Жданович Роман Борисович : другие произведения.

Из Волчьего рода

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отклик на клюквенную выставку "Рюриковичи"


Памяти И.А.Ильина

  
   Из Волчьего рода
  
   Она была дочерью Николая Антоновича Вокач, мелкого чиновника, затеняемого фигурою дядюшки барона П.К. де Витте. Вокачи (Волковы) родом из Сербии, сражавшиеся на Косове поле в Видовдан - Летний солнцеворот 1389 г., эмигрировав после Косовских битв 1389 и 1448 гг., падения Белграда (1453 г.), не согласившись потуречиться. Средневековая Русь - мирская страна была связана с Балканскими странами (не с "византией"!), так, в житие Лазаря Сербского проникла цитата из "Слова о полку Игореве" в редакции "Повести о разорении Рязани": "лучше смертью живота купить, неже в поганой воле быть" (вместо первоисточника: "лучше потяту быть, неже пленену быть")... И в ХVI веке Вокачи служат на Руси лекарями, став московскими служилыми людьми, возможно, переведя знаменитый Лечебник Ивана Грозного, ныне хранящийся в Харьковском музее. Один из Вокачей, гвардейским офицером, участвовал в революции 1742 г., жалованный гербом с изображением стропил - указание, что владелец возводил Дщерь Петрову на трон. С переворотом Екатерины - сторонники Петра III, Вокачи эмигрируют; по смерти царицы один из сыновей проф.Лейпцигского ун-та Ф.Вокача - Фридрих Фридрихович, отец Антона, возвращается в Россию. ...Мать - Марья Андреевна, урожденная Муромцева, также известней своими дядьями С.А. и Н.А.Муромцевыми; В.Н.Муромцева, жена И.А.Бунина, была ее племянницей.
  
   1.Kampf русской валькирии
  
   Известный ученый, автор крупнейшего отечественного труда о Гегеле [Филос.Энц.Словарь, 1989, с.209], в письме В.А.Рязановскому вспоминает эпизод: "Еще в 1938, при нашем последнем свидании с Петром Бернгардовичем [Струве], жена моя Наталья, заканчивавшая тогда книгу, ...подняла этот вопрос с ним. Мы оба изумились, когда он вдруг пришел в раж, начал вопить и бить себя по коленам - ...за норманнскую теорию. Аргументы его были слабы, смахивали на "веру норманнов", а Гедеонова он пробовал "убить", возопив о нем, что он был "статский советник". Я уже после объяснил это психологически: значение норманнов, по-видимому, имело для него некоторым образом персональный смысл... Но по истине это - не аргумент".
  
   Книги не было даже в спецхране ГПБ: "Изгнание норманнов", Париж, 1955. Перенося прах автора, кремляне и не подумали ее переиздавать. Авторский экземпляр издания, хранившийся в зарубежном архиве Ильиных, поступил в МГУ в 2007 г. с оставшимися неразрезанными страницами. Труд вдохновительницы "военно-полевого богословия" (прозвище работ мужа) страшил реконструкторов "православного возрождения РФ", и полвека спустя*!
  
   "Борьба с фашизмом" крепчает, по мере удаления 1945 г. (временнОе выражение пространственно-временного закона "Чем дальше в лес, тем толще партизаны") [см. Н.Н.Никулин "Воспоминания о войне"]. И если "Моя борьба", запрещаемая "судом" РФ, не просто закупалась СССР, но и, переведенная К.Радеком, пиратски издавалась для нужд идеологических работников, - то книге, противоставшей пангерманизму, писанной по-русски и адресованной историкам, воздана честь выше, чем трудам А.А.Гитлера. Ее не допустили и в отдел специального хранения!
  
   "СОМНЕНИЕ, присущее доныне многим русским людям, связано в русской душе с подорванным чувством НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОИНСТВА. В этом и скрывается первопричина норманского учения", - ставит диагноз национальной болезни Наталья Николаевна Вокач (28.05.1882 - 30.03.1963).
  
   В 2000-х И.А.Ильин сделался любимцем кремлевских спичрайтеров - узнавших из горбачевской периодики его антисоветскую публицистику, не подозревая, что не менее резко философ определял "свободное" (по К.Попперу) - релятивистское общество и его апологетов-антифашистов [http://iljinru.tsygankov.ru/works/vozr170533full.html], правящих РФ.
  
   03.10.2005 - заглушая шумом "империи лжи" память о военном перевороте 1993 г. - московская хунта провела шоу перезахоронения Главнокомандующего Вооруженных сил Юга России А.И.Деникина с супругой. Шоу отличалось редкостным цинизмом, к присутствию на нем не был допущен ближайший родственник Антона Ивановича, оказавшийся советским офицером, полковником вооруженных сил Российской Федерации и членом Компартии. Свойства восприятия требовали составить ряд Белых вождей, "посмертно братаемых" с вождями Лубянки. Полагалось, на пару с Деникиным, переместить прах П.Н.Врангеля, отравленного ГПУ в 1928. Но барон имел идейных зарубежных родственников, они (в отличье от инфантильных деникинских) не допустили кощунственных манипуляций кремлевских шаманов. И в последний момент, в месте, отведенном (ре-)конструктивистами чете Врангелей, лег прах четы, лишенной влиятельных заступников. Законно ли?
  
   Знакомство с сочинениями Ивана Александровича Ильина (16.03.1883 - 21.12.1954) ставит в недоумение. Где корень этих мужественных стихов в прозе, ученого, по завету Ломоносова "не бывшего в холопьех у самого Бога", в Швейцарию бежавшего из административной ссылки, из-под гласного надзора нацистов, но не менявшего оценки их противников [Ильин "О фашизме", 1948 (http://patriotica.narod.ru/)]? Они не вяжутся с обликом невзрачного человека (портрет Нестерова приукрашивает его), очень слабого полемиста, будучи идеологом РОВС, проигрывавшего публичные споры богоискателю-декаденту - проповеднику социализма с "элитарным" неравенством (мечта идеологов РФ), прозванному оппонентами Белибердяевым.
  
   Боевитость в споре - это признак убежденности внутренней, душевной, отсутствие ее выдает неполную, лишь умственную (спекулятивную) искренность.
  
