму?
Масса жертв - всё в дыму - перемирие
полотенца...
Нет! самому совершить поджог! роддома! и
самому
Вызвать пожарных, прыгнуть в огонь и спасти
младенца..."
                (И.А. Бродский)

А вот венец такой рифмовки -
Рифмуются конец с концовкой:

"Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а - так,
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, -
Парня в горы тяни - рискни!
Не бросай одного его,
Пусть он в связке в одной с тобой -
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах - не ах,
Если сразу раскис и - вниз,
Шаг ступил на ледник и - сник,
Оступился - и в крик, -
Значит, рядом с тобой - чужой,
Ты его не брани - гони:
Вверх таких не берут, и тут
Про таких не поют"
                (В.С. Высоцкий)

***

КОНЕЧНАЯ РИФМА.

Когда рифмуются последние слова
Различных строк стиха
Мы говорим о рифме, что она - основа
Стихотворения любого,
Что она есть главная, извечная.
В любой поэзии она - Конечная.
Рассмотрим сказанное в расстановке
Конечных рифм по схемам их рифмовки:
Рифма смежная, схема рифмовки: ААББ

"Где-то есть город,
              тихий, как сон.
Пылью тягучей
             по грудь занесён.
В медленной речке
             вода как стекло.
Где-то есть город,
             в котором тепло"
                (Роберт Рождественский "Билет в детство")

Рифма перекрёстная, схема рифмовки: АБАБ
"В апреле прозябнуть трудно,
Особенно так в конце.
Был вечер задумчиво чудный,
Как дружья улыбка в лице.
Объятья мельника круты,
От них заревёт и медведь,
Но всё же в плохие минуты
Приятно друзей иметь"
                (Сергей Есенин "Анна Снегина")

Рифма кольцевая, схема рифмовки: АББА
"Как солнце, мне твоя улыбка дорога!
Ты взглянешь весело - я пытку забываю...
Но твёрже и острей я лезвия не знаю,
Чем блеск очей твоих перед лицом врага"
                (П.Ф. Якубович)

Но чаще рифма кольцевая
Не действует, как таковая.
Ей легче в паре с рифмой смежной,
И с перекрёстной ей надёжней.
Рифма смежная + рифма кольцевая:

"Под голубыми небесами                а
Великолепными коврами,               а
Блестя на солнце, снег лежит;         а
Прозрачный лес один чернеет,       б
И ель сквозь иней зеленеет,            б
И речка подо льдом блестит"          а
                (А.С. Пушкин "Зимнее утро")

Рифма кольцевая + рифма перекрёстная:
"Как много дум невнятных выражает       а
Один уныло-долгий взор;                б
И сей беззвучный разговор                б
Одно лишь сердце понимает!                а
Язык очей - язык красноречивый!             а
Внимай ему в час вдохновенный тот,         б
Когда поэт, мечтой своей счастливый,       а
Не говорит и не поёт"                б
                (Н.С. Теплова "Язык очей", 1831 г)
Все эти Рифмы - Конечные -
Извечные, долговечные.

***

Рифма Может Быть ПРОСТОЙ:
Рифмуются между собой
Слова такие (радость-младость),
Им не хватает слова (сладость).
А может быть и СОСТАВНОЙ,
Порядок в ней совсем иной:
Когда средь слов, к исходу дня,
Одно рифмуется с двумя:
Доведётся (в бой ему),
Всё решит (по-своему);
Мы вчера узнали (где вы) -
Загуляли наши (девы).
Бывает также рифма ТОЧНОЙ -
Созвучие всегда в ней прочно,
И в этом нет у нас сомнений:
(Белый - смелый; Евгений - гений).
Но есть ведь и НЕТОЧНАЯ,
По виду непорочная:
Как-то раз взмолился (я...), -
Сделай так, что нет (меня);
Как услышит слово (пламя),
Просыпается в нём (память);
И откуда всё - (неведомо)...
Будто кто-то ходит (следом).
Звучит всё чаще ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЙ,
В созвучьях где-то выразительной:
Ему нравится цвет (белый),
Он и пишет белым (мелом);
Теплом повеял южный (ветер),
А небосвод и чист и (светел).
Совпадение звуков полное,
Стоящих пред гласным ударным,
Есть правило безусловное -
Относится к рифмам БОГАТЫМ -
Перекрёстным, охватным и парным:
Стоит плетёная (ограда),
За нею гроздья (винограда);
Потратишь многие (труды),
Добудешь граммы из (руды).
Встречается и рифма БЕДНАЯ,
В ней есть созвучия ударных гласных,
Но, между тем, она ущербная -
В ней нет созвучия согласных,
Их рифмовать - привычка вредная:
Он в губернаторы всё (метил),
Но тут подул тревожный (ветер) -
Предупредил, подсел (слегка),
Ведь он в коррупции (всегда).
Ударный гласный - рифмы основа,
Опорные звуки - все влево идут.
Идея созвучности в рифмах не нова -
Созвучия слева рифму куют:
В рифме у Пушкина "Евгений - гений"
"Г" есть главный опорный согласный звук.
Больше созвучий в употребленьи -
Стих Маяковского выйдет на круг.
Все измерения Графикой звуков,
Фоникой, принятой в том языке,
Не умеряют в поэтике духа
Творить безмятежно в своём стихе.
Из сонма видов разных
Мы привести горазды
Лишь два примера точно -
О рифме Точной и Неточной:
Рифма точная:

"Рифма, звучная подруга
Вдохновенного досуга,
Вдохновенного труда,
Ты умолкла, онемела;
Ах, ужель ты улетела,
Изменила навсегда?"
                (А.С. Пушкин "Рифма, звучная подруга...")
Рифма Неточная:
"В тихий час, когда заря на крыше,
Как котёнок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи -
К светлой тайне приложил уста"
              (С.А. Есенин "Не бродить, 
              не мять в кустах багряных...")

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"