   Труды изумят вовсе, знакомящегося с известиями, что в молодости сообщник революционных террористов [см. Собр.Соч. в 10 тт., М., 1993, т.1, с.6], автор был принят в ложу, а родство со стороны германской матушки ныне бы ему предоставляло израильский паспорт [Н.П.Полторацкий "Россия и революция", Тенефлай, 1988]. Масоны дают агентурную легенду, но не вдохновение ума и воли! А по собственным знаниям, Ильин оставался интеллигентным обывателем. Цитата "Сопротивления злу силой": "На лице Иуды, Ричарда III, папы Александра VI и Малюты Скуратова всякий сознанием своим прочтет..." Оставим Ричарда - персонаж английской литературы (фейк, созданный победителями настоящего Ричарда), но где Ильин мог видеть лицо Григория Лукича Скуратова? Погибший при взятии Пайды, ведя в атаку сошных мужиков и дворянских послужильцев (сами феодалы, брезгуя спешиваться, на приступы не ходили), Малюта не заказывал портретов, его изображение неизвестно...
  
   Источник вдохновения яснеет, если текст сопровождают фото, с женщиной, ставшей Музою ученого, с ее античным, по-римски строгим и волевым, чуждым сексапильности ликом. Напр., см: 1914ww.ru/biograf/bio_we/vrangel_pn.php, - где чету засняли рядом с П.Н.Врангелем и Сергеем Кречетовым (Соколовым) - организатором Братства Русской Правды. Последнее имя мало что скажет, хотя поэт и издатель, доброволец 1914 г., после тяжкого ранения в Августовской битве и 3 лет плена сотрудник политической службы правительства Юга России, биографией савинковец Соколов затмевает монархиста Гумилева. Боевая организация созданная им, П.Н.Красновым и герцогом Г.Н.Лейхтенбергским, - где состояли А.Амфитеатров, В.Бурцев, А.Вонсяцкий, - ныне старательно истирается со страниц историографии [О.Будницкий "Последний литературный проект С.А.Соколова", НЛО, N6, 2003], но в 1920-х она "держала в страхе актив пограничных областей Совдепии".
  
   Изолировавшись от барских организаций, БРП не знало провалов равных "Тресту", ГПУ не удалось внедриться в его руководство; и казачьего генерала Краснова (в отличье от Дутова, Анненкова, Врангеля, Кутепова, братьев Булак-Балаховичей, Миллера...) антифашистам удастся уничтожить лишь в 1947 - с братской помощью англо-американцев. Потому, даже те скупые известия, что появились об этой группировке русских националистов на Западе, в управляемых СМИ РФ не воспроизводятся.
  
  
   Национальная гордость великороссов - видевших преступления чекистов Вихмана и Джонсона (Одесса), Саенко (Харьков), Гагена, Надя и Землячки (Севастополь), Золотой Ножки (Петроград), не допускала мира с "борцами с фашизмом". Война русских боевиков с коммунистами благословлялась братией Почаева - цитадели Русского православия на Волыни ["Братская памятка", изд. 1 Томпсон. Конн, 1932]. Не с УПА, украинцами-фашистами, оперировавшими до 1939 г. в Польше, а с "неграми [Джонсон] преклонных годов, русский выучившими, за то, что им разговаривал Ленин"! Братству адресованы послания главы Русской Православной церкви (зарубежной), напр., 1930 года: "...Я, смиренный Антоний, митрополит Киевский и Галицкий, старейший из Русских архипастырей, находящихся волею Божией на свободе от красного плена, возвышаю свой голос, дабы возвестить Русскому народу:
   <...> Первее же всего, благословляю оружие и боевую работу всенародного Братства Русской Правды, которое уже немало лет словом и делом ведет борьбу против Красного сатаны во имя Бога и России" [там же].
  
   В июле 1932, когда на Западе шла печатная травля "экстремистов", предстоятель РПЦЗ обращается к Верховному Кругу братства: "Любезные во Христе Братья Русской Правды с вашими сотрудниками! Сегодня я получил Ваше дружественное послание с выражением мне благодарности за молитву и сочувствие. Общую молитву за подвижников Русской идеи я посильно возношу постоянно.
  
   <...> Светлая надежда на победу над врагами д.б. в Ваших православных сердцах, в уверенности что с Вами души всех Ваших честных соотечественников, которые с нетерпеливым любопытством следят за ходом Ваших дел, радуются Вашим успехам и молятся о Ваших душах, как усопших, так и здравствующих, а особенно за раненых соратников, желая им выздоровления и возвращения в ряды сражающихся героев!" Слова владыки следует знать, дабы не впадать в ошибку, отождествляя русскую государственность с фигурами профессора Собчака, профессора Дугина, профессора Януковича и прочих российских профессоров...
  
   РОВС сторонился "мужицкого" БРП, нацелившегося на развязывание антибольшевицкой войны снизу, и Врангель входит с ним в контакт лишь в 1927 (из-за трений в самом РОВС с А.П.Кутеповым). В сей миг, его и С.Кречетова камера ловит вместе с Иваном Александровичем и Натальей Николаевной, по-женски вынырнувшей на 1-й план своего ряда.
  
   ...Окончив словесное отделение Московских Высших женских курсов, похоронив отца и пронеся годичный траур, ученица Ю.В.Готье венчалась с выпускником юрфака Иваном в венерин день - пятницу 27 августа 1906 г., перед предпразднованием усекновения главы Предтечи (праздник церкви ее родины, села Ивановского Богородского уезда).
  
   Евгения Лубны-Герцык вспоминает: "Двоюродная сестра не была нам близка <патриархальный род Вокачей отвергал порвавшего с буржуазной средой эсдека Ильина>... Умная и молчаливая, она всю жизнь делила симпатии мужа, немного ироническая к его горячности. Он же благоговел пред ее мудрым спокойствием. Молодая чета жила на гроши, зарабатываемые переводом: ни он, ни она не хотели жертвовать временем, которое целиком отдавали философии. Оковали себя железной аскезой - все строго расчислено, вплоть до того, сколько двугривенных можно в месяц потратить на извозчика. Концерты, театр - под запретом, а Ильин страстно любил музыку и МХАТ. Квартирка (две маленькие комнаты) блистала чистотой - заслуга Натальи, жены".
  
   Чета интеллектуалов - неправомерно забываемая, на фоне декадентов Гиппиус и Мережковского (с Философовым...) - зарабатывала гуманитарным трудом, вместе ими переведены, напр., работа Зиммеля "О социальной дифференциации" [М., 1908], Эльсибахера "Анархизм" [М., 1919], также два первых трактата Ж.-Ж.Руссо, оставшиеся неизданными. Свои научные и искусствоведческие работы Наталья печатает под девичьей фамилией: "Зигварт и проблема логики" (1911), "Ботичелли" (1915), "Орион" Пушкина" (1928), "Домовой" (1930); думается, многие тексты, подписанные мужем, суть плод взаимного труда. Тале, как звал он жену, обязан сын столичного адвоката, космополит и схоласт, превращением в русского националиста!
  
   В 1911 супруги выехали на стажировку за рубеж. Таля не зря родилась в Волчьем роду. Москвич, Ильин её словами вспоминает о поездке в Бретань: "...Я увидел море впервые в Венеции, в Лидо, и после двухчасового общения с ним трудно было уходить. Тогда-то мы и решили поехать непременно на океан, он должен давать какую-то древнюю, первую мудрость, и известные СОМНЕНИЯ Д.Б. СТЕРТЫ. Есть пределы на которых "нельзя" и "неизбежно" должны утрачивать непереносимость". Крещеная во имя св.исп.Натальи - подруги мч.Адриана, как Морская царевна Садко, она повела мужа назначенным путем.
  
   В 1918-1921 гг., гласно отрицая победившую идеологию, супруги остаются в столице, Ильин арестовывался шесть раз, дважды получая смертный приговор, не исполненный, ибо работы о Гегеле (создатель философского фундамента марксизма) знал и ценил вождь партии. Сейчас известно - свидетельствуемое генералом фон Лампе, хотя новейшие статьи всячески замалчивают это, - что, чуждые красного этатизма (ложно именуемого "патриотизмом"), с декабря 1917 г. Ильины были связаны с подпольем Добровольческой Армии. И если ВЧК не раскрыла чету (при таких уликах ученые заслуги не имели б силы), это должно отнести к аккуратности, спокойствию и волчьей хватке дочери Сербского народа.
  
   Не сумев уличить в контрреволюции, вредных "интеллигентов", непонятно уважаемых Лениным, чекисты присоединили к декадентскому обществу, направленному на "философский" пароход.
  
   2.Военно-полевая историография
  
   Русские отделения истфаков, формируя историографию СССР и РФ, играют особую роль, потому, традиционно, прием туда нацбольшинства ограничен. И в плане мировоззрения, отношения к Отечеству, интересно сравнивать работы академика (1939 г.) Ю.В.Готье - с трудом его верной дореволюционной ученицы, лишь на него (из историков послеоктябрьских) ссылающейся, изданным - вне СССР.
  
  
  
   "Уже двести лет тому назад известно было о стародавней поре многое, что могло бы разрушить такие представления; уже знали о торговых путях, пролегавших по России VIII в. из внутренней Азии к Балтийскому морю и через Пермский край к морю Северному. Но Шлёцер признал это известие ненаучным и "чудовищным". Он сомневался даже в подлинности договоров Руси с греками, потому что они опровергали его утверждение о позднем начале русской исторической жизни. Он сомневался и в подлинности "Слова о полку Игореве", потому что такая поэзия могла расцвести лишь после долгого периода культурной жизни. Некоторые русские ученые, современники Шлёцера, в том числе Ломоносов, указывали не раз, что веские основания заставляют признать стародавность русского племени и русской культуры. Но иноземные исследователи нашей жизни получили нежданную опору в самой летописи. Их взгляды удивительным образом совпали с наивным рассказом древнего летописца о быте славян в какие-то очень отдаленные времена: "А древляне ядаху вся нечисто, и брака у них не бываше, но умыкиваху у воды девиця. И радимичи, и витячи, и север один обычай имяху: живяху в лесе, якоже всякий зверь...". Начало русской христианской культуры было для "Повести временных лет" началом русской жизни. Составитель летописи, в простоте своей, был уверен, что до этого на нашей земле ничего или почти ничего не было; он начинал свою хронику, по выражению Забелина, с пустого места. Мысль о дикости или младенчестве восточных славян была принята без спора из немецких рук и некоторыми русскими историками, принята вопреки бурному несогласию с нею Ломоносова. Погодин создал на том же воззрении свою фантазию о "норманской культуре", и оно превратилось ...в застывшее, банальное лжезнание, повторялось русским обывателем" [Ильина, гл. 10-я]. В ХХI в. масонская мысль углУблена: эпоха дикости доводится не до 862, а до 989 г. Не исключен, ввиду столичного положения Киева в Древ.Руси, дальнейший ее перенос историками РФ: в эпоху позже 1240 г...
  
   В 1931 депутат Польского сейма С.Мацкевич после поездки в РСФСР изумленно восклицал: "Откуда появился такой народ, который, господствуя на территории бывш.Российской империи, по праву действительно доминирующей силы, направляет ныне все усилия на то, чтоб эту свою силу подорвать, территорию своего государства искусственно сузить и, наконец, на то, чтобы перевес был на стороне других народов и народцев?" ["Наше время", Вильна, 29.05]. В Совдепии - созданной на руинах Руси и на волне пораженческого пафоса 1914-1921 гг, разрушившего Её, когда бережно реставрировались первобытные государственности, некогда поверженные Ею (Поволжская Германия, Поволжская Венгрия (Башкортостан), Татарская АССР: Золотая Орда, Казахская АССР: Большая Орда, Крымско-Татарская АССР: Крымское ханство), - "...норманизм как обоснование интернационализма занял в 20-х главенствующее положение. Не случайно в СССР в 1928 г. устроили пышное чествование норманиста Томсена" [А.Г.Кузьмин "История России с древнейших...", кн. 1-я, 2002, с.82]. В 1940-х, логикой событий, этому появилась препона. И в отсылках ученых трудов стали называть имя С.А.Гедеонова, доказательно раскрывшего корни русской цивилизации [Гедеонов "Варяги и Русь"]. Но в 1950 организуется дружественное Родине Социализма германское государство (с циркулем в гербе), должное поглотить Германскую Европу (план, препятствование которому Берии повлекло его убийство) [см. Ю.И.Мухин "Убийство Сталина и Берия"], - ГДР, чьи земли, однако, исторически не были немецкими. Соответственно, имя Гедеонова с книжных страниц пропадает вновь.
  
   Русская валькирия квалифицирует доктрину: "Изучая док-ва норманнской гипотезы, читатель убеждается, что её утверждения отнюдь не исходят из существа исторических событий...
  
   Те факты и свидетельства, на которые ссылаются норманисты, извлечены из неисчерпаемого жизненного многообразия протекших времен, как необходимая защита учения, созданного ПОМИМО исторических фактов и утвердившегося на другом основании. Замечательно то, что живучесть норманнской теории не страдает от самой сокрушительной критики её доказательств; так же мало пошатнула её научная критика летописного текста, послужившего исходной точкой... Этот удивительный факт объясняется не достоинствами теории, но тем, что она черпала свою силу не столько в изучаемом реальном предмете, сколько в общем воззрении на восточных славян, ПРЕДВАРЯЮЩИМ самое изучение. ...Представление о "дикости славян" не было вызвано углубленным изучением древности; его поддерживало упрямое желание, чтобы так было" [Ильина, гл. 10-я].
  
   Издана Н.Н.Вокач на родине оказалась лишь в 2010 г. - в столице, в сборнике ИРИ РАН "Изгнание норманнов из русской истории" (М., п\ред А.Н.Сахарова и В.В.Фомина), и в Петербурге, отдельной книгой, издательством "Белые Альвы" и редакцией газеты "Потаенное" [http://www.zrd.spb.ru/ilina.htm].
  
   Унижение нацбольшинства России - простираемое в самые Ее корни, вызывается из небытия - необходимостью господства над большинством, людей, к Телу русского народа не принадлежащих. Научное направление оказывается, на поверку, не наукою, а присвоившей сей статус полит-технологической операцией! Знаменательно, что она нечувствительна к смене общественных формаций, случавшейся в 1861, 1917, 1937, 1993, что азиопская идеология, провозглашаемая теперь, тоже с нею ужилась.
  
   Но ранее историков, книга нужна тем, кто оперирует образами русской сказочной литературы - воспроизводящимися в детских изданиях "адаптировано", без понимания смысла, хотя несущими глубочайшую, отнюдь не "сказочную" семантику. В редакции "Потаенного" книгу пока еще [http://www.zrd.spb.ru/news/2014-03/news-1111.htm] можно заказать!
  
   Оценим слог автора, ч.3 "Тайна Руси": "Вера в небесный напиток создала в мифологии арийских народов образы птиц, которые или охраняют его у древа жизни или охраняют им природу; за ними скрываются иногда боги или богини. Птицей могла обернуться и русалка, причем превращалась в крылья ткань её белых покрывал. ...Самая способность водяных нимф превращать свои одежды в крылья нашла отзвук в сказке о Морском Царе и Василисе Прекрасной.
  
   ...Если южно-славянские предания помнят о вилах, являющихся в образе белых лебедей, то наши сказки сказывают о лебедь-птице, красной девице, выплывающей из морской глубины. ...Птицы, обличье которых принимает русалка, появляются в древних мифах, как носители света и живой воды или как стражи у источника огня и влаги. Лебедь приносит весною лучи солнца или золотые яблоки, полные чудесным соком, возвращающим молодость; кукушка, вестница весны, зимою живет в раю у древа жизни и хранит ключи от входа в эту обетованную страну. Представления о небесном рае, где мировое древо раскидывает свои медоточивые ветви, где ночует и зимует солнечный бог, соединяют образ русалки, хранительницы напитка бессмертия, с образом лебедя. По народному поверью, молодому солнцу прислуживает солнечная дева, умывает, убирает его и поет ему песни, тогда как в одной из русских сказок рассказывается, что в дивьем, т.е. в небесном царстве зреют моложавые яблоки и живет царь-девица Лебедь, охраняющая влагу бессмертья". Сравним это с беллетристическими пересказами мифов эллинских - Куна, Шваба, Зелинского и т.п. Благородство, целомудрие чувств, мужество - это то, что из моралистической проповеди не родится, так же, как из фарисейских законнических требований. Впитывается они лишь с художественными образами, убедительными для внемлющего. Поэтому, напр., Гомер, А.Дюма, П.Ершов великие художники (а Ф.Достоевский - нет).
  
   3.Тайна Руси
  
   Острота вопроса "норманнского" подогревается вопросом, раскрытым в 1950-х С.Я.Парамоновым: "Пишущий эти строки 9 раз бывал в Крыму в период 1923-1941 гг., путешествуя часто пешком в самых глухих уголках, но ни малейших следов "готов" там не обнаружил" [С.Лесной "Откуда Ты, Русь?", 1995, с.147]. Украинский ученый цитирует письма акад. Петра-Симона Палласа (экспедиция 1793-1794 г.) и шведского ученого, проф. Геттингенского и Петербургского университетов Йогана Бекмана (1739-1811), не обнаруживавших готского языка в Тавриде, ни живого, ни в топонимике, ни следами в татарских диалектах, приводя ссылку последнего на проф. Гаккета: "Я могу заверить, что многие евреи, которые имеются повсюду в Понте, принимаются за древних немцев или готов". - То, что считали "древнегерманским", на самом деле было "идиш" [там же], - было сколком Хазарского каганата, после его разгрома Святославом Киевским, истребления таврических диаспор Олегом Черниговским.
  
   Стирание истории Ига, неприятно намекавшей на современность, сокрыло фундамент Русской государственности: "Жизнь славянских племен еще до IX в. была подготовлена для органического создания государства. IX в. сделал это государство необходимым, потому что только крепкая политическая организация могла разрешить жизненные задачи славяно-русского народа. ...На севере из-за моря славянам угрожали норманны, на юге хазары стесняли их торговое движение к южным морям. ...Организованное единство киевских и новгородских славян стало неотложным и настойчивым зовом времени" [Ильина, гл. 10-я]. Открытия подтвердили тезис: норманны пустошили в Х в. берега Европы, лишь подвизаясь наемниками хазарских маркитантов [см. Л.Н.Гумилев "Древ.Русь и Вел.Степь"]. В 850-х - 890-х гг. по берегам Волги, до Валдая и Ладоги, полыхает война, после нее путь, маркируемый кладами дирхемов, ветвится в обход Ниж.Волги (Хазарии).
  
  
  
   Логика исследователя [см. Ильина, гл. 6-я], владение аппаратом ученого-историка были у Наташи Вокач безупречны, и она с блеском пользуется ими. Постулат германства варягов стоИт на летописных статьях 859 и 862 гг.: "В первом тексте мы читаем, что заморские варяги брали дань с племен славянских и финских... О том, к какому племени принадлежали эти варяги, не сказано ничего. Во втором тексте летопись сообщает что варяги, получавшие дань, изгоняются за море и лишаются дани; через 3 года славяне и финны ищут себе князя у заморских варягов, и эти призываемые варяги называются русью, подобно тому, как другие варяги называются шведами, еще другие норвежцами, англичанами, датчанами. Что же узнаем мы из слов летописца о варягах-руси? Мы узнаем что славяне и финны, призывающие их на княжение, идут к ним за море. Место, откуда призваны князья, остается неопределенным, потому что выражения "из-за моря" или "за море" могут относиться к разным странам. Иногда такое выражение указывает на Скандинавию [1122 г.], в других случаях на остров Готланд [1130 г.] или же на Финляндию [1311 г.], наконец, подобное же выражение может относиться и к Германии [1237 г., 1209 г.]. Мы узнаем далее из текста летописи, что призванные варяги принадлежали к особому племени по имени русь. В самом деле, русь противопоставляется другим варяжским племенам, называемым иначе, а именно шведам, норвежцам, англичанам, датчанам, и этих других варягов, очевидно, не следует смешивать с нею. Так как норманнами издавна принято называть шведов, норвежцев, датчан, иногда англичан, то мы заключаем: летописец, указывающий на русь как на особое племя, стоящее вне группы норманских племен, не относит эту русь к этим племенам, т.е. к норманнам. Мы не ожидали этого вывода: мы не сразу ему верим и стараемся узнать из той же летописи еще что-нибудь о "варягах-руси". Но... она больше не говорит о них. Что же это значит? Если в словах летописца нет ничего о норманстве "варягов-руси", а многие исследователи выводят из его слов норманство этого загадочного племени, то мы вправе положить, что их чтение - не просто чтение, но толкование прочитанного.
  
   ...Что все варяги были германцами, а именно норманнами, есть убеждение, вполне независимое от русских летописей! Оно-то, незаконно, вопреки логике, вторгается в их тексты, сплетается с ними и прячется между строками древних воспоминаний. Чуждость этого суждения летописному рассказу обнаруживается, наконец, с полной очевидностью у самого родоначальника норманской системы. Германский ученый Байер, одаривший русскую науку и норманской теорией, и главными доказательствами ее верности, совсем не изучал русских летописей" [там же, гл. 1-я].
  
   Град "Варенжь" в действительности стоит на Волыни [И.П.Филевич "Угорская Русь", Варшава, 1894, с.8] - в стране с кельтским (Галич, Галац = Галатия; Воля, Волин = Валлис), а не с германским прошлым. Ян Длугош назвал его местом гибели Олега Древлянского (977 г.), цитируя русские летописи, доступные в его время. Мы знаем этот город под именем Вручий (современный Овруч), видя основу: от глагола варяти (кипеть; предводительствовать). А рукопись Длугоша была древней: в ХIV - ХV веках юсами (-енжь) не пользовались. Латиница лишена кириллических мягких гласных, и спустя век-два польские хронисты Меховский и Стрыйковский транслитерируют списки поновленные, но тоже отличные известных нам: Варажь [А.Рогов "Русско-польские культурные связи...", М., 1966, с.55].
  
   Их рукописи-источники к ХХ веку были уничтожены "братьями", завладевшими академической системой [см. В.Пигалев "Баженов", 1980, с.с. 122, 126, 162]. Но, называемое Натальей, "народное предание нашего Севера помнит о воеводе Волите-Варенте, т.е. лютиче-варяге <лютичи - "потомки волков", лехитское племя>, который жил на Ледовитом Поморье в Волотовом городище, называемом Варангским" [Ильина, гл. 4-я]. Похожее место есть в Новгороде: Волотово поле [там же]. В прошлом судоходству покровительствовали волки(!) - и ходатаем судоходцев сделался Никола, уроженец Мир Ликийских (Мир Волчьих).
  
   "После того как критики "Повести..." обнаружили произвольность некоторых ее положений, на внелетописные доводы легла почти вся тяжесть "норманской системы". Мысль о норманстве всех варягов, вообще, была поддержана лингвистическими соображениями: варяги норманны потому, что слово "варяг" - норманское, оно происходит от шведского слова wara=oбeт, присяга через предполагаемую форму waring=воин, принявшей обет. Эта лингвистическая догадка почему-то получает нередко форму доказанной истины. Между тем существуют и другие попытки объяснить нашего загадочного "варяга". Так, Шахматов полагает, что русский "варяг" и греческий "варанг" восприняты от переделки аварами имени франков, а Гедеонов находит у славян Варяжского моря живое слово германского корня varag, warang=мечник, от которого может быть произведено, грамматически правильно, русское слово "варяг". Осторожный читатель чувствует себя в праве заключить, что шведское происхождение слова "варяг" вовсе не доказано, тем более, что в скандинавской письменности соответствующее слово vaeringjar появляется впервые в связи с 1020 г. (сага о Болле Боллисоне) и применяется лишь к норманнам, поступившим в варангский корпус Византии, а в наших летописях мы уже встречаем упоминание о варягах в записях, связанных с IX в.
  
   ...В Сказании о Мамаевом побоище говорится о дунайских варягах в дружине князя Дмитрия Ольгердовича. Одна из новейших летописей упоминает о варягах, живших еще до основания Киева на берегах Теплого (т.е. Черного) моря. Свое профессиональное значение слово "варяг" сохранило и в настоящее время: в народном языке Архангельской губернии "варяжей" называют купца-заморца, в Тамбовской губернии "варять" означает заниматься развозной торговлей по селениям, а в Московской губернии "варягом" зовется мелочной "наезжий купец, разнощик..." - пишет Ильина [гл. 2-я]. Поддержим! Норвежцы достигли п-ва Рыбачий - забыв о своих древностях (хранимых лишь в Исландии), в ХIV в., когда давно не было корпуса варангов в Царьграде. Но залив ими нарекается Варангер-фьорд, именем городища Варента. В новгородском говоре уже не было носовых, слово было взято из речи суздальцев, потомков другого лехитского племени - вятичей, шедших к Студеному морю по Сев.Двине, через Устюг.
  
   Археологи атрибутирующим признаком видят фибулы ряда типов, в частности, скандинавского: "скорлупообразного". И в книге Ильиной приводятся материалы ген.-майора Н.Е.Бранденбурга, классика Новгородской археологии: лишь одна из трех разновидностей сих фибул такова генетически, остальные суть неумелые подражания, и датированы фибулы моложе, нежели "призвание варягов" [там же, гл. 9-я]. "В Швеции, в могиле викинга (VIII - IХ в.) найдены предметы конского убора, украшенные орнаментом, сочетавшим восточные мотивы и мотивы эмалей IV - V в. Этот смешанный стиль получил название "скандинавского". Между тем, еще в VI в. изделия этого типа встречаются в Венгрии, а еще раньше, в III - IV в., конские уборы того же стиля выделывались в Полоцкой земле [ссылки]. Точно так же присутствие в насыпи кургана костей коня или остатков ладьи еще не убеждает в том, что эта могила норманнская: конь был религиозно чтим и у славян, и у финнов; по древней славянской вере, души, отправляясь в рай, переезжали на коне через огненный поток, отделяющий землю от неба [ссылка]. ...Ладья также была нужна на длинном пути в райские селенья <нава (откуда навий), по-старочешски - могила, слово того же корня, что и лат.навис: корабль (Ф.И.Буслаев)> - верование, пережитки которого сохранились, между прочим, в обычае раскольников выдалбливать гробы из цельного дерева" [там же].
  
   Старая школа знакомила учащихся с арийской традицией - с несколькими классическими и живыми языками, с древними памятниками их словесности, - открывая нюансы, невидные гомо советикусам: "В Русской Правде есть закон: "Аще кто поедет на чужом коне, не прошав его, то положити 3 гривне". Шлёцер указал на сходство этого закона с законом ютландским, как на следствие норманства наших князей. Карамзин, разделяющий эту точку зрения, пишет: "Сей закон слово в слово есть повторение древнего ютландского и еще более доказывает, что гражданские уставы норманнов были основанием российских". Однако в примечании историк добавляет, что "ютландский закон новее Ярославова", т.е. появился позднее русского; "но сие сходство доказывает, что основанием того и другого был один древнейший закон скандинавский, или немецкий". На самом деле оказывается совсем другое. Уже в первой половине VIII в. в Византии был составлен свод законов, так называемая Эклога; в IX в. вышла славянская переделка этой Эклоги, "Закон судный людем", которая и появилась на Руси в виде дополнения к Кормчей. В "Законе судном" есть постановление: "Аще кто без повеления на чужом коне ездит, да ся тепет по три краты" (т.е. получает три удара); Русская Правда приняла это постановление, но телесное наказание заменила штрафом. Кто же у кого заимствовал?" [там же, гл. 3-я]?
  
   4.Русский Видовдан
  
   Невры имеют скифские обычаи. Они покинули родину из-за змей, напавших на них, за поколение до похода Дария. ...Скифы и живущие в Скифии эллины утверждают, что, ежегодно, невр обращается в волка, а затем возвращается в человеческий облик. Я не верю рассказам, но так говорят, удостоверяя клятвой (Геродот, IV, 105)...
  
   Великое прошлое не кануло в нашей земле, оно вросло в карту Великого Новгорода, подмечаемое теми, кому Русь была отчизной, кто узнает звучание родственных слов. Н.Н.Ильина указует русичам ХХ века: "В древнейшей части города, названной Славно, пролегали улицы Варяжская и Нутная; тут же протекал ручей Витков; в Славне было и место торга, под 1156 г. Новгородская летопись сообщает: "поставиша заморстии" (венды) "православную церковь святыя Пятницы на Трговищи". На том же берегу в "городище" жили князья. Против Славно на западной стороне реки был построен кремль; там же пролегали улицы Прусская и Росткина. Под 1165 г. летопись сообщает, что здесь, на улице Редятиной построили "церковь Цариця Щетициницы". Известны кроме того в Новгороде улица Бискупля, урочище Волосово, а в 12 верстах от города есть село <К->Ракомо <ср.: Краков>; оно расположилось между оврагом и рекой Веряжею" [Ильина, гл. 4-я].
  
   Иные вещи, недоступные жертвам русскоязычной школы РФ (существующей для оболванивания туземцев), НЕОБХОДИМО знать ГРАЖДАНИНУ. Напр.: "Торговые сношения вендов с восточным славянством установились издавна; в VIII-X вв. их укрепляла оживленная торговля с арабами через Русь, а после покорения Вендской земли немцами торговые связи южной Прибалтики унаследовал союз ганзейских городов.
  
   ...В истории балтийского славянства можно найти целый ряд данных, говорящих об его колонизаторской предприимчивости. Непрестанные нападения немцев и датчан, особенно опасные для городов побережья, а также соблазны моря давно сделали вендов превосходными воинами-моряками. Как торговцы и как пираты, они появлялись в землях далеких от их родины: поселения велетов известны в Голландии (Вильтенбург - Утрехт) и на Британских островах (Вильта, Вильтон, Вильтенир). Хроника немецкого летописца Гельмольда сообщает, что вагры даже владели каким-то отдаленным народом. Арабский писатель Идриси (Нубийский географ) сохранил темное предание о выселении целого рода славянских князей из балтийского Поморья в глубину европейского материка " [там же]. Это звучит неожиданно: имя велетов-лютичей (Волчьих детей) - из русского общеобразовательного курса исчезло.
  
   В учебнике школьник найдет лишь неких - означенных географической кличкой "восточных славян" (противопоставляемых "южным" и "западным"), вместо имен славянских народов. Эта ОККУПАЦИОННАЯ терминология показалась бы дикой новгородскому летописцу - донесшему нам термин "славяне", одинаково противополагая его "Руси" - суздальцам (московитам) и киевлянам (объединяемым по критерию приверженности деспотизму...). Кличка лишена фактического наполнения: славянские говоры межевались по широте, лингвистически делясь на северные и южные [см. Гедеонов, гл. 9-я].
  
   Так народы-предки были обезличены, лишенные имен собственных, согнанные в безликую массу "географических славян". Текущее внешнеполитическое деление, уложенное в основу анонимной "восточнославянской" химеры, - совокупность славяноязычных регионов, принадлежащих Российской империи и СССР, - для Х века не имело смысла. ЯзЫки не подчинялись генсеку КПСС (даже отождествляя с ним хазарского кагана) по территориальному признаку века ХХ - актам Ялтинской конференции 1945 г.! По сути, название равнозначно понятию "восточные окраинцы". Но после "реформ" кириллицы - когда перестало видеться, что термин "оукраiна" антонимичен к ЗАкраiне ("Дикому Полю"), а не "центру", понятие УкрАйны (правильная трансляция "оукраiны"), насаждавшееся властями Австро-Венгрии, справедливо стало казаться оскорблением, и был востребован фейк об этносе "укров" - ныне проповедуемый уже не масоном Грушевским, а чекистами Гиркиным, Просвириным, Дугиным (и прочими борцами за дело Ленина - Путина).
  
   Высвечивая подлинные отеческие имена, сродница баронов де Витт, Наталья чертит пути предков: "По материку, соединявшему западные и восточные славянские племена, легкими признаками намечается путь прибрежный. Предание вспоминает о поселении вендов по реке Виндо в Курляндии и о славянских поселках по Чудскому берегу Балтийского моря в 825 г., напр. Василки, Витки и др..." [Ильина, гл. 4-я].
  
   Мы знаем производные топонимы, несущие имя св.Витта (до христианизации - бога Свентовида, чей день падал в те века на Летний Солнцеворот), в русских календарях именуемого "святой Вита" (15 июня ст.ст.), скажем, знаменитые Витославицы под Новгородом. Но осознать величие этого имени можем, лишь видя его совокупно, на просторе Европы. Открывая исчезнувшую в РФ историческую реальность, Ильина пишет: "Сходство древнего новгородского наречия с наречием западнославянским, напр., употребление слова пискуп вместо епископ, политического быта Новгорода с политическим бытом вендских городов (веча), варяжский нрав новгородцев (ушкуйники) <см. А.Широкорад "Русские пираты", 2007> - все это укрепляет предположение, что в Новгородской области жили и славяне балтийские. Имя Новгорода становится совершенно понятным, когда вспомнить о Старграде (Ольденбург) - даже не одном, а двух, находившихся на балтийском Поморье.
  
   ...Имя "Славно" является как бы последним звеном в длинной цепи подобных же названий: Словенск, Словуя, Словиск, Славогощ - указывающей путь на запад в землю вендов-славян (или путь от этих славян в Новгород). На одном из притоков Немана также был город Славно. Другие новгородские названия уводят еще дальше к городу Щетину, к острову Ругии с островом Виттовым и селением Витте, с городом Ростоком <ср.: Ростов> и Арконой. Нута - река в южной Прибалтике. Само озеро Ильмень созвучит вендской Ильмень-реке. И теперь она зовется Ильменау! Таких созвучий между Варяжской и Новгородской землей можно бы привести очень много. ...Если исследователь признает участие балтийских славян в жизни Новгорода, то ему откроется путь к истокам жизни Великого города" [там же]!
  
   До прорыва в море Невы - совсем недавнего, ибо быстрая река, прорыв путь через раздел Мги и Тосны, не успела спрямить русло и изогнуть его вправо - действием сил Кориолиса, уровень Ладожского озера, пресноводного от рождения [С.В.Калесник "Ладожское озеро", 1968], стоял гораздо выше. И Волхов - изливался вглубь материка, создав дельту, ныне парадоксально представляющую его исток из мелководного водоема Ильменя.
  
   Балтийские переселенцы - поднимаясь в озеро Нево (это иранское, сарматское название: "морской залив") протокой, образовавшейся 1,5 - 2 тыс. лет назад, и входя в следующую протоку - ладожане, предки новгородцев (ладога\лагода - зап.-слав.: радость), достигли Ильмень-озера - нарекая его изнесенным с родины именем выведшей их протоки: вещей Ильмень-царевны. Волхов, - отвечая на вопрос: "чей?" (от нарицательного "волхъ": волшебник), - это название уже усеченное, во времена христианизации, когда истреблялись имена, связанные с язычеством.
  
   По квазинаучной басне - насаждаемой армиями интернационалистов, топонимы Невской земли, в частности Ильмень, финские. Баснь эта живет, лишь по неведению народа о реке Ильменау (правый приток Лабы выше Гамбурга), - и баснью доныне русских третируют интернационалисты, как, якобы, "оккупантов". Но ильм (ulmus) - корень арийский, он есть в латыни (ильмы - род деревьев семейства вязовых); кроме ганноверского деминутивного топонима Ильменау, есть и речка Ильм (Ilm) в Тюрингии, известен Ульм на Дунае. А на Волге ильменями зовутся расширения русла: речные озера в местах замедления течения (ильмам действительно присущи наросты на стволе). И из уникальной былины, забытой сказителями, но с ХVIII в. хранимой сборником К.Д.Данилова, мы узнаем, как некогда обретал богатства Садко - "волжский сур", принеся жертву хлебом-солью великой реке, пришедший в Новгород и передавший братцу Ильмень-озеру поклон сестрицы-Волги, щедро вознагражденный водной пучиной.
  
   Место, где водовороты опрокидывали суда и где некогда приносились Русской Реке искупительные жертвы, известно, в ХVI в. его назвал Казанский Летописец. С 1552 г. здесь стоит Богородице-Успенский Зилантов монастырь, в некрополе которого погребены 800 воевод, дворян и казачьих атаманов, павших при покорении татарских ханств (в т.ч. правнук Р.Фьораванти, сын боярский Иван Павлович Аристотелев). А былина - намекает на реальные события. При владыке Илье (1-й архиепископ Новгорода), после походов на Волжскую Болгарию - с основанного ок. 1160 г. Городца Радилова (града Китежа), оплота войск Андрея Боголюбского, совершенных воеводой отца Изяславом Андреевичем и возвративших русским путь на Хвалынское море (Каспий), - весной 1167 г. гостем Содко Сытиничем (Садко) будет заложена огромная Борисоглебская церковь, до разрушения никонианами в ХVII в. ставшая 5-й доминантой Новгорода.
  
   Нам неведомы события лежащие за сим - несомненно, великие, ибо после воздвижения Никольского и Георгиевского соборов нарушать 4-доминантный ансамбль города считалось недопустимым, а Борис и Глеб - это династийные покровители, первоначально лишь князей Черниговских и Полоцких (враждебных Новгороду), и вплоть до 1160-х они оставляли равнодушными новгородцев. Илья, наряду с посадником Якуном, принадлежал черниговской партии Новгорода, при нем состоится знаменитая битва 25.02.1170 с суздальцами...
  
   Именно в церкви свв. Бориса и Глеба станут далее храниться мирские реликвии града - палицы Перуна, которому служили новгородцы до христианизации! Именно Борис и Глеб - в годы княжения Александра Ярославича начнут чтиться, как русские воинские споспешники (и именно в Новгороде)! О 2-й былине про Садко ("Садков корабль") - русского Орфея и русского Одиссея, в Восточной Сибири, куда новгородские эмигранты перенесли эту песнь задолго до Ермака* и в самой древней редакции, на Индигирке бытует поверье**, что пение ее способно переменять погоду: тихую - ветреной, а пургу - ясным солнцем. Но отсечение Руси от корней, содеянное в академической и образовательной системе государства российского, лишает разгадки эти великие тайны нашей земли.
  
   Знание об Ильмени Германской разрушает обе антинаучные псевдоисторические антирусские "этимологии" имени Ильмень-озера: и византийскую (лиман = ильмень), и туранскую - "финно-угорскую". В действительности, заимствование оказывается обратным, ИЗ славянской речи, подтверждая дореволюционные археологические данные, что финны приходят в Сев.Европу в один век со славянами [М.Бородкин "Краткая история Финляндии", 1911, с.7]. Но упоминать об этих топонимах в советских (постсоветских) справочниках, противу дореволюционных, старательно избегали, формируя вымышленную картину прошлого "многонациональной России", унижающую и умаляющую Русский народ. Их нет даже в Географическом энциклопедическом словаре [1989, с.184]!
  
   Многие мифы, знакомые обывателю по ветхим греко-римским редакциям, были живы - в фольклоре Руси, и Наталья Вокач открывает их читателю ХХI века: "Согласно легенде, записанной Геродотом в 450 году до P.X., ...на Скифскую землю упали с неба плуг, ярмо, секира и чаша, все из чистого золота. ...До сих пор миф о небесном солнечном золоте живет в памяти народной. "Ой, в поле, в чистом поле, там орет золотой плужок, а за тем плужком ходит сам Господь", - поет колядка Галицкой Руси" [Ильина, гл. 11-я]. Это предание, которое из историографии РФ, нацеленной на разжигание русско-украинской розни, было устранено. Но в Новгороде пахали сохой; и из труда Ильиной мы вспоминаем - в иных бытовых условиях - о том же самом, о том, что "...в былине Микула Селянинович пашет сошкой, присошечек которой сделан из красного золота".
  
   "Самый язык св.Писания, язык церковно-славянский (по всем древнейшим его памятникам) вполне убеждает нас своей чистотою и ясностью в выражении христианских идей, что славяне, уже с давних времен, привыкли на своём языке высказывать христианские понятия и имели уже готовые, чисто христианские выражения", - этою цитатою из диссертации Ф.И.Буслаева (1846 г.) - воительница Руси показывает древность славянской письменной культуры, не только возникшей, но и сложившейся задолго до св.Кирилла.
  
   Утратив живое знание, воспитанный казенной школой, русак теряет понимание не только прошлого, но самой отеческой образной системы. Вспомним эпизод - нет, не из английской пьесы "Сон в летнюю ночь", а из фильма "Живет такой парень": апокриф о Летнем Солнцевороте 1941 года. Шофер встречает голую женщину, та выдает деньги, требуя, чтоб тот купил ткань на платье, да чтоб не пропил. Советский люмпен, как водится, забывает угрозу, пропивая сумму, но его выручает законная жена, дав денег. Шофер везет заказ. "Ну, двое поехали с ним, чтоб убедиться: есть такая баба или нет. Едут. Не доезжая до того места с версту, эти два шофера уснули убойным сном. Спят, и всё. Уж тот шофер, который материю вез, толкал, толкал их, бил даже - ничего не помогает, спят! - а после самопроизвольной остановки машины и разговора с бабой, как оказалось, знавшей о пропитых деньгах, - ...Отъехал шофер с полверсты, те двое проснулись" [В.М.Шукшин "Киноповести", 1975, с.27]. Хозяйка объясняет герою Л.Куравлева, что это по стране ходила пред войною Смерть (начиная с Казанского Летописца, представляемая на Руси антропоморфно), искала ткань на саван, а молодая Пашкина подружка возражает [там же, с.45], мол, была то Любовь, а не Смерть.
  
   Профессор Московского ун-та Ф.И.Буслаев некогда рассказывал студентам, объясняя эти предания, что в русских поверьях русалка ( = фея в британских поверьях) имеет привычку расчесывать косу, сидя при источнике [Соч., 1861, т.1, с.234]. Застающий ее при высвобождении волос, - а точней, кому она за ним открывается - должен будет на русалке жениться, если не хочет просто умереть (тогда препровождаемый оскорбленной девой не в Ирий, Валгаллу, "грот Венеры" и т.п., - а в Навье царство, Ад). Потому, уберегаясь непрошеной славы (геройской гибели), русалкам жертвовали отрезы ткани. И потому, как говорит Наталья Вокач, "...Благодетелен приход русалки на землю, но встреча с нею самой, богиней райских садов, гибельна для обычного дневного сознания, не постигающего в ее явлении знаков нездешнего мира. Встретив русалку, человек неумудренный невольно повторяет ее вихревые движения ...и заболевает Виттовой пляской. Увидев над волною прекрасную богиню, поддавшись чарам ее песни, пловец спешит к ней навстречу и тонет в бурливой реке. Лишь вещий человек, на земле прозревающий неземное, безнаказанно любуется воздушно-легкими играми русалок и понимает их нездешнюю песнь" [Ильина, гл. 15-я].
  
   Представления, недоступные инородческому языкознанию (ищущему в древности "матриархат", "шаманизм", почитание "божества-"связывателя" и т.п. измышления профессиональных лингвистов), - Русской валькирии, слышавшей корни родного языка, - напр.: русый и рдяный, русло и руда (кровь), - были открыты столь же прозрачно: "Двойственное значение коренных звуков Р-С имеет в своей основе помысел о сродстве между огнем и влагой. Та же мысль, живая основа культа природы, отразилась и в языке русской народной поэзии, где огонь и вода (питье) могут указывать символически на одно и то же психическое состояние, на чувство любви" [там же].
  
   Р.Жданович, "Минуты Века", NN 10-11, 2014, N 1, 2015 (в сокращении)
  
  
   *Авторский экземпляр книги в составе эмигрантской библиотеки Ильиных, переданной в 2006 г. в дар МГУ, поступил в Москву с неразрезанными страницами. (здесь и дал.прим.авт.).
   **До Стоглавого Собора 1550 г. и насаждения в Новгороде московского устава.
   ***См. "Фольклор Русского Устья", Л., 1986.
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